икона преподобного варлаама хутынского
Преподобный Варлаам Хутынский, Новгородский чудотворец
Аудио
Святой Варлаам родился в XII веке в Новгороде. В миру его звали Алекса Михалевич, и происходил он из семьи богатых горожан (возможно, принадлежавших к боярскому роду). Родители дали ему блестящее образование, но противились ранним устремлениям сына к подвижнической жизни. После их смерти юноша смог осуществить свои чаяния. Прожив некоторое время в Лисицком монастыре, он с двумя иноками отправился в место, которое называлось Хутынь и было расположено на болотах возле озера Волхов, недалеко от Новгорода. Там Варлаам жил в шалаше, носил власяницу и тяжелые вериги и премного укрепился духом, отражая натиск бесов.
Прп. Варлаам Хутынский. Фреска в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь. Москва. Фото: иером.Игнатий (Шестаков) |
Свет его святости скоро стал привлекать к нему множество верующих из Новгорода, жаждавших благословения и духовных советов подвижника. Среди них был и его бывший воспитатель и наставник в богословских познаниях Порфирий. Он и некоторые другие пожелали вести монашескую жизнь под водительством Варлаама. Тогда святой возвел маленькую деревянную церковь в честь Вознесения, которую сменил позже каменный храм, построенный благодаря щедрым пожертвованиям новгородского князя Ярослава. От учеников Варлаам требовал лишь одного: любить друг друга. Благодаря дару духовного рассуждения он наставлял их на подвижническом пути. Святой также был наделен дарами пророчества и исцеления болящих. В 1192 году архиепископ Новгородский Григорий канонически признал этот монастырь, посвященный Преображению, и дал ему устав (Типикон).
6 ноября 1193 года преподобный Варлаам отошел ко Господу.
И после него монастырь украшался многими святыми настоятелями.
Честные мощи преподобного Варлаама были освидетельствованы в 1440 году, но оставлены под спудом. У гроба преподобного произошло множество чудес. Мощи и сейчас почивают под спудом в Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря.
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
Варлаам Хутынский: «Блюдитесь от всякой неправды и не завидуйте!»
Как и Сергия Радонежского, этого святого считали покровителем всей русской земли / Варлаам Хутынский — покровитель всей русской земли / «Наша вера»
Благодатная почва Руси привела к появлению неисчислимого множества святых, от первых подвижников, которые уходили в пещеры, позже ставшие монастырями, до исповедников, отказавшихся предавать веру под дулами большевистских винтовок. О них, о том, чем живет Православная церковь сегодня и как хранит дух русской святости, мы и будем рассказывать в рубрике «Наша вера». © Ещё в «Нашей вере», в т.ч. о Сергие Радонежском
19 ноября Православная церковь чтит память преподобного Варлаама Хутынского. Этого чудотворца равняли с Сергием Радонежским, а его образ украшал собой стены Московского Кремля. «Русская планета» вспоминает, почему так произошло. Отказ от богатства
Он ушел из богатой новгородской семьи чернецом в монастырь и, прожив там какое-то время, стал отшельничать. Для этого монах Варлаам (в миру его имя было Алекса) выбрал Хутынский холм в десяти верстах от Новгорода. Название холма, полагают краеведы, произошло от слова «худо»: место было дикое, новгородцы его не любили. Здесь Варлаам поставил небольшую деревянную церковь Спаса Преображения. В 1192 году храм освятил архиепископ Новгородский Гавриил и «нарече монастырь» по названию холма — монастырь стал Хутынским, как и его основатель.
К приезду архиепископа рядом с преподобным уже жили несколько иноков. Они пришли к нему, привлеченные рассказами о его благочестивой жизни. Тогда же, видя пополнение братии монастыря, Варлаам составил грамоту, по которой даровал Хутынской обители все свои родовые земли: село с челядью и скотом, угодья для охоты и рыбной ловли. Этот документ, выполненный на пергаменте, сохранился до сих пор — его считают самым древним подлинником русского акта.
Братию монастыря преподобный Варлаам учил: «Чада! Блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, а давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям».
До современников дошло более десяти редакций жития преподобного. Кроме того, о его деятельности говорят новгородские летописи. Один из житийных списков описывает эпизод встречи преподобного с новгородским князем Ярославом Владимировичем. Князь прибыл в обитель к Варлааму и беседовал с ним на душеспасительные темы. На прощание преподобный благословил его и произнес: «Будь здоров, князь, и здоровья благородному сыну твоему». Вернувшись в Новгород, Ярослав узнал, что его жена родила, и уверовал в провидческий дар настоятеля Хутынской обители.
Местное почитание преподобного Варлаама началось сразу же после его смерти. Историки спорят о дате кончины преподобного: он умер, по одним данным, в 1197 году, по другим — в 1243-м. К тому же летописные списки называют разные даты. Кроме того, ряд новгородских источников путает преподобного Варлаама с неким иноком, носившим такое же имя, — инок этот, судя по всему, был одним из учеников преподобного.
