икона с двумя пальцами
Большие храмовые иконы – значение перстосложений и жестов рук
Иконография Православной церкви имеет свою символику и все ее элементы осмысливаются в контексте евангельского повествования.
Перстосложения на больших храмовых иконах с изображением Спасителя
Этот жест имеет риторское значение и в древние времена в Риме и Византии его использовали для того, чтобы привлечь внимание слушателей или дать им знак, чтобы они были очень внимательны к говорящему.
Естественно, человек византийского времени или современный человек, изучающий иконографию, никогда не отождествит жест так называемой «козы» на иконе Христа с дьявольским символом. Этот жест напоминает молящемуся, как и все в храме, о необходимости особого внимания к словам Спасителя.
Еще один риторский жест, который используется в иконографии Спасителя и других святых – это когда безымянный палец согнут под большой, а мизинец, указательный и средний выпрямлены вперед. Этот жест можно увидеть на мозаике X века в Фокиде в обители Осиос Лукас. Задача этого жеста – указать слушателям на оратора, на начало его речи к собравшимся, на повествование, а в некоторых случаях он может означать обвинение или порицание в зависимости от контекста.
Еще один интересный жест, который знаком всем мамам и папам: когда они хотят приструнить свое непослушное чадо, то часто сгибают мизинец, безымянный и средний пальцы под большой, а указательный вытягивая вперед, строго угрожают им непослушному ребенку. Этот жест в современной практике отошел недалеко от древней традиции, такая конструкция сложенная из пальцев означает либо указание на что-то, либо как знак порицания.
Итак, мы рассмотрели 4 жеста больших храмовых икон, которые использовались и используются в иконографии, чтобы передать определенное послание. Сами жесты, естественно, нужно рассматривать в контексте всего образа, отдельно он может быть истолкован ошибочно.
Значение жестов рук на больших храмовых иконах Богородицы и святых
На иконах святых можно увидеть несколько жестов, которые часто повторяются, все они также имеют духовное значение и толкуются в контексте всего образа. Так, например, мы можем увидеть, что на образе Серафима Саровского преподобный часто изображается с прижатой к груди ладонью. Этот жест указывает на сердечное переживание и сокрушение святого. Вся его жизнь была наполнена молитвою и несением строгой подвижнической жизни, которая невозможна без глубокого сердечного сокрушения.
Преподобный также сильно любил людей и прощал обидчиков, что невозможно представить без глубокого сопереживания.
На одной из больших храмовых икон святитель Тихон Задонский изображается с рукой, поднятой вверх высоко над головой. Этот жест в иконографии означает призыв к покаянию.
На большой храмовой иконе Богородицы, именуемой Стена Нерушимая, Мария стоит с поднятыми вверх обеими руками, этот жест является символом усиленной молитвы. Он также встречается в книге Исход, одной из книг Ветхого Завета, кода Моисей молился с двумя поднятыми руками о победе народа Божьего. Как только руки его опускались, соперник израильтян перехватывал инициативу в битве, поэтому ему помогали верные люди, которые поддерживали руки пророка поднятыми.
Еще один жест, который можно увидеть на больших храмовых иконах – это руки, протянутые вперед, что означает просьбу и мольбу о помощи. Этот жест часто является элементом житийной повести святого.
Почему миряне благословляют троеперстием, а священники двумя перстами?
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Вопрос читателя:
Иерей Виктор НИКИШОВ
Отвечает иерей Виктор Никишов:
Крестное знамение мирян и благословение священников, хоть и внешне немного похожие, имеют разную смысловую нагрузку и разное исполнение.
Обыкновенное крестное знамение означает молитвенное обращение к Распятому на Кресте Господу и является выражением веры всех христиан.
Крестное знамение упоминается еще в апостольские времена. Тертуллиан писал, «мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, возжигая светильник, одеваясь, ложась спать, садясь за какое-либо занятие».
Из истории Церкви Христовой известно, что вначале христиане крестились одним перстом, подчёркивая этим веру в единого Бога, и крестились они малым крестом, осеняя крестом только чело. К IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, то есть появился «широкий крест». После IV Вселенского собора (451 г.), сформулировавшего догмат о единстве двух природ во Христе, к IX веку единоперстие постепенно заменило двуперстие, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства. Когда Русь была крещена, в Византии крестились ещё двумя перстами. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Приблизительно в XI-XII веках в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием, так как двоеперстие уравнивало православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, подчеркивая свое почитание Пресвятой Троицы..
Устоявшаяся практика нанесения двумя перстами (пальцами) с прижатыми тремя пальцами к ладони крестного знамения, существовала в Русской Православной Церкви до раскола, который произошел при патриархе Никоне (1605-1681) (подробнее об этом Как крестились до раскола в 1054 году?).
В современности для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: большой, указательный и средний слагаем вместе концами ровно, а безымянный и мизинец пригибаем к ладони (Как творить крестное знамение?).
И вот теперь мы возвращаемся к Вашему вопросу.
Когда нас осеняют крестным знамением священнослужители, это называется благословением. Силу священнического благословения Господь указал еще в Ветхом Завете. Облекая священников властью благословлять народ, он говорит им: «Пусть призывают Имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их».
Ветхозаветное благословение для сынов Новозаветной Церкви получило силу и значение с того времени, когда Господь Иисус Христос в день Вознесения на горе Елеонской поднял руки и благословил Своих учеников.
Подражая Спасителю, христианские пастыри также стали поднимать руки для преподания благословения верующим. Действуя властью и Именем Спасителя, они складывают пальцы так, чтобы в этом сложении изображалось Имя Иисуса Христа «Иисус Христос».
Сложенную руку православный священник поднимает вверх и благословляет изображением креста пред ним стоящих. Так вся сила благословения и освящения подается нам крестом. Во время богослужения, священник, осеняя народ крестообразно, желает ему мира, по примеру Христа: «Мир всем». В ответ на это верующие должны поклониться без крестного знамения.
На иконах некоторых святых используется именословное благословение, которым благословляют архиереи и священники. С таким жестом изображаются святители (то есть святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священный сан. Например, святитель Иоанн Златоуст, который был архиепископом Константинопольским; святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских; преподобный Серафим Саровский…
Резюмируем: миряне крестятся и благословляют пищу, родственников, складывая определенным образом пальцы, где три пальца сложенные обозначают Троицу, а два пальца прижатые к ладони – природу Христа: Божественную и человеческую. Священник же благословляет не двумя пальцами. Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Также часто на иконах изображаются святые с благословляющей десницей, символично обозначая то, что при жизни они так же благословляли людей и сейчас продолжают это делать с любовью о Христе.
Жесты рук святых на иконах: что они означают?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»
Руки Спасителя, Богородицы и святых иконописцы никогда не изображают «просто так», в произвольном жесте, каждая деталь на иконе символична.
Когда мы представляем икону Господа Иисуса Христа, то чаще всего вспоминаем Его благословляющий жест. Пальцы правой руки сложены для благословения — как латинские буквы I и Х (то есть Иисус Христос). Или собраны в троеперстие — символ Святой Троицы (но так, как крестятся старообрядцы — с открытыми двумя перстами и тремя, собранными в горсть на ладони). Этот жест на иконах изображают не только у Спасителя, но и у святых. Причем только у тех, кто и во время земной жизни благословлял людей. Например, это святители Николай Чудотворец, Иоанн Златоуст или Лука (Войно-Ясенецкий). Или преподобные и праведные, которые были священниками.
Бывает, что мы видим на иконе обе ладони раскрытыми. Этот жест историки иконописи толкуют по-разному. Первая версия — так нам показывают, что святой на иконе принимает на себя благодать Божию. А вторая — изображенный обращается к Богу с молитвой. Такой жест вы можете найти в храме на иконах праведной Анны — матери Девы Марии, мученицы Анастасии Римляныни или праотца Авраама.
О чем говорят жесты на иконах?
Почему, глядя на каноническую икону, мы испытываем необычное чувство – будто мы видим особый мир, более возвышенный и светлый, чем наша повседневность? Во-первых, конечно, потому, что на иконах изображены святые жители Неба. А во-вторых, потому, что и сам способ изображения – необычный. Одна из главных его особенностей – глубокое осмысление каждой детали. Цвета, позы, выражения лиц и жесты, любой предмет – всё имеет на иконе свое значение. Сестры из иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря (Екатеринбург) готовят для сайта «Православие и мир» несколько рассказов о том, что значит на иконе та или иная деталь. Первый рассказ – о жестах.
За несколько веков сложился определенный канон – как писать руки и жесты святых. Однако не нужно думать, будто строгие рамки обедняют икону. Наоборот, именно такие на первый взгляд незаметные штрихи и делают икону богословием в красках.
Благословляющая десница. Пальцы правой руки (десницы) сложены в виде букв I и Х (Иисус Христос) – это благословение именем Господним; также распространено троеперстное сложение – благословение именем Святой Троицы. С таким жестом изображаются святители (то есть святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священный сан. Например, святитель Иоанн Златоуст, который был архиепископом Константинопольским; святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских; преподобный Серафим Саровский… При жизни они каждый день благословляли этим жестом множество людей, а теперь с Небес благословляют каждого, кто обращается к ним с молитвой.
С раскрытой ладонью изображен и праведный Феодор Ушаков. Этот прославленный флотоводец отличался исключительной честностью и открытостью души. Он ревностно исполнял свой воинский долг и одновременно был милостив ко всем людям: своих подчиненных берег, как зеницу ока (за все время военной службы не отдал в плен ни одного матроса!), щедро благотворил многим нуждающимся. И даже врагов, бывало, спасал от смерти.
Особую роль играет предмет в руках святого – по нему можно узнать, за какой подвиг прославлен святой или какое служение он нес на земле.
Крест в руках символически указывает на мученический подвиг святого. Это напоминание о крестных страданиях Спасителя, Которому подражают все мученики.
Апостол Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного – те, о которых Господь Иисус Христос говорил ему: «Дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. 16, 19).
Стиль (заостренная палочка для письма) – принадлежность евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также пророка Давида, написавшего Псалтирь.
