икона положение во гроб иисуса христа
Положение во гроб
Из собрания А. В. Морозова.
На нижнем поле иконы поновленная надпись «В лето 996 (1488) 5 написана бысть икона сия пове[ле]ньем раба Божиа диакона Кузме, а писал Яков Иель».
1488 год. Яков Иель. Новгородская школа.
Гроб с телом Христа в белых пеленах и фигуры припадших и предстоящих расположены горизонтальными рядами. Позади фигур, в центре композиции, между вершинами горок, высится огромный темный шестиконечный крест. Под широкой перекладиной креста два симметрично расположенных ангела. Фигуры приземистые, движения угловатые. Вохрение по оливковому санкирю с мелкими, четкими движками. Красочная гамма яркая, построенная на резком сопоставлении киновари, зелени, охры, белил. Фон и поля желтые. Золото нимбов поновлено. На нижнем поле поновленная надпись: «В лето ЦЧЅ (996–1488) Е (5) написана бысть икона сиа раба Божиа диакона Кузме, а писал Яков Иель».
Доска липовая, шпонка сквозная, врезная. Паволока, левкас, яичная темпера. 34 × 27.
Поступила из ГИМ в 1930 году. [12849]
¦
¦ 60. Положение во гроб («Оплакивание»). Мастер Яков Иель
(стр. 126; илл. стр. 502)
ГТГ, инв. 12849.
1488 г.
34 × 27.
Происхождение. Из собрания А. В. Морозова. Поступила в ГТГ из ГИМ в 1930 г. На обороте имеются наклейки с надписями: «Краткое описанiе, Отдѣлъ второй, № 25, № 4050 Г. И. М.»; «ГИМ, Отдел иконографии, 4050»; «Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Народном комиссариате по просвещению. Автор — Новгород, ХV век (1457 г.). Название — Положенiе во гроб. Владелец А. В. Морозов. Инв. № 5761».
Раскрыта до 1917 г. (в книге А. Грищенко [1917] воспроизведена после раскрытия).
Доска липовая, цельная, с одной несквозной шпонкой посредине. Оборот доски залевкашен (?) и окрашен коричневой масляной краской. Ковчег, паволока.
Сохранность. Икона производит впечатление поновленной при «антикварной реставрации» (живопись фона, полей, креста, надписи, а также контуры и пробела на одежде). Золото плотное, новое. Но лики если и прописаны, то более тонко: кракелюр (в виде мелких ячеек) на ликах более заметен, чем на других участках.
Описание.
Внизу, параллельно нижнему краю иконы, изображено ложе, на котором возлежит Христос в белых пеленах. За ложем — припадающие к нему Богоматерь (у головы Христа), далее Иоанн Богослов и Иосиф Аримафейский, все трое с нимбами. У изголовья стоит жена в светло-зеленом мафории, правее — Мария Магдалина в красном, с воздетыми руками, далее жена в темно-зеленом мафории и Никодим. За ложем темно-оливковый крест с белыми надписями
два летящих ангела, две розовые горки. Лики написаны желтой охрой по светло-коричневому санкирю, с короткими парными «движками», без подрумянки. Одежды красные, зеленые, лиловые. Пробела резкие, грубые. Ложе Христа лиловое, украшено орнаментом-мраморировкой.
¦
Нимбы золотые. Фон желтый. Поля желтые в два тона. Надписи на фоне в нижнем поле киноварью. На фоне и над ангелами:
Иконография.
Композиция «Положения во гроб» 1 претерпела в византийском искусстве большую эволюцию. Первоначально сцена изображалась как «Несение тела Христова» (см.: ; ; ; ).
Композиция, адекватная издаваемой иконе, изображающая «Оплакивание» (греческий термин «θρῇνος» ), сложилась лишь к XI в. на основе сцен «Несения тела Христова», литургических текстов, апокрифического Евангелия Никодима в его поздних версиях, изображений на плащаницах, иконографии «Успения». Ранние примеры «Положения во гроб» как «Оплакивания» —
Примечательно, что на русской иконе «Положения во гроб» из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1497 г., ростовский круг, Музей имени Андрея Рублева) имеется надпись, имитирующая греческую: «о епилогос оренос», как на греческих плащаницах. Даже в позднепалеологовских памятниках «Оплакивание» иногда изображается с элементами «Несения тела Христова»: ср.
2 К. Weitzmann. The Origin of the Threnos. — «De Artibus Opuscula XL». Essays in Honor of Erwin Panofsky. New York, 1961, p. 476–487.
3 М. В. Алпатов. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. М., 1977, табл. 98.
Особенности изображения «Положения во гроб» в допалеологовском искусстве: тело Христа лежит на земле или на низкой подстилке, все фигуры располагаются строго в плоскости. Из памятников, сохранившихся от той эпохи на Руси, ср.
Уже в XI–XII вв. возникают композиции, где одна из св. жен представлена с поднятыми в жесте скорби руками
Этот жест становится особенно характерным для изображений «Оплакивания» начиная с позднего XIII в. Один из примеров —
Иконографическая схема иконы 1488 г. восходит к подобным прототипам, но отличается меньшим количеством фигур и чисто иконным лаконизмом.
5 Д. Чорнаков. Фреске у цркви светог Климента у Охриду, 1295 год. Београд, 1961, илл. 40.
8 В. Н. Лазарев. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, табл. 26.
Такой извод, как в иконе 1488 г., — с симметричным расположением фигур, повторяющимися их абрисами, использован
Датировка и атрибуция.
Время создания иконы определяется датой в надписи на нижнем поле: 996 (6996), т. е. 1488 г. В литературе встречается совсем иное чтение даты: как 1457 г. (А. В. Грищенко [1917]), как 1388 г. (И. Э. Грабарь [1926]). Правильную дату дают А. И. Анисимов [1926], а также В. И. Антонова и Н. Е. Мнева [1963].
Надпись сообщает, что икона написана мастером Яковом Иелем.
Полных стилистических аналогий «Положению во гроб» не имеется. Некоторая близость обнаруживается в иконах «Рождество Богородицы» и «Благовещение» из праздничного чина (ГТГ, кат. №№ 56, 57).
Некоторые особенности предвосхищают стиль раннего XV] в.: резкий жест Марии Магдалины, приземистость фигур, имитация условного пространства на первом плане (эта особенность фиксируется впервые в праздничном чине из Гостинополья, конца XV — первых лет XVI в., кат № 77, для культуры XV в. она нехарактерна). Однако в тихой сосредоточенности сцены и спокойном, созерцательном состоянии образов сказывается настроение XV в.
Выставки.
Литература.
Положение во гроб — Оплакивание
Школа или худ. центр: Псков (?)
Первая половина — середина XVI в.
¦ 38. Положение во гроб — Оплакивание
Первая половина — середина XVI века. Псков (?)
Дерево, темпера. 83,9 × 67,8
Происходит из старообрядческой молельни в Санкт-Петербурге
ГРМ, инв. ДРЖ 2083
Сюжет иконы восходит к каноническим Евангелиям ( ; ; ; ), апокрифическому Евангелию Никодима и литургическим текстам богослужения Страстной пятницы и Великой субботы.
Иконография сложилась на основе византийских нарративных композиций, таких как «Снятие со креста» и «Несение тела Христа в гробницу», из которых со временем выделился особый тип образа «Положения во гроб», или «Оплакивания». Окончательно извод сформировался к XI веку. На замысел сцены и ее литургическую символику в значительной степени повлияли служба на повечерии Страстной пятницы и изображения на шитых плащаницах. Поэтому авторы икон «Положение во гроб» стремились отразить не только определенное евангельское событие (о нем тексты лишь упоминают), но прежде всего передать те зримые образы, которые рождаются богослужением этого дня. При рассмотрении иконы в таком контексте становится понятным, почему происходящее на ней действие из реальной драмы погребения перерастает в вечно длящееся оплакивание.
Здесь представлен тот момент, когда снятое с креста мертвое тело Христа уже обильно умащено, повито пеленами и приготовлено к перенесению во гроб ( ). Над мертвым Спасителем склонились для прощания Богородица и праведные жены, одна из которых — Мария Магдалина — в отчаянии воздевает руки. За Богородицей — любимый ученик Христа Иоанн Богослов. У ног учителя — его «тайный» ученик Иосиф, родом из Аримафеи ( ). Именно он «испросил» у Пилата тело Христа и положил его в своей новой гробнице недалеко от Голгофы. За ним — автор апокрифического Евангелия Никодим, воспетый вместе с Иосифом в каноне Великой пятницы (8-я песнь). Его руками было снято с креста тело Иисуса. Об этом напоминает поддерживаемая им лестница. Закругляющаяся Иерусалимская стена обнимает всю композицию, придает ей сферическую форму. Сцена оплакивания Христа Марией и его близкими учениками явлена как образ всеобщей жертвы, «приношение за всю землю» (Иоанн Златоуст).
Рассматриваемая иконография уникальна, она представляет собой обратный, по сравнению с традиционным, перевод: тело Христа положено справа налево; отсутствует и Голгофский Крест, обычно возвышающийся над всей сценой. Убитая горем Мария, всем телом склонившись над мертвым Сыном, положила голову на его плечо так, что их нимбы и фигуры слились воедино. Вероятно, этот поэтический образ навеян словами канона Симеона Логофета «О распятии Господа и плаче Богородицы», который поется на повечерии Великой пятницы, следуемом за выносом Плащаницы на середину церкви для поклонения и целования. Этот важнейший литургический момент и отражает композиция иконы — вытянутое тело Христа, его белые одежды и прямоугольная рама темного ложа напоминают образ Плащаницы, а ритм склоненных в благоговении фигур — предстоящих в храме. Поза Богородицы созвучна словам канона ее надгробного плача: «Свет Мой и радость Моя во гроб зайде; но не оставлю Его единаго, зде же умру и спогребуся Ему»; «Ныне приими мя с Собою, Сыне Мой и Боже».
В иконе наглядно выражена мысль о том, что Богородица, давшая плоть своему Божественному Сыну, разделив с ним весь его крестный земной путь, не оставила его и после смерти. Единение ее живого тела с мертвой плотью Христа, возлежащего на высоком смертном престоле-трапезе, представляет емкий образ Церкви и Евхаристии, призывающих всех облаченных в новые одежды нетления на пир Премудрости.
Столь же последовательно здесь проведена мысль о завершении земного Домостроительства Христа — воплощенного Логоса. Чтобы подчеркнуть реальность смерти, истинность мертвого тела, таким большим написан гроб и так вытянуто тело Христа. Выдвинутый на передний план длинный гроб с повитыми погребальными пеленами Спасителя напоминает ясли с новорожденным спеленутым Младенцем, «умалившего себя» в сценах «Рождества Христова». Только вместо склонившихся над Рожденным «жертвенных животных» над гробом Умершего склонились спасенные его Жертвой. Истощание, умаление Господа достигает высшего смысла: гроб с мертвым телом Искупителя становится яслями для возрожденного и обновленного им человечества.
Икона «Положение во гроб»
Множество икон имеет важное значение, но особый смысл приобретают образы, которые отражали события Страстной недели. Одним из таких образов является «Положение во гроб».
Эта икона известна во всем православном мире. Ее значение для каждого верующего человека сложно переоценить. Молиться перед ней нужно и можно не только в преддверии Пасхи или в период Великого поста, но и в любой другой день.
Смысл и история иконы
В конце Страстной недели в церкви отмечают Великую пятницу — день смерти Иисуса Христа на кресте. Это последний день, в который люди видели Иисуса еще живым. После смерти Мессии ученики оплакивали его. Далее они положили его тело в гроб. Это был последний момент, когда тело Христа видели люди.
Далее следуют события, описанные в одной из библейских записей учеников Христа, когда Мессия спустился в ад для того, чтобы даровать прощение всем, кто оказался там до Его пришествия. Сам процесс и факт положения во гроб тела Христова увековечен в иконах, на которых изображены ученики, оплакивающие Христа. На иконах изображаются Иосиф, Никодим, иногда даже Богородица, а также некоторые ученики. Вариантов исполнения иконы очень много, но началом ее распространения стал примерно 9 век. В средние века в Европе эта икона была очень распространена.
В чем помогает икона
Эта икона должна быть дома у тех, кто хочет стать сильнее духовно и укрепить свою веру в Бога. Это защитная икона, потому что она помогает избегать ссор и оберегает дом от всяческих проблем. Это оберегающая икона, которая преображает жизнь людей и хранит их от всего самого скверного.
День почитания иконы
День празднования иконы — Страстная пятница каждого года. Так как Пасха постоянно смещается, то и день празднования иконы тоже меняется из года в год. В этот день постарайтесь посетить храм. Это прекрасное время для причастия, исповеди.
Молитва перед иконой «Положение во гроб»
Священники рекомендуют чаще молиться перед этой иконой. Дело в том, что этот образ отражает последние земные часы Иисуса Христа. Более того, душа Христова в это время уже находилась в аду, где Мессия спасал людей от вечных мук, даруя прощение.
«Иисус Христос, Бог наш и Спаситель, муки принявший за нас грешных. Помоги нам обрести веру в Тебя и укрепить ее мыслями о Тебе. Тело Твое, во гроб положенное, исчезло, так пусть исчезнут и наши грехи вместе с молитвами Тебе, Вседержитель. Позволь нам грешным искупить все свои ошибки сегодня, завтра и перед смертью, чтобы узреть Царствие Твое. Позволь нам войти в него, несмотря на все наши ошибки и неблагочестивые поступки. Вспомним же мучения Твои, чтобы образ Твой стоял перед глазами всегда. Дай нам свое благословение, Сын Божий и Защитник наш, яко молимся мы Тебе, отдавая душу молитве и надеясь на то, что услышишь Ты нас рано или поздно. Аминь».
Данная икона поможет вам увидеть мир таким, какой он есть — жестоким, но не лишенным чудес. Ведь Воскресение Господне — это и есть чудо. Читайте молитвы перед этой иконой и посещайте храмы, в которых она имеется. Благо, она есть почти во всех православных храмах.