икона с крыльями ангела как называется
Иконы Архангелов
Ангел в переводе с древнегреческого означает «вестник, посланец». Часто ангелы на иконах действительно выступают в роли вестников или находятся наверху по сторонам от главных фигур. Иногда изображаются только ангельские лики, парящие в вышине по сторонам от основных фигур.
По традиции изображаются ангелы на иконах в виде прекрасных юношей с крыльями и нимбом. Их изображение было строго регламентировано, так же как предметы, которые они держат в руках и которые обладали четко определенной символикой.
Нимб у ангела символизировал его святость, крылья – быстроту и возможность проникать в любые сферы; посох – посланничество; зерцало (сфера, которую ангел держит в руке и на которой обычно изображался крест либо аббревиатура имени Иисуса Христа) – дар предвидения, данный им Господом; тороки (золотые ленты, стягивающие волосы наподобие обруча, с развевающимися концами) – особое «слышание» Господа и послушание Божьей воле.
Ангелы-хранители
Согласно Священному писанию, ангелы являются низшим чином в Небесной иерархии. У каждого крещеного человека, как учит церковь, есть свой ангел-хранитель, оберегающий его и наставляющий на путь праведности.
В народной традиции принято считать, что ангел-хранитель стоит за правым плечом, в то время как за левым плечом прячется черт и старается сбить человека с пути истинного (отсюда и пошел обычай плевать через левое плечо).
Ангела-хранителя нельзя увидеть глазами, но его присутствие верующие чувствуют душой и часто мысленно обращаются к своему святому покровителю и ангелу-хранителю за советом и поддержкой.
По сравнению с иконами Спасителя, Богоматери и других самых значимых фигур Священного писания иконы ангелов встречаются довольно редко, в отличие от иконы архангелов.
Архангелы
Архангел означает «старший ангел» и считается одним из высших чинов ангелов. В православии почитают восемь архангелов, среди которых наиболее известными являются архангел Михаил и архангел Гавриил. Архангел Михаил является архистратигом, то есть главнокомандующим всем Воинством Небесным, и защищает вход в рай, поэтому он всегда изображается в воинском облачении и с мечом в руках. Именно он победил в бою Сатану, возжелавшего стать равным Богу.
Архангел Гавриил в христианской традиции считается вестником великих и радостных известий, он открывает тайное знание Бога и доносит его, как это было с праведным Захарией, которому Господь судил стать отцом Иоанна Крестителя, несмотря на его пожилой возраст.
Именно архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть о рождении у нее Сына Всевышнего, который «будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Это событие получило название Благовещение и стало одним из самых распространенных сюжетов в иконописи. По преданию, архангел Гавриил принес Богоматери за несколько дней до ее кончины весть о грядущем окончании Ее земного пути.
Для России архангел Гавриил был особенно значим – он держал один из щитов на гербе Российской империи.
В каждом храме и в каждом доме, где веруют в Господа, есть иконы ангелов и архангелов, участвующих во многих иконописных сценах на евангельские сюжеты. Всего архангелов, как уже сказано, восемь, и у каждого из них своя «специализация». Так, Рафаил считается целителем людских болезней; Уриил – просветителем всех людей и покровителем небесных светил; Селафиил – побуждающим людей к молитвам; Иегудиил — покровителем тех, кто тяжко трудится в имя Божьей славы; Варахиил — покровителем простых тружеников; Иеремиил – помощником заблудших в их возвращении к Богу.
Молитвы архангелам на каждый день недели
Молитва в понедельник
Молитва Архангелу Михаилу:
Великий архистратиже Божий, Михаиле, победитель демонов, победи и сокруши всех врагов моих видимых и невидимых. И умоли Господа Вседержителя, да спасет и сохранит меня Господь от всех скорбей и от всякой болезни, от смертоносной язвы и от напрасной смерти, о, великий архангеле Михаиле, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва во вторник
Молитва Архангелу Гавриилу:
О, святый великий архангеле Гаврииле, Божию Престолу предстояй и озарением от Божественного света осиянный, ведением же непостижимых тайн о превечней премудрости Его просвещенный! Всеусердно молю тя, настави мя к покаянию от злых дел и ко утверждению в вере моей, укрепи и огради душу мою от искушений прельстительных, и умоли Создателя нашего о отпущении грехов моих. О, святый великий Гаврииле архангеле! Не презри мене грешнаго, молящегося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но присно помощник мне явися, да непрестанно славлю Отца и Сына и Святого Духа державу и твое предстательство во веки веков. Аминь.
Молитва в среду
Молитва Архангелу Рафаилу:
О, святый великий Архангеле Рафаиле, престолу Божию предстояй! Ты благодатию, от Всемогущаго Врача душ и телес наших, тебе данною, праведнаго мужа Товита от слепоты телесныя исцелил еси, и сына его Товию, спутешествуя ему, от злаго духа сохранил еси. Всеусердно молю тя: буди мне путеводитель в жизни моей. Cохрани от всех видимых и невидимых враг, исцели душевныя и телесныя болезни моя, управи жизнь мою к покаянию во гресех и ко творению добрых дел. О, святый великий Рафаиле Архангеле! Услыши мене грешнаго, молящагося тебе, и сподоби в здешней и будущей жизни благодарити и славити общаго Создателя нашего в безконечныя веки веков. Аминь.
Молитва в четверг
Молитва Архангелу Уриилу:
О, великий Архангел Божий Уриил! Ты есть сияние божественного огня и просветитель всех, кто помрачён грехами. Просвети ум, волю, сердце моё силой Святого Духа. Направь меня на путь истинного покаяния, умоли Господа Бога нашего, да убережёт меня Господь от огня геенны огненной, от всех видимых и невидимых врагов. Святой Архангел Уриил, озаряемый светом Божественным и изобильно исполненный огня и горячей пламенной любви. Брось искру своего пламени в моё холодное сердце и озари своим светом душу мою тёмную. Аминь.
Молитва в пятницу
Молитва Архангелу Селафиилу:
Святый Архангеле Божий Селафииле, даяй молитву молящемуся, научи меня молиться молитвой смиренной, сокрушенной, сосредоточенной и умиленной. О, великий Архангеле Божий Селафииле, ты молиши Бога за людей верующих, умоли Его Благоутробие за меня, грешного, да избавит меня Господь от всех бед и скорбей, и болезней, и от напрасныя смерти, и от муки вечныя, и сподобит меня Господь Царствия Небесного со всеми Святыми во веки. Аминь.
Молитва в субботу
Молитва Архангелу Иегудиилу:
Святый Архангеле Божий Иегудииле, присный споспешниче всех подвизающихся на пути Христовом, возбуди меня от тяжкой лености и подвигом добрым укрепи меня. О, великий Архангеле Божий Иегудииле, ты ревностный защитник славы Божией: ты возбуждаешь прославлять Святую Троицу, пробуди и меня, ленивого, славить Отца и Сына и Святаго Духа, и умоли Господа Вседержителя да созиждет во мне сердце чисто и дух правый обновит во утробе моей, и Духом Владычным утвердит меня и истиною Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. О, святые Небесные Власти, молите за нас Небесного Отца, даруйте мудрость и рассуждение, дабы различать, дабы Иисусовой молитвой сокрушать все помыслы дьявольские вашим предстательством, да стяжаем ум чистый, ясный, молитвенный, сердце благостное, волю, ко Господу обращенную. Аминь.
Молитва в воскресенье
Молитва Архангелу Варахиилу
Святый Архангеле Варахииле, благословение от Господа нам приносящий, благослови мя положить начало благое, исправление нерадивого моего жития, да угожду во всем Господу Спасителю моему во веки веков. Аминь.
Ангел Хранитель как личность и проблемы его изображения в православной иконописи
Изображения Ангелов можно встретить уже в римских катакомбах, правда, без привычных крыльев. Хотя крылатые существа известны даже в доантичную эпоху. Однако в раннехристианских памятниках отсутствуют изображения Ангела Хранителя.
Силы небесные живописали достаточно часто, но не Ангела Хранителя.
Это интересно. Поскольку возникает справедливый вопрос: если молитва, которую вычитывают православные в утреннем правиле («Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души…»), написана преп. Макарием Великим в IV веке, а канон Ангелу Хранителю составлен митрополитом Евхаитским Иоанном Мавроподом в XI столетии, то к какой же иконе обращались молящиеся?
Бытует мнение, что тот друг и Ангел есть святой, имя которого мы носим. Отсюда, мол, именины и называются днем Ангела.
Это явное заблуждение. Оно легко опровергается утренним правилом: одна молитва вычитывается Ангелу Хранителю – совершенно другая – святому, во имя которого крещен христианин.
Разговор о категориальном анализе личности – трудный; тут все держится на еле уловимых тонкостях. И в человеке ведь различие природы и личности уловить не легче, чем различить единую природу и трех Лиц в Боге.
Здесь тайна, происходящая из неограниченных творческих способностей Создателя мира. Она не имеет измеримых «параметров». Существуют ли способы и величины, чтобы измерить тайну?
Могут ли здесь Ангелы утверждаться в статусе индивидов, а значит, заключать «себя в пределах своей частной природы»? Могли… Но только перестали бы быть Ангелами.
Путать абстрактные формулы с людьми занятие вредное.
Возникает вопрос: что позволяло преп. Андрею Рублеву изображать Св. Троицу в виде Ангелов, символизирующих три Ипостаси? Насколько правомерен символизм здесь? Отвечает ли данная иконография 82-му правилу Трулльского Собора?
Вот в том-то и дело, что «образ Троицы не есть ипостасный образ Отца, Сына и Духа Святого, а образ троичности Божества и троичного бытия» (Л.А. Успенский). Явление Аврааму трех мужей у дуба Мамврийского, по мнению Церкви, является не символом, а прообразовательным видением Пресвятой Троицы. Это и позволяло преп. Андрею Рублеву Ее изображать не символически, а в качестве прообразов. 82-е правило в данном случае не нарушалось, потому как оно, требуя конкретности, запрещает символы, а не прообразы. Да и речь на Пято-Шестом Соборе велась не об изображении Троицы, а – Иисуса Христа. Икона «Отечество», например, противоречит этому правилу и представляет нам образ Троицы ипостазированным. Но в силу невоплощенности Бога Отца, Его образ – уже символ. [«Ветхий денми» из пророчества Даниила не может быть Отцом – согласно Деяниям Большого Московского Собора (глава 43), Он – Сын во славе Божества, «еже будет во второе Его пришествие».] Образ же Духа Святого в виде голубя правомерен лишь в сюжете «Богоявление».
Икона ветхозаветной Троицы, написанная Рублевым, основана на явлении чувственном, и, говоря словами преп. Иосифа Волоцкого, в ней «почитают и целуют едино существо Божества».
К середине XVI в. чужеродный символизм активно начинает вытеснять из иконописи язык «преображенного евангельского реализма». Появляется икона Ангела Служителя (ныне находится в музее-заповеднике города Сергиев Посад). Этого Ангела некоторые искусствоведы приняли за Ангела Хранителя. Диаконские же облачения, вместо меча кадило в руке говорят о нем как о служителе: греч. diakonos – служитель. Тем не менее, XVI век все сделал, чтобы явить миру образ Ангела Хранителя. А.С. Уваров в свое время писал о нахождении такого образа в клеймах, с пояснительными надписями «Ангел Хранитель хранит человека в дни» и «Ангел Господень хранит человека в нощи». Сама икона датируется XVII веком, но представляет собой список с иконы XVI столетия, названной А.С. Уваровым «Ангел Хранитель с похождениями». Однако до сего дня подобные памятники XVI в. не дошли. Впрочем, в аналогичном символизме того времени сомневаться не приходится. По меткому замечанию о. Георгия Флоровского, «это преобладание символизма означало распад иконного письма. Икона становится слишком литературной, начинает изображать не столько лики, сколько идеи».
XVII век лишь усугубил сложившееся положение.
Что можно в таком случае получить, имея вдобавок самые смутные представления о природе ангельского мира? – только то, что получили: фактическую одинаковость (она заодно и подчеркивает меньшее совершенство в образе Божием у Ангела по сравнению с человеком). Даже одежды отличаются не характером, а иерархически: у Архангела вместо гиматия изображается плащ, вместо хитона – далматик с оплечьем и подольником; волосы же и прически – разницы не имеют.
Вот откуда «в известном смысле» изобразимость, о которой говорили Отцы Седьмого Собора.
Но не следует данный прием считать «трафаретным». Он носит концептуальный характер.
Историк философии может справедливо спросить: «Различать «личность» и «индивидуальность» стали лишь с XVIII века, начиная с Канта и Гердера. Поэтому древний изограф не мог даже гипотетически вводить такие понятия в живопись».
Дух времени вершил свое дело.
Вот на такой почве культивировалась иконография Ангела Хранителя. Но исчезало полуторатысячелетнее сознание ее невозможности.
Добавим сюда и образ Ангела Хранителя.
Этого-то и не было, на наш взгляд, при разработке иконографии Ангела Хранителя.
[1] Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. М.: Просвещение, 1996. С. 14..
[2] Флоровский Георгий, прот. Догмат и история. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1998. С. 401.
[3] Лазарев В.Н. Византийская живопись. М.: Искусство, 1986. Табл. 122.
[4] Кутковой В.С. От веры в науку – к вере в науке // Покров. Великий Новгород, 2002. №2 (9). С. 6-8.
[5] Серафим (Роуз), иером. Душа после смерти. СПб., 1994 С. 40.
[7] Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 179.
[8] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991 С. 92-93.
[11] Алипий (Кастальский-Бородин), архим. Исайя (Белов), архим. Указ. соч. С. 183-184
[12] Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. СПб, 1894. Репринт: М.: «Лодья», 2002. С. 48.
[14] Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. СПб, 1894. Репринт: М.: «Лодья», 2002. С. 47.
[15] Цит. по: Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж: Изд-во Западноевропейского экзархата Московской Патриархии, 1989. С. 94.
[17] Тихомирова К.Г. Героическое сказание в древнерусской живописи. // Древнерусское искусство: Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств. XIV-XVI вв. М., 1970. С. 8-17.
[18] См.: 1) роспись северной стены церкви Воскресения в Ростове (ок. 1675 г.);
2) фреска церкви Иоанна Предтечи в Ярославле (1694-1695).
[19] Успенский Л.А. Указ. соч. С. 121-122.
Ангелы: девять чинов. Инфографика
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Согласно православному вероучению, Бог сотворил не только видимый мир, но и мир невидимый, духовный. Что мы знаем о мире «Сил небесных»?
Ангел (греч. вестник, посланник) — духовное, невидимое существо, которое, как и человек, сотворено Богом и обладает личным бытием. В отношениях между человеком и Богом ангелы выполняют служебную роль: они возвещают людям волю Божию.
По учению Православной Церкви все ангелы (Небесные Силы) делятся на три лика. В свою очередь, каждый лик подразделяется еще на три. Такое деление основано на двух принципах: степени приближенности к Богу и типу служения.
Первый лик
Серафимы
Перевод: Ивр., гр. — горящие, огненные, пламенеющие;
Упоминание: Ис 6:2
Шестикрылые ангелы, наиболее приближенные к Богу. Свое название получили от той пламенной любви, которую имеют к Своему Создателю.
Херувимы
Перевод: Ивр. керубим — умы, распространители познания и мудрости;
Четырехкрылые и четырехликие ангелы. Их главное служение — просвещение.
Престолы
Образно, на них восседает Господь Бог, как на престоле, и вершит Свой суд.
Как учит Церковь, степень святости и приближенности этих чинов к Богу настолько высока, что достичь ее больше не может никто. Лишь только Божия Матерь (будучи человеком) сподобилась этой славы, как воспевает об этом Церковь: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим».
Второй лик
Господства
Являются незримыми наставниками поставленных от Бога земных властей, правителей. Также помогают человеку укрощать свои страсти, владеть ими.
Наделены особой властью совершать чудеса, ниспосылают эту благодать праведникам и угодникам Божиим.
Власти
Обладают властью укрощать силу падших ангелов, а также повелевают стихиями.
Третий лик
Начальства (Начала)
Наделены правом повелевать законами вселенной, природы, а также оберегают народы и страны.
Архангелы
Упоминание: Откр 12:7 и др.
Начальники ангелов. Учителя и провозвестники воли Божией для человека, передатчики Откровения.
Особое место в ангельской иерархии занимают архангелы архистратиги Небесных воинств. К ним относятся архангелы Михаил и Гавриил и еще пять архангелов — Иеремиил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Эгудиил, Варахиил. Архистратиг Михаил считается верховным архангелом, покровителем всего небесного воинства.
Ангелы
Упоминание: Откр 1:7 и др.
Наиболее близки к человеку, являются проводниками воли Божией, а также хранителями, защитниками. В данном случае словом ангел обозначается именно чин Небесных Сил.
В более широком смысле этим словом называется представитель любого чина вообще, без конкретики.
Ангел-хранитель
Ангел, который незримо приставляется при крещении к конкретному человеку, чтобы молиться за него перед Богом и оберегать от зла.
Господь Бог всегда слышит мольбу матери или бабушки о исцелении ребенка?
Хотелось-бы узнать об отпавших ангелах, кем они были до падения, что делали и так далее?
Изображения ангелов в христианских традициях
Изучая биографии святых, которые изображены на иконах Войскового Воскресенского собора в станице Старочеркасской, постоянно сталкиваешься с изображениями Ангелов и описаниями их деятельности. За многолетнюю работу в Старочеркасском музее-заповеднике у меня собралось много сведений об этих божьих созданиях, поэтому я решила их объединить в один справочный текст и познакомить вас с ними.
Слово Ангел часто встречается в Библии и обозначает личные, духовные существа, сотворённые Богом. Ангелы возвещают людям волю Божию и исполняют на земле Его веления. На первом вселенском соборе в 325 году нашей эры было принято, что ангелы существуют, а люди должны использовать мир ангелов для того, чтобы достигнуть небес. Через 20 лет Вселенский собор обратил внимание на то, что люди больше верят ангелам и это отвлекает от личности Иисуса Христа, поэтому были приняты меры по возвеличиванию сына божьего.
Однако, люди продолжали обращаться к ангелам за помощью, тогда в 787 году нашей эры Вселенский собор постановил, что ангелы могут выступать в качестве посредников между Господом и людьми. В 13 веке святой Фома Аквинский (1225-1274) в своих трудах объяснил, как общаются ангелы, как они перемещаются в пространстве. Он определил значение ангелов для живущих на земле людей. В своих трудах Фома писал, что ангелы пользуются энергией мысли, состоят из разума, могут обрести и физическую форму.
В последующие века церковь приняла ветхозаветные понятия об ангелах, соединила в свете новозаветных писаний и выработала своё «Учение об Ангелах». Теперь, по христианскому учению Ангелы по сути духи бесплотные, одарённые умом, волей и могуществом. Все ангелы сотворены добрыми, а злые они по собственной воле. Несмотря на святость и чистоту, ангелы могут подвергаться искушениям. Они сотворены свободными, а потому могут устоять в добре или пасть, как злые духи.
В начале первых веков, когда христианское искусство носило чисто символический характер, Ангелов не изображали. Их имена лишь вырезали на драгоценных камнях. Иконографический образ ангелов сложился окончательно в византийскую эпоху. Они изображаются как светлые юноши с тёмными или белыми волосами, перевязанные тесьмой с развевающимися концами. Ангелы изображаются с крыльями в одежде обычно белого цвета, либо в цветной в соответствии с тем, какое служение они исполняют и к какому чину относятся.
Церковь опирается на учение об ангелах святого Дионисия Ареопага. Он делит ангелов на 9 чинов по 3 степеням. В первом чине находятся те, кто ближе к Богу: престолы, херувимы и серафимы. Во втором чине: власти, господства и силы, которые изображаются в виде юношей в длинных священнических ризах с золотым поясом и в зелёном омофоре. В третьем: ангелы, архангелы и начала, которые изображаются в виде зрелых мужчин в воинском облачении с мечами в руках.
Престолы — называются богоносные, так как на них разумно почивает бог и через них он совершает свой праведный суд. Пророк Иезекииль изображает престолы в виде огненных колёс с крыльями и глазами. В средние века их изображали ангелоподобными существами облачённых в зелёные одеяния судей, символизирующих божественное правосудие.
В библейской истории в первый раз слово херувимы встречается в третьей главе книги «Бытия», где Херувим с пламенным мечом стоит у сада Эдемского и охраняет путь к древу жизни. Потом о них говорится при устроении скинии и при создании храма Соломона, где Херувимы изображены в образе человеческом, но с крыльями и поставленные в святая святых над Ковчегом Завета.
В псалмах Давида, у пророка Исайи, Бог представляется вездесущим на херувимах. У пророка Иезекииля Херувимы представлены, как светозарные пылающие существа человеческого облика, имеющие по 4 лица и по 4 крыла, а под крыльями человеческие руки. В откровении Иоанна Богослова Херувимы изображены предстоящими перед престолом божьим и прославляющими бесконечные совершенства Вседержителя и Агнца.
В средние века херувимы изображались в облике ангелоподобных существ золотого и голубого цвета с книгами в руках. Позднее во времена возрождения, херувимов стали изображать в стиле барокко, пухленькими крылатыми младенцами.
Серафимы — шестикрылые бестелесные небесные создания огненного цвета, охраняющие престол божий и пылающие любовью к Богу. В переводе с еврейского означает «пламенеющий». Пророк Исайя изображает их как высшую ступень в небесной иерархии в человеческом образе, имеющими по 6 крыльев, два крыла закрывают лицо, два ноги, двумя летают и непрерывно воспевают хвалебные песни богу.
Власти — помогают людям бороться против нечисти так, как имеют над нею власть. Ангелы власти изображались в виде царствующих особ, то есть в царском одеянии, с короной на голове в руках держащими скипетр и державу.
Господства — помогают людям владеть чувствами, смирять в себе непотребные вожделения и страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей и быть выше всякого искушения. Они радостно и добровольно служат богу. Изображались в образе мужчин, облачённых в военные доспехи, что являлось символом победы Господа над Дьяволом.
Силы — исполнены божественной крепостью и немедленно выполняют волю всевышнего Бога крепкого и сильного, Они творят чудеса и помогают святым людям творить чудеса, исцелять болезни и предвещать будущее. Изображались в образе юношей с цветами в руках. Если ангел держал в руках белую лилию, то этот образ являлся символ чистоты. Если ангел держал в руках красные розы, то этот образ являлся символом страстей христовых.
