икона пастырь добрый молитва

Пастырь добрый

Па́стырь добрый — 1) Гос­подь Иисус Хри­стос ( Ин.10:11-16 ), ( Ис.40:11 ), ( Пс.22:1 ); 2) законно избран­ный и руко­по­ло­жен­ный (в лоне Пра­во­слав­ной Церкви) свя­щен­но­слу­жи­тель, удо­вле­тво­ря­ю­щий тре­бо­ва­ниям, предъ­яв­ля­е­мым к пас­ты­рям Богом; искренне, мудро, ответ­ственно, жерт­венно испол­ня­ю­щий пас­тыр­ский долг; 3) ико­но­гра­фи­че­ский сюжет. Первые извест­ные изоб­ра­же­ния Доб­рого Пас­тыря дати­ру­ются II веком.

икона пастырь добрый молитва. Смотреть фото икона пастырь добрый молитва. Смотреть картинку икона пастырь добрый молитва. Картинка про икона пастырь добрый молитва. Фото икона пастырь добрый молитва

Может ли добрый пас­тырь быть стро­гим?

Поня­тие «добро» под­ра­зу­ме­вает всё то, что исхо­дит от Бога; но также и то, что явля­ется плодом дея­тель­но­сти чело­века, соот­вет­ству­ю­щей Боже­ствен­ной воле.

Вообще стро­гость как тако­вая, рас­смат­ри­ва­е­мая вне обсто­я­тельств, в кото­рых она про­яв­ля­ется, не может слу­жить ни пока­за­те­лем доб­ро­де­тели, ни пока­за­те­лем греха. У про­яв­лен­ной стро­го­сти могут быть совер­шенно разные при­чины и разные поводы.

Бывает, что при­чи­ной стро­го­сти служат дурные лич­ност­ные осо­бен­но­сти чело­века, такие как отсут­ствие снис­хо­ди­тель­но­сти к людям; жесто­ко­сер­дие; лице­мер­ная прин­ци­пи­аль­ность; слиш­ком чрез­мер­ная тре­бо­ва­тель­ность или баналь­ная страсть к уни­чи­же­нию под­чи­нен­ных. Такая стро­гость никак не вяжется с именем доб­рого пас­тыря.

Другое дело, когда стро­гость исполь­зу­ется пас­ты­рем сораз­мерно необ­хо­ди­мо­сти, с учётом нрав­ствен­ной пользы, в каче­стве умест­ного и свое­вре­мен­ного сред­ства для вра­зум­ле­ния, или же пси­хо­ло­ги­че­ского инстру­мента для наве­де­ния (под­дер­жа­ния) над­ле­жа­щего порядка. При­ме­ром пра­виль­ного про­яв­ле­ния стро­го­сти служит Сам Бог ( Рим.11:22 ). Подоб­ная стро­гость обна­ру­жи­ва­лась и в дей­ствиях Гос­пода Иисуса Христа. Стро­гость не раз про­яв­ляли вели­кие Божьи угод­ники.

Умест­ная стро­гость должна соче­таться с духов­ною муд­ро­стью, быть по воз­мож­но­сти сдер­жан­ной; должна быть направ­лена на сози­да­ние доб­рого ( 2Кор.13:10 ) и не должна про­ти­во­ре­чить высшей Боже­ствен­ной Правде. Такая стро­гость про­ти­во­по­став­ля­ется не Добру, не доб­роте, но без­от­вет­ствен­ной снис­хо­ди­тель­но­сти и попу­сти­тель­ству.

Источник

Об иконе «Пастырь добрый», или Когда Бог несет нас на руках

В православной иконографии большинство образов посвящено Пресвятой Богородице и разным святым. Но есть также и различные изображения Спасителя. Среди них контрастно выделяется «Пастырь добрый» — Христос держит на плечах овечку. Когда возник этот образ и как правильно его понимать?

икона пастырь добрый молитва. Смотреть фото икона пастырь добрый молитва. Смотреть картинку икона пастырь добрый молитва. Картинка про икона пастырь добрый молитва. Фото икона пастырь добрый молитва

Евангельская подоплека

На создание этого образа иконописцев вдохновили строки Евангелия от Иоанна:

Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
…Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец (Ин. 10-11,14-16).

Пастырь добрый — это Иисус Христос.

Овцы, блудные овечки — это люди, увязшие в грехах и суете мира сего.

икона пастырь добрый молитва. Смотреть фото икона пастырь добрый молитва. Смотреть картинку икона пастырь добрый молитва. Картинка про икона пастырь добрый молитва. Фото икона пастырь добрый молитва

Но ради их спасения на землю пришел Сын Божий — воплощенный Богочеловек. Он в прямом смысле положил жизнь свою за овец — принес Крестную жертву, чтобы примирить падшего человека с Творцом, воссоединить разорванную связь.

Ключ к пониманию образа

Человеку невозможно осознать глубину Божественной любви и милосердия. Но когда смотришь на икону «Пастырь добрый», частично чувствуешь это. Иконописцам удалось передать главные акценты. Мы видим, как Христос аккуратно держит эту заблудшую овечку на своих плечах. В руках у Него посох, а сзади — крест. Тот самый Голгофский крест, через который пришлось пройти Спасителю ради нашего искупления. Вот она любовь и жертвенность, готовность жизнь отдать ради человеческого спасения.

Ветхозаветный отголосок

Точно неизвестно, когда появилась эта икона. Но предпосылки к образу Пастыря мы находим еще в Ветхом Завете. Самые яркие примеры — это цитаты с книги Исайи и Псалтири.

икона пастырь добрый молитва. Смотреть фото икона пастырь добрый молитва. Смотреть картинку икона пастырь добрый молитва. Картинка про икона пастырь добрый молитва. Фото икона пастырь добрый молитва

Пророк Исайя, который жил почти за 800 лет до Рождества Христова, пишет:

Как пастырь Он будет пасти стадо Своё; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных (Ис. 40:11).

Псалмопевец Давид в псалмах называет Господа своим Пастырем:

Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться (Пс. 22:1).

Для царя Давида, который до восхождения на царство пас овец, образ пастыря казался очень близким. Более того, на ранних изображениях «Пастыря доброго» Христос больно напоминал царя Давида в юности: молодого пастуха с посохом или крестом в окружении овец.

Со временем появились многие вариации на эту тему. Но все они, так или иначе, ведут нас к одной и той же мысли: милосердный Господь пасет свое стадо, а одну овечку, которой, наверно, хуже остальных, несет на руках.

Когда Господь несет нас на руках…

Есть такая современная притча: человек упрекает Бога за то, что Творец якобы забыл о своем творении. Обещал быть всегда рядом, но в самые трудные минуты оставил.

Чтобы образно показать, что человек заблуждается, Господь предлагает ему посмотреть на следы жизни. Где бы не шла эта «заблудшая овечка», рядом с ней всегда виднелись следы. Но в одном месте вместо двойных отпечатков — человека и Бога — остались только одни. Человек возроптал: «Господи, а вот здесь же ты меня оставил одного!». На что Бог ответил: «Нет, не оставил. Это не твои следы, а Мои. В это время Я просто нес тебя на руках».

Вот так каждого из нас, как заблудшую овечку, в самые тяжелые моменты Христос несет на руках. Только не надо ожесточаться и думать, будто в эти моменты Бог нас оставил. Присмотритесь к следам на песке: ваши они или Господни? «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».

Источник

История становления иконы Добрый Пастырь и значение образа, символизм

Икону «Добрый Пастырь» можно считать символической иллюстрацией к Священному Писанию и Евангелию, в которых Спаситель называется пастырем овец (христиан). На ней Иисус Христос изображается в виде пастуха, окруженного овцами, или с ягненком (заблудшей овцой) на плечах. Иконографический тип был заимствован у античных художников и скульпторов на заре христианства.

Значение образа доброго пастыря в православии

В переводе с иврита «пастырь» означает «пастух». Этот термин впервые был использован в Ветхом, а затем подтвержден в Новом Завете. Смысл термина заключается в аллегории: пастырь должен заботиться о своей пастве (христианах), как пастух о стаде овец. Учение, которое проповедовал Сын Божий, в своей сути содержит призыв любви к Богу, другим людям, он милосерден к раскаявшимся грешникам. Поэтому Иисус Христос – милосердный поводырь, который ведет тех, кто в него верует, дорогой к вечной жизни в раю.

История становления иконы «Доброго Пастыря»

На иконописный стиль изображения прообраза Сына Божьего оказали влияние древнегреческие мифология и искусство. С развитием христианского вероучения поменялся иконографический тип Иисуса Христа. Канонические изменения привели к тому, что раннехристианский образ оказался мало востребованным и был забыт.

Прообразы в античности

В изобразительном искусстве Древней Греции есть два персонажа, изображения которых, по-видимому, послужили прообразом Спасителя. Это Орфей и Гермес Криофор. Орфей, герой мифов, был музыкантом, певцом, любимцем бога Аполлона. Благодаря золотой лире, подарку Аполлона, Орфей мог приручать диких животных.

Гермес был в числе самых почитаемых в пантеоне античных богов. Он покровительствовал торговле, пастухам и путешественникам, спускался в царство мертвых, сопровождая души умерших. По легенде, Гермес получил второе имя Криофор (в переводе с древнегреческого Агненосец) после спасения города Танагра от чумы, обойдя городские стены с бараном на плечах. В его честь в Танагре был построен храм Гермеса Криофора. Греческий ваятель Каламид в VI веке до Р. Х. создал статую бога с ягненком на плечах. На скульптурных изваяниях Гермес изображен молодым атлетом с ягненком на плечах.

икона пастырь добрый молитва. Смотреть фото икона пастырь добрый молитва. Смотреть картинку икона пастырь добрый молитва. Картинка про икона пастырь добрый молитва. Фото икона пастырь добрый молитва

Ранние изображения

На ранних ступенях развития христианства икон, как объекта для моления, не существовало. Христианское искусство началось с римских катакомб и саркофагов, которые украшали изображениями Доброго Пастыря. Это был не образ Сына Божьего, а символ его предназначения.

Древнегреческая скульптура Гермеса Криофора была использована в раннехристианской символике. Полное отождествление в приемах и форме объясняется преемственностью художественной школы раннехристианских скульпторов от античных. Исследователи христианства также полагают, что таким образом до IV века преследуемые христиане маскировали свое отношение к вероучению Иисуса Христа.

Орфей традиционно изображался в виде пастуха, окруженного овцами. Античные художники представляли его молодым, безбородым юношей, с флейтой или посохом в руке.

Самые известные раннехристианские изображения (I-II век), идентичные изваяниям Гермеса Криофора, сохранились в римских катакомбах. До IV столетия Библейские заповеди, в которых запрещалось изображать Бога, трактовались буквально. Поэтому изображения Доброго Пастыря этого периода не следует считать иконами или образами для моления Иисусу Христу. «Добрый Пастырь» в местах сбора единоверцев был символическим напоминанием о приходе Спасителя.

Христианские картины до V века написаны по однотипному сюжету, в котором прослеживаются черты античного образа Орфея. Как, например, мозаичные изображения, сохранившиеся в мавзолее Галлы Плацидии города Равенны.

икона пастырь добрый молитва. Смотреть фото икона пастырь добрый молитва. Смотреть картинку икона пастырь добрый молитва. Картинка про икона пастырь добрый молитва. Фото икона пастырь добрый молитва

На выбор именно этих прототипов, судя по всему, повлияло несколько общих мотивов из мифологии:

Образы Доброго Пастыря этого периода – молодые, красивые, сильные юноши, без бороды, в эллинских коротких туниках.

Ветхий Завет

В первой части Библии, Ветхом Завете, есть откровения и псалмы, в которых Бога называют пастухом и Пастырем. В «Книге пророка Иезекииля» говорится от имени Господа, что он, как пастух, будет блюсти свое стадо, не давая ему разбрестись и потеряться в дни невзгод. В 22 псалме есть строка: «Господь – Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться». Пророк Исаия за 700 лет до Р. Х. предрек, что придет Мессия, который будет как пастырь пасти свое стадо.

Сравнение Всемогущего Бога Израилева с пастухом объясняется тем, что в древних деревенских общинах это был лидер общины, от которого зависело состояние стада, а значит, и уровень жизни сообщества. Кроме этого, присутствует метафора: сравнение человеческого общества (в данном случае евреев) с неразумным стадом овец, которому требуется направляющая сила.

икона пастырь добрый молитва. Смотреть фото икона пастырь добрый молитва. Смотреть картинку икона пастырь добрый молитва. Картинка про икона пастырь добрый молитва. Фото икона пастырь добрый молитва

Новый Завет

В Новом Завете, как и в Ветхом, есть слова о роли Иисуса Христа, как пастыря доброго. В Евангелии от Иоанна, в 10 главе, цитируются слова Христа, в которых он называет себя таким именем, защищающим овец ценой своей жизни; знающим своих овец. В качестве жертвы за своих овец Иисус сам превращается в Агнца Божьего, искупительной жертвой за грехи человечества.

Когда в IV веке христианство стало государственной религией на территории Римской империи, произошло отделение христианского искусства от античных образцов. Сентиментальные образы не могли стать моленными иконами. Вместо стройного юноши-пастушка или атлета-бога с барашком на плечах появился иконографический тип Пантократора.

Первое время оба образа применялись параллельно, но постепенно Небесный Царь и Судья вытеснил жизнерадостного эллина. В период иконоборчества (VIII век) раннехристианские изображения Иисуса были уничтожены.

В европейские христианские церкви раннехристианское изображение вернулось в период Ренессанса (XIV-XVII век). Об этом сюжете первыми вспомнили светские художники, а затем он вернулся в иконографию, в убранство церквей в виде скульптур и витражей. Но широкого распространения старинный образ не получил и лишился признаков античности: стал старше, у него появилась борода, одеяние соответствовало иконописной моде. В XIX веке, как иконографический тип, он снова перестал пользоваться популярностью и исчез.

икона пастырь добрый молитва. Смотреть фото икона пастырь добрый молитва. Смотреть картинку икона пастырь добрый молитва. Картинка про икона пастырь добрый молитва. Фото икона пастырь добрый молитва

Русская иконография

Русская православная иконография формировалась под воздействием византийской в период, когда Пантократор стал главным ликом в иконописи. Самые старые православные изображения Доброго Пастыря относятся к XVIII веку. Появлению этого иконографического образа способствовало влияние униатской западно-украинской иконописи, которая, в свою очередь, восприняла западноевропейские образцы из печатных гравюр.

Этот сюжет не содержится в православном справочнике по иконописи (ерминии), что означает, что он не каноничен для православия. Немногочисленные иконы XIX, начала XX веков свидетельствуют о том, что образ не получил широкого признания и распространения в православии.

Однако образ Доброго Пастыря преобразовался в облачение священнослужителей: омофор (накидка) – символ заблудшей овцы на плечах Доброго Пастыря, который несет заблудшую овцу в Небесное Царство к ангелам (незаблудшим овцам).

икона пастырь добрый молитва. Смотреть фото икона пастырь добрый молитва. Смотреть картинку икона пастырь добрый молитва. Картинка про икона пастырь добрый молитва. Фото икона пастырь добрый молитва

Икона Спасителя «Добрый пастырь»

Образ Спасителя «Добрый Пастырь» имеет два иконописных варианта:

Перед иконой молятся животноводы, любители животных, родители непослушных детей, отправляющиеся в долгий и опасный путь.

Источник

Молитвы святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу

икона пастырь добрый молитва. Смотреть фото икона пастырь добрый молитва. Смотреть картинку икона пастырь добрый молитва. Картинка про икона пастырь добрый молитва. Фото икона пастырь добрый молитва

Тропарь, глас 4 *

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ я́же веще́й и́стина;/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая./ О́тче священнонача́льниче Нико́лае,/ моли́ Хри­ста́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Пере­вод: Пра­ви­лом веры и обра­зом кро­то­сти, воз­дер­жа­ния учи­те­лем яви­ла тебя ста­ду тво­е­му непре­лож­ная Исти­на. Пото­му ты при­об­рел сми­ре­ни­ем – высо­кое, нище­тою – богат­ство. Отче, свя­ти­тель Нико­лай, моли Хри­ста Бога о спа­се­нии душ наших.

Кондак, глас 3 *

В Ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́:/ Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив,/ положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х/ и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти;// сего́ ра́ди освяти́лся еси́, я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.

Пере­вод: В Мирах, свя­ти­тель, ты явил­ся как совер­ши­тель свя­щен­но­го слу­же­ния, ибо испол­нив Хри­сто­во Еван­ге­лие, пре­по­доб­ный, ты поло­жил душу свою за людей тво­их и спас непо­вин­ных от смер­ти, пото­му и освя­тил­ся ты как вели­кий слу­жи­тель Таинств Божи­ей благодати.

Молитва 1‑я ** ​

О, всесвяты́й Нико́лае, уго́дниче преизря́дный Госпо́день, теп­лый наш засту́пниче и вез­де́ в скор­бех ско́рый помо́щниче. Помо­зи́ мне, гре́шному и уны́лому, в настоя́щем житии́, умо­ли́ Го́спода Бо́га дарова́ти ми оставле́ние всех мои́х грехо́в, ели́ко согреши́х от ю́ности моея́, во всем житии́ мое́м, де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми мои́ми чу́вствы, и во исхо́де души́ моея́ помо­зи́ ми, окая́нному, умо­ли́ Го́спода Бо́га, всея́ тва́ри Соде́теля, изба́вити мя возду́шных мыта́рств и ве́чнаго муче́ния, да все­гда́ прославля́ю Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха и твое́ ми́лостивное предста́тельство, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пере­вод: О, все­свя­той Нико­лай, пре­слав­ный слу­жи­тель Гос­по­день, горя­чий наш заступ­ник, и вез­де в скор­бях ско­рый помощ­ник! Помо­ги мне, греш­но­му и уны­ва­ю­ще­му: в нынеш­ней жиз­ни умо­ли Гос­по­да Бога даро­вать мне отпу­ще­ние всех моих гре­хов, сколь­ко согре­шил я от юно­сти моей в тече­ние всей моей жиз­ни делом, сло­вом, помыш­ле­ни­ем и все­ми мои­ми чув­ства­ми; и при исхо­де души моей помо­ги мне, несчаст­но­му, умо­ли Гос­по­да Бога, все­го тво­ре­ния Созда­те­ля, изба­вить меня от воз­душ­ных мытарств и веч­но­го муче­ния, дабы я посто­ян­но про­слав­лял Отца, и Сына, и Свя­то­го Духа, и твое мило­сти­вое пред­ста­тель­ство, ныне и все­гда и во веки веков. Аминь.

Молитва 2‑я **

О, всеблаги́й о́тче Нико́лае, па́стырю и учи́телю всех, ве́рою притека́ющих ко тво­е­му́ заступле́нию и те́плою моли́твою тебе́ призыва́ющих, ско́ро потщи́ся и изба́ви Христо́во ста́до от волко́в, губя́щих е, и вся́ку стра­ну́ христиа́нскую огра­ди́ и сохра­ни́ святы́ми твои́ми моли́твами от мирска́го мяте́жа, тру́са, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни, от гла́да, пото́па, огня́, меча́ и напра́сныя сме́рти. И я́коже поми́ловал еси́ трие́х муже́й, в темни́це седя́щих, и изба́вил еси́ их царе́ва гне́ва и посече́ния ме́чного, та́ко поми́луй и мене́, умо́м, сло́вом и де́лом во тьме грехо́в су́ща, и изба́ви мя гне́ва Бо́жия и ве́чныя ка́зни, я́ко да твои́м хода́тайством и по́мощию, Свои́м же милосе́рдием и благода́тию Христо́с Бог ти́хое и безгре́шное житие́ даст ми пожи́ти в ве́це сем и изба́вит мя шу́ияго стоя́ния, сподо́бит же десна́го со все́ми святы́ми. Ами́нь.

Пере­вод: О, все­бла­гой отче Нико­лай, пас­тырь и учи­тель всех, с верою при­бе­га­ю­щих к тво­е­му заступ­ни­че­ству и в горя­чей молит­ве тебя при­зы­ва­ю­щих! Ско­ро поспе­ши и избавь Хри­сто­во ста­до от вол­ков, губя­щих его, и вся­кую стра­ну хри­сти­ан­скую огра­ди и сохра­ни свя­ты­ми тво­и­ми молит­ва­ми от мир­ско­го мяте­жа, зем­ле­тря­се­ния, наше­ствия ино­пле­мен­ни­ков и меж­до­усоб­ной вой­ны, от голо­да, навод­не­ния, огня, меча и от вне­зап­ной смер­ти. И как ты поми­ло­вал трех мужей, в тем­ни­це сидев­ших, и изба­вил их от цар­ско­го гне­ва и от усе­че­ния мечом, так поми­луй и меня, умом, сло­вом и делом во тьме гре­хов пре­бы­ва­ю­ще­го, и избавь меня от гне­ва Божия и веч­но­го нака­за­ния, да тво­им хода­тай­ством и помо­щью, Сво­им же мило­сер­ди­ем и бла­го­да­тию Хри­стос Бог тихую и без­греш­ную жизнь даст мне про­жить в веке сем и изба­вит меня от уча­сти сто­я­щих сле­ва, и спо­до­бит стать спра­ва со все­ми свя­ты­ми. Аминь.

Молитва 3‑я

О, до́брый наш па́стырю и богому́дрый наста́вниче, святи́телю Христо́в Нико́лае! Услы́ши нас гре́шных (име­на), моля́щихся тебе́ и призыва́ющих в по́мощь ско́рое предста́тельство твое́; виждь нас не́мощных, отвсю́ду уловля́емых, вся́каго бла́га лише́нных и умо́м от малоду́шия помраче́нных; потщи́ся, уго́дниче Бо́жий, не оста́вити нас в грехо́внем пле­ну́ бы́ти, да не бу́дем в ра́дость враго́м на́шим и не у́мрем в лука́вых дея́ниих на́ших. Моли́ о нас недосто́йных Соде́теля на́шего и Влады́ку, Ему́же ты со безпло́тными ли́ки предстои́ши: ми́лостива к нам сотво­ри́ Бо́га на́шего в ны́нешнем житии́ и в бу́дущем ве́це, да не возда́ст нам по дело́м на́шим и по нечи­сто­те́ серде́ц на́ших, но по свое́й бла́гости возда́ст нам. На твое́ бо хода́тайство упова́юще, твои́м предста́тельством хва́лимся, твое́ заступле́ние на по́мощь призыва́ем, и ко пресвято́му о́бразу тво­е­му́ припа́дающе, по́мощи про́сим: изба́ви нас, уго́дниче Христо́в, от зол находя́щих на нас, и укро­ти́ во́лны страсте́й и бед возстаю́щих на нас, да ра́ди святы́х твои́х моли́тв не обы́мет нас напасть и не погря́знем в пучи́не грехо́вней и в ти́не страсте́й на́ших. Моли́, святи́телю Христо́в Нико́лае, Хри­ста́ Бо́га на́шего, да пода́ст нам ми́рное житие́ и оставле́ние грехо́в, душа́м же на́шим спасе́ние и ве́лию ми́лость, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 4‑я

О, вели́кий засту́пниче, архиере́ю Бо́жий, Нико́лае преблаже́нне, и́же подсо́лнечную осия́вый чуде­сы́, призыва́ющим же тя ско́рый услы́шатель явля́йяся, и́хже при́сно предваря́еши и спаса́еши, и избавля́еши, и от бед вся́ческих изъима́еши, от Бо́га да́нною ти чуде́с и даро́в благода́тию! Услы́ши мя недосто́йнаго, с ве́рою тя призыва́юща и моле́бное тебе́ принося́ща пе́ние; тебе́ бо хода́тая на умоле́ние ко Хри­сту́ предлага́ю. О преслову́щий в чудесе́х, святи́телем высо­то́! я́ко име́яй дерзнове́ние, ско́ро Влады́це предста́ни, и преподо́бнии свои́ ру́це моле́бне к Нему́ про­стри́ о мне гре́шнем, и от Него́ щедро́ты бла́гости пода́ждь ми, и при­и­ми́ мя в свое́ заступле́ние, и от всех бед и зол мя изба́ви, от наше́ствия враго́в ви́димых и неви́димых свобожда́я, и тех всех наве́ты и злохи́трства погубля́я, и борю́щих мя во всей жи́зни мое́й отража́я; прегреше́нием же мои́м проще́ние испро­си́, и спасе́на мя Хри­сту́ предста́ви и Ца́рствия Небе́снаго сподо́би улучи́ти за мно́жество того́ человеколю́бия, Ему́же подоба́ет вся́ка сла́ва, честь и поклоне́ние, со безнача́льным его Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пере­вод: О, вели­кий заступ­ник, архи­ерей Божий, преб­ла­жен­ный Нико­лай, кото­рый осве­тил чуде­са­ми тех, кото­рые нахо­ди­лись под солн­цем, явись ско­рым слу­ша­те­лем тех, кото­рые тебя при­зы­ва­ют, их же посто­ян­но пре­ду­пре­жда­ешь и спа­са­ешь, и избав­ля­ешь от любых бед, от Бога дан­ной тебе чудес и даров бла­го­да­тью! Услышь меня недо­стой­но­го, кото­рый с верой тебя при­зы­ва­ет и тебе при­но­сит молеб­ное пение; тебе вве­ряю быть про­си­те­лем умо­ле­ния у Хри­ста. О дав­но извест­ный чуде­са­ми, досто­ин­ство свя­ти­те­лей, кото­рый име­ет дерз­но­ве­ние, ско­ро пред­стань перед Вла­ды­кой, и пре­по­доб­ные твои руки в молит­ве к Нему направь о мне греш­ном, и от Него подай мне щед­ро­ты бла­го­сти, и при­ми меня под свое заступ­ле­ние, и избавь от всех бед и зол меня, осво­бо­ди от напа­де­ния вра­гов види­мых и неви­ди­мых, и их всех поку­ше­ния и зло­хитр­ства погу­би, и тех, кото­рые напа­да­ют на меня, во всей жиз­ни моей отра­зи; испро­си пре­гре­ше­ни­ям моим про­ще­ния, и спа­сён­ным яви меня Хри­сту и Небес­но­го Цар­ства спо­до­би достичь из-за мно­же­ства Его чело­ве­ко­лю­бия, Ему подо­ба­ет вся­кая сла­ва, честь и покло­не­ние, со без­на­чаль­ным его Отцом, и с Пре­свя­тым и Бла­гим и Живо­тво­ря­щим Духом, ныне и все­гда и во веки веков. Ами́нь.

Молитва 5‑я **

О, всехва́льный и всечестны́й архиере́ю, вели́кий чудотво́рче, святи́телю Христо́в, о́тче Нико́лае, челове́че Бо́жий и ве́рный ра́бе, му́жу жела́ний, сосу́де избра́нный, кре́пкий сто́лпе церко́вный, свети́льниче пресве́тлый, звез­до́ осиява́ющая и освеща́ющая всю вселе́нную. Ты еси́ пра́ведник, я́ко фи́никс процве́тший, насажде́нный во дво́рех Го́спода сво­е­го́, живы́й в Ми́рех, ми́ром облагоуха́л еси́ и ми́ро приснотеку́щее благода́ти Бо́жия источа́яй. Твои́м ше́ствием, пресвяты́й о́тче, мо́ре освяти́ся, егда́ многочуде́сныя твоя́ мо́щи ше́ствоваху во град Ба́рский, от восто́ка до за́пада хвали́ти и́мя Госпо́дне. О преизя́щный и преди́вный чудотво́рче, ско́рый помо́щниче, те́плый засту́пниче, па́стырю предо́брый, спаса́ющий слове́сное ста́до от вся́ких бед! Тебе́ прославля́ем и тебе́ велича́ем, я́ко наде́жду всех христиа́н, исто́чника чуде́с, защи́тителя ве́рных прему́драго учи́теля, а́лчущих корми́теля, пла́чущих весе́лие, наги́х одея́ние, боля́щих вра­ча́, по мо́рю пла́вающих управи́теля, пле́нников свободи́теля, вдов и сиро́т пита́теля и засту́пника, целому́дрия храни́теля, младе́нцев кро́ткаго наказа́теля, ста́рых укрепле́ние, по́стников наста́вника, тружда́ющихся упокое́ние, ни́щих и убо́гих изоби́льное бога́тство. Услы́ши нас, моля́щихся тебе́ и прибега́ющих под кров твой, яви́ предста́тельство твое́ о нас к Вы́шнему и исхода́тайствуй твои́ми богоприя́тными моли́твами вся поле́зная ко спасе́нию душ и теле́с на́ших: сохра­ни́ святу́ю оби́тель сию́ (или́ храм сей), вся́кий град и весь, и вся́кую стра­ну́ христиа́нскую, и лю́ди живу́щия от вся́каго озлобле́ния по́мощию твое́ю, ве́мы бо, ве́мы, я́ко мно́го мо́жет моли́тва пра́веднаго, поспешеству́ющая во благо́е; тебе́ же пра́веднаго, по Преблагослове́нней Де́ве Мари́и, предста́теля ко Всеми́лостивому Бо́гу и́мамы, и к тво­е­му́, преблаги́й о́тче, те́плому хода́тайству и заступле́нию смире́нно притека́ем: ты нас соблю­ди́, я́ко бо́дрый и до́брый па́стырь, от вся́ких враго́в, губи́тельства, тру́са, гра́да, гла́да, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников, и во вся́ких беда́х и ско́рбех на́ших подава́й нам ру́ку по́мощи, и отве́рзи две́ри милосе́рдия Бо́жия: поне́же недосто́йни есмы́ зре́ти высо­ту́ небе́сную, от мно́жества непра́вд на́ших, свя́зани у́зами грехо́вными, и николи́же во́ли Созда́теля на́шего сотвори́хом, ни сохрани́хом повеле́ний Его́. Те́мже преклоня́ем коле́на сокруше́нна и смире́нна се́рдца на́шего к Зижди́телю сво­е­му́, и тво­е­го́ оте́ческаго заступле́ния к Нему́ про́сим: помо­зи́ нам, уго́дниче Бо́жий, да не поги́бнем со беззако́нии на́шими, изба́ви нас от вся́каго зла и от вся́кия ве́щи сопроти́вныя, упра́ви ум наш и укре­пи́ се́рдце на́ше в пра́вой ве́ре, в не́йже твои́м предста́тельством и хода́тайством, ни ра́нами, ни преще́нием, ни мо́ром, ни ко́им гне́вом от Созда́теля сво­е­го́ ума́лени бу́дем, но ми́рное зде поживе́м житие́ и да сподо́бимся ви́дети блага́я на зем­ли́ живы́х, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га и покланя́емаго, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пере­вод: О, все­х­валь­ный и все­ми чти­мый архи­ерей, вели­кий чудо­тво­рец, свя­ти­тель Хри­стов, отче Нико­лай, чело­век Божий и вер­ный раб, муж жела­ний, сосуд избран­ный, креп­кий столп Церк­ви, све­тиль­ник пре­свет­лый, звез­да оза­ря­ю­щая и осве­ща­ю­щая всю все­лен­ную! Ты – пра­вед­ник, как паль­ма рас­цвет­ший, насаж­ден­ный во дво­рах Гос­по­да сво­е­го; жив­ший в Мирах, ты бла­го­уха­ни­ем мира мир испол­нил и миро неис­ся­ка­ю­щее бла­го­да­ти Божи­ей исто­ча­ешь. Тво­им шестви­ем, пре­свя­той отче, море освя­ти­лось, когда мно­го­чу­дес­ные твои мощи шество­ва­ли во град Барий­ский, что­бы от восто­ка до запа­да вос­хва­ля­лось имя Гос­подне. О пре­ис­кус­ный и пре­див­ный чудо­тво­рец, ско­рый помощ­ник, горя­чий заступ­ник, пас­тырь пре­доб­рый, спа­са­ю­щий сло­вес­ное ста­до от вся­ких бед! Тебя про­слав­ля­ем и тебя вели­ча­ем, как надеж­ду всех хри­сти­ан, источ­ник чудес, защит­ни­ка вер­ных, пре­муд­ро­го учи­те­ля, алчу­щих пита­те­ля, пла­чу­щих весе­лие, нагих оде­я­ние, боля­щих вра­ча, по морю пла­ва­ю­щих корм­че­го, плен­ни­ков осво­бо­ди­те­ля, вдов и сирот пита­те­ля и заступ­ни­ка, цело­муд­рия хра­ни­те­ля, мла­ден­цев крот­ко­го вос­пи­та­те­ля, ста­рых укреп­ле­ние, пост­ни­ков настав­ни­ка, тру­дя­щих­ся упо­ко­е­ние, нищих и убо­гих изобиль­ное богат­ство. Услышь нас, моля­щих­ся тебе и при­бе­га­ю­щих под кров твой, яви пред­ста­тель­ство твое о нас ко Все­выш­не­му и исхо­да­тай­ствуй тво­и­ми бого­угод­ны­ми молит­ва­ми всё, полез­ное ко спа­се­нию душ и тел наших; сохра­ни свя­тую оби­тель сию (или храм сей), вся­кий город и селе­ние, и вся­кую стра­ну хри­сти­ан­скую и людей, в ней живу­щих от вся­ко­го бед­ствия помо­щью тво­ею; ибо зна­ем мы, зна­ем, как мно­го может молит­ва пра­вед­но­го, содей­ству­ю­щая ко бла­гу; тебя же, пра­вед­но­го, после Пре­бла­го­сло­вен­ной Девы Марии, име­ем мы пред­ста­те­лем ко Все­ми­ло­сти­во­му Богу, и к тво­е­му, пре­бла­гой отче, горя­че­му хода­тай­ству и заступ­ни­че­ству сми­рен­но при­бе­га­ем; ты нас сохра­ни, как бод­рый и доб­рый пас­тырь, от вся­ких вра­гов, мора, зем­ле­тря­се­ния, гра­да, голо­да, навод­не­ния, огня, меча, наше­ствия ино­пле­мен­ни­ков, и во вся­ких бедах и скор­бях наших пода­вай нам руку помо­щи, и отво­ри нам две­ри мило­сер­дия Божия; пото­му что мы недо­стой­ны взи­рать на высо­ту небес от мно­же­ства неправд наших, свя­за­ны уза­ми гре­хов, и нико­гда воли Созда­те­ля наше­го не сотво­ри­ли и не соблюли пове­ле­ний Его. Пото­му при­к­ло­ня­ем коле­на сокру­шен­но­го и сми­рен­но­го серд­ца наше­го пред Твор­цом сво­им, и тво­е­го оте­че­ско­го заступ­ни­че­ства пред Ним про­сим: помо­ги нам, слу­жи­тель Божий, да не погиб­нем со без­за­ко­ни­я­ми наши­ми, избавь нас от вся­ко­го зла и от вся­ко­го дела враж­деб­но­го, направь ум наш и укре­пи серд­це наше в пра­вой вере, в кото­рой по тво­е­му пред­ста­тель­ству и хода­тай­ству, ни рана­ми, ни угро­за­ми, ни мором, ни каким гне­вом Созда­те­ля сво­е­го поко­леб­ле­ны да не будем, но здесь мир­но жизнь про­жи­вем и спо­до­бим­ся видеть бла­га на зем­ле живых, сла­вя Отца, и Сына, и Свя­то­го Духа, Еди­но­го в Тро­и­це сла­ви­мо­го и покла­ня­е­мо­го Бога, ныне и все­гда, и во веки веков, аминь.

Личное прошение

О, святи́телю Христо́в Нико́лае! Услы́ши нас, гре́шных, моля́щихся тебе́ (имя) и призыва́ющих в по́мощь ско́рое предста́тельство твое́. Ми́лостива к нам сотво­ри́ Бо́га на́шего, да по Свое́й бла́гости пода́ст нам (содер­жа­ние про­ше­ния). Изба́ви нас, уго́дниче Христо́в, от зол, находя́щих на нас, и во вся́кой жите́йской нуж­де́ и потре́бе посли́ нам свою́ по́мощь. Ами́нь.

Краткое житие

Дни памя­ти 9/22 мая, 6/19 декабря

Свя­ти­тель Нико­лай — один из самых горя­чо люби­мых на Руси свя­тых. За свое мило­сти­вое и состра­да­ю­щее серд­це спо­до­бил­ся от Бога мно­го­чис­лен­ных духов­ных даро­ва­ний. Житие свт. Нико­лая испол­не­но раз­лич­ных чудес и слу­ча­ев помо­щи, как при жиз­ни, так и по отше­ствии от зем­ли. Участ­вуя в I Все­лен­ском Собо­ре обли­чал нече­сти­во­го Ария и в поры­ве рев­но­сти даже уда­рил того по лицу. За послед­нее был нака­зан, но вско­ре оправ­дан пове­ле­ни­ем Самой Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, явив­шей­ся несколь­ким отцам Собо­ра. Свт. Нико­лай — один из самых чти­мых на Руси свя­тых, ему молят­ся путе­ше­ству­ю­щие, о помо­щи в раз­лич­ных житей­ских затруд­не­ни­ях, о жиз­нен­ном устрой­стве детей, о вступ­ле­нии в брак, об исце­ле­нии в раз­лич­ных недугах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *