икона собора архистратига михаила и прочих небесных сил бесплотных
Икона Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных
Икона «Собор архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных» – это величайшая христианская святыня, которая представляет собой объемную храмовую картину. Образ известен как чудотворный, обладающий необычайной силой, способный исцелять от болезней и оберегать от разного рода опасностей. Праздник Собора архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был установлен в начале IV столетия и с тех пор отмечается ежегодно 21 ноября. Празднование приходится на этот месяц, поскольку ранее он был 9-м (начиная с марта, от которого в прошлом отсчитывали год) и соответствовал количеству чинов в иерархии небесных жителей.
Возникновение и значение образа
Иконография «Собора архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных» берет начало в XI столетии. Она зародилась в Византии, откуда постепенно распространилась на другие православные государства. Написанию икон данного типа предшествовало проведение Лаодикийского собора, который проходил в 360 г. от Рождества Христова. На нем приняли решение о создании праздника Собора архистратига Михаила, вдохновившего многих иконописцев на создание настоящих художественных шедевров.
На религиозной картине изображается могущественное Войско Господне – архангелы, славословящие Создателя мира видимого и невидимого. Традиционно на иконе присутствуют все небесные силы, которым предстоит собраться вместе в момент решающей битвы добра и зла. Описанию этих событий посвящена последняя книга Библии, известная как Апокалипсис Иоанна Богослова.
Как выглядит святыня
Центральное место композиции часто занимает фигура Иисуса Христа, окруженного ангельскими силами. На некоторых вариантах картины архангелы изображаются без Спасителя.
На иконе обязательно присутствует архистратиг Михаил (перевод его имени с еврейского – «равный Богу»). Он занимает главенствующее положение в мире, невидимом человеку при жизни. Это небесный воевода, стоящий над всеми ангельскими чинами и наиболее приближенный к Господу. Согласно давней легенде, именно Михаил победил дьявола и сверг его с небес, а впоследствии стал участником многих важных событий, упомянутых в Священном Писании.
Иконописцы изображают архистратига по-разному:
Нередко архистратиг изображается как грозный страж Царя Небесного, облаченный в воинские доспехи, восседающий верхом на коне.
Кроме Михаила, образ содержит изображения других архангелов:
На иконе также видна фигура архангела Иегудиила («славящий Бога»), удерживающего в руках корону и трость с ремнями (символы награды и наказания за земные поступки). На картине присутствуют Варахиил, через которого Господь благословляет верующих на всякое дело, и Иеримиил, помогающий людям стремиться к добрым помыслам и деяниям, предстающий с весами в руках.
О чем молятся перед иконой
Перед иконой «Собор архистратига Михаила» можно молиться в различных ситуациях. Обращение к чистым небесным силам помогает:
На протяжении многих веков русский православный народ обращался к архангелу Михаилу при основании нового жилища и во время входа в него, просил поддержки при воспитании детей, молился об усопших. Правители читали перед его иконой молитвы о сохранении государства, о защите от вражеских нападений на российские земли. На Руси архангела Михаила всегда считали покровителем воинов. Перед образом архистратига молятся о защите военнослужащих, оберегающих свою страну, об их благополучном возвращении домой из мест боевых действий.
Икону «Собор архангела Михаила» можно увидеть во многих христианских храмах и монастырях России. Образы архистратига присутствуют в Архангельском соборе, находящемся на территории Московского Кремля. Этот храм был возведен еще в XIII столетии. Он известен как древняя усыпальница русских князей и царей, место, куда великие правители приходили молиться перед ответственными сражениями. Икона из Архангельского собора с деяниями архистратига Михаила находится в главной храмовой святыне – четырехъярусном иконостасе. Она включает в себя 18 клейм с библейскими событиями, среди которых борьба за тело Моисея, архангел перед Иисусом Навином, изведение апостола Петра из темницы, разрушение Содома и другие.
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила
Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.
По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).
Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).
Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород»«.
Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.
Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил – возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).
На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:
Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.
Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».
Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.
Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.
8 / 21 ноября – Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Лаодикийском Соборе. Этот Собор осудил еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – 9-м месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. 8-й день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).
Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. В высшую иерархию входят Серафимы, Херувимы и Престолы. Среднюю составляют Господства, Силы и Власти. В низшую входят Начала, Архангелы и Ангелы. Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (в переводе с еврейского – «кто как Бог»), который низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами.
Собор Архистратига Михаила
Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Храмы в честь архистратига Михаила
«Небесных воинств Архистратиги»
Комментарий к тропарю Собора Небесных сил бесплотных
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Трапезная монастыря Дионисиат на Афоне
История Церкви знает множество достойнейших людей, подвиги и добродетели которых зримо свидетельствовали об их святости. За прошедшие тысячелетия к лику святых причислены сотни праведников благочестия Ветхого и Нового Заветов. Среди всех святых особо выделяется сонм бестелесного Небесного воинства.
8/21 ноября вся полнота Церкви чтит память Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. По словам святителя Филарета (Дроздова),
И действительно, ангельские силы почитаемы народом Божиим за скорое предстательство перед Небесным Отцом. Особую любовь этот праздник приобрел на Руси, где в честь Небесных сил строили храмы и монастыри, писались иконы и даже назывались целые поселения и крупные города, например Архангельск.
Тропарь – краткий текст, в котором емко рассказывается основной смысл празднуемого события. Тропарь праздника Собора Архангела Михаила и прочих Небесных сил бесплотных созвучен с общим тропарем «Архангелу единому». В нем центральное внимание уделяется известным поименно небесным посланникам – Архангелам. Звучит он следующим образом:
Протоиерей Владимир Успенский для лучшего понимания данного текста сделал такой перевод тропаря на русский язык, на примере которого мы проведем разбор:
«Небесных сил военачальники! Мы, недостойные, умоляем вас непрестанно, чтобы вы своими молитвами защитили нас покровом своего заступления – невещественной (бестелесной) вашей славы, охраняя нас, усердно падающих пред вами и взывающих: избавьте нас от бедствий, как вожди вышних сил!» [8]
Архистратиги Небесных воинств
Перед нашими глазами предстает образ бесчисленного мужественного сонма ангельских чинов, во главе которого стоят Архангелы Божии, готовые вести Небесные полки на праведный бой с силами князя бесовского.
Молитва Ангелов
«Да вашими молитвами оградите нас» – несмотря на то, что Ангелы не имеют телесного облика, а их природа не может быть познаваема человеческим умом, все мы верим, что именно они являются ходатаями перед Творцом за грешных людей. Они, как служители Божественной Славы, ближе всего находятся у Престола Божия и молят Господа помиловать Его постоянно согрешающие творения.
Бестелесность и крылья
В обращении к Архангелам мы просим покрыть нас покровом их «невещественной славы».
У протоиерея Владимира Успенского мы видим слово «бестелесной». В литургических текстах и творениях святых отцов об Ангелах говорится как о бесплотных духах, что в свою очередь основано на словах Христа: «дух плоти и костей не имеет» (Лк. 24: 39).
Крылья бестелесных Ангелов – это аллегория, символизирующая быстроту и всепроникновение
Вожди вышних сил
Весь тропарь Архангелу Михаилу и прочим Небесным силам наводит на мысль о том, что человеческая жизнь – постоянная борьба человека с силами зла, грехом, диаволом. Но не стоит забывать: в этой битве мы не одни. Господь посылает нам в помощь все Свое Небесное воинство во главе с Архангелами Божиими. В этой борьбе человека с диавольскими искушениями на нашей стороне весь ангельский мир.
[2] Денисов Л.И. Явления и чудотворения святых семи архангелов: Михаила, Архистратига сил небесных, Гавриила, Рафаила, Уриила, Салафиила, Иегудиила и Варахиила. М., 1912. С. 7–10.
