икона похвала пресвятой богородицы значение
Икона «Похвала Пресвятой Богородицы»
Икона, которая называется «Похвала Пресвятой Богородицы», является символом спасения всех христиан. Это чудотворная икона, которая должна быть в каждом православном доме.
Эта икона относится к разряду праздничных, так как изначально она была посвящена одноименному празднику, установленному примерно в конце 7 века. На данный момент в православии этот праздник отмечается на пятой седмице Великого поста.
История иконы
Икона «Похвала Богоматери» была написала примерно в то же самое время, когда и был установлен праздник в честь спасения Константинополя от врагов. Стоит отметить, что икона была написана в честь неоднократного спасения.
Конечно, сначала это был праздник чисто Константинопольский, однако позднее, он стал воистину мировым. Это не двунадесятый праздник, поэтому празднование его проходит скромно. Сама икона, которая была посвящена великому спасению, стала довольно известной. По сей день люди довольно часто используют ее для защиты своего жилища от беды и недобрых людей.
Описание иконы «Похвала Пресвятой Богородицы»
На этой иконе, вариантов исполнения которой, кстати, немало, изображены:
В чем помогает икона
Помогает икона практически во всех аспектах, необходимых верующему человеку. Она оберегает дом от пожаров и воров, хранит людей от болезней. Икону используют как молитвенную, как защитную, а иногда даже возят с собой во время путешествий. «Похвала Пресвятой Богородицы» — это символ веры, поэтому перед ней можно читать молитву «Символ веры». Она как нельзя лучше подходит для выражения благодарности Богу и всем святым, а также Деве Марии, нашей заступнице. Молитвы перед иконой помогают людям находить в себе силы для движения вперед, для сохранения веры.
Молитва перед иконой «Похвала Пресвятой Богородицы»
Перед иконой можно читать любые молитвы, а также молитву, посвященную ей самой:
«Пресвятая Дева Мария, Богородица и Заступница всех чад Божьих. Освети нашу жизнь светом своим и помоги нам, грешным, найти свой путь в этой жизни. Моли Бога о нас вместе со всеми святыми. Прости нам прегрешения наши, яко же и мы учимся прощать тех, кто обидел нас словом или делом. Накрой нас покровом своим и дай нам сил принять то, что мы не в силах понять. Аминь».
Дата празднования иконы
День празднования Похвалы Богородицы и почитания одноименной иконы — суббота пятой седмицы Великого поста. В этот день на акафистной неделе принято читать молитвы и посещать храм. Эти семь дней нужно прожить в особом смирении и спокойствии.
Читайте молитвы дома и во храме во время Великого поста. Эта икона может стать отличным подарком семье, людям, которые вам дороги и за которых вы переживаете. «Похвала Богоматери» — это один из древнейших образов, которые и составляют православное и христианское духовное наследие. Чтите историю и подвиги людей, которые сделали нашу веру такой, какой она является сейчас.
Похвала Богородицы 2021
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Похвала Богородицы в 2021 году, или Суббота Акафиста, приходится на 17 апреля (при этом сам акафист Похвалы Богородицы служится накануне, в пятницу вечером).
Этот особый день, посвященный Пресвятой Деве Марии, в церковном календаре появился после чудесного избавления Константинополя от вражеской осады в 626 году. Это был не единственный случай, когда Богоматерь по молитвам жителей города спасла его от захватчиков. Поэтому обычай собираться раз в год в знаменитом Влахернском храме (куда горожане приходили в трудные дни для молитвы) и благодарить Богородицу за милость и защиту укоренилась в Константинополе. Постепенно этот исключительно византийский праздник распространился по всей Православной Церкви. И уже более десяти веков Похвала Богородицы празднуется на пятой неделе Великого поста. Связано это с тем, что по преданию именно в пятую субботу Четыредесятницы случилось чудесное спасение города, которое и положило начало традиции.
