икона о тебе радуется 18 век
Икона Пресвятой Богородицы «О Тебе радуется»
Икона Божией Матери «О Тебе радуется» — чудотворный лик, дарующий помощь просящим христианам по их молитвам. Оригинал святого изображения хранится в Третьяковской галерее, но каждый храм считает особой благодатью иметь копию этого Святого Лика.
Значение икон в христианстве
Первоначально в ранней церкви икон не было, однако, со временем вера людей начала ослабевать. Христианам требовался видимый образ, на который можно было бы концентрировать внимание во время молитвенного поклонения. Божественные лики можно сравнить с лупой, которая множество лучиков преобразует в палящий луч.
При написании Святого Лика неизвестный художник передает реальные чувствования Христа, внутренне преобразуя во внешнее, движимое силой любви Спасителя. Через благодатную силу внутреннего первообраза благодать передается Святому Лику, который потом чудодейственным образом при помазании святых сил действует на молящихся.
Важно! Христиане поклоняются не картинке, изображению, а личности, которая представлена на иконе. Этого мнения придерживается православная кафолическая Восточная Церковь.
Описание иконы
При первом взгляде на изображение Божьей Матери, сидящей на престоле с Младенцем на руках, сердце наполняется особенной, трудно передаваемой, радостью. Нет точной даты и имени художника изобразившего на полотне благодатную молитву «О тебе Радуйся!»
Имея перед глазами святое изображение и одноименную молитву, сразу находишь воплощение всего, что изложено в ней. Иоанн Дамаскин в своей благодарственной песне сказал, что в Благодатной Божьей Матери имеет радость каждое творение, ангелы и люди,
Художнику удалось передать завет Бога о радуге, изобразив ее образ в виде ангельского собора, цветущего рая и храмов, окружающих полукругом сверху святой лик Богоматери с Дитем. Это является символом всей Новой Земли, Иерусалима и райского сада.
Пречистая Дева, одетая в одежды багряного цвета, нежно обнимает Младенца, сидящего у Нее на руках. Перед Престолом, склонившись на колене, изображен сам автор молитвы «О Тебе радуется» Иоанн Дамаскин, держащий перед собой бумажный свиток, скорее всего, это молитвы верующих, которые приносятся к ногам Богородицы и Спасителя.
С правой стороны стоят женщины — мироносицы. Святые мученики полукругом располагаются у подножия Божьего трона, около них изображены образы простых людей и царей, иноков и патриархов, все равны перед Всевышним Богом.
От образа Богородицы и Младенца исходит божественный свет, дарующий радость всем, кто пришел с благодарственной молитвой. Святой лик «О Тебе Радуется» наполнен благодатной силой, переданной через преданное и наполненное Божьей славой сердце художника.
Важно! Богородица — источник христианского упования на Ее защиту и помощь. Через Богоматерь наши молитвы приносятся перед Спасителем, Иисусом Христом, Которому мы отдаем всю славу, честь, поклонение во веки веков.
История появления иконы «О тебе радуется»
Священное воззвание «О Тебе Радуется, Благодатная» легла в основу написания одноименной иконы. Трудно поверить в реальность событий, предшествующих написанию благодарственного воззвания к Богородице.
В конце восьмого века императором Львом Третьим было дано строжайшее указание запретить поклонение христианским ликам, имеющиеся фрески и иконы подлежали уничтожению. Против иконоборчества выступил Иоанн Мансур, известный в православии, как Иоанн Дамаскин, начавший рассылать послания о защите иконопочитания.
Подлый император не мог сам в открытую уничтожить жителя чужой страны, поэтому он решил пойти на лукавство. От имени Иоанна он приказал изготовить фальшивую грамоту, в которой священнослужитель якобы готовит заговор по свержению халифа и предлагает императору поддержать его. В палац халифа фальшивка и была послана.
Разгневанный халиф не желал ничего слышать, он приказал отрубить Иоанну руку, хотя до этого у властелина не было малейшего повода заподозрить иконописца в измене. Иоанну Мансуру, незаслуженно обвиненному в предательстве, на плахе отрубили руку.
Опечаленный архиепископ Дамаска не отходил от Иоанна после казни, по просьбе казненного он выпросил у халифа отрубленную руку и принес иконописцу. После ухода архиерея Иоанн сорвал все повязки, приложил отрубленную руку к ране и крепко все скрутил полотенцем, которое быстро стало набухать от крови.
Находясь в лихорадочном состоянии, Иоанн упал на колени, и, протягивая руку к имеющейся у него иконе, возопил к Богородице: «Пречистая Богородица, Ты родила Спасителя моего, взгляни на правую руку мою, которую отсекли за написание Божественных ликов Твоих. В твоем ведении все свершившееся, прошу Тебя, не медли с помощью и даруй исцеление и восстановление руке моей».
Целую ночь кричал и плакал иконописец, обливаясь слезами и держа поднятой к Иконе Божьей Матери руку, пока сон и боль не сморили его. В полудреме Иоанн почувствовал взгляд, открыв глаза, он увидел сияние, которое лилось от святого лика. Глазами, наполненными любовью и милосердием, Пречистая Матерь смотрела на пострадавшего за веру Христову.
От иконы Богородицы шел голос, Божья Матерь сказала, что Она слышит все молитвы и воззвания к Ней, которую приносятся с верой в Спасителя, утешила художника чудесной новостью об исцелении руки.
