икона с монетами богородицы монетами
Икона с монетами богородицы монетами
Помимо первообраза, который находится в храме на Большой Ордынке в Москве насчитывалось не менее 25 чудотворных и местночтимых списков с этой иконы, в том числе в Петербурге, в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде.
Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…
Богородица изображается на этой иконе в полный рост, обычно со скипетром в правой руке и с Младенцем на левой руке, но иногда и без Него, с распростертыми руками, как на знаменитой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), в окружении припадающих к Ней бедствующих христиан и посланных для утоления их скорбей Ангелов – они указывают на Приснодеву как источник неиссякаемой и всепобеждающей радости. Одеяние Пречистой на списках отличается: Она предстает то во славе, с венцом на главе и в ризах царицы, то в обычном для земных Ее дней плаще и белом плате.
История появления этой иконы в Северной Столице точно не установлена. По преданию, в давние времена жившие в пригородной деревне Клочки (сейчас это район Стеклянного завода, давно вошедший в черту Петербурга) купцы Куракины нашли прибитый волнами Невы к берегу образ Богородицы; через несколько поколений их наследники пожертвовали семейную святыню в часовню при Стеклянном заводе. Но это лишь одна из нескольких версий обретения иконы.
23 июля 1888 года над невскими берегами разразилась страшная гроза. Ударом молнии выжгло внутренние стены часовни вместе со всеми иконами и разбросало монеты из кружки для подаяний.
Уцелел лишь один образ, причем с лика Пречистой Матери спали позднейшие записи, а двенадцать медных монет из кружки были с нечеловеческой силой вбиты в доску иконы. С тех пор новый чудотворный образ и получил народное наименование «Богоматери с грошиками».
На следующий день к часовне потекли потоки богомольцев, начались и уже не прекращались чудесные исцеления. В 1898 году здесь был освящен новый храм, причем чудотворная икона оставалась в часовне и переносилась в храм лишь на время богослужений. Именно это место упоминается в строках А. А. Ахматовой «Пароходик идет до Скорбящей…» — так обычно добирались сюда богомольцы. В советское время храм был разрушен, часовня промыслом Божиим сохранилась до наших дней, сам же чудотворный образ «Богородицы с грошиками» находится неподалеку, в Троицкой церкви.
На петербургском образе Пресвятая Дева пишется с распростертыми руками, со склоненным влево ликом, нижние Ее одежды багряные, верхние — темно-синие, глава облечена в белое покрывало, без царского венца. Выше в облаках — благословляющий Спаситель, вокруг — Ангелы, страждущие, зеленые ветви и непременные двенадцать монет.
Использованы материалы сайта Православие.ру
Икона «Всех скорбящих Радость»: От скорби — к радости
6 ноября – День иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Среди чудотворных образов Царицы Небесной особенно близка сердцу православного человека икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Это неудивительно, ведь многие на протяжении жизни проходят через лишения и трудности, скорби и печали, болезни и немощи. Уже в одном имени этой иконы заключено утешение. Мы обращаемся к Богородице, которая спешит на зов о помощи, поддерживая нас в испытаниях, утирая слезы плачущих и даря надежду.
Икона «Всех скорбящих радость». Благодатная заступница
По обычаю Богоматерь изображают сообразно словам молитвы, обращенным к Ней. «Помощница обидимых, не надеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление», — так мы именуем образ, воплощенный на иконах «Всех скорбящих Радость».
Поэтому Божия Матерь здесь показана в окружении бедствующих людей — раздетых, больных, голодных, а также ангелов, совершающих благодеяния от Ее имени. Сама Заступница пишется на иконе во весь рост, в царском одеянии и с венцом на голове. Над Ней в облаках восседает Спаситель, который в левой руке держит Евангелие, а правой благословляет. Известны разные иконографические виды образа.
Московская икона «Всех скорбящих радость» Преображенского храма на Большой Ордынке изображает Богородицу с младенцем Иисусом, над ними парят ангелы. Особенностью этой иконы является изображение ряда святых во главе с Сергием Радонежским, на лентах — тексты с молитвенными наименованиями благодатной помощи от Богоматери. Существует немало списков (копий) чудотворного образа, где Пречистая Дева изображается без Младенца. Особенно широко известна икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками.
Согласно преданию, первое чудо от этой иконы произошло в 1688 году: благодаря молебну у образа Богоматери в храме Преображения на Ордынке излечилась от тяжелой болезни раба Божия Евфимия, родная сестра московского Патриарха Иоакима. Чудесное исцеление произошло 6 ноября, и в память об этом было установлено празднование в честь иконы «Всех скорбящих Радость», а храм получил наименование чудотворного образа. Вскоре он прославился на всю столицу под именем «Скорбященского». С тех пор, как свидетельствуют церковные книги, многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице, стали получать исцеление и избавление от бед: слепые прозревали, немые получали возможность говорить, а глухие — слышать, бездетные женщины рожали здоровых младенцев, страждущие избавлялись от невзгод.
Икона «Всех скорбящих Радость» полюбилась не только простым верующим, но и членам венценосных семей. В 1711 году, при переезде царской резиденции в Петербург, сестра Петра I великая княгиня Наталия Алексеевна увезла с собой копию Скорбященской иконы, которая стала одной из главных святынь новой столицы.
Позднее, по указанию императрицы Елизаветы Петровны, тоже глубоко почитавшей икону «Всех скорбящих Радость», в Петербурге воздвигли храм в честь дивного образа. Впоследствии Скорбященская икона Божией Матери была щедро и богато украшена императрицей Екатериной II, графиней Головкиной, графом Шереметевым и другими знатными особами. Сейчас этот чудотворный образ находится в Троицком храме Санкт-Петербурга, который в народе называют «Кулич и Пасха».
Чудо с грошиками
Летом 1888 года в городе на Неве прославился чудотворный список с иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Это случилось после пожара, вызванного ударом молнии, в часовне деревни Клочки вблизи Стеклянного завода на окраине Петербурга. После того как потушили пожар, с изумлением обнаружили, что икона «Всех скорбящих Радость» не только не сгорела, но потемневший от времени и копоти лик Богородицы просветлел и обновился. Стоявшая рядом кружка для пожертвований разбилась вдребезги, деньги рассыпались по полу, а к образу в разных местах прилепилось 12 медных монет.
Весть о преображении иконы разнеслась по всей столице, и толпы людей устремились к чудотворному образу с грошиками. Вскоре появился новый тип иконы «Всех скорбящих Радость», на которой краской стали писать грошики. Было также установлено еще одно празднование в честь этого образа — 5 августа, день его чудесного преображения.
Икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками стала источником бесчисленных чудес, многие неизлечимые больные получили исцеление. Так, в 1890 году прихожане часовни стали свидетелями удивительного выздоровления отрока Николая Грачева, который страдал от припадков эпилепсии.
Как-то ночью больной увидел перед собой Пресвятую Богородицу со святителем Николаем Чудотворцем и услышал голос: «Поезжай в часовню, где упали монеты, и ты получишь исцеление, но заранее никому ничего не говори». Прибыв наутро в часовню, больной приложился к образу, и падучая болезнь оставила его навсегда.
Таким же поразительным образом вскоре исцелилась и Вера Белоногина, 26-летняя жена писаря с суконной фабрики Торнтона. Несчастная потеряла голос из-за горловой чахотки, перед которой были бессильны врачи. Женщине оставалось уповать лишь на молитвы и Божию помощь. Однажды во сне Вера ясно услышала таинственный голос, повелевший идти в часовню. Отслужив молебен святой иконе «Всех скорбящих Радость», она вернулась домой и громко сказала своему мужу: «Я совершенно здорова!»
После того как в Санкт-Петербурге была возрождена Скорбященская часовня, ставшая подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря, чудотворный образ Богородицы «Всех скорбящих Радость» с грошиками вернулся на свое историческое место.
Источник: журнал «Православный паломник»
Молитва перед иконой Богородицы «Всех скорбящих радость»
«Надежде ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати Преблагословеннаго Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дево! К Тебе единей прибегаю, к Твоему покрову вседушно преклоняю колена, Владычице. Не презри плача и слез, утехо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать Твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению Твоего призрения, матерне упокоенных и по всему прошению благоизобильствующих; на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевныма очима и хром душевными чувствы. О, Свете Незаходимый! Просвети и исправи мя, веси всякую мою скорбь, веси всякую беду, не презри моления моего, о Полезнодательнице! Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго; вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от чрева матери моея, Тебе оставлен есмь, не остави мене, не отступи от мене, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Читайте также:
Икона «Всех скорбящих Радосте» с грошиками
Пресвятая Владычица не скупится на милость к грешным рабам Своим, призывающим Ее святое имя. И действует Она в основном через чудотворные Свои иконы. Таковых множество находится в нашей стране. И одна из них называется «Всех скорбящих Радосте».
История появления иконы
В Москве в храме Преображения, что на Ордынке, находилась с давних пор чудотворная икона «Всех скорбящих Радосте». Чудеса исцеления от нее начались с 1688 года. Первой исцелилась сестра Патриарха Иоакима. Потом сестра царя Петра Первого Наталья повелела сделать список с этой чудотворной иконы и привезла ее в Санкт-Петербург. Это было в 1711 году.
Список с иконы поместили в Преображенском соборе Питера. С тех пор стали появляться многие списки с этого чудотворного образа. Одним из них и является икона «Всех скорбящих Радосте с грошиками».
Во второй половине восемнадцатого века на Шлиссельбургском тракте была воздвигнута часовня возле Стеклянного завода. В ней стояла чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская». По преданию образ был обретен в водах Невы.
Во время наводнения часовня была унесена на другой берег реки в деревню Клочки. Она осталась там, а на месте старой часовни была построена новая. Туда перенесли Тихвинскую икону из старой часовни.
Родовой образ «Всех скорбящих Радосте»
Однажды купец Матвеев плыл на лодке по реке, началась сильная буря. Его лодку перевернуло волнами, он был на краю гибели. Тогда он возопил к Пречистой, и в результате был вынесен на берег возле Тихвинской часовни. В знак благодарности он решил поставить в этой часовне родовой образ «Всех скорбящих Радосте». Это был один из списков чудотворной иконы. По преданию предки купца нашли ее на берегу Невы.
Вскоре от этой иконы стали происходить чудеса исцеления. Император Александр Третий в 1893 году проездом находился в этой часовне и долго молился перед чудотворным образом. Он велел построить для иконы церковь. В 1899-м году она была построена и стала называться «Скорбященской». Впрочем, икона осталась в часовне, и лишь иногда ее переносили в Скорбященскую церковь для богослужений.
Дальнейшая судьба иконы
В начале двадцатого века вокруг деревянной часовни была выстроена каменная, так что старая часовня оказалась внутри новой. В 1911-м году около часовни была похоронена местная блаженная Матренушка-босоножка.
В годы Советской власти церковь снесли, а часовня стала приходским храмом. Потом она была отдана обновленцам. Затем ее закрыли, снесли, а чудотворную икону перенесли в храм Пресвятой Троицы, который называется в народе «Кулич и пасха» за свою внешнюю схожесть с этими атрибутами пасхальной трапезы. Здесь образ находится и по сей день.
В тяжелые годы блокады ленинградцы приходили к этой иконе и получали от нее благодатную помощь.
В 90-х годах часовню без купола вернули церкви. Ее отреставрировали, и сейчас это – действующий храм подворья мужского Зеленецкого монастыря.
Описание иконы «Всех скорбящих Радосте» с грошиками
Этот образ имеет отличие от иконы «Всех скорбящих Радосте», с которой делали список. В отличие от первообраза Матерь Божия изображена без Богомладенца. Но смысл тот же – Пресвятая Богородица помогает просящим Ее о помощи, нищим, больным, голодным, раздетым, странникам. Голова Ее повернута направо, руки подняты к верху. На голове – белый омофор. В одном варианте правой рукой Она держит скипетр, как символ власти, а левой подает хлеб ангелу, который отдает его нищим.
Вокруг Пречистой находятся ангелы, которые одевают раздетых, кормят голодных, уговаривают молиться Пресвятой Богородице, утешают больных. Стоит Она на облаке (в другом варианте – на возвышении). За Ее плечами – снопы хлеба, в другом варианте – горы. Наверху – надписи, слова из тропаря иконе: «нагим одеяние, больным исцеление, обидимым Заступница, алчущим Кормительница».
В самом верху иконы изображен благословляющий с небес Господь Вседержитель. Вокруг лика Богоматери расположены одиннадцать монет (двенадцатая упала с иконы).
Случаи исцеления от иконы
Самым первым исцелился от чудотворного образа отрок Николай Грачев. У него были приступы эпилепсии, и он тяжело страдал. Однажды ночью он услышал во сне голов святителя Николая Чудотворца : «Поезжай в часовню, где стоит икона с монетами, и от нее исцелишься». Так и произошло. Отрок поехал в часовню, приложился к иконе и выздоровел.
Потом получила исцеление жена Писаря по имени Вера. У нее пропал голос вследствие чахотки горла. Ночью она услышала голос, велевший ей ехать в часовню. Утром Вера поехала, приложилась к чудотворной иконе и выздоровела навсегда.
Есть и другие многочисленные случаи исцеления по молитвам к Пречистой возле этой иконы.
Дни празднования иконы
Праздник иконы «Всех скорбящих Радосте» с грошиками отмечается только раз в году:
Фильм про церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радосте (с грошиками)
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
Сад замка Миромениль,Франция http://x-lines.ru/letters/i/cyrillicscript/0907/dc2147/30/0/4no7b.
Сен-Мало, удивительный город-крепость Бретани. Сен-Мало &mdash.
Собор Лас-Лахас, базилика чудотворного образа в ущелье В южноамери.
Город Мингун: Монументы королевского тщеславия. Небольшой горо.
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
ИКОНА «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» С ГРОШИКАМИ
ИКОНА «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» С ГРОШИКАМИ
НАШЛА ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ ИКОНУ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» С ГРОШИКАМИ, КОГДА-ТО В АРЗАМАСЕ Я УВИДЕЛА ЭТУ ИКОНУ И ВОТ ВСПОМНИЛОСЬ. ТАКИЕ КРАСИВЫЕ ЛИКИ НА ИКОНАХ, ТАКАЯ ПО НАСТОЯЩЕМУ РАДОСТЬ СОЗЕРЦАТЬ ЛИК БОГОРОДИЦЫ.
Церковь «Всех Скорбящих Радость» иконы Божией Матери (с грошиками) подворья Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря 1909г
Она – в столичном граде, но не вхожа в Летний Сад и на «бульвар» — Невский проспект, где гуляют «благородные кавалеры с дамами». Её не пускают туда – как не пускали и блаженную Ксению… Её место – на рабочей окраине, и всё её имение роздано нагим, больным и нищим, которых нашла она на дорогах и под изгородями (Лк.14:23).
Всех их, забытых и брошенных, нищих и бомжей, не умеющих жить, и прочих лузеров, которых не пускают «на бульвар», призывает, зовет Церковь, убеждает придти и наполнить дом Сына Божия, придти на брак и вечерю великую.
Она зовет всех вкусить хлеба и вина Премудрости (Притч.9:1-6)– и раздает воду жизни даром (Откр. 22:17). Прост наряд её – так же просто одевались царственные и благородные жены и вдовы, когда навещали в приютах и госпиталях больных и раненых.
Церковь – нищая странница в мире –
Как скала, как стрела — от алеф и до тав,
по кирпичным дорогам, по тропам меж трав,
среди странствий своих ткёт червленую нить,
смеет тварей Господних с ладони кормить —
что о крыльях, копытах и многих очах,
что поя, вопиют, и взывают, крича,
бесприютна, бездомна, седа и юна,
неприступная, словно в огне купина….
…Удар молнии в кружку с грошиками, принесенными как пожертвование, вдовицами и бедняками в храм, — как сияющее явление Бога Живого в нищете этого мира с его роскошными садами и бульварами, камением и зданиями (Мк.13:1). Ведь Христос Воскресший, несущий раны от смерти Крестной на теле Своем, тоже сравнивается в византийских гимнографических текстах с молнией.
Древние верили, что от удара молнии в раскрытые створки раковины, лежащей на самой глубине вод морских, вод бездны, таинственно зарождается жемчуг, и этот образ приводил преп. Ефрем Сирин, когда говорил о таинственном Рождестве Сына Божия. Рожденный от Духа Свята и Марии Девы, Он пришел для того, чтобы потом путем крестным сойти во ад и божественной молнией осветить его темные, беспросветные глубины. Он осветил все его углы, ища человека – каждого человека, без сарказма Диогена, но с величайшим состраданием к людям – потерянным неудачникам перед Богом Живым.
Для Бога неважно, что люди стали неудачниками, и, промахнувшись, (а грех – это по-гречески «промах», «амартия») не попали в цель. Он стал совершенным Человеком, Он попал в цель вместо них – чтобы никто более не промахивался. Новое человечество собрано вокруг Него – символом этого были двенадцать Его апостолов, символизировавшие двенадцать колен Израилевых.
…Икона Богоматери, висящая на шнурке, от удара грома опустилась со стены вниз, к людям, и двенадцать монет остались навек запечатленными на ней. На главе Богоматери – белый плат. Церковь Его – та жемчужина, за которую все отдал Сын Божий (Мф.13:45; Филипп. 2:7)
И обрёл Он Церковь Свою, и она возлюбила Его, и странствует, нищая, за Ним, Нищим Странником – куда бы Он ни пошёл (Откр.14:8).
И копейка с изображением святого великомученика Георгия Победоносца, та самая, которую –единственную! – брала в милостыню блаженная Ксения, бездомная странница Петрова града, есть символ победы Христа и свободы Его Невесты – Церкви.
Здесь нет больше разделения на тех, кого пускают в Летний Сад, и кого гонят прочь – ибо здесь во всём и везде Христос Бог, разрушающий все преграды.
Она, Церковь Его, взирает на барыню и нищенку, на бомжа и менеджера, приходящих к Нему в своей великой беспросветной нищете. И раздает она, Церковь, Христа – ибо ничего у нее нет, лишь только Сам Христос, Сын Божий.
Освободив потоки вод,
Замки срывая с рек,
Он собирает хоровод,
Неистовый Хорег!
Но кто за Ним дерзнет пойти,
Сквозь свет и синеву –
Пить от потока на пути
И вознести главу?
Подаст Он ланям водопой,
Замки срывая с рек –
Веселый Странник, Бог Живой,
Убитый Человек.
Но – посмотри! – средь света дня
Зовет Он в хоровод!
Не опалит Его луна,
И солнце не ожжет.
Лишь Серафим со взмахом крыл,
что светел, синь и ал,
в смятенье помнит, как Он жил
и как Он умирал.
Но — не дано теперь прервать
Веселый путь Его!
…Лишь Сам Себя Он может дать,
А больше – ничего.
Его рука раздвинет рожь,
Пронзенная гвоздьми,
И, хоть охватит сердце дрожь,
Но – хлеб из рук возьми!
Освободив потоки вод,
Замки срывая с рек,
Он созывает хоровод,
Неистовый Хорег
Христианские символы на монетах России и мира
В последние годы в различных странах мира (Белоруссии, на Островах Кука, Ниуэ, Фиджи) стали популярны монеты христианской тематики с репродукциями православных чудотворных икон. После долгого запрета на воспроизведение христианских атрибутов, что действовал в советской нумизматике, вместе с обретенной свободой и в России появились замечательные исторические серии памятных монет из драгоценных металлов. Они посвящены работам знаменитых иконописцев Андрея Рублева, Дионисия и Феофана Грека. Об этих и других монетах христианской тематики мы и поговорим в нашей статье.
История появления христианских символов на монетах
Традиция чеканки христианской атрибутики на монетах берет свое начало в древней Византии. Именно там в 4 веке н.э. впервые на монетах появилось изображение креста, а позднее и самого Иисуса Христа. Этот факт относится к периоду правления Юстиниана II (685-695; 705-711 гг). На императорских монетах первого периода правления был изображен Христос в образе старца, а подпись рядом с портретом гласила: «Царь царствующих». Во второй период правления Юстиниана Иисус был представлен уже в юношеском облике. Впоследствии в Византии укрепился подход изображать Христа, коронующего нового императора.
Не менее популярен в Византии был и образ Богородицы. Его появление на монетах связывают с периодом правления Льва IV Мудрого (886-912 гг). Святая Дева Мария считалась покровительницей и заступницей Константинополя, поэтому византийцы ее особенно любили и почитали. Монеты эти были «международными» и вскоре, в результате торговых отношений, попали и на территорию Руси. Это подтверждает недавняя находка российских ученых: на Тамани обнаружили клад редких византийских монет Х века с изображением Христа и Богоматери. Одна из монет выполнена из золота, ее появление относится к периоду правления Иоанна I Цимисхия (969-976 гг). На аверсе монеты можно увидеть образ Христа, на реверсе – портрет самого императора, благословляемого Богородицей. О существовании подобных монет явно было известно русским князьям, так как Владимир, Ярослав и Святополк, переняв византийскую «моду», сами чеканили сребреники и златники с Христом Панкратором (Вседержителем).
В результате крестовых походов «христианские» монеты проникли и на Ближний Восток. Так в Сирии в XIII веке, осевшие там итало-нормандцы чеканили монеты с изображениями элементов византийской иконографии (фоллисы князя Роджера I и последующих правителей содержали изображение Христа, апостола Петра, образ Богоматери Оранты «Нерушимая стена»). В Европе образ Христа был популярен на сицилийских дукатах XII века, где чеканился с сопроводительной надписью «Это герцогство, коим ты правишь, тебе, Христос, посвящается». Слово «герцогство» на латыни звучало как «ducatus», отсюда и название самой монеты. В Венеции XIII века на цехинах также был изображен Христос (в этом случае на троне).
В наше время христианскую атрибутику можно также найти на повседневных монетах города-государства Ватикан, что выпускает их уже на протяжении многих и многих лет. Например, изображение апостола Петра размещено на монете 20 чентезимо 1933 года, образ Иисуса Христа со святым Граалем и крестом на 100 лирах 1955 года, а Христос, сидящий на скале, на 200 лирах 1978 года. Среди других распространенных атрибутов ватиканских монет – католический крест и чаша для причастий. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Монеты Ватикана 20-го и 21-го столетия».
Современные монеты-иконы
Монеты с изображением православных икон – новая тенденция в нумизматике и коллекционировании. Новая в том плане, что эти монеты производятся из драгоценных металлов и представляют собой произведение искусства достаточно высокой стоимости. Естественно возникает деликатный вопрос, как же к таким вещам относится церковь? Попробуем частично на него ответить. Итак, в догмате об иконопочитании сказано, что иконы должны быть изготовлены из долговечных материалов, так как бумажные образцы могут желтеть, пачкаться, рваться, что обесценивает и уничижает святые образы. По этой причине церковь производить и распространять такие изображения не рекомендует, так же как осуждает композиции, созданные из льда или песка, и печать икон на бытовых предметах, что после использования подвергаются утилизации (это упаковки, пакеты и проч.). То есть любое профанное (бытовое) использование предметов с изображениями икон не поощряется. Что же касается монет, то, учитывая их древнюю историю и назначение (предмет коллекционирования), христианские порталы относятся к ним нейтрально, предлагая воспринимать такие монеты не как религиозную атрибутику, а как произведения искусства: «Сейчас уже изображение Иисуса, христианских святых на монетах, банкнотах, воспринимается скорее не как икона, святой образ, а как произведение искусства» (по материалам: Изображение Иисуса Христа на монетах 3.2011// Христианин.ру).
Какие же монеты-иконы современности достойны наибольшего внимания?
Белорусская серия «Православные чудотворные иконы»
Беларусь 20 рублей 2014 года «Икона Знамение»
Серия монет Фиджи, посвященная православным иконам
Республика Фиджи – это государство в Океании, расположенное к северу от Новой Зеландии, с 1970 года существует независимо от Великобритании. «Православные» монеты Фиджи по красоте, филигранности работы и ценности не уступают белорусским. Они изготовлены из серебра 999-й пробы, имеют массу 31.1 г (тройская унция) и прямоугольную форму размером 27х47 мм, а номинал их составляет 2 доллара. На аверсе каждой монеты изображен герб Фиджи, название государства, год выпуска. В числе выпущенных монет икона Божией Матери Семистрельная. Согласно легенде, эта икона была найдена крестьянином в Иоанно-Богословской церкви под Вологдой. Крестьянин этот много лет страдал хромотой, но однажды во сне услышал голос: «Пойди и найди икону в церкви. Она поможет тебе исцелиться». Крестьянин так и сделал, отправился в церковь, но его поиски там не увенчались успехом, тогда он решил подняться на колокольню. Одна из ступеней была сильно запачкана грязью и показалась ему подозрительной. Расчистив ее, он обнаружил икону Богородицы, пораженной семью стрелами (мечами). После чего совершилось чудо: многолетняя хромота прошла. Впоследствии, когда в 1930 году в Володе царила эпидемия холеры, образ Семистрельной Богоматери помог исцелиться еще многим больным. После чего икону признали чудотворной. Семь стрел, пронзающих грудь Девы Марии, символизируют муки Богородицы после потери сына, а также (по другой версии) указывают на семь греховных страстей человека.
Фиджи 2 доллара 2013 года «Икона Божией Матери Семистрельная»
Серия острова Ниуэ «Православные святыни»
В этой серии вышли такие монеты-иконы, как Феодоровская икона Божьей Матери, Святой Николай Чудотворец, Христос Вседержитель, Иоанн Богослов и другие. Эти монеты отчеканены в Швейцарии. Они выполнены в форме выпуклого прямоугольника, имеющего скругленные углы, и стилизованы под старинные иконы за счет особой техники чеканки (при создании особого светящегося фона иконы использовалось выборочное золочение и золотое напыление). Монеты выполнены из серебра 999-й пробы, их масса – 31.13 г, размер 27х47 мм, а номинал – 2 новозеландских доллара.
Серия островов Кука «Русские иконы»
Еще одна красивейшая серия монет-икон, отчеканенных немецким монетным двором Б.Х. Маейрс. Эти монеты также изготовлены из серебра (999-й пробы), их номинал – 5 долларов островов Кука, размер 30х38 мм, а масса 25 г. В серии, начиная с 2009 года, вышли иконы: Спас Нерукотворный, Пантелеймон Исцелитель, Сергий Радонежский, Казанская икона Божией Матери, Николай Чудотворец, Икона Святой Троицы. В 2012 году вышла монета с иконой Рождество Богородицы, где изображена каноническая сцена рождения девы Марии: Анна полулежит на высокой ложе, ее фигура крупнее всех. Перед ней повивальная бабка с родившейся Марией, праведный Иоаким и служанка. Эта сцена отлично иллюстрирует традиционный для христианства мотив «рождество без страдания».
Русские серии монет-икон
Российские монетные дворы более консервативны в отношении воспроизведения иконописных полотен на монетах, поэтому здесь мы не найдем той стилизации под «настоящую икону», как в представленных выше сериях, а именно: прямоугольной формы, обильного золочения (приемы используются более сдержанные). Зато увидим «русский размах», впечатляющие габариты (вес/диаметр), каких нет у предыдущих монет. Все российские монеты с иконографическими изображениями имеют традиционную круглую форму различного диаметра и выполнены из чистого серебра и золота весом до 1 кг. В качестве примеров можно назвать три исторические серии, посвященные великим иконописцам:
Серия памятных монет «Дионисий»
В 2002 году Банк России выпустил четыре памятные монеты из серебра и золота (достоинством 3, 50, 100 и 10 000 рублей) с работами главного иконописца и мастера фресок конца XV- начала XVI веков Дионисия. На этих монетах изображены икона «Распятие», фрески из церкви Рождества Богородицы в Ферапонтово, икона «Богоматерь Одигитрия» и входной портал ферапонтовской церкви.
Серия памятных монет «Феофан Грек»
Была запущена двумя годами позднее, в 2004 году. В серии представлены также четыре монеты: серебряная 100 рублей и золотая 10 000 рублей (каждая весом 1 кг), а также 3 рубля из серебра и 50 рублей из золота. Эта серия считается технически более сложной и концептуально более уникальной (здесь вы найдете фрагменты большинства произведений автора, и все изображенные фигуры представлены в полный рост). На самой популярной 100-рублевой монете серии изображены иконы «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», а также рисунок Благовещенского собора Московского Кремля.
3 рубля 2004 года «Феофан Грек»
Серия памятных монет «Андрей Рублев»
В 2007 году Банк России выпустил продолжение исторической серии монет, представив работы Андрея Рублева на монетах из серебра и золота достоинством, как и в предыдущих случаях, 3, 50, 100 и 10 000 рублей (две последние монеты массой 1 кг). На перечисленных монетах изображены соответственно: икона «Благовещение», портрет самого иконописца за работой, фрагмент иллюстрации из Евангелия Хитрово, икона «Троица».
Библейские сюжеты на монетах
Похожая серия библейских монет есть и у Республики Палау (отчеканена немецким монетным двором). На аверсе каждой монеты изображен герб государства и раскрытая Библия, от которой исходят лучи света. На реверсах представлены различные библейские сцены: «Убийство Авеля его братом Каином», «Вавилонская башня», «Волхвы», «Рождение Иисуса» и другие. Особенно интересна монета «10 заповедей» (2011 год): Синайские скрижали изображены в цвете, а вторая заповедь («Не делай себе кумира…») отчеканена на английском языке и на иврите. Любопытно, что монеты этой серии у государства Палау не единственные по христианской тематике. В 2008 году здесь вышла в свет монета, поразившая многих нумизматов. Она содержала изображение святой девы Марии и… впаянную капсулу святой воды.
Ангелы и Архангелы на монетах
Божественные посланники, выполняющие различные функции, ангелы и архангелы тоже нередкие «гости» на монетах. Объяснить это, вероятно, можно тем, что в божественной иерархии ангелы и архангелы находятся дальше всего от Бога и ближе всего к человеку, поэтому и наше отношение к ним проще. Даже нерелигиозные люди подчас верят в ангелов-хранителей. Естественно популярность монет с ангелами во всем мире очень высока. В качестве примеров можно привести македонскую серию с ангелами-хранителями «День ангела», посвященную именным иконам, новозеландскую монету-талисман «Ангел Удачи» (содержит капсулу с позолоченным ангелом), подарочную монету о.Кука «С днем ангела», но подробнее хотелось бы остановиться на австралийской серии 10-евровых монет «Ангелы-хранители». Серия была выпущена в 2017 году, она содержит четыре монеты (каждая в серебряном и медном исполнении) с изображениями четырех архангелов. Первой монетой серии является «Архангел Михаил» – глава святого воинства ангелов и архангелов. Крылатый Михаил изображен на реверсе, где он поражает копьем зверя. На аверсе монеты расположена символическая атрибутика архангела: меч и весы в обрамлении орнамента. Вторая монета серии – «Архангел Гавриил». Гавриил известен как божий посланец, именно он сообщает деве Марии о беременности и о рождении Христа. Изображение архангела, представленное на реверсе монеты, взято с картины неизвестного художника немецкой школы XV-XVI веков. На аверсе же расположен цветок лилии (символ чистоты, безгрешности, избранности, именно с лилией в руках чаще всего изображают архангела Гавриила), буква «G» и орнамент из виноградной лозы (символ Богородицы).
Австрия 10 евро 2017 года «Архангел Гавриил»
Третья монета серии посвящена архангелу Рафаилу. Рафаил считается покровителем путешественников, а также исцелителем. На монете представлен образ архангела, написанный художником английской школы в 1862 году. На аверсе монеты изображены рыба (символ Христа и христианства) с посохом паломника, латинская буква «R» и упомянутый орнамент из виноградной лозы. На четвертой монете серии мы можем увидеть архангела Уриила. Он считается тем, кто несет свет, защищает святые места и храмы, а также покровительствует деятелям науки. На аверсе монеты расположена чаша с огнем, определяющая миссию архангела, и монограмма «U».
Как мы видим, монеты христианской тематики занимают не так уж мало места в нумизматике. Отдельного внимания также заслуживают российские, белорусские и украинские монеты, посвященные крещению Руси, монеты с изображением храмов и церквей как памятников архитектуры.
И, конечно, начинающего нумизмата помимо упомянутых популярных серий в этой сфере ждут еще и другие необычные находки, отчеканенные разными странами. Например, 100-долларовая монета-пазл «12 апостолов», выпущенная в Либерии. Помимо того, что это 1 кг чистого серебра, интересна сама форма и идея монеты, состоящей из 12 сегментов с именами и изображениями апостолов (каждый фрагмент номиналом 5 долларов) и круглого центра с изображением Христа и рождественским сюжетом (номиналом 40 долларов).