Какое же отношение этот праздник имеет к нам сегодня? В кондаке Богородице, написанном в честь избавления Константинополя в 626 году, поется: «яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи» («имеющая силу непобедимую, от всяких нас бед освободи»). Конечно, приходя в этот день в храм, современные верующие вспоминают не только те далекие события – сложно искренне благодарить за то, что известно лишь по нескольким строчкам из книги. Но в жизни каждого верующего человека есть моменты, когда мы обращаемся к Богоматери с какой-то своей скорбью и получаем облегчение, чувствуем участие Матери Божьей в нашей собственной жизни. Каждому есть за что поблагодарить Ее.
А вместе все мы благодарим Ее за то, что Она сподобилась стать Матерью Господа нашего Иисуса Христа.
Акафист Похвала Богородице
Акафист Похвала Богородице – это молебное благодарственное пение, посвященное Той, Которая родила Спасителя всем миру. Раз в году – на пятой неделе Великого поста – верующие собираются в храме, чтобы вместе обратиться к Ней. Есть немало хвалебных песен, посвященных Иисусу, святым, церковным праздникам, но все они появились позже, чем Акафист Богоматери. Именно он стал началом новой гимнографической традиции в VI-VII веках. И до сих пор это единственный из всех акафист, который вписан в богослужебный устав и включен непосредственно в церковную службу.
Но ведь Сам Христос заповедал не быть унылыми во время поста (Мф.6:16). Воскресение Христово свершилось, и мы знаем об этом. Можем ли мы не радоваться и не благодарить Господа и Матерь Божью.
Мы предлагаем вам текст Акафиста Похвала Богородицы, который читается в храме вечером накануне праздника, то есть в пятницу пятой седмицы Великого поста. Он может читаться по желанию верующего дома и в другие дни.
Икона Похвала Богородице
«Похвала Пресвятой Богородицы» (новгородская икона, XV век)
События праздника и Акафист Богоматери легли в основу иконы «Похвала Богородице», получившей распространение в XIV-XV веках. Дева Мария изображается в окружении пророков, у каждого из которых в руках свитки с предсказаниями прихода в мир Мессии и предметы, символизирующие это событие. В своих пророчествах они иносказательно говорили о Пресвятой Деве, например, как о лестнице, соединяющей Небо и землю, как о расцветшем жезле и как о вратах, через которые придет Христос… Бывает, что рядом с Богородицей изображаются святые-гимнографы, восхвалявшие ее в своих молитвенных трудах. В клеймах иконы могут быть изображены события жизни Богородицы и случаи Ее заступничества и помощи верующим.
Похвала Пресвятой Богородице; XVIII в.; Россия. ruicon.ru
Икона «Похвала Богородице» поистине «гимн в красках»: в ней находят визуальное отображение поэтические образы, связанные с Богородицей и встречающиеся в посвященном Ей Акафисте.
Дионисий. Похвала Богородице. Роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре
Развитие темы Похвалы Пресвятой Богородицы можно увидеть в храмовых росписях XVI-XVII веков. В Ферапонтовом Богородице-Рождественском монастыре сохранился цикл фресок «Похвала Богородице», созданный знаменитым иконописцем Дионисием и его сыновьями. Этот сюжет есть и в росписях Успенского собора Московского Кремля. Там же, в Успенском соборе, хранится и самая древняя в России икона «Похвала Богородицы с Акафистом», датируемая второй половиной XIV века.
Что же касается иконы, перед которой молились жители Константинополя во Влахернском храме, то этот образ Пречистой с Младенцем, называемый Одигидрия (Путеводительница), стал одним из самых распространенных в православной иконографии. Считается, что Влахернская икона после падения Византии была перенесена на Афон, а позже прислана в Москву и сейчас находится в Успенском соборе.
В праздник Акафист может читаться перед любой богородичной иконой.
Служба Похвала Богородице
Служба праздника Похвала Богородицы не похожа ни на одну другую службу года. Бывает, что по просьбам верующих или по приходской традиции в церкви читаются акафисты, но лишь раз в году акафист в один и тот же день звучит во всех православных храмах во время богослужения.
