икона спас вседержитель автор
Спас Вседержитель. Андрей Рублев
Андрей Рублёв.
«Спас» из Звенигородского полуфигурного деисусного чина.
1410-е.
Государственная Третьяковская галерея.
Если бы сейчас сохранились все или большинство произведений, созданных художником, можно было бы представить картину его творчества с большой долей точности. Однако и малый набор аналогий дает возможность утверждать: звенигородские иконы созданы близко по времени к владимирским фрескам 1408 года.
Некоторые фрески владимирского Успенского собора кажутся эскизами, набросками, легкими и блистательными к тем удