икона спас елеазаровский чем помогает

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

икона спас елеазаровский чем помогает. Смотреть фото икона спас елеазаровский чем помогает. Смотреть картинку икона спас елеазаровский чем помогает. Картинка про икона спас елеазаровский чем помогает. Фото икона спас елеазаровский чем помогаетикона спас елеазаровский чем помогает. Смотреть фото икона спас елеазаровский чем помогает. Смотреть картинку икона спас елеазаровский чем помогает. Картинка про икона спас елеазаровский чем помогает. Фото икона спас елеазаровский чем помогаетикона спас елеазаровский чем помогает. Смотреть фото икона спас елеазаровский чем помогает. Смотреть картинку икона спас елеазаровский чем помогает. Картинка про икона спас елеазаровский чем помогает. Фото икона спас елеазаровский чем помогаетикона спас елеазаровский чем помогает. Смотреть фото икона спас елеазаровский чем помогает. Смотреть картинку икона спас елеазаровский чем помогает. Картинка про икона спас елеазаровский чем помогает. Фото икона спас елеазаровский чем помогаетикона спас елеазаровский чем помогает. Смотреть фото икона спас елеазаровский чем помогает. Смотреть картинку икона спас елеазаровский чем помогает. Картинка про икона спас елеазаровский чем помогает. Фото икона спас елеазаровский чем помогает

икона спас елеазаровский чем помогает. Смотреть фото икона спас елеазаровский чем помогает. Смотреть картинку икона спас елеазаровский чем помогает. Картинка про икона спас елеазаровский чем помогает. Фото икона спас елеазаровский чем помогает

Главные новости

Назначена и.о. игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой

В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий

Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц

Архив

Икона «Спас Елеазаровский»

икона спас елеазаровский чем помогает. Смотреть фото икона спас елеазаровский чем помогает. Смотреть картинку икона спас елеазаровский чем помогает. Картинка про икона спас елеазаровский чем помогает. Фото икона спас елеазаровский чем помогает

Икона Спаса Вседержителя середины XIV века из собрания Псковского музея-заповедника — один из единичных сохранившихся древнейших памятников псковской иконописи и единственный в Псковском музее.

Научное исследование псковской иконописи как самобытной ветви древнерусского искусства началось в 1920-е годы, когда во многие древние города были отправлены комиссии-экспедиции по выявлению и учету памятников живописи. При плохой сохранности иконы вывозились на реставрацию в Государственные центральные реставрационные мастерские (ГЦРМ) в Москву. Такая комиссия работала в Пскове в 1926-1929 годах под руководством А.И. Анисимова. Известный реставратор, знаток и исследователь древнерусского искусства, А.И. Анисимов много сделал для сохранения и изучения памятников монументальной и станковой живописи в разных городах, в том числе в Пскове. Многие вывезенные в те годы уникальные иконы XIII-XV вв. были спасены от уничтожения и украшают теперь экспозицию Государственной Третьяковской галереи.

В одну из поездок внимание ученого привлекла небольшая совершенно темная доска с плохо видимым изображением Спаса Вседержителя, хранящаяся в Псковском губернском музее. Икона поступила в губернский музей (скорее всего, в 1918 г.) из собора Трех святителей Спасо-Елеазаровского монастыря под Псковом — отсюда и название «Спас Елеазаровский», появившееся не ранее начала XX века. Древность иконы и ее великолепного оклада (правда, более позднего) была очевидна, поэтому решили срочно отправить ее в Москву. В сентябре 1927 г. икона поступила в ГЦРМ, где и находилась до конца 1928 г., после чего была возвращена в музей. С нее сняли олифу и слои поновлений XVIII и XVI веков.

Летом 1930 г. в докладе А.И. Анисимова «Памятники псковской живописи, раскрытые за последние годы» впервые прозвучала датировка иконы и ее оценка: «Интереснейшим памятником эпохи, переходной от домонгольского периода к стилю XIV в., является так называемый «Елеазаровский Спас»… Поясная фигура Спасителя с закрытым Евангелием изображена на красном фоне, обрамленном белыми полями. Живопись лика и одежд сильно пострадала, но и сохранившегося достаточно, чтобы понять, что псковский художник не копировал какой-либо образец, а свободно решал тему со стороны чисто художественной. Икона, видимо, издревле производила сильное впечатление и поэтому почиталась.

В XVI в. она была слегка стесана по краям и для выравнивания поверхности дополнена новою широкою рамой, давшею возможность наложить на поля нарядный чеканный оклад из золоченого серебра с дробницами, украшенными рисунками превосходной гравировки. На дробнице левого верхнего угла изображена «Троица» псковского перевода, т.е. с тремя ангелами, посаженными за столом прямолично и в одну линию. Живопись иконы была поновлена и закрыта богатым, по псковскому обычаю, сквозным финифтяным орнаментом, положенным на сплошную металлическую пластину».

