икона плач пресвятой богородицы при кресте

Войдите в ОК

Икона вычеканена из позолоченного серебра. Напи­сана в 1568 году по заказу святейшего католикоса Абхазской Православной Церкви Евдемона I, о чём сообщается в надписи на самой иконе. Несмотря на эту надпись, существует версия, что икона создана по приказу царя Баграта III и царицы Елены в конце X века и украшена дорогим серебряным киотом очень иску­сной работы.

Во второй половине XVI века, во время патриаршества католикоса Евдемона I, в результате усиления османской агрессии против Абхазского княжества, опустошения сёл и городов, а также феодальной междоусобицы, резиденция Абхазского католико­са была перенесена из Пицунды в Гелатский монастырь (Западная Грузия, Кутаис). Кафе­дрой стала церковь великомученика Георгия, где и находилась до конца кончины последнего Абхазского католикоса Максима II, умершего по дороге в Палестину I в 1795 году в Киево-Печерской лавре. Сюда же была перенесена одна из самых почита­емых абхазских православных святынь — Пицундская (Бичвинтская) икона Божией Матери. Второе название у иконы от древнего наименования Пицунды – Бичвинта.

Изображённый на иконе столп перешёл в христианскую иконографию из греко-римской мифологии, где он указывал на небожительство изображенного на нём (на вершине столба часто изображался Юпитер). Столп в христианстве стал религиозным символом духовной силы и твёрдости. На иконе «Плач при кресте» на столпе изображён петух из евангельского повествования о троекратном отречении апостола Петра до того, как трижды пропел петух. Некоторые исследователи считают, что первоначально на колонне изображался пеликан, как символ жертвенности.

Источник

«Плачущая икона Богородицы предвещала нам беду — и она пришла»

Эпидемия коронавирусной инфекции была предсказана еще в октябре 2019-го

В конце прошлого года на страницах Daily Storm появился репортаж о том, что в самом центре Москвы «заплакала» Казанская икона Божией Матери. Мироточение произошло в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором, который находится на Пятницкой улице. «К радости или к беде?» — гадали тогда прихожане. Однако сейчас им совершенно понятно, что это было предупреждением. Пройдет еще немного времени — и Москву охватит пандемия коронавируса, церкви опустеют, а люди начнут ходить по улицам в масках и перчатках.

Черниговскому подворью, к которому относится этот храм, около шестисот лет. Когда-то здесь находился древний Ивановский монастырь и густой непролазный лес. Как принято говорить про такие места, оно — намоленное, а потому любое чудо, которое тут происходит, встречается с особым восторгом. Так было и когда священники вдруг заметили, что на лике Богородицы появились капельки миро, которые то высыхали, то вдруг снова начинали стекать по ее щеке.

«Мы уверены, что это не к беде, — говорил протоиерей Михаил Немнонов. — Это милость Божия! Знак, что Богоматерь с нами и, возможно, в ближайшее время нас ждет что-то хорошее». Однако, как свидетельствует история, иконы плачут не только из-за этого.

«Я считаю, что Матерь Божья как бы предупреждала, что скоро что-то случится, — делится постоянный прихожанин храма по имени Виталий. — Конечно, и мы, и батюшки надеялись на лучшее, но все знают, что произошло потом. И я, конечно, про коронавирус».

Как рассказывает Виталий, икона мироточила до самой весны, причем особенно сильно, когда читали акафист. В апреле слезы стали подсыхать. Возможно, это был знак, что все самое плохое уже позади?

«Жаль, что мы не можем предугадать, к чему именно все эти знамения, — говорит молодой человек. — Такое знание открывается только духоносным старцам!»

Изображение Божией Матери «Казанская» было написано еще в XVII веке, а в храме оказалось около 20 лет назад. Это уже не первый случай, когда в древних стенах происходит что-то необыкновенное. Например, раньше здесь мироточили икона Божией матери «Знамение» и «бумажный» лик Иоанна Предтечи. Такие же чудеса сейчас случаются и в других уголках страны. Так, в начале марта подобное явление было замечено в храме села Урусово Веневского района Тульской области, где Богоматерь не просто заплакала, а начала заливаться кровавыми слезами! Слез было так много, что служителям приходилось их постоянно вытирать.

И это было только начало: спустя некоторое время миро стало проступать еще на нескольких иконах: Спасителя, Николая Чудотворца и Пантелеймона Целителя. Незадолго до Пасхи в церкви замироточили еще и кресты, а в Великую пятницу — распятие Иисуса Христа!

«После совершения молебна на крестах, насухо натертых, начало изобильно проистекать миро. Нас служило семь священников. Мы все можем свидетельствовать, что это чудо от Бога», — рассказывал тогда один из батюшек.

Верить или не верить в это — личное дело каждого человека. Однако религиовед Денис Батарчук считает, что к знамениям лучше относиться без эмоций.

«В церковной среде ходит огромное количество легенд, мифов и сказаний, которые имеют чудодейственный окрас, — говорит он Daily Storm. — А все потому, что верующий народ хочет увидеть подтверждение того, что его мольбы доходят до Бога. Отсюда и все эти рассказы про мироточащие иконы и кровавые слезы у статуи Мадонны. При этом люди не просто любят и ждут, они в буквальном смысле домогаются подобных историй! Ну а когда народ пребывает в такой стрессовой ситуации, как сейчас, он начинает искать эти знаки с особенным рвением и, конечно же, их находит».

«То есть ваш ответ: «Нет, не верю»?» — уточняем мы.

«Даже будучи священником, я относился к этому вопросу более чем спокойно, — отвечает Денис. — Любой генез должен быть изучен с чисто научной точки зрения, а я не помню, чтобы такое происходило: на моем веку ни одна из икон не исследовалась в лабораторных условиях. Да и любой иконописец скажет, что если неправильно обработать доску для изображения образа, она может начать выделять жидкость».

Между тем, сами верующие настаивают на том, что слезы Богородицы — это настоящее чудо, и с нетерпением ждут, когда можно будет вернуться в храм и постоять перед ней, не думая ни о масках, ни об антисептиках. Возможно, надеются они, это произойдет совсем скоро.

Первые упоминания о плачущих ликах относятся к периоду домонгольской Руси. Как правило, летописцы связывали их мироточение с какой-то бедой вроде нашествия хана Батыя или приближающейся эпидемии. Например, в храме Святителя Николая в Хамовниках есть знаменитая икона «Споручница грешных», особо прославившаяся во время холеры в 1848 году. Аккурат в пасхальную ночь она вдруг начала истекать миром. Эта история потом была задокументирована краеведом и меценатом Николаем Найденовым, который подтвердил, что образ не только плакал, но и источал свет.

Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО «ОрденФеликса», Главный редактор: Сивкова А.С.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Источник

Молитвы о помощи в разных нуждах, молитвословы, каноны, акафисты, книги для изучающих Закон Божий, творения святых отцов, богословские произведения – с доставкой во все регионы России.
Сайт: http://pravmolitva.ru/
Почта: pravmolitva@mail.ru
Телефон: (495) 592-72-52, (495) 330-03-81, (903) 134-62-07

икона плач пресвятой богородицы при кресте. Смотреть фото икона плач пресвятой богородицы при кресте. Смотреть картинку икона плач пресвятой богородицы при кресте. Картинка про икона плач пресвятой богородицы при кресте. Фото икона плач пресвятой богородицы при кресте

Икона Пресвятой Богородицы «Плач Богоматери»

Это – один из редчайших образов Божией Матери. Его происхождение, время обретения и чудесные проявления неизвестны.
Композиция состоит из двух частей: в верхней, большей части – поясное изображение Матери Божией со скрещенными руками и печально опущенной головой. Перед Ее взором – гора Голгофа с огромным распятием на вершине, изображенным на фоне города Иерусалима. От верхней планки креста отходит рукоять меча, направленного острием в сердце Богородицы. Внизу у основания креста – гроб и голова Адама – символ погребения первого человека на горе Голгофе: искупительная жертва за первородный грех. За спиной Девы Марии и в нижней части иконы атрибуты «страстей» и символы искупительной жертвы Иисуса Христа за грехи человеческие.
Перед иконой Пресвятой Богородицы «Плач Богоматери» молятся об избавлении от душевных страданий (ср.: Молитвы к 145 чудотворным иконам Божией Матери / Т. Олейникова. – М.: Терирем, 2014, с. 367–368).

▪ Православная книга почтой
pravmolitva.ru

икона плач пресвятой богородицы при кресте. Смотреть фото икона плач пресвятой богородицы при кресте. Смотреть картинку икона плач пресвятой богородицы при кресте. Картинка про икона плач пресвятой богородицы при кресте. Фото икона плач пресвятой богородицы при кресте

Тематические и традиционные молитвословы, акафисты, духовная литература.

Источник

Глава ХIII Матерь Божия при кресте Сына и Бога Своего

Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: возстану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия

Три года с половиною продолжалось служение Иисуса Христа ко спасению рода человеческого. Окончив Свою проповедь на земле, Он совершил торжественный вход в Иерусалим, как Царь Славы и Победитель. Множество народа вышло Ему навстречу с пальмовыми ветвями в руках; люди расстилали свои одежды на пути Его и оглашали воздух восторженными возгласами: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!»

Первосвященники, фарисеи, книжники и все имеющие власть пришли в ярость. Всенародное прославление, как Царя, ненавистного им Назорея достигло крайних пределов. Они предрешили уже осуждение Праведника на смертную казнь, но не смели схватить Его среди белого дня, боясь возмущения народа, облагодетельствованного Им. Спустя несколько дней, когда ночной мрак покрыл землю, вооружённые воины, под предводительством Иуды Искариота, поджидали Иисуса близ Гефсимании, где Он любил молиться в ночном уединении. До кровавого пота Он молился за род человеческий, а люди в это время, как хищные звери, ждали добычи.

Пройдя около ста шагов на повороте улицы, поднимавшейся в гору, Спаситель мира изнемог и упал под тяжестью креста. Дорога поворачивает ещё на большую крутизну, и снова изнемог Иисус. Тяжки были страдания Богоматери, видевшей Его терзания; плакали и рыдали женщины, Её окружавшие. Иисус Христос обратился к ним и сказал: «Не плачьте о Мне, но плачьте о себе и о детях ваших!»

Вот и поворот к Голгофе по крутому подъёму к Судным воротам, на которых вывешивались приговоры осуждённым и которыми оканчивался Иерусалим. Далее начиналась юдоль мёртвых, или лобное место, Голгофа.

Голгофа! Страшная Голгофа! Привели сюда Божественного Страдальца, и Матерь Милосердия должна была увидеть в первый раз бесчеловечное мучение на Сыне Своём! Видит Она все приготовления к позорной казни, слышит удары молота, пригвоздившего к кресту руки и ноги Её Сына и Бога, – тяжело отдаются они в сердце Матери! Один только Богочеловек мог читать то, что происходило в сердце Его Матери в эти дни мучительного томления, и только благодать Его подкрепляла Её силы. Она приблизилась к распятому Сыну и стояла у креста Его, поддерживаемая не помощью человеческою, но особенною благодатью Божией. Со страхом, с неизреченною болью души взирала Она на Его страдания до последнего Его вздоха. Не видно было Её во время славы Христовой ни на Фаворе, ни при народных кликах: «Осанна. » А теперь, когда, кроме Иоанна, даже из апостолов никого не оставалось, когда и чужие не могли равнодушно видеть печального зрелища и возвращались по домам биюще перси своя, Она безбоязненно стояла при Кресте и Распятом на нем Иисусе: Она сознавала, что на кресте совершается искупление рода человеческого, что Её Сын принёс Себя в жертву для примирения человеческого рода с Богом.

Когда распинали Иисуса Христа, самые преданные Ему люди стояли вдали, потому что толпы разъярённого народа теснились вокруг креста и не допускали их; но, когда тьма в полдневное время покрыла землю и народ стал расходиться, тогда любившие Господа стали подходить вслед за Его Матерью ко кресту. Все сопровождавшие Его женщины плакали и рыдали, но Матерь Господа не плакала: Она безмолвствовала! Скорбь Её была выше слез; Она безмолвствовала от бесконечной печали. Источник жизни, утеха Израиля, убит, поруганный, сопричисленный злодеям! Спаситель умер за все падшее человечество, чтобы, искупленное Его Божественною кровью, оно восстало для вечной жизни.

Святая Церковь в трогательных песнопениях изображает это страдальческое состояние Богоматери во время стояния Её при кресте. «Вижу Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на кресте висяща и уязвляюся горце сердцем, – рече Чистая, – но даждь слово, благий, рабе Твоей. Ныне Моего чаяния, радости и веселия Сына Моего и Господа лишена бых: увы Мне, болезную сердцем, – Чистая плачущи глаголаше. – Се, Свет Мой сладкий, надежда вот Мой Благий, Бог Мой угасе на кресте, распалятся утробою, – Дева стенящи глаголаше. – Солнце не заходяй, Боже Превечный и Творче всех тварей, Господи, како терпиши страсть на кресте?» – Чистая плачущи глаголаше.

Спаситель видел с креста, какая скорбь пронзала сердце Его Матери. Одна в мире Она оставалась, но Матерью уже не того Иисуса, Который составлял предмет надежд всего Израиля, а Иисуса, отверженного и причтённого к злодеям. Он совершил искупление рода человеческого и, вися на кресте, готов был запечатлеть искупительный подвиг смертью Своею, чем же мог утешить Матерь Свою Он, Сын, висевший на кресте, терзаемый невыразимыми мучениями? Внезапно раздаётся голос с креста, и Сын обращается к пред стоящей Ему Богоматери, к участнице Его искупительных страданий. Он говорит Ей, указывая на Своего любимого ученика: «Жено! Се сын Твой». Он умирает и хочет оставить Матери Своей залог Божественной любви. У Него не было на земле сокровищ, не было места, где бы Он мог преклонить главу Свою, и даже гроб доставлен ему милосердием ученика; не мог Он завещать Матери Своей земных благ; по какие неизреченные сокровища вручает Он Ей в этих немногих словах! Он утверждает Её матерью ученика Своего и указывает Ей обязанность любить его как сына, и в лице ученика поручает Её любви все искупленное Его кровью человечество, Его жертвою усыновлённое Богу!

«Се Мати твоя!» – продолжает Христос, обращаясь к ученику Своему и указывая на Пречистую Марию взглядом, последним, прощальным приветом Сына Матери. «Вот Матерь твоя! – как бы так говорил ученику Своему. – Я ухожу из этого мира и оставляю тебе Матерь Свою: воздавай Ей благоговейное почитание, исполняй Её волю, прибегай к Ней в скорбях, нуждах и печалях, призывай Её на помощь во всех твоих немощах и тревогах; Она принесёт тебе утешение, защиту и будет твоею заступницею».

Ученик уразумел волю умирающего Спасителя. Он принял Богоматерь в дом свой, заботился о ней как сын и до самой Её кончины не покидал Её. В Иоанне Богослове подан человечеству образец, с каким благоговейным почитанием мы, люди, должны обращаться к Божией Матери, Которой в лице его Сам Спаситель как бы усыновил нас; как мы должны во всю жизнь не расставаться с Нею и во всех обстоятельствах жизни прибегать к Ней и к Её заступничеству.

Когда, совершив дело искупления рода человеческого Своею крестною смертью, Сын Божий предал дух Свой Богу Отцу, почив плотью, Пресвятая Матерь отдала последний долг Сыну в Его погребении. Об этом попечении так говорит Святая Церковь: «Плачущи глаголаше Браконеискусная ко благообразному: „Потщися, Иосифе, к Пилату приступити и испроси сняти с древа Учителя Твоего».

икона плач пресвятой богородицы при кресте. Смотреть фото икона плач пресвятой богородицы при кресте. Смотреть картинку икона плач пресвятой богородицы при кресте. Картинка про икона плач пресвятой богородицы при кресте. Фото икона плач пресвятой богородицы при кресте

Икона «Снятие с креста и Положение во гроб Иисуса Христа» XVII в.

Получив позволение, Иосиф с Никодимом, потаённые ученики Господа Иисуса Христа, со страхом и благоговением сняли с креста Святейшее Его тело, и, по словам умилительных церковных песнопений, Богоматерь с ними.

»Приемше Его с плачем, положи на колену, молящи Его со слезами и облобызающи, горце же рыдающи и восклицающи: „Едину надежду и живот, Владыко Сыне Мой и Боже, во очию свет раба Твоя имех, ныне же лишена бых Тебе, сладкое Мое чадо и любимое.

Болезни и скорби и воздыхания обретоша Мя, увы Мне, видящи Тя, Чадо мое возлюбленное, нага и уединена и вонями помазана мертвеца.

Мертва Тя зрю, Человеколюбче, оживившаго мертвым и содержаща вся, уязвляюся люте утробою. Хотела бых с Тобою умрети, – Пречистая глаголаше, – не терплю бо без дыхания мертва Тебя видети.

Не изглаголеши ли Рабе Твоей слова, Слове Божий? Не ущедриши ли, Владыко, Тебе рождшую, глаголаше Чистая, рыдающи и плачущи, облобызающи тело Господа Своего. – Избавляли болезни, ныне приими Мя с Собою, Сыне Мой и Боже, да сниду, Владыко, во ад с Тобою и Аз, не остави Мене едину, уже бо жити не терплю, не видящи Тебе, сладкаго Моего Света».

День склонялся к вечеру, и потому спешили с погребением: благообразный Иосиф и Никодим обвили тело Иисусово пеленами с благовониями, положили Его в новом гробе и привалили большой камень к дверям гроба. При перенесении и погребении пречистого тела Господа плакала Пресвятая Матерь, и плач Её изображается Св. Церковью в трогательных песнопениях: «Увы мне, что вижду! Камо идеши ныне, Сыне Мой, а Мене оставлявши? Срыдайте Ми и сплачитеся горце, се бо Свет Мой сладкий и Учитель ваш гробу предается. Душевную Мою язву ныне исцели, Чадо Мое; воскресни и утоли Мою болезнь и печаль; можеши бо, Владыко, елико хощеши, и творити, аще и погреблся еси волею».

Старейшины иудейские не удовлетворились, предав позорной смерти ненавистного им Иисуса Христа, и не успокоились их тревоги за свою безопасность, и потому для большего удостоверения они запечатали гроб печатью синедриона и вытребовали у Пилата стражу для охранения Его безопасности. Но что значат злобные ухищрения? Печать растаяла от правды Божией, и плоть Праведника не увидела тления! Спаситель преславно воскрес из гроба.

Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом. Аллилуйя!

Источник: ΙSΒΝ 978-5-91459-006-9. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. Сост. София Снессорева. — М.: Терирем, 2010. — 640 с. УДК 271.22-526.62. ББК 86.372

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Икона. Плач Богородицы при кресте, 18 век

Происхождение

Первая четверть XVIII века.

Хранится в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.

Описание

Плач Богородицы при кресте — икона с редким иконографическим изводом, отдаленно напоминающим иконографию «Богоматери Ахтырской». По всей видимости, появление данного извода относится к первой половине XVIII века и имеет прямую взаимосвязь с апокрифическими духовными стихами «Плач Богородицы» и «Сон Богородицы». Это символическое изображение событий вечера Великой Пятницы, восходящее к искусству католического Запада. Композиция иконы наполнена ощущением скорбного покоя перед грядущим Воскресением.

На иконе изображена Богоматерь со сложенными на груди руками и пронзенной мечом грудью, перед ней — распятый на кресте Христос на фоне Иерусалимской стены, за ней — колонна с петухом. Перед Богородицей — белый стол, на котором подробно изображены все прочие орудия страстей и предметы, так или иначе связанные с последними днями Христа: рука, ударившая Спасителя по ланите, розги, губка, чаша с крышкой, чаша с широким горлом (потир?), плеть, терновый венец, молоток, клещи, мешочек с высыпающимися сребренниками, риза Христа, игральные кости, которыми бросали жребий стражники, делившие одежды Распятого.

Изображённый на иконе Богоматери столп перешёл в христианскую иконографию из греко-римской мифологии, где он указывал на небожительство изображенного на нём. Столп в христианстве стал религиозным символом духовной силы и твёрдости. На иконе Богоматери «Плач при кресте» на столпе изображён петух из евангельского повествования о троекратном отречении апостола Петра до того, как трижды пропел петух.

Мы мастерская при храме и освящаем каждое изделие перед его поступлением в продажу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *