икона преподобного варлаама хутынского

Преподобный Варлаам Хутынский, Новгородский чудотворец

Аудио

Святой Варлаам родился в XII веке в Новгороде. В миру его звали Алекса Михалевич, и происходил он из семьи богатых горожан (возможно, принадлежавших к боярскому роду). Родители дали ему блестящее образование, но противились ранним устремлениям сына к подвижнической жизни. После их смерти юноша смог осуществить свои чаяния. Прожив некоторое время в Лисицком монастыре, он с двумя иноками отправился в место, которое называлось Хутынь и было расположено на болотах возле озера Волхов, недалеко от Новгорода. Там Варлаам жил в шалаше, носил власяницу и тяжелые вериги и премного укрепился духом, отражая натиск бесов.

икона преподобного варлаама хутынского. Смотреть фото икона преподобного варлаама хутынского. Смотреть картинку икона преподобного варлаама хутынского. Картинка про икона преподобного варлаама хутынского. Фото икона преподобного варлаама хутынского
Прп. Варлаам Хутынский. Фреска в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь. Москва. Фото: иером.Игнатий (Шестаков)

Свет его святости скоро стал привлекать к нему множество верующих из Новгорода, жаждавших благословения и духовных советов подвижника. Среди них был и его бывший воспитатель и наставник в богословских познаниях Порфирий. Он и некоторые другие пожелали вести монашескую жизнь под водительством Варлаама. Тогда святой возвел маленькую деревянную церковь в честь Вознесения, которую сменил позже каменный храм, построенный благодаря щедрым пожертвованиям новгородского князя Ярослава. От учеников Варлаам требовал лишь одного: любить друг друга. Благодаря дару духовного рассуждения он наставлял их на подвижническом пути. Святой также был наделен дарами пророчества и исцеления болящих. В 1192 году архиепископ Новгородский Григорий канонически признал этот монастырь, посвященный Преображению, и дал ему устав (Типикон).

6 ноября 1193 года преподобный Варлаам отошел ко Господу.

И после него монастырь украшался многими святыми настоятелями.

Честные мощи преподобного Варлаама были освидетельствованы в 1440 году, но оставлены под спудом. У гроба преподобного произошло множество чудес. Мощи и сейчас почивают под спудом в Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря.

Источник

икона преподобного варлаама хутынского. Смотреть фото икона преподобного варлаама хутынского. Смотреть картинку икона преподобного варлаама хутынского. Картинка про икона преподобного варлаама хутынского. Фото икона преподобного варлаама хутынскогоyarodom

Летопись: Люди, места, события, свидетельства

Варлаам Хутынский: «Блюдитесь от всякой неправды и не завидуйте!»
Как и Сергия Радонежского, этого святого считали покровителем всей русской земли / Варлаам Хутынский — покровитель всей русской земли / «Наша вера»

Благодатная почва Руси привела к появлению неисчислимого множества святых, от первых подвижников, которые уходили в пещеры, позже ставшие монастырями, до исповедников, отказавшихся предавать веру под дулами большевистских винтовок. О них, о том, чем живет Православная церковь сегодня и как хранит дух русской святости, мы и будем рассказывать в рубрике «Наша вера». © Ещё в «Нашей вере», в т.ч. о Сергие Радонежском

19 ноября Православная церковь чтит память преподобного Варлаама Хутынского. Этого чудотворца равняли с Сергием Радонежским, а его образ украшал собой стены Московского Кремля. «Русская планета» вспоминает, почему так произошло. Отказ от богатства

Он ушел из богатой новгородской семьи чернецом в монастырь и, прожив там какое-то время, стал отшельничать. Для этого монах Варлаам (в миру его имя было Алекса) выбрал Хутынский холм в десяти верстах от Новгорода. Название холма, полагают краеведы, произошло от слова «худо»: место было дикое, новгородцы его не любили. Здесь Варлаам поставил небольшую деревянную церковь Спаса Преображения. В 1192 году храм освятил архиепископ Новгородский Гавриил и «нарече монастырь» по названию холма — монастырь стал Хутынским, как и его основатель.

К приезду архиепископа рядом с преподобным уже жили несколько иноков. Они пришли к нему, привлеченные рассказами о его благочестивой жизни. Тогда же, видя пополнение братии монастыря, Варлаам составил грамоту, по которой даровал Хутынской обители все свои родовые земли: село с челядью и скотом, угодья для охоты и рыбной ловли. Этот документ, выполненный на пергаменте, сохранился до сих пор — его считают самым древним подлинником русского акта.

Братию монастыря преподобный Варлаам учил: «Чада! Блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, а давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям».

До современников дошло более десяти редакций жития преподобного. Кроме того, о его деятельности говорят новгородские летописи. Один из житийных списков описывает эпизод встречи преподобного с новгородским князем Ярославом Владимировичем. Князь прибыл в обитель к Варлааму и беседовал с ним на душеспасительные темы. На прощание преподобный благословил его и произнес: «Будь здоров, князь, и здоровья благородному сыну твоему». Вернувшись в Новгород, Ярослав узнал, что его жена родила, и уверовал в провидческий дар настоятеля Хутынской обители.

Местное почитание преподобного Варлаама началось сразу же после его смерти. Историки спорят о дате кончины преподобного: он умер, по одним данным, в 1197 году, по другим — в 1243-м. К тому же летописные списки называют разные даты. Кроме того, ряд новгородских источников путает преподобного Варлаама с неким иноком, носившим такое же имя, — инок этот, судя по всему, был одним из учеников преподобного.

Всенародное почитание святого началось в 1460 году. В этот год согласно текстам жития у гроба преподобного Варлаама свершилось чудо — воскрес постельничий московского князя Василия II, прибывшего в Новгород на паломничество (вскоре после победы москвичей над новгородцами и подписания Яжелбицкого мирного договора, по которому Новгород лишился части своей независимости). Предание так описывает этот момент: постельничий заболел, прибыв в Новгород в свите князя. Во сне он видел преподобного Варлаама и попросил, чтобы его отвезли в Хутынскую обитель и похоронили там, если он умрет в дороге. Он действительно умер, но, когда его тело привезли в монастырь и положили рядом с гробницей святого, постельничий неожиданно воскрес. «Я был мертв, и ныне здесь!» — воскликнул он.

Молва о чуде воскресения широко разнеслась по Руси. Сам князь, вернувшись в Москву, повелел устроить в 1461 году в московской церкви Иоанна Предтечи престол во имя преподобного.

На иконах Варлаама Хутынского нередко изображали вместе с Сергием Радонежским. Так слились воедино новгородская и московская традиции: святых воспринимали здесь как зачинателей духовной жизни и монашеского благочестия. Популярным образом иконы с Варлаамом Хутынским был так называемый Спас Смоленский: первый известный образ этого извода висел над главными воротами Московского Кремля — Спасскими (тогда Фроловскими). На иконе, написанной в первой четверти XVI века, преподобные Сергий и Варлаам припадают к ногам Спасителя.

История создания этого образа восходит к нашествию хана Магмет-Гирея на Москву в 1521 году. По преданию, в это время слепой инокине кремлевского Вознесенского монастыря открылось видение: все святые покидали стены Московского Кремля и уносили с собой икону Владимирской Богоматери. Навстречу уходившим святым вышли преподобные Варлаам и Сергий и спросили: «Почему исходите из города этого?» — «Город сей прогневил Бога и наказан за то татарским нашествием», — отвечали святые. Тогда Варлаам и Сергий бросились к их ногам и умолили остаться, а Москва, как гласит предание, избежала разорения.

История Спаса Смоленского напоминает детективный сюжет. До недавних пор считалось, что эта надвратная икона была снята большевиками — специалисты искали ее в музейных архивах и не нашли. Позже выяснилось, что Спас написан прямо на стене, и все это время образ был скрыт слоями штукатурки. В 2010 году икону отреставрировали, и сегодня она вновь украшает Спасскую башню.

Защитник от стихии

Хутынская обитель, сильно разрушенная во время Великой Отечественной войны, действует и ныне — сегодня это женский монастырь. Мощи преподобного Варлаама находятся в Спасо-Преображенском соборе обители.

Святого почитают как защитника и покровителя Новгородской земли, но, кроме этого, к нему обращаются за помощью при угрозе стихийных бедствий. Это особое почитание берет начало в его житии. По преданию, в 1505 году святой явился ночью монастырскому пономарю Тарасию и предсказал скорый разлив озера Ильмень и затопление города. Кроме того, он поведал о пожаре и море в Новгороде — насланным, как узнал Тарасий, за грехи горожан.

Летописи подтверждают пожар и мор, датируя их промежутком 1505–1508 годов. А православные с тех пор веруют, что преподобный Варлаам может предсказать и уберечь от напастей стихии.

Источник

Варлаам Хутынский с житием в 36 клеймах

Школа или худ. центр: Ярославль

Вторая половина XVI в.

Надписи на свитке и в клеймах приводятся по каталогу «Ярославский художественный музей» (Ярославль, 2002) и даны с раскрытием титлов и частичной реконструкцией утраченных букв (обозначены квадратными скобками).

¦ 52. Преподобный Варлаам Хутынский с житием в 36 клеймах

Вторая половина XVI в.
Ярославль.
Дерево, основа из пяти досок с двумя врезными сквозными шпонками. Ковчег, левкас, темпера.
143.5 × 120.5
И-215

Надписи. [Тексты размещены на страницах соответствующих клейм и на странице с детальной фотографией снимка. — прим. ред. сайта]
¦

¦ Сохранность. Авторские шпонки не сохранились. Доски скреплены двумя врезными сквозными реставрационными шпонками и пятью «ласточками». Крайние доски покороблены. Реставрационные вычинки древисины. Поздние и реставрационные вставки по стыкам досок и на полях, многочисленные мелкие реставрационные вставки по всему изображению. Следы от крепления басмы. Утраты золота фона, особенно сильные в среднике и на полях. Потертости авторского красочного слоя.

Реставрация. Раскрыта в 1995. Реставратор Г. С. Батхель, объединение «Росреставрация».

Происхождение. Из ц. Ильи Пророка (?). г. Ярославля.

Поступление. В 1970.
¦

¦ 73. Преподобный Варлаам Хутынский, с житием.
The venerable Barlaam of Khutyn with scenes from his life.

Икона
Ярославль, вторая половина XVI в.
Дерево, левкас; темпера
143.5 × 120,5
ЯХМ, инв. № И-215

Происхождение иконы не установлено. По одной из версий, икона относилась к «старому приходскому строению» храма Ильи Пророка, сооруженного в середине XVII в. на пожертвование купцов Скрипиных. Возможно, образ Варлаама Хутынского создавался для одной из деревянных церквей, предшествовавших скрипинской постройке.

Преподобный Варлаам родился в XII в. в Новгороде. В окрестностях Новгорода на реке Хутыни он основал Спасо-Преображенский монастырь. Первое Житие святого появилось в середине XIII — начале XIV в. Вторая редакция текста датируется 1420-ми гг. В XV столетии при гробе чудотворца исцелился постельничий великого князя Василия Темного Григорий. Вероятно, тогда же было установлено общерусское церковное празднование в честь новгородского святого. Известный агиограф Пахомий Логофет создал «Слово похвальное» Варлааму, а затем новую редакцию его Жития. В XVI в. появились еще две редакции — Распространенная (1526) и Особая (середина — вторая половина XVI в.). Согласно этим вариантам Жития, Иван III во время похода на Новгород в 1471 г. пожелал открыть хранящиеся под спудом мощи Варлаама. Однако из гробницы вырвался огонь, и великий князь в страхе покинул храм. С того времени преподобного Варлаама стали особо чтить в московском великокняжеском доме. Официально Варлаам был канонизирован на Соборе 1547 г.

Преподобный Варлаам представлен в монашеском облачении. Правой рукой святой благословляет, в левой держит свиток со словами последнего напутствия монастырской братии. Надпись на свитке: ОВЕЛИКИЙ ЦРЮ ВСЕДЕР//ЖИТЕЛЮ. ВД. КО ЧЛКОЛЮ//БЧЕ ГИИСЕ ХС БЕМО. НАУ//МОЛЕНИЕ ПРЕД. // ТВОТЕ ПРПДБНАГО ВРЛАМА // ЧЮТВОРЦАНОВАГО ЗАСТУПНИКА // МОЛЕБНИ//КА О ДШАХ НАШИХЪ. Т. ГО МОЛЕНИЕМЪ. ТИ // ДАЙ ЖЕ МИ ОГРЕШЕНИЕМ // МОИМ ОСТА. ЕНИК // И ВСЕХЪ СТЫХЪ ТВОИХЪ // РАДИ МОЛИТВАМИ СПО//ДОБИ МЯ ПРИЧА. ТНИКА // Б. ТИ Ц. ИЯ ТВОЕ // ВО БЕСКОНЕ. Я ВЕКИ // ВЕКОВЪ АМИ//НЪ.

Вокруг средника размещаются тридцать шесть клейм, созданных согласно древней редакции Жития святого. Состав клейм: 1. Рождество преподобного Варлаама; 2. Крещение преподобного Варлаама; 3. Обучение грамоте преподобного Варлаама; 4. Преподобный Варлаам раздает имение отца; 5. Пострижение в монахи; 6. Поставление в диаконы; 7. Поставление в священники; 8. Явление божественной тучи; 9. Преподобный Варлаам строит себе келию; 10–11. Искушение преподобного Варлаама; 12. Преподобный Варлаам возводит церковь во имя Преображения; 13. Основание монастыря; 14–16. Предсказание о рождении княжеского сына; 17–19. Чудо о рыбаках; 20–22. Чудо о воскрешении умершего отрока; 23–25. Назначение преподобным Варлаамом преемника игуменства; 26. Преставление преподобного Варлаама; 27. Перенесение в церковь преподобного Варлаама; 28. Обретение мощей преподобного Варлаама; 29–30. Чудеса исцеления от мощей преподобного Варлаама; 31. Чудо о спасении утонувшего человека; 32–34. Исцеление князя Константина у гроба преподобного Варлаама; 35–36. Чудо о дожде.

Верхний ряд клейм посвящен детству и юности Варлаама от рождения до пострижения в иноки и посвящения в дьяконы. Здесь присутствуют редкие детали. Так, в сцене обучения отрока грамоте на свитке написаны начальные буквы азбуки, а в сцене раздачи Варлаамом имения покойного отца среди пришедших за подаянием виден калека, пользующийся специальными деревянными подставками: художник явно отражал современные ему бытовые реалии. Следующий ряд клейм посвящен началу монашеского подвига святого — пострижение в священники, уход в пустыню, строительство келии и искушение преподобного бесами. Далее рассказывается об основании Спасо-Преображенского монастыря и о чудесах предвидения Варлаама: он предсказывает рождение княжеского сына и уличает в сокрытии улова рыбаков. Продолжается повествование чудом о воскрешении умершего отрока. Затем следует рассказ о кончине преподобного и о чудесах исцелений у его гробницы. Завершается житийный цикл двумя клеймами: испрошением у Варлаама
¦ дождя в засуху и солнца в дождь. Иллюстрировались эти посмертные чудеса святого крайне редко.

Икону создавал опытный мастер. Он умело выстроил композицию, в которой маленький средник не теряется среди окружающих клейм. Тонко продуманный сумеречный колорит в сочетании с золотом фона придает образу аскетизм и благородство.
¦

Детали
[A] Лик преподобного Варлаама[B] Свиток в руке преподобного Варлаама

Источник

Преподобный Варлаам, в мире Алексей, подвизался в XII веке на берегу Волхова. Он был сын богатых и именитых граждан великого Новгорода, Михаила и Анны, отличавшихся благочестивой жизнью. Воспитанный под влиянием добродетельных родителей, Алексей с ранних лет почувствовал особенное расположение к благочестивой и уединенной жизни, удалялся от всяких игр и общества товарищей, любил читать священные книги, часто посещал храм Божий, а дома проводил время в молитве и посте. Опасаясь за здоровье юного подвижника, родители уговаривали его не изнурять себя постом, но Преподобный кротко отвечал им: «Много я, любезные родители, читал священных книг, но нигде не находил, чтобы сами родители советовали своим детям что либо дурное, как вы мне советуете.
Не дороже ли всего для нас царство небесное? Но не пища и питие введут нас туда, а пост и молитва. Вспомните, сколько было людей после Адама, и все они умерли и смешались с землею, а угодившие Богу добродетельной жизнью, пролившие за Христа кровь свою и из любви ко Христу отрекшиеся от мира получили царство небесное и всеми прославляются. Поэтому и я, при помощи Божией, хочу по своим силам подражать им». Услышав такой ответ, родители изумились разуму юноши и предоставили ему полную свободу жить по своему желанию. По смерти родителей Преподобный, раздав все свое имущество бедным, удалился в пустыню к подвижнику Порфирию и принял от него пострижение с именем Варлаама.

Высоконравственная жизнь св. Варлаама скоро сделалась известной в стране, к нему стали приходить и князья, и бояре, и простые люди за советом и благословением; многие просили позволения поселиться вместе с ним. Как ни любил уединение Преподобный, но, помня заповедь Господню о любви к ближним, по которой каждый прежде и 6олее всего должен заботиться о пользе других, с готовностью и любовью принимал всех, кто к нему обращался.
Его строгая нестяжательность, любовь и снисходительность к раскаивающимся, кроткое и вместе с тем проникнутое силой искреннего чувства слово назидания производило сильное впечатление на всех приходивших к нему. Каждый получал наставление применительно к своему положению.
Начальникам и князьям он говорил, чтобы всегда помнили о трех вещах:
— первое, что они начальствуют над людьми такими же, как и сами;
— второе, что начальствовать должны по законам;
— третье, что они не всегда будут начальствовать и что им также придется дать отчет Богу в судах своих, ибо над ними есть суд Божий.
Иноков он учил не превозноситься, если они поставлены начальниками обители, но тем усерднее работать Богу. Вся братия должна трудиться день и ночь на избранном поприще.
Богатым он внушал не забывать, что есть вечность с муками для праздных, и что многими скорбями покрыт путь в царство небесное.
Мирянам и всем вообще он внушал не воздавать злом за зло, не обижать друг друга, удаляться от всякой неправды и нечистоты и помнить о своих грехах.
Число иноков, желавших подвизаться в обители Преподобного, постоянно увеличивалось. Св. Варлаам построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня в память того чудесного света, который осиял это место, когда Св. Варлаам принял намерение поселиться здесь, и несколько келий. Преподобный своим примером и своими наставлениями вел живших с ним иноков к духовному совершенству. Он сам обрабатывал землю, сам построил себе келью; и сейчас цел колодец, выкопанный им.

За свою добродетельную жизнь св. Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа даром прозорливости и чудотворения.
Однажды в пустыню к Преподобному прибыл князь Ярослав. Св. Варлаам, благословляя его, сказал: «Будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим». Это приветствие изумило князя, не знавшего еще о рождении младенца. Получив вскоре радостную весть о рождении сына, он просил Преподобного быть восприемником новорожденного, на что Св. Варлаам согласился охотно. Это было в 1190 году.

Обладая даром прозорливости, Преподобный старался предостеречь братию от греховных падений. Как-то монастырские рыбаки в числе множества мелкой рыбы поймали большого осетра и скрыли его, желая продать, а Преподобному принесли только мелкую рыбу. Посмотрев на них с улыбкою, Св. Варлаам сказал: «Вы принесли ко мне детей, куда же скрыли их мать». Смущенные этим кротким обличением, рыбаки пали к ногам Преподобного, прося прощения.
Научая других удерживаться от искушений, Преподобный строго следил за собой, молитвой и постом подавляя в себе всякий дурной помысел. Однажды принесли Преподобному свежую рыбу. Ему захотелось вкусить ее, но, подавив в себе это желание, велел приготовить рыбу и положить в сосуд в келье. Три дня он провел в строгом посте и молитве. На четвертый день Святой открыл сосуд с рыбой и, увидев там множество червей, сказал: «Варлаам, Варлаам?
Всякое животное по разрушении своем обращается в тление; подобает и нам разрешиться от всякаго наслаждения брашен и пристрастия к этой жизни. Если же хочешь здесь есть сладкую пищу и пить сладкое питье, то зачем и черноризцем называешься? Ты уже отлучился от мира в пустыню, чтобы служить Творцу своему». Сказав это, он выбросил рыбу, и помысл о сладкой пище не смущал более.

В 1408 году Новгородский князь Константин тяжко заболел, так что потеряли совершенно надежду на его выздоровление. Он велел отнести себя в обитель Св. Варлаама. Без памяти принесли князя ко гробу Преподобного, а приближенные стали думать о погребении. Но благоговейные иноки утешали их надеждой на помощь Св. Варлаама. «Веруйте только в Бога и возложите надежду на Преподобного, который подаст исцеление князю», говорили они. Совершив молебен при гробе Святого, игумен и братия отправились на трапезу, оставив больного в церкви. Вдруг он стал совершено здоровым, как бы пробудившись от глубокого сна. Получив известие об этом, игумен и братья поспешили в церковь и нашли князя здоровым, молящимся при гробе Преподобного.

Известна также помощь преподобного в духовой жизни жителей Новгородской земли. Великому князю Московскому Василию Иоанновичу было явление: во сне он увидел Преподобного Варлаама, который сказал ему, что в Новгороде три обители не имеют пастырей: на Хутыне, св. Георгия и св. Антония, и братья в них живут дурно. (Митрополитом на Руси был Варлаам). Именно тогда же в Москву были посланы иноки с просьбой направить настоятелей в эти монастыри (в Новгороде в это время не было Архиепископа). Это было в 1517 г. Великий князь немедленно же велел назначить настоятелей в означенные монастыри.
С того времени Великий князь стал особенно чтить Преподобного Варлаама, и Преподобный нередко являлся ему во сне и укреплял его в борьбе с врагами, так что свои победы над ними Великий князь приписывал помощи Св. Варлаама. Но память Св. Варлаама стали праздновать в Москве гораздо раньше. В 1461 г. был освящен при церкви Св. Иоанна Предтечи у Боровицких ворот придел во имя Св. Варлаама Хутынскаго. В самой же обители Хутынской храм в честь Св. Варлаама построен в 1410 году (Собр. лет.III.104235.IV.114.IV.182).

Переселившись в небесную обитель. Св. Варлаам по своему обещанию не оставлял своим попечением устроенную им земную обитель. Он строго следил за исполнением иноками данного им Устава и нередко, являясь сам, наказывал или помогал им.
Строгий к нарушителям устава, Св. Варлаам в тоже время был милостив к тем инокам, которые исполняли свои обязанности, и являлся скорым помощником в нуждах и болезнях. Так он исцелил пономаря Иону, долго болевшего, явившись ему во сне и сказав: «Не скорби более, Иона, о своей болезни: вот ты теперь здоров». Проснувшись, Иона почувствовал себя совершенно здоровым.
Клирик храма Софии в Новгороде, Пантелеймон, родственник Архиепископа Геннадия, впал в расслабление, перестал говорить и три года лежал без движения. В пятницу первой недели поста Св. Апостолов Петра и Павла, когда совершается крестный ход в монастырь, привезли туда и этого расслабленного и положили при гробе Св. Варлаама. Вдруг больной увидел, что Св. Варлаам вышел из гроба и опалил его огнем. От страха больной вскочил и вскричал: «Святой Чудотворец Варлаам! Помилуй меня и исцели от настоящей болезни!» Преподобный сказал ему: «Вот ты теперь здоров и не греши вперед». Сказав это, Св. Варлаам стал невидим. Внезапно больной выздоровел и рассказал всем о своем видении.

Множество и других чудес совершилось при гробе Св. Варлаама, много совершается их и ныне для всех, с верою призывающих Угодника Божия.
Он всегда был теплым молитвенником и предстателем перед Господом и за отдельных людей, и за Новгород, и за всю русскую землю. Не раз по его молитвам Господь сохранял нашу родную Русь от страшных врагов.
Так, в 1610 г. по молитвам Преподобных Сергия, Варлаама и других Святых земли Русской были изгнаны из Москвы и России поляки (Палицын об осаде Троицкой лавры).
В 1663 году, в царствование царя Алексея Михайловича, Преподобный Варлаам новым чудесным видением явил, что он не оставляет своим попечением устроенный им монастырь Хутынский.
В часовне близ Хутынского монастыря Преподобный явился одному земледельцу Ивану, повелел идти ему в монастырь и сказать, что он, Преподобный, вследствие совершавшихся братией беззаконий ушел из монастыря и живет в часовне, и, если братья не покаятся, монастырь сгорит, и кони изомрут. Братия не поверила Ивану, а новгородцы по распоряжению градоначальника, князя Ивана Репнина, посадили его в тюрьму. За неверие князь Репнин был наказан телесным расслаблением, и тогда земледелец Иван был послан с грамотой от князя Репнина к царю Алексею Михайловичу, который его наградил и отпустил. Монастырь в том же году сгорел и кони измерли, как было предсказано Преподобным Варлаамом в видении.

Не оставляет своей помощью Преподобный родную землю и ныне, не оставит ее и на будущее время, если только мы будем прибегать к нему с теплой молитвой и живой верою в Господа.
«Радуйся, Варлааме, великий и преславный чудотворче!»

Мы сейчас часто осуждаем, почему это происходит так, а это так. В Великом Новгороде была такая свобода, что, осудив человека прилюдно, брали камень, вешали на шею и кидали в Волхов. И вот однажды, проезжая мимо такого несчастного с камнем на шее, преподобный возымел такую ревность и испросил этого человека в себе. В другой же раз он ехал, точно такое же было осуждение. И он не испросил. Осужденного утопили. И люди начали спрашивать, почему же так. Как же так? Вот два осужденных, того вы спасли, а другого нет.
На что он ответил: первый осужденный, да, он совершил этот поступок, да, он был справедливо наказан, но никто не зрел в его сердце. А в его сердце было покаяние. И он его взял, отправил в обитель, наставил многими словами. Он увидел сердце раскаянное. И там человек этот изменил свою жизнь в обители, стал монахом и совершил много добрых дел.
А про второго человека, которого святой не спас, он говорит, а зачем его спасать, он несправедливо осужден и умирает как мученик во Христе. Он спокойно перенес клятвы, которые на него пришли, и с великим христианским терпением их претерпел, и теперь вознагражден от Бога мученическим венцом. Что я могу, слабый немощной человек, сделать больше, чем он сделал сам для своей собственной души? Ибо это самое главное, что есть у нас. Забота наша самая главная должна быть лично о наших душах. Слово преподобного Серафима Саровского, оно же правдиво, истинно. То есть спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи. Ничего не изменилось, и никто не врет.

И еще о чем хотелось бы сказать. Среди небесных деяний Хутынского духоносца было такое чудо: чудо спасения Москвы. Это произошло в 1521-м году во время царствования великого князя Василия Третьего. Хотели разорить Русь в очередной раз. Но в это время слепая старица инокиня Вознесенского монастыря узрела в видении, как из Кремля выходят Крестным ходом наши архипастыри — святители Петр, Алексий и Иона, и уносят с собой святыню России и Москвы Владимирскую и кону Божьей Матери. А у Кремлевских ворот это шествие встречали преподобный Сергий Радонежский и преподобный Варлаам Хутынский, которые упросили святых вернуть святыню в Москву и вымолить у Господа прощения для нашего, хоть и своевольного, строптивого, но все-таки духоносного народа.
И все это так и произошло. Потом поехали послы с богатыми подарками к этому хану Махмед-Гирею. И все было нормально в этот год. Все было прощено именно по молитвам преподобного Сергия Радонежского и преподобного Варлаама Хутынского.

Людям, которые приходили к преподобному Варлааму, он говорил о трех вещах, особенно начальникам. Начальникам он говорил так: первое, что не начальствовать над людьми такими же, как и они сами; второе, что начальствовать должно по закону; и третье, что не всегда они будут начальствовать, и что им тоже придется отдавать отчет перед Начальником жизни Богом. Потому что и над ними есть суд Божий. Перед своей кончиной он говорил своим ученикам: живите так, как будто готовитесь умирать каждый день. Истинная вера в небесного Отца есть совершенное доверие Его благости, чего по нашему маловерию у нас, к сожалению, нет.
Его премудростью, Его любовью, всецелым доверии Господу милующему было пропитано все житие преподобного Варлаама. Вспоминая его житие, можно вспомнить, как он жил: великое смирение, терпение скорбей, пребывание в неусыпной постоянной молитве.
И запомним его слова:
«чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте и не клевещите, воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост, берегитесь судить неправедно, не клянитесь лживо. Давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям и будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель начало и корень всякого добра. Аминь».

Тропарь, глас 3:
Иже на земли леганием, пощением же и бдением тело твое изнуряя, преподобне, вся плотская мудрования умертвил еси, и исцелений струя независтная явился еси верою притекающим к тебе, Варлааме отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:
Якоже другий Илия, отче, дождь с небесе свел еси, он убо огнь сведе и царя удиви, ты же люди твоя возвеселил еси и торжествовати устроил еси. Великий бо Новград вельми тобою хвалится, имея мощи твоя в себе, Егоже сохраняй от враг непоколебима, да зовем ти: радуйся, преподобне Варлааме, отче наш.

Величание:
Ублажаем тя, преподобне отче Варлааме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Молитва преподобному Варлааму Хутынскому

О, преподобне и богоносне отче наш Варлааме!
Услыши нас, молящихся тебе, и буди нам помощник в скорбех наших, и избави нас от напастей, за множество прегрешений, находящих на ны:
умоли, угодниче Христов, всеблагаго Бога даровати нам оставление всех от юности нашея до настоящаго дне и часа делом, словом, помышлением и всеми чувствы содеянных нами согрешений, исходатайствуй нам невозбранный вход в Небесное Царствие,
да прославляем непрестанно славимую от ангел Всесвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое милостивое предстательство в безконечныя веки. Аминь.

ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ НАШ ВАРЛААМЕ, МОЛИ БОГА О НАС.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *