икона покров пресвятой богородицы 19 век

Покров Пресвятой Богородицы — ИКОНЫ праздника

Икона Покров Пресвятой Богородицы — древнейшие её образы в русской иконографии представлены в Суздале на вратах Рождественского собора (начало XIII века).

Икона Покров Пресвятой Богородицы: история возникновения и символы

История широко почитаемого в Русской Православной Церкви праздника Покрова Богоматери имеет немало пробелов. Вопросы о его происхождении и установлении, равно как и о сложении соответствующей иконографии в изобразительном искусстве, не раз ставились в церковной и научной литературе.

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Пластина церковных врат Рождественского собора в Суздале. Начало XVIII в.

Возникновение праздника было предопределено событиями, произошедшими в византийской столице. Согласно житию святого Андрея Юродивого (Х в.), в константинопольском Влахернском храме, хранившем величайшую святыню христианского мира — ризу Пресвятой Богородицы, случилось божественное посещение. Блаженный Андрей и его ученик Епифаний удостоились увидеть Пресвятую Деву в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова.

Богоматерь молилась за предстоящих в храме людей и, сняв с головы свой плат, простерла его над собравшимися. Описание этого видения стало одним из источников иконографии Покрова, однако существенное влияние на нее, по всей видимости, оказали и свидетельства о так называемом «еженедельном» чуде, происходившем каждую пятницу на всенощном богослужении в том же Влахернском храме. Покров, наполовину закрывавший чтимый образ Богоматери, невидимою силой приподнимался и оставался парить над иконой в течение всего времени молитвы.

К сожалению, в источниках, упоминающих об этом (древнейшим из них является «Слово на совершившееся во Влахернах чудо» Михаила Пселла, 1075 г.), не содержится описания той самой иконы, над которой поднималась пелена[1]. Возможно, знание иконографического типа, в котором была представлена Богоматерь, существенно обогатило бы наши представления об истоках иконографии Покрова.

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Покров Богоматери. Из Покровского монастыря в Суздале. Конец XV в. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей-заповедник

Почитание влахернских реликвий, как считали некоторые исследователи, не могло не оставить заметного следа в византийской богослужебной практике и в церковном календаре. Г. П. Георгиевский даже предполагал, что установление праздника Покрова в Греческой Церкви 1 октября могло быть приурочено ко дню памяти святого Романа Сладкопевца, одного из предполагаемых авторов акафиста Пресвятой Богородице, служившего во Влахернском храме.

Однако аргументы о русском происхождении праздника не менее убедительны, но единого мнения о месте его возникновения нет. Традиционно принято связывать начало почитания Покрова на Руси с владимиро-суздальскими землями и именем святого князя Андрея Боголюбского. Тем не менее, прозвучавшая еще в дореволюционной литературе гипотеза об установлении праздника в первой половине XII веке в Киеве поддерживается в ряде публикаций и в наши дни.

Не менее остро стоит вопрос и о византийских иконографических прототипах русских икон Покрова.И. А. Шалина предполагает, что образец мог быть иллюстрацией акафистного цикла, созвучной по смыслу с идеей заступничества Богоматери за человеческий род.

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. Ок. 1399 г. Новгородский музей-заповедник

Древнейшие образы Покрова в древнерусском искусстве представлены на вратах Рождественского собора в Суздале начала XIII века, выполненных в технике золотой наводки по меди, и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове (1313).

На пластине суздальских врат Богоматерь в трехчетвертном повороте воздела в молении руки к Спасителю, изображенному над вспарушенным покрывалом. Фигуру Пресвятой Девы фланкируют стоящие и взирающие вверх ангелы. В дальнейшем они будут представлены парящими, а Богородица — в строго фронтальной позе.

Общепринято выделять два основных иконографических извода Покрова — так называемые «суздальский» (среднерусский) и «новгородский». В первом случае Богоматерь изображается перед храмом простирающей свой мафорий над всеми присутствующими. Внизу в центре обычно располагается амвон, на котором стоит святой Роман Сладкопевец со свитком в руках. Наиболее ранним образцом этого типа является храмовая икона Покровского Суздальского монастыря второй половины XIV века (ныне в Государственной Третьяковской галерее).

Примечательно, что архитектура заднего плана передает общие черты построек во Влахернах — базилики с двускатной крышей и круглой купольной церкви. Сооружение базиликального типа повторяется на иконе конца XV века из этого же монастыря (Владимиро-Суздальский музей-заповедник). В «новгородском» варианте плат поддерживают ангелы, а не Сама Богородица, представленная внутри храма над закрытыми царскими вратами. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом (Новгородский музей). Архитектура на заднем плане совсем иная — трехнефный храм венчают пять главок с куполами.

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Покров Богоматери. Лицевая сторона двухсторонней иконы-таблетки из Софийского собора Новгорода. Конец XV в. Новгородский музей-заповедник

Оба варианта имеют и схожие черты. Как правило, в нижней части изображался очевидец влахернского чуда святой Андрей Юродивый, указующий своему юному ученику на образ Пречистой Девы.

Покров, дарующий заступничество Царицы Небесной, чаще всего выделялсяярко-краснымцветом. Художники следовали описанию видения в житии святого Андрея, где подчеркивалось, что простираемый плат был «молнии подобен». В памятниках XVI века — например на иконах из Глушицкого Сосновецкого монастыря (Вологодский музей) и Воскресенского Горицкого монастыря (Череповецкое музейное объединение) — Богоматерь держит плат белого цвета.

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Покров Богоматери. Новгород. Середина XVI в. Государственный Русский музей

В конце XV века происходит объединение двух иконографических вариантов сцены. На иконе-таблетке из Софийского собора в Новгороде, композиция которой станет образцом для многих памятников XVI столетия, плат над представленной в позе Оранты Богоматерью держат ангелы, а внизу изображается святой Роман. Для поздних образов характерно включение большего количества действующих лиц: среди присутствующих теперь можно увидеть и византийского патриарха Тарасия (784–806), защищавшего почитание икон Богоматери, и императора Льва Мудрого с супругой Феофаной. Именно в его правление и произошло влахернское чудо.

На новгородской иконе середины XVI века (Государственный Русский музей) по сторонам от Богоматери представлены сонмы святых на облаках, строго разделяемые по чину высокими колоннами огромного белокаменного храма. Слева Пречистой предстоят святые мученики, святители и пророки, справа — апостолы, преподобные и праведные жены, среди которых узнаются образы преподобной Марии Египетской и мученицы Иулиты с младенцем Кириком в белой рубашечке. Необходимо отметить уникальную деталь этой иконы, встречающуюся лишь еще на одном образе Покрова, а также на иконе «Воздвижение Креста» второй половины XVI века из Третьяковской галереи.

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Покров Богоматери. Из Горицкого монастыря. Третья четверть XVI в. Череповецкое музейное объединение

Речь идет о конной статуе императора Юстиниана, изображенной стоящей на колонне. Эта статуя является совершенно конкретной исторической реалией: она была воздвигнута в Константинополе в VI веке при жизни самого императора неподалеку от храма Святой Софии. Самое раннее описание этой статуи, как указываетО. А. Белоброва, сохранилось в древнерусском сочинении конца XIV века «Беседа о святынях и других достопримечательностях Царьграда», а наиболее ранним изображением памятника являлся несохранившийся рисунок, выполненный по просьбе Епифания Премудрого Феофаном Греком. Этот рисунок главного константинопольского храма и конного монумента рядом с ним стал образцом при создании книжных миниатюр, а вслед затем изображение статуи появилось и в иконописи.

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Покров Богоматери. Начало XVII в. Государственный Русский музей

Редким повествовательным сюжетом, дополняющим общую картину, является «Явление Богоматери святому Роману». К спящему на одре юноше склоняется Пресвятая Дева, держащая в руках свиток. Проглотив его, преподобный обретает талант к исполнению церковных песнопений, за что и получает прозвище Сладкопевец. Описанная сцена представлена в левом верхнем углу храмовой иконы Покровской церкви Московской духовной академии и иконы из музея Коломенское (обе конца XVI в.), а также посреди храмового пространства на упомянутой иконе из Горицкого монастыря.

В иконах Покрова в XVII веке существенно меняется поза Предстательницы. Удивительно, но теперь она напоминает древнейший образец с суздальских врат: Богоматерь изображается в трехчетвертном повороте с поднятой головой, обращенная в молитве ко Христу, образ Которого располагается вверху ближе к краю, а не над Богородицей в центре. Примером могут служить памятники начала XVII века — Покров из Сольвычегодского музея и икона из Государственного Русского музея.

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Покров Богородицы. Середина XVII в. Украина

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Покров Пресвятой Богородицы. Северная Русь, XVIII в.

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Покров Пресвятой Богородицы. Россия, XVIII в. Церковь Покрова в с. Селезневе Спас-Клепиковского района Рязанской области

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Покров Пресвятой Богородицы. Конец XVIII века

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Покров Пресвятой Богородицы. Юг России, казачьи станицы, 1825-1850 гг.

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Покров Пресвятой Богородицы. XIX в.

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Покров Пресвятой Богородицы. XIX в. Храмовая Бутырская

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Покров Пресвятой Богородицы. Россия, последняя треть XIX в.

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Покров Пресвятой Богородицы. ХХ в. Инок Григорий (Круг)

Современные иконы Покрова Пресвятой Богородицы:

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Вы прочитали статью Икона Покров Пресвятой Богородицы | Чудеса. Читайте также:

Источник

Икона покров пресвятой богородицы 19 век

Иконописание – живой процесс, в котором отражаются тенденции развития искусства в конкретную эпоху. Иконография тесно связана с иконологией и богословием иконы, поскольку именно с ее помощью транслируются богословские идеи и символы. Невозможно понять икону, не касаясь богословских смыслов, с другой стороны, эти смыслы по-разному акцентируются, в зависимости от времени.

Это можно проследить в развитии иконографии Покрова Богоматери. О том, что образ Матери Божией в русском церковном искусстве занимает особое место, говорят все, кто прикасается к этой теме. Ведь Богородица всегда считалась заступницей, покровительницей Русской земли.

Принято считать, что иконография Покрова Пресвятой Богородицы появилась именно на Руси, хотя, естественно, складывалась не на пустом месте, и в иконографических изводах Покрова можно увидеть, в том числе, отзвуки иконографии Божией Матери «Оранта» (Нерушимая Стена).

Постепенно складываются два иконографических типа икон Покрова Божьей Матери.

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Иконография, вне зависимости от извода, чаще соединяет два пласта: один – «исторический» – иллюстрация события из жития святого Андрея Юродивого, когда Богородица явилась во время службы во Влахернском храме в окружении святых. Событие разворачивается именно в храме, что подчеркивает и изображение храма, и обычно изображающийся велум. Второй пласт – это демонстрация единства Церкви земной и Церкви Небесной, заступничества Божией Матери за весь человеческий род.

Богородица чаще изображается фронтально, что подчеркивает эту идею Ее заступничества.

Богородица – символ земной Церкви, а потому плат (чаще в новгородском изводе) напоминает киворий (навес над алтарем), а во многих суздальских изводах за Богородицей уже изображается сам киворий, который напоминает нам, в том числе, что действие происходит вроде бы здесь, на земле, но вместе с тем оно связано с Небесным.

Иконографию Покрова Пресвятой Богородицы можно отнести к типу, который исследователи условно называют «акафистный». Она связана именно с гимнографией, с песнопениями праздника. Поэтому не случайно на описываемой иконе мы видим в центре на переднем плане святого Романа Сладкопевца.

С середины XVII века икона все больше начинает испытывать влияние западноевропейского искусства, это видно, в том числе, в построении композиции, в появлении в иконе прямой перспективы, в стремлении сделать фигуры и лики объемными.

На место богословской глубины в иконе приходит внимание к деталям, иконы становятся более многословными и многофигурными. Можно встретить иконы со смешанными изводами – новгородским и суздальским.

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Под влиянием западного искусства появился извод, в основе которого явно традиции иконографии Мадонны Милосердия, где Дева Мария накрывает Своей мантией верующих.

Еще одним вариантом «Покрова» можно назвать «Покрой нас кровом крилу Твоею», где Богородица, укрывающая Своим покрывалом тех, кто ищет у Нее помощи, изображена с крыльями.

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

В XIX веке, если брать традиционную иконопись, чаще происходило копирование того или иного иконографического извода без богословского осмысления, отсюда – перегруженность композиций, уход в эстетизм.

На иконографию Покрова Пресвятой Богородицы, как в целом на икону, все больше начинают влиять художественные стили светской живописи – академизм (Нефф), а потом, позднее, и модерн (Нестеров).

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

В первом случае поиски новых иконографий идут изнутри традиций, как, например, новая иконография иконы Всех святых, в Земле Российской просиявших, которую иконописец Мария Соколова (монахиня Иулиания) разрабатывала совместно с епископом Афанасием (Сахаровым), что тоже созвучно иконописной традиции.

Мария Соколова всячески старалась сохранить и возродить настоящие древнерусские традиции, ратовала за то, чтобы икону изучали все будущие священники, с ее именем связано появление Иконописной школы при Московской духовной академии.

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Для Соколовой было важно следовать традиции, не стремясь искусственно к новизне и оригинальности. Однако в итоге написанные ею образы – оригинальны и вместе с тем вписаны в контекст развития русской иконописи.

Это можно сказать о Покрове Пресвятой Богородицы, написанном на потолке Серапионовой палаты в Троице-Сергиевой лавре.

Классически написан образ Богородицы – сдержанные линии, красный мафорий, синяя туника и белый плат, который Она простирает над каждым из молящихся. Богородица изображена в мандорле, в окружении из Небесных Сил.

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Сегодня можно увидеть и попытки выработать новую иконографию Богородицы, в основе которой лежит иконография Покрова. Однако попытки эти выглядят не совсем удачно. Например, неканоничная икона «Воскрешающая Русь».

Здесь трудно не согласиться с архимандритом Лукой (Головковым), руководителем Иконописной школы при Московской духовной академии, который назвал образ неудачным и уверен, что само решение иконы вызывает вопросы. «На иконе изображена Богородица и множество храмов внизу. И совсем нет людей. Для чего эти храмы? Для кого эти храмы? Ведь главное-то – воскресение души человеческой».

Действительно, на иконе Божия Матерь раскрывает Свой покров над безлюдными храмами, хотя главный смысл иконографии Покрова Богородицы – Ее заступничество и защита людей, каждого из которых Она накрывает Своим омофором.

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Большая икона Александра Лавданского, написанная в 2017 году для храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе – гармонична. С одной стороны, иконописец обращается к более ранней традиции написания – это видно по трактовке образов, по стилистике написания, с другой стороны – к более поздней трактовке иконографии, когда совмещаются «новгородский» и «суздальский» изводы. Интересно, что на колонне в правой части иконы Лавданский изобразил статую императора Юстиниана. Икона наполнена архитектурой и людьми.

Изображая многолюдность Церкви Небесной, мастер прибегает к тому же приему, что и при изображении многолюдности Церкви земной – повторяющиеся силуэты голов, но только в нимбах. Если в верхней части иконы ритмы нимбов четкие, они одинаковы, то в нижней части, где показана многочисленность собравшихся в храме – несколько другая картина: чья-то голова чуть наклонена, чья-то выступает совсем немного – так, как и бывает в переполненном помещении. О том, что действие происходит именно в закрытом пространстве храма, напоминает велум в верхней части иконы. Цвета – очень яркие, праздничные, буквально поющие.

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Ирина Зарон – иконописец, имеющий яркий авторский почерк. С одной стороны, она бережно следует традициям иконописи, с другой – в рамках канона она мыслит очень свободно и по-настоящему творчески. Ее иконные образы – красивы, изысканны и глубоки. Тонкие линии, сдержанность цвета – все это делает творчество Зарон узнаваемым.

Она стремится вернуть в церковное искусство красоту в ее многоликости, причем красоту, не отделенную от смыслов. И это резко отличает ее от некоторых иконописцев, представителей более младшего поколения, которые область поисков ограничивают именно богословскими смыслами, считая красоту – украшательством, чем-то лишним и второстепенным, как и от тех, кто, создавая внешне красивые произведения с грамотно построенной композицией, занимается разработкой иконы только с художественной точки зрения, проходя мимо богословских поисков.

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Среди «станковых» икон можно назвать Покров Пресвятой Богородицы, выполненный в 2018 году белорусским иконописцем Виктором Довнаром с сыновьями Алексеем и Николаем. Икона написана по частному заказу, для конкретной семьи. Отсюда – выбор композиции: под плащом Божией Матери – узнаваемые русские святые, например, блаженная Ксения Петербургская.

Обращаясь к иконографии, которая связана с западным вариантом Madonna della misericordia (Мадонна Милосердия), Довнар, однако, с помощью некоторых деталей словно связывает ее с традиционным Покровом.

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Мафорий Богородицы напоминает небо, и святые, которых Она укрывает им, словно находятся под защитой Небесной Сени, то есть они уже находятся под Небесным покровом в Горнем мире. Но одновременно они были членами Церкви и здесь, на земле, и искали в молитвах защиты у Божией Матери.

Закругленность покрова, который образуется раскрытым мафорием Божией Матери, Ее распахнутыми руками, вторит арке, образованной покровом, который сверху, над всеми изображенными, держат два ангела. Эта деталь не только делает композицию более завершенной, но и одновременно связывает два варианта иконографии.

Близкий к этой иконографии извод Покрова Пресвятой Богородицы мы встречаем в некоторых украинских иконах.

Икону XVII века из церкви поселка Старая Соль Старосамборского района Львовской области еще называют «казацкой иконой», поскольку под плащом Богородицы изображены, в том числе, казаки. Автор иконы, в отличие от своих ранних предшественников, делает попытку передать эмоции тех, кто ищет защиты у Божьей Матери, отчего икона, с одной стороны, делается доступной для восприятия, с другой – утрачивает глубину и мыслится более локально, прямолинейно.

Похожий вариант мы видим и на фреске Захария Зографа в монастыре Покрова Богородицы в Самокове (Болгария).
Если говорить упрощенно, то в предыдущей иконе Богоматерь закрывает Своим покровом казаков, а здесь Она защищает местных монахов.

Слева от Божьей Матери изображен византийский император Лев Мудрый, во время правления которого случилось чудо, со своей свитой и Патриарх Геннадий, который перенес ризу Пресвятой Богородицы во Влахернский храм. По обеим сторонам от Богородицы – южнославянские святые: святой король Стефан Милутин и святой Иоанн Рильский. Интересно, что традиция в данной иконографии изображать святых, чтимых в данном регионе или у конкретного заказчика, найдет свое продолжение и в современной нам иконографии.

Ольга Шаламова в работе «Покров Пресвятой Богородицы» стремится передать «новгородский» извод иконографии современными художественными средствами. Изображение лаконично, и вместе с тем – передает все заложенные в иконографии смыслы.

Композиция делится на три части – три арки храма, который словно выступает из пространства иконы на поля. В центральной части – Богородица, справа и слева от Нее группы святых.

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Фигуры чуть вытянутые, словно стремящиеся вверх, блаженный Андрей одной рукой тянется к Богородице, своим указательным жестом вырываясь из своего композиционного пространства. Позу уравновешивает движение ноги, которой он упирается в поля иконы. Эту фигуру можно прочитать как стремление человека, живущего на земле, к святости, к Небу. Недаром же синий мафорий Богородицы созвучен по цвету с фоном иконы, символизирующим Небо.

Плат, который держат ангелы над Богородицей – красный, почти такой же, как нимбы святых, и движению плата вторят округлости нимбов. Эта деталь тоже работает для объединения композиции. Но в целом все цвета, композиция – сдержанны. Художнику главное – показать смыслы, не отвлекаясь на изобразительные изыски.

Максим – художник, чувствующий архитектуру, и все его работы – четко и грамотно вписаны в архитектурное пространство. Чаще на фасаде храма изображают лишь Богоматерь, держащую Свой плат, а уже внутри храма – распространенная композиция.

В 2014 году Богданов создал мозаичный портал, удачно вписав традиционную композицию: Богородица в мандорле в окружении ангелов, два ряда – нижний – те, кто присутствовал при чуде, Роман Сладкопевец со свитком, верхний – святые и Отцы Церкви.

Золотой фон делает всю композицию сияющей, светоносной. Верхняя часть фона – кирпично-красного цвета, такого же, как и стены самого храма.

Каждый верующий словно проходит внутрь изображаемого, таким образом, конкретный храм в деревне Корнеевка оказывается неразрывно связан с тем Влахернским храмом, где явилась Богородица святым Андрею и Епифанию, где распростерла Свое покрывало над всеми, стоящими в церкви.

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Разрабатывал систему росписей храма и писал главные образы художник Сергей Андреев. Композиция Покрова Пресвятой Богородицы расположена в одной из апсид храма. Богородица в бордовом мафории, держащая в руках красное покрывало, стоит на фоне трехглавого храма, причем по размеру Ее фигура и храм – равнозначны. Вновь мы видим иллюстрацию мысли, что Богородица – воплощение Церкви земной. С левой стороны от Нее – Иоанн Предтеча и апостол Иаков Зеведеев, а с правой – святитель Николай Мирликийский и святой благоверный князь Александр Невский. Образ Иоанна Предтечи связан с рассказом о явлении Богородицы во Влахернском храме и изображается практически на всех иконах данной иконографии.

Образы других святых появились здесь тоже не случайно: центральный придел освящен во имя святителя Николая Мирликийского, правый придел – во имя святого князя Александра Невского, левый малый придел посвящен апостолу Иакову Зеведееву.

С другой стороны, предстоящие святые – из разных времен церковной истории, из разных стран, ведь Церковь объединяет всех, поскольку во Христе «нет ни эллина, ни иудея» (Кол. 3, 11), и за каждого Божия Матерь возносит молитвы к Сыну.

Интересно, что и современные художники, представители актуального искусства, тоже обращаются к этой теме. Инсталляция «Покров» художников Татьяны Баданиной и Владимира Наседкина – пример, что современное искусство может касаться сакральных тем бережно, вдумчиво, без желания эпатировать или поглумиться.

Инсталляция появилась в октябре 2005 года в Подмосковье, в Серафимо-Знаменском скиту, у церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение». Тогда у входа в храм, почти под иконой Божией Матери «Знамение», появилось красное, развевающееся на ветру покрывало, под которым проходил каждый, направляющийся в церковь. То есть вот такое зримое воплощение символа защиты Богородицей каждого человека.

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

На памятном знаке, установленном на месте взорванной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Петербурге – мозаичная икона Покрова Пресвятой Богородицы, где Богородица представлена как раз в «одиночном» изводе (автор оригинала А.В. Васильев), без предстоящих. Вроде бы в традиционной иконной манере – элементы модерна, которые чувствуются в повороте лика.

Икона сдержанна по колориту, приглушенные цвета, плат в руках Богородицы – ближе к серому. Свет в иконе – не цветной, а серый, он объединяет все составляющие иконы. При этом икона сделана довольно живописно, свет, полутона создаются разными цветами и именно цветом лепится форма, все линии не твердые. Во всем этом ощущаются традиции петербургской мозаичной школы.

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть фото икона покров пресвятой богородицы 19 век. Смотреть картинку икона покров пресвятой богородицы 19 век. Картинка про икона покров пресвятой богородицы 19 век. Фото икона покров пресвятой богородицы 19 век

Икона, о которой идет речь, написана на холсте, натянутом на подрамник. На обратной стороне надпись: «Писал сию икону священник Иоанн Смирнов. 1908 г.».

Сейчас икона хранится у раки святого. Написана в стилистике того времени, со стремлением к реалистичности (понятно, что речь идет не о реализме иконы, а о нашем «трехмерном» реализме). Синий мафорий, белая туника делают образ Божией Матери словно выступающим навстречу к верующим со Своим покрывалом в руках, более строгим и одновременно – более трепетным.

Список с этой иконы находится и в алтаре жестылевского храма. Но икона, выполненная в условно академическом стиле, никак бы не вписалась в экстерьер храма, глядя на который, даже специалист не сразу определит, что это – начало XX века, а не XVI век. Поэтому Альберт Солтанов сохранил композицию: Богоматерь, держащая в руках плат, словно выступает к верующим. Но он полностью отошел от академизма в сторону традиционной иконы. Красный мафорий, синяя туника – насыщенные цвета делают образ праздничным и радостным, так же, как и золотой фон. Когда на икону падают солнечные лучи, она буквально начинает светиться, напоминая о преображающем фаворском свете.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *