икона с лучами солнца
Икона Богородицы «Благодатное Небо»
Празднование
История
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля по левую сторону от царских врат.
Пресвятая Богородица, держащая на руках Предвечного Младенца, изображена в полный рост и в окружении ярко-красной мандорлы с исходящими от нее сияющими лучами. Этот образ имеет также наименование «Что Тя наречем?», происходящее из текста Богородична 1-го часа, начертанного по краю сияния, исходящего от Божией Матери: «Что Тя наречем, о, Благодатная? Небо, яко воссияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси Цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим».
Иконографическое изображение Пресвятой Богородицы, под ногами Которой первоначально был изображен лунный серп, иллюстрирует слова Откровения Иоанна Богослова: И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его (Откр.12:1, 5).
Существует предание, что этот образ находился ранее в Смоленске и в XIV веке был перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софией, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича (1389–1425), вместе со многими другими древними иконами, присланными из Константинополя (как следует из записи в Троицкой летописи за 1398 г.). Об этом стало известно в 1853 году, когда во время поновления иконостаса Архангельского собора митрополит Филарет (Дроздов) распорядился собрать исторические сведения о чудотворном образе. В несохранившейся описи XVII в. Архангельского собора указывалось, что образ является списком с находившейся в соборе древней иконы, сделанным мастерами Оружейной палаты по указу царя Феодора Алексеевича.
Образ Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо», пребывающий в настоящее время в местном ряду иконостаса Архангельского собора, был исполнен царскими иконописцами при создании нового иконостаса в 1678–1680 годах и помещен в серебряный чеканный оклад с надписанием текста Богородична. Украденный в 1812 году старый оклад был заменен новым в 1815 году. В 1916 г. чудотворная икона была украшена серебряной ризой и накладными серебряными херувимами на полях, которые до нашего времени не сохранились.
Прототип иконографического изображения Божией Матери, появившийся в Германии в XV веке и получивший широкое распространение в западном искусстве, в XVII веке через Украину, Белоруссию и Литву попал в Россию.
В начале XX века по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского был сделан список с иконы «Благодатное Небо» для ризницы храма Вауловского Успенского скита Романово-Борисоглебского уезда в Ярославской губернии. В настоящее время он пребывает в Воскресенском соборе г. Тутаева Ярославской области.
Другой список с чудотворного образа помещен в храме Распятия Христова Большого Кремлевского дворца.
Во 2-й половине XIX — начале XX века празднование иконе совершалось два раза в год: 6 марта и в Неделю Всех святых. По пятницам после Литургии перед образом совершался молебен с акафистом и водоосвящением.
Икона Пресвятой Богородицы «Благодатное небо»
Икона Божией Матери «Благодатное Небо» представляет собой одну из целой группы «Акафистных икон». Эта группа характерна определенной целью их создания — это прославление Богородицы и возвеличивании ее как Царицы Небесной.
К таким иконам приходят помолится и попросить о наставлении, о вразумлении и помощи на тернистом жизненном пути. Знаменит этот образ помимо своих чудотворных особенностей и тем, что он последний, кто слышала молитву святого Иоанна Кронштадского.
Композиционные особенности
Икона Божией Матери «Благодатное Небо» является иконографическим прототипом более раннего образа «Жена, облеченная в солнце», на котором также изображается Божия Матерь на руках с Младенцем Христом. Она стоит на полумесяце с короной на голове, а вся ее фигура купается в лучах золотого света. Сияние на этой иконе особой формы — мандолы, это овальная форма света, которая вытянуто по горизонтали.
Еще об иконах Богородицы:
Оба образа отвечают видению Иоанна Богослова, которое записано в 12-ой главе Откровения.
Как уже было сказано, иконография образа ставила своей целью изобразить ту самую «Жену, облечённую в солнце», которая изображена в Откровении (12:1-5 стихи). Там Богородица символизирует Святую Церковь. На картине Дева Мария изображена в полный рост, левой рукой придерживающая Младенца Христа. Всю девушку обрамляет солнечное сияние, которое называется в иконописи мандола из-за характерного вытягивания по горизонтали, еще его называют миндалевидным нимбом. Головы Марии и Христа украшены короной, а ноги первой устойчиво стоят на поверхности месяца, который изображен в свою неполную стадию сияния.
Все изображение сделано яркими красками, переливающийся нимб, корона — все эти атрибуты направлены на то, чтобы человек, смотрящий на картину, понял, кто есть Царица Небесная, и наполнился благоговением.