Начала — управляют низшими ангелами, им поручено управление вселенной и охрана всех княжеств и царств, земель, народов и племён. Каждый народ и каждое царство имеют своего ангела в чине начала.
Ангелы, «созерцающие лицо Отца небесного» — ближе всех к людям, они возвещают меньшие тайны и намерения Божьи. Они являются служебными духами, которые помогают душам людей из грешников сделаться праведными по благодати Христовой.
В 4 веке нашей эры ангелов изображали в виде мужских фигур без ступней с крыльями в длинных белых одеяниях. Затем в средние века их стали писать в богато украшенной одежде. В эпоху возрождения ангелов стали изображать в образе женщин одетых в модные одежды, либо в образе детей с крылышками.
В понятии Ангелов — хранителей разумеется собственно духовные существа мира ангельского. Святой Ориген говорил, что в небесном чине Ангелов — хранителей находятся души пророков и души святых мужей, достигших совершенного просветления.
Дионисий Ареопагит полагал, что «хранителями человеков поставляются от Бога Ангелы, принадлежащие к низшей степени небесной иерархии». В писаниях святого Илария утверждалось, что «тем кои должны наследовать спасение, посылаются от Бога Ангелы, предстоящие пред славою Божией и возносящие к Богу молитвы молящихся» ( Товит. 12.15-18)
В христианской традиции считается, что у каждого человека имеется ангел — хранитель, которого он получает при рождении. ( Матф. 18.10; Псал. 33.8; Евр. 1.14.) Служение этих Ангелов Хранителей начинается со времени нашего возрождения в купели крещения. (Деяния. 10. 3,6, ; 11. 13-14). Ангел — хранитель постоянно находится при каждом верующем в продолжении всей его жизни, пока он остаётся боящимся Бога. (Евр.1.14) В этом случае ангелы невидимо отклоняют от нас опасности, заблаговременно предостерегают нас от них, когда нужно одушевляют нас мужеством, «проливают небесные утешения в сердца, сокрушённые скорбями и болезнями» (Матф. 16.26; Быт. 19. 15-19; Псал.33.8;90.10-11; Деян.12.6-11; 5.19). Служение Ангелов хранителей простирается за пределы нашей жизни, до решения нашей участи в мире духовном. (Лук. 16.22.)
Если христианин перестаёт бояться и вдаётся в нечестие, ангел покидает такого человека, ожидая минуты его раскаяния, чтобы снова приблизиться к человеку и иметь радость ополчится окрест кающегося грешника. (Лук. 15, 7-10.) «Ибо как пчёл отгоняет дым и голубей смрад, так и Хранителя нашей жизни отдаляет много плачевный и смердящий грех.»(Беседы святого Василия. Ч.1. Стр 295.)
В книге Ермы «Пастырь» сказано: « два духа находятся при человеке: один дух добрый, другой дух злой». Ангел отходит от человека, когда злой дух искушает его. Оставаясь невидимым, ангел хранитель наблюдает за испытанием и ожидает следствия искушения. Если человек пускается во все тяжкие, то ангел отходит от него и возвращается к человеку лишь после чистосердечного покаяния испытуемого. Если человек с честью проходит испытание, то ангел возвращается сразу и «служить тебе, беседует с тобой или посылает радостные ощущения». (Беседы о Творениях. Святого Златоуста.)
Ангелы хранители принадлежат стихиям, им гораздо легче оказывать услуги тем, чей темперамент более подходит к той стихии, которая им свойственна. В Апокалипсисе упоминаются об Ангелах, имеющих область на огни (Апок. 14.18), державших четыре ветры земския (Апок. 7.1), или о Ангеле водном (Апок. 16. 5). Ангелы хранители присутствуют при разлучении души с телом, сопровождают душу «в назначенную ей страну духов блаженных, или же мраком томимых»( Святой Фёдор Студит. Том 5. стр 467. Sirmondj.)
Христианская церковь признаёт, что существуют ангелы хранители не только отдельных верующих, но и целых народов. Бесспорно, имеются свидетельства в священном писании об ангелах народоблюстителей. В книге пророка Даниила имеется свидетельство об ангеле народоблюстителе народа Израиля — архангела Михаила. (Даниил. 10. 1-3) В своей пророческой книге Даниил также говорит о других ангелах народоблюстителях народов Македонии, Египта и Сирии.(Даниил. Главы 11 и 12).
В откровении Иоанна Богослова в первой главе Апокалипсиса передаются слова Господа о семи Ангелах церквей малоазиатских.(Апок.1.20) А отсюда заключение о том, что все общества верующих имеют особых ангелов хранителей. Святой Епифаний, упоминая об Ангелах Хранителях церквей, называл их стражами алтарей.
В Православном Исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной сказано об ангелах: «они даются ещё для сохранения городов, царств, областей, монастырей, церквей и людей, как духовных, так и мирских.» ( Святой Григорий Богослов. Слово об умножении сущности. Том 4 стр. 236)
Архангелы — небесные воины, они возвещают о великих и преславных посланиях людям, которые получают от Бога. Среди архангелов выделяют семерых, которые являются начальниками над сонмами ангелов. Их ещё называют архистратигами. В книге Еноха приводятся имена архангелов и их иерархия:
Уриил — властвующий архангел над небесными светилами. Его имя переводится, как «свет Господень», изображается на иконах в образе юноши с крыльями, несущий свиток или книгу. Считается, что на Уриила возложено исполнение приговоров Всевышнего знаком, которого являлась книга. В ветхом завете он упоминается в книге «Бытия» (32; 22-32) во время борьбы патриарха Иакова, за что праотец был прозван Израилем, то есть победителем, богоборцем. Пророк Исайя пишет в своей книге, что Уриил, является предводителем серафимов. ( Исайя 6;2) В евангелии указывается, что он был ангелом — хранителем гроба Господня, и именно он возвестил жёнам мироносицам о вознесении Христа.
Рагуил — подвергающий наказаниям. К сожалению это всё, что мне удалось найти об этом архангеле.
Сариил — начальник над духами, соблазняющими и вовлекающими людей в грех.
Гавриил — ангел милосердия, правивший Райским садом, страж рая и начальник над духами, оказывающими помощь людям. Его имя в переводе означает «Бог есть сила». Он является главным посланником Бога-отца, стражем небесной сокровищницы и покровителем рожениц. Изображался в виде молодого мужчины, в руках мог держать розу без шипов, оливковую ветвь, лилию, скипетр, знамя или свиток с благой вестью. Иногда, Гавриил изображался с двумя радужными крыльями. В книге «Бытие» он упоминается при изгнании людей из рая, а также помог Иосифу, правителю Египта найти своих братьев (Быт.37; 15-17). Гавриил возвестил о рождении Самсона (Суд. 13; 3-7), рассеял войска Ассирийского царя, «вошёл в стан врагов еврейского войска и умертвил 185 тысяч» (4цар. 19; 35). Дважды являлся к пророку Даниилу, помогая ему работать над его пророческой книгой. Сообщил Деве Марии о том, что она носит плод от Святого Духа. Когда родился Иисус, Гавриил явился к пастухам с сонмом ангелов и объявил о рождении миссии. (Лука 2. 8-14) Два раза являлся к отцу Иисуса, Иосифу, первый раз сообщил ему о избиении младенцев и второй раз в Египте сообщил ему о смерти царя Ирода. Пророк Мухаммед утверждал, что получил откровения от ангела Гавриила (Коран 9.1).
Иерахмиил — наблюдающий за воскресением мёртвых.
Архангелы Еноха соответствуют семи древним богам персов, которые трудились над созданием мира, или семи планетарным духам Вавилонян. Учение ангелов очень древнее, уходящее корнями вглубь веков, когда человек не совсем понимал силы природы и олицетворял её с богами, ангелами и духами. Древние люди имели свой свод Богов, 7 главных сокровенных богов, христиане трансформировали в семь архангелов и они стали «Семью очами Господа».
Ранее эти сущности почитались, как правители семи главных планет. На них лежала обязанность надзирать за развитием жизни людей на земле. Солнце не включалось в число этих планет, а являлось главою 12-ти великих Богов или иначе созвездий зодиака, которые также участвовали в создании человека и жизни на планете Земля.
Христианские догматы перемешали древние понятия и образы в свою систему, что привело к бесконечной путанице в иерархии богов и ангелов. Христианское богословие основывается на представлениях еврейского эзотерического учения об ангелах, основателем которого является царь Соломон.
До наших времён дошло его завещание сыну, в котором Соломон даёт свою иерархию ангелов, которые обязаны помогать в жизни человеку. Это сочинение называется «Ключики Соломона», в котором царь даёт не только имена ангелов, но и их подписи. Также он даёт наставления, как изготавливать защитные талисманы и кольца власти.
