икона складень храм вооруженных сил
Иконы и реликвии
Главная икона храма «Спас Нерукотворный»
Спас Нерукотворный с давних времен покровительствует русскому воинству. Раньше он изображался на знаменах русского воинства, а его образ помещался над вратами крепостей. Воины всегда видели в нем своего покровителя, а мирные жители — защитника и спасителя.
Икона написана по старинным технологиям на деревянных досках из орудийного лафета 8-фунтовой чугунной пушки 1710 года, поднятой со дна Невы. С тыльной стороны доски скреплены цевьем автоматической винтовки Токарева образца. На прикладе одной из них указан 1944 год и сохранилось приемочное клеймо «стрела в звезде» Ижевского механического завода.
ИКОНА «ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ»
Икона написана в Ярославле, в начале XIX века. Об этом свидетельствует колорит иконы и характерные кусты, встречающиеся в поздних произведениях Поволжья. Вероятно, первоначально икона находилась в местном ряду иконостаса, справа от царских врат. Известно большое количество примеров размещения ростовых икон Христа в иконографическом типе «Спас Смоленский» в составе местного чина, особенно в Новое время.
Икона «Господь Вседержитель» — центральный образ Христа. Она встречается в нескольких композициях — по плечи, по пояс и торжественно, как на представленной иконе — во весь рост. Господь изображается анфас, он повернут к молящимся. Правой рукой он благословляет людей, а в левой держит книгу. Книга — символ Христа. Верующие обращаются к иконе с благодарностью Господу или в поисках утешения.
ИКОНА «ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ»
Икона написана в начале XIX века в Центральной России. Она является списком с чудотворного Тихвинского образа, который почитался в русской армии и на флоте. Богородице-Успенский монастырь обязан своим спасением от нашествия шведов в 1613 году именно этой иконе. О чудесах образа упоминается и во время Отечественной войны 1812 года.
Иконописец декорировал образ миниатюрными деталями: россыпью золотых звезд на мафории и тунике Приснодевы, жемчужной обнизью, цветными каменьями и бахромой на кайме, мелким орнаментом на подкладе плаща.
ИКОНА «АРХАНГЕЛ МИХАИЛ, ПОПИРАЮЩИЙ ДЬЯВОЛА»
Икона написана в середине XIX века (с антикварной реставрацией конца XX в.) в регионе Ветка в Беларуси или в месте, связанным с ним.
Архангел Михаил — самый почитаемый ангел из небесного воинства. Архангел неоднократно упоминается в Священном писании — в христианском искусстве его представляют в воинском одеянии, с копьем или мечом в руке. На иконе он пронзает копьем диавола — длиннохвостого оскалившегося змия. Вероятно, образ располагался в храме и являлся южной алтарной дверью.
ИКОНА «ЧУДО ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ»
Великомученик Георгий — один из трех наиболее почитаемых в православном мире святых воинов, наряду со святыми Димитрием Солунским и Феодором Стратилатом. Сюжет «Чудо Георгия о змие» очень рано оформился в самостоятельную иконографию.
Согласно житию, это чудо — одно из посмертных деяний Георгия. Святой спас дочь правителя Бейрута от дракона, пожиравшего людей. В русской средневековой иконописи змий изображался как воплощение сил зла. В религиозной живописи синодального периода художники часто следовали за текстом жития, воспроизводя выжженные солнцем ливанские пейзажи, город и спасенную царевну. Примером такой трактовки «Чуда Георгия о змие» является представленная икона. Образ написан около 1913 года В.Л. Герасимовым в Вятском уезде Вологодской губернии.
ИКОНА «ЧУДО ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО О ЦАРЕ КАЛОЯНЕ»
Икона написана во второй половине XVIII века на Русском Севере. Великомученик Димитрий Солунский — один из трех наиболее почитаемых в православном мире святых воинов, наряду со святыми Георгием Победоносцем и Феодором Стратилатом.
Литературной основой сюжета стал эпизод из жития св. Димитрия. Согласно нему, в начале XIII века нашествие на Фессалоники совершил болгарский царь Калоян. Тогда жители города увидели явление Димитрия Солунского, скачущего на коне с копьем в руках, которым он пронзил царя. Иконографическая схема памятника напоминает сцену «Чуда Георгия о змие» с аналогичным изображением воина-триумфатора, под ногами которого — поверженный враг.
ИКОНА «АРХИСТРАТИГ МИХАИЛ, ГРОЗНЫХ СИЛ ВОЕВОДА»
Архистратиг Михаил — это и небесный посланник, возвещающий о скорой кончине мира, и стражник Царствия Небесного, и воин-защитник всех христиан от сатаны, и одновременно — карающая грешников грозная сила. Святой архистратиг, предводитель небесного воинства, изображен скачущим на огненном крылатом коне, с распростертыми крыльями.
Возникновение иконографии Архангела Михаила как воеводы на коне относится ко времени правления Иоанна Грозного. Икона написана в конце XVIII века на Русском Севере.
Невероятной красоты новый храм и огромный музейный комплекс в память о защитниках Родины. Чем этот храм необычен и почему стоит его посетить?
Про парк «Патриот» я слышал давно, наверное с момента его открытия в 2014 году. А вот храм на территории открыт только летом 2020 года! Получается ему всего-навсего 1 год!
Так, что наверно храм можно считать одним из самых новейших в России.
Как добраться?
В первый день мы посетили храм только вечером и так как уже устали осмотрели его бегло. На следующий день мы уже целенаправленно ехали именно к храму и музеям рядом.
Храм является одним из высочайших из подобных сооружений!
Построен он в 2020 году в годовщину 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
В верхнем храме открывается такая картина, что вот реально стоишь с открытым ртом! Это просто что-то потрясающее!
Я предполагал, что храм будет интересным, но он реально превзошел все мои ожидания! Он огромен и великолепен! Мало того здесь целый комплекс. И помимо храма можно пройтись и по парку «Патриот» и посетить музеи рядом. Здесь столько всего много, что физически одних суток не хватит!
Я Ангелом летал,
И видел дым сражений.
Никто не виноват,
Что все хотели жить.
Там дед мой погибал
От множества ранений.
Его накрыл крылом,
Не дал врагам добить.
Я Ангелом летал,
Тащил его в траншею.
Позвал сестру, чтоб кровь
Остановить.
Я пули отклонял,
Они летели к цели.
Но всех спасти не мог
Где все хотели жить.
Я Ангелом летал,
Чтоб смог отец родится.
Тащил я деда
Из последних сил.
Врача привёл,
Заставил помолиться,
Чтоб Бог помог.
И я слетал за ним.
Я Ангелом летал,
И видел дым сражений.
И Ангелом бы оставался быть,
Но выжил дед от множества ранений,
И наказал прожить мою земную жизнь.
Смотрите также другие мои отзывы об интересных местах Московской области:
Иконы и реликвии
Главная икона храма «Спас Нерукотворный»
Спас Нерукотворный с давних времен покровительствует русскому воинству. Раньше он изображался на знаменах русского воинства, а его образ помещался над вратами крепостей. Воины всегда видели в нем своего покровителя, а мирные жители — защитника и спасителя.
Икона написана по старинным технологиям на деревянных досках из орудийного лафета 8-фунтовой чугунной пушки 1710 года, поднятой со дна Невы. С тыльной стороны доски скреплены цевьем автоматической винтовки Токарева образца. На прикладе одной из них указан 1944 год и сохранилось приемочное клеймо «стрела в звезде» Ижевского механического завода.
Икона «Господь Вседержитель»
Икона написана в Ярославле, в начале XIX века. Об этом свидетельствует колорит иконы и характерные кусты, встречающиеся в поздних произведениях Поволжья. Вероятно, первоначально икона находилась в местном ряду иконостаса, справа от царских врат. Известно большое количество примеров размещения ростовых икон Христа в иконографическом типе «Спас Смоленский» в составе местного чина, особенно в Новое время.
Икона «Господь Вседержитель» — центральный образ Христа. Она встречается в нескольких композициях — по плечи, по пояс и торжественно, как на представленной иконе — во весь рост. Господь изображается анфас, он повернут к молящимся. Правой рукой он благословляет людей, а в левой держит книгу. Книга — символ Христа. Верующие обращаются к иконе с благодарностью Господу или в поисках утешения.
Икона «Тихвинская икона Божией Матери»
Икона написана в начале XIX века в Центральной России. Она является списком с чудотворного Тихвинского образа, который почитался в русской армии и на флоте. Богородице-Успенский монастырь обязан своим спасением от нашествия шведов в 1613 году именно этой иконе. О чудесах образа упоминается и во время Отечественной войны 1812 года.
Иконописец декорировал образ миниатюрными деталями: россыпью золотых звезд на мафории и тунике Приснодевы, жемчужной обнизью, цветными каменьями и бахромой на кайме, мелким орнаментом на подкладе плаща.
Икона «Архангел Михаил, попирающий дьявола»
Икона написана в середине XIX века (с антикварной реставрацией конца XX в.) в регионе Ветка в Беларуси или в месте, связанным с ним.
Архангел Михаил — самый почитаемый ангел из небесного воинства. Архангел неоднократно упоминается в Священном писании — в христианском искусстве его представляют в воинском одеянии, с копьем или мечом в руке. На иконе он пронзает копьем диавола — длиннохвостого оскалившегося змия. Вероятно, образ располагался в храме и являлся южной алтарной дверью.
Икона «Чудо Георгия о змие»
Великомученик Георгий — один из трех наиболее почитаемых в православном мире святых воинов, наряду со святыми Димитрием Солунским и Феодором Стратилатом. Сюжет «Чудо Георгия о змие» очень рано оформился в самостоятельную иконографию.
Согласно житию, это чудо — одно из посмертных деяний Георгия. Святой спас дочь правителя Бейрута от дракона, пожиравшего людей. В русской средневековой иконописи змий изображался как воплощение сил зла. В религиозной живописи синодального периода художники часто следовали за текстом жития, воспроизводя выжженные солнцем ливанские пейзажи, город и спасенную царевну. Примером такой трактовки «Чуда Георгия о змие» является представленная икона. Образ написан около 1913 года В.Л. Герасимовым в Вятском уезде Вологодской губернии.
Икона «Чудо Димитрия Солунского о царе Калояне»
Икона написана во второй половине XVIII века на Русском Севере. Великомученик Димитрий Солунский — один из трех наиболее почитаемых в православном мире святых воинов, наряду со святыми Георгием Победоносцем и Феодором Стратилатом.
Литературной основой сюжета стал эпизод из жития св. Димитрия. Согласно нему, в начале XIII века нашествие на Фессалоники совершил болгарский царь Калоян. Тогда жители города увидели явление Димитрия Солунского, скачущего на коне с копьем в руках, которым он пронзил царя. Иконографическая схема памятника напоминает сцену «Чуда Георгия о змие» с аналогичным изображением воина-триумфатора, под ногами которого — поверженный враг.
Икона «Архистратиг Михаил, грозных сил воевода»
Архистратиг Михаил — это и небесный посланник, возвещающий о скорой кончине мира, и стражник Царствия Небесного, и воин-защитник всех христиан от сатаны, и одновременно — карающая грешников грозная сила. Святой архистратиг, предводитель небесного воинства, изображен скачущим на огненном крылатом коне, с распростертыми крыльями.
Возникновение иконографии Архангела Михаила как воеводы на коне относится ко времени правления Иоанна Грозного. Икона написана в конце XVIII века на Русском Севере.
10 удивительных фактов о Главном храме ВС РФ
Он станет центром воинской славы и всенародной памяти о павших воинах в годы самой кровопролитной войны в истории человечества.
Над его строительством и созданием всего убранства были трудились с начала производства более четырех тысяч человек.
В основание храма вбито 435 свай, длина каждой из которых — 15 метров. Над Рейхстагом 30 апреля 1945 года было водружено знамя 150-й стрелковой дивизии, которое стало знаменем Победы.
Работа над изготовлением колоколов велась на протяжении полугода. Вес ансамбля более 20 тонн, в него вошли 18 колоколов, самый большой из которых весит 10 тонн. 17 из 18 колоколов посвящены видам и родам войск.
Над благоукрашением нижнего и верхнего храма трудился огромный коллектив мозаичистов. Тысячи квадратных метров мозаик были собраны в рекордные сроки, за несколько месяцев. В киотах храма представлены и древние святыни — иконы XVIII–XIX веков разных художественных центров, объединяя и акцентируя духовное наследие нескольких веков.
Главной иконой храма является «Спас Нерукотворный», при создании которой использовались старинные технологии: паволока, левкас, яичная темпера, сусальное золото, полудрагоценные и драгоценные камни. С тыльной стороны доски скреплены между собой цевьем автоматической винтовки Токарева образца 1940 года. Икона является произведением искусства, над которым работали ювелиры, металлурги и художники.
Для его монтажа задействовали сверхмощный кран в 750 тонн; чтобы он держался более устойчиво, его вес увеличили контргрузами до 1250 тонн. Настоятель Главного храма Вооруженных сил РФ владыка Стефан освятил главный купол собора на высоте 65 метров.
Шойгу и не его миллиарды — как и на что строили «храм войны»
Непростая дорога к главному собору Минобороны
Главный храм вооруженных сил России, он же Храм Воскресения Христова, строительство которого началось в сентябре 2018 года, должны были освятить 6 мая. На храм ушли миллиарды рублей, в том числе бюджетных, стройка приобрела множество сторонников и противников, при этом концепция сооружения до сих пор выглядит неясной и противоречивой — светское государство от своего лица строит храм миролюбивой христианской религии, посвященный победе в кровопролитной войне. История строительства «храма Шойгу» — в обзоре ПАСМИ.
Во славу бога войны
Строительство «главного храма вооруженных сил» в подмосковном парке «Патриот» в сентябре 2018 года анонсировал министр обороны РФ Сергей Шойгу. Завершить грандиозную стройку планировалось к 75-летию победы в Великой Отечественной войне.
«Мы строим храм в ознаменование победы в Великой Отечественной войне, дабы память о той победе сохранялась от поколения к поколению», — заявил ранее замминистра обороны Тимур Иванов в интервью «Новой газете«.
При этом ряд военных экспертов отмечали что армии просто понадобилась какая-то идеология для работы с личным составом. Лучшим заменителем идеологии стала РПЦ.
«Связь между армией и церковью, верой и служением очень органична для истинного христианства. У нас есть храмы, связанные с отдельными родами войск, теперь, даст Бог, появится и храм, который будет местом притяжения для всего нашего воинства», — заявлял в 2018 году ныне покойный протоиерей Всеволод Чаплин.
Рядом с храмом предусмотрен духовно-просветительский центр и полуторакилометровая «Дорога памяти» — мемориальная галереи, где будут выставлены фотографии участников Великой Отечественной войны, а также личные вещи погибших и фронтовые письма. В базе фотографий, насчитывающей свыше 30 млн единиц, журналисты обнаружили снимки Владимира Спиридоновича Путина — отца президента России Владимира Путина.
Поражает масштаб главного военного храма России: площадь самого собора 8 тыс. кв.метров, всего храмового комплекса — 11 тыс. кв. метров, вместимость — 6 тыс. человек. Высота собора с крестом — 95 метров, это третий по высоте православный храм в мире.
Рядом с храмом оборудована автомобильная стоянка почти на две тысячи машиномест, а также вертолетная площадка. А Росавтодор пообещал построить большую развязку на Минском шоссе, которая позволит легко подъезжать к храму.
Внутри храм Воскресения украшен росписями батальных сцен, статуями святых, бронзовым литьем, керамическим декором, стеклянной крышей и фасадами, а также фресковой живописью и мозаичными панно.
В габаритах колоссального строения скрыто несколько символов. Так, диаметр барабана главного купола составляет 19,45 метров, что соответствует 1945 году — году окончание ВОВ. Высота звонницы составит 75 метров — в 2020 году исполняется 75 лет со дня окончания Войны. Высота малого купола составит 14,18 метров. 1418 дней и ночей длились боевые действия в той войне.
Сомнительные жертвы
Строить храм собирались только за счет добровольных пожертвований. «Сколько пожертвуют, столько в итоге он (храм) и будет стоить», — заявлял Тимур Иванов в ответ на вопросы о стоимости грандиозного проекта.
Деньги на храм пожертвовали около 90 тыс. человек. Судя по всему, не все это делали добровольно. Во всяком случае, в начале строительства военнослужащие из разных регионов стали жаловаться, что их принудительно заставляют сдавать деньги на «храм Шойгу». «Командирам отделений приказали собрать с подчиненных суммы, причем по спискам фамилий. Это касается даже тех военнослужащих, которые исповедуют другую веру», — цитировало издание DVhab слова военнослужащего из Хабаровского края.
Тогда же издание «МБХ медиа» сообщало о том, что военнослужащим 76-й Псковской дивизии ВДВ вдвое сократили премии, и эти деньги пошли на стройку в парке «Патриот». Правда Минобороны эти сообщения сразу же опровергло, назвав ее «не первым фейковым вбросом украинских пропагандистов»
Часть средств на строительство храма была получена из-за границы. Русская служба Би-би-си обнаружила в списке жертвователей иностранную компанию Marine Repair and Supply Pte. Сумма зарубежного финансирования составила 1,7 млн рублей. В соответствии с законом об НКО-иностранных агентах, фонд «Воскресение» должен был быть занесен в специальный реестр. Однако этого не произошло.
В ноябре 2018 года сумма пожертвований составляла 1,26 млрд рублей, а 16 декабря 2018 года замминистра Тимур Иванов заявил, что на храм собрали больше 2 млрд рублей. Когда о принудительных «пожертвованиях» сообщили СМИ, объем поступлений упал. За весь оставшийся период на счет благотворительного фонда«Воскресение» поступило немногим более миллиарда рублей. Общая сумма добровольных пожертвований составила 3 млрд 79 млн рублей.
При этом пожертвования принимались не только деньгами. Например, концерн «Калашников» предоставил строителям более миллиона кирпичей, а неназванные крупные металлургические компании передали материалы для облицовки купели. В числе компаний-жертвователей, помогавших строительству материалами и техникой, оказались РУСАЛ, «МиГ», Комета, ЦКБ «Рубин», «Сухой», «ИСС», «Урал», «Невская Оптика», Рособоронэкспорт, Газпромбанк, «Лукойл», «Металлоинвест», «Норникель», ВТБ и другие. Все эти организации получили благодарность от фонда «Воскресение».
Не хватило половины
Несмотря на заверения замминистра обороны Тимура Иванова, что строить будут ровно на сумму пожертвований, храм потребовал дополнительных денежных вливаний.
В начале 2020 года из бюджетов Москвы и Московской области было изъято почти 3 млрд рублей — для строительства храма Воскресения. Постановления о перечислении средств из казны на счета фонда «Воскресение» подписали лично мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, семья которого близка к министру обороны Сергею Шойгу. Таким образом стоимость храма выросла до 6 млрд рублей.
Также сообщалось, что казенные деньги на строительство религиозного сооружения напрямую тратило и ведомство Шойгу. Например, на закупку гипсовых изделий и «продукции религиозного назначения» для храма Минобороны потратило через сайт госзакупок около 320 млн рублей. А ранее военные также закупали для храма иконы, мозаику и мебель. При этом законодательство РФ запрещает создание и деятельность в Вооруженных силах религиозных организаций.
Также пока остается неясным, за чей счет будет содержаться огромный храм со всеми прилегающим территориями. Даже с возможными льготами счета за коммунальные услуги будут приходить с пятизначными числами. И своего прихода, чтобы содержать храм за счет пожертвований, у главного храма Минобороны не предвидится — он стоит на 55-м километре Минского шоссе, а поблизости только садовые участки и небольшая деревня Петелино, где есть свой храм.
В Минобороны полагают, что храм будет наполняться за счет посетителей парка «Патриот», а также за счет «наследников памяти погибших солдат», военнослужащих и членов их семей, патриотически настроенной молодежи и вообще всех православных.
Что касается использования собранных пожертвований и бюджетных траншей, то деньги тратились через сайт госзакупок, но во всех случаях закупки проводились у единственного поставщика без раскрытия подробностей контрактов. Нередко в качестве подрядчиков выбирались сомнительные фирмы, которые были созданы как будто специально под освоение денег от Минобороны.
Исчезнувшее панно
Вишенкой на торте в и так непростой истории строительства главного военного храма стал скандал вокруг внутреннего убранства собора. В конце апреля, когда стройка уже была практически завершена, в сети появились фотографии мозаик, которыми украсят стены храма.
Другую стену храма украсила композиция «Парад Победы». Там оказалось изображение генералиссимуса Иосифа Сталина.
Данная идея вызвала неоднозначную реакцию в сети. Представители РПЦ сначала поспешили оправдаться, пояснив, что изображение в храмах высших лиц государства является традицией.
А вот Сталина в храме решили оставить, да и картина с Путиным и Шойгу не пропадет — ее установят в другом месте парка «Патриот».