Вечером в пятницу на утрене после обычного начала, псалмов и молитв с кондака «Взбранной Воеводе…» начинается Акафист. Он состоит из 12 икосов (хвалебных строф, содержащих рефрен «радуйся») и 12 кондаков (меньших по объему, чем икосы, строф, завершающихся рефреном «Аллилуйя»), но во время богослужения делится на четыре части – по 3 кондака и 3 икоса. Для чтения фрагментов Акафиста священнослужитель выходит через царские врата и встает перед помещенной в центре храма иконой Богородицы.
В Субботу Акафиста, как и во все субботы Великой Четыредесятницы, служится Литургия Иоанна Златоуста. К Евангелию дня прибавляется фрагмент Евангелия, посвященный Богородице.
Храмы Похвалы Богородицы в Москве
Похвала Богородицы – престольный праздник одного из пределов Успенского собора Московского Кремля. Именно в Похвальском приделе, по утверждению историков, в XVI-XVII веках совершались наречения митрополитов и патриархов. Там же, в Кремле, есть и не действующий, но внешне частично отреставрированный храм Похвалы Богородицы в здании Комендатуры. Когда-то это был домовый храм в жилых боярских палатах.
Первый и единственный в Москве доступный всем верующим храм в честь праздника Похвалы Богородицы был построен в XV веке на берегу Москва-реки неподалеку от того места, где сейчас находится Храм Христа Спасителя. После пожара в XVII веке деревянный храм сменился каменным. В 30-е годы ХХ века старинная церковь Похвалы Богородицы была снесена вслед за находившимся рядом кафедральным собором – оба храма мешали строительству Дворца Советов, которое, к слову сказать, так и не было завершено. Храм Христа Спасителя был восстановлен в 90-е годы ХХ века.
Несколько лет назад появился и храм Похвалы Богородицы в Москве. В июле 2012 года был отслужен первый молебен на месте строительства Похвальской церкви в московском районе Зябликово. Сейчас между Ореховым и Борисовским проездами, на окраине яблоневого сада, находится временный храм, но при нем активно живет приход, действует воскресная школа и проходят занятия по хоровому пению, работает социальная служба… Прихожане надеются, что на этом месте со временем появится постоянный храм в честь Похвалы Богородицы.
Молитва Похвала Богородицы
Акафист Богородице – это и есть молитва Похвала Богородице. Но есть и короткие молитвы праздника – тропарь и кондак.
Тропарь Похвалы Богородицы: Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся Невесто Неневестная.
Перевод: Уразумев таинственный смысл повеления Божия, поспешно явился бесплотный [Архангел] в доме Иосифа и сказал Непознавшей брака: «Приклонивший [Своим] сошествием небеса, не изменяясь, весь вмещается в Тебя. И видя Его в Твоих недрах принявшим вид раба, я в изумлении восклицаю: радуйся, Дева, в брак не вступившая».
Кондак Похвалы Богородицы: Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.
Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!
Этот кондак был посвящен конкретным событиям 626 года, когда Константинополь по милосердию Богородицы был спасен от нападения варваров. Но постепенно историческая привязка все больше стиралась, и молитва приобретала все более обобщенный смысл. «Взбраннй Воеводе» читается верующими в ежедневном молитвенном правиле, ее же повторяют при необходимости, обращаясь к Богородице с просьбой о помощи и заступничестве.
Богородицу хвалим! Суббота радости
Прошло уже больше половины Великого Поста, и все это время мы пытаемся ограничивать себя в чем-то, настраиваем свои мысли на борьбу с грехами. Постом, как известно, принято читать каноны, поскольку они носят в себе покаянный характер. Однако есть в постном календаре день, который послабляет нашу строгость и призывает нас радоваться. 13 апреля Церковь отмечает Субботу Акафиста (или Похвалу Пресвятой Богородицы).
Этот светлый день своим радостным настроением предваряет Пасху. Множество верующих собирается в храме, чтобы спеть хвалебную песнь — Акафист Божией Матери.
О чем праздник?
События происходили примерно в VI-IX веках от Рождества Христова. Положение константинопольских христиан в те времена было не завидным. То и дело город подвергался нападениям со стороны разных народов. Арабы, персы, скифы, варвары неоднократно пытались захватить город. Но всякий раз этого удавалось избежать благодаря заступничеству Пресвятой Девы.