По Соломоновой иерархии ангелы делятся по видам стихий это:
По представлению Соломона мир делится на семь небес, в которых находится семь звёзд, именуемых планетами, населённые легионами ангелов. Каждый легион имеет своего главного ангела:
Обратите внимание, что ангел Михаель является ангелом воздуха и ангелом планеты Меркурия. У древних римлян бог Меркурий — являлся посланником богов и изображался в сандалиях с крылышкам. Рафаель является ангелом огня и планеты Венеры, то есть сочетает в себе огонь любви, которое отображает состояние человека, когда он испытывает любовь. Ангел луны Габриель, он же и ангел воды. Все знают, что луна и вода связаны между собой, например, приливы и отливы морей полностью зависят от луны.
У каждого знака зодиака, также имеется свой легион ангелов, люди, рождённые под этими знаками, имеют личного ангела — хранителя, который имеет своего командующего, свод ангелов привожу по Соломону. В таблице имеется колонка, в которой приводится деление чинов ангелов по зодиаку в христианском толковании:
Соломон также даёт имена ангелов, которые предстоят перед Богом и отвечают за свойства и вещи в человеческом обществе:
Зафиель — милость и гнев;
Самиель — семья и одиночество;
Самаёль — власть и рабство;
Рафаёль — жизнь и смерть;
Хюриель — война и мир;
Михаель — ум и глупость;
Габриель — богатство и бедность.
Соломон был наделён величайшей мудростью. В наставлениях своему сыну Ровоаму он пытается объяснить ему, что в мире нет чёткого деления на добро и зло, на хорошее и плохое. Человек может быть очень милостивым, а через минуту этот же человек может кричать от гнева. Поэтому ангелы отвечают за один вид свойства, который в человеческом обществе проявляется двумя антиподами.
Царь Соломон в своём завещании ангелов делит по дням недели. Как известно день состоит из 24 часа, у каждого ангела свои часы дежурства, которые человеку не ведомы.
Также Соломон приводит имена 15-ти ангелов, которые соответствовали 15 месяцам еврейского года. Поскольку в современном мире год делится на 12 месяцев, то автор перевода книги Соломона даёт свод ангелов по временами года. К ним обращались, если происходили сбои в смене времён года:
Отдельной категорией выделены ангелы управляющие человеческими желаниями. Соломон даёт имена ангелов, их подписи, печати, которые должны наноситься на талисманы или кольца в определённые часы, дни, месяцы и даже годы:
Ангел Бариель — помогает людям обладать многими благами, почестями и славой, если его имя и подпись выгравировать на серебряном кольце.
Ангелы планеты Солнца — помогают снискать дружбу принцев и вельмож, а также достичь задуманного, если их имена выгравировать на золотом кольце.
Ангелы Венеры — помогают возбуждению дружбы и уничтожения ненависти. Гравировка имени ангела и его подписи должна быть на медной пластине или кольце.
Ангелы Сатурна — помогают выращивать скот и ускорять бег и неутомимость верховой лошади, а также успешно строить здания. Талисман или кольцо с именем и подписью ангела должны быть из свинца.
Ангелов Юпитера призывают для удачи во всех делах. Талисманы или кольцо должны быть изготовлены из олова.
Ангелы Весов и Венеры — защищают от воздействия ядов и колдовства.
Ангелы Меркурия и Близнецов исцеляют от болезней. Талисман изготавливался из сплава золота и серебра.
Ангелы Луны оберегают от краж. Применялся серебряный талисман или кольцо.
В последних строках своего сочинения Соломон пишет: «Прежде всего ты должен знать, что все сотворённые Богом вещи должны быть ему покорными. В своих творениях Он достиг высшей степени совершенства, создав существо, совмещающее земное и божественное, то есть человека, тело которого грубо и материально, а душа духовна и небесна. Ему Он подчинил всю землю с её обитателями и ангелами, которых я называю Небесными Созданиями, из них некоторые предназначены управлять светилами, другие — населять стихии, третьи руководить и помогать людям, четвёртые — непрестанно воспевать хвалы Господу. При помощи их печатей и подписей ты можешь снискать их расположение, но не злоупотребляй им и не требуй от них вещей не свойственных им, потому что проклят будет тот, кто призывает имя Бога всуе и кто во зло употребит знания и блага, которыми Бог нас одарил.»
Используемая литература:
Христианство. Энциклопедический словарь. Москва,1993 год.
Ключики Соломона. Ростов/Дон, 2003 год.
Е Блаватская. Тайная доктрина. Том 2. Москва, 2006 год.
Архимандрит Евгений. Прибавления к изданию творений святых отцов.
(В русском переводе) часть 8. Москва. Типография В Готье. 1849 год.
(СИАМЗ.КП.№15879/2)