икона николы мокрого фото

Почему святителя Николая называют “Никола мокрый”? – чудо

икона николы мокрого фото. Смотреть фото икона николы мокрого фото. Смотреть картинку икона николы мокрого фото. Картинка про икона николы мокрого фото. Фото икона николы мокрого фото

икона николы мокрого фото. Смотреть фото икона николы мокрого фото. Смотреть картинку икона николы мокрого фото. Картинка про икона николы мокрого фото. Фото икона николы мокрого фотоПочему святителя Николая называют “Никола мокрый”? – чудо

Дорогие посетители! В некоторых храмах мы можем встретить образ Николая Чудотворца, который в народе называется – “Николой мокрым”. Это странное и интересное название пошло от сотворенного великим угодником Христовым чуда, которое мы и размещаем ниже.

Жили в Киеве муж с женою, имевшие единственного сына – еще младенца. Благочестивые эти люди особую веру имели к святителю Николаю и мученикам Борису и Глебу. Однажды они возвращались после праздника из Вышгорода, где находились святые мощи святых мучеников. Когда плыли по Днепру на лодке, жена, державшая младенца на руках, задремала и уронила ребенка в воду. Невозможно представить себе горе бедных родителей. В своих сетованиях они с жалобой и укором обращались особенно к святителю Николаю. Скоро несчастные одумались и, решив, что, видимо, чем-то прогневали Бога, с горячей молитвой обратились к Чудотворцу, прося прощения и утешения в постигшем их горе.

На следующее утро пономарь Софийского Собора в Киеве, придя в храм, услышал детский плач. Вместе со сторожем он вошел на хоры. Здесь перед образом святителя Николая они увидели лежащего младенца, всего мокрого как будто только что взятого из воды. Весть о найденном младенце быстро долетела до родителей. Они тотчас побежали в церковь и здесь действительно узнали в ребенке свое утонувшее дитя. Радостные они возвратились домой, благодаря Бога и Его великого Чудотворца. Образ же святителя, перед которым был найден утонувший младенец, до сих пор называют “Никола Мокрый”

Источник

Чудеса Святителя Николая Чудотворца: спасение утопающих

икона николы мокрого фото. Смотреть фото икона николы мокрого фото. Смотреть картинку икона николы мокрого фото. Картинка про икона николы мокрого фото. Фото икона николы мокрого фото

Святитель Николай спасает утопающего

По церковному преданию из Византии в Киев была привезена древняя икона Николая Угодника с мощевиком, у которой была найдена живая девочка, утонувшая в Днепре. После чудесного спасения младенца была написана икона Святителя Николая с младенцем на руках. В честь Николы «Мокрого» есть церкви в Ярославле и Муроме. Есть изображение Николая Угодника с ребенком на руках в Нижнем-Новгороде, в настенной фреске в крестильной Свято-Преображенского собора.

икона николы мокрого фото. Смотреть фото икона николы мокрого фото. Смотреть картинку икона николы мокрого фото. Картинка про икона николы мокрого фото. Фото икона николы мокрого фото

Икона Святителя Николая «Никола мокрый»

СПАСЕНИЕ УТОНУВШЕГО МЛАДЕНЦА

Жили в Киеве муж с женою, имевшие единственного сына — еще младенца. Благочестивые эти люди особую веру имели к святителю Николаю и мученикам Борису и Глебу. Однажды они возвращались после праздника из Вышгорода, где находились святые мощи святых мучеников. Когда плыли по Днепру на лодке, жена, державшая младенца на руках, задремала и уронила ребенка в воду. Невозможно представить себе горе бедных родителей. В своих сетованиях они с жалобой и укором обращались особенно к святителю Николаю. Скоро несчастные одумались и, решив, что, видимо, чем-то прогневали Бога, с горячей молитвой обратились к Чудотворцу, прося прощения и утешения в постигшем их горе.

На следующее утро пономарь Софийского Собора в Киеве, придя в храм, услышал детский плач. Вместе со сторожем он вошел на хоры. Здесь перед образом святителя Николая они увидели лежащего младенца, всего мокрого как будто только что взятого из воды. Весть о найденном младенце быстро долетела до родителей. Они тотчас побежали в церковь и здесь действительно узнали в ребенке свое утонувшее дитя. Радостные они возвратились домой, благодаря Бога и Его великого Чудотворца. Образ же святителя, перед которым был найден утонувший младенец, до сих пор называют «Никола Мокрый».

Слово «Мокрый» стало определением иконы. Древнейший образ Николы Мокрого, по преданию, сам уплыл в Новгород, а чтимый киевский список ушел путями Второй мировой войны за океан.

Против этого места, где утонул младенец, стоит действующая до сего дня церковь Николы Набережного в Киеве.

По легенде, эта икона – копия той, которая находилась на хорах Киевской Софии и в просторечии называлась иконой Николы Мокрого.

Образ из московской церкви был, как говорят, не просто списком киевским, но особым иконографическим изводом: у Николы влажные власы, как если бы он вышел из воды. Еще при жизни архиепископ Мир Ликийских мог чудесным образом явиться у руля претерпевающего бурю корабля. Можно сказать, что в Петербурге Никола Мокрый стал Николой Морским – соборным храмом флота. Но в почитании Николы Мокрого спасение на водах соединено с детским спасением.

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ИЗБАВЛЯЕТ ОТ ПОТОПЛЕНИЯ: МУЖА ПО ИМЕНИ ДИМИТРИЙ, ОДНОГО БЛАГОЧЕСТИВОГО КОНСТАНТИНОПОЛЬЦА И ЧЕРНОРИЗЦА НИКОЛАЯ

Один благочестивый человек по имени Димитрий, живший в Константинополе, имел обыкновение отправляться на богомолье в церковь святого Николая, находившуюся в городе Анфирите на расстоянии 10 стадий от Константинополя. Однажды, когда он ехал туда ночью с несколькими товарищами, имея при себе свечи, масло, фимиам и прочее нужное для праздничного богослужения, поднялась сильная буря, которая опрокинула их судно. Выбившись из сил и увлеченный пучиной до самого дна морского, Димитрий беспрестанно взывал: «Святый Николай, помоги мне!».

Скорый помощник немедленно предстал ему, взял его за руку, исторгнул из глубины и перенес домой в одну запертую комнату. Димитрий, не сознавая чуда и считая себя все еще на дне морском, громко кричал: «Святый Николай, помоги мне!» Домашние и соседи его были пробуждены этим необыкновенным криком и, думая, что в комнату забрался вор, вошли в нее с огнем. Они чрезвычайно удивились, найдя в запертой комнате Димитрия, всего мокрого: с головы, бороды и одежды его стекала морская вода. Лишь придя в полное сознание, Димитрий рассказал им, что случилось с ним на море и кого призывал он, погружаясь в море. Все поняли, что его спас Святитель Николай, и возблагодарили скорого в бедах помощника.

Подобным же образом святитель Николай спас другого Константинопольского верного Господу Иисусу и с любовью почитавшего память Христова Угодника. Этот муж, собравшись по своим делам в другую страну, пошел в церковь святого Чудотворца, там помолился ему и, спросив у него благословения, отправился в путь. В 9-й час ночи повеял ветер — и мореходы стали ставить паруса. Проснувшись от шума и говора он, споткнувшись, упал в море. Темной ночью, при сильном ветре, нельзя было оказать ему немедленной помощи. Не ожидая спасения от людей и погружаясь в глубину морскую, муж стал взывать к великому Чудотворцу: «Святый Николай, помоги мне!» И вдруг он оказался среди комнаты, продолжая считать себя в пучине морской. Только когда пришли соседи и разъяснили ему; где он находится, утопавший понял, что он спасен святым Николаем, и возблагодарил своего избавителя.

Престарелый отшельник Симеон, проводивший жизнь свою в посте, уединении и молитве и прославившийся даром чудотворений, имел у себя инока, по имени Николай, которого однажды он отправил в дальнюю Катавальскую страну. Путь лежал по морю.

Днем была хорошая погода, и путники весело плыли по тихому и светлому морю. Ночью же, удалившись от берега, они сбились с настоящего пути. К их несчастью, поднялась сильная буря. Море разбушевалось, и волны, то поднимая, то низвергая лодку, умчали ее в открытое море: весла у гребцов выпали из рук, парус был изорван. Отчаявшись в своем спасении, гребцы пали от страха на дно лодки и со слезами молились заступнику мореплавателей: «Святый Николай! помоги нам и спаси нас от беды». Инок Николай приподнял голову, чтобы взглянуть на море, и увидел близ судна святителя Николая, в белых ризах, шедшего по морю, словно посуху. «Встань брат! — сказал он ему, — и не поддавайся дремоте». Потом, войдя на судно, он прибавил: «Иди на порученное тебе дело с радостью — отселе с тобой я, которого ты призываешь с верой. Ныне мир тебе и благословение». Вскоре буря утихла: гребцы, ободренные словами великого Угодника, снова принялись за весла, и с помощью его молитв то расстояние, которое обыкновенно проходили в две недели, судно переплыло в один час. Радостные пловцы про­славили Бога и угодника Божия Николая, говоря: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев»

Источник

Никола Мокрый

Добавлено Вторник, 26 Март 2013. Опубликовано в Жития святых

икона николы мокрого фото. Смотреть фото икона николы мокрого фото. Смотреть картинку икона николы мокрого фото. Картинка про икона николы мокрого фото. Фото икона николы мокрого фото

По церковному преданию из Византии в Киев была привезена древняя икона Николая Угодника с мощевиком, у которой была найдена живая девочка, утонувшая в Днепре. После чудесного спасения младенца была написана икона Святителя Николая с младенцем на руках. В честь Николы «Мокрого» есть церкви в Ярославле и Муроме. Есть изображение Николая Угодника с ребенком на руках в Нижнем-Новгороде, в настенной фреске в крестильной Свято-Преображенского собора.

СПАСЕНИЕ УТОНУВШЕГО МЛАДЕНЦА

На следующее утро пономарь Софийского Собора в Киеве, придя в храм, услышал детский плач. Вместе со сторожем он вошел на хоры. Здесь перед образом святителя Николая они увидели лежащего младенца, всего мокрого как будто только что взятого из воды. Весть о найденном младенце быстро долетела до родителей. Они тотчас побежали в церковь и здесь действительно узнали в ребенке свое утонувшее дитя. Радостные они возвратились домой, благодаря Бога и Его великого Чудотворца. Образ же святителя, перед которым был найден утонувший младенец, до сих пор называют «Никола Мокрый».

Слово «Мокрый» стало определением иконы. Древнейший образ Николы Мокрого, по преданию, сам уплыл в Новгород, а чтимый киевский список ушел путями Второй мировой войны за океан.

По легенде, эта икона – копия той, которая находилась на хорах Киевской Софии и в просторечии называлась иконой Николы Мокрого.

Образ из московской церкви был, как говорят, не просто списком киевским, но особым иконографическим изводом: у Николы влажные власы, как если бы он вышел из воды. Еще при жизни архиепископ Мир Ликийских мог чудесным образом явиться у руля претерпевающего бурю корабля. Можно сказать, что в Петербурге Никола Мокрый стал Николой Морским – соборным храмом флота. Но в почитании Николы Мокрого спасение на водах соединено с детским спасением.

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ИЗБАВЛЯЕТ ОТ ПОТОПЛЕНИЯ: МУЖА ПО ИМЕНИ ДИМИТРИЙ, ОДНОГО БЛАГОЧЕСТИВОГО КОНСТАНТИНОПОЛЬЦА И ЧЕРНОРИЗЦА НИКОЛАЯ

Один благочестивый человек по имени Димитрий, живший в Константинополе, имел обыкновение отправляться на богомолье в церковь святого Николая, находившуюся в городе Анфирите на расстоянии 10 стадий от Константинополя. Однажды, когда он ехал туда ночью с несколькими товарищами, имея при себе свечи, масло, фимиам и прочес нужное для праздничного богослужения, поднялась сильная буря, которая опрокинула их судно. Выбившись из сил и увлеченный пучиной до самого дна морского, Димитрий беспрестанно взывал: «Святый Николай, помоги мне!».

Скорый помощник немедленно предстал ему, взял его за руку, исторгнул из глубины и перенес домой в одну запертую комнату. Димитрий, не сознавая чуда и считая себя все еще на дне морском, громко кричал: «Святый Николай, помоги мне!» Домашние и соседи его были пробуждены этим необыкновенным криком и, думая, что в комнату забрался вор, вошли в нее с огнем. Они чрезвычайно удивились, найдя в запертой комнате Димитрия, всего мокрого: с головы, бороды и одежды его стекала морская вода. Лишь придя в полное сознание, Димитрий рассказал им, что случилось с ним на море и кого призывал он, погружаясь в море. Все поняли, что его спас св. Николай, и возблагодарили скорого в бедах помощника.

Подобным же образом святитель Николай спас другого Константинопольпа, верного Господу Иисусу и с любовью почитавшего память Христова Угодника. Этот муж, собравшись по своим делам в другую страну, пошел в церковь святого Чудотворца, там помолился ему и, спросив у него благословения, отправился в путь. В 9-й час ночи повеял ветер — и мореходы стали ставить паруса. Проснувшись от шума и говора, споткнувшись, упал в море. Темной ночью, при сильном ветре, нельзя было оказать ему немедленной помощи. Не ожидая спасения от людей и погружаясь в глубину морскую, муж стал взывать к великому Чудотворцу: «Святый Николай, помоги мне!» И вдруг он оказался среди комнаты, продолжая считать себя в пучине морской. Только когда пришли соседи и разъяснили ему; где он находится, утопавший понял, что он спасен св. Николаем, и возблагодарил своего избавителя.

Престарелый отшельник Симеон, проводивший жизнь свою в посте, уединении и молитве и прославившийся даром чудотворений, имел у себя инока, по имени Николай, которого однажды он отправил в дальнюю Катавальскую страну. Путь лежал по морю.

Днем была хорошая погода, и путники весело плыли по тихому и светлому морю. Ночью же, удалившись от берега, они сбились с настоящего пути. К их несчастью, поднялась сильная буря. Море разбушевалось, и волны, то поднимая, то низвергая лодку, умчали ее в открытое море: весла у гребцов выпали из рук, парус был изорван. Отчаявшись в своем спасении, гребцы пали от страха на дно лодки и со слезами молились заступнику мореплавателей: «Святый Николай! помоги нам и спаси нас от беды». Инок Николай приподнял голову, чтобы взглянуть на море, и увидел близ судна святителя Николая, в белых ризах, шедшего по морю, словно посуху. «Встань брат! — сказал он ему, — и не поддавайся дремоте». Потом, войдя на судно, он прибавил: «Иди на порученное тебе дело с радостью — отселе с тобой я, которого ты призываешь с верой. Ныне мир тебе и благословение». Вскоре буря утихла: гребцы, ободренные словами великого Угодника, снова принялись за весла, и с помощью его молитв то расстояние, которое обыкновенно проходили в две недели, судно переплыло в один час. Радостные пловцы про­славили Бога и угодника Божия Николая, говоря: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев»

Источник

Н.В. Верещагина. Чудотворный образ Николы Мокрого в восточнославянской культурной традиции

Глубинные истоки почитания свт. Николая на Руси восходят к христианизаторской деятельности великого киевского князя Владимира Святославича. Центром формирования почитания святителя в Киеве стала Десятинная церковь, святая святых новообращенной Руси, один из приделов которой был посвящен свт. Николаю. 616

Наивысшего подъема прославление чудотворца достигает в княжение великого киевского князя Всеволода Ярославича (1078 – 1093). Именно тогда случилось чудо о некоем детище, 617 хронологически связанное с акцией перенесения мощей святителя из Мир Ликийских в Бар – град в 1087 г. и предшествовавшее установлению киевской Церковью общерусского праздника в честь свт. Николая 9 мая. Западные источники сообщают, что в связи с этим папой Урбаном II был направлен к Всеволоду Ярославичу епископ с мощами святого. 618 Высказанные исследователями различные точки зрения относительно датировки чуда и установления праздника позволяют предположительно обозначить эти события 1090 – 1092 гг.

В 90 – е годы почитание святителя приобретает широкомасштабный характер, свт. Николай осмысливается как небесный покровитель всего государства. 619

Чудо о некоем детище, известное и под другими названиями, является замечательным памятником киевского духовного наследия. На протяжении столетий оно было одним из самых любимых и популярных на восточнославянских землях.

Чудо повествует о супругах – киевлянах, которые после паломничества к мощам Бориса и Глеба в Вышгород возвращались домой в ладье по Днепру. В дороге уставшая женщина задремала и уронила в воду младенца. Родители в отчаянии обратились к свт. Николаю, «великую веру в него имея», с мольбами о помощи. На следующее утро ребенок был найден невредимым на запертых снаружи полатях Софийского собора в Киеве: «Дитя лежаще мокро перед образом святого Николы». 620 С тех пор софийская икона святителя стала именоваться Николой Мокрым.

Вскоре, в 1113 г., произошло еще одно чудо от Николы Мокрого: исцеление новгородского князя Мстислава Владимировича. По легенде, когда Мстислав тяжело заболел, во сне ему явился свт. Николай и пообещал вылечить князя по молитвам перед его киевским образом. Мстислав снарядил посольство в Киев, но икона была чудесно найдена плавающей в озере Ильмень недалеко от острова Липно. С этим чудом связаны две древние новгородские иконы – Николы Дворищенского и Николы Липного.

Чудо о детище открывает цикл киевских чудес свт. Николая, как известных в житийной литературе (чудо о половчине, чудо о сухорукой жене), так и зафиксированных только в местном предании. Популярность его в народе отразилась в многочисленных фольклорных пересказах и стихах.

В восточнославянской живописи это чудо было одним из любимейших. С древнерусских времен сюжет с киевским чудом входит в состав клейм житийных икон свт. Николая. Старейшей из таких икон, по нашему наблюдению, является икона Николы Зарайского, датированная 1 – м десятилетием XI в. (Третьяковская галерея, прежний инв. № 21440). Исследовательница этого памятника В. Антонова полстолетия тому назад тщательно отследила историю образа и установила его киевскую генеалогию. Икона была доставлена в Москву в 1304 г. переселенцами из Киева и положена в церкви свт. Николая в Киевце – поселении киевлян в урочище р. Москвы. В XVIII в. она была перенесена в церковь Успения на Остоженке, в 1933 г. – в Третьяковскую галерею. Подробный искусствоведческий анализ произведения позволил исследовательнице сделать вывод: «Перед нами – единственный пока еще памятник позднего киевского искусства первого десятилетия XIV века, который начал свою историческую и художественную жизнь в Москве времен Ивана Калиты». 621

Следующей по давности можно считать икону Николы Угрешского, датируемую началом XV в. (Третьяковская галерея, прежний инв. № 28745).

С сер. XVI в. житийный цикл киевских чудес вошел в энциклопедический житийный извод Макариевских Четий – Миней. Во 2 – й пол. XVI в. мастерами Ивана Грозного создается знаменитое Лицевое житие («Книга царственная»), в котором житие свт. Николая проиллюстрировано более чем 400 миниатюрами. Среди них более двух десятков представляют тематику киевских чудес, в т. ч. и чуда о детище. 622 Эти произведения стали литературными и иконографическими источниками ряда житийных икон свт. Николая с развернутой киевской сюжетикой. К ним в первую очередь можно отнести псковскую икону «Святой Николай с житием» 2 – й пол. XVI в. (Псковский историко – художественный музей, инв. № 351) и уникальную икону из Тотьмы «Никола Зарайский с житием» кон. XVI в. (Тотемский краеведческий музей, инв. № 9605).

В Киеве хранятся три поздние иконы с чудом о детище, две из которых находятся в Национальном художественном музее (г. Киев). Это житийная икона свт. Николая XVIII в. (происходит из Сумщины, инв. № 382) и икона XIX в. (происхождение неизвестно, инв. № 0187), сюжет которой представляет сцену обретения ребенка родителями в Софийском соборе. Третья икона принадлежит кисти народного художника Украины Ивана Ижакевича (1864 – 1962) и была выполнена им в 50 – е годы XX в. для Макариевской церкви г. Киева, где находится и сегодня. Ее сюжет – обретение младенца матерью и благодарственное ее обращение к иконе святителя.

Образ Николы Мокрого в течение столетий находился в иконостасе Николаевского придела на хорах Софии Киевской, выполняя функцию храмовой иконы. Видимо, этот образ стал одной из первых икон, прославившихся на землях Киевской Руси.

Итак, киевская икона Николы Мокрого не только занимает одно из центральных мест в становлении и развитии почитания чудотворца на восточнославянских землях, но и приобретает значение древнейшей национальной святыни.

Первые сколь – нибудь подробные известия об иконе относятся к последней четв. XIX в. и содержатся в основном в работах киевских церковных авторов.

Несмотря на выдающееся культурно – историческое значение памятника, утраченного в 1943 г., специальное исследование, посвященное ему, отсутствует. Нами по возможности собраны и обобщены сведения о древней киевской реликвии. Этот материал и предлагается вашему вниманию.

По иконографическому типу икона представляет собой поясное изображение благословляющего святителя без митры и панагии в ризах и омофоре, с закрытым Евангелием на руке. Верхнюю часть композиции составляет сюжет инвеституры (Никейское чудо). Общая иконографическая схема достаточно традиционна для византийского и древнерусского искусства X– ХШ вв. Однако распространение ее на Руси, безусловно, находилось в прямой связи с общерусским почитанием киевской святыни. 623

Размер иконы: 1 аршин 8 3 /4 вершка х 1 аршин 3 вершка (110,06 см х 84,47 см).

Вслед за первым исследователем иконы профессором А. Праховым историки кон. XIX в. полагали, что икона имела византийское происхождение и была современна крещению Руси князем Владимиром. 624 В 1882 г. икона была поновлена А. Праховым, судя по всему, не особенно удачно, о чем можно судить по фотографиям памятника до и после записи. Н. Кондаков, видевший икону, видимо, в 80 – е годы, 625 полагал, что «она нуждается в расчистке». 626

Исследования, проведенные в 20 – е – 30 – е годы прошлого века, позволили отнести датировку памятника не далее как к XIV в. Специалисты Всеукраинского музейного городка (в Лавре), реставрировавшие икону в 20 – е годы, отмечали: «Стиль и техника живописи не подтвердили традиционной датировки (X в. – Н.В.) и приблизили дату создания этих образцов (речь идет также об иконе Игоревской Божией Матери. – Н.В.) значительно ближе к нам. Оба памятника своим артистическим совершенством дают прекрасный материал для изучения форм, художественных средств и культурного облика Киева на протяжении последних 500 лет его истории». 627 После реставрации икона вновь была размещена в Софийском соборе (он был действующим храмом). Н. Макаренко назвал икону «чудесным художественным произведением» и датировал ее временем не позднее XIV в. 628 Н. Кондаков относил памятник к XV в., 629 Н. Кожин и П. Жолтовский – к XVI в. 630 Последний описывал икону следующим образом: «. Николай Мокрый имеет несколько асимметричное строение лица. Колорит глубокий, насыщенный, достаточно мягкий, с преобладанием голубого цвета фелони, написанного тонкой лессировкой». 631

Обращает на себя внимание тот факт, что П. Жолтовский указывает на голубой цвет фелони, в то время как его предшественники – на зеленый. 632 Возможно, эти расхождения возникли в результате реставрации памятника.

Отмеченные «стиль и техника исполнения» свидетельствуют о позднем (ХIV – ХVI вв.) происхождении данного памятника. Верным представляется мнение П. Жолтовского о том, что последний образец подменил собою «древний оригинал», но «сохранил в себе ряд его иконографических и художественных» особенностей.

Так как «древний оригинал» находился в митрополичьем храме, думается, он имел византийскую генеалогию и занял свое место в иконостасе Николаевского придела ко времени его освящения – 1 – й четв. XI в., когда основные работы по оформлению интерьера должны были быть закончены. 633 Икона святителя могла прибыть в Киев в числе первых сакральных реликвий как из самого Константинополя в составе приданого принцессы Анны, супруги Владимира: «И даста ему сестру свою и дары многы присласта к нему и мощи святых даста ему: положь и», 634 – так и из Корсуня: «Владимир. взял. утварь церковную и иконы на благословение себе». 635

Итак, с Х1V – ХV1 вв. в соборе находился образ, заменивший утраченный византийский подлинник, но принявший на себя харизматическую функцию оригинала. По традиции копию чудотворной иконы почитали как сам оригинал, связывая с ним всю предыдущую историю. По определению Н. Кондакова, «благочестивый обычай старины позволяет считать список оригиналом при условии отдаленности или утраты последнего». 636

Известно, что в киевских храмах находились копии икон Николы Мокрого, выполненные «в равную же чудотворного меру». 637 Прославленный софийский образ был предметом особой заботы киевских митрополитов: Гедеон Четвертинский (кон. XVII в.) завещал на украшение иконы «португал в сто червоных по шесть золотых в каждом»; в 1761 г. по заказу Арсения Могилянского для образа выполнена новая серебряная риза. 638 Об общенародном почитании святыни свидетельствует тот факт, что в 1840 г. «усердием московского купечества» икона была украшена серебряным вызолоченным окладом, который был на ней до момента утраты памятника. 639

Глубокое почитание святыни нашло отражение в фольклоре, иконописи, посвящении храмов. Так, с иконой Николы Мокрого связано название новгородских храмов – Николы Дворищенского и Николы Липного. В Киеве, на Подоле, напротив того места Днепра, где некогда утонул младенец, чудесно спасенный затем свт. Николаем, уже в давние времена известна церковь, посвященная святителю. В XVIII в. на ее месте поставили каменный храм Николы Набережного.

В Москве с XV в. существовала каменная церковь Николы Мокрого, построенная по традиции, видимо, на месте более ранней одноименной (сегодня здесь отель «Россия»). Название этого храма объясняют тем, что он стоял на болоте. 640 Однако есть основания полагать, что московская церковь получила свое название в связи с киевской святыней, поскольку киевское чудо и икона были хорошо известны в Москве, о чем свидетельствует дар московских купцов. Кроме того, недалеко от этого места находилось поселение киевских переселенцев – Киевец (1 – я четв. XIV в.) с церковью свт. Николая и храмовой иконой, привезенной из Киева. 641 В самой же церкви Николы Мокрого должен был находиться соответствующий храмовый образ, вероятно, список киевской иконы.

Где же ныне находиться икона св. Николая (Мокрого)?

Однако, совсем недавно, в 2003 г. в Киеве была издана «Малая энциклопедия киевской старины», написанная журналистом – краеведом Анатолием Макаровым. В ней на с. 140 – 142 помещена статья «Икона Николы Мокрого», в которой А. Макаров приводит письмо священника Т. Миненко, опубликованного в 1973 г. в журнале “Новi днi” (Торонто). В этом письме сообщается, что после исчезновения из Киева, святыня какое – то время находилась в Варшаве, откуда была вывезена в Америку архиепископом Палладием (Ведибеда – Руденко). После реставрации в 1963 г. икону поместили в новообретенный храм Пресвятой Троицы в Бруклине (Нью – Йорк), где она находится и по сей день.

Литература

Антонова В.И. Московская икона начала XIV в. из Киева и «Повесть о Николае Зарайском» // ТОДРЛ. Т. XIII. М., 1957.

Богданов А., Питковский А. Житие Николы в лицевом летописном своде // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: Сб. ст. М„ 1985.

Верещагiна Н. Десятинна церква – сакральний осередок руського православ’я // Людина i свiт. 1996. № 5.

Верещагiна Н. Чи звався князь Володимир Миколаем? // Людина i СВ1Т. 1999. №2.

Верещагiна Н.В. Першi загальнодержавнi культи святих Климента i Миколая та iх вiдтворення у пам’ятках iсторп i культурi Киiвськоi Русi / Автореферат дис. на здобуття наукового ступеня канд. iсторичних наук. Киiв, 1999.

Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского и слава их в России. СПб., 1899.

Жолтовсъкий П. Украiнський живопис XVII – XVIII ст. Киiв, 1978.

Закревский Н. Описание Киева. Т. 1. М., 1869.

Киево – Печерский патерик /Упорядк. Д. Абрамович. Киев, 1991.

Кожин Н. Украинское искусство XIV – нач. XX вв. Львов, 1958.

Кондаков Н.П. Русская икона. Т. 3. Ч. 1. Прага, 1931.

Кургiний П. Три роки працi реставрацiоноi майстернi лаврського музею культiв та побуту над консервацiею та реставрацiею музейних збiрок (1924 – 1927) //Украiнський музей. 36. I. Киiв, 1927.

Лебединцев П. Описание Киево – Софийского кафедрального собора. Киев, 1882.

Макаренко М. Киiв. Провiдник / Ред. Ф.К. Ернст. 1930.

Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995.

Никитенко Н.Н. Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской. Киев, 1999.

Никольский А. А. Начало храмостроительства на Руси // Владимирский сборник в память 950 – летия крещения Руси. Белград, 1938.

Орловский П., прот. Святая София Киевская, ныне Киево – Софийский кафедральный собор. Киев, 1898.

Память и похвала Иакова Мниха и житие князя Владимира по древнейшему списку / Изд. подг. А.А. Зимин //Краткие сообщения Инта славяноведения АН СССР, 1963. Вып. 37.

Петров Н. Южно – русские иконы. Альбом достопримечательностей церковно – археологического музея при императорской Киевской Духовной Академии. Киев, б/г.

Повесть временных лет / Под ред. и с предисл. В.П. Адриановой – Перетц. Ч. 1. Текст и перевод. М. – Л., 1950.

Повстенко О. Катедра св. Софii у Киевi Видання украiнськоi вiльноi Академii наук у США. 1954.

Ромм Б.Я. Папство и Русь в X – XV веках. М. – Л., 1959.

Ремизов А. Образ Николая Чудотворца. Париж, 1931.

Святыни древней Москвы. М., 1993.

Сементовский Н. Киев, его святыни, древности, достопамятности. Киев, 1881.

Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы с изложением пророчеств и преобразований, относящихся к Ней, учения церкви о Ней, чудес и чудотворных икон Её. М., 1904.

ЦД1AК Украiни Ф. 128. Оп. 2 заг. Спр. 207, 26 арк.

Там же. Ст. 334, 144 арк.

Чудо о некоем детище // Леонид (Кавелин), архим. Посмертные чудеса святителя Николая. Памятник древней русской письменности. Труд Ефрема, епископа Переяславского. СПб., 1888.

Верещаггна Н. Десятинна церква – сакральний осередок руського православ’я // Людина i свiт. 1996. № 5. С. 6–7; Верещагiна Н. Чи звався князь Володимир Миколаем? //Людина i свiт. 1999. № 2. С. 14–16.

Чудо о некоем детище И Леонид (Кавелин), архим. Посмертные чудеса святителя Николая. Памятник древней русской письменности. Труд Ефрема, епископа Переяславского. СПб., 1888. С. 90–93.

Ромм Б.Я. Папство и Русь в X – XV веках. М.-Л., 1959.

Верещагiна Н.В. Першi загальнодержавнi культи святих Климента i Миколая та iх вiдтворення у пам’ятках iсторii i культури Кiiськоi Русi / Автореферат дис. на здобуття наукового ступеня канд. кторичних наук. Киiв, 1999.

Чудо о некоем детище // Леонид (Кавелин), архим. Посмертные чудеса святителя Николая. Памятник древней русской письменности. Труд Ефрема, епископа Переяславского. СПб., 1888. С. 92.

Антонова В.И. Московская икона начала XIV в. из Киева и «Повесть о Николае Зарайском» // ТОДРЛ. Т. XIII. М„ 1957. С. 387.

Богданов А., Питковский А. Житие Николы в лицевом летописном своде // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: Сб. ст. М„ 1985. С. 92, 107.

Петров Н. Южнорусские иконы. Альбом достопримечательностей церковно-археологического музея при императорской Киевской Духовной академии. Киев, б/г. С. 26; Ремггзов А. Образ Николая Чудотворца. Париж, 1931. С. 51.

Вознеесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского и слава их в России. СПб., 1899. С. 189, 190; Лебединцев П. Описание Киево-Софийского кафедрального собора. Киев, 1882. С. 18–20; Орловский П., прот. Святая София Киевская, ныне Киево-Софийский кафедральный собор. Киев, 1898. С. 38, 39.

Кондаков Н.П. О фресках лестницы Киево-Софийского собора // Записки императорского Русского археологического общества. Т. III. Вып. III и IV. СПб., 1888. С. 287–306.

Кондаков Н.П. Русская икона. Т. 3. Ч. 1. Прага. 1931. С. 110.

Кургiний П. Три роки працi реставрацiйноi майстернi лаврського музею культiв та побуту над консервацiею та реставрацiею музейних збiрок (1924–1927) //Украiнський музей. 36. 1. Киiв, 1927. С. 165.

Макаренко М. Киiв. Провiдник / Ред. Ф. К. Ернст. 1930. С. 308–309.

Кондаков Н.П. Указ. соч. С. 110.

Жолтовський П. Украiнський живопис XVII – XVIII ст. Киiв, 1978. С. 24; Кожин Н. Украинское искусство XIV – нач. XX вв. Львов, 1958. С. 23.

Жолтовський П. Указ. соч. С. 24.

Лебединцев П. Указ. соч. С. 19; Ремизов А. Указ. соч. С. 51.

Никитенко Н.Н. Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской. Киев, 1999. С. 253, 254.

Память и похвала Иакова Мниха и житие князя Владимира по древнейшему списку / Изд. подг. А.А. Зимин // Краткие сообщения Инта славяноведения АН СССР, 1963. Вып. 37. С. 71.

Повесть временных лет / Под ред. и с предисл. В.П. Адриановой-Перетц. Ч. 1. Текст и перевод. М.-Л., 1950. С. 85.

Кондаков Н.П. Указ. соч. С. 57.

ЦДIАК Украiни. Ф. 128. Оп. 2 заг. Спр. 207, 26 арк. л. 8; Там же. Спр. 334, 144 арк. л. 96.

Орловский П., прот. Указ. соч. С. 38.

Лебединцев П. Указ. соч. С. 46; Орловский П., прот. Указ. соч. С. 38.

Святыни древней Москвы. М., 1993. С. 46.

Антонова В. И. Указ. соч. С. 376.

Источник: «Правило веры и образ кротости». – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. – 520 с.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *