икона софии суздальской фото
«Несвятая» святая София Суздальская
Вопреки расхожему мнению, отнюдь не Генрих Восьмой положил начало традиции королевских разводов. В 1525 году, после двадцати лет бездетного супружества, Василий III принял решение развестись с женой Соломонией. Злые языки утверждали, что не обошлось тут без «чар» юной княжны Елены Глинской, с которой Василий вскоре обвенчался. Решение князя сурово осудили священнослужители, и многие из них за защиту княгини поплатились свободой. После развода она приняла постриг и удалилась в монастырь. Так родилась будущая святая София Суздальская, память которой Русская православная церковь отмечает 1 августа.
Икона преподобной, написанная в XVII столетии, сохранилась до наших дней и является чудотворной. Фото: religiya.temaretik.com
Брак с браком
В миру Соломония была дочерью боярина Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова из старинного, но «захудалого» московского боярского рода. Она рано лишилась матери и была воспитана своей тётей Евдокией Ивановной, сестрой отца.
В 1505 году на нее пал выбор наследника престола, будущего великого князя Василия III Иоанновича. Ее выбрали из 1500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны по образцу смотрин невест для византийских императоров. Свадьба состоялась 4 сентября того же года, после обручения молодых митрополитом Симоном в Успенском соборе Московского Кремля.
Современники описывали Соломонию Сабурову как женщину необычайной красоты. Гравюра XIX века. Фото: mir-knig.com
Жили они, согласно летописям, в полном согласии около 20 лет. Но Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь решил развестись с ней. Против выступили митрополит Варлаам, князь-инок Вассиан (Патрикеев), преподобный Максим Грек, которые были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана. Следующий митрополит, Даниил, одобрил развод, и к нему присоединились бояре.
Все восточные патриархи осудили поступок великого князя, а патриарх Иерусалимский, по преданию, предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью. Так и произошло: во втором браке Василия III появился сын, известный в истории как царь Иоанн Грозный.
Насильный постриг
После развода, 25 ноября 1525 года, Соломония была пострижена под именем Софии в Рождественский женский монастырь. В некоторых летописях рассказывается, что развод и пострижение состоялись по желанию самой княгини. Но немецкий посол С. Герберштейн, наоборот, пишет, что женщина сорвала с себя монашеский куколь и топтала его ногами, за что боярин Шигоня-Поджогин ударил ее бичом.
Многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: «Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!» О насильственном постриге впоследствии писал и князь Андрей Курбский. Еще одна версия гласит, что постриг совершил игумен Никольского монастыря Давид. Поскольку Соломония изо всех сил сопротивлялась, присутствовавший боярин ударил ее, вскричав: «Смеешь ли ты противиться воле государя?»
Менее чем через два месяца после развода Василий III женился на Елене Глинской. Фото: istoriarusi.ru
Менее чем через два месяца Василий Иоаннович женился на Елене Глинской. Инокиню Софью тем временем отвезли в Суздальский Покровский монастырь, которому она покровительствовала еще с 1518 года. Впоследствии монастырь стал местом заточения невольных царственных пострижениц.
А был ли мальчик?
Согласно некоторым сведениям, включая рассказ Герберштейна, спустя несколько месяцев пошли слухи, что обвинение в бесплодии было несправедливым. Якобы в монастыре Соломония родила сына — царевича Георгия. Распространительницы слухов были наказаны, а в Суздаль спешно послали дьяков для выяснения дела.
Соломония отказалась показать им ребенка, заявив, что они «недостойны того, чтобы их глаза видели царевича, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери». Тогда были посланы бояре и церковники, но об итогах этого следствия документов не сохранилось. Известно лишь, что Соломония заявила о смерти сына, а великокняжеским послам показали гробницу.
Имя царевича Георгия в народе связывалось с легендарным разбойником Кудеяром, разбойничавшем в лесах между Суздалем и Шуей.
Археолог и историк граф С.Д. Шереметьев считал, что Соломония спрятала сына у надежных людей. Эту версию подтверждает находка исследователя Суздаля А.Д. Варганова в 1934 году небольшой безымянной гробницы в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря. Она находилась между гробницами некоей «старицы Александры» (+ 1525) и «старицы Софии». В гробнице нашлась лишь тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки.
Отреставрированная рубашечка находится в исторической экспозиции Спасо-Евфимиева монастыря. Фото: galina-lukas.ru
Иноческий подвиг
Не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением и долго скорбела. Но, покорясь воле Божией, София нашла утешение и умиротворение в усердной молитве. Своими подвигами она изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу.
Одно из преданий гласит, что инокиня, не боявшаяся никакой работы, собственноручно вырыла колодец для монастыря, когда обители не хватало воды. До наших дней сохранился сшитый ею покров на могилу святой преподобной Ефросии. Современниками София Суздальская почиталась как истинная подвижница, добротой и примерным служением снискавшая любовь и уважение сестёр-инокинь и всех, кто знал её.
Барельеф Софии Суздальской на постаменте памятника Владимиру Крестителю в парке Пушкина города Владимира. Фото: religiya.temaretik.com
После смерти Василия III в 1533 году власть перешла к его вдове Елене Глинской, для которой София могла стать опаснейшей соперницей. Поэтому монахиня была сослана в Каргополь, где содержалась в тюремном заключении до смерти Глинской в 1538 году. Затем вернулась в Суздаль, где преставилась к Богу 18 декабря 1542 года. Степенная книга гласит об этом: «Пожив благодарно и богоугодно к Богу отъиде».
Преподобная София была похоронена по своему завещанию — в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря.
Почитание святой
Преподобную признавали святой уже ее современники. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет блаженную княгиню «преподобною мученицею». Сам же царь Иоанн якобы возложил на ее гробницу пелену, сотканную его женой Анастасией. Приезжали к мощам святой Софии и оба его сына с женами, и Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, и многие другие.
В описании города Суздаля ключарь Анания сообщил о чудесных исцелениях при гробнице преподобной Софии.
Так, в 1598 году у ее гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотою. В 1609 году, во время нашествия поляков, преподобная София спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь.
Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов и в 1650 году разрешил почитать ее как святую. В рукописных святцах она именуется как «Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница». Икона преподобной, написанная еще в XVII столетии, сохранилась до наших дней и является чудотворной.
Позже, в XIX веке, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом была составлена служба преподобной. Наконец, по благословению Святейшего Синода ее имя было внесено в Православный церковный календарь 1916 года. С 1984 года специальным указом патриарха Пимена Русская православная церковь стала почитать преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли.
Рака с мощами Софии Суздальской в Покровском соборе Покровского монастыря в Суздале. Фото: religiya.temaretik.com
Ее мощи не тревожили до 1990-х годов. Но 14 августа 1995 года их выкопали и из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленными, но после вскрытия сразу истлели, т.е. осыпались. Теперь они хранятся в закрытой раке и вместе с древней чудотворной иконой святой Софии являются главными святынями Покровского монастыря в Суздале. Поклониться им приезжают верующие из дальних уголков, чтобы получить исцеление от болезней и помощь в трудных делах.
София Суздальская
Многие княжеские жены впоследствии принимали постриг и становились монахинями, некоторые были принуждены к этому, а многие добровольно отдавали свою жизнь на служении Господу. К сожалению, Преподобная София (Соломония), супруга великого князя Василия Иоанновича была сослана в монастырь насильно, но это не помешало ей изгнать из своего сердца все нечистые и горделивые помыслы и посвятить свою жизнь искреннему и честному служению Творцу.
Житие преподобной
Соломония была дочерью Юрия Сабурова — боярина, из древнего рода, который, по преданию, происходит от Захарии Чета. Девушка в раннем возрасте лишилась родителей и была отдана на воспитание своей набожной тетке, которая постаралась дать племяннице необходимое на то время воспитание.
Будущий князь Василий III выбрал девушку себе в жены из 500 претенденток, говорят, что его поразила красота и кротость девушки, а также ее острый ум. Он взял ее себе в жены несмотря на то, что род Сабуровых в то время уже пришел в упадок и не был знатным и богатым. В 1505 году состоялось венчание Василия Иоанновича и Соломонии.
Еще читайте о святых княжнах:
Супруги счастливо прожили вместе 20 лет, но крайне переживали и сожалели о том, что у них не было детей. Для князя наследник был необходим, иначе княжество погрязло бы в междоусобицах и войнах. Именно поэтому он принимает решение развестись с супругой и отправить ее в монастырь.
На заметку! Стоит отметить, что в княжеских дворах того времени все было подчинено Божьему закону — совершались ежеутренние и ежевечерние молитвы, соблюдались посты и во всем приветствовалась скромность и целомудрие. Именно поэтому решение князя о разводе было встречено с ужасом и спровоцировало большой скандал.
Митрополит Варлаам категорически отказался признавать развод и повторный брак, тем более венчать его. Тогда Варлаам был по решению князя лишен сана (это случилось впервые на Руси) и сослан в монастырь, а преподобный Максим Грек, посмевший поддержать митрополита заключен в темницу.
Василий III учредил нового митрополита Даниила, который поддержал его и благословил на развод. Впоследствии он же обвенчал князя с новой женой — литовской княгиней Еленой Глинской.
Этот брак принес Василию Иоанновичу долгожданного первенца — Иоанна Грозного, ставшего одним из самых жестоких правителей Руси.
Постриг и легенды о Соломонии
В ноябре 1525 года Василий велел постричь бывшую жену в монашество. Существует две теории:
Согласно этой версии она даже сорвала с себя монашеское облачение и начала топтать его в ярости ногами во время церемонии, за что один из бояр, которые присутствовали при этом, не постыдился ударить ее свои кнутом. Теорию с насильственным постригом подтверждает и князь Андрей Курбский. Тем не менее, 25 ноября 1525 года Соломония приняла постриг от настоятеля Никольской обители с именем София.
Инокиня София была увезена в Покровский монастырь, который находится в Суздале, покровительницей которого была с 1518 года. Именно эта обитель впоследствии приняла не одну такую царственную невольницу.
О пребывании в монастыре Софии ходит множество легенд, согласно одной из них именно там София родила своего первенца царевича Георгия. Эту версию подтверждает рассказ Герберштейна, однако младенца никто не видел — дьяки и бояре, которых прислал князь Василий не были допущены до келии Софии.
Интересно! Существует легенда, которая говорит, что сын Софии впоследствии стал знаменитым разбойником Кудеяром, которым в свое время интересовался царь Иоанн Грозный.
Свидетельства современников, говорят, что София смирилась со своей судьбой и искренне стала служить Господу, будучи монахиней. Однако трудности на ее пути не закончились — в 1533 году умирает Василий III и власть переходит к его вдове Елене, которая ссылает преподобную Софию в Каргополь. Там монахиня пребывала в тюрьме вплоть до 1538 года, а затем вернулась на службу в Суздаль.
Умерла святая София 18 декабря 1542 года в покои и мире, и была похоронена в подвале главного собора на территории монастыря, который стал ей домом.
Почитание
Судьба Софии и ее смиренность воле своего мужа покорила ее современников, так ее называли святой еще при жизни. Так называет ее и князь Андрей Курбский в письмах к Ивану Грозному. Легенда говорит, что сам царь положил на гроб преподобной пелену, которую сделала его жена Анастасия.
Впоследствии к гробнице Софии придут его сыновья с женами, первый царь династии Романовых Михаил и другие представители царских семей.
Ключарь Анания, описывая Суздаль, пишет о многочисленных исцелениях у гробницы преподобной Софии. Считается, что именно у ее гроба была исцелена княжна Анна Нечтева, а после спасения города от нашествия поляков преподобная становится покровительницей Суздали.
Важно! В 1650 году патриарх Иосиф признает София святой и разрешает почитать ее соответственно. Официально канонизируют ее в 1916 году, когда ее имя было внесено в Православный церковный календарь.
Мощи были обретены 14 августа 1995 года, когда были извлечены из монастырского подклета и перенесены в Покровский собор. Хранятся они там и сегодня, в закрытой раке и не демонстрируются прихожанам.
Существует чудотворная икона преподобной Софии, датируемая XVII столетием. На ней изображена монахиня с открытым, красивым лицом в зеленом монашеском одеянии, коричневой рясой и с багровой мантией.
Официально день памяти святой отмечается 1 (14) августа и 16 (29) декабря. В Эти дни совершается памятный молебен, читается акафист и люди молятся преподобной об исцелении от болезней (в частности, от глухоты и слепоты), о спасении души и об исцелении душевных расстройств.
СОФИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ
Святая София (Соломония) Суздальская |
София Суздальская (ок. 1490-1542), великая княгиня, преподобная
В миру Сверчкова-Сабурова Соломония Юрьевна, дочь боярина Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова, из старинного, но «захудалого» московского боярского рода [1]. Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца). Отличалась добротой и набожностью.
