икона преподобного паисия святогорца
Прп. Паисий Святогорец и его связи с русским монашеством на Афоне (+ редкие фото)
12 июля Православная Церковь празднует память выдающегося афонского подвижника нашего времени – прп. Паисия Святогорца (в миру Арсений Езнепидис, 1924 – 1994). В последнее время о старце написано много литературы. Однако практически вне поля зрения осталась важная деталь в биографии подвижника – его тесные связи с русским монашеством на Афоне, его непосредственное становление как старца под духовным руководством русского святогорского старца иеросхимонаха Тихона (Голенкова, 1884–1968), а также роль прп. Паисия в возрождении духовного уклада в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре в конце ХХ века.
Своими воспоминаниями об этом в эксклюзивном интервью редакции портала «Русский Афон» (www.afonit.info) любезно согласился поделиться антипросоп Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря при Священном Киноте Святой Горы иеромонах Кирион.
– Отец Кирион, сегодня отмечается память прп. старца Паисия Святогорца. Почитается ли этот греческий подвижник в Русском монастыре на Афоне?
– Да, конечно, он почитается в нашем Пантелеимоновом монастыре, как и многие другие афонские подвижники. Кроме того наш монастырь связывают с ним особые отношения. Старец Паисий духовно очень близок нашей обители. Можно сказать, что он исполнил определенную роль в духовном восстановлении нашего братства.
В 1980-х гг. Пантелеимонов монастырь вновь начал активно заселяться иноками из России, тогда еще Советского Союза. Многие из тех, кто сейчас является уже так называемой «старшей братией», приехали именно в те годы. Монастырь тогда только начал восстанавливаться. Отец-игумен Иеремия стал пытаться возродить старый монастырский устав, составленный еще старцами Иеронимом (Соломенцовым) и Макарием (Сушкиным). С другой стороны, отец-игумен хотел, чтобы монастырь соответствовал общим духовным традициям Афона. Несколько раз он сам посылал нас за советом к старцу Паисию. Так завязались многолетние близкие духовные отношения монастыря с о. Паисием, которые со временем превратились в добрую традицию: до самого его отъезда с Афона в 1993 г. практически все насельники Пантлеимонова монастыря, по благословению нашего старца-игумена, ходили к нему за советом и наставлениями.
– А как о. Паисий встречал вас? Как наставлял? На чем фокусировал внимание?
В беседах с нами о. Паисий более всего наставлял о преданности Игумену, который является духовным отцом всех насельников обители. Это – главный залог духовного возрождения монастыря. Старец Паисий говорил, что много наслышан об о. Иеремии. «Это духоносный старец, – говорил он о нашем о. Игумене, – тот, кто доверился ему, тот нашел доброго кормчего». Без доверия наставнику, как поучал нас о. Паисий, невозможно стяжать истинное послушание. И только от истинного послушания рождается истинная молитва, как дерзновение предстоять Богу с чистым умом.
– Подскажите, а как о. Паисий относился к самому Пантелеимонову монастырю? Давал ли советы исправить что-нибудь?
Отец Паисий говорил, что когда-то и сами греки ходили в Русский монастырь посмотреть, как живут русские монахи, как вместе трудятся, и брали пример с русских подвижников; приходили послушать, как поют русские басы; весь Афон собирался в Пантелеимонов монастырь на Панигир.
О. Паисий всегда приводил нам в пример не греческих подвижников, а русских:старца Тихона (Голенкова), который был его наставником, и прп. Силуана Афонского. Он говорил нам так: «Возрождайте свои уставы и традиции – ведь именно они породили старца Силуана; его писания – есть законченное учение о спасении, и это – ваше наследие, это опыт нескольких поколений отцов Пантелеимонова монастыря, воспринятый и изложенный простым монахом, которого теперь почитает вся Афонская Гора».
«Не забывайте, – говорил о. Паисий, – что духовная величина прп. Силуана подвигла другого великого афонского подвижника Иосифа Исихаста оставить пустыню и спуститься к Пантелеимонову монастырю для совета и духовной беседы с о. Силуаном». Иосиф был тогда молодым и искал себе собеседника, имевшего опыт богообщения.
– Иосиф Исихаст приходил в Пантелеимонову обитель и беседовал с прп. Силуаном?
– Он спустился сюда вместе со своим сподвижником и духовным другом старцем Арсением Пещерником, чтобы побеседовать с прп. Силуаном о таинствах молитвы. К тому времени они уже около 15 лет прожили в подвиге на Афоне, и искали собеседника, с которым можно было бы поделиться опытом, скорректировать его правильность, посоветоваться об ошибках. К сожалению, эта встреча не состоялась. Отцы проделали большой путь, дошли до мельницы и, поклонившись монастырю с пригорка, с которого открывается на него вид, решили по скромности, вернуться обратно, чтобы не беспокоить о. Силуана. Вскоре прп. Силуан отошел ко Господу. В свое время и старец Паисий, будучи еще молодым монахом, не дошел к о. Иосифу Исихасту, но повернул обратно.
– Отец Паисий говорил нам, что подвиг старца Тихона (Голенкова) был бы не возможен в греческой среде; его особенностью была исключительная любовь к богослужению; именно служба была для него источником освящения. Исключительная любовь к службе, по словам о. Паисия – исключительная черта русских, которая отличает их традицию и опыт среди других традиций Афона. «Такого отношения к службе, как в Русском монастыре, весьма непросто встретить в других общежитиях Афона», – говорил он.
Преподобный Паи ́ сий Святогорец (Эзнепидис)
Дни памяти
26 июня (переходящая) – Собор Афонских преподобных
Житие
Краткое житие преподобного Паисия Святогорца
Преподобный Паисий Святогорец (в миру Арсений Эзнепидис) родился 7 августа 1924 года в селении Фарасы, в Каппадокии (Малая Азия). Грудным ребенком он был привезен в Грецию, где его родители поселились в небольшом городке Конница. Когда в стране началась гражданская война (1944–1948), Арсений Эзнепидис был призван в действующую армию.
После войны он встал на путь монашеской жизни, к которой стремился с детства. 27 марта 1954 года после установленного испытания послушник Арсений был пострижен в рясофор с именем Аверкий, 3 марта 1957 года – в мантию с именем Паисий. Он подвизался на Святой Афонской Горе, затем – в монастыре Стомион в Коннице и на Святой горе Синай. Множество людей приходило к старцу и находило духовное руководство и утешение.
12 июля 1994 года он почил о Господе в Иоанно-Богословском монастыре, расположенном близ селения Суроти в окрестностях Салоник.
Полное житие преподобного Паисия Святогорца
Геронда Паисий, в миру Арсений Езнепидис, родился в Фарасах Каппадокийских, в Малой Азии, 25 июля 1924 года. Его отца звали Продромос. Он был благочестивым человеком и патриотом, из-за чего его семья подвергалась опасности от турецких фанатиков-мусульман. Мать старца звали Евлампией. В их семье, кроме маленького Арсения, было еще девять детей. Через две недели после рождения Арсения фарасийские греки бежали из Турции, чтобы спастись от турецких гонений. Перед отъездом в Грецию святой Арсений Каппадокийский окрестил мальчика и дал ребенку свое имя, пророчески сказав: «Хочу оставить после себя монаха».
В сентябре 1924 года корабль с беженцами подошел к берегам Греции, и измученные люди, наконец, обрели новую родину и безопасность. Малыш Арсений рос, имея большую любовь ко Христу и Богородице, и очень хотел стать монахом. Он постоянно ходил в лес, где молился, держа деревянный крест, сделанный своими руками. Детство старца прошло в г. Конице. Здесь он успешно окончил школу и работал до армии плотником.
В 1945 году Арсения призвали в армию, где он отличился благонравием и мужеством.
После армии Арсений сразу ушел на Святую Гору Афон. В 1950 году он стал послушником благодатного духовника, отца Кирилла, впоследствии игумена монастыря Кутлумуш († 1968). Некоторое время спустя о. Кирилл направил послушника в монастырь Есфигмен, где Арсений и принял в 1954 году рясофор с именем Аверкий. Новый монах нес любые послушания, а, выполнив свои, помогал и другим братьям закончить их работу. Аверкий постоянно молился, стараясь, чтобы это не заметили окружающие, любил читать жития святых.
В 1954 году Аверкий по совету духовного отца перешел в обитель Филофей и стал там учеником отца Симеона, известного своей добродетелью. В 1956 году отец Симеон постриг отца Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита Кессарийского Паисия II, который также был уроженцем Фарасы Каппадокийской. На новом месте о. Паисий вел прежнюю жизнь: подвизался по любочестию и помогал, сколько мог, братии.
В 1958 году из Стомио Коницкой его просили придти помочь остановить распространение протестантов. Геронда, получив внутреннее «извещение» воли Божией, пошел и жил в обители Рождества Богородицы в Стомио. Там он с помощью благодати Божией помог тысячам душ и оттуда отправился в 1962 году по каким-то духовным причинам на Синай.
Геронда много работал, а на заработанные деньги покупал пищу и раздавал ее бедуинам, которые его очень любили. В 1964 году геронда вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту. В 1966 году геронда заболел, и ему отняли большую часть легких.
С мая 1978 года о. Паисий поселился в келии Панагуда святой обители Кутлумуш. Сюда к старцу потянулись тысячи людей. Ежедневно от восхода до заката он советовал, утешал, решал людские проблемы, изгонял всякое стеснение и наполнял души верою, надеждою и любовью к Богу. Для всей Греции геронда стал духовным магнитом, вытягивающим скорбь болезнующих людей.
Принимая тяготы притекающих людей, геронда мало-помалу стал изнемогать телесно. К 1993 году состояние старца стало очень тяжелым. В октябре 1993 года геронда поехал с Горы Афон в монастырь св. Иоанна Богослова в Суроти. Здоровье его катастрофически ухудшилось. 12 июля 1994 года геронда предал свою преподобную душу Господу. Геронда почил и был погребен в монастыре св. Иоанна Богослова в Суроти Солунской, и место его погребения стало святыней для всего православного мира.
13 января 2015 года Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил преподобного Паисия Святогорца к лику святых, о чем святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла уведомил святейший патриарх Константинопольский Варфоломей своим письмом от 28 января 2015 года.
Решение о включении преподобного Паисия в русский месяцеслов было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 5 мая 2015 года с определением празднования его памяти 29 июня/12 июля.
Икона Паисия Святогорца: как молиться и от чего помогает
Те, кто верит в чудо и святых, всегда будут лицезреть в своей жизни чудеса и благо. Об этом всегда говорил святой преподобный Паисий Святогорец. Данный святой является одним из самых почитаемых в православии. К нему христиане возносят молитвы о защите от болезней и обретении счастья в личной жизни. Считается, что икону преподобного Паисия Святогорца в доме должен иметь каждый верянин. Тогда в его жизни наступит благодать и покой.
Икона старца Паисия Святогорца, значение святого лика
Не прошло еще и двадцати лет после канонизации святого, как его святой лик начал пользоваться большой популярностью у православных христиан. Сегодня икону с изображением старца можно встретить во многих православных храмах. Существует несколько видов образов святого. На одном из них преподобного изображают по пояс с седой бородой в черной рясе. На другом виде иконы его изображают также в черной рясе, но на полный рост.
В одной руке у него находится посох, а в другой руке святой держит свиток с написанной молитвой или как еще трактуют написанное с наставлением. Так как при жизни преподобный не мало предсказывал и делал наставления верующим. Данный образ играет огромную роль в православии. Он помогает многим людям обрести веру и исцелится от недугов. Его можно легко приобрести в иконной лавке и хранить дома.
Со слов священнослужителей можно утверждать, что это одна из самых сильных икон, молитва перед которой помогает избавится от многих разновидностей онкологических заболеваний. Также многих верующих интересует в каком храме в Москве икона Паисия Святогорца находится. Вознести молитвенные прошения перед святым ликом можно в храме 40 мучеников Севастийских. Также перед образом можно помолиться в Ленинградской области в часовне, которая находится на территории онкологического центра в поселке Песочный.
В Украине икону можно найти в селе Стебник Львовской области в храме Почаевской иконы Богоматери.
О чем просят у святого
Еще при жизни Святогорец после посещения горы Афон творил чудеса и исцелял людей. После смерти чудеса не прекратили происходить. Иконы святого обладают чудотворной силой, а молитвы помогают многим верянам. Старцу возносят молитвенные прошения в следующих случаях:
Существует много различных видом молитвенных прошений к преподобному. Текст, представленный ниже является одним из универсальных и самых удобных в обращении к старцу Паисию.
«О, святый преподобне и богоносне отче наш Паисие, возлюбленный наш покровителю и богомудрый наставниче, по лествице добродетелей возшедый от бытия земнаго в Царствие Небесное и получивый благодать предстательствовати за ны пред Троном Всемилосерднаго Господа нашего; сице молим тя: отврати нас от пути грехов наши и научи нас Господеви приноситисовершенныя плоды покаяния и обновления во Христе душ наших.
Отче святый, во дни земнаго жития твоего многия тяжкия болезни и недузи неизцельныя уврачевавый, души от греха и скорбей страждующия исцеливый; ныне же предстоя пред Богом, преклони Его милосердие к нам, да твоего предстательства ради исцелит и нас, с любовию чтущих святую память твою, и дарует нам крепость в искушениих, мужество в борьбе с духом злобы, ищущим вечней погибели нашей, да дарует нам прощение всех наших грехов, иже от юности нашея до настоящего дня мыслию, словом и делом сотворихом, да научит нас, что подобает нам творити, дабы выну Ему служити, яко подобает ближним нашим с любовию и смирением служити.
Ей, отче святый, настави нас, по примеру святаго жития твоего, любви и самопожертвования исполненнаго, отвергшись пут греховнаго жития, взыти к Небесным чертогам, идеже восхвалим Всемилосерднаго Триипостаснаго Господа нашего во веки веков. Аминь.»
Смотрите еще видео рассказ о святом старце Паисие:
Житие преподобного Паисия Великого и в чем помогает икона святого, молитвы
О праведной жизни Паисия, называемого Великим, часто вспоминают в своих проповедях священнослужители. Этот человек в 4 столетии жил в Скитской пустыне Египта, днем и ночью искренне молился Господу о спасении своей души и душ грешников. Любил уединение, соблюдал строгий пост. Получил от Бога дар спасать души грешников, скончавшихся без покаяния, от вечных мук.
Житие святого Паисия Великого
С детских лет волею Господа преподобный Паисий служил верою и правдою Спасителю. Приняв иночество, сумел собственным примером обратить многих мирян в христианство. Основал несколько монастырей.
Происхождение и детские годы
Родился Паисий середине 4 века в Египте. Родители были людьми богатыми, но верующими, жили по христианским заповедям и помогали бедным. В семье воспитывалось 7 детей. Отец рано умер. Мать осталась одна с детьми. Самым младшим в семье был Паисий.
Оставшись одна, вдова опечалилась. Она не знала, сможет ли в одиночку поставить на ноги всех своих детей. Во сне ей явился ангел Господень. Он успокоил вдову и велел младшего сына Паисия посвятись Богу. Женщина предложила ангелу взять на службу кого-то из старших детей, но тот сказал, что Богом избран именно младший и самый немощный. Утром мать Паисия помолилась и отвела избранного Господом сына в церковь, где его приняли на службу церковным клириком.
Служение Богу
Служить Господу Паисий начал еще в отрочестве. Долгие годы исполнял обязанности клирика в церкви. Молодым юношей оставил родные места и отправился в Скитскую пустыню, чтобы пожить в одиночестве и в молитвах к Спасителю.
Странствующего инока приютил преподобный Памво. Юноша стал одним из его послушников. Памво вел со своими учениками поучительные беседы о Боге, давал наставления, как жить и что делать. Парень, по его велению, три года не смотрел на людей, опуская глаза при их появлении. Юноша проводил дни в молитвах, соблюдал пост.
Прошло несколько лет. Наставник Памво умер. После смерти учителя инок продолжал молиться Богу вместе с другими послушниками Памво. Он мог голодать целую неделю, а только в субботу съесть кусочек хлеба с солью и выпить воды. Юноша любил книги пророка Иеремии, который часто приходил к нему во сне, объясняя причины непонятных явлений. Ради Христовой веры инок мог голодать две недели подряд. Во время голоданий хранил молчание, чтобы не отвлекаться и мысленно общаться только с Господом.
По велению ангела, явившегося во сне, инок оставил обитель Памво и отправился в западную часть Скитской пустыни. Домом ему служила пещера, высеченная им же в горе. В этом уединенном месте святой читал молитвы и пел божественные песни. Однажды к нему во сне явился Спаситель и предрек, что в Скитской пустыне скоро появятся послушники, которые будут прославлять имя Господа.
Вскоре к Паисию стали приходить люди, не только иноки, но и миряне. Они селились вокруг инока и вместе с ним молились Господу. Для всех пришедших преподобный был наставником и отцом. Он распорядился одним читать молитвы, а другим заняться ремеслом ради пропитания общины и нищих.
Прошло несколько лет, инок опять ушел в пустыню, чтобы жить в уединении и молиться Господу. Жилище снова соорудил себе в пещере. Прожил в одиночестве 3 года. По велению Господа, явившегося ему во сне, отправился в одно египетское селение, где жил добродетельный старец, не веривший в Святого Духа, и сумел открыть ему глаза на истину. Затем вернулся в свою пещеру.
К Паисию со всех мест стали приходить ученики и селиться рядом. Увидеть святого очень мечтал добродетельный юноша Пимен. Преподобный это чувствовал и предрек, что парень станет священнослужителем и спасет многие души от грехопадения. Однажды к нему в гости пришел сирийский инок, чтобы поговорить о Боге. Старец принял гостя и, благодаря Божественному Духу, понял его язык.
Современники Паисия рассказывали, что видели, как во время прочтения молитв святой воспарил на небо, увидел Рай и причастился пищей Божественных Тайн. Однажды в спальню преподобного пришел брат по вере и увидел около его головы ангела, хранящего сон.
Кончина
Паисий ради служения Господу всегда старался уединиться и для этого отправлялся в Скитскую пустыню. Каждый раз вокруг его пристанища образовывались общины иноков, позже ставшие монастырями. Своим братом по вере святой считал Павла, жившего, как и он, в уединении в египетской пустыне. Умер преподобный в глубокой старости в середине 5 века. Иноки похоронили старца на территории им заложенного монастыря.
Прошло несколько лет. Отец Исидор, живший в Пелусийском монастыре, решил святое тело Паисия доставить в свою обитель. Он снарядил корабль и отправился в путь. Ковчег с мощами святого внес на борт и поплыл домой. Однако на обратном пути незримая сила понесла корабль к месту погребения Павла. Исидор понял Божественный замысел. Останки Павла тоже внесли на борт корабля. Мощи обоих старцев доставили в Писидию и положили в основанной Исидором церкви. К святыне приходили паломники, молились и получали исцеление. В наши дни мощи Паисия находятся в монастыре Анба-Бешой в Египте.
Значение и почитание преподобного Паисия Великого в православии
Святейший инок всю жизнь посвятил служению Господу. Он предпочитал уединение мирской суете. Самым большим счастьем считал молиться и мысленно общаться с Господом. Сумел прожить достойную и благочестивую жизнь. Ни разу не изменил вере. Наставил на путь истинный многих мирян. Обратил в христианство огромное количество язычников. Стал основателем нескольких иноческих лавр.
Его аскетизм и презрение к роскоши являются примером для многих христиан. Преподобный старец на собственном примере доказал, что главное для человека — это вера в Господа, только в Христе каждый христианин отыщет спасение для души и тела. Святой всю жизнь прожил в посте и молитве и высшей добродетелью считал ту, которая свершается тайно. Преподобный награжден Богом благодатью избавлять от вечных мук всех, скончавшихся без покаяния.
Церковь чтит память о святом. В честь него ежегодно 19 июня (2 июля) совершается праздничное богослужение.
Иконография
Греческие иконописцы часто изображали святого в темном монашеском одеянии со свитком в руке. Седовласый старец с длинной седой бородой с полотен древних икон благословлял свою паству на путь истинный. На некоторых образах святой изображен с крестом в руке или в момент обращения к Спасителю. Иконы Паисия находятся во многих христианских храмах. Купить освященный образ можно в церковных лавках.
О чем просят у святого
К преподобному старцу принято обращаться за помощью в дни тяжелых жизненных испытаний. Святой помогает укрепить в сердце веру в Христа, не свернуть с праведного пути, прожить жизнь в угодных Богу деяниях. Верующие просят преподобного молиться за них Господу и спасти их души. К святому обращаются с просьбой заступиться за умерших без покаяния и избавить их от вечных мук.
Тексты молитв
Молитвенные просьбы к святому старцу помогают верующим обрести ясность ума и укрепиться в вере в Христа. Церковь прославляет преподобного инока словами из тропаря и кондака. Канон читают, чтобы уберечь людей, скончавшихся без покаяния, от вечных мук.
Первая
У преподобного отца верующие просят наставления на путь искренней веры в Господа. Христиане молят святого о заступничестве, покровительстве, прощении грехов и Божьей милости.