Всенародное почитание святого началось в 1460 году. В этот год согласно текстам жития у гроба преподобного Варлаама свершилось чудо — воскрес постельничий московского князя Василия II, прибывшего в Новгород на паломничество (вскоре после победы москвичей над новгородцами и подписания Яжелбицкого мирного договора, по которому Новгород лишился части своей независимости). Предание так описывает этот момент: постельничий заболел, прибыв в Новгород в свите князя. Во сне он видел преподобного Варлаама и попросил, чтобы его отвезли в Хутынскую обитель и похоронили там, если он умрет в дороге. Он действительно умер, но, когда его тело привезли в монастырь и положили рядом с гробницей святого, постельничий неожиданно воскрес. «Я был мертв, и ныне здесь!» — воскликнул он.
Молва о чуде воскресения широко разнеслась по Руси. Сам князь, вернувшись в Москву, повелел устроить в 1461 году в московской церкви Иоанна Предтечи престол во имя преподобного.
На иконах Варлаама Хутынского нередко изображали вместе с Сергием Радонежским. Так слились воедино новгородская и московская традиции: святых воспринимали здесь как зачинателей духовной жизни и монашеского благочестия. Популярным образом иконы с Варлаамом Хутынским был так называемый Спас Смоленский: первый известный образ этого извода висел над главными воротами Московского Кремля — Спасскими (тогда Фроловскими). На иконе, написанной в первой четверти XVI века, преподобные Сергий и Варлаам припадают к ногам Спасителя.
История создания этого образа восходит к нашествию хана Магмет-Гирея на Москву в 1521 году. По преданию, в это время слепой инокине кремлевского Вознесенского монастыря открылось видение: все святые покидали стены Московского Кремля и уносили с собой икону Владимирской Богоматери. Навстречу уходившим святым вышли преподобные Варлаам и Сергий и спросили: «Почему исходите из города этого?» — «Город сей прогневил Бога и наказан за то татарским нашествием», — отвечали святые. Тогда Варлаам и Сергий бросились к их ногам и умолили остаться, а Москва, как гласит предание, избежала разорения.
История Спаса Смоленского напоминает детективный сюжет. До недавних пор считалось, что эта надвратная икона была снята большевиками — специалисты искали ее в музейных архивах и не нашли. Позже выяснилось, что Спас написан прямо на стене, и все это время образ был скрыт слоями штукатурки. В 2010 году икону отреставрировали, и сегодня она вновь украшает Спасскую башню.
Защитник от стихии
Хутынская обитель, сильно разрушенная во время Великой Отечественной войны, действует и ныне — сегодня это женский монастырь. Мощи преподобного Варлаама находятся в Спасо-Преображенском соборе обители.
Святого почитают как защитника и покровителя Новгородской земли, но, кроме этого, к нему обращаются за помощью при угрозе стихийных бедствий. Это особое почитание берет начало в его житии. По преданию, в 1505 году святой явился ночью монастырскому пономарю Тарасию и предсказал скорый разлив озера Ильмень и затопление города. Кроме того, он поведал о пожаре и море в Новгороде — насланным, как узнал Тарасий, за грехи горожан.
Летописи подтверждают пожар и мор, датируя их промежутком 1505–1508 годов. А православные с тех пор веруют, что преподобный Варлаам может предсказать и уберечь от напастей стихии.
Варлаам Хутынский с житием в 36 клеймах
Школа или худ. центр: Ярославль
Вторая половина XVI в.
Надписи на свитке и в клеймах приводятся по каталогу «Ярославский художественный музей» (Ярославль, 2002) и даны с раскрытием титлов и частичной реконструкцией утраченных букв (обозначены квадратными скобками).
¦ 52. Преподобный Варлаам Хутынский с житием в 36 клеймах
Вторая половина XVI в.
Ярославль.
Дерево, основа из пяти досок с двумя врезными сквозными шпонками. Ковчег, левкас, темпера.
143.5 × 120.5
И-215
Надписи. [Тексты размещены на страницах соответствующих клейм и на странице с детальной фотографией снимка. — прим. ред. сайта]
¦
¦ Сохранность. Авторские шпонки не сохранились. Доски скреплены двумя врезными сквозными реставрационными шпонками и пятью «ласточками». Крайние доски покороблены. Реставрационные вычинки древисины. Поздние и реставрационные вставки по стыкам досок и на полях, многочисленные мелкие реставрационные вставки по всему изображению. Следы от крепления басмы. Утраты золота фона, особенно сильные в среднике и на полях. Потертости авторского красочного слоя.
Реставрация. Раскрыта в 1995. Реставратор Г. С. Батхель, объединение «Росреставрация».
Происхождение. Из ц. Ильи Пророка (?). г. Ярославля.
Поступление. В 1970.
¦
¦ 73. Преподобный Варлаам Хутынский, с житием.
The venerable Barlaam of Khutyn with scenes from his life.
Икона
Ярославль, вторая половина XVI в.
Дерево, левкас; темпера
143.5 × 120,5
ЯХМ, инв. № И-215
Происхождение иконы не установлено. По одной из версий, икона относилась к «старому приходскому строению» храма Ильи Пророка, сооруженного в середине XVII в. на пожертвование купцов Скрипиных. Возможно, образ Варлаама Хутынского создавался для одной из деревянных церквей, предшествовавших скрипинской постройке.
Преподобный Варлаам родился в XII в. в Новгороде. В окрестностях Новгорода на реке Хутыни он основал Спасо-Преображенский монастырь. Первое Житие святого появилось в середине XIII — начале XIV в. Вторая редакция текста датируется 1420-ми гг. В XV столетии при гробе чудотворца исцелился постельничий великого князя Василия Темного Григорий. Вероятно, тогда же было установлено общерусское церковное празднование в честь новгородского святого. Известный агиограф Пахомий Логофет создал «Слово похвальное» Варлааму, а затем новую редакцию его Жития. В XVI в. появились еще две редакции — Распространенная (1526) и Особая (середина — вторая половина XVI в.). Согласно этим вариантам Жития, Иван III во время похода на Новгород в 1471 г. пожелал открыть хранящиеся под спудом мощи Варлаама. Однако из гробницы вырвался огонь, и великий князь в страхе покинул храм. С того времени преподобного Варлаама стали особо чтить в московском великокняжеском доме. Официально Варлаам был канонизирован на Соборе 1547 г.
Преподобный Варлаам представлен в монашеском облачении. Правой рукой святой благословляет, в левой держит свиток со словами последнего напутствия монастырской братии. Надпись на свитке: ОВЕЛИКИЙ ЦРЮ ВСЕДЕР//ЖИТЕЛЮ. ВД. КО ЧЛКОЛЮ//БЧЕ ГИИСЕ ХС БЕМО. НАУ//МОЛЕНИЕ ПРЕД. // ТВОТЕ ПРПДБНАГО ВРЛАМА // ЧЮТВОРЦАНОВАГО ЗАСТУПНИКА // МОЛЕБНИ//КА О ДШАХ НАШИХЪ. Т. ГО МОЛЕНИЕМЪ. ТИ // ДАЙ ЖЕ МИ ОГРЕШЕНИЕМ // МОИМ ОСТА. ЕНИК // И ВСЕХЪ СТЫХЪ ТВОИХЪ // РАДИ МОЛИТВАМИ СПО//ДОБИ МЯ ПРИЧА. ТНИКА // Б. ТИ Ц. ИЯ ТВОЕ // ВО БЕСКОНЕ. Я ВЕКИ // ВЕКОВЪ АМИ//НЪ.
Вокруг средника размещаются тридцать шесть клейм, созданных согласно древней редакции Жития святого. Состав клейм: 1. Рождество преподобного Варлаама; 2. Крещение преподобного Варлаама; 3. Обучение грамоте преподобного Варлаама; 4. Преподобный Варлаам раздает имение отца; 5. Пострижение в монахи; 6. Поставление в диаконы; 7. Поставление в священники; 8. Явление божественной тучи; 9. Преподобный Варлаам строит себе келию; 10–11. Искушение преподобного Варлаама; 12. Преподобный Варлаам возводит церковь во имя Преображения; 13. Основание монастыря; 14–16. Предсказание о рождении княжеского сына; 17–19. Чудо о рыбаках; 20–22. Чудо о воскрешении умершего отрока; 23–25. Назначение преподобным Варлаамом преемника игуменства; 26. Преставление преподобного Варлаама; 27. Перенесение в церковь преподобного Варлаама; 28. Обретение мощей преподобного Варлаама; 29–30. Чудеса исцеления от мощей преподобного Варлаама; 31. Чудо о спасении утонувшего человека; 32–34. Исцеление князя Константина у гроба преподобного Варлаама; 35–36. Чудо о дожде.
Верхний ряд клейм посвящен детству и юности Варлаама от рождения до пострижения в иноки и посвящения в дьяконы. Здесь присутствуют редкие детали. Так, в сцене обучения отрока грамоте на свитке написаны начальные буквы азбуки, а в сцене раздачи Варлаамом имения покойного отца среди пришедших за подаянием виден калека, пользующийся специальными деревянными подставками: художник явно отражал современные ему бытовые реалии. Следующий ряд клейм посвящен началу монашеского подвига святого — пострижение в священники, уход в пустыню, строительство келии и искушение преподобного бесами. Далее рассказывается об основании Спасо-Преображенского монастыря и о чудесах предвидения Варлаама: он предсказывает рождение княжеского сына и уличает в сокрытии улова рыбаков. Продолжается повествование чудом о воскрешении умершего отрока. Затем следует рассказ о кончине преподобного и о чудесах исцелений у его гробницы. Завершается житийный цикл двумя клеймами: испрошением у Варлаама
¦ дождя в засуху и солнца в дождь. Иллюстрировались эти посмертные чудеса святого крайне редко.
Икону создавал опытный мастер. Он умело выстроил композицию, в которой маленький средник не теряется среди окружающих клейм. Тонко продуманный сумеречный колорит в сочетании с золотом фона придает образу аскетизм и благородство.
¦
Детали | |
[A] Лик преподобного Варлаама | [B] Свиток в руке преподобного Варлаама |