икона преподобной евфросинии полоцкой
Преподобная Евфросиния Полоцкая
5 июня (23 мая ст. ст.) церковь чтит память преподобной Евфросинии Полоцкой как покровительницы русских инокинь. Она — первая прославленная русская игуменья и первая известная наставница всех русских женщин, избравших путь духовного совершенствования и аскетизма. Ее называют также «матушкой земли Русской» и матерью женского монашества на Руси.
Содержание:
Житие Преподобной Евфросинии Полоцкой
Сама история русского женского монашества имеет немало белых пятен. Так, например, первое летописное известие об основании женского монастыря относится к 1089 году. Вместе с тем очевидно, что женские святые обители существовали в Киеве уже и в первой половине XI века: некоторые сведения об этом находим в житии преподобного Феодосия Печерского, где говорится о пострижении его матери в монастыре при церкви свт. Николы, построенной княгиней Ольгой на могиле Аскольда (северо-западнее от Берестова на месте впадения р. Чертырыи в Днепр). Среди родоначальниц русского женского монашества наибольшей известностью пользуются преподобные подвижницы ХII-ХIII века — Евфросиния Полоцкая и Евфросиния Суздальская, чьи жизнеописания сохранились до наших дней. Имя «Евфросиния» в переводе на русский язык обозначает «радость».
Дата рождения преподобной Евфросинии точно неизвестна: по различным источникам указан промежуток между 1100 и 1104 годами. Происходила она из знатного рода святого равноапостольного князя Владимира и была старшей дочерью Полоцкого князя Святослава-Георгия, младшего сына Полоцкого владетельного князя Всеслава Брячиславича. Родители называли ее Предиславой: в то время еще существовал обычай давать новорожденным до крещения старославянские имена. Как княжна, она была научена книжному писанию и с юных лет так возлюбила учение, что приводила в удивление своих родителей. Слыша о красоте, разуме и благочестии полоцкой княжны, многие соседние князья желали иметь ее своей невестой, но, как повествует житие преподобной, юная отроковица, в двенадцать лет имевшая уже совершенный разум, помышляла в себе следующим образом:
«Како се будет, оже отец мой мыслит припрячи мя мужеви? То аще тако будет, то печали мира сего никакоже лзе гоньзнути. Пакы в собе рече: «Что бо успеша преже нас бывшии родове наши»? И женишася, посягаша и княжиша, но не вечноваша; житие их мимо тече и слава их погибе, яко прах и хужее паучины. А иже прежния жены, въземше мужскую крепость, поидоша в след Христа, жениха своего, предаша телеса своя на раны, и главы своя мечеви, а другыя аще железу выя своя не преклониша, но духовным мечем отсекоша от себе плотскыя сласти, предавше телеса своя на пост и на бдение и коленное покланяние и на земли легание, то тии суть памятни на земли, и имена их написана на небесех, и тамо с аггелы безпрестани славят Бога. А си слава есть прах и пепел, и яко дым разходится, и яко пара водная погыбает».
Но родители все-таки намеревались обручить Евфросинию в замужество, и тогда она решилась тайно оставить отчий дом и поступила в обитель, где настоятельницей была ее тетя — игуменья Романия (вдова князя Романа Всеславича). Игуменья, опасаясь отеческого гнева, пыталась поначалу убедить юную подвижницу возвратиться домой, но та оставалась непреклонной, и тогда Романия благословила ее на постриг. Некоторое время новопостриженная Евфросиня пребывала в обители, потом по благословению Полоцкого епископа Илии она удалилась в затвор и поселилась в «голубце» — особой келье при Софийском соборе города Полоцка.
Укрепившись в духовных подвигах, преподобная получила откровение свыше о том, чтобы оставить уединение и идти подвизаться о спасении ближних. Так, ей трижды являлся ангел Господень, указывая на место для будущей женской обители, которую ей предстояло основать. С тем же наставлением ангел явился и Полоцкому епископу Илии. Исполняя волю Божию, епископ Илия собрал князей и бояр и, передав им о видении, сказал: «Вот, я в присутствии вас благословляю Евфросинии место при церкви Святого Спаса на Сельце, дабы был там монастырь девический. Пусть никто не препятствует и не отнимает у нее то, что я дал ей».
В Сельце Евфросиния основала два монастыря — женский и мужской, которые стали центром просвещения в Полоцком княжестве. О мужском Богородицком монастыре почти ничего неизвестно, а основанный в XII веке Спасо-Евфросиниевский православный женский монастырь и сегодня стоит и действует на древней полоцкой земле. По заказу Евфросинии для женского монастыря в 1161 г. золотых дел мастер Лазарь Богша создал Крест-ковчег для хранения присланных из Царьграда и Иерусалима христианских реликвий (этот крест был известен как крест Евфросинии Полоцкой, но в 1941 году старинный крест был утерян, а в 1997 г. была изготовлена точная его копия). Для мужского монастыря усердием преподобной была приобретена из Византии старинная икона «Богоматерь Одигитрия Эфесская», по преданию написанная самим евангелистом Лукой (или, как утверждают современные исследователи, один из древнейших ее списков).
Крест-ковчег. Изготовил золотых дел мастер Лазарь Богша, 1161 г.
В своей новосозданной девической обители преподобная Евфросиния сама стала первой игуменьей, там же приняли постриг родная сестра ее Градислава, с именем Евдокия, и двоюродная сестра Звенислава, в иночестве Евпраксия. При вступлении своем в монастырь Звенислава принесла в дар обители все свои драгоценные одежды и утвари, которые приготовлены были к ее замужеству.
Преподобную Евфросинию Полоцкую называют первой женщиной-библиотекарем на Руси. Свободное от молитвы время она проводила в переписывании рукописей. Здесь следует заметить, что подобного рода работа считалась чисто мужским занятием и требовала немалых физических усилий. Переписчик писал не на столе, а на ладони левой руки, которой упирался локтем в колено. Писали на пергаменте уставом — крупным и прямым, без наклона, каждая буква отделялась от соседней. Для этого дела нужно было не только в совершенстве знать грамматику, но и иметь определенные художественные способности: начальные буквы и заголовки разделов следовало оформлять затейливым животным или растительным орнаментом, кроме того, книги часто украшались специально выписанными заглавными буквами, буквицами или инициалами и миниатюрами. Таким образом, за день можно было списать не более четырёх страниц.
Часть переписанных Евфросинией книг продавали богатым церквам и монастырям, а вырученные деньги раздавали нуждающимся. Для бедных церквей преподобная переписывала священные книги бесплатно. При монастырях были организованы скриптории — мастерские по переписке книг, в которых существовала специализация: один мастер делал цветные инициалы и заголовки, второй — миниатюры, третий — переплеты, также действовали школы для обучения грамоте и иконописные мастерские. В основанных Евфросинией монастырях создавались прекрасные памятники книжного искусства, например Погодинское Евангелие ХI века.
В конце своей жизни Евфросиния, по благословению епископа Дионисия, вместе с братом Давыдом и двоюродной сестрой Евпраксией отправилась в далекое паломничество: сначала в Константинополь, затем — на святую землю. Около 1173 (или 1167 г.) года она достигла Иерусалима и поклонилась Святому Гробу Господню. Утешенная после сего ангельским извещением об уготованном ей вечном покое, прп. Евфросиния, призвав пресвитера, причастилась Святых Таин Христовых и после двадцатичетырехдневной тяжкой болезни предала дух свой в руки Божии в 23 день мая 1173 года (по другим источникам — 1167 г.). Тело ее было погребено в обители святого Феодосия, близ Иерусалима, при паперти церкви Пресвятой Богородицы, где некогда погребены были матери преподобных Саввы и Феодосия и многие другие святые жены.
Почитание и прославление преподобной Евфросинии Полоцкой
Церковное почитание преподобной Евфросинии в Полоцкой земле началось в конце XII века. Уже в это время существовали церковная служба преподобной и агиографическое «Житие» (вероятно, созданное в одном из основанных Евфросинией монастырей). Житие преподобной Евфросинии Полоцкой — одно из древнейших и наиболее распространенных: известно более ста списков «жития». В XVI веке житие преподобной Евфросинии Полоцкой было включено святителем Макарием в Великие Четьи-Минеи, а затем в «Степенную книгу». После этого были сделаны две проложных редакции жития, а в XVIII веке святитель Димитрий Ростовский включил житие преподобной в свои «Книги житий святых». По традиции преподобную Евфросинию признают святой также католическая и униатская церкви.