Очень часто святые на иконах держат в руках книгу или свиток. Так изображаются и ветхозаветные пророки, и апостолы, и святители, и преподобные, и праведные, и новомученики… Книга – это слово Божие, проповедниками которого были они при жизни. На свитках написаны изречения самих святых или из Священного Писания – в наставление или утешение молящимся. Например, на свитке праведного Симеона Верхотурского написано поучение: «Молю вас, братие, внемлите себе, имейте страх Божий и чистоту душевную».
Святой праведный Феодор Ушаков держит в руке свиток с утешительной надписью – его собственными словами: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России».
По предмету, который держит в руках святой, часто можно узнать о том, чем он занимался во время земной жизни. Изображаются те занятия, которыми святой особенно угодил Богу, которыми он прославлял Его имя. Например, великомученик целитель Пантелеимон держит в руках ларец с лекарствами и лжицу (длинную узкую ложку) – он был искусным врачом, а когда уверовал во Христа, стал исцелять Его именем даже безнадежно больных людей, и многие из них благодаря чудесному исцелению пришли к вере.
Святая Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, пришедших ко гробу Христа, чтобы помазать Его тело миром, изображается с сосудом в руках, в котором она несла миро. А в руке у святой Анастасии Узорешительницы сосуд с елеем, с которым она приходила к узникам в темницы.
Святые иконописцы Андрей Рублев, Алипий Печерский и другие изображаются с написанными ими иконами.
У святого праведного Иоанна Кронштадтского в руке Потир, Евхаристическая Чаша – символ литургического служения. Известно, что отец Иоанн был пламенным служителем Божественной литургии. На богослужениях, которые он совершал, люди плакали, испытывали сильное покаяние, чувствовали укрепление в вере.
Преподобные Серафим Саровский, Нил Сорский, Зосима Верховский держат в руках четки. По четкам, которые называют «мечом духовным», монахи совершают непрестанную молитву, и потому этот предмет является символом молитвенного подвига.
Основатели или ктиторы (благотворители) иноческих обителей часто держат в руках храмы. Например, преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна изображается с одним из храмов Марфо-Мариинской обители. Великая равноапостольная княгиня Ольга тоже держит в руках храм – в знак того, что она построила первую церковь на Руси.
Необычный предмет в руках у праведного Симеона Верхотурского – удочка. Казалось бы, может ли быть особенно угодным Богу такое занятие, как рыбная ловля? Однако именно во время рыбной ловли, в глубоком уединении святой Симеон усердно молился Господу – «выну (то есть всегда, постоянно) мысль к Богу имел еси… да не удицею греха уловлен будет от вселукавого врага спасения нашего», как говорится в службе ему.
Вот только одна деталь иконы – жест, – но как много она говорит о святом! По ней мы можем узнать о его служении и главном подвиге, получить благословление или наставление от святого. Как в жизни по некоторым жестам мы можем догадаться о чувствах и мыслях человека, так и каноническая икона, если мы умеем понимать ее символы, живо передает нам мысли и чувства святых.
В иллюстрациях использованы фотографии икон, изготовленных в иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря.
Почему на иконе Христос изображен с двоеперстием?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Добрый день! На иконе Божией Матери «Казанская» Иисус изображен с двоеперстием, т.е. старообрядцем?
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Перстосложение правой ручки Богомладенца — это не старообрядческое двоеперстие. Христос изображен как благословляющий всех нас, молящихся перед образом Божией Матери «Казанская», людей. Таким перстосложением священнослужители благословляют народ. Если Вы бываете в храме, то знаете это.
Кроме того, «троеперстное крестное знамение вошло в повседневную практику православных христиан довольно поздно. Как, впрочем, и обычай осенять себя т. н. «широким» крестом», о чем можно прочитать по ссылке.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
На заставке: фрагмент иконы Божией Матери «Казанская»
К сожалению, мой комментарий, который был первым к этой статье, написанный в начале прошлого марта, был удалён. За правду? Мне очень жаль, что христиане поступили не по христиански.
На Образе Христос благословляет принятым до реформы патриарха Никона двуперстным перстосложением. Он не «старообрядец», просто другого обряда кроме этого тогда на Руси не было.
Уважаемый Евгений. Вы не правы. «Имянословное благословение» предполагает сложение пальцев в виде греческих букв IСХС. Так сейчас благословляют священники, и Вы это легко можете проверить. На Руси такое благословение вошло в результате реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Это позднегреческая придумка.
На образе же изображено именно двуперстное благословение, утвержденое Вселенскими соборами и принятое Русью со времени Крещения. Запрещенное патриархом Никоном, и признанное равночестным и равноспасительным на поместном соборе Русской Православной Церкви в 1971 году.
К слову, было бы честным восстановить редактором мой удалённый коментарий. Тогда и спора этого не было бы. Христос воскресе!
Ну, ну. Смешно. Икона писалась во времена, когда все мы осеняли себя двоеперстным сложением.
Совершенно глупый вопрос, это все равно что спрашивать, почему в детских книжках Баба Яга с крючковатым носом или Василиса Прекрасная в кокошнике. Ну видит их так художник.
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!