икона с изображением двух святых мужчин держащих кресты
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Определитель святых: Святые и их атрибуты (начало)
Мы составили каталог, благодаря которому вы научитесь опознавать святых на средневековых католических изображениях по их основным атрибутам
Михаил Майзульс. Историк-медиевист
Иллюстратор Денис Филин
Камни, башмаки, стрелы — каталог, благодаря которому вы научитесь узнавать святых по их атрибутам
Зачем святым атрибуты
К позднему Средневековью множество европейских святых обзавелись индивидуальными атрибутами. Словно гербы, они позволяли идентифицировать своих владельцев в длинных рядах заступников, которые выстраивались вокруг порталов готических соборов или смотрели на прихожан с золоченых алтарных образов. Атрибуты заменяли подписи (или дополняли их), и не просто помогали узнать святого, а напоминали об обстоятельствах его мученической смерти, главных чудесах, целительской специализации или духовных дарах. Это были не просто подписи, а своего рода визитные карточки, представлявшие святого зрителю.
При этом атрибуты никогда не распределялись централизованно и не фиксировались в каких-либо кодексах (наподобие гербовников). Они варьировались от страны к стране; у одного святого могло быть множество разных атрибутов, а одни и те же атрибуты (книги, лилии, звезды, не говоря уже об орудиях пыток) принадлежали разным святым. Это была живая система, где легенды приводили к появлению новых символов, а символы порой порождали легенды, призванные объяснить, что они означают и как появились.
Само собой, не нужно думать, что, изображая того или иного святого, средневековые мастера обязательно вручали ему атрибут (в одних регионах или мастерских такие «визитные карточки» применялись почти повсеместно, другие использовали их лишь время от времени), или что без помощи атрибутов святых было не отличить. Не менее, а то и более значимыми оставались различия в чертах лица, прическах (например, святого Павла привыкли представлять с лысиной), одеждах (святой Иоанн Креститель часто облачен в шкуры) и т. д. Да и подписи — под или над фигурами, на нимбах, на свитках и т. п. — со счета списывать не стоит. Однако хотя атрибуты и не были единственным опознавательным знаком святых, в позднее Средневековье они были одним из важных инструментов, помогавших сориентироваться в разветвленной церковной иконографии.
История атрибутов
Хотя изображения святых стали почитать еще в поздней Античности, в течение долгих веков они обходились без индивидуальных атрибутов и идентифицировались с помощью подписей. Раньше всего в иконографии появились атрибуты, которые ассоциировались не с конкретными святыми, а с типами святости — с апостолами, мучениками, исповедниками и т. д. Мучеников изображали с пальмовой ветвью, символом духовной победы, и/или в короне, которая олицетворяла их небесную награду; апостолов, евангелистов, учителей церкви, основателей монашеских орденов и прочих церковных интеллектуалов — с книгой; дев — с лилией, символизировавшей их чистоту. Основатели церквей и монастырей часто держали в руках их миниатюрные копии. Кроме того, даже на изображениях Царствия Небесного святые, выстроившиеся вокруг Творца, сохраняли атрибуты своего земного достоинства. Святых пап можно было узнать по их тиаре; епископов — по митре и посоху; диаконов — по далматику 1
1 Далматик — верхняя расшитая риза, главное литургическое облачение католических диаконов.
и т. д. (позже появилось также различение святых монахов по цветам их ряс: бенедиктинцы изображались в черной, цистерцианцы — в белой, францисканцы — в коричневой, подпоясанной веревкой, и т. д.).
Если не считать древних символов евангелистов 2,
2 За Матфеем, Лукой, Марком и Иоанном было закреплено одно из четырех «животных» — человек, телец, лев и орел, — которые в Апокалипсисе окружают престол Господень.
ключей святого Петра, агнца святой Агнессы и еще нескольких знаков, индивидуальные атрибуты возникли в западной иконографии намного позже — в XII веке, а действительно охватили весь культ святых в XIII–XV веках. Историки долго считали, что они появились в XIII веке в скульптурном убранстве великих готических соборов Франции — Шартра, Амьена и др. — и требовались, чтобы идентифицировать огромные фигуры святых в ситуации, когда подписи оказывались неудобны (их было плохо видно, а большая часть прихожан были неграмотны). Однако на самом деле личные атрибуты святых стали использоваться чуть раньше, и не только в архитектуре, но и на миниатюрах молитвенников и псалтирей.