Без имени Евфросинии Полоцкой невозможно представить себе духовную жизнь и культуру Беларуси. Воздвигнутый ее усердием Спасо-Преображенский собор, сохранившийся и доселе в своем первоначальном виде, служит памятником глубокой древности и зодчества XII века. На сегодняшний день — это единственный храм в Беларуси, где имеются росписи тех времен. Преподобная Евфросиния оказывала также значительное влияние на политическую и общественную жизнь в Полоцке в середине XII века. Она была своеобразным знаменем борьбы полочан за свою независимость. Евфросиния всегда старалась наладить взаимоотношения между враждующими удельными князьями и активно выступала в роли миротворца. На Рюриковом городище в Новгороде была найдена печать Евфросинии, которая подтверждала большую роль княжны-игуменьи в политической жизни русских земель в середине XII в.
Печать Евфросинии Полоцкой
«Житие» говорит, что Евфросиния никого не хотела видеть врагами: «Ни князя со князем, ни бояре с боярин, ни служанина со служанином — но всех хотяше имети, яко един душю».
Мощи преподобной Евфросинии Полоцкой
После захвата Иерусалима мусульманами, в 1187 году гроб с мощами преподобной был перенесен и захоронен в Феодосиевой пещере Киево-Печерской Лавры. В 1910 году по личному указу императора Николая II нетленные ее останки вернулись на родину и были положены в Спасо-Евфросиньевском монастыре в специально изготовленной кипарисовой раке, обложенной серебром. Верующие пожертвовали на раку сумму в 12 тысяч рублей.
Перенос мощей преподобной Ефросинии Полоцкой. Фотография 1910 года
Рака Евфросинии Полоцкой исчезла в 20-е годы XX века. Во время эвакуации в Первой мировой войне в 1915 году св. мощи были перенесены в Ростовский Авраамиев монастырь.
В феврале 1919 года Народный комиссариат юстиции СССР принял постановление, согласно которому проводилось организованное вскрытие святых мощей по всей стране. Там, в Ростове, в 1920 году гробница была вскрыта, а 13 мая 1922 года уже в Полоцке она была вскрыта повторно, мощи были отосланы на атеистическую выставку в Москву, а оттуда — в экспозицию Витебского краеведческого музея. Все церковные ценности, в том числе 40-пудовая серебряная рака, были изъяты. Ныне нетленные мощи прп. Евфросинии почивают в Крестовоздвиженском храме Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря.
Гробница с мощами преподобной Евфросинии в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры
Преподобная Евфросиния Полоцкая. Иконы
Иконография Евфросинии получила развитие преимущественно в Новое время в России, на Украине и в Белоруссии. В текстах иконописных подлинников XVIII в. под 23 мая внешний облик святой уподобляется прпмц. Евдокии. Древнейшим изображением Евфросинии долгое время считалась фреска на северо-западном столпе Преображенской (Спасской) церкви Полоцкого Евфросиниева монастыря, раскрытая в 1950 г. Д. Е. Брягиным. К наиболее ранним сохранившимся изображениям святой в иконописи принадлежит также небольшая (86×33 см) деисусная ростовая икона, находящаяся в верхнем ряду иконостаса в приделе во имя мц. Софии Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Икона написана в 1685 г. под руководством Ф. Е. Зубова (ГИМ). Святая представлена в молении, в мантии и в куколе, вполоборота вправо («одесную» Исуса Христа), рядом с прмц. Евдокией. В том же ряду помещены изображения других преподобных жен.
Преподобная Евфросиния Полоцкая. Государственный Исторический музей, Москва. 1685 г.
В 1-й трети XIX в. было создано большое полотно с фигурой Евфросинии (находится в теплой церкви во имя Евфросинии Спасского монастыря в Полоцке), стоящей в келье вполоборота вправо возле стола с крестом, книгами и четками, в левой руке — крест работы ювелира Лазаря Богши (1161), правая — ладонью указывает на княжеские регалии (горностаевую мантию, скипетр и венец; этот жест встречается преимущественно на изображениях вел. кн. блгв. Александра Невского). Взор святой, обращенный вверх, — характерная особенность произведений академической живописи, восходящая к искусству XVIII в. Евфросиния облачена в монашеское одеяние с наперсным крестом; фон темный с небольшим высветлением возле головы. В Киево-Печерской лавре, где до 1910 г. пребывали мощи Евфросинии, имеется несколько ее изображений. Образ Евфросинии неизменно вводился в композицию «Собор Киево-Печерских святых», которая со 2-й пол. XVIII в. получила большое распространение в иконописи, графике, декоративно-прикладном искусстве.
Преподобная Евфросиния Полоцкая. Современная икона
Преподобная Евфросиния Полоцкая. Современная икона
Преподобная Евфросиния Полоцкая. Храмы
Женский православный Спасо-Евфросиниевский монастырь можно назвать главной достопримечательностью Полоцка, а также центром белорусского православия и духовности, ежегодно привлекающего к себе тысячи паломников. Как и сам Полоцк, древняя святая обитель за годы своего существования пережила много бед и лихолетий. В ХVI-ХVIII вв. в зависимости от политической обстановки монастырь несколько раз переходил от православных к католикам, но в XIX веке окончательно вернулся к православным. В 20-х годах XX-го века монастырь был закрыт, а ценности реквизированы. С 1990-го года монастырь снова возрождается как действующая православная женская обитель.
Женский православный Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке (РПЦ)
Дораскольных храмов в честь Евфросинии Полоцкой не сохранилось, также и в старообрядчестве нет храмов во имя преподобной Евфросинии.
Образ преподобной Евфросинии Полоцкой в искусстве
Образ Евфросинии воплотила Ольга Ипатова в повести «Предислава», также она является в романах Александра Осипенко «Святые и грешники» и Валентины Ковтун «Призванные».
В городе Пружаны (Беларусь) в честь Евфросинии Полоцкой названа улица.
Свои стихи посвятили белорусской просветительнице многие белорусские поэты: Владимир Орлов («Евфросиния»), Олег Бембель («Область Евфросинией»), Григорий Бородулин («В полоцкой Спасо-Евфросиниевской церкви»), Данута Бичель-Загнетова («Евфросиния Полоцкая»), Наум Гальперович («Ресницы замружу, и выплывет вечер»), Лариса Гениюш («Евфросиния Полоцкая», «В горы я под твоими ранами»), Сергей Законников («Свет Евфросинии»), Александр Звонак («Тень Евфросинии»), Василий Зуенок («Последняя молитва Евфросинии Полоцкой», «Ищу Богше»), Олег Лойко («Евфросиния Полоцкая»), Валентин Лукша («Фрески святой Евфросинии»), Александр Рязанов («Предупреждение»), Людмила Рублевская(«Евфросиния»), Виктор Шнип («Христова невеста»), Сергей Понизник («Исповедь»), Леонид Дранько-Майсюк («Евфросиния»).
Виктор Васнецов. Преподобная Евфросиния Полоцкая
Знаменитая полочанка отражена на полотнах Нелли Счастной, Алексея Марочкина, Алексея Кузьмича, на графических листах Арлена Кашкуревича, на гобелене Симона Свистунови.
Житие преподобной Ефросинии Полоцкой и иконография, о чем просят
Жизнь княжны Полоцкой Евфросинии была посвящена церковному служению. В юном возрасте она ушла в монастырь, обладала молитвенной настроенностью и искренне верила в силу Всевышнего.
Краткая биография
Имя княжны Евфросинии не упоминается в летописи. Ее биография и история происхождения восстановлены только по Житию, составленному еще до монгольского завоевания. Житие сохранилось с более чем сотни списков, которые начали формироваться еще в 15-м веке.
Происхождение
Евфросиния Полоцкая до монашеской жизни носила имя Предслава, являлась дочкой Георгия Всеславича — представителя княжеской династии и праправнучкой святого князя Владимира. С ранних лет она изучала основы правописания, читала Псалтырь, Священное писание и разные религиозные книги. Девочка не только любила читать, но и часто совершала молитвы, чему удивлялись все ее родственники. Со временем слава о Евфросинии распространилась за границы Полоцких земель, и многие князья стали просить ее руки. Юная девочка отвергла все предложения и заявила о желании уйти в монастырь, невзирая на запрет отца.
Служение Богу
В возрасте 12 лет родители будущей княгини хотели принудительно сосватать ее с княжеской особой. Тогда девочка тайком покинула родной дом, пришла в женский монастырь и заявила о желании совершить постриг своей тете — игуменье Романе. Из-за юного возраста и необычайных внешних данных, игуменья посчитала, что монашество не подойдет девочке, но ее глубокий ум и целенаправленность заставили передумать. Невзирая на запрет родителей девочки, настоятельница дала благословение на постриг.
Именно при постриге Предслава приобрела имя Евфросиния. Сначала она находилась на службе в монастыре, но размеренная жизнь со множеством ограничений не соответствовала ее порывам к совершению священного подвига. Получив разрешение епископа Илии, Евфросиния ушла в затвор и стала обитать в келье, расположенной при Софийском соборе, где она совершала молитвы, читала и переписывала религиозные книги, получая новые знания. Позднее автор жития преподобной писал, что таким образом монахиня смога наполнить свое сердце Божьей премудростью.
Благодеяния
Церковные подвиги и труды Евфросинии, направленные на духовное развитие, всегда сочетались с деятельной любовью к окружающим. Переписанные духовные книги девушка дарила всем, кто нуждался в религиозном просвещении.
После укрепления духовных сил княгини к ней явился ангел и указал на то, что станет основательницей новой обители. С таким же наставлением ангел пришел к епископу и показал ему место под Полоцком, где должен расположиться монастырь. Евфросиния последовала указанию и позднее открыла женский монастырь, где впервые стала настоятельницей. В этом монастыре были пострижены в монахини ее родная и двоюродная сестры. Кузина Звенислава передала обители все свои драгоценности и наряды, которые изначально готовились к ее свадьбе.
В свободное от проведения церковных обрядов время Полоцкая княгиня занималась переписью рукописей, поэтому ее считали первой русской женщиной-библиотекарем.
Прежде такое дело считалось исключительно мужским и вынуждало прикладывать серьезную физическую силу. Для переписи книги пергамент клали на левую ладошку, а согнутой рукой облокачивались на ногу. Писать нужно было большими и ровными буквами, без малейшего наклона. Чтобы переписывать книги, требовалось иметь идеальные грамматические знания и творческий талант, поскольку первые буквы текстов и заголовки традиционно оформлялись орнаментом. Усердно работая весь день, удавалось переписать не больше четырех страничек.
Долю переписанных текстов продавали зажиточным монастырям, а все полученные средства распределяли среди малоимущих. Для бедных церквей и монастырей Евфросиния трудилась бесплатно. При многих обителях были открыты отдельные рабочие кабинеты по переписи священных книг, в которых появлялись новые мастера, делающие цветные орнаменты, рисунки, твердые обложки. Также начали функционировать школы, где все желающие могли обучиться грамоте.
Окончание жизненного пути
В заключительные годы своей жизни княгиня Полоцкая совершила паломничество по наставлению епископа Дионисия. Взяв с собой родного брата и кузину, она сначала посетила Константинополь, а затем пошла в сторону Иерусалима. В 1173 году княгиня дошла до святой земли и смогла сделать поклон перед Гробом Господним. После этого она получила известие от ангела, что ей предназначен вечный покой. В результате тяжелой болезни, которая длилась 24 дня, Евфросиния умерла, и ее тело упокоили в обители святого Феодосия, неподалеку от Иерусалима. Там же ранее были погребены несколько святых жен, включая матерей преподобных Саввы и Феодосия.
Почитание и значение святой в православии
Почитать Преподобную Евфросинию на Полоцких владениях начали еще в конце 12-м века. На тот момент действовала служба преподобной и составленное в одном из открытых Евфросинией обителей агиографическое Житие. Из более чем сотни перечней жития самым известным стало Житие Полоцкой Евфросинии. В 16-м веке были созданы две новые редакции.
Традиционно образ Евфросинии считают священным не только в православии, но и среди католиков и в униатской церквях. Все верующие люди часто вспоминают следующие заслуги княгини:
Официальным днем памяти Преподобной Евфросинии считается 5 июня. В этот день верующие совершают молитвы и вспоминают княгиню.
Где можно найти мощи
В 1187 году мусульмане захватили территорию Иерусалима, и священные мощи были отправлены для захоронения в Феодосиеву пещеру. По настоятельному указанию императора Николая II в начале 20-го века мощи были перевезены на родину Евфросинии и возложены в Спасо-Евфросиниевском монастыре. Для хранения нетленных останков подготовили особенную кипарисовую раку с серебряной отделкой. На создание раки многие религиозные люди делали пожертвования.
Рака с останками в очередной раз была перевезена в 1915 году, когда происходила эвакуация из-за военных действий. Тогда святые мощи разместили в Ростовском Авраамиевом монастыре. В современности останки находятся в Крестовоздвиженском храме.
Иконография
Иконография Преподобной Евфросинии активно развивалась в Новое время на территории России, Беларуси и Украины. Облик святой также упоминается во многих текстах из священных книг тех времен. Старейшим образом продолжительный период считалась фреска, размещенная на колонне в Спасской церкви Полоцкой девичьей обители.
На многих иконах Евфросиния изображена рядом со столом, на котором возложены крест, четки и книги. Левой рукой святая держит еще один крест, а правой — показывает на княжеские принадлежности. Характерной особенностью изображения является обращенный вверх взгляд монахини. Также распространена икона, где Преподобная Евфросиния одета в монашескую одежду с наперсным крестом на темном фоне и незначительным сиянием возле головы.
О чем просят перед образом
Совершая молитвы перед образом игуменьи, верующие просят о спасении, избавлении от пагубных пристрастий, защите близких, мирном существовании. Текст церковной молитвы содержит обращение и восхваление святой княгини Евфросинии. Перед образом читают не только молитву, но и кондак, и тропарь.
Интересные факты
В описании жизни игуменьи Евфросинии есть ряд интересных фактов. К ним относятся следующие:
Преподобная Евфросиния Полоцкая: подвиг мужества
«Тогда женщины были неустрашимее львов и разделяли с апостолами труды проповедничества», — прочла вслух молодая княжна-игуменья, обращаясь к собравшимся вокруг нее девушкам из знатнейших княжеских семей. – «Так пишет святой Иоанн Златоуст. Неужели те апостольские времена миновали, сестры мои?»
«Я думаю, что Дух Святой в Церкви присутствует так же, как и во времена апостолов», — ответила задумчивая Градислава, отрываясь от переписываемой книги Златоуста.
Девушки-инокини занимаются не рукодельем – они переписывают книги. Это тяжелый труд, за который до этого брались только мужчины. Но теперь в монастыре Святой Троицы, в Полоцком княжестве, началось доселе неслыханное дело – девицы под руководством Предславы, дочери князя Георгия Всеславича, ставшей игуменьей Евфросинией, переписывают книги, для того, чтобы Евангельское слово могли услышать люди по всей Западной Руси.
Преподобная Евфросиния Полоцкая
…Предислава, двенадцатилетняя дочь Полоцкого князя, с детства полюбила читать книги. Хотя в Древней Руси книга была роскошью, князь Георгий мог позволить себе иметь не одну-две, а целую библиотеку. Глядя на склонившуюся над очередным кодексом юную дочь, князь грустно улыбался и говаривал: «Выйдешь замуж, дам тебе в приданое сундук книг!»
«А я не выйду замуж!» — отвечала Предслава.
«Как так?!» — смеялся князь. – «Так с книжкой и обручишься навек?»
И тогда девочка подняла на отца большие серьезные глаза, синие, как небо над рекой Полотой, и ответила:
«Не с книжкой. Со Христом».
Знал ли отец, что в одну из ночей его дочь убежит из дома – не с князем-красавцем или заезжим рыцарем в неприступный замок, а одна, в дальний монастырь?
…И в иночестве ей было наречено имя «Евфросиния», в честь святой преподобной Евфросинии Александрийской, совершившей многие подвиги в мужском образе.
Радость, о радость! Бьющий источник,
Радуга в пении ранних птиц.
Не умолкает ни днем, ни ночью
Призывный звон Его колесниц.
Радость – вовек! И неукротимо
Он привлекает сердце твоё –
Он, садами идущий мимо,
Он, чья свирель бессмертно поёт.
Радость – вовек! И что нам – до неба?
Ведь Он, склоняясь к земле, сошёл
Тайной воды и тайною хлеба,
Он, творящий всё – хорошо.
…Житие говорит, что Предслава решила посвятить свою жизнь Христу, когда ей было двенадцать лет. Этот возраст глубоко символичен – к двенадцати годам достигали совершеннолетия мальчики в Ветхом Завете, в двенадцать лет достиг его и Богочеловек, Сын Божий и Сын Марии, Иисус. Он беседовал в Храме Иерусалимском с учителями Закона, и они удивлялись Его разуму (Лк. 2:46-47).
И когда с плачем, ища ее, приехали за ней ее родители, князь с княгиней, Дух Христа научил Предславу-Евфросинию, что им сказать в утешение (Лк.12:12). И родители, неожиданно обрадованные, отправились домой. Не напрасно зовется их дочь теперь Евфросинией, что по-гречески означает: «радость».
Подражающи дванадесятолетна дванадесятолетну Христу…
Да, она пошла вслед за Ним, Отроком, читающим Писание, Отроком, который стал Мужем скорбей… В руке она держала Его Евангелие, другой рукой сжимала Крест. Неслучайно прекрасной работы Крест был завещан ею своей обители – той самой, которая начиналась с маленькой церковки, куда она переехала из монастыря своей тетки, княгини Романы (вдовы князя Романа Всеславича).
Икона преп. Евфросинии, сделанную, возможно, при ее жизни в Полоцком монастыре
«Что у тебя за вещи?» — строго спросил епископ Илия. – «Не достоит инокине украшаться одеждами, а у тебя их целый сундук, как я вижу!»
«У меня нет иных одежд, которые на мне», — спокойно ответила Евфросиния.
«Что же у тебя в сундуке? Не золото ли?» — нахмурился Илия. Он скептически относился к постриженицам из благородных семей, считая это – не всегда необоснованно – глупостью и блажью.
«То, что дороже золота», — ответила Евфросиния, с усилием открывая кованую крышку тяжелого сундука. Митрополит заглянул и – онемел. Сундук был доверху заполнен свитками и кодексами на славянском, греческом и латинском языках.
«Дитя мое», — проговорил митрополит Илия, — «дитя мое, да как же ты это одна потащишь!»
Он приказал двум диаконам поднять сундук в келью Евфросинии.
«Вот сюда», — сказала она. – «Чтобы было удобно его открывать. И еще, владыка, я хотела бы стол, на нем я буду переписывать эти книги».
«Дитя мое», — епископ покачал головой, — «а есть ли у тебя хоть шубейка какая? Скоро морозы!»
«Владыко, я взяла с собою только книги», — ответила Евфросиния и добавила: — «И еще три хлеба».
Так, в 1128 началась ее жизнь при полоцкой церкви Святой Софии, Премудрости Божией. Евфросинии было тогда около 25 лет. Время летело, вокруг нее собирались другие девы – дочери князей и других знатных людей. Собирались для того, чтобы изучать Священное Писание, для того, чтобы читать слова Христовы. Епископ Илия передал княжне-инокине «место» при церкви Святого Спаса на Сельце, близ Полоцка, где возник девичий Спасо-Преображенский монастырь, игуменьей которого стала Евфросиния.
Подражающи дванадесятолетна дванадесятнолетну Христу,
учившему во святилище Божию слову, последовала еси, Евфросиние…
Не случайно названа была юная Евфросиния в честь Александрийской подвижницы. Александрия – это и знаменитый оазис учености, прославленный библиотекой и Мусеем, родина великого богословов раннего христианства Климента и Оригена, родина святителей Александра Александрийского и Афанасия Великого, борцами с ложью Ария, учившего, что Сын – не Бог. В Александрии жила и великая женщина-ученый четвертого века, Гипатия, одним из учеников которой был епископ Немесий, написавший сочинение «О природе человека». Сама Гипатия, трагически погибшая от рук толпы, так и не успела стать христианкой…
В то давнее время, в четвертом веке — за восемь веков до Евфросинии Полоцкой — жила и преп. Макрина, сестра свт. Василия Великого, которую сейчас многие исследователи называют «Четвертым Каппадокийцем». Она основывала монастыри, занималась просвещением и творила дела милосердия. Ее образованность позволила ей поспорить с братом, когда он, приехав из Афинской Академии, с юношеской хвастливостью, стал кичиться своей ученостью – и выйти из спора победительницей.
Не был ли этот спор со старшей сестрой и судьбоносным для дальнейшей жизни Василия, ставшего защитником Православия, глубоким богословом, заботящимся о бедных епископом, получившего имя «Великого»?
Св. Макрина была наставницей своих младших братьев, Григория, которого Церковь прославляет под именем святителя Григория Нисского, и Петра, впоследствии тоже святого, епископа Севастийского. Макрина была не только ученой монахиней, но и вела строгую аскетичную жизнь. Не случайно второе ее имя было «Фекла», в честь мученицы-девы, последовавшей за проповедником Евангелия, апостолом языков, Павлом.
В мудрости и аскезе подражала Предслава-Евфросиния всем великим женам прошлого, и, безусловно, своей покровительнице, преп. Евфросинии Александрийской. Эта девушка была единственной дочерью знатного александрийца. Имея все возможности прожить жизнь блистательно, она удаляется в монастырь, и, для того, чтобы ее не нашла безутешная семья, избирает мужской монастырь – она знает, что во Христе нет ни мужского пола, ни женского. Братия приходят к ней за советом, за поддержкой, за Евангельским словом о Христе – и все находят просимое.
Преподобная Евфросиния Полоцкая тоже находила слова для братии основанного ею монастыря – кроме девичьей обители, названной в честь Преображения Господня, она была основательницей и обители мужской, во имя Пресвятой Богородицы.
Кроме братии монастыря к ней приходят за советом и судом все – ссорящиеся в бесконечных распрях князи, попавшие в беду купцы, и совсем простые люди. Рядом с Евфросинией ее верные сподвижники и друзья – младшая сестра, единомысленная с ней Евпраксия и брат Давыд.
Евфросиния имеет связи с Византией, ведет широкую переписку, общается с такими великими святыми и христианскими просветителями своего времени, как свт. Мина Полоцкий и свт. Кирилл Туровский.
«Створитеся, пшеница чиста, и смелитеся в жерновах смирением и молитвами и постом, да хлеб чист принесется на трапезу Христову», — говорит она братии и сестрам на прощание слова священномученика Игнатия Богоносца. Мартирия, мученический подвиг, свидетельствующий о Христе Воскресшем – вот исполнение ее монашеских обетов. Она вручает два своих монастыря покрову Богоматери-Одигитрии, оставляет сестру Евдокию игуменьей вместо себя и навсегда покидает родной Полоцк.
Она, уже старица, достигла Гроба Господня и зажгла на нем золотую лампаду. На следующий день она слегла – и уже не вставала. Ее омыли водой из Иордана, до которого ей не пришлось дойти. Последний, предсмертный жест-символ – просьба быть похороненной в мужском монастыре преп. Саввы Освященного – вызвал недоумение у монахов, предложивших похоронить ее на кладбище для женщин. Времена, когда «женщины спорили с мужами в мужестве», как говорил свт. Григорий Богослов, остались позади. Она смиренно приняла отказ. Пролежав около месяца в болезни, она скончалась 23 мая 1173 г.
Умерла Евфросиния, как и желала, в том городе, где умер и воскрес возлюбленный ею с детства Христос…
Что ты пришла – по земле и по морю,
с книгою в путь отправившись свой?
Что ты пришла, назвавшись сестрою –
Макрины и Феклы младшей сестрой?
Александрия – далёко на юге,
севера солнце кожу не жжет.
Путь твой узнали девы-подруги –
Путь среди ночи и путь среди вод.
Двенадцати лет, открываясь взору,
тебя нарек Он невестой-сестрой –
Отрок, толкующий в Храме Тору,
Новый Иона и Новый Ной.
Слышите? Бросьте направо сети,
сети закиньте в пучину вод!
Мачта и якорь – смотрите, дети, –
летучие рыбы ведут хоровод.
Будет путь твой стремительный длиться
так, как мчится из лука стрела.
Крылья голубки, крылья орлицы,
Крепкие крылья большого орла.
И ни к чему отныне рассказы –
Покрытый в Субботу морской волной
Унес на рассвете ворота Газы,
Ворота смерти унес с Собой.