История иконы, издревле почитавшейся как чудотворная, остается неясной. Согласно устному преданию, образ явился в ноябре 1352 г. после пожара ниже места сгоревшего храма «на дубу на берегу озерка». Пень от этого дуба позже был замурован в свод церкви, построенной на месте чуда. В течение нескольких веков икона пребывала в Великопустынском Спасо-Преображенском мужском монастыре (расположенном недалеко от Пскова и сейчас находящемся в руинах) и именовалась образом Спасителя из Великих Пустынь. Время возникновения монастыря в Великой Пустыни неизвестно, но, видимо, он существовал уже в XIV в. В 1766 г. обитель была упразднена, и чудотворный образ был передан в Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный в начале 1430-х годов преподобным Евфросином Псковским, в миру Елеазаром (ок. 1386-1481).

Небольшой размер образа (460х315) предполагает его келейное назначение. Иконография образа традиционна и относится к распространенному типу «Христос Вседержитель» — изображение Христа по пояс (реже до плеч), с благословляющей правой рукой и Евангелием в левой. В целом икона архаична и, как все подобные памятники, трудно поддается датировке (XIV-XV вв.). Из немногих известных на псковской земле чудотворных икон Спасителя единственная сохранившаяся до наших дней — Спас Великопустынский (Елеазаровский).

19 августа 2010 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе Псковского кремля.

После богослужения состоялась торжественная передача иконы XIV века «Спас Вседержитель» («Елеазаровский») из собрания Псковского музея-заповедника на временное хранение в Спасо-Елеазаровский монастырь. Чудотворный образ Святейшему Патриарху Кириллу передал вице-премьер РФ А.Д. Жуков.

Затем Святейший Патриарх Кирилл и сопровождающие его лица доставили святыню в Спасо-Елеазаровский монастырь. Икона была принесена в главный собор монастыря в честь Трех святителей.

Источник

Чудотворные иконы

икона спас елеазаровский чем помогает. Смотреть фото икона спас елеазаровский чем помогает. Смотреть картинку икона спас елеазаровский чем помогает. Картинка про икона спас елеазаровский чем помогает. Фото икона спас елеазаровский чем помогаетИстория Цареградской Иконы Божией Матери не менее загадочна, чем житие преподобного Евфросина. По исследованиям игуменьи Елисаветы за четыре столетия до разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе 25 апреля 1051или 1071 года, как символ того, что этот образ находится только в том государстве, где сохраняется чистота православной веры. Икона сохранялась в Констанитинополе до момента принятия Флорентийской унии, затем была передана в Россиию. в Спасо-Елеазаровский монастырь. Стоит отметить и тот факт, что икона исчезала из Спасо-Елеазаровского монастыря в моменты смутных времен в России.

Святая икона была встречена братией и возможно Евфрасином на дороге около монастыря, на месте встречи забил чудотворный источник, впоследствии он получил название Пречистенский и прославился как целебный, а монастырь долгое время назывался Сретенским.

Вместе с Цареградской иконой Пресвятой Богородицы преподобному Евфросину, по-видимому, была открыта тайна о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле.

Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, ученик прп. Евфросина старец Спасо-Елеазаровской обители игумен Филофей объявил всему миру: «Москва — Третий Рим», — и добавил: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».

Святая Цареградская икона Божией Матери со времени своего пришествия в монастырь прославилась многими чудесными знамениями благодати Божией.

икона спас елеазаровский чем помогает. Смотреть фото икона спас елеазаровский чем помогает. Смотреть картинку икона спас елеазаровский чем помогает. Картинка про икона спас елеазаровский чем помогает. Фото икона спас елеазаровский чем помогаетОригинал Цареградской «Евфрасиновой» иконы, утонул в Чудском озере, когда в очередной раз монастырь подвергся нападению ливонских рыцарей. Монастырь был ограблен и похищена чудотворная икона Божией Матери. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Пскоском озере, где она находится и поныне, тем самым подтвердились слова Филофея о том, что четвертому Риму «не быти», ведь икона навсегда осталась в России в глубинах Чудского озера. Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который уцелел в советские годы и прикровенно хранился у старца Николая Гурьянова до передачи его Игумении Елисавете (Беляевой), которая и возродила обитель. К сожалению, история о том, как попала икона к старцу Николаю неизвестна. Сегодня чудотворный список пребывает на своем месте в монастыре.

Спас-Елеазаровский — Покровитель псковского края

икона спас елеазаровский чем помогает. Смотреть фото икона спас елеазаровский чем помогает. Смотреть картинку икона спас елеазаровский чем помогает. Картинка про икона спас елеазаровский чем помогает. Фото икона спас елеазаровский чем помогаетЧудотворная икона «Спас Елеазаровский» – шедевр древнерусского искусства, явление мирового значения.

Эта удивительная икона Спаса Вседержителя, написанная в серединн XIV века – один из единичных сохранившихся древнейших памятников псковской иконописи вообще и единственный в Псковском крае.

Сей дивный образ был явлен в пустынном месте, в деревушке Слобода в Порховском районе в 1352 году. На месте обретения этой иконы был возведен Высокопустынский мужской монастырь. Икона Спасителя до 1766 года пребывала в Спасской церкви монастыря. Икона издревле почиталась как чудотворная. Не один раз она спасала псковичней в годину страшных испытаний. Так еще в XIV веке икона спасла город от моровой язвы, когда с ней обошли город с крестным ходом. В память об этом чуде был установлен крестный ход, который проводился в день Преполовения Пятидесятницы многие столетия и был прерван только в годы богоборчества.

Из-за начавшихся церковных реформ в XVIII веке Высокопустынский монастырь был закрыт в 1766 году, а чудотворная икона Спасителя была перенесена в Елеазаровский монастырь, который стал называться от имени чудотворного образа Спасо-Елеазаровским.

Икону «Спас Елеазаровский», которой веками поклонялись люди, спасали в годы лихолетия 20-30-х годов, Гражданской и Отечественной войн десятки людей (музейные сотрудники, историки, искусствоведы, реставраторы), некоторым за это пришлось заплатить жизнью.

Спас Елеазаровский и реставратор Александр Иванович Анисимов

икона спас елеазаровский чем помогает. Смотреть фото икона спас елеазаровский чем помогает. Смотреть картинку икона спас елеазаровский чем помогает. Картинка про икона спас елеазаровский чем помогает. Фото икона спас елеазаровский чем помогаетАнисимов А.И. (1877-1937)– выдающийся реставратор и искусствовед, знаток и исследователь древнерусского искусства, много сделал для сохранения великих святынь, таких как иконы Божией Матери Владимирская, Боголюбская, Толгская и др. в течение нескольких лет руководил работами по спасению православных святынь на Псковщине. Особое внимание реставратора привлекла икона Спаса Елеазаровского. Выдающийся реставратор определил икону как интереснейший памятник эпохи, переходной от домонгольского периода к стилю XIV века. С сентября 1927 года началась реставрация святыни в Москве в Реставрационных мастерских, которая завершилась только летом 1930 году. Икона и ее великолепный оклад, изготовленный в XVI веке, вернулись в Псков, а их спаситель был арестован осенью 1930, получил срок 10 лет лагерей и 2 сентября 1937 года расстрелян.

И вот в великий праздник Преображения Господня, 19 августа 2010 года, эта чудотворная икона возвратилась в Спасо-Елеазаровский монастырь и заняла свое место в Трехсвятительском соборе обители. Это произошло во время Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Псковскую епархию. Его Святейшество лично передал святыню древней обители и выразил глубочайшую признательность всем, кто потрудился, чтобы свершилось это исполненное глубочайшего смысла событие.

В своем слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл при передаче чудотворного образа Спаса-Елеазаровского в Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь назвал это возвращение-принесение чудотворной иконы Спасителя в ту обитель, в которой она многие сотни лет находилась святыни замечательным историческим событием.

Передавая великую святыню Русской Православной Церкви заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жуков также отметил исключительную важность возвращения святыни в монастырь, где она пребывала несколько веков и то, что сейчас она доступна для поклонения всем желающим.

икона спас елеазаровский чем помогает. Смотреть фото икона спас елеазаровский чем помогает. Смотреть картинку икона спас елеазаровский чем помогает. Картинка про икона спас елеазаровский чем помогает. Фото икона спас елеазаровский чем помогает

В настоящее время, икона сохраняется в условиях особого температурно-влажностного режима, под сигнализацией. Для ее сохранности и безопасности хранения сделан специальный киот, который предусмотрен для святынь такого уровня.

Источник

О чудотворной иконе Спасителя из Великопустынского монастыря

Такая комиссия под руководством А.И. Анисимова работала в Пскове в 1926-1929 годах. А.И. Анисимов – известный реставратор, знаток и исследователь древнерусского искусства, много сделал для сохранения и изучения памятников монументальной и станковой живописи в разных городах, в том числе и в Пскове, где обследовал их состояние в храмах Пскова и близлежащих окрестностей. Многие вывезенные тогда уникальные иконы XIII-XV вв. были спасены от разрушения, но, к сожалению, навсегда остались в столице и украшают теперь экспозицию Государственной Третьяковской галереи.

Уже через 3 дня она поступила в ГЦРМ, где и находилась до конца 1928 г., и была возвращена в музей. С неё сняли олифу и слои поновлений XVIII и XVI веков, обнаружив при этом несовпадение изображения «в рисунке и красках».