Как в монументальной скульптуре, так и на страницах рукописей верующий (особенно не столь подкованный в духовных делах или вовсе невежественный мирянин) должен был легко узнавать своих небесных заступников и отличать защитников утопающих от целителей, покровителей узников — от патронов ремесел. Чем сложнее и разветвленней становился культ святых и чем больше Церковь стремилась охватить своей проповедью массы мирян, тем дидактичней было церковное искусство и тем большую роль в иконографии святых получали их атрибуты.
Среди них были предметы или фигуры, напоминавшие важные эпизоды из жития святого (башня, в которой была заточена святая Варвара, или фонарь святой Гудулы, который пытался потушить дьявол); инструменты мучений (раскаленные решетки, ножи, клещи) или органы, которые им подвергались (глаза святой Луции, груди святой Агаты, голова святого Дионисия); враги, которых святой поверг, или люди, которых он облагодетельствовал или исцелил; фигуры-«омонимы», созвучные имени святого (агнец святой Агнессы) и многое другое. Порой атрибуты изображались в натуральную величину (олень, стоящий рядом со святым Евстафием или разбитое пыточное колесо у ног святой Екатерины), порой — крошечными, словно игрушки.
В XV веке фламандские художники (Ян Ван Эйк, Робер Кампен и др.), изображая небесных патронов, стали все чаще «маскировать» их атрибуты, преподнося их не как условный знак, а как часть пейзажа или интерьера. Башня святой Варвары оказывалась не у нее в руках, а где-то вдали, на круче; лилия, символизировавшая чистоту и девство Богоматери, ставилась в вазу и т. д. Атрибуты, не исчезая, получали реалистичное (порой — бытовое) обоснование.
Cвятые и их атрибуты
Иоанн Креститель
Агнец
Иоанн Креститель
I век, агнец
Иоанн Креститель. Картина Герарда Давида. 1485–1490 годы. The Metropolitan Museum of Art
Последний из пророков, аскет-пустынник, который предрек пришествие Мессии, а потом крестил его в водах Иордана. Иоанн назвал Христа Агнцем Божьим, и потому со временем ягненок стал главным иконографическим атрибутом и самого Иоанна. Этот кроткий зверь, символизировавший жертву, которую Христос принес во искупление человечества, стоял у ног Крестителя, сидел на книге, которую тот держал в руках, или помещался в круглый медальон рядом. Жест Иоанна, который обычно указывает на агнца, напоминает о его роли Предтечи: «…стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его».
Апостол Петр
Ключи
Апостол Петр
I век, ключи
Святой Петр. Картина Франческо дель Косса. 1472–1473 годы. Pinacoteca di Brera
Галилейский рыбак, ставший «князем апостолов», а потом первым епископом Рима и, как считали на Западе, главой вселенской Церкви, в Средневековье обычно изображался с одним или двумя ключами в руках. Это были ключи от Царствия Небесного, которые ему, как сказано в Евангелии от Матфея, даровал сам Христос: «Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Ключи Петра со временем стали важнейшим символом власти папства, а потому в XVI веке, когда по Европе прокатилась волна протестантского иконоборчества, их многочисленные изображения (как и сами фигуры первоапостола) превратились в одну из главных мишеней для уничтожения.
Апостол Павел
Меч
Апостол Павел
I век, меч
Апостол Павел. Картина Макрино д’Альба. 1490–1527 годы. Rijksmuseum
Как это часто случалось, главным атрибутом апостола Павла стало орудие его казни. Как и Петр, он был убит во время гонений, устроенных императором Нероном. Но если иудея по происхождению Петра распяли (по преданию, в знак смирения он попросил палачей, чтобы те пригвоздили его ко кресту не как Иисуса, а вниз головой), то Павел был римским гражданином и имел право на более гуманную казнь: ему отрубили голову.
Апостол Иаков Старший
Раковина
Апостол Иаков Старший
I век, раковина
Апостол Иаков. Картина неизвестного художника. 1475 год. TheMuséedesBeaux-Artsde Dijon; Wikimedia Commons
Многие атрибуты святых не имеют никакого отношения к их земной биографии. Иаков Старший, один из первых учеников Христа, который был казнен в Иерусалиме около 44 года, очень бы удивился, узнав, что его главным знаком стала ракушка гребешка. История этого символа началась в средневековой Испании, где распространилась легенда о том, что именно Иаков когда-то крестил эти земли и что его останки с ангельской помощью были перенесены из Святой земли на запад Иберийского полуострова, в Сантьяго-де-Компостела (от испанского имени апостола — Яго). Пилигримы, которые с X–XI веков шли к могиле святого Иакова со всей Европы, привозили обратно морские ракушки — это был знак того, что они действительно достигли цели. Со временем ракушки превратились в главный символ паломничества, а самого Иакова стали изображать в облике пилигрима — с сумой, посохом и в широкополой дорожной шляпе с пришитой к ней раковиной.
Апостол Андрей
Косой крест
Апостол Андрей
I век, косой крест
Мученичество апостола Андрея. Картина Хуана Корреа де Вивара. 1540–1545 годы. Museo Nacional del Prado
Старший брат апостола Петра, который первым из двенадцати учеников последовал за Христом, по преданию, был распят в греческих Патрах 3
3 Патры — город на полуострове Пелопоннес.
на косом кресте в форме латинской буквы X. В Средние века многие земли (от Грузии и Руси до Шотландии и Бургундии) объявили его своим крестителем или святым патроном. По шотландской легенде, в 832 году король пиктов Энгус II, готовясь к бою с превосходящими силами англов, обещал, что, если одержит победу, сделает святого Андрея патроном своего королевства. В день битвы на небе появился крест из облаков, а Энгус разбил противника. Вот почему, как гласит предание, флагом Шотландии стал белый Андреевский крест на синем фоне.
Апостол Варфоломей
Нож, снятая кожа
Апостол Варфоломей
Витраж с изображением апостола Варфоломея. Нижняя Австрия, 1410-е годы. The Metropolitan Museum of Art
где мышцы и сухожилия апостола (они видны, потому что кожа накинута ему на плечи, словно свернутый плащ) изображены с дотошностью, достойной иллюстрации к анатомическому атласу.
Апостол Фома
Угольник
Апостол Фома
I век, угольник
Апостол Фома из цикла мастера FVB «Иисус и двенадцать апостолов». 1475–1500 годы. The Metropolitan Museum of Art
Фома, которого древние предания объявили крестителем Индии, в Средневековье считался патроном строителей и архитекторов, а потому часто изображался с угольником. Все дело в том, что в апокрифических «Деяниях Фомы» (III век) рассказывалось, как индийский царь доверил опытному плотнику Фоме возведение своего дворца, после чего тот сумел обратить в христианство множество его подданных, а затем и самого государя.
Евангелист Матфей
Ангел
Евангелист Матфей
I век, ангел
Евангелист Матфей из цикла гравюр Ханса Зебальда Бехама «Четыре евангелиста». 1541 год. The Metropolitan Museum of Art
С IV–V веков в богословии, а затем и в иконографии четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) были соотнесены с четырьмя существами, упомянутыми в видении ветхозаветного пророка Иезекииля и в Откровении Иоанна Богослова. В обоих текстах описываются четыре крылатых животных с чертами льва, тельца, человека и орла, которые окружают небесное пламя или престол Господень. Атрибутом Матфея, автора первого из Евангелий, которое открывается земной родословной Иисуса Христа, был избран человек или ангел.
Евангелист Марк
Лев
Евангелист Марк
I век, лев
Евангелист Марк из цикла гравюр Ханса Зебальда Бехама «Четыре евангелиста». 1541 год. The Metropolitan Museum of Art
Перед дворцом венецианских дожей возвышается гранитная колонна с фигурой крылатого льва
— это символ евангелиста Марка, которого, по преданию, апостол Петр отправил проповедовать в Египет, где тот стал первым епископом Александрии. В IX веке венецианские купцы похитили оттуда его мощи (Александрия к тому времени давно попала под власть мусульман) и переправили святыню к себе на родину. Для останков была построена роскошная базилика (до наших дней сохранилась ее преемница, которую стали строить в XI веке). Со временем святой Марк, потеснив святого Феодора, стал главным патроном Венеции, а его атрибут, крылатый лев, превратился в герб республики и символ ее владычества.
Евангелист Лука
Телец
Евангелист Лука
I век, телец
Евангелист Лука из цикла гравюр Ханса Зебальда Бехама «Четыре евангелиста». 1541 год. The Metropolitan Museum of Art
В отличие от атрибутов прочих святых, которые появились гораздо позже, символы евангелистов часто изображались не вместе с ними, а вместо них. Телец — это и есть Лука, как лев — Марк, а орел — Иоанн. В раннее Средневековье порой можно встретить евангелистов-«монстров» — с человеческим телом, увенчанным головой соответствующего зверя. Когда же зверь-атрибут, как это бывает чаще, появляется бок о бок со своим «хозяином», он может предстать в отдельном сегменте изображения (словно герб, помещенный над головой владельца) или лежать у его ног как питомец. Порой, примостившись за спиной евангелиста, он как будто диктует ему священный текст или держит в зубах уже исписанный свиток. Святой Лука, автор третьего Евангелия, в Средневековье считался патроном врачей (в Новом Завете он называет себя медиком) и художников (считалось, что он написал первый образ Девы Марии).
Евангелист Иоанн
Орел, чаша с ядом
Евангелист Иоанн
I век, орел, чаша с ядом
Святой Иоанн на Патмосе. Картина Ханса Бальдунга Грина. 1511 год. The Metropolitan Museum of Art
Святой Иоанн Евангелист. Картина Ханса Мемлинга. 1478 год. The National Gallery
Стефан Первомученик
Камни
Стефан Первомученик
I век, камни
Святой Стефан. Деталь алтаря работы Карло Кривелли из церкви святого Доминика в Асколи. 1476 год. The National Gallery
Стефан, который вместе еще с шестью диаконами отвечал за раздачу помощи бедным членам иерусалимской общины христиан, считается первым мучеником. По свидетельству Деяний апостолов, он был обвинен в «хульных словах на Моисея и на Бога» и — то ли по приговору синедриона 4,
4 Синедрион — в Древней Иудее высшее религиозное учреждение, а также высший судебный орган.
то ли по инициативе толпы — забросан камнями за стенами города. В Средневековье Стефана чаще всего изображали с орудиями его убийства — камнями, которые были воткнуты ему в голову или лежали у него в руках или на книге.
Мария Магдалина
Сосуд с миром
Мария Магдалина
I век, сосуд с миром
Мария Магдалина. Картина Яна ван Скорела. Около 1530 года. Rijksmuseum
Столь почитаемая в Средневековье блудница, ставшая кающейся грешницей, «родилась» из слияния в христианской традиции трех разных женщин, которые упоминались в Евангелиях. Это безымянная грешница, которая в доме фарисея в слезах помазала ноги Христа миром и утерла их своими волосами, Мария из Вифании, сестра Марфы, которая умолила Иисуса воскресить их брата Лазаря, и «Мария, называемая Магдалиною», которая была избавлена Христом от злых духов и присутствовала при его распятии и погребении. В Средние века Мария Магдалина стала патронессой проституток, парикмахеров (потому что, покаявшись, ходила нагой и прикрытой лишь длинными волосами), садовников (из-за того что воскресший Христос явился ей в облике садовника) и парфюмеров (в воспоминание о мире, которым она умастила ноги Иисуса и собиралась умастить его мертвое тело). С последним эпизодом связан и ее главный атрибут — сосуд с благовониями.
Евстафий
Распятие в рогах оленя
Евстафий
II век, распятие в рогах оленя
Видение святого Евстафия. Миниатюра из часослова мастера Дюнуа. Франция, 1440–1450 годы. The British Library
По преданию, римский военачальник Плацид стал христианином (и сменил имя на Евстафий), после того как однажды на охоте ему было видение. Между рогами оленя, за которым он долго гнался, ему явился распятый Христос, спросивший его: «Зачем ты преследуешь меня, ведь я желаю твоего спасения?». В итоге он вместе со всей семьей принял мученичество, когда их, по приказу императора Адриана, бросили в раскаленного медного быка. В Средневековье Евстафий стал покровителем охотников, а потом, с XIV века, одним из четырнадцати святых заступников (святые Георгий Победоносец, Дионисий Парижский, Маргарита Александрийская, Варвара, Христофор, Эразм и др.), которые считались особенно эффективными в борьбе с болезнями и прочими напастями. История о видении Христа (или распятия) в рогах оленя из жития святого Евстафия потом перекочевала в легенду о святом Губерте Льежском (VII–VIII века), который тоже стал покровителем охотников, так что на изображениях их легко спутать.
Цецилия Римская
Орган, арфа и другие музыкальные инструменты
Цецилия Римская
II–III века, орган, арфа и другие музыкальные инструменты
Экстаз святой Цецилии. Картина Рафаэля Санти. 1516–1517 годы. Pinacoteca Nazionale di Bologna; Wikimedia Commons
Одна из популярнейших римских мучениц на исходе Средневековья была объявлена покровительницей музыки, и ее стали изображать с разными музыкальными инструментами (чаще всего с портативным органом). Юная христианка знатных кровей, она дала обет целомудрия, однако родители решили выдать ее замуж за язычника Валериана. Идя к венцу, она молилась Богу и, не слушая языческой музыки, пела духовные песнопения или, в соответствии с более поздней версией, играла на органчике. В итоге ей удалось отговорить мужа от супружеской жизни и убедить его принять христианство. Когда префект Турций Алмахий приказал ей принести жертву языческим богам, она отказалась и была приговорена к смерти. Однако палач не смог отсечь ей голову, и она еще три дня прожила, призывая окружающих к обращению.
Лаврентий Римский
Решетка
Лаврентий Римский
III век, решетка
Святой Лаврентий. Гравюра Мартина Шонгауэра. British Museum
Архидиакон римской христианской общины был замучен во времена гонений, начатых в 258 году императором Валерианом. Поскольку Лаврентий отвечал за имущество Церкви и за помощь нуждающимся, римский префект потребовал у него выдать властям все сокровища. Попросив трехдневную отсрочку, Лаврентий раздал беднякам почти всю казну и явился к префекту с нищими, калеками и слепыми — «подлинным сокровищем Церкви». После этого его заживо изжарили на железной решетке. По преданию, во время казни он насмешливо бросил мучителям: «Вы испекли одну сторону, поверните на другую и ешьте мое тело!» 5.
5 В романе Умберто Эко «Имя Розы» Вильгельм напоминает эту фразу суровому старцу Хорхе, чтобы доказать, что и святые умели шутить.
В Средневековье Лаврентий почитался как покровитель бедняков. Посвященный ему монастырь Эскориал, который испанский король Филипп II (1556–1598) воздвиг под Мадридом, в плане напоминает решетку, на которой некогда изжарили мученика.
Себастьян
Стрелы
Себастьян
III век, стрелы
Святой Себастьян. Картина Никколо Реньери. Около 1620 года. Государственный Эрмитаж
Начальник преторианской гвардии и тайный христианин был казнен по приказу императора Диоклетиана: палачи расстреляли его из луков и бросили тело. Однако несмотря на раны, он остался жив и смело пошел к императору, чтобы показать свою стойкость в вере. Тогда его закидали камнями, а труп сбросили в Большую клоаку 6.
6 Клоака Максима, или Большая клоака (от лат. Cloaca Maxima) — часть античной системы канализации в Древнем Риме.
Сцена расстрела сделалась иконографической «визитной карточкой» Себастьяна. Видимо, благодаря стрелам, которыми было испещрено тело мученика, с XIV века его стали почитать как заступника от чумы — атаку эпидемии издревле уподобляли стрелам, которые посылает на людей гневающийся Господь.
Криспин и Криспиниан
Башмаки
Криспин и Криспиниан
III век, башмаки
Святые Криспин и Криспиниан. Фрагмент росписи храма Божьей Матери в Шатолене. 1669 год. Wikimedia Commons
Покровители башмачников, братья Криспин и Криспиниан, по преданию, родились в знатной семье, а потом выучились на сапожников, поселились в Суассоне и, чтобы обратить к истинной вере бедных покупателей, стали бесплатно раздавать им обувь.
Дионисий Парижский
Голова в руках
Дионисий Парижский
III век, голова в руках
Святой Дионисий. Миниатюра из часослова мастера сэра Джона Фастольфа. 1430–1440 годы. The J. Paul Getty Museum
В средневековой иконографии встречается много святых-кефалофоров («головоносцев»). Самый известный из них — святой Дионисий, считающийся первым епископом Парижа. Мы мало что знаем о нем достоверно, но около 250 года он был обезглавлен вместе со своими товарищами — священником Рустиком и дьяконом Элевтерием. По преданию, после казни он взял свою голову в руки и через Монмартр (в переводе «холм мучеников») пошел на север. В том месте, где он упал, его и похоронили. В VII веке, при франкском короле Дагоберте, там возник монастырь Сен-Дени, ставший усыпальницей французских монархов.
Агата Сицилийская
Клещи, груди
Агата Сицилийская
III век, клещи, груди
Святая Агата. Картина Джованни ди Паоло. Около 1470 года. The Metropolitan Museum of Art
Агата — одна из тех мучениц, чьими иконографическими атрибутами стали и орудие истязания, и пострадавший орган. Юная христианка благородных кровей, она отвергла домогательства римского префекта Квинтиана. Он отправил Агату в бордель, затем девушку бросили в темницу и там щипцами оторвали ей груди. Однако представший перед ней апостол Петр излечил ее раны, а во время очередного раунда пыток в городе случилось землетрясение, и дворец префекта обрушился. Тем не менее в итоге Агата умерла в тюрьме. Через год после ее смерти произошло извержение вулкана Этны, но жители Катании спасли свой город от огня и лавы, выставив им навстречу покров, которым была накрыта могила святой. В Средневековье Агату почитали как патронессу Катании и всей Сицилии, защитницу от землетрясений, извержений, пожаров и молний и, само собой, целительницу, помогающую при болезнях груди.
Власий Севастийский
Гребень для шерсти, свечи
Власий Севастийский
III–IV века, гребень для шерсти, свечи
Святой Власий. Картина неизвестного фламандского художника. Конец XVII века. Larie Allen Antiques/ Ruby Lane, Inc.
Христофор
Младенец Христос на плечах
Христофор
III–IV века, младенец Христос на плечах
Святой Христофор и младенец Иисус. Картина неизвестного последователя Дирка Боутса. Предположительно 1479–1483 годы. The Metropolitan Museum of Art
Во всей позднесредневековой Европе либо внутри церквей, либо на их внешних стенах можно было увидеть огромные фрески с изображением великана, несущего на плечах младенца Христа. Это святой Христофор, которого почитали как покровителя путников и защитника от внезапной смерти — считалось, что тот, кто взглянет на его образ, в этот день не умрет. По преданию, этот гигант однажды поступил на службу к сатане, но увидев, что дьявола пугает крест, понял, что Бог сильнее, переметнулся на его сторону и начал переносить путников через бурную реку. Однажды среди его нош оказался ребенок. Взяв его на руки, Христофор почувствовал, что ноша становится все тяжелее. «Кто ты?» — спросил гигант, и ребенок ответил, что он Христос, творец мира, а в качестве доказательства приказал Христофору вбить в землю посох: тот процветет и будет приносить плоды каждый день. Так и случилось. На христианском Востоке считали, что святой был выходцем из народа псоглавцев, и на иконах его часто изображали с собачьей головой 7.
7 В 1722 году, при Петре I, Синод запретил такие образы как «противные естеству… и самой истине».
Косма и Дамиан
Склянка с мочой
Косма и Дамиан
III–IV века, склянка с мочой
Святые Косма и Дамиан. Миниатюра Жана Бурдишона из Большого часослова Анны Бретонской. 1503–1508 годы. Bibliothèque Nationale de France
Жизнь братьев Космы и Дамиана, как и многих других раннехристианских мучеников, едва проступает сквозь туман легенд (неизвестно, существовали ли они вообще). По преданию, эти христиане-врачи не брали с пациентов денег за лечение, исцеляли не только людей, но и животных, и были замучены в Сирии во время гонений, устроенных императором Диоклетианом. Их самое известное чудо — спасение от гангрены римского церковнослужителя, которому они, явившись во сне, отрезали больную ногу, а вместо нее приставили здоровую конечность недавно умершего мавра. На средневековом Западе Косму и Дамиана почитали как святых патронов врачей и изображали с соответствующими атрибутами — хирургическими инструментами, баночками со снадобьями или склянкой мочи (по ней медик должен был поставить диагноз).
Аполлония Александрийская
Клещи
Аполлония Александрийская
III век, клещи
Святая Аполлония. Картина Франсиско де Сурбарана. 1636 год. Musée du Louvre; Wikimedia Commons
По свидетельству церковного историка Евсевия Памфила, «язычники схватили Аполлонию, дивную старушку-девственницу, били по челюстям, выбили все зубы; устроили за городом костер и грозили сжечь ее живьем, если она заодно с ними не произнесет кощунственных возгласов. Аполлония, немного помолившись, отошла в сторону, прыгнула с разбега в огонь и сгорела». Главным атрибутом этой святой, по преданию, погибшей во время гонений императора Деция, стали клещи, которыми палачи вырывали ей зубы. Сама же она превратилась в заступницу от зубных болезней и покровительницу дантистов.
Екатерина Александрийская
Пыточные колеса
Екатерина Александрийская
III–IV века, пыточные колеса
Святая Екатерина. Картина Джованни ди Паоло. Около 1470 года. The Metropolitan Museum of Art
Варвара Илиопольская
Башня
Варвара Илиопольская
III–IV века, башня
Святая Варвара. Картина Джованни ди Паоло. Около 1470 года. The Metropolitan Museum of Art
Луция Сиракузская
Глаза
Луция Сиракузская
III–IV века, глаза
Святая Луция. Картина неизвестного художника. Предположительно Куско, Перу, XVIII век. The Metropolitan Museum of Art
Иногда имя святого рождает или, как минимум, корректирует легенду о нем. Луция, юная христианка из Сиракуз на Сицилии, решив сохранить девственность, отказалась выходить замуж за язычника. Тот донес на нее губернатору Пасхазию, который приказал девушке принести жертву идолам, а когда та вновь отказалась, распорядился отдать ее в бордель. Но ничего не вышло: даже упряжка быков не смогла сдвинуть Луцию с места. В итоге христианку рассекли мечом. Видимо, позже, из-за того что в имени мученицы есть корень «lux» — «свет», возникло предание, что Луция вырвала себе глаза и отослала их ненавистному жениху, однако Господь вернул ей зрение. Так что в Средневековье Луция, которую часто изображали с глазами в руках, на книге, подносе и даже на веточке, стала святой целительницей глазных болезней.
Маргарита Антиохийская
Дракон
Маргарита Антиохийская
III–IV века, дракон
Святая Маргарита. Картина Рафаэля Санти. 1518 год. Kunsthistorisches Museum Wien
Некогда одна из самых популярных христианских святых, покровительница беременных и рожениц. В 1969 году Ватикан вычеркнул святую Маргариту из церковного календаря, поскольку ее житие слишком напоминало легенду. По преданию, во времена императоров Диоклетиана или Максимиана эта юная христианка, отвергнув сексуальные поползновения губернатора Олибрия, попала в тюрьму. Там ей явился дьявол в обличье дракона и проглотил ее. Но в руках у Маргариты было маленькое распятие: с его помощью в животе демонического чудовища образовалась дыра, и девушка выбралась на свободу. Поэтому в Средневековье Маргариту изображали восстающей из чрева дракона (часто из его пасти торчит подол ее платья) либо попирающей своего поверженного противника.