Существует предание, что именно в таком виде, в каком изображена Богоматерь, она и будет во время второго пришествия Христа, поскольку весь ее лик как бы молит о спасении этого мира.
Богословские трактаты по-разному толкуют данный образ Жены, но в своем большинстве они соглашаются с тем, что так автор изображает Церковь Христову.
Возник данный тип такого изображения Богоматери в 15 веке в Германии, откуда затем широко распространился по миру западного искусства. Русь же приняла его только в 17 веке через Польшу и страны Прибалтики, где и дал начало подобным иконографическим типам. К этой же группе относятся иконы «Солнечная», «Неопалимая купина» и пр.
Характерной особенностью такого типа написания является:
История и значение образа
Нет единой теории о том, как же святой лик попал на Русь. Известно лишь, что появился он здесь лишь в 17 веке.
Главные версии появления таковы:
Чудеса
Изначально икона не имела такой большой популярности среди православных верующих. Началось это лишь тогда, когда митрополит Филарет Дроздов в 1853 повелел собрать исторические данные о лике, который находился в то время среди реконструировавшегося иконостаса Архангельского собора. После того как данных было достаточно, чтобы сказать, что данный образ — чудотворный, прихожане стали приносить к нему масло, лампады и свечи, а митрополит распорядился вести перед ней праздничную литургию два раза в год.
До революции верующие в Москве особо почитали три святыни:
Считается, что именно через эти святыни Господь обильно благословлял людей и совершал исцеления. Среди чудес особо выделяются несколько.
Списки и дни празднования
Когда икона переехала со Смоленска вместе с княжеской семьей (по одной из версии), ее поместили в Архангельском соборе, где она хранится и сейчас.
На сегодняшний день самые популярные списки находятся в церкви Святой Троицы в Никитниках, а также в Воскресенском соборе города Тутаева и в Большом Кремлевском дворце в храме Распятия Христова, где хранятся первоначальные списки.
Хотя списки с тех пор стали многочисленнее:
В каждом храме возносят поклонение иконе два раза в год:
Перед ней читают тропарь и акафист в ходе праздничной литургии.
В чем и кому помогает
Данному образу молятся разные люди, ведь нет разницы, к какому образу взывать о спасении — Господь слышит каждый зов.
Обычно к данном лику приходят те, которые желают найти путь к спасению своей души, стремятся к Царствию Небесному и желают излечить болезни тела и духа и тела. Наравне с этим, она хранит Церковь от ересей и лжеучений, наставляет заблудшие души, а также может помогать в вопросах управления всем, кто занимает должностные позиции и просит Деву Марии о помощи.
Молиться данной иконе можно всем, кто:
Как известно, Господь слышит каждую просьбу, поэтому у лика можно молиться Господу о:
О чем еще можно молиться Богородице:
Как икона «Благодатное небо» защищает лётчиков и помогает найти дорогу к Богу
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Не только на Святой Руси, но и во всех краях нашей планеты почитают Богоматерь. Всего насчитывается более 800 изображений Девы Марии. Одним из наиболее интересных типов образов, написанных в честь Нее, считается акафистная-собирательная икона. Особенно можно выделить «Благодатное Небо».
икона Божией Матери «Благодатное небо»
История образа Божией Матери
Первое упоминание об иконе Богородицы «Благодатное Небо» датируется 14-ым столетием.
Софья, дочь Литовского Великого князя Витовта, сочеталась браком с Василием I, сыном Дмитрия Донского, и как приданное и благословение молодой семье взяла с собой из Смоленска в Москву икону Богоматери. А в Смоленск святыня была прислана из Константинополя.
По еще одной легенде реликвия была доставлена Великой княгиней Софьей Палеолог из Литвы. Однако основанием этого предположения является лишь сходство данного образа с Виленской иконой Богородицы.
Сейчас наиболее почитаемый список с древней святыни пребывает в иконостасе кремлевского собора святого Архангела Михаила. Относится он к последней четверти 17-го века. Образ подготовили в Оружейной Палате. Изумительный драгоценный оклад из серебра с чеканкой был украден в период Отечественной войны 1812 года. Позднее он был восстановлен.
На полстолетия раньше этой иконы появился иконостасный образ из Троицкого храма в Никитинках (в Москве). Изображение Богоматери с Младенцем, у ног которой на коленях стоят преподобные Андрей Критский и Георгий Хозевит, считается самым ранним образом такого типа на Руси.
Нужно сказать и о необычном именовании святыни. Называют ее не только «Благодатным Небом», но и «Что тя наречем».
Значение изображения
икона Божией Матери «Благодатное небо»
Царица неба и земли всегда полна внутренней красоты, достоинства, величия. Матерь Бога олицетворяет духовную силу и мудрость. «Благодатное Небо» принадлежит к акафистному типу икон.
Главная цель таких изображений – прославить Деву Марию. Они иллюстрируют слова, которыми описана Богородица в акафистах, в то время как написание других типов икон построено, как правило, на богословских текстах.
Полезные материалы
Богоматерь здесь в полный рост, с Богомладенцем на руках, стоит на полумесяце, Ее фигура, как и Ее сына, окружены золотым сиянием (мандорлой). На головах у них короны.
По церковному преданию, Божья Матерь именно в таком облике предстанет людям перед вторым пришествием Мессии.
В чём помогает образ Пресвятой Богородицы
Молитва
Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотрокови-це, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося. О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены и исполнися и совершися в Безмужней Деве. О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невеста Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходящаго на небе солнца? Но Ты — само Небо, из Тебе бо возсия Солнце Правды — Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшед-шею Своею чистотою всех матерей и проматерей? Но Ты не токмо родила Того Младенца Христа, но и носила Его при Своих персех и питала Твоим матеродевственным млеком, Того, Иже питает всякое создание. Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесныя силы и Его же хвалит всякое дыхание и тварь. О, воистинну Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. Аминь.
О чём молятся перед ликом
Икона «Благодатное небо»
Происхождение
Церковь Николая Чудотворца погоста Бережки Островского района Костромской области
Реставрация: Реставрированы бригадой А.М.Малафеева в Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в 1987-1990 годах.
Размер: 165,0 х 59,0 см
Автор: Патракеев Филипп
Материал: Дерево, смешанная техника
Персоналии: Спаситель, Богоматерь
Уточняющая датировка: 18 в. 1794 г.
Век: 18
Страна: Россия
Место хранения: Музей-заповедник «Щелыково»
Иконография, категория: Богоматерь
Тип изображения: Ростовое
Икона «Благодатное Небо» соединяет в себе духовные традиции Востока и Запада, поэтому и поклоняются ей представители разных конфессий.
Существует свидетельство о том, как одна лютеранка получила избавление от болезни по молитвам перед этим образом. Святая икона явилась ей во сне. Женщина отправила свою помощницу в церковь, помолиться перед иконой, та полтора месяца усердно исполняла поручение. И вскоре страждущая полностью исцелилась.
День памяти
Празднование святыне совершается 19 марта и в первое воскресенье после Дня Святой Троицы.
Икона «Благодатное Небо»
Православные иконы пишутся строго в соответствии с каноном. Тем не менее, существует ряд образов, которые выделяются из общего числа. Характерным примером является икона Благодатного Неба, которая изображает Богоматерь с младенцем, чаще всего не плечный образ (только до плеч), а во всю длину тела.
Откуда появилась икона
Изначально существовал прототип данной иконы, который именовался Жена, облачённая в солнце, и был создан на основе видения описанного Иоанном Богословом. Тут изображение отличается интересной символикой и оригинальностью.
Богородица стоит на полумесяце, который смотрит двумя сторонами вверх, а сама окружается лучами света, которые исходят около нее повсюду. Также на голове Девы Марии и младенца Христа короны – типичный символ для католической иконописи. Именно в католичестве этот образ изначально прорабатывался, начиная с 15 века, спустя пару веков на Руси появляется икона Богородицы Благодатное Небо, которая основана на этом исходном, скажем так, материале.
Есть и другая версия, согласно которой данную икону привезли сначала в Смоленск из Константинополя, а потом и в Москву. Тем, кто привез святой образ считается супруга князя Василия Дмитриевича.
Так или иначе, на Руси этот образ особенно почитали, в частности ходили в Архангельский собор Кремля для того чтобы помолиться перед иконой.
В чем помогает икона «Благодатное небо»
Если рассматривать значение иконы Благодатное Небо Божией Матери, то нужно углубиться в символику, которая во многом обуславливалась контекстом того времени. Именно тогда, когда образ начал распространяться на территории Руси, распространялась идея о Москве как преемнице Рима и Византии. Тут образ Благодатное Небо икона Божией Матери пришелся кстати и стал активно использоваться для того, чтобы указывать на преемство России в деле святой христианской веры.
Дева Мария «облаченная в солнце» тут представала как образ святой церкви. Этот образ противопоставлялся различным ересям и другим отхождениям от истинной веры. Именно поэтому, когда говорят в чем помогает икона Благодатное Небо указывают на возвращение в истинную веру.
К примеру, данному образу молятся о вразумлении людей, которые начали заблуждаться или впадать в ересь.
Также тут могут возноситься молитвы о людях, которые много грешат, о том, чтобы исцелиться от различных недугов. Перечислим другие наиболее распространенные варианты просьбы перед этим образом:
Как видите, много в чем помогает икона Благодатное Небо. Значение этого образа тут также часто ассоциируется с защитницей всего мира, с Девой, которая молится обо всем мире. Также именно этот образ считают прототипом того как будет выглядеть явившаяся перед Вторым пришествием Дева Мария. Поэтому в каком-то смысле тут также прослеживаются эсхатологические мотивы.
Самые ранние версии
В середине 17 века была написана икона для храма Святой Троицы, который располагается в Никитинках. На этой иконе отсутствуют лучи света, но есть светлый ореол, который обрамляет Деву Марию. Особенностью тут также является наличие Андрея Критского и Георгия Хозовита, которые являются святыми соименными людям, которые возводили церковь в Никитинках.
В 1682 году Василий Познанский создал для Кремля другой образ Благодатное Небо, который во многом напоминает исходные изображения из католической традиции. Тут присутствует полумесяц, а также есть парящие ангелы, которые располагаются в пространстве облачного сияния. Похожий вариант сейчас хранится на территории Третьяковской галерее, эта икона создана в 18 века.
Молитвы перед иконой Благодатное Небо
Тропарь, глас 6
Что Тя нарече́м, о, Благода́тная?/ Не́бо? – я́ко возсия́ла еси́ Со́лнце Пра́вды;/ рай? – я́ко прозябла́ еси́ Цвет нетле́ния;/ Де́ву? – я́ко пребыла́ еси́ нетле́нна;/ Чи́стую Ма́терь? – я́ко име́ла еси́ на святы́х Твои́х объя́тиях Сы́на, всех Бо́га.// Того́ моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Как Тебя назовем, о Благодатная? Небом? Потому что на Тебе взошло Солнце Правды. Раем? Потому что Ты произрастила бессмертный Цветок. Девой? Потому что осталась непорочна. Чистой Матерью? Потому что держала в святых Твоих объятьях Сына и Бога для всех. Его же моли о спасении душ наших.
Кондак, глас 6
Не и́мамы ины́я по́мощи,/ не и́мамы ины́я наде́жды,/ ра́зве Тебе́, Влады́чице,/ Ты нам помози́,/ на Тебе́ наде́емся/ и Тобо́ю хва́лимся,/ Твои́ бо есмы́ раби́,// да не постыди́мся.
Перевод: Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица. Ты нам помоги, на Тебя надеемся и Тобою гордимся, потому что мы – Твои рабы, да не будем ничего опасаться.
Молитва
Что Тя нарече́м, о, Благода́тная Богома́ти Богоотрокови́це, Пренепоро́чная Мари́е? Ки́ими песнопе́нии возвели́чим Тя, возвели́ченную Не́бом и земле́ю, А́нгелами и челове́ки? Яви́ся бо на Тебе́ неслы́шанное от ве́ка на земли́ и несве́домое А́нгелами на Небеси́ та́инство, па́че ума́ и сло́ва, вочелове́чения Бо́га Сло́ва, рожде́ннаго съискони́ от Безнача́льнаго Отца́ без ма́тери и воплоще́ннаго в Твое́й утро́бе и с нетле́нною печа́тию де́вства Твоего́ роди́вшагося. О, чу́до всех дре́вних и но́вых чуде́с! Непрело́жное сло́во Сама́го Бо́га о победоно́сном се́мени жены́ и испо́лнися и соверши́ся в Безму́жней Де́ве. О, неизмери́мая глубина́ прему́дрости и вели́чия Бо́жия! Ки́ими имены́ нарече́м Тя, о Неве́сто Неневе́стная? Заре́ю ли нарече́м Тя восходя́щаго на не́бе со́лнца? Но Ты – са́мое Не́бо, из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды – Христо́с Бог наш, Спаси́тель гре́шных. Имену́ем ли Тя врата́ми, вводя́щими в поте́рянный прароди́телями рай, оби́ловавший все́ми блага́ми? Но Ты Сама́ еси́ благода́тный рай, произрасти́вшая Цвет нетле́ния, врачу́ющий и отгоня́ющий смерде́ние греха́ и злово́ние прароди́тельскаго тле́ния. Нарече́м ли Тя ю́ною Непоро́чною Де́вою, не позна́вшей бра́ка? Но Ты и до ста́рости пребыла́ Неискусобра́чною и де́вственною до рожде́ния, и в рожде́нии, и по рожде́нии Сы́на пребыла́ еси́. Наимену́ем ли Тя Чи́стою и Свято́ю Мари́ею, превозше́дшею Свое́ю чистото́ю всех ма́терей и прама́терей? Но Ты не то́кмо родила́ Того́ Младе́нца Христа́, но и носи́ла Его́ при Свои́х пе́рсех, и пита́ла Твои́м матероде́вственным млеко́м, Того́, И́же пита́ет вся́кое созда́ние, Ему́же со стра́хом и тре́петом предстоя́т Небе́сныя си́лы и Его́ же хва́лит вся́кое дыха́ние и тварь. О, вои́стину Ты ди́вная еси́ в жена́х, чу́дная в де́вах, неподража́емая в ма́терех! К Тебе́ пред Твои́м Боже́ственным ли́ком припа́даем и пред Твои́ми святы́ми стопа́ми поверга́ем и слага́ем все на́ши мы́сли, жела́ния, наме́рения и чу́вства. Освяти́ их Твои́м Богома́терним призре́нием и вознеси́ их, я́ко же́ртву на́шего смире́ннаго се́рдца, я́ко малоце́нную ле́пту на́шей духо́вной нищеты́, к Престо́лу Сы́на Твоего́, Спаси́теля на́шего, да и́миже весть судьба́ми упра́вит наш путь ко спасе́нию и насле́дию Ца́рствия Его́, не иму́щаго конца́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Икона с лучами солнца
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Солнце на иконах
Иконы-краснушки
В древнейшей арийской традиции, золотистый, желто-красный, розовый, алый, красный, служил для обозначения солярной символики. Этот цвет в древней славянской традиции также неразрывно был связан с солнцем. «Красный первоначально означало «светлый, яркий, блестящий, огненный»; прилагательное это стоит в родстве со словами «крес»- огонь, «кресины»- время летнего поворота солнца, «кресник»- июнь месяц, когда этот поворот совершается. Как постоянный эпитет, подновляющий коренной смысл слов, принятых за названия небесных светил и солнечного сеяния, прилагательное это употребляется в следующих эпических выражениях: красное солнце, красная заря, красный день (ясный солнечный день называется также «украсливым», хорошая погода- «украсливая»), красный месяц, красная весна, красное лето, Красная горка- весенний праздник, в поучении Мономаха «красный свет»; светлая, с большими окнами изба называется «красной» (= «светлицей»), и окно со стеклами, в отличие от волокового, слывет «красным». В Ярославской губернии «красить» употребляется в смысле «светить, сиять»: «Поглядзи-тко в восточную сторонушку, не красит ли красное солнышко»? От понятия о свете слово «красный» перешло к означению яркой краски».(Афанасьев А. Там же, стр.70).
«Красный угол, в избе, передний, старший, где иконы и стол; второй угол, середа, кут; третий — печной, а четвертый — задний, коник или дверной. Красный угол обычно обращен к юго востоку; солнце утром входит в избу передними, красными окнами; солнце с избы, с красных окон своротило, перешло за полдень» (Словарь В.Даля)
Символ утренней зари.
Преимущественно краснушки помещались не в храмах, а в красных углах крестьянских изб, и, как правило, покрывались рушниками с вышивкой красного цвета.
«Красный угол, в избе, передний, старший, где иконы и стол; второй угол, середа, кут; третий — печной, а четвертый — задний, коник или дверной. Красный угол обычно обращен к юго востоку; солнце утром входит в избу передними, красными окнами; солнце с избы, с красных окон своротило, перешло за полдень» (Словарь В.Даля)
Древнерусский обряд встречи рассвета, как и обряд поклонения востоку (рассвет связан с востоком), очень часто встречается в заговорах, поэтому напрашивается вывод о его языческом происхождении. Но в заговорах много раз упоминаются святые, Божия Матерь и даже Христос, поэтому можно думать, что присутствие в заговорах зари и востока, поклонения им в значительной мере есть результат использования древних молитвословий и обрядов, причем обращенных к Единому Богу или связанных с Единобожием, как и упоминаний святых, Богородицы и Христа, в целях, которыми руководствуются знахари и колдуны. Поскольку в течение многих веков не только сама древнейшая традиция поклонения Единому Богу, выраженная солярной символикой, уничтожалась, но и память о ней, встреча рассвета, поклонение востоку стало восприниматься исключительно как языческий обычай, естественно связанный с суевериями и магией