«Преподобне отче Паисие! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели.
Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь.
Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь.
Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Вторая
Верующие просят святого помолиться за них Господу и попросить у Бога для грешников прощение. Христиане верят, что заступничество старца защитит их от козней дьявольских и подарит милость Божью.
«О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Паисие, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.
Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится.
Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Тропарь
В тропаре верующие прославляют святого, прожившего жизнь в пустыне ради служения Господу. Бог даровал ему дар прощать грехи любого грешника. Христиане молят старца даровать им прощение.
Тропарь преподобному Паисию Великому, глас 1
Пусты́нный жи́тель, и в телеси́ А́нгел,/ и чудотво́рец показа́лся еси́, Богоно́се о́тче наш Паи́сие:/ посто́м, бде́нием и моли́твою/ Небе́сная дарова́ния прие́м,/ исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою притека́ющих ти./ Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.
Перевод: Пустынным жителем, и во плоти Ангелом, и чудотворцем явился ты, Богоносный отче наш Паисий: постом, бдением, молитвою небесные дарования стяжав, исцеляешь ты болящих и души с верою прибегающих к тебе. Слава Давшему тебе силу, слава Увенчавшему тебя, слава Совершающему через тебя всем исцеления.
Тропарь преподобному Паисию Великому, глас 2
Боже́ственною любо́вию от ю́ности распала́емь, преподо́бне,/ вся кра́сная, я́же в ми́ре, возненави́де,/ Христа́ еди́наго возлюби́л еси́,/ сего́ ра́ди в пусты́ню всели́ся,/ иде́же сподо́бися Боже́ственнаго посеще́ния,/ Его́же неудо́бь зре́ти и а́нгельскима очи́ма,/ паде́, поклони́ся./ Вели́кий же Дарода́тель, я́ко Человеколю́бец, рече́ к тебе́:/ не ужаса́йся, возлю́бленный Мой,/ дела́ твоя́ уго́дна Мне,/ се даю тебе́ дар:/ о ко́ем ли́бо гре́шнице помо́лишися,/ отпу́стятся ему́ греси́./ Ты же в чистоте́ се́рдца твоего́ возгоре́ся,/ прие́м во́ду и прикосну́ся Неприкоснове́нному,/ умы́ но́зе Его́/ и, во́ду пив, да́ром чуде́с обогати́ся,/ боля́щия исцеля́ти, бе́сы от челове́к отгоня́ти/ и гре́шники от му́ки моли́твою свое́ю избавля́ти./ О, преподо́бне о́тче Паи́сие,/ молю́ тя, да умо́лиши и о мне,/ я́коже тебе́ Бог обетова́,/ и́бо от сих гре́шник пе́рвый аз есмь,/ да даст ми Госпо́дь вре́мя покая́ния/ и прости́т мое́ согреше́ние,/ я́ко Благи́й и Человеколю́бец,// да со все́ми и аз воспою́ Ему́: аллилу́ия.
Перевод: Любовью к Богу с юности воспламеняем, преподобный, все мирские блага возненавидев, одного Христа ты возлюбил, ради этого поселился в пустыне, где удостоившись Божественного посещения, Его же и ангельскими глазами видеть тяжело, упав, поклонился. Великий же Податель даров, как Человеколюбец, сказал тебе: «Не ужасайся, возлюбленный Мой, дела твои угодны Мне, вот даю тебе дар: о каком грешнике ты помолишься, простятся ему грехи». Ты же в чистоте сердца твоего возгорелся, приняв воду и прикоснувшись к Неприкосновенному, омыл ноги Его и, испив воды, обогатился даром чудотворений, исцелять больных, прогонять от людей бесов и молитвой своей избавлять грешников от мучений. О преподобный отче Паисий, молю тебя, да молись и обо мне, как тебе обещал Бог, ибо из этих грешников я самый первый, да даст мне Господь время для покаяния и простит мои согрешения, так как Он Благой и Человеколюбивый, да вместе со всеми и я воспою Ему: «Аллилуйя».
Кондак
Преподобный всю жизнь провел в пустыне в молитвах, изнуряя свое тело строжайшим постом. Был спасителем душ людских. Является основанием христианского иночества.
Кондак Преподобному Паисию Великому, глас 8
От мла́да зва́нию Го́спода твоего́ после́довал еси́ усе́рдно, блаже́нне,/ вся, я́же в ми́ре кра́сная, Его́ ра́ди оста́вив./ Крест твой на ра́мена взем,/ всели́лся еси́ в пусты́ню,/ и, та́мо а́нгельски пожи́в,/ те́ло твое́ посто́м и моли́твами изнури́л еси́,/ и мно́гим путь был еси́ ко спасе́нию,/ вся возводя́ к Боже́ственней высоте́,/ Паи́сие преподо́бне,// отце́в и по́стников тве́рдое основа́ние.
Перевод
С молодости ты ревностно последовал зову Господа твоего, блаженный, все мирские блага ради Него оставив. Крест свой на плечи подняв, поселился в пустыню и там, прожив как ангел, тело твое постом и молитвами ты изнурил, и для многих был путем ко спасению, всех возводя к Божественной высоте, Паисий преподобный, отцов и постников крепкое основание.
Канон
Это молитвенное песнопение читается во славу Господу и его ученику, Паисию. Инока, получившего от Бога дар прощать грешников, просят избавить от вечных мук усопших без покаяния.
Канон
Глас 6-й
Песнь 1
Ирмо́с: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей ми есть Бог, и прославлю Его. Бог отца моего и вознесу Его, славно бо прославися.
Припев: Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.
Иже вся умудряющему Богу молися, преподобне о рабе своем, да отверзет ми устне недостоинии, и двигнет ми язык недоуменный. Тесноту же и худогласие, отче, разверзи благодатию, иже в тебе Святаго Духа, к пению чудес твоих.
Припев: Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.
Начну убо достохвальное и душеполезное житие твое от младенства. Иже древле Египет великаго во пророцех произнесе Моисея, иже к Богу присвоением и великими чудесы прославися. Тако и ныне вторицею прославлен показася Египет, тебе ради, отче Паисие, честным именем твоим и многими добродетельми обогатися, еже дарова тебе Господь, Егоже моли, да спасет душа наша.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
В Царство Небесное вшед узким путем и прискорбным по заповеди Владыки своего Христа, преподобне отче Паисие, широкий и пространный путь возненавидев, распространьшийся мрак ума моего отжени, да возмогу малое сие моление принести в пречестную память твою.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Богородичен. Дух сокрушен подаждь ми, Благая, смиренно сердце, уму же чистоту и житию исправление и прегрешением оставление.
Катавасия: Избави от муки вечныя усопшаго раба своего (назови имя), преподобне отче Паисие Великий, яко вси по Бозе к тебе прибегаем, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего (поклон). Господи, помилуй (трижды с поклонами).
Или сия катавасия: Избави от бед рабы своя, преподобне отче Паисие, яко вси по Бозе к тебе прибегаем, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего (поклон). Господи, помилуй ( трижды с поклонами).
Песнь 3
Ирмо́с: Утверди, Господи, на камени заповедей Ти подвигшееся сердце мое, яко Един Свят еси и Господь.
Припев: Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.
Каменю веры Петру апостолу уподобился еси, распятся мирови во всей жизни своей, преподобне Паисие, и нозе свои невозвратно к небесному шествию управил еси, и горняго Иерусалима достигл, со святыми предстоя Святей Троице, моли о мне единаго Благаго Человеколюбца.
Припев: Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.
Благочестиваго корени пресветлая отрасль, тебе избра Господь, ангел рече матери твоей, сей Богу угоден. Ты же от младенства крест свой взем, невозвратным путем Тому последова, и возрасташе леты и разумом купно и благодатию Божиею. Моли дати ми отпущение грехов.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
О, Владыко Господи Исусе Христе, кто не удивится Твоему человеколюбию, егда прииде желание преподобному иноческо житие получити к деланию заповедий Твоих, Твоею благодатию яко агнец непорочен изведеся в пустыню, и достигл словесных овец, и введеся к пастырю блаженному Памве, и облечеся во иноческий образ, в немже утверди и мене Господи, молитвами преподобнаго Паисия, к деланию заповедий Твоих.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Богородичен. Лютых мя мук, и тмы кромешныя и геенны, Твоими молитвами свободи, Дево, имаши бо волю и силу, Господа рождшая единаго Преблагаго.
Катавасия: Избави от муки вечныя усопшаго раба своего ( назови имя), преподобне отче Паисие Великий, яко вси по Бозе к тебе прибегаем, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего ( поклон). Господи, помилуй ( трижды с поклонами).
Седален, глас 2-й
Душу связав любовию Христовою, земная возненавидев вся мудре, водворился еси, отче преподобне, в пустынях и горах, разумнаго древа вкуш славне, ангельски просиял еси. Темже и мрак прошед плоти своея, тму отгнал еси бесов Паисие, инокующым первый, моли Христа Бога, грехов оставление подати, чтущым любовию святую память твою.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Богородичен. Скорый покров и помощь и милость покажи на рабе Своем, Чистая, и волны укроти суетных помышлений, и падшую ми душу возстави, Богородице, вем бо, вем яко можеши, елико хощеши.
Песнь 4
Ирмо́с: Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся, слава силе Твоей, Господи!
Припев: Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.
Законострадальческое житие от мягких ногтей восприим богомудре Паисие, даже до конца пребыл еси, яко божествен доблественник венец приял еси победы от всех Царствующаго, молитвами своими избавляти от муки грешники, от них же первый есмь аз, не забуди мене.
Припев: Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.
Имуще молитвенника крепка блаженне Паисие, и обещника печальным, предстателя и поборника и ходатая благочестна, от всяких спасаемся бед, напастей и обстояний.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Велию судеб бездну имеяй, Той тебе рече: се, бо даю ти дар, да все еже просиши от Отца Моего во имя Мое, дастся тебе, о коем либо грешнике помолишися, оставятся греси того: сего ради припадаю ти, отче Паисие, имея бездну согрешений, да отпустит твоими молитвами Иже тебе обетова, яко Благ и Человеколюбец.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Богородичен. Глагол провещай, егда право имам судитися, Богородительнице, к Своему Сыну, Пренепорочная, да обрящу Тя тогда прибежище и заступление державнейшее, и мук всех избавляющи.
Катавасия: Избави от муки вечныя усопшаго раба своего ( назови имя), преподобне отче Паисие Великий, яко вси по Бозе к тебе прибегаем, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего ( поклон). Господи, помилуй ( трижды с поклонами).
Песнь 5
Ирмо́с: Из нощи утреннююща, Человеколюбче, просвети, молюся, и настави мя на повеления Твоя, и научи мя, Спасе, творити волю Твою.
Припев: Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.
Постом удручая тело свое отче Паисие, иногда по причащении Тела и Крови Христовы, яко ангел седмьдесят дней без пищи телесныя пребывая, божественную державу неизреченную имущи, и возмогши в себе животную содержати силу благодатию Твоею, паче пищнаго укрепления, слава державе Твоей, Господи.
Припев: Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.
Яко Иоанн Креститель узким и прискорбным путем ходити произволил еси. Но той на Иордане узрев Зиждителя своего, устрашися и вопияше: не смею приступити сено огню. Ты же, отче Паисие, в пустыни иногда явльшагося Господа, не могий пречистаго лица Его зрети, пад трепетом одержим. Он же ти рече: не устрашайся, сию пустыню наполню постниками тебе. С нимиже молим, отче, не забуди нас, молитвенник твоих, помилованных быти.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Аз бо в начале моя пред Тобою зрю согрешения, и о моих беззакониих молю Твое милосердие, да простиши и покрыеши благоутробием Твоим множество грехов моих, и даждь ми прочее жизни сея время безгрешно проводити. Да удобь на спасения стезю потек, безпреткновенно к доброму концу достигну Твоею помощию, кроме бо Твоея помощи и наставления ничтоже благо совершити, и милость у Тебе получити кто может.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Богородичен. Рабское приношу Ти моление неразумный аз, и к Твоему прибегаю благоутробному милосердию, не отврати мене, Чистая, посрамлена.
Катавасия: Избави от муки вечныя усопшаго раба своего ( назови имя), преподобне отче Паисие Великий, яко вси по Бозе к тебе прибегаем, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего ( поклон.). Господи, помилуй ( трижды с поклонами).
Песнь 6
Ирмо́с: Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой.
Припев: Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.
Бездушная тварь Иордан своего Творца устыдеся, вопияше: не могу Безгрешнаго омыти. Святый же виде Господа, приим воду, прикоснуся Неприкосновенному, умы нозе Его. И пив воду, и прия дар целити недуги и прогонити от человек бесы. Сего ради и мы припадаем ти, отче, молитвами твоими помилуй нас от всяких бесовских наведений.
Припев: Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.
По славе Господа нашего Исуса Христа, обретохом тя, отче Паисие, великое прибежище, и заступника и тепла молитвенника о гресех наших. Яко же первее инока преставльшася, и христианства отчуждившася и во глубину адову пагубным безверием низведеся, и егда ощутився притече к тебе, да умолиши Всемилостиваго. Щедрый же Господь явися тебе и глагола: о, угодниче Мой, добро есть Моей любви подобяся, печешися о грешных, изволяяй муки прияти за их избавление.
Припев: Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.
Принесеся молитва твоя и слезы к Богу, яко благовонный фимиам, и жертва непорочна и благоприятна, и мене не забуди ходатайством твоим ко Пресвятей Богородице, слезы умиления даси ми, омый грехов моих бездну, избави мя от смертныя глубины. И не надеющымся подаждь велию милость, и прости им согрешения.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Весь недоумением одержим есмь, егда прииму во уме той час страшный испытания Судии и Бога, и плачуся и сетую и рыдаю, поминая бездну зол моих. Темже спаси, Человеколюбче, молитвами Твоего угодника преподобнаго Паисия, и избави мя муки, яко Благоутробен.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Богородичен. От сердца стенания приношаю Ти, Пренепорочная, Твое прося благопребытное заступление. Помилуй всестрастную ми душу, умилосердися, Мати многомилостиваго Бога, избавити мя Суда и езера огненнаго.
Катавасия: Избави от муки вечныя усопшаго раба своего ( назови имя), преподобне отче Паисие Великий, яко вси по Бозе к тебе прибегаем, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего ( поклон). Господи, помилуй ( трижды с поклонами).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Кондак, глас 2-й
Житейских молв оставль, безмолвное житие возлюбил еси, Крестителю подобяся всеми образы, с нимже тя почитаем, отче отцев Паисие.
Христов глас услышав, шествовал еси во след Того заповедий, наг жития быв, отверг попечения и вся стяжания и имения, и братий своих и любве матере, богоносне Паисие, един в пустынях Богови беседуя разумом, дарования приял еси, еже ми посли в песнех поющему, отцев начальниче Паисие.
Песнь 7
Ирмо́с: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповеда нам, но не предаждь нас до конца, отцев Боже.
Припев: Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.
Многих грехов исполнен аз, и твоя молитва яко кадило благовонно исправися отче. Бездну грехов моих потреби, и буяющее море злаго жития изсуши, и напоение гневное отжени, и целомудренный ум молитвами своими утверди, отче Паисие.
Припев: Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.
Наставника тя и молитвенника тепла имущи, и скораго помощника, яко стену тверду и забрало недвижимо и воеводу крепка и непобедима молим тя, не забуди молитвенник твоих, избавляя от веяния печали и навет вражиих.
Припев: Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.
О, чудо велие, во един от дний седящу ти, отче Паисие, в пещере, бысть ти глас глаголяй: мир тебе, возлюбленному Моему угоднику, ты же возстав со страхом, и трепетом одержимь, паде поклонися и рече: се, раб Твой, Господи. Сего ради молим тя, моли Человеколюбца, да спасет души наша.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Даждь ми Христе разум и терпение, еже не осуждати согрешающих с кичением фарисейским, но яко мытарево покаяние приими, и яко блуднаго сына, Боже, вечери Твоей достойна мя яви, молитвами преподобнаго Паисия, и грехов прощение ми даруй.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Богородичен.Возникни, о, страстная душе, возстани окаянная, бий из глубины в перси, и испусти слез источники, да тя помилует, окаянную, милосердая Мати Христа Бога.
Катавасия: Избави от муки вечныя усопшаго раба своего ( назови имя), преподобне отче Паисие Великий, яко вси по Бозе к тебе прибегаем, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего ( поклон). Господи, помилуй ( трижды с поклонами).
Песнь 8
Ирмо́с: Егоже вои Небеснии славят и трепещут Херувими и Серафими, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите и превозносите Его во веки.
Припев: Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.
Благодарно приносимое тебе пение сие не презри, отче Паисие, но паче приими и радости духовныя исполни, да без закоснения поклонюся твоему образу, идеже есть написан, исцеления всем подавающ.
Припев: Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.
Все преподобному житию поревновав богоугодных отец, иже от века поживших, отче Паисие, во смирении и постничестве Христа ради всю жизнь свою мученически скончал еси, и от бесов нападения много претерпел еси, и сих победил. Сего ради молю тя, отче, буйство, ярость и небрежение молитвами твоими отрини от мене.
Припев: Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.
Владыко Христе Боже Всещедрый, имиже веси судьбами даждь ми ненавидети деяния лукаваго, Ты бо еси Бог наш рекий: просите и приимете. Даждь любовь от всея души моея, молитвами преподобнаго отца Паисия, творити волю Твою спасительную.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Молютися, на мне грешнем долготерпи Владыко, и не посецы мене яко неплодное древо посечением смертным во огнь отсылая, но плодоносна мя сотвори молитвами преподобнаго умолен бывая, время покаяния ми даждь, яко Человеколюбец.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Богородичен. Струи низпосли слез и стенания от души, сотвори ми, Чистая, внегда припадати к Твоему покрову, яко да обрящу разрешение грехов моих, Твоею молитвою.
Катавасия: Избави от муки вечныя усопшаго раба своего ( назови имя), преподобне отче Паисие Великий, яко вси по Бозе к тебе прибегаем, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего ( поклон). Господи, помилуй ( трижды с поклонами).
Песнь 9
Ирмо́с: Приимшая радость от Ангела, и рождшая Создателя Своего, Дево, спаси Тебе величающия.
Припев: Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.
Скорый помощник был еси преподобне, еще в жизни сей, иногда у преподобнаго старца ученику в преслушании умершу, и ведену во ад, он же припадаше прося, да умолиши Всещедраго о ученице его, ты же яко скорый послушник и любви хранитель, надежду возложи ко Всещедрому Богу простреся на молитву, и Той многомилостив и во обетех неложный, волю к боящымся Его сотвори, и молитву твою услыша, изведе душу от ада. Того ради и аз недостойный, припадая молю тя, отче Паисие, молитвами твоими избави мя муки и огня негасимаго.
Припев: Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.
Бывша мя бесом смех, человеком уничижение, праведным рыдание, Ангелом плач, осквернение воздуху и земли и водам. Тело окалях и ум оскверних, паче слова деяньми. Аз враг Богу бых. Увы мне, согреших, молитвами преподобнаго Паисия прости мя.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Яко впадый в разбойники и уязвен, тако и аз впадох от многих грехов и уязвена ми есть душа. К кому прибегну повинный аз? Токмо к Тебе, милосердному душам Врачу, приими молебника тепла преподобнаго Паисия, и молитвами его излей на мя великую Твою милость.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Богородичен. Прегрешении мои умножиша, прошению и суду достоин, Чистая, припадая зову Ти: прежде конца подаждь ми очищение и умиление, и нравом исправление.
Катавасия: Избави от муки вечныя усопшаго раба своего ( назови имя), преподобне отче Паисие Великий, яко вси по Бозе к тебе прибегаем, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего ( поклон). Господи, помилуй ( трижды с поклонами).
Молитва
Страстей победителя, душам помощника, о всех молебника, всем спасения ходатая и наставника, из глубины сердца воздыхая, усердно и пламенно молим тя, Паисие Преподобне! Внемли и помози нам, не отринь и не презри нас, но абие услыши в смирении сердца притекающих к тебе. Ты, преподобне, к спасению ближних прилежно стремился и многих грешников к свету спасения привел еси. Подвиги чрезмерные успокоением считал по себе, пречудне, и, любовью ко Господу всегда горя, явления Христа Спаса сподобился еси, и Ему, за людей Умершему, любовию подражая, и об отрекшихся от Христа молился еси. Услыши нас, Паисие прехвальне, ибо недостойны есмы молитися о даровании нам великой милости Господней, понеже грешны есмы, и уста оскверненныя и сердца отягощенныя имеем, и под бременем прегрешений страждем, и не достигает молитва наша до Господа. Сего ради помолися за нас мольбою твоею крепкою и богоприятною, святый Паисие, да избавлены будут скончавшиеся без покаяния сродники, ближние и знаемые наши от муки вечныя, и молитву твою во благоволении приимет Спас наш и милосердие Свое вместо добрых дел их даст им, свободит их, веруем, от страданий и вселит в селениях праведных, и нас в покаянии скончатися удостоит, да прославим вкупе Всесвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, и преподобнаго отца нашего Паисия Великаго, и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
Господи, помилуй (трижды).