В 1505 году на нее пал выбор наследника престола, будущего великого князя Василия III Иоанновича. Ее выбрали из 1500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны по образцу смотрин невест для византийских императоров. Свадьба состоялась 4 сентября того же года, после обручения молодых митрополитом Симоном в Успенском соборе Московского Кремля.
Постриг
В ноябре 1525 года развод был объявлен и 25 ноября Василий велел постричь Соломонию в монашество. Она была пострижена под именем Софии в Рождественский женский монастырь. В некоторых летописях рассказывается, что развод и пострижение состоялись по желанию самой Соломонии, но немецкий посол С. Герберштейн, наоборот, пишет что Соломония сорвала с себя монашеский куколь и топтала его ногами, за что боярин Шигоня-Поджогин ударил ее бичом. Многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: «Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!» О насильственном постриге впоследствии писал и князь Андрей Курбский. Еще одна версия гласит, что постриг совершил игумен Никольского монастыря Давид. Поскольку Соломония изо всех сил сопротивлялась, присутствовавший боярин ударил ее, вскричав: «Смеешь ли ты противиться воле государя?» [3]
Менее чем через два месяца Василий Иоаннович женился на Елене Глинской. Инокиню Софью тем временем отвезли в Суздальский Покровский монастырь, которому она покровительствовала еще с 1518 года. Впоследствии монастырь стал местом заточения невольных царственных пострижениц.
Слухи о сыне
Иноческий подвиг
Преподобная София Суздальская. Икона XVII века. Покровский монастырь |
Обитая в Суздальской обители, не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением, долго скорбела. Но покорясь воле Божией, София нашла утешение и умиротворение в усердной молитве. Своими подвигами она изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. После смерти Василия III в 1533 году власть перешла к его вдове, Елене Глинской, для которой София могла стать опаснейшей соперницей. Поэтому преподобная была сослана в Каргополь, где содержалась в тюремном заключении до смерти Глинской в 1538 году. Затем вернулась в Суздаль, где преставилась к Богу 18 декабря 1542 года. Степенная книга гласит об этом: «Пожив благодарно и богоугодно к Богу отъиде». Преподобная София была похоронена по своему завещанию, в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря.
Почитание
Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси и преподобную признавали святой уже ее современники. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет блаженную княгиню «преподобною мученицею». Сам же Иоанн Грозный якобы, возложил на ее гробницу пелену, сотканную его женой Анастасией [5]. Приходили к мощам святой Софии и оба его сына с женами, и Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, и многие другие. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль «на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя и святых».
В описании города Суздаля ключарь Анания сообщил о чудесных исцелениях при гробнице преподобной Софии. Так, в 1598 году у ее гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотою. В 1609 году, во время нашествия поляков, преподобная София спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь. Много и других чудес совершилось по молитвам преподобной Софии.
Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов и в 1650 году разрешил почитать ее как святую. В рукописных святцах она именуется как «Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница». На иконах преподобная стала писаться:
В середине XVIII века встал вопрос о ее канонизации. Позже, в XIX веке, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом [6] была составлена служба преподобной. Наконец, по благословению Святейшего Синода ее имя было внесено в Православный церковный календарь 1916 года. С 1984 года специальным указом патриарха Пимена Русская Православная Церковь стала почитать преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли.
Могила святой была очень почитаема, но ее мощи не тревожили до 1990-х годов, когда, 14 августа 1995 года, мощи святой были торжественно обретены. Их выкопали и из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленнными, но после вскрытия сразу истлели, т.е. осыпались. Теперь они хранятся в закрытой раке и не демонстрируются.
Молитвы
Литература
Использованные материалы
[3] По данным Википедии со ссылкой на неработающую страницу Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря.
[4] Информация раздела «Служи о сыне» приведена по данным статьи «Тайна Соломонии Сабуровой», раздел Очерки о Суздале, сайт информационно-туристического агенства «Отдых в Суздале», http://www.suzdalhotels.ru/soburova.htm
[5] «Тайна Соломонии Сабуровой», раздел Очерки о Суздале, сайт информационно-туристического агенства «Отдых в Суздале», http://www.suzdalhotels.ru/soburova.htm
[6] Вероятна ошибка: в XIX веке Суздальская епархия уже не существовала, она с 1786 была объединена с Владимирской, в XIX веке архиерея с именем Серапион в ней не было.
Житие преподобной Софии Суздальской и икона святой, почитание и тексты молитв
Святые, почитаемые Православной церковью, прошли разный жизненный путь. Одни сознательно отказались от земных благ и ушли в монастырь, чтобы проводить время в постах и молитвах, другие оказались в обители по принуждению, и уже позже искренне уверовали в Господа и посвятили ему душу и тело. Княгиня Соломония Сабурова, известная в православии под именем преподобной Софии Суздальской, принадлежит к тем, кто не по собственной воле оказался в монастыре.
Житие святой Софии Суздальской
Преподобная София известна в истории как первая жена великого московского князя Василия Иоанновича. Из-за того, что она не смогла родить наследника престола, князь отправил ее в монастырь, чтобы беспрепятственно жениться на другой женщине.
Происхождение
Соломония родилась в семье бояр Сабуровых, по преданиям, ее род берет свое начало от ордынского мурзы, который в 1330 году принял христианскую веру и прошел обряд Водного Крещения. Также из знаменитых предков будущей княгини стоит отметить участника Куликовской битвы — Феодора Сабурова. В некоторых источниках отца Соломонии называют князем, однако стоит отметить, что со времен правления Иоанна III всех знатных особ, которые несли службу при дворе, именовали именно боярами.
Близкие родные преподобной Софии служили в Новгородском княжестве, которое было присоединено к Московскому Иоанном III. Юрий Константинович, отец великой княгини, исполнял обязанности писца Новгородской земли и известен как составитель древних летописей.
Девочка очень рано осталась сиротой, и все заботы о ее воспитании взяла на себя тетя, которая была благочестивой женщиной и растила Соломонию как родную дочь. Благодаря влиянию богобоязненной тети девушка с ранних лет читала Священное Писание и всей душой прилепилась к Господу.
Возможно, ее жизнь сложилась бы иначе, и она самостоятельно приняла бы решение о постриге в монахини, но у Всевышнего были на нее другие планы. Ей суждено было стать великой княгиней, и ее планировали представить наследнику княжества, который еще не был женат. По традиции того времени, князья выбирали себе жен из девушек знатных русских родов, а не сватались к иностранным принцессам.
Замужество
Обычай выбора великой княгини был позаимствован из Византии. По всем городам Руси разослали письма к боярам и знатным семьям, чтобы они представили своих дочерей для выбора невесты князю. Тех девушек, которые приглянулись наместникам, сразу же отсылали в Москву, где правитель уже самостоятельно выбирал себе будущую супругу.
Всего было отобрано около полутора тысяч молодых и красивых женщин, в число которых попала и княжна Сабурова. Выбор Василия Иоанновича пал на Соломонию. Воспитанная в благочестии, девушка не мечтала о славе, богатстве и высоком положении в обществе, однако восприняла решение великого князя, как волю Господа, и покорилась ей.
За то время, которое она была женой князя, ей удалось стать опорой для супруга и любящей матерью русскому народу, так как во всех своих поступках руководствовалась Священным Писанием и уповала на силу Господа, а не на свои способности и ум.
Около 20 лет прожили Василий и Соломония в браке в любви и согласии, однако единственное, что омрачало их семейный союз, это отсутствие наследника, которому после смерти великий князь мог бы передать управление государством. По советам бояр, правитель стал задумываться о разводе и повторной женитьбе и даже спрашивал совета у афонских старцев, а также у Византийских священников. Все они были единодушны в своем мнении — развод не подобает великому князю и может стать причиной великих бедствий для государства.
Развод и постриг
В конце концов, по научению бояр, многие из которых преследовали свои корыстные цели, князь Василий Иоаннович принял решение о расторжении брака. Митрополит Варлаам обличил правителя, за что и был лишен должности и отправлен в монастырь в заточение. В истории Русской Православной церкви это был первый подобный случай. За Соломонию пробовал заступиться преподобный Максим Грек, однако и он попал в темницу за обличение великого князя.
В одних исторических источниках указывается, что Соломонию силой отвезли в Московский Рождественский монастырь и постригли в монахини, в других говорится, что великая княгиня сама безропотно покорилась желанию мужа, принимая ее как волю Господа.
Новой супругой Московского князя стала литовская княгиня Елена Глинская. Все вселенские патриархи осудили этот брак и так и не признали его законным. Примечательно, что Иерусалимский патриарх предсказал, что от этого союза родится наследник, который, взойдя на престол, станет самым кровавым и жестоким правителем в истории русского государства. Таким образом, преподобный Марк предрек царствование Иоанна Грозного.
Иноческий подвиг
После принятия пострига Соломония получила имя София и была отправлена в Суздальский Покровский монастырь. Первое время княгиня скучала по мужу и не могла примириться со своим новым положением, однако со временем нашла утешение в молитвах и чтении Слова Божьего, и постепенно ее душа отлепилась от мирской суеты.
По мере того, как в мире умножались беззакония, преподобная София Суздальская достигала духовного совершенства, проводя дни в непрестанной молитве и постах.
Кончина
Скончалась преподобная София в 1542 году и была похоронена на территории Покровского монастыря в Суздали. По преданиям, после смерти княгини стали происходить чудеса у ее гробницы, по молитвам к преподобной люди получали исцеления от тяжелых заболеваний, а город был спасен от нашествия польских войск.
Почитание в православии
Днем почитания преподобной княгини Софии в православии считается 14 августа (обретение мощей) и 6 июля (Собор Владимирских святых). В этот день в храме при Покровском монастыре проходит торжественная служба в честь святой.
Иконография
На иконах святая княгиня Суздальская изображается не в парадном одеянии, приличествующем ее сану, а в простой монашеской одежде. Одна рука преподобной Софии поднята в благословляющем жесте.
Тексты молитв
В молитвословах, одобренных Православной церковью, содержатся тексты молитв, с которыми принято обращаться к преподобной Софии Суздальской. Их рекомендуется выучить на память и произносить, вдумываясь в каждое слово.
Тропарь
Вы́шняго красото́ю я́вственно украша́яся,/ по́стническими бо труды́ подвиза́ся преподо́бная Софи́я,/ и бысть насле́дница Небе́сному Ца́рствию,/ и вни́де в Небе́сный Черто́г наслади́тися Христо́вы красоты́,/ Его́ же моли́ спасти́ся гра́ду Су́ждалю/ от пога́ных нахожде́ний и междоусо́бныя бра́ни// и пода́ждь душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: Небесной красотой ты ясно украшалась, ибо постническими трудами подвизалась, преподобная София, и была наследницей Небесного Царства, и вошла в Небесный Чертог, чтобы насладиться Христовой красотой, Его же моли о спасении города Суздаля от языческих нападений и междоусобной войны, и подай душам нашим великую милость.
Кондак
Но́щи стра́стныя избе́гши, Богому́драя Софи́е преподо́бная,/ к Незаходи́мому же Со́лнцу, Христу́, прише́дши,/ умертви́ла еси́ плотско́е мудрова́ние посто́м же, воздержа́нием и моли́твами,/ показа́ся равна́ А́нгелом,/ на земли́ бо поживе́ и ду́хи нечи́стыя от челове́к отгна́ла еси́,/ и разли́чная исцеле́ния подава́еши, от мно́гих бед и зол избавля́еши,/ Софи́е преподо́бная,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Избежав тьмы страстей, Богомудрая София преподобная, к Незаходящему же Солнцу, Христу, придя, ты умертвила плотское мудрование, постом же, воздержанием и молитвами оказалась равной Ангелам, ибо прожив на земле и духов нечистых отгоняешь ты от людей, и различные исцеления подаешь, от многих бед и зол избавляешь, София преподобная, моли о спасении душ наших.
Молитва
О, прехвальная и праведная мати Софие, Суздальския страны досточудная подвижнице! Славим твое богоугодное житие, чтим твоя великия добродетели, поклоняемся честным мощем твоим, с любовию лобызаем твой святый образ и с верою приносим тебе прилежныя наша молитвы. Помози нам, яко странним и пришельцем в мире сем, стати на истинный путь христианскаго жития, не отврати лица своего от всех прибегающих к твоему покровительству, духовне умудри подвизающихся в иночестве познати коемуждо образ спасения своея души, настави в подвизех смирения, терпения и покаяния, поспешествуй стяжати нам целомудрие, послушание и любовь Божию. Буди щит и ограждение обители сия от всякаго зла, в ней же сама ревностно подвизалася еси. Обрати и вразуми заблудшия люди на путь правый. Умоли Господа сил пощадити души наша и даровати нам время на покаяние, да твоим предстательством сподобимся безпагубне прейти поприще многоскорбнаго нашего земнаго жития и быти причастники вечнаго блаженства в небесных обителех Бога и Спаса нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.