[3] Каноны, или Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 2020. С. 206–220.
[4] Иванов М.С., Никифорова А.Ю. Ангелология // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 300–306.
[5] Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. 2. М., 1876. С. 348.
[6] Александр (Милеант), епископ. Собор Архистратига Михаила и всех небесных сил бесплотных (электронное издание).
[7] Собор святого Архистратига Михаила и прочих безплотных сил // Минея. Ноябрь. Т. 2. М., 2002. С. 213.
[8] Успенский В., протоиерей. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык. М., 1911. С. 225.
[9] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 1. М., 1975. С. 53.
[10] Давыденков О., протоиерей. Догматическое богословие. М., 2017. С. 257–258.
[11] Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии // Дионисий Ареопагит. Сочинения. СПб., 2002. С. 191.
[12] Денисов Л.И. Явления и чудотворения святых семи архангелов: Михаила, Архистратига сил небесных, Гавриила, Рафаила, Уриила, Салафиила, Иегудиила и Варахиила. С. 7–10.
Большая храмовая икона, именуемая Собор Архистратига Михаила – память 21 ноября
8 ноября по церковному календарю и 21 по светскому Православная церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
На большой храмовой иконе, именуемой Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, изображаются Архистратиг Михаил и другие архангелы: Гавриил, Рафаил, Селафиил, Уриил, Иегудиил, Иеримиил, Варахиил.
Ангелы играют значительную роль в жизни церкви. По словам апостола Павла, они являются духами, которые посылаются Богом для служения в церкви (Евр.1:14). В книге Апокалипсис ангел, беседуя с апостолом Иоанном, называет себя сослужителем ему (Откр.19:10). «Ангел» в переводе с греческого языка означает «вестник» или «посланник».
Архангел Михаил является одним из самых близких к Богу ангелом. Его имя в переводе с еврейского означает «Кто как Бог», что указывает на его особое положение в духовном мире и на особую миссию в деле спасения.
Имя Гавриил в переводе на русский язык означает «Крепость Божия».
Архангел Рафаил – его имя в переводе означает «Исцеление Божье», «Бог исцелил». Об этом архангеле мы узнаем из второканонической книги Библии Товита. Из нее мы узнаем, что этот архангел много помогал Товии в дороге, сохраняя его от различных неприятностей, а также исцелил от болезни глаз Товита.
В церковной традиции утвердилась молитвенная практика к архангелу Рафаилу, где перечисляются его благодеяния из книги Товита и просьба о сохранении в пути, заботе о здоровье, сохранении от нечистого духа, а также об управлении жизненными путями к покаянию и доброделанию.
О нем мы узнаем из третьей книги Ездры, второканоническая книга Библии, где архангел поучает Ездру мудрости.
В церковной традиции также принять считать, что именно он явился Агари, когда она бежала от Сарры в пустыню (Быт.16:11).
Благочестивое предание говорит нам о том, что этот архангел был столпом огненным и облачным, когда Бог выводил народ еврейский из Египта. Он вел их и защищал. Имя Иегудиил переводится как «хвала Божья» или «славящий Бога».
Архангел Варахиил изображается на иконе с цветами или тканью с изображением роз. Его имя переводится с еврейского как «благословение Божие». Благочестивое предание сообщает нам, что через него посылается всякое благословение на всякое дело и житейское занятие.
Имя Варахиила мы не встречаем в Библии, оно известно из церковного предания.
Архангел Иеримиил помогает людям упражнять свой ум в добрых помыслах. Его имя переводится на русский язык, как «возвышение к Богу» или «высота Божья». О нем мы узнаем из третьей книги Ездры, которая входит в состав Библии как второканоническая.
На большой храмовой иконе он изображается с весами в руках. Весы взяты из самого сюжета книги Ездры, где архангел, говоря вопрошавшим ему о времени исполнения сроков, указывает на меру, которая должна наполниться прежде, чем они получат воздаяние (3Езд.4,35-37).