Летом 1930 г. в докладе А.И. Анисимова «Памятники псковской живописи, раскрытые за последние годы» впервые прозвучала датировка иконы и ее оценка: «Интереснейшим памятником эпохи, переходной от домонгольского периода к стилю XIV века, является так называемый «Елеазаровский Спас» … Поясная фигура Спасителя с закрытым Евангелием изображена на красном фоне, обрамленном белыми полями. Живопись лика и одежд сильно пострадала, но и сохранившегося достаточно, чтобы понять, что псковский художник не копировал какой-либо образец, а свободно решал тему со стороны чисто художественной. Икона, видимо, издревле производила сильное впечатление и поэтому почиталась. В XVI в. она была слегка стесана по краям и для выравнивания поверхности дополнена новою широкою рамой, давшею возможность наложить на поля нарядный чеканный оклад из золоченого серебра с дробницами, украшенными рисунками превосходной гравировки. На дробнице левого верхнего угла изображена «Троица» псковского перевода, т.е. с тремя ангелами, посаженными за столом прямолично и в одну линию. Живопись иконы была поновлена и закрыта богатым, по псковскому обычаю сквозным финифтяным орнаментом, положенным на сплошную металлическую пластину». Заметим, что ниже автор, говоря о другой псковской иконе, двусторонней Одигитрии с Преображением на обороте из Пароменской Успенской церкви, поясняет, что она «покрыта окладом того же типа», что и икона Спаса Елеазаровского – момент, важный для наших дальнейших рассуждений.

Со дня раскрытия иконы Спасителя, второго ее «рождения», минуло 80 лет, она пережила Отечественную войну и сегодня, являясь самой древней иконой музейного собрания, открывает экспозицию псковской иконописи.

Судьба этой иконы остается полной загадок. Известно, что поступила она в музей до 1927 г. (скорее всего в 1918 г.) из собора Трёх святителей Спасо-Елеазаровского монастыря, основанного в начале 1430-х годов преподобным Евфросином Псковским, в миру Елеазаром (ок. 1386 – 1481), куда была передана из Великопустынского мужского Спасо-Преображенского монастыря недалеко от Пскова после его упразднения в 1766 г. К тому времени в течение 400 лет икона именовалась образом Спасителя из Великих Пустынь, а сам монастырь в XIX веке назывался Спасо-Елеазаровским Великопустынским. Время возникновения монастыря в Великой Пустыни неизвестно, но, видимо, он существовал уже в XIV в., так как в летописи под 1414 г. упоминается о построении «новой церкви в Спасской Пустыни».

Согласно устному преданию, икона Спасителя «явилась» в ноябре 1352 г. после пожара ниже места сгоревшего храма «на дубу на берегу озерка». Пень от этого дуба позже был замурован в свод церкви, построенной на месте чуда.

В XIX в. в приходской церкви бывшего монастыря под «местным» образом Спасителя («списком» с древнего) сохранялся «остаток дерева», на котором явилась икона.

Чудотворной она почиталась издревле, но в древних письменных источниках этот аспект не сохранил конкретного отражения вплоть до второй половины XIX века, когда настоятель Елеазаровской обители архимандрит Платон (1869) издал «Сказание о чудотворной иконе», составленное на основании какого-то древнего сборника, хранившегося в монастыре.

Чудотворные иконы составляют особую группу священных предметов. Подобно мощам святых и реликвий, прославленных благодаря принадлежности божественным лицам и святым, чудотворные иконы обладают в глазах верующих благодатью Святого Духа и способностью к чудотворению.

Каждое чудо, зафиксированное в письменном источнике или даже в устном предании, стало для нас историко-культурным фактом и уникальным источником новой информации, поскольку иконы и реликвии, творившие чудеса, являлись центрами духовной жизни, к которым было приковано внимание средневекового человека и которые давали постоянный мощный импульс к творческой деятельности. Создавались новые иконы-«списки» (сейчас нам известно, что большинство древних икон восходит к тому или другому чудотворному образу). Чудеса фиксировались в летописях как события политического значения, в прямой зависимости от них принимались государственные решения. Сказания о чудесах являлись одним из видов художественной литературы, доступным – в письменной и устной форме – всему народу. То есть в некотором смысле чудо и было в то время первоэлементом художественного.

Так, например, в течение XIV-XVII столетий в Московском Кремле были собраны самые чтимые на Руси иконы. В летописи конца XV века внесены сказания (повести) о почитании в Московском Кремле двух «списков» знаменитой константинопольской «Одигитрии» из Вознесенского монастыря и «Смоленской», находившейся в XV веке в Благовещенском соборе. Перенесение святынь, почитавшихся в разных городах и землях Руси, в столицу являлось самой характерной формой прославления чудотворных икон, восходящей к традициям Константинополя.

Продолжая благочестивые обычаи прародителей, великие московские князья XVI века собирали в Москве нуждавшиеся в поновлении древние образы и новоявленные святыни. Их помешали в кремлевские храмы для поклонения. С принесенных чудотворных икон обычно делали копии, которые ставили в храмы, возводившиеся на местах встреч и проводов святынь. Так, в 1518 году по инициативе великого князя Василия III и митрополита Варлаама из Владимира принесли древние иконы Христа Вседержителя и Богоматери. Отреставрированные и богато украшенные иконы в 1520 году возвратили на свои прежние места; при этом древний образ «Спас на престоле» оставили в Кремле, а во Владимир отослали копию. В 1561 году по царскому указу в Москву привезли древнейшие греческие иконы новгородского Софийского собора – «Спас на престоле» («Спас царя Мануила», «Спас Золотая риза») и «Святые апостолы Павел и Петр». В 1572 году их отпустили в Новгород; при этом икону апостолов возвратили подлинную, а икону «Спас на престоле» заменили копией, оставив чудотворный образ в Успенском соборе. Древнейшие «списки» (копии) чудотворных икон, почитавшиеся в Московском Кремле, сделаны с иконы Богоматери Владимирской. Более ранняя из этих икон, исполненная на рубеже XIV-XV веков в манере Андрея Рублева, предназначалась для Успенского собора во Владимире. Другая, созданная в первой четверти XV века, хранилась в Успенском соборе Кремля, причем на нее был перенесен старый золотой оклад чудотворной Владимирской. В периоды отсутствия чудотворного оригинала эти списки почитались как точные подобия или иконы-наместницы. Во время реставрации чудотворной Владимирской иконы митрополитом Варлаамом в 1514 году с нее был сделан еще один точный «список», который и находится сейчас в Успенском соборе на месте древнего оригинала. Композиция этого «списка» повторяет святыню в том виде, который она приобрела при поновлении в 1514 году. В XVI-XVII веках этот «список» стал главной иконой-наместницей и получил наименование «запасного»; в плохую погоду его выносили в крестный ход вместо древней Владимирской.

Как известно, некоторые чудотворные образы стали небесными заступниками городов и целых стран (на Руси – иконы Богоматери Владимирской, Донской, Казанской и др.), им учреждены специальные дни почитания в церковном календаре. Наряду с ними существуют местночтимые образы, известные только в определенном крае. Таких икон немало просияло на Псковской земле, и среди них почти все копии-«списки».

Памятники псковской книжности сохранили сведения о чудотворных святынях: на протяжении нескольких столетий (XII-XVII) летописи и сказания отмечают знамения, бывшие от явленных образов – истечение слез, крови и мира в преддверии драматических событий (войн, стихийных бедствий, моровых поветрий). При этом большая часть свидетельств касается богородичных икон (Богоматерь Мирожская (XII-XIII век), «в Чирсках» и «на Камне на Ожере» (1420), «за Коложею на Каменном озере» («Знамение» (1426 или 1425), в Зряковичах (1455), в Елеазаровском монастыре («Цареградская», 1458) и др.).

Из немногих древних известных на псковской земле чудотворных икон Спасителя единственная сохранившаяся до наших дней икона – Спас Великопустынский (Елеазаровский).

О явлении иконы Спаса в Великой Пустыни летописи умалчивают. А между тем, по летописным данным в 1352 г. был сильнейший мор «с весны до осени» во Пскове и близ, от которого осталась лишь третья часть жителей. Может быть, такое совпадение событий не случайно, и «явление» иконы Спасителя сопрягалось с молитвами о спасении от страшной моровой язвы. Известно, что в случае мора псковичи иногда возводили «одним днем» Спасские церкви. Как сообщает летописец, чтобы отвести свирепствовавшее моровое поветрие, 14 сентября 1420 г. жители построили и освятили церковь Спаса на древнем основании храма св. Власия. Возможно, икона стала личным вкладом одного из богатых псковичей, тех, кто во время мора, по летописной записи 1352 г., либо «идяху в монастырь … и постризахуся во мнишеский чин», либо «имение свое отдающе в милостыню церквам и монастырям …» или что «от имении своих тем хотяще собе имети в память вечную». Небольшой размер образа (46 х 31,5) предполагает его лично-моленное или келейное назначение. Вот как повествуется о явлении иконы Спасителя в монастырском сказании:

«Один благочестивый муж, охотясь в великопустынском лесу, пробираясь в далекой чаще, сквозь ветви деревьев вдруг увидел необычайный ослепительный свет. Изумленный и испуганный неожиданным явлением, он остановился и долго не решался выяснить, что происходит, но все же любопытство пересилило страх. Он стал подходить все ближе и ближе к дивному месту и … чудо! На одном из деревьев он увидал икону Господа Иисуса Христа, окруженную ослепительным сиянием. С неизъяснимым восторгом и трепетной радостью упав на колени перед блистающей светом иконой, он поклонился Спасителю и первый вознес горячую молитву и за себя, и за близких своих, и всех православных, изнывавших от горя. Возвратившись домой, он рассказал о дивном явлении св. иконы Христа Спасителя, и весть об этом скоро распространилась по Псковской земле. Тогда со всех сторон, старый и малый, со всевозможными болезнями и одержимые духом нечистым стали стекаться к месту чудесного явления, чтобы поклониться новоявленной иконе Христа Спасителя, принесшей радость, избавление и благословение небесное. Как искренна¸ как горяча и чистосердечна была эта общая молитва верующих! Матери молились о своих детях, дети о родителях, все вместе – друг о друге. Все молились со слезами и крепкой верой, что молитва их будет скоро услышана и придет наконец избавление от смертоносной язвы. И совершилось! Господь услышал горячие молитвы; «черная болезнь» почти тотчас прекратилась и многие страдавшие от духов нечистых и других болезней тут же получили полное исцеление.

Благодарные псковитяне и жители других мест прославили Всемилостивого Спаса, даровавшего им от святой Своей иконы приснотекущий источник исцелений, и в память избавления от «черной болезни» на месте явления св. иконы вскоре построили церковь в честь Преображения Господня и тем самым положили начало Великопустынской обители.

Много благодатных знамений и чудес сотворил и творит по сей день Господь наш Иисус Христос Своим пречистым образом пред лицом всех с верою и любовью к Нему притекающих. Если бы каждое из них заносилось на страницы летописи, то не вместились бы они в книгах, не хватило бы времени для прочтения их».

Скорее всего, изначальное почитание иконы было связано с ее духовной и эмоциональной насыщенностью. Ее иконография традиционна, относится к распространенному типу «Христос Вседержитель» – изображение Христа по пояс, реже – до плеч, с благословляющей правой рукой и Евангелием в левой. В искусстве византийского круга находим иконы XI-XIV вв. иконографически близкие псковскому памятнику. Рука в именословном жесте (пальцы сложены таким образом, чтобы прочитывались буквы I и Х), благословляющая Евангелие и повернутая ладонью от зрителя – редко встречающийся в русских памятниках нюанс – получил распространение в византийской традиции XI-XIV вв., однако восходит к еще более раннему периоду VI-VII вв. (изображение Иисуса Христа в мозаике капеллы св. Приска в Капуе (Италия). На Руси известен образ Спаса из деисусного чина, так называемого «Высоцкого» (ГТГ, Москва), присланного в 1380-1390 гг. из Константинополя. Диспропорция в чертах лика Спаса, позволяющая передать неоднозначность эмоционального состояния образа Богочеловека – строгого Судии и милосердного Спасителя, впервые отмечена в энкаустической иконе Христа VI в. из монастыря Св. Екатерины на Синае, а в XI-XIII вв. получила распространение в византийских памятниках.

Такие детали, как особая форма гиматия с перевязью и небольшой размер Евангелия встречаются в русских иконах XIII в. (наблюдение Л.И. Лифшица): например, небольшая икона первой половины XIII в. «Спас Вседержитель» из Ярославского музея. Кстати, по позднему преданию она была моленным образом Ярославских князей Василия и Константина. Образ Христа здесь наделен сердечностью и сдержанностью. Такой иконографический тип будет встречаться в иконах первой половины – середины XIV столетия, пример – Спас Елеазаровский.

В целом икона архаична и, как все подобные памятники, трудно поддается датировке. Отсюда разброс мнений – XIV в. (А.И. Анисимов); первая половина – вторая четверть XIV в. (Л.И. Лифшиц); середина XIV в. (И.С. Родникова); XV в. (Г.И. Вздорнов). Поскольку типология и иконографически-стилистические критерии приблизительно одинаковы, то, учитывая данные предания, предпочтительнее датировать икону серединой XIV в., хотя нельзя исключить и датировку началом XV в., то есть связать создание иконы со строительством храма 1414 г.

Историческая наука описывает этот период как эпоху укоренившихся основ псковского городского устройства и приобретения политической самостоятельности – официального отделения Пскова от Новгорода.

Искусство иконописи этого времени отмечено памятниками разнородными. Икона св. Николая из ц.Николы «от Кожи» (ГТГ) проникнута классическими идеалами и причислена к «византинизирующему» типу, а «Спас Елеазаровский» – к архаическому направлению, популярному в демократической среде. Однако в это время намечается тенденция к созданию единого русла развития, в котором постепенно нарастает линия, запечатленная в экспрессивно-импульсивных росписях Снетогорского монастыря 1313 г.

Стиль иконы противоречив. В ней угадывается высокий художественный образец, связанный с монументальными традициями живописи XIII столетия.

Некоторая упрощенность письма сочетается с впечатляющей спокойной ясностью и силой образа при его внешней хрупкости.

Что касается красного фона, то, как известно, в византийской эстетике красный цвет имеет сложную символику. По Дионисию Ареопагиту (V в.), это цвет пламенности, огня, а огонь «как бы в чувственных образах являет божественные свойства». Он также является «животворной» силой, отсюда красный цвет – символ жизни. Но он же и цвет крови Христа, пролитой во имя спасения человечества, а, следовательно, знак истинности Его Воплощения и грядущего Спасения рода человеческого. Это и символ Божественной любви, «пламя горения любви, согревающее сердца, чтобы страх перевоплотился в любовь» (Григорий Великий).

На Руси к красному цвету всегда было особенное отношение, недаром слова «прекрасный» и «красивый» одного корня. Поэтому красный фон здесь может быть данью традиции, идущей от народного творчества (вспомним псковскую краснофонную «Одигитрию» конца XIII – начала XIV в. в ГТГ и новгородские иконы).

Выраженный архаизм стиля – в пропорциях фигуры, в организации пластики и колористическом решении – позволяет отнести этот образ к тому направлению, где наиболее явственно проявились народные художественные вкусы.

Вместе с тем в полном внутренней экспрессии лике Спаса, в Его асимметричных чертах, уже угадывается та эмоциональная напряженность, которая впоследствии станет отличительным признаком средневековой псковской живописи.

Неоднозначность психологического состояния образа – рефлекс палеологовского искусства на местной почве, искусства позднего периода жизни Византии XIV – первой половины XV века (названного по имени правящей династии – Палеологов), драматические интонации которого, порожденные ощущением конца великой империи (завоеванием турками в 1453 г.), проникли на Русь.

Облик Спаса Елеазаровского наделен той проникновенной человечностью, глубокой созерцательностью и индивидуальностью, что отличает искусство этой эпохи. Повышенное внимание к «внутреннему человеку» в духе учения исихастов, монахов-молчальников, проповедующих возможность личного Богообщения, поднимает интерес к внутренней жизни человека, к его переживаниям и страхам перед грядущим мигом предстояния грозному Судии. В таких иконах, как Спас Елеазаровский, образ Христа трактуется как соразмерный человеческим чувствам, понимающий и всепрощающий. Греческие эпитеты «Елеемон» («Милостивый», «Милосердный») или «Психосостер» («Душеспаситель») подошли бы больше нашей иконе, нежели «Пантокротор» («Вседержитель») – образ суровый и торжественный.

Вернемся к теме почитания иконы. На Руси в летописных повестях, сказаниях, богослужебных уставах и других письменных источниках иконы, подобные Спасу, называются «чудными», «чудотворными», но чаще – «святыми», как и все другие, ибо, согласно православному восприятию иконы, Божественная благодать может быть явлена через любой, избранный Господом, образ. Все зафиксированные в источниках чудеса от псковской иконы Спаса приходятся на XIV-XVII столетия, то есть время нахождения ее в Великих пустынях. Приведем некоторые из них.

Достигнув обители, они перед чудотворной иконой, как перед лицом Самого Сердцеведца, чистосердечно исповедали грехи свои. Велико в то время было покаяние всех, обильны были слезы у каждого, особенно молились, проливали слезы жители подмонастырской слободы и деревень: Мельницы, Колоколова, Лютых Бор и некоторых погостов, как Демяниц, Аклюдиц, Прощаников, Виделебья, Верхнего Моста, Знахлицкого, Русинского, Добрывицкого и Рюхи с принадлежащими к ним деревнями. Но кроме горячей и полной веры молитвы, истинного покаяния, сердечного сокрушения и строгого поста, псковитяне являли дела и других христианских добродетелей. Они охотно оказывали милосердие и давали приют странникам и богомольцам, шедшим в Великую пустынь, и особенно были внимательны к больным, старцам и детям. И Господь внял молению раскаявшихся рабов Своих; вера их не осталась бесплодна, и честною иконой Всемилостивого Спаса было содеяно спасение: прекратились междоусобия, умиротворились сердца враждовавших, утихла брань с новгородцами и не стало пожаров. Жители упомянутых погостов и деревень в память сего преславного чуда положили каждогодно поднимать св. икона Христа Спасителя в церковь каждого погоста для молитв, прошений и благодарений и потом обносить ее крестным ходом вокруг домов своих.

В одно из частых нападений литовцев в 1426 г. несколько их больших отрядов рассыпались по окрестностям Пскова. Однажды, не найдя себе легкой добычи вблизи города, литовцы удалились вглубь страны и неожиданно натолкнулись на Великопустынский монастырь, в то время богатый и благоустроенный и, конечно, представлявший завидную и редкостную добычу. Когда враги подступили к Великопустынской обители и уже собирались исполнить задуманное, на них напал непонятный ужас, все были до того поражены паническим страхом, что, ничего не тронув, бросились бежать и опомнились только в 12-ти верстах от монастыря. Монахи и православные люди, свидетели чуда, которым так дивно Господь сохранил обитель и Свою чудотворную икону, в благодарном восторге и в порыве радости воспели Богу хвалебную песнь и прославили Его величие и силу.

В том же 1426 году в Пскове и во всей области свирепствовала сильная моровая язва и повсеместные пожары. Псковитяне вспомнили свои прегрешения, прежние беды и, невзирая на возраст, потекли в Великую пустынь к святой иконе Всемилостивого Спаса, перед которой 40 лет назад их деды и отцы слезами испросили себе помилование. Не дерзая надеяться на силу своих молитв, они призвали на помощь ходатайство, молитвы и заступление Матери Божьей и святых благоверных князей Гавриила и Довмонта, псковских чудотворцев. И чудо, ниспосланное им через чудотворную икону Христа Спасителя, свершилось: прекратились мор и пожары. В память чудесного события жители города Порхова и погостов Славковского, Бродовичей, Мелётова и др. с их деревнями положили ежегодно приносить чудотворную икону в свои храмы для священнослужения и крестного хода, а в домы свои для молитвы».

В XVI-XVII веках, особенно в тяжелое Смутное время, жители псковской земли не раз взывали к помощи чудотворного образа. Как отмечает Сказание, в свое время, когда горечь бедствий становилась невыносимой, псковитяне и жители города Острова и многих погостов обращались в Великопустынскую обитель и неоднократно устанавливали крестные ходы с иконой-спасительницей.

В осенний крестный ход, учрежденный в 1813 г. в память победы над Наполеоном, 5 октября вместе с иконой Спаса приносилась чудотворная икона Успения Богородицы из Печерской обители. Иконы оставались несколько дней в городе, и часто их носили для чествования по домам горожан.

Третий крестный ход совершался 29 июня на острова Псковского озера – Талабские и Верхний. Он был учрежден в 1811 г. по просьбе островитян, озабоченных оскудением водоемов рыбой. Они веровали, что Спаситель, чудотворная икона которого к ним приносится, благословит труд рыбаков и их неводы наполнятся рыбой. Икону провозили по озеру на лодках.

Понятно, что такое интенсивное использование древней иконы могло ей повредить, поэтому с неё делались копии – «списки». К примеру, один из них находился в приходской церкви Великой Пустыни (см. выше); и, конечно, «списки» были обязательно в самой Елеазаровской обители, откуда исходили крестные ходы во Псков и на озерское «крестное плавание».

Создавались копии до конца XIX в. Так известен вклад в 1894 г. в Псково-Печерский монастырь настоятеля Троице-Сергиева Великолукского монастыря иеромонаха Аркадия.

С одной из копий связана любопытная история.

Для Варлаамовской церкви в Пскове, в которой всегда останавливался крестный ход по пути из Елеазаровского монастыря в Троицкий собор, тщанием церковного старосты, известного купца В.Я. Сафьянщикова была выполнена «точная копия» чудотворной иконы в 1886 г., а в 1891 – риза «подобно той (на иконе Спаса из монастыря – И.Р.) – сребропозлащенная и украшенная разноцветными камешками, стразами и бусами. На митре Спасителя два овальных финифтевых образка Спасителя и Божьей Матери, венец же украшен эмалью и прорезью. Вставлена она (икона – И.Р.) в кивот, обитый медным, посеребренным окладом с фронтоном наверху».

Однако на сохранившемся старинном снимке, сделанном псковским фотографом Кампрадом с подписью «Икона Спасителя в Елеазаровском монастыре», мы видим как раз этот самый оклад (см. фото). Мало того, удалось найти его в фондах Псковского музея, причем прекрасный венец с митрой XVII в. многие годы экспонировался как самостоятельное изделие. Оклад оказался сборным: если риза (одежда Спаса) сделана в 1891 г, то сам оклад – в 1778 г., в Москве, известным мастером Студенцовым Федором Петровым. Его работы хранятся в крупнейших музеях страны. В собрании Псковского музея, кроме оклада – потир (1776) и блюдо (1780).

Итак, к окладу XVIII в. был прикреплен венец XVII в. и сделана риза и рама на киот в конце XIX в. Всё это видим на снимке Кампрада, но с ошибочной (?!) надписью: бесспорно воспроизведена икона из церкви Варлаама Хутынского.

В чудом сохранившейся музейной инвентарной книге 1937 г. этот оклад числится как поступивший в 1934 г, но без венца и киота (венец есть, но под другим номером). Икона-копия, видимо, была оставлена в храме вместе с киотом.

Благодаря описанию А.И. Анисимова мы знаем, как выглядел оклад с древней иконы в 1928 г., и это описание соответствует записи в упомянутой выше книге 1937 года под № 757, однако в музее после возвращения коллекции драгметаллов из эвакуации не числится.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *