икона обручение святой екатерины 19 век
Две невесты на одного жениха: Загадка живописного сюжета о мистическом обручении Святой Екатерины
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Святая Екатерина Александрийская жила в Египте в III веке нашей эры. До принятия христианства она носила имя Доротея и была дочерью правителя Александрии. Девушка славилась своей необыкновенной красотой, мудростью, душевными качествами, и была, само собой, завидной невестой, но в женихи себе хотела лишь самого достойного – того, кто будет во всем ее превосходить. Тогда мать Екатерины отвела ее к старцу-отшельнику, творящему молитвы в пещере недалеко от города. Тот поведал девушке, что знает того, кто во всем ее лучше.
Образ Христа произвел сильное впечатление на девушку, и вскоре ее посетило видение: она очутилась перед Девой Марией с младенцем, но тот отказался взглянуть на Екатерину, ибо та была безобразной, нищей и безумной, поскольку не была отмечена Святым Духом. Тогда девушка попросила старца совершить над ней обряд крещения и принялась молиться. Новое видение явило перед ней Богородицу с младенцем, который назвал Екатерину невестой и надел ей на палец кольцо.
Екатерина Александрийская была причислена к лику святых – произошло это до разделения церквей, а потому святая почитается и католической, и православной церковью. Ее именем был назван орден Российской империи, который был учрежден при Петре I. Первой дамой, удостоенной ордена, стала супруга Петра I Екатерина, а позже его вручали великим княжнам и княгиням, это был символ принадлежности к высшим кругам общества.
Но христианская история знала и другую Екатерину, святую католической церкви, и она тоже была Христовой невестой, изображаемой на картинах и иконах. Она родилась в итальянском городе Сиена в середине XIV века.
Свое имя Екатерина получила в честь той самой святой из Александрии, и в своем житии ориентировалась на нее же. В семилетнем возрасте она приняла так называемый обет девства. Семья девочки была поначалу против того, чтобы та посвятила себя Христу, ее пытались выдать замуж и нагружали работой по дому, чтобы сломить ее волю. Но однажды, увидев, как во время молитвы на ее голову с небес опускается голубь, сочли это знаком свыше и перестали противиться выбору Екатерины. Девушка вступила на путь монашеского служения.
С детства ее посещали видения. Во время одного из них Екатерине явился святой Доминик, который протянул девушке белую лилию – та горела, но не сгорала, как неопалимая купина из библейского сюжета.
А в 1367 году, когда в Сиене проходил карнавал, Екатерина предавалась молитвам, и по примеру святой из Александрии попросила Христа «сочетаться с ней браком в вере». Тогда он и Святая Дева явились к ней домой, и, как и в случае с Екатериной Александрийской, произошел обряд обручения. Невесте тоже было надето на палец кольцо, которое она носила до конца своей жизни, причем для всех, кроме самой Екатерины, оно было невидимым.
Дом на улице Фонтебранда – тот самый, где совершился обряд, с тех пор почитается верующими, во время карнавала, проходя мимо него, участники снимают маски. Надпись на здании гласит: «это дом Екатерины, невесты Христовой».
Екатерина Сиенская вела чрезвычайно аскетичную жизнь, она не ела мяса и вообще питалась очень скудно, носила весь год одну одежду, отдавая все нищим и обездоленным. Умерла она, по-видимому, от истощения физических и душевных сил. Произошло это, когда ей было тридцать три года – столько же прожил на земле Христос.
Невесты Христа в живописи
В историях о двух Екатеринах интересно то, что обе они признаются реальными, историческими личностями. И если в иконографии целью мастера было запечатлеть образы святых для прославления их праведной жизни и подвигов во имя церкви, то художники черпали вдохновение в самом сюжете обручения с Христом. Чаще всего Спасителя изображали младенцем на руках Богоматери – вероятно, для того, чтобы подчеркнуть духовный внегендерный характер обручения.
На холстах художников могли появляться и Екатерина Александрийская, и Екатерина Сиенская – определить, кто из них фигурирует в качестве участницы мистического обручения, можно по отдельным атрибутам. Вообще чаще изображали великомученицу Екатерину, куда меньшее количество произведений живописи посвящено святой из Сиены. Но художник Амброджо Боргоньоне пошел несколько дальше всех своих собратьев и написал обручение Екатерины сразу с двумя этими святыми.
Екатерина Александрийская обычно изображается в короне, иногда в горностаевой мантии – это признаки ее царственного происхождения. Часто на картине фигурируют колесо, меч, сама святая облачена в красные одежды – этот цвет символизирует мученичество.
Екатерину Сиенскую изображают в монашеской рясе, с лилией. Количество фигур, составляющих композицию произведения, варьировалось – от минимальных троих участников таинства до нескольких десятков – среди которых были и другие святые, и ангелы, и донаторы, оплатившие работу художника.
Мистическое обручение Святой Екатерины – очень популярный сюжет среди художников Возрождения. Выходящие из мастерских картины отображали не только саму историю, но и особенности эпохи, в которую они создавались. Соответствуя тем канонам, в рамках которых работали мастера, эти произведения, тем не менее, заставляют поразмыслить поздние поколения ценителей живописи. Например, традиция изображать Екатерину с округлым животом, с явными признаками беременности, поначалу повергает в недоумение – ведь обе Екатерины давали обет безбрачия и никак не могли иметь признаков скорого материнства.
Но объяснение следует искать в традициях Возрождения, когда главным предназначением женщины провозглашалось рождение детей, и это породило своего рода стандарт красоты для художников, которые порой гипертрофированно восхваляли эту способность как неотъемлемую от женщины часть ее образа.
Нередко при взгляде на одно из таких «обручений» можно рассмотреть признаки времени и места, где картина создавалась, например, происходящее на полотне Паоло Веронезе событие напоминает скорее веселый венецианский бал, чем тихую тайную церемонию.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Мистическое обручение Св. Екатерины
Ганс Мемлинг, «Мистическое обручение св. Екатерины Александрийской»,
Брюгге, 1479
«Мистическое обручение святой Екатерины»
, сокр.
«Обручение святой Екатерины»
— иконографический сюжет христианской религиозной живописи, связанный с двумя святыми, носившими это имя. Известен с XIV в. Встречается на картинах многих европейских живописцев — святая Екатерина изображается обменивающейся обручальным кольцом с Иисусом Христом, что символизирует её духовную связь c ним и то, что она стала «невестой Христовой» ().
Святые[ | ]
Екатерина Александрийская[ | ]
Микелино да Безоццо, «Oбручение св.Екатерины»
, Сиена, Национальная пинакотека, ок.1420
Святая Екатерина Александрийская
— великомученица III в. н.э. из Египта. Один из эпизодов её жития гласит, что она, по преданию, обладала необыкновенной красотой, мудростью, хорошим характером и т.д. Объявила своим родителям, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет её по всем этим качествам. Мать Екатерины, тайная христианка, отвела её к отшельнику, который поведал девушке о подобном юноше:
«Знаю я одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему».
Через некоторое время Екатерина имела видение и приняла крещение. После крещения у неё случилось новое видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Иисусом Христом и Девой Марией, которая вручила её руку своему сыну. Иисус вручил ей своё кольцо и назвал своей невестой. (Подобная тема с божеством является типичной для экстатической мифологии восточного Средиземноморья и Анатолии.)
может быть изображением исключительно этой святой, поскольку лишь она была канонизирована до разделения церквей.
Определенные исследователи предполагают, что возникновение сюжета обручения — результат недоразумения. Фантазия толкователей могла неправильно интерпретировать какое-либо старинное изображение св. Екатерины с традиционным атрибутом её мученичества, колесом. Это колесо могло быть написано маленьким по размеру и быть принятым за кольцо, и к этому изображению мог быть придуман вышеописанный эпизод жития святой. Эта версия не основывается на каком-либо факте.
Екатерина Сиенская[ | ]
Джованни ди Паоло, «Мистическое обручение св. Екатерины Сиенской»
, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, ок. 1460
Святая Екатерина Сиенская
— монахиня и Учитель Церкви XIV в. из Италии, католическая святая. В своем подвижническом житии, во многом ориентируясь на пример святой Екатерины Александрийской, в честь которой была крещена, она повторила и эпизод с обручением с Христом.
Произошло это так: в 1367 г., когда весь город Сиена справлял карнавал, девушка предпочла молиться в своей комнатке Господу: «Сочетайся со мной браком в вере!»
. И тут перед ней явился Господь, сказавший:
«Ныне, когда остальные развлекаются, Я решил отпраздновать с тобой праздник твоей души».
У Екатерины случилось видение, во время которого она оказалась на небесах, узрела небесное воинство, Иисуса и Богоматерь.
Дева Мария, также как и в предыдущем случае, протянула руку девушки своему сыну. Он надел ей на руку золотое кольцо с прекрасным алмазом и четырьмя жемчужинами и сказал: «Се, Я сочетаюсь с тобой браком в вере, Я — Творец и Спаситель твой. Ты сохранишь эту веру незапятнанной до тех пор, пока не взойдешь на небо праздновать со мной вечный брак»
. Кольцо это оставалось на руке Екатерины до конца жизни, но было невидимым для всех, кроме неё.
До сих пор в Сиене во время карнавала процессии и горожане в масках не должны проходить по улице Фонтебранда, где была отпразднована эта свадьба. На фронтоне дома есть надпись: «Это дом Екатерины, Невесты Христовой»
.
, «Мистическое обручение со святыми Екатериной Александрийской и Екатериной Сиенской»
Иконография образа святой Екатерины
Св.Екатерина с житием. Начало XIII в. Монастырь святой Екатерины на горе Синай |
«Иконописный подлинник», составленный в начале XX века С.Т. Большаковым на основе подлинников XVI века, сообщает, что святая Екатерина изображается так: «На голове венец царский, власы просты, как у девицы, риза лазоревая, испод киноварь (нижняя одежда красная), бармы царские (драгоценные украшения на одежде) до подола, и на плечах и на рукавах, рукава широки, в правой руке Крест, а в левой свиток, а в нем пишет: «Господи Боже, услыши мене, даждь поминающим имя Екатерины отпущение грехов, и в час исхода его проводи его с миром и даждь ему место покойно»».
Таким образом, только без свитка, она изображена на иконе начала XIII века из монастыря святой Екатерины на горе Синай. Возможно, именно эта икона служила главным храмовым образом и располагалась возле раки с мощами святой. В средней части иконы изображена святая в рост, на полях представлены сцены из ее жития. Великомученица одета в расшитые драгоценными камнями царские одежды синего и красного цветов, на главе — массивная царская корона, украшенная самоцветами и свисающими нитками жемчуга. Екатерина, как подобает девице, изображена с непокрытыми волосами, которые, однако, уложены в красивую прическу. Все одеяние свидетельствует о происхождении святой — согласно житию она принадлежала к семье правителей
Вторая половина XVII в. Крит.
Византийский музей, Афины.
Св.Екатерина. фрагмент русской иконы XV в. Иногда Святая Екатерина изображается в красном плаще, традиционном одеянии мучеников, и синем хитоне. Глава святой может быть покрыта белым платом, символизирующем целомудрие, духовную и телесную чистоту. В позднесредневековый период возникает еще один иконографический вариант, получивший широкое распространение на Западе и оттуда, через позднюю греческую иконописную традицию, пришедший на Русь. Такой иконографический тип представлен на иконе второй половины XVII века «Святая Екатерина на троне» критского мастера Виктора. Святая, одетая по-прежнему в царское платье и затканный золотом и напоминающий венецианское одеяние плащ, восседает на троне. Она взирает на резное Распятие, которое вместе с пальмовой ветвью — символом победы над смертью— держит в левой руке. Этой же рукой она придерживает колесо — орудие пыток, которым ее подвергали, символ ее мученической кончины. Трон окружен книгами и инструментами: циркулем и армиллярной сферой, которые подчеркивают прекрасное образование святой, ее не только языческую, но и христианскую мудрость. Святая Екатерина победила в диспуте лучших александрийских философов, а ведь Александрия справедливо считалась научным центром римского мира, именно там когда-то располагалась самая большая библиотека империи. В католической традиции именно великомученица Екатерина считается покровительницей учащихся.
|