Так, в 860 году при нападении на город русов со стороны моря произошло чудо. После усердной молитвы в храме, христиане совершили крестный ход вокруг города с Ризой Божией Матери. И когда верующие подошли к морю, то патриарх Фотий опустил Ризу Пресвятой Богородицы в воду и после чего на море началась сильная буря в результате которой русам пришлось отступить.
Чудесное спасение Константинополя
«Ибо как только облачение Девы обошло стены, варвары, отказавшись от осады, снялись с лагеря, и мы были искуплены от предстоящего плена и удостоились нежданного спасения… Неожиданным оказалось нашествие врагов — нечаянным явилось и отступление их…»
(Примечательно, что буквально через несколько лет русы направляют своих послов Константинополь и сообщают о своём желании креститься. Так при князьях Оскольде и Дире в Киеве состоялось малое крещение русского народа.)
Высоко-Петровский список Влахернской иконы Божией Матери
После чудесного освобождения Константинополя от беды, верующие в течении всей ночи в храме пели хвалебную песнь Богородице «Взбранной воеводе» перед Её чудотворным образом именуемым «Влахернская», который был написан евангелистом Лукой. Восторг и ликование наполнял сердца людей, и потому они всю ночь напролет стояли в храме, славя и благодаря Господа и Его пречистую Матерь. Отсюда и пошло название «акафист», что в переводе с греческого обозначает «неседальный».
Традиция пения акафиста Божией Матери со временем прочно вошла в церковный Устав. Это богослужение, совершаемое на 5-ой седмице Великого Поста, особо любимо верующими. Автором того самого, первого акафиста является Григорий Писсидийский, дьякон, который служил в церкви Константинополя.
Известно, что акафист был составлен в середине VII века. Позднее так же был составлен канон Субботы Акафиста, но уже другим автором – Иосифом Студитом.
Со временем появились и другие акафисты, посвященные Богородице, Господу и святым. И подобное молитвенное стояние вошло в более широкий богослужебный круг. Чаще всего акафист поют на вечернем богослужении накануне праздника или дня памяти особо чтимого святого.
Второе название акафиста Богородице – акафист Благовещения. И действительно, на всем протяжении пения акафиста как будто слышится приветственный архангельский глас «Радуйся благодатная, Господь с тобою!» Такое пение напоминает верующим об этом великом празднике, который чаще всего приходится на время Великого Поста.
В состав акафиста входят 12 икосов, 12 кондаков что составляет 24 песни по числу букв греческого алфавита. Традиционно начало песни составляются в соответствии с этими буквами. В конце каждого кондака трижды поется «Аллилуйя», что в переводе с греческого обозначает «Хвалите Бога!». А каждый икос содержит в себе 7 абзацев с припевами архангельского возгласа «радуйся». Так же в акафист входит особый, 13й кондак, который читается трижды, а за ним снова прочитывается 1й икос и 1й кондак образуя таким образом невидимый молитвенный круг.
В Церкви сложилась традиция исполнения акафиста на праздничной утрене, когда батюшки выходят в центр храма и вместе с народом молитвенно соединяются в пении акафиста. Таким образом, священнослужители становятся ближе у народу, делая молитву единым целым. И поэтому акафист так полюбился народу, что уже вышел за рамки церковных стен. Многие верующие люди, любят исполнять акафист келейно, добавляя его к домашним молитвам.
Существует также икона Богородицы именуемая «Акафистная». Полное ее название «Похвала Пресвятой Богородицы с акафистом».
Икона “Похвала Пресвятой Богородицы”
Старинный образ 16 века имеющий греческое происхождение сейчас хранится в Успенском соборе Московского Кремля. В центре иконы изображается Богоматерь, сидящая на троне, а по бокам от нее изображены ветхозаветные пророки, держащие в руках свитки с пророчествами о Божией Матери. По периметру иконы также изображены клейма, повествующие о земной жизни Богородицы. В основе иконографии этой иконы заложена мысль о том, что Богородица стала матерью воплотившегося Бога Слова.
Существуют храмы в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. В Москве такой храм находится в Зябликове.
«Просто смотри на Ее икону и лечи свои раны»
Архимандрит Савва (Мажуко)
В семидесятые годы прошлого столетия на святую гору Афон приехал русский Патриарх Пимен, а с ним, как говорят православные, «сонм духовенства». Во время посещения русского монастыря за «сонмом» увязался один маленький старчик, который все вглядывался в лица сановитых митрополитов, будто что-то искал. Выбрав себе «жертву» посолиднее, старчик спросил в лоб:
– А ты монах, что ли, будешь?
– Да, отче, я имею монашеский постриг.
– А акафист Матери Божией наизусть знаешь?
– Нет.
– Так какой же ты монах?
Дальше не знаю. Сумел ли митрополит найти, что ответить, покраснел ли до самого белого клобука? У меня нет ответа, и я, похоже, тоже не монах.
Православные иноки всегда с какой-то неожиданной теплотой почитали Матерь Божию. Великий старец Серафим умер на коленочках перед иконой Пречистой. А я знал одного старенького епископа, который совсем недавно так же, молясь Царице Небесной, отошел к Богу.
Этот старенький владыка очень любил службу Похвалы Богородицы. Никогда не пропускал. Это красивейшее богослужение совершается на пятой неделе Великого поста в пятницу вечером. Цвет богородичных служб – цвет чистого ясного неба, лазоревый. На один постный день вдруг в церковную службу вторгается небесная лазурь Богородичной службы.
В нашем монастыре на этот праздник меняется не только цвет облачения, но и происходят существенные изменения в убранстве алтаря. Вместо традиционного семисвечника за Престолом ставится большая икона «Похвалы Богородицы» в голубом балдахине, а перед ней, на самом Престоле, выстраивается целая «армия» подсвечников с горящими свечами. Очень красиво! Очень торжественно! Всё ради Царицы Небесной!
Этот обычай завел в Троице-Сергиевой лавре тот самый Патриарх Пимен, когда был лаврским наместником. Еще до войны молодым иеромонахом он много путешествовал по стране. Однажды на праздник Похвалы он оказался в киевском Ионинском монастыре и увидел, как необычно убран алтарь в этот праздник. Отцу Пимену это пришлось по сердцу, и, став наместником лавры, он завел этот обычай и у себя в обители. А через лавру и к нам, в Гомель, перебралась традиция «свечей Похвалы».
Икона Похвалы – богословский гимн. Это довольно редкий образ. Но это настоящее богословие в красках, «конспект мариологии». Богословски подкованный человек может читать эту икону как богословский трактат. В центре – Матерь Божия в традиционных одеждах, но с необычным жестом: голова наклонена в сторону, и Богородица словно заслоняется от чего-то правой рукой. Это жест кроткого и смиренного смущения, чистой стыдливости, хотя все это не те слова, а лучше – смотрите сами.
Вокруг фигуры Богоматери – «облако свидетелей» – пророки, которые предсказывали Ее служение. Изображают их часто со свитками в руках, но есть более живые варианты, когда икона, образ до конца вытесняет из своего пространства «буквы», и у провидцев в руках «предметы» пророчества: Аввакум держит кусок горы, Осия – прозябший жезл, Гедеон – орошенное руно, у Давида – домик, Иезекииль ухватился за врата, Моисей обжигает себе руки горящим кустом, Иаков показывает на Чистую лестницей, у Исаии в руках невероятные клещи. Хорошее упражнение для студентов-богословов – разъяснить, что означает каждый предмет.
Над фигурой Пречистой – мальчик Христос, или, как говорят иконоведы, образ Спаса-Эммануила, «Отроча хотящее родитися». У ног Пречистой – единственный пророк без нимба – весь прогнулся, будто под непосильным бременем собственного пророчества – пророк Валаам. Он оставил, пожалуй, самое красивое и лиричное пророчество о рождении Христа, которое я знаю. Над Валаамом – «предмет» его пророчества – ярко горящая звезда. Не от ее ли яркого света прячется говоривший с ослицей?
Невероятная икона! Как невероятно и необычно само богослужение Похвалы. Мы привыкли к акафистам в наших храмах, однако строго по Уставу, лишь однажды в год предусматривается Типиконом служба с акафистом. Один акафист один раз в год – акафист Божией Матери на пятой неделе Великого поста. Этим подчеркивается исключительная важность этого самого древнего из акафистов.
В Триоди есть синаксарь, который рассказывает, что праздник Похвалы был установлен в честь троекратного избавления Константинополя от нашествия врагов. Современные исследователи ставят под сомнение связь этих событий с богослужением. Скорее всего, служба Похвалы – след праздника Благовещения, который довольно часто приходится на постные дни. А само пение акафиста, похоже, было введено по поводу победы императора Ираклия над персами, которая, как утверждают историки, пришлась на весенние дни конца Великого поста.
До сих пор ведутся споры: кто написал этот текст, по какому поводу, в честь какого события был установлен праздник Похвалы. Версий немало. Однако есть веские основания считать, что текст акафиста многослоен. Например, знаменитый кондак «Взбранной Воеводе», скорее всего, был написан отдельно от акафиста и другим автором, а все припевы икосов, начинающиеся словом «радуйся», появились намного позже самого акафиста. Некоторые исследователи убедительно доказывают, что наиболее древняя часть акафиста была посвящена не Благовещению, а Рождеству. Однако все это заботы ученых мужей и жен. Еще в древности наши предки почувствовали необыкновенную святость и подлинность этого текста, поэтому люди церковной культуры никогда не пропускают богослужение Похвалы.
Особенностью этой службы является то, что акафист поется не весь сразу, а разделяется на четыре части. Четыре раза выходит духовенство на середину храма и поет Божией Матери. Обычно акафист поют всем храмом, и это воистину всецерковная молитва, всецерковное созерцание!
Греки так любят это богослужение, что, говорят, вместо четырех выходов за одну службу решили эти четыре части акафиста распределить на четыре пятницы. Так почитают Царицу Небесную! Даже католики любят этот акафист. Покойный папа Иоанн Павел Второй объявил полную индульгенцию тем, кто полностью прочитает этот молитвенный текст. Индульгенция – дело серьезное, а чтение или пение акафиста – это трудно. Само слово «акафист» значит «не сидеть», «неседальное пение», молиться – только стоя.
Почему так трогает это богослужение, почему так восхищает эта икона? Откуда такая сердечная теплота у суровых подвижников к Царице Небесной и любовь к Ее акафисту?
Ответ прост. Каждый из нас жаждет чистоты. На иконе Царицы Небесной мы эту чистоту видим. Это именно то, что нас так трогает в образе Пречистой, в молитвах к Богородице – неизреченная чистота и святость.
Всегда есть соблазн «всего лишь». Временами приходит лукавая мысль: да ведь и нету никакой святости, вот и этот старец, как говорят, всего лишь авантюрист, а этот батюшка всего лишь пьяница, а церковь всего лишь социальный институт, а может, и просто финансовый. А религия всего лишь прибежище слабаков и неудачников, а грехи всего лишь игра гормонов и влияния среды. Нет греха. Нет святости. Это всего лишь иллюзии и невежество.
С этим можно спорить. И нужно спорить. Уж слишком мелкая аргументация, а мелкомыслие – вещь заразная и вредная. А можно и не спорить. Просто посмотреть на икону Царицы Небесной, открыться Ее чистоте и святости.
Одна моя приятельница, светская дама, успешная и сильная, как-то случайно зашла в храм. Просто заскочила на минутку. Раньше почему-то не приходилось. И вот она стоит и рыдает, и не может остановиться. И смущается, и старается успокоиться – не получается. Где успешность? Где сила? Может, это всего лишь истерика? А может, душа впервые задышала, раскрылась, почувствовав присутствие родного, настоящего. Скучала по святыне, задыхалась без чистоты.
Я неоднократно слышал, как простые люди говорят о Пречистой Деве: «Царицачка Небесная», «Матушка», «Родименькая», «Родненькая». Не может человек долго жить без святыни, без чистоты. Ищет ее, чистоту эту, ошибается, обманывается, выдумывает, а она рядом. Просто смотри на икону. Лечи свои раны ее светом, питай душу ее чистотой.