В состоянии необъяснимого блаженства Иоанн стал снимать набухшую от крови повязку, соскабливать засохшую кровь с раны, и наконец, увидел красный рубец, соединяющий руку воедино. Попробовав пошевелить пальцами, защитник иконопочитания вскричал от боли, но при этом понял, что рука работает.
Читайте о других чудесах:
Счастливый иконописец выразил свою благодарность в молитве.
О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, Освященный Храме и Раю Словесный, Девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш. Ложесна бо Твоя Престол сотвори. И чрево Твое пространнее небес содела.
О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.
Исцеленный Иоанн пообещал всей своей жизнью служить Богу, писать стихи, песни и рисовать иконы.
Кому и чем помогает чудотворная икона
Иконописцами изображено множество святых ликов, которые обладают чудотворной силой. К ним приходят со всевозможными прошениями, и только благодатный образ «О Тебе Радуется» создана для воздаяния благодарственных молитв.
Невозможно преуменьшить значение чудотворной иконы, перед которой постоянно льются благодарственные слова, наполненные признательностью. Перед святым ликом Богородицы:
Веруя в слова, произнесенные к Иоанну, люди с преклоненными коленями благодарят Богородицу за слышание молитв, покровительство и милосердие.
К кому, Царица Небесная, к кому молитвы наши обращены, когда охватывают горести и печали души и сердца наши? К Тебе, Богородица, к Тебе, Святейшая Божия Матерь, обращаюсь я, когда минуты страшные в жизни моей случаются. Когда не к кому больше прибегнуть, лишь Ты, Пресвятая Дева, помогаешь нам в тяжелое время и в трудный час. Лишь в Тебе прибежище наше, о Великая Богоматерь. Пред иконой Твоей я колени преклоняю. О, услышь слова благодарности мои за все деяния благочестивые, что свершила Ты, и за помощь Твою безмерную. Внемли словам нашим, ибо от чистого сердца благодарим Тебя, Богородица. Лишь Ты одна оберегаешь нас от бед, лишь Ты изгоняешь тьму из душ наших, лишь Ты прощаешь нас, грешников, и молишься за души наши, полные греха, перед Господом. Ты — Заступница наша! Спасибо Тебе, о Пречистая Дева, за то, что не отрекаешься от нас. Пусть молитвы наши благодарственные не останутся не услышанными Тобой! От чистого сердца благодарим Тебя, Богородица. Да восхвалим мы Имя Твое. Да прославим образ Твой. Во веки веков. Аминь.
Чтение молитвы перед ликом «О Тебе Радуется» открывает ворота Небес, где Божия Матерь всегда готова прийти на помощь в трудностях и препятствиях на жизненном пути.
Благодарность Пречистой Богородице — гарантия Ее небесного покровительства.
Икона Божией Матери «О Тебе радуется»
Один из сравнительно редких случаев, когда икона не изображает какое-либо событие, описанное в Библии или связанное со святыми, — это икона Божией Матери «О Тебе радуется». Свое название она получила по первой строке торжественного песнопения, написанного преподобным Иоанном Дамаскиным в честь Богородицы и для прославления Ее.
Описание иконы
На иконе «О Тебе радуется» перед нами предстает масштабная многофигурная композиция: Богоматерь и сонмы ангелов и святых. Пресвятая Дева с Младенцем Иисусом на руках восседает на троне, заключенном в сферу зеленого или синего цвета, и образует смысловой центр иконы. Трон окружен ангелами, по бокам от него стоят архангелы Михаил и Гавриил.
На заднем плане изображен величественный многоглавый собор, олицетворяющий Небесный Иерусалим и окруженный деревьями и цветами. У престола Богородицы, обратившись к Ней лицом, стоит преподобный Иоанн Дамаскин, в руках у него свиток с молитвой в честь Матери Божией, а ниже его – сонм прославляющих Богоматерь святых.
История иконы
История иконы Божией Матери «О Тебе радуется» неразрывно связана с Иоанном Дамаскиным, выдающимся христианским богословом, жившим в VII-VIII вв. (память 4 декабря). Он написал текст прославляющего Богородицу гимна, а иконы, написанные по этому тексту, появились в XV веке. Одна из древнейших таких икон находится ныне в Третьяковской галерее.
От иконы Божией Матери «О Тебе радуется» словно исходит торжественный и, вместе с тем, праздничный настрой, вызывающий в душе молящегося благоговение и радость.
Значение иконы «О Тебе радуется»
Для верующих значение иконы «О Тебе радуется» отличается от других образов Богоматери, перед которыми они обычно возносят молитвы со своими нуждами и горестями. Здесь же Матерь Божию прославляют и восхваляют как квинтэссенцию всеобъемлющей абсолютной Любви, как Царицу Небесную, объединяющую мир земной и Царствие Небесное, как дарующую надежду на Спасение каждому.
Прославление исходит и от святых на иконе, и от молящихся перед ней. Именно в этом прославлении и заключается значение иконы «О Тебе радуется», в чем помогает исполненный глубокого чувства гимн Иоанна Дамаскина. Не просьбы о помощи, не мольба о защите, а благодарность и радость возносятся к Пресветлому Лику Богоматери, радость тех, кто на земле, и тех, кто в Царствии Небесном.
В чем помогает икона «О Тебе радуется»
Хотя иконе «О тебе радуется» возносят не мольбы о помощи, исцелении и защите, она, тем не менее, помогает верующим во многом. Искренняя благодарственная молитва очищает, освещает и освящает душу, настраивает ее на возвышенный лад и добродетельную жизнь.
Богоматерь же в ответ на такую благодарность простирает над очистившимися душами свое покровительство, укрепляет их в вере и стойкости к жизненным перипетиям.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой «О Тебе радуется»
О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́р и челове́ческий род, Освяще́нный Хра́ме и Раю́ Слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Бог воплоти́ся и Младе́нец бысть, пре́жде век Сый Бог наш. Ложесна́ бо Твоя́ Престо́л сотвори́. И чре́во Твое́ простра́ннее Небе́с соде́ла. О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́.
Значение иконы О тебе радуется и о чем просят Матерь Божию, тексты молитв
Содержание иконы «О Тебе радуется» не связано с событиями, изложенными в Священном Писании. В этом ее главное отличие от прочих святых образов. Другое расхождение заключается в том, что перед ней редко молят о помощи, защите. Композиционное построение изображения настраивает на торжественный лад, на прославление Богородицы за ее любовь, милосердие к христианам.
История появления
Появление иконы связано с именем раннехристианского богослова Иоанна Дамаскина. Святой был из знатной сирийской семьи, придерживавшейся христианских взглядов. Проживал в Дамаске в VII-VIII веках. После смерти отца хорошо образованный юноша стал министром при дворе халифа в Дамаске.
В этот период в Византии, колыбели православия, появилось еретическое учение, касающееся святых образов. Проповедники ереси требовали отказаться от икон. Главой православной церкви считался византийский император, как наместник Бога на земле. Правивший в это время базилевс Лев III Исавр поддерживал иконоборцев.
Иоанн Дамаскин встал на защиту иконопочитания, написав 3 убедительных трактата. Убедительные аргументы, приведенные в его трудах, оказали сокрушительное влияние на последователей ереси. Византийский император разгневался и решил отомстить Иоанну, оболгав его перед халифом.
Другим способом навредить Иоанну было невозможно, так как он не был византийским подданным. От имени Иоанна было сфабриковано письмо к императору Льву III Исавру. В нем было сообщено, что Иоанн предлагает базилевсу помощь в захвате Сирии. Халиф поверил клевете и приказал прилюдно отсечь Иоанну правую кисть и лишить должности министра.
После казни Иоанн попросил отдать ему отрубленную конечность. Вернувшись домой, он постарался скрепить руку в прежнем виде повязкой и стал со слезами молиться перед иконой Богородицы. В своем обращении он просил, чтобы она совершила чудо и восстановила руку. Слезная молитва продолжалась всю ночь до следующего утра.
Обессиленный Иоанн заснул. Сквозь сон он почувствовал тепло, открыл глаза и увидел свет, исходящий от лика Богородицы. В комнате зазвучал голос Богородицы со словами утешения и ободрения. Размотав повязку, Иоанн увидел круговой красный рубец и почувствовал, что пальцы руки могут двигаться. Халиф узнал о свершившемся чуде, раскаялся и предложил Иоанну вернуться на прежнюю должность.
Но Иоанн раздал свое имущество и отправился в Иерусалим, где стал послушником в монастыре Саввы Освященного. Здесь он впоследствии стал, с повеления Божьей Матери, заниматься написанием религиозных трудов. Благодарственная молитва Богородице, сочиненная в память о чуде, стала сюжетом для написания иконы. Название святого образа – это первые слова торжественного песнопения: «О Тебе радуется». Первые иконы к этому тексту появились в XV-XVI веке.
Автор первоначального святого образа неизвестен. По стилю изображения искусствоведы считают, что мастер был из окружения иконописца Дионисия, талантливого ученика и последователя Андрея Рублева.
Дионисий был создателем икон и фресок, где композиционное построение, светлый и нежный цветовой фон, красота святых ликов настраивали молящихся перед образами на торжественно-ликующий лад. В 18 веке было сделано наибольшее число списков, получивших широкое распространение в храмах Русской Православной Церкви. День празднования иконы – второй день после наступления Рождества Христова (8 января).
Описание и значение
Икона «О Тебе радуется» – олицетворение Божественной радуги. В центре композиции изображена Богоматерь с младенцем Иисусом. Божья Матерь в багряных одеждах восседает на Престоле, нежно поддерживая сына. Справа иконописец изобразил жен-мироносиц.
Православная Церковь почитает мироносицами женщин, следовавших за Иисусом Христом во время его проповедей по городам, внимавших его голосу и заботившихся о нем. В ночь Воскресения они поспешили с миро в руках, чтобы благовониями умастить бездыханное тело Божественного Учителя. Евангелисты назвали имена жен, причисленных впоследствии Церковью к лику святых:
У Престола на коленях стоит Иоанн Дамаскин со свитком, в котором содержится текст молитвы в честь Богородицы. Ниже, полукругом, стоят святые мученики и ангелы, поющие гимн Богородице. Рядом с ними изображены миряне, патриархи, цари, что означает равенство всех верующих перед Богом.
По бокам Престола стоят архангелы Михаил и Гавриил. На заднем плане видна многоглавая церковь и сады, что символизирует Небесный Иерусалим и райский сад. Сине-зеленый общий фон завершает эмоциональное восприятие композиции. Торжественная, ликующая песнь в Царствии Небесном, запечатленная на иконе, передается молящимся перед святым образом на земле.
К иконе «О Тебе радуется» чаще всего обращаются, когда хотят поблагодарить и восславить Царицу Небесную за ее всеобъемлющую любовь, милосердие и терпение. Но не исключены и молитвы, в которых просят о помощи и утешении в скорбях.
Где можно найти образ
Одно из древнейших оригинальных изображений хранится в собрании древнерусской живописи в Третьяковской галерее. В каждом православном храме имеется список иконы «О Тебе радуется».
О чем просят перед святым ликом
Искренняя благодарственная молитва несет позитив для верующего. Она возвышает чувства, очищает мысли и душу. Такой настрой помогает в жизни решить сложные жизненные проблемы, избежать ненужных конфликтов, быть добрее к окружающим людям. Доказано, что жизнерадостное отношение к жизни помогает излечиться от многих болезней, в том числе онкологических.
Текст молитвы
Гимн, составленный Иоанном Дамаскиным:
«О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, Освященный Храме и Раю Словесный, Девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш. Ложесна бо Твоя Престол сотвори. И чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе».
Благодарственная молитва верующих перед иконой «О Тебе радуется»:
«К кому, Царица Небесная, к кому молитвы наши обращены, когда охватывают горести и печали души и сердца наши? К Тебе, Богородица, к Тебе, Святейшая Божия Матерь, обращаюсь я, когда минуты страшные в жизни моей случаются. Когда не к кому больше прибегнуть, лишь Ты, Пресвятая Дева, помогаешь нам в тяжелое время и в трудный час. Лишь в Тебе прибежище наше, о Великая Богоматерь. Пред иконой Твоей я колени преклоняю. О, услышь слова благодарности мои за все деяния благочестивые, что свершила Ты, и за помощь Твою безмерную. Внемли словам нашим, ибо от чистого сердца благодарим Тебя, Богородица. Лишь Ты одна оберегаешь нас от бед, лишь Ты изгоняешь тьму из душ наших, лишь Ты прощаешь нас, грешников, и молишься за души наши, полные греха, перед Господом. Ты — Заступница наша! Спасибо Тебе, о Пречистая Дева, за то, что не отрекаешься от нас. Пусть молитвы наши благодарственные не останутся не услышанными Тобой! От чистого сердца благодарим Тебя, Богородица. Да восхвалим мы Имя Твое. Да прославим образ Твой. Во веки веков. Аминь».
Богородичен и икона О Тебе радуется
Икона «О тебе радуется» начинает появляться в русской иконописи в конце XV — начале XVI веков. Подробнее об этом Вы узнаете в нашей статье.
Чудотворные силы иконы «О тебе радуется»
«На спешно сооруженный помост взгромоздили большой чурбан для рубки мяса. Иоанна вывели из дворцовой тюрьмы на площадь и поставили на помосте лицом к халифу. Рядом уже стоял палач с остро отточенной секирой в руках. Он перетянул жгутом руку Иоанна выше локтя и положил ее на чурбан, ладонью вверх.
Секира молнией сверкнула на солнце, народ гулко охнул, и Иоанн, еще ничего не почувствовавший, с ужасом увидел, как палач взял кисть его руки и высоко поднял, показывая халифу и народу. Иоанн встал с колен, у него закружилась голова, и он рухнул с помоста вниз.
Иоанн очнулся в своей постели. Рядом с постелью сидел архиепископ Дамаска и с глубокой скорбью и сочувствием смотрел на Иоанна.
– Преосвященный владыка, я умоляю тебя, иди к халифу и упроси его отдать мне отрубленную руку. »
Архиерей ушел к халифу и вскоре вернулся со свертком. Иоанн сразу же встал с постели и на коленях с благодарностью принял из рук архиепископа свою отрубленную руку. Когда ушел архиерей, Иоанн начал срывать со своей усеченной руки повязки. Уже было подсохшая кровь вновь хлынула из его руки. Он приставил в кровоточащей руке кисть отрубленной ладони и стал крепко обматывать составленную таким образом руку большим белым полотенцем. Вскоре через полотенце стали проступать пятна крови. Иоанна стало лихорадить. Он упал на колени перед иконой Божией Матери и взмолился:
– Владычица Пресвятая Матерь, родившая Бога Моего, вот правая моя рука, отсеченная ради Божественных икон, – при этих словах Иоанн с трогательной доверчивостью протянул руку в окровавленной повязке к иконе Богородицы, заливаясь слезами. – Ты знаешь, Владычица, что привело Льва во гнев; поспеши же на помощь и исцели руку мою.
Было уже далеко за полночь, а Иоанн все молился и молился. Повязка на его руке отяжелела от крови и слез, проливаемых на нее, а он, поддерживая ее левой рукой, все протягивал к иконе в великой вере и твердой надежде на чудо. Наконец утомление стало брать верх, молитва его становилась все тише и тише. Так на коленях и заснул Иоанн, всхлипывая и вздрагивая во сне. Во сне он увидел, что Пресвятая Богоматерь ожила и смотрит на него с иконы светлыми и полными любви милосердными очами. «Пресвятая Владычица, Ты меня услышала?» – обрадованно воскликнул Иоанн.
«Я слышу всех моих чад, призывающих имя Мое с верой в Сына Моего. Рука твоя теперь здорова, не скорби об остальном, но усердно трудись ею, как обещал Мне; сделай ее тростью скорописца.» Иоанн проснулся. С иконы на него с материнской любовью продолжали взирать очи Пресвятой Богородицы. Чувство какого-то неизъяснимого блаженства охватило всю душу Иоанна. Он стал осторожно разматывать полотенце. Сердце его отчаянно билось. Вот он видит отрубленную кисть руки. Она накрепко прилипла к его руке и удерживается без всякой повязки. «Неужели действительно чудо, и рука срослась?» – промелькнула у Иоанна радостная мысль. Такая радостная, что он в нее боялся поверить. Иоанн стал внимательно оглядывать руку.
Икона О тебе радуется
Икона Богородицы «О Тебе радуется»
Рука сильно опухла, а на месте соединения с кистью запеклось много крови и ничего не было видно. Иоанн стал осторожно почесывать ее своей левой рукой. Часть запекшейся крови отпала, и под ней Иоанн увидел набухший ярко-красный шов. Этот шов проходил в том месте, где была отсечена рука. Иоанн попробовал пошевелить указательным пальцем. Острая боль пронзила его, но указательный палец дрогнул. Иоанн радостно вскрикнул и воздел руки к небу.
– Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, за чудо, которое Ты совершил по молитвам Пресвятой Девы Богородицы.
Иоанна посетило такое вдохновение, что у него сама собой сложилась новая песнь в честь Богоматери:
«О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,
Ангельский собор и человеческий род,
Освященный Храме и Раю Словесный,
Девственная похвало. Из Неяже Бог воплотися
И Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш.
Ложесна бо Твоя Престол сотвори.
И чрево Твое пространнее небес содела.
О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе!»
«О Тебе радуется» — Валаамского двухголосного распева, исполняет хор братии Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Скачать
– Теперь, Пресвятая Богородица, – воскликнул, обращаясь к иконе, Иоанн, – я буду по слову Твоему тростью скорописца и воспою в песнях и стихах Сына Твоего и Господина нашего Иисуса Христа, воспою Твое предстательство за род человеческий, о Пресвятая Дева!»
(Фрагмент романа протоиерея Николая Агафонова «Иоанн Дамаскин»)
В первой трети VIII века византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. Огромное количество икон и фресок было уничтожено. Иоанн Мансур (или, как мы знаем его – Дамаскин), в те времена занимавший высокий пост в городе Дамаск при дворе халифа Хишамы, открыто обличал ересь иконоборчества. Своими письмами в защиту иконопочитания он вызвал гнев императора Льва. Не будучи в силах наказать Иоанна прямо, из-за того что тот был подданным чужого государства, император был вынужден прибегнуть к интригам. По его распоряжению было искусно подделано письмо обращенное к нему, императору. В этом письме Иоанн якобы коварно злоумышлял против халифа, предлагая Византии помощь в захвате Дамаска. Притворившись возмущенным столь низким предательством, и разыгрывая добрососедское расположение, император переслал халифу Хишаме фальшивку. Приняв лукавство императора за чистую монету, халиф в приступе гнева не хотел слышать никаких оправданий, хотя и сам Иоанн, и его отец были верными слугами халифата и никогда не давали никаких оснований для недоверия. В результате всего этого произошла изложенная выше драматическая история.
Хотя и с определенной долей художественного вымысла, этот текст верно передает нам известные из церковного предания сведения, которые знакомы многим православным христианам в связи с историей иконы Божией Матери «Троеручица».
Знаменного распева с исоном. Исполняет хор монастыря во имя Всемилостивого Спаса, г. Екатеринбург. Скачать
Это редчайший случай, когда через толщу веков мы можем различить не просто общую историческую канву написания богослужебного текста, а яркие и выразительные подробности как бы переносящие каждого из нас на место автора вдохновенных слов. Эти детали помогают нам со всей силой пережить и прочувствовать то, что пережил и прочувствовал Иоанн Дамаскин в ошеломляющий момент невероятно близкой личной встречи с Божественным. Такая уникальная ситуация роднит текст молитвы «О Тебе радуется» с библейскими песнями от «Поим Господеви» Моисея и Мариам (Исх 15, 1-19) и «Утвердися сердце мое в Господе» Анны, матери Самуила, (1Цар 2, 1-11) до «Величит душа моя Господа» Пресвятой Богородицы (Лк 1, 46-55) и «Ныне отпущаеши» старца Симеона (Лк 2, 29-32). В словах совершенно разных людей, живших в абсолютно разные времена, кристаллизуется одно и от же – торжество и радость предстояния Живому Богу, исповедание Величества Его.
Вот почему, услышав на Литургии в великопостное воскресение пение «О Тебе радуется», мы явственно ощущаем это общее ликующее предстояние «всей твари», т.е всего, что сотворено Всевышним: звенит капель, журчат ручейки, щебечут птицы, шумит ветерок, в окна стучат капли дождя. Непостижимым образом наполняется звуками даже то, что звучать не может: солнечный свет, первые цветы, робко пробивающаяся сквозь тающий снег трава. Когда мы писали эти строки, то услышали первое в этом году «турканье» горлицы на крыше.
Греческого распева в гармонизации Н. М. Данилина (1878-1945). Исполняет хор Свято-Владимирской церкви г. Гродно, Беларусь.
Во всех библейских песнях торжество и ликование направлено на Бога, творение прославляет Творца: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс.18; 2). Это естественно и понятно. А в молитве «О Тебе радуется» творение Божие с таким же восторженным трепетом воспевает Богородицу, что на первый взгляд может показаться странным.
В нашем обществе много людей, которые являются абстрактными теистами. В их представлении есть некая довольно неопределенная трансцендентная Сущность, называемая Богом. Некоторые из теистов даже согласны, что Ему можно покланяться, возвеличивать, прославлять. Но вот что касается кого-то другого… Иногда слышишь: «А что особенного в Деве Марии? Ну, родила она Христа, но ведь она такая, как все. » – подобные вопросы многие несут с собой в Церковь, сживаются с ними, так и не найдя на них приемлемых для себя ответов. В конце концов они становятся чем-то привычным и переходят в разряд кажущегося смирения: «Так у нас принято», хотя в глубине души не перестают нести болезненную остроту. Не менее опасно противоположное отношение, когда Богородица становится как бы самостоятельным божеством, а Ее многогочисленные иконы – пантеоном самодостаточных идолов. Если мы считаем себя православными христианами, очень важно найти «царский путь» и не уклоняться в крайности. Суть его хорошо сформулировал о. Георгий Чистяков в книге «Над строками Нового Завета»: «почитание Матери Божией связано с нашей верой в Бога и верой во Христа, пришедшего в этот мир. Но не просто связано – оно не может быть никаким образом оторвано от нашей веры во Христа, оно неотделимо от этой веры. Ни в коем случае нельзя противопоставлять наше поклонение Христу и почитание Матери Божией.»
Антифонное исполнение одноголосного греческого распева. Исполняет хор под управлением Александра Говорова «Согласие» Скачать
Задача поиска догматического «царского пути» для христиан упростилась с тех пор как в Церкви просиял святой Иоанн Дамаскин. О его замечательном поэтическом таланте свидетельствует то, что соборный разум Церкви избрал как для повседневных, так и для самых важных и торжественных Богослужений многие из его произведений. Мы редко вспоминаем, что слова, которые трогают наши сердца за каждым Богослужением, принадлежат перу этого замечательного святого. Но еще реже мы задумываемся о том, что за в высшей степени лиричным и художественным изложением стоит безукоризненное богословие. «Этот великий подвижник веры при изложении святых догматов проникает своим облагодатствованным умом в святилище Божественного Откровения, изъясняя каждый догмат Священным Писанием и озаряя его светом святого апостольского соборного Предания Вселенской Церкви. Как Богом посланная пчела, он собрал Божественный мед догматических истин разместил его в сотах своей догматической системы, чтобы вечно насыщать им души.» – пишет преподобный Иустин Попович в своей «Догматике Православной Церкви». – «Благодаря такой кропотливой работе святой Иоанн Дамаскин навсегда остался самым лучшим и самым надежным проводником каждого православного догматиста по несказанным тайнам святых догматических истин Православной Церкви.»
Знаменного распева в гармонизации диакона Сергия Трубачева (С. З. Трубачева (1919-1995)). Испоняет мужской хор Института певческой культуры «Валаам». Скачать
Молитва «О Тебе радуется» является прекрасным примером соединения поэзии с богословием в творчестве преподобного Иоанна. Она как бы объясняет саму себя. С первого взгляда бросается в глаза то, что в тексте использованы разные риторические фигуры. Молитва обрамлена фразой «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая служит своего рода рефреном. Однако ее предназначение в обоих случаях различно. В начале она вводит нас в повествование; глубинный же смысл остается до времени скрытым. Из-за того, что развитие сюжета прерывается славословием Богородицы, объяснение причин радости происходит во второй части молитвы. Таким образом богословское объяснение текста начинается со слов «Из Неяже Бог воплотися». Итак:
Из Неяже Бог воплотися
И Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш.
Ложесна бо Твоя Престол сотвори.
И чрево Твое пространнее небес содела.
Бог воплотился! Давайте вдумаемся в это словосочетание, как предлагает нам святой поэт: Младенцем стал Бог, Который Существовал еще до начала времен, Который Сам сотворил время, Который существовал и существует не просто всегда, а в НАДвсегда, дольше, чем всегда – хотя такие слова и кажутся нам не имеющими смысла. Вдруг Безначальный Бог получает начало в мире, который Он Сам создал. Он рождается подобно одному из Своих творений. Но рождается не Сам по Себе, а из одного из Своих творений, из девушки, которая действительно во многих отношениях была такая же как все.
Сам Иоанн Дамаскин в своем «Точном изложении Православной веры» (III, 12) разъясняет это так: «Святую Деву мы прославляем как Богородицу в собственном и истинном смысле. Ибо как Родившийся от Нее — истинный Бог, так и Родившая истинного Бога, от Нее воплотившегося, — истинная Богородица. Мы говорим, что Бог родился от Нее не в том смысле, что Божество Слова от Нее получило начало, но в том, что Само Божие Слово, прежде веков, вне времени от Отца рожденное, безначально и вечно со Отцем и Духом пребывающее, в последок дний (Евр 1, 2) для нашего спасения вселилось в утробу Святой Девы и от Нее без изменения воплотилось и родилось. Ибо Святая Дева родила не простого человека, но Бога истинного, — не просто Бога, но Бога воплощенного, не с неба принесшего тело и прошедшего через Нее, как бы через канал, но воспринявшего от Нее единосущную с нами плоть и принявшего ее [плоть] в Свою собственную Ипостась.»
Распева Киево-Печерской Лавры. Исполняет хор Киевской Духовной Академии и Семинарии. Скачать
Эта последняя мысль очень хорошо раскрыта у о. Георгия Чистякова: «В языческих мифологиях боги иногда спускались с Олимпа или с каких-то иных высот, где они пребывали, в дольний мир, для того чтобы побыть среди людей. Но языческие боги спускались в мир каким-то своим, особым образом, как бы присутствуя и одновременно не присутствуя в нём. А через Марию Христос родился, как рождается всякий человек. Благодаря Марии Христос стал таким, как мы все. От Марии Господь получил Свою плоть, от Марии Господь получил Свою кровь, то Тело и ту Кровь, которые Он потом нам отдал на Тайной Вечере.»
Не случайно в самом важном месте Литургии Василия Великого (по этому чину литургия совершается всего десять раз в году, пять из которых приходятся на пять первых воскресений Великого Поста) – евхаристическом каноне – Богородица воспоминается не только возгласом в конце: «Изрядно (т. е. в особенности) о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии» (после него в воскресные великопостные дни как раз и поется «О Тебе радуется»). Слова о ней есть и в самом сердце евхаристических молитв: «Благоволи Единородный Твой Сын, сущий в недрех Тебе, Бога и Отца, быв от жены, Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, быв под Законом, осудити грех во плоти Своей, да во Адаме умирающе оживотворятся в Самем Христе Твоем.»
С одной стороны нам становится ясно, что после Рождества Пресвятая Дева Мария уже точно не может быть такой как все. С другой стороны, если мы по-настоящему ощутили, какая невероятная пропасть разделяет Творца и творение, мы начинаем недоумевать, как вообще возможно, чтобы Невместимый Бог сотворил Свой Престол в ложеснах (т.е. в материнской утробе) женщины. От таких недоумений нас предостерегает святитель Иоанн Златоуст («Беседы на Евангелие от Матфея» IV, 3):
«Ничего больше не знаю а знаю только, что событие совершилось силою Духа Святого. Пусть стыдятся те, кто старается постигнуть сверхъестественное рождение! Если никто не может изъяснить того рождения, о котором есть тысячи свидетелей, которое за столько веков предвозвещено, которое было видимо и осязаемо, то до какой степени безумны те, которые с любопытством исследывают и тщательно стараются постигнуть рождение неизреченное? Ни Гавриил, ни Матфей не могли ничего более сказать, кроме того, что родившееся есть от Духа; но как и каким образом родилось от Духа, этого никто из них не объяснил, потому что было невозможно. Мы еще многого не знаем, например: как Невместимый вмещается в утробе? Как Всесодержащий носится во чреве жены? Как Дева рождает, и остается Девою? Скажи мне, как Дух устроил этот храм? Итак, и ты не разыскивай, но верь тому, что открыто, и не старайся постигнуть того, что умолчано.» Преподобный Иустин Попович добавляет: «Неизреченные тайны Триблаженного Божества внедрились в удивительном Лице Святой Богоматери и стали Ее тайнами. Православный чувствует и знает, что эти святые тайны не могут быть постигнуты никаким умом: ни ангельским, ни человеческим; посему растроганная молитвой душа воспевает: Вся паче (т. е. за пределами) смысла, вся преславная Твоя, Богородице, таинства, чистоте запечатанной и девству храниму, Мати позналася еси неложна, Бога рождши Истиннаго; Того моли спастися душам нашим. (Воскресный богородичен 2-го гласа, автором которого тоже скорее всего является преподобный Иоанн Дамаскин – прим. Ю. и Е. П.)».
Греческого распева в гармонизации П. Г. Чеснокова (1877 — 1944). Исполняет Архиерейский хор Свято-Ильинского кафедрального собора г. Архангельска. Скачать
Таким образом, мы видим, что в 4-х строках приведенной выше молитвы заключен смысл, который находится за пределами нашего разумного понимания. Этот образ не вписывается в логику нашей повседневной жизни. Остается только одно: поверить или не поверить. И как вывод, своего рода резюме этих слов выступает повтор: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Но нам все еще может быть непонятно, какая связь между непостижимым Богорождением и тем, что мы все радуемся о Богородице. На помощь опять приходят богословы. «Само Слово сделалось плотию, будучи носимо во утробе Девою, (исшел же из Нее) Бог вместе с воспринятым естеством человеческим, так как и оно было обожествлено Словом, одновременно с приведением его в бытие, так что одновременно совершились три события: восприятие, бытие, обожение человечества Словом. И таким образом Святая Дева мыслится и называется Богородицею не только ради (Божеского) естества Слова, но и по причине обожествления человеческой природы,» – пишет Иоанн Дамаскин.
В учении святителя Григория Паламы, память которого мы совершаем в это воскресение, отчетливо выражена именно эта мысль – мысль об обожении человеческой природы посредством Божественной благодати. Примечательно, что слова «благодать» и «обожение» у святого Григория обычно сопутствуют друг другу. Протоиерей Георгий Флоровский в своем труде «Святой Григорий Палама и Традиция Отцов» отмечает, что слово «обóжение» для современного уха «звучит странно и претенциозно. Да, это смелое слово. Обожение означает личную встречу. (выделение прот. Г.Ф.) Это общение человека с Богом, при котором Божественное присутствие как бы пронизывает всю полноту человеческого существования. Спасение — не только прощение. Это подлинное обновление человека.» Но, по апостольским словам, «мы соработники у Бога» (1Кор 3, 9), «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак 2, 17-18). Поэтому подлинное обожение, обновление невозможно без постоянного соработничества действию Божией благодати, а прежде того –желания и решимости принять ее.
И «пронизывание Божественным присутствием», и смиренная готовность ко всему вплоть до мучений и смерти, и смиренномудрое сотрудничество в течение церковной истории многообразно проявились в бесчисленном сонме святых. Но никто из них, конечно, не мог даже приблизиться к тем же качествам Пречистой Девы, Которая соединилась с Богом так тесно, как это вообще возможно для человека, навсегда став идеалом, недостижимым не только для людей, но даже для ангелов, о чем словами преподобного Космы Маиумского ежедневно напоминает нам Богослужение: «Чеснейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова родшую сущую Богородицу Тя величаем».
Интересно, что, по словам отца Георгия Чистякова, смиренномудрие Девы Марии видно даже не из одного слова, а буквально всего лишь из пары букв известного евангельского отрывка о Благовещении: «В ответ на слова архангела Мария восклицает: «Да будет Мне по слову твоему» (Лк 1: 38). Очень обидно, что это «да будет» совершенно не передано ни в одном переводе. Дело в том, что в греческом языке кроме изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений есть ещё optativus — желательное наклонение, которого нет ни в латинском, ни в славянском, ни в английском, ни во французском, ни в каком-либо другом из более или менее употребляемых языков В греческом тексте Евангелия от Луки Мария восклицает Своё «Да будет Мне по слову твоему» именно в желательном наклонении. Она говорит не просто «Да будет», а «Да будет, как Я того радостно желаю» – γένοιτό (генойто). Какие-то две буковки, один дифтонг – суффикс -ой – абсолютно изменяют значение всего текста: не просто согласие, но согласие, исполненное радости и желания. «Да будет Мне, как Я радостно того желаю, по слову твоему». То есть уже здесь, в самом начале Евангелия от Луки, Мария делает удивительный первый шаг в Своём служении. Она многого не понимает, но, не спрашивая ни о чём, радостно принимает волю Божию.»
Через свое смиренное соработничество Богу Богородица преисполнилась благодати. «Преисполненная Духом Святым, как плодовитая маслина, она сделалась жилищем всякой добродетели, устранив ум от всякого житейского и плотского пожелания и таким образом сохранив девственною душу вместе с телом, как и приличествовало той, которая имела принять в недра свои Бога, ибо Он, будучи Святым, во святых почивает. Таким образом Богородица восходит к святости и является святым и удивительным храмом Бога Вышнего» (Иоанн Дамаскин, там же, IV, 14). Именно поэтому преподобный восклицает в своем славословии Деве: «Освященный Храме, Девственная Похвало…»
Обращение «Раю Словесный» требует отдельного разъяснения. Его смысл становится ясным из одного из тропарей канона Субботы Акафиста, в котором есть такие слова: «…Одушевленный Раю, Древо посреде имущи жизни Господа, Егоже сладость оживотворяет верою причащающихся, и тли подклонившихся». Как в Эдемском Раю произрастало Древо Жизни, так и Дева произрастила Христа-Жизнодавца, источающего всем нам Бессмертие. Почему Иоанн написал «Словесный», а не «Одушевленный»? «Словесный», по-гречески λογικέ, означает одновременно и «разумный, рациональный, мыслящий», и буквально «словесный, связанный со словом» – в данном случае «со Словом». В отличие от Рая Эдемского, Богородица, выполняя свое поистине вселенское предназначение воплощения Слова Божия, не является какой-то искусственной конструкцией, теряющей всякий смысл вне своей основной функции. Она – живое, мыслящее, разумное существо со своей волей и суждениями. При всем космическом значении своей миссии Мария оставалась обычной девушкой, жизнь которой во многих отношениях ничем не отличалась от жизни множества женщин ее времени – имела свои мелкие радости и горести, заботы и тревоги. Она трудилась, посещала родственников, бывала на праздниках, повседневно заботилась о своем Божественном Сыне как любая другая мать.
Подобно евангельской притче о закваске (Мф 13, 33; Лк 13, 20-21) благодать, осенившая Пречистую Деву, не оставалась только на Ней. Она изливалась и изливается на все вокруг. Как говорит об этом преподобный Иустин Попович, «она есть Матерь Бога, а потому и Матерь всего Божественного, всего святого, всего небесного, всего самого лучшего. Из всего лучшего Она – наилучшая, из всего святого – самая святая, из всего чистого – чистейшая, из всего досточудного – самая досточудная. Она есть самый совершенный образец всего совершеннейшего. Ведь если через Неё Бог вошел в мір, в человека, как тогда не войдет через Неё в человека всё Божие, всё небесное, всё бессмертное, всё вечное, всё блаженное?»
Это свойство благодати современным христианам лучше всего известно по высказываниям преподобного Серафима Саровского: «Стяжайте Духа Святаго» и «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Теперь мы в полной мере можем понять смысл слов преподобного Иоанна «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», особенно если вспомним, что в греческом языке «благодать» (χάρις) и «радость» (χαρά) – однокоренные слова.
Святой Иустин заключает: «Пресвятая Богоматерь – «всей вселенной крепкое заступление». Первая истинная и нетленная радость вошла в мір через Её Богорождение, поэтому в Ней и благодаря Ей радуется всякая тварь и весь человеческий род».
Молитва перед иконой Богородицы «О Тебе радуется»
Задостойник
О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, Освященный Храме и Раю Словесный, Девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш. Ложесна бо Твоя Престол сотвори. И чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.
Вы прочитали статью Икона О Тебе радуется. Читайте также: