икона помощница в родах о чем молятся
Защитница матерей России
|
В последнее воскресенье ноября и Россия отмечала День матери – праздник международный, который вошел у нас в обиход с 1998 года в соответствии с Указом Президента страны. Инициатива учреждения этого праздника принадлежит комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи. Цель праздника – поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека – матери. Однако многие государственные, общественные деятели России продолжают с тревогой подчеркивать, что демографический кризис в России обусловлен «не только экономическими, но, прежде всего, духовными причинами, связанными с отходом от идеалов святости семейной жизни».
В паутине черной демографии
По искусственному прерыванию беременности наша страна удерживает мировое первенство. Первые три места занимают православные страны – Россия, Украина, Румыния… И это – на фоне катастрофического сокращения численности населения России.
После уничтожения Советского Союза количество абортов в России увеличилось. Да, Россия, как суверенное государство, может проводить любую демографическую политику, не прислушиваясь ни к Фонду народонаселения ООН, ни к ЮНЕСКО, ни к США, ни к Европейскому Союзу… Однако и через фонды, и через гранты продолжаются попытки вмешательства в российские дела.
Самое опасное с точки зрения демографии – поощрение полового воспитания школьников России, которое пытаются внедрить подобные организации, в том числе и организация в поддержку гомосексуалистов.
С попустительства Министерства образования и науки РФ активно занимается разрушением семьи лидер российских гомосексуалистов – Игорь Семенович Кон (он получил грант в размере 50 тысяч долларов США за защиту прав гомосексуалистов), который разработал программу полового воспитание российских школьников.
Финансирует программу полового воспитания российских школьников и Фонд народонаселения ООН – наиболее негативная организация в отношении демографической политики. Ее доктрина: мир страдает от перенаселения.
Есть целое сословие так называемых черных демографов. Представителей таких организаций интересует только уменьшение рождаемости. Как заученные мантры, читают они заклинания типа: «Сейчас изменилась система ценностей, в цивилизованных странах решают проблемы демографии путем привлечения мигрантов».
Сегодня распространена дородовая диагностика плода. Но когда беременные женщины обращаются в государственные женские консультации, они нередко слышат от врачей: ребенок будет больной. Подсунув им листовку, рассказывающую о врожденных уродствах, врачи (!) сразу же предлагают направление на аборт.
Активна Российская ассоциация планирования семьи – организация, ставящая своей целью разрушение семьи и разрушение семейных ценностей.
В этом же направлении работает и Центр демографии и экологии человека, который также существует на иностранные гранты.
«Дети – дар Божий, счастье, которое посылает Господь!»
Что же в данной ситуации может сделать Русская Православная Церковь, которая постоянно думает и говорит о преодолении демографического кризиса?
Слово члену Общественной палаты РФ, управляющему делами Московской Патриархии, митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту, который вырос в православной многодетной семье.
«Духовные раны могут быть уврачеваны только духовными средствами. Русская Православная Церковь имеет такие средства. Она дает человеку возможность обрести жизнь во Христе и свободу от греха. Через это, например, врач освобождается от необходимости клятвопреступления и совершения убийства неродившихся душ; педагог – от навязывания детям безнравственности и стремления к земному благополучию любой ценой; матери – от убийства ради легкой жизни своих неродившихся детей. Стремление к получению удовольствия, ставшее основной целью современного человека, исказило взаимоотношения между супругами, между родителями и детьми. Эгоистическую мотивацию и потребительские установки в поведении людей, особенно молодежи, надо заменить самоотвержением ради любви к Богу и служению ближним. Для этого их сознание должно формироваться на основе православного учения о предназначении человека, о смысле его жизни, об основных принципах бытия».
Владыка считает, что «в нашей стране необходимо создавать благоприятные условия для того, чтобы у людей поменять сознание, ментальность».
«Мы призываем показывать на телевидении социальную рекламу о недопустимости абортов, – подчеркивает он. – Молодежь должна осознать, что супружеская жизнь – это подвиг во имя будущего России, дети – дар Божий, счастье, которое посылает Господь».
Защитница материнства
С незапамятных времен в минуты жестоких страданий при рождении детей женщины прибегают с молитвой к Пресвятой Богородице. Часто при этом они вспоминают Ее икону «В родах Помощница» («Поможение родам»): «О Пресвятая Богородице, Мати наша Милосердная! Яви на нас, в печали сущих и во гресех всегда пребывающих рабех Твоих (имена), милость Свою и не презри нас, многогрешных рабов Своих. К Тебе прибегаем, Пресвятая Богородице, многое множество сознавая прегрешений наших и молимтися: посети немощствующыя наши души и испроси у возлюбленнаго Сына Твоего и Бога нашего дати нам, рабам Твоим (имена), прощение. Едина Пречистая и Благословенная, все упование наше на Тя возлагаем: Премилосердная Мати Божия, сохрани нас под покровом Своим».
Богородица на иконе «В родах Помощница» изображена с распущенными власами, в красном одеянии. Примечательная особенность данного образа – непокрытая глава Пресвятой Заступницы, хотя иконописный канон предписывает изображать Богоматерь укрытой мафорием или платом.
Местонахождение подлинника иконы Божией Матери «В родах Помощница» неизвестно, но многочисленные списки и новые версии этой иконы существуют во многих храмах России и в домах верующих людей.
Один из списков иконы находится в соборе Николы Белого в Серпухове, где по субботам совершаются молебны с водосвятием перед дивной иконой. Там уже несколько лет продолжаются свидетельства неоскудевающей помощи Богородицы всем с верою к Ней припадающих. История явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы такова.
В 1993 году Великим постом настоятель собора протоиерей Владимир Андреев причащал на дому старушку. Она, узнав, что батюшка служит на вновь открытом приходе, попросила внучку достать с чердака икону Божией Матери и передала ее ему.
По словам отца Владимира, «темная, в паутине и многолетней пыли, с закопченной ризой, икона была подобна тем многим тысячам икон, “хранившихся” в годы атеизма на чердаках».
Сам образ был ему незнаком, а когда он расчистил оклад и изображение, то невольно ахнул – икона называлась «Поможение родам».
Таким был его приход в Церковь. И время священнической хиротонии отца Владимира почти совпало с первым классом дочери. Она начала учиться грамоте, а он – служению Богу.
Глядя на образ Божией Матери «Поможение родам», он составил акафист, и сейчас, по прошествии многого времени, все еще удивляется, как ему это удалось всего за два вечера.
Сначала он читал акафист дома.
«Однажды пришла в слезах женщина, – вспоминает отец Владимир. – Ее дочери в это время должны были делать операцию. Врачи сказали ей, что для сохранения жизни матери-роженице предстоит внутриутробное иссечение (убийство) плода, причем срок беременности был достаточно большим. Мы с ней читали акафист перед святой иконой, и, к моей радости, вечером женщина пришла сияющая – удалось спасти мать и младенца».
После этого случая батюшка решился представить акафист правящему архиерею – митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию.
Владыка, сделав некоторые замечания, благословил акафист к служению в соборе Николы Белого. С того дня каждую субботу здесь совершается молебен с чтением акафиста и водосвятием перед святым образом.
В книге благодарности от верующих, получивших помощь по молитвам ко Пресвятой Богородице перед Ее чудотворным образом «В родах Помощница» («Поможение родам»), уже немало записей. Вот одна из них. «Хочу выразить свою глубочайшую благодарность. Моя молитва Пресвятой Богородице была услышана, а просьба моя чудесным образом исполнилась. Мне 45 лет, а сыночку 7 месяцев. Я забеременела после долгих лет трудного лечения, и все врачи хором предостерегали меня от возможных отклонений в развитии ребенка, а также сразу говорили, что мне обязательно будут делать кесарево сечение. В самом начале беременности, в феврале 2005 года, я обратилась к иконе “Поможение родам”. Скажу только одно – беременность моя протекала настолько легко, что я даже на учет в женскую консультацию встала не по необходимости получить медицинскую помощь, а по существующим правилам. А роды мои были настолько быстрыми и правильными, что врачи отменили назначенное кесарево сечение. Мой сыночек родился сам, совершенно здоровый и очень красивый. Не знаю таких слов благодарности, чтобы выразить все мои чувства. Пресвятая Богородица, слава Тебе! Еще раз с благодарностью, Лунева Мария Сергеевна из г. Москвы. 03.06.2006».
«Рожать – это так же естественно, как дышать…»
Недавно православный просветительский центр «Радость материнства» при храме благоверного великого князя Александра Невского (МГИМО) передал организаторам Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы», посвященной историческому воссоединению Русской Православной Церкви, – фонду «Андреевский флаг» и Русскому Афонскому обществу – списки чудотворной иконы Божией Матери «В родах Помощница» («Поможение родам»).
Международная духовно-просветительская программа «Под звездой Богородицы» осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с мая 2007 года по июнь 2008 года. В этой программе уже участвуют чудотворные иконы, мощи святых угодников из монастырей и храмов Иерусалима, Афона, Кипра, США, различных епархий России.
Списки иконы «В родах Помощница» («Поможение родам») будут переданы в роддома России, которые посещают вот уже в течение полугода, что они идут по нашей стране, участники первых двух крестных ходов программы – объединенного крестного хода Владивосток–Москва и Якутск– Москва.
А первым, кому будет вручен такой список, станет один из роддомов Иркутской области, по которой сейчас движется молитвенно-покаянное шествие.
Церемония передачи списков чудотворной иконы Божией Матери «В родах Помощница» состоялась в фонде «Андреевский флаг», куда их привез директор центра «Радость материнства» Владимир Николаевич Старунов. В его семье семь детей. В церемонии участвовали двое самых младших – Георгий и Татьяна. В дар будущим мамам России они привезли 11 икон.
По словам Владимира Николаевича, в настоящее время в женских консультациях и роддомах нашей страны, увы, наблюдаются многочисленные случаи негативного отношения к женщинам, желающим родить третьего-четвертого ребенка. В них открыто действуют 200 филиалов Ассоциации планирования семьи. Комитет по биоэтике при Московской Патриархии не раз заявлял, что действия этой Ассоциации противоречат национальным интересам России.
Зачастую беременную женщину уговаривают сделать аборт, пугают родовыми осложнениями, что в свою очередь вызывает у будущей матери психо-эмоциональные стрессы, влекущие за собой ухудшение здоровья и угрозу неблагополучных родов. Поэтому то, что происходит сегодня в российских роддомах (их система появилась лишь в 1930-е годы), сильно влияет на рождаемость в стране.
«Наша бедная женщина, идущая рожать, – отмечает Владимир Николаевич, – не знает, куда она попадает. И с ней начинают делать то, что она даже предположить не может. “Очень хороший специалист” ей предлагает (если аборт “не пройдет”): “Мы вам сделаем кесарево сечение”, “Сделаем химическую стимуляцию”. А о том, что при кесаревом сечении безусловно повреждаются и плод, и мать, “хороший специалист” не очень-то информирует… И о том, что у женщины, согласившейся на химическую стимуляцию, нарушается материнское чувство, тоже. Она не знает полноты родов, когда человек, помучившись, награждается любовью к своему ребенку, так что хочется рожать и еще!»
Подобные стимуляции сначала проводили на крысах, и крысы своих детенышей бросали. А те, что вырастали, загрызали свое потомство и потомство других крыс, разоряли гнезда…
«Родовспоможение, – подчеркивает Владимир Николаевич, – самый главный раздел в системе материнства и детства. Рождается ребенок поврежденный, а мы не видим этой проблемы, мы начинаем его воспитывать, не понимаем, что с ним произошло. А он уже пострадавший! Его психические способности – другие.
Отношение специалистов к родовспоможению у нас в стране – как к клиническому, прежде всего, воздействию. В карте женщины, приходящей в роддом, чтобы родить человека, ее состояние априори называется “болезнь”. Но физиология родов – естественна. Рожать – это так же естественно, как дышать, общаться, говорить. У нас же даже роды сделали неестественными».
Центр «Радость материнства» работает уже второй год, в настоящее время – на базе московского роддома № 14 (контактный телефон: 8-916-369-46-65), где открыта первая в столице православная палата. В ней уже появились на свет много здоровеньких малышей.
По благословению духовника центра священника Игоря Фомина специалистами здесь проводятся консультации для будущих мам. На занятиях они узнают, как правильно подготовиться к беременности, как правильно носить плод, как правильно вести себя с медперсоналом роддома и консультации, как правильно питаться…
Тесно сотрудничает центр еще с двумя московскими роддомами – № 1, где также есть православная палата, и № 32.
Для роддома № 14 уже передано более 20 списков чудотворной иконы Божией Матери «В родах Помощница» («Поможение родам»). Постоянно служатся молебны с чтением акафиста этому образу Пресвятой Богородицы.
Передавались списки иконы уже и другим роддомам России – Серпухова, Талдома, Вязьмы, Костромы, Ростова-на-Дону…
А при роддоме № 1 Твери, куда тоже был передан этот образ, открыт первый в нашей стране храм в честь иконы Божией Матери «В родах Помощница».
И вот новая добрая весть из этого древнего города. В ноябре нынешнего года в Твери открыт православный консультационный центр родовспоможения. Его задача – духовно-нравственная и физическая подготовка беременных женщин к успешным родам и счастливому материнству.
Центр окормляет Тверская епархия. По словам духовника, священника храма Покрова Божией Матери Романа Манилова, помимо священника в центре работают врач-акушер, врач-терапевт, специалист по лечебной физкультуре.
Отец Роман подчеркнул, что православное акушерство предполагает отказ от многих химических препаратов сомнительного происхождения. Для лечения легких недугов рекомендуется использовать проверенные веками народные средства.
«Мы планируем работать с женщинами и на духовном уровне: это обязательная молитва, исповедь будущей роженицы, причащение. Есть иконы Богородицы, которые помогают при родах. Это Феодоровская икона Божией Матери, а также “В родах Помощница”. Им есть и специальные молитвы. Так что духовному воспитанию рожениц наш центр уделяет особое внимание», – сказал священник.
Сеть центров защиты материнства, которые уже имеют поддержку ряда епархий, должна, безусловно, развиваться.
Создаются и центры кризисной беременности. Каждый такой центр помогает спасать ежедневно не одну человеческую жизнь. Ведь часто беременную женщину в буквальном смысле слова выставляют на улицу и заставляют идти делать аборт. «Не сделаешь аборт – не приходи домой».
Набирает обороты семейная церковная педагогика – воспитание целомудрия. Уже созданы учебники по семейному воспитанию детей. Целый ряд секций по семейной направленности, где обобщается накопленный опыт, работает ежегодно на Международных Рождественских чтениях. В 2008 году с соответствующими докладами на Рождественских чтениях выступят и представители фонда «Андреевский флаг». Состоится, в частности, презентация нового учебника «Основы православной культуры».
И во всем этом – тоже помощь Пресвятой Богородицы.
Чудотворная Икона Богородицы «Помощница в родах»
День почитания 8 января.
Молятся о рождении детей, о даровании благополучных родов.
Молятся перед ней и о здоровье новорождённых.
Древний обычай исполнялся на Руси: в светлице беременной женщины обязательно нужно было вешать иконку, которую впоследствии и стали называть «Помощницей в родах».
Боли, которые женщины испытывают при родах, настолько сильны, а страдания настолько жестоки, что молитвы, направленные к Всевышнему и Матери Божией, наделены особой искренностью и надеждою.
Сегодня икону «Помощь в родах» можно увидеть во многих домах верующих христиан. Изображена на святыне Богоматерь, руки ее подняты для молитвы. На лоне Матери Божией – Предвечный Младенец. Было замечено, что образ немного схож с иконой под названием «Знамение».
Известна также древняя икона Богородицы, которая называется: «Помогательница женам чады рождаты». Матерь Божия на этой иконе особенна, поскольку голова ее открытая, а волосы распущены. Руки Заступница сложила на груди, да и таким образом, что персты ее левой руки наполовину закрывают персты правой руки. Под руками Богородицы изображен Предвечный Младенец, одна рука которого благословляет, а другая лежит на колене. Немного выступают ноги его из-под одеяния. Цветовая гамма одежды Богоматери весьма интересна. Верхнее одеяние – красное с прозолотью, на плече ее располагаются маленькие звезды. Нижняя часть одежды – темно-зеленая, с теми же самими звездочками. Голову свою Божия Матерь несколько наклонила в сторону. Одежда Спасителя – желтая (и опять же с позолотой), но на груди его переливается темно-зеленый цвет. Вся картина помещена в полумесяц.
И сегодня женщины обращают свои молитвы к Пресвятой Деве. Веруют люди, что такая молитва не просто способствует благоприятным родам, но и помогает при осложненной беременности.
Не только беременные женщины обращаются к иконе «Помощница в родах», но и те, кто только планирует завести ребенка. Святыня помогает даже тем, кто долгое время пытается и не может забеременеть. Именно поэтому икону считают чудотворной.
Никольский Собор г. Серпухова
Среди памятников архитектуры позднего классицизма в городе Серпухове храм Николы Белого, занимает бесспорно первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению (он служит главной высотной доминантой для целого района старой, исторически сложившейся застройки).
Никольский храм на Калужской улице имеет длительную и сложную строительную историю. Первоначально он был деревянным. Таковым он фигурирует в документах XVI — начала XVII вв. (в частности, в описях г. Серпухова 1552 г. и 1620 г.). «Только храм в честь Николая Чудотворца в 1649 г. является уже каменным, отчего стали называть его Николою Белым. Это была первая каменная церковь в городе и на посаде, вторую подобную церковь построили в сельце в честь жен Мироносиц, затем третьим каменным храмом стал Троицкий собор в 1696 г.», — читаем мы в Истории Серпухова П. Симсона.
Высказывалось предположение о том, что в строительстве первой каменной церкви Николая Чудотворца, предшественницы нынешней, принимали участие зодчие из Ярославля. Оно основывается на близости композиционного построения здания, о котором можно составить представление по сохранившемуся старинному рисунку, с характерными особенностями ярославских культовых сооружений XVII в.
В 1713 году издается указ о постройке каменной церкви в честь свт. Николая. Инициатором постройки являлся подьячий Земской избы г. Серпухова Михаил Попов. Уже в марте 1721 года Михаил Попов пишет: «. и ныне я по своему обещанию вместо той ветхой церкви каменную построил и верх на той церкви сделал по чину». В том же году храм освятили.
Храм представлял собой тогда увенчанный одной главой четверик с алтарной пристройкой, имевшей симметрично расположенные шатровые завершения над жертвенником и диаконником. Здание было сложено из тесаных блоков местного известняка. Отсюда и происходит ставшее общепринятым местное название храма — Никола Белый. В таком виде памятник просуществовал до 30-х гг. XIX вв.
В 1831 г. был составлен проект перестройки здания церкви. Сохранились проектные чертежи с фасадами и разрезами за подписями: Архитектор Таманский и архитектор Шестаков. Поскольку инициалы обоих зодчих в подписях на чертежных листах отсутствуют, встает вопрос об идентификации этих лиц с теми или иными «каменных дел мастерами», которые известны историкам русской архитектуры.
В собранных М.В. Дьяконовым материалах к словарю архитекторов XVIII-XIX в.в., работавших в Москве и Подмосковье, есть данные о трех Таманских и шести Шестаковых. Однако при ближайшем знакомстве с биографиями всех их, удается выяснить, что поставить свои подписи под сохранившимися в архиве проектными чертежами могли в 1831 г. только двое из них: Федор Михайлович Шестаков (родившийся в 1787 г. и умерший в 1836 г.; академик Императорской Академии Художеств, проектировавший многие культовые постройки для Москвы, Коломны, Дмитрова и т.д.) и Иван Трофимович Таманский (родился в 1775 г., умер в 1850 г.; ученик М.Ф. Казакова; работал в основном в Москве, но часто командировался по делам в различные места Московской губернии).
В 1835 г. началось строительство ныне существующего храма Святителя Николая с приделами святителя Алексия Митрополита Московского и преподобного Кирилла Белоезерского.
Возведенный в 1835-1857 гг. храм Николы Белого является прекрасным образцом московского ампира. Он выстроен из кирпича и отштукатурен, имеет во внешнем декоре белокаменные детали. Мощный четверик с одной апсидой и двумя боковыми папертями-портиками несет большую купольную ротонду. Примыкающие к основному объему с запада четырехстолпная трапезная и многоярусная колокольня претерпели в ходе их соору-жения некоторые изменения по сравнению с проектом.
Фотограф — Михаил Мамаев |
После революции 1917 г. богослужебная жизнь в храме Николы Белого прервалась не сразу. Примечателен факт посещения храма Святителем Тихоном 2 июня 1924 года. Именно им, Патриархом Всероссийским, был присвоен храму статус Кафедрального Собора, после чего значение Николы Белого в городе возросло. В 1928 г., во время церковного раскола, кафедра боровшегося с ним епископа Серпуховского Мануила (Лемешевского) находилась в Никольском соборе. Известно также, что после закрытия Владычного женского монастыря почитаемый в городе образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» находился именно в храме Николы Белого. Однако и его постигла участь многих храмов Серпухова, в 1929 г. его закрыли. По рассказам старожилов иконы собора были снесены на р. Нара и сожжены на ее льду.
Неприязнь к церкви, кощунственно взращиваемая в людях новой властью, дала себя знать и здесь: колокольня, величественно возносившаяся над городом с середины XIX века, была частично разрушена, образ святителя Николая на внешней стене храма постоянного подвергался надругательствам. Но как рассказывают жители прилегающих к храму домов, наблюдавшие это осквернение, всякий раз на следующее утро образ святого чудо-творца обновлялся, являя Божию силу и будто предрекая новую жизнь поруганному собору.
В каком-то смысле собор оказался счастливее других храмов. Некоторое время в нем находилась городская макаронная фабрика, что, возможно, спасло его от окончательного разрушения. Во время войны здесь были устроены прачечные. В последнее время пе-ред открытием помещение храма использовал штаб гражданской обороны под хим. склад, который был размещен в соборе по настоянию председателя Исполкома города С. Н. Кудрякова с главной целью — избежать сноса храма, а такие предложения были!
В канун 1000-летия крещения Руси о Соборе Николы Белого, как ярчайшем архитектурном памятнике заговорили вновь. Среди планов использования храма рассматривалась возможность превращения его в концертный зал. Но милостью Божией в 1995 г. он был возвращен верующим как подворье Высоцкого монастыря, с 1998 г. — приходской храм. В 1995 г. во время пребывания Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Серпухове Администрация города вручила Предстоятелю русской Православной Церкви ключи от храма. В 1999 г. на средства благотворителей, городской администрации и горожан были приобретены колокола. Колокол весом 1380 кг имеет четыре иконы-клейма: Спасителя, Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и образ небесного покровителя Управляющего Московской Епархией Высокопреосвященнейшего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского — святого Ювеналия Патриарха Иерусалимского. На восстановленной колокольне звучит 300 — пудовый благовестник.
С 2002 года восстанавливать Собор стала входящая в Группу компаний СУ-155 фирма «Стромальянс». В 2003 году уроженцем города Серпухова, — благотворителем Михаилом Балакиным храму подарен колокол весом 5 тонн, отлитый специально для серпуховского собора ярославскими мастерами.
За последние годы в соборе Николы Белого восстановлены и обустроены кроме главного алтаря еще четыре придельных: во имя святителя Алексия Московского, преподобного Кирилла Белоезерского, новомучеников и исповедников серпуховских и иконы Божией Матери «Поможение родам». Многое сделано по благоустройству территории храма. В ночное время собор Николы Белого словно облит светом, струящимся по стенам и окнам, и как зажженная свеча светит всему городу.
Особого внимания достойна внутренняя роспись собора. На своде купола изображена вся земная история, начиная от предвечного совета Святой Троицы о сотворении мира, ветхозаветных патриархов и пророков, учителей Церкви, до Российских святителей и мучеников. Солнечный свет озаряет храм, проходя между изображений святых апостолов, напоминая об истинном Солнце — Иисусе Христе. Среди икон Спасителя и Его Пречистой Матери, сонм русских святых: святителей и благоверных князей, воинов и монахов и, конечно же, святой Николай Чудотворец в житийном изображении его чудотворений. Храмовая живопись — это библия в красках. Вечная книга, приводящая к спасению, раскрыта для верующих в Серпуховском кафедральном соборе.
Величественные царские врата главного алтаря увенчиваются арочной сенью, на которой расположены иконы страстной седмицы: Вербное воскресение, предательство Иуды, неправедный суд мирского властителя, распятие, погребение и, наконец, светлое Воскресение.
В память о шестерых новомучениках — жителях Серпухова в соборе освящен один из приделов. Но не только живопись и архитектуру возродили в соборе Николы Белого: здесь восстановлена и полноценная приходская жизнь. При соборе сегодня имеется общедоступная библиотека, действуют две воскресные школы: детская и взрослая. Духовенство собора опекает Серпуховский Военный институт, следственный изолятор и детские приют и интернат, педагогический и гуманитарный колледжи.
В соборе находится чудотворный образ Божией Матери «Поможение родам», пред которым совершаются молебны с акафистом, составленным настоятелем собора протоиереем Владимиром Андреевым, а также местночтимые образа святого Николая Чудотворца, великомученика Пантелеимона, мученика Вонифатия, новомучеников и исповедников Серпуховских.
Особо любят и почитают в городе образ Божией Матери «Взыскание погибших». В 2002 году была восстановлена традиция с 23 июля по 23 августа совершать крестные ходы во все монастыри и храмы города с этим образом Божией Матери.
12 июля 2005 года митрополит Ювеналий посетил Серпухов, где состоялось торжественное освящение собора Николы Белого.
Возрождение собора силами всего города — знаменательный знак нашего общего духовного возрождения. Колокольня опять высится над городом, и колокола будят наши уснувшие души, подвигая их к милосердию, покаянию и обновлению нашей жизни.
Духовенство: прот. Владимир Андреев — настоятель, священник Олег Журба, священник Алексий Филатов, священник Валерий Гололобов, диакон Алексий Спигин
Телефон: 8 (4967) 72-49-17
Адрес: Московская обл., г. Серпухов, ул. Калужская, д. 26/12
Проезд: с Курского вокзала до ст. «Серпухов», далее автобусом № 4 до остановки «Никольский собор» или другим автобусом до остановки «ул. Чехова»
Тропарь
Ангелов лицы благоговейно Тебе служат и вся Небесныя Силы немолчными гласы Тя ублажают, Богородице Дево; темже усердно молим Тя: да пребудет Божественная благодать на честней иконе Твоей и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от нея на всех с верою Тебе молящихся, Тя бо Едину Помощницу и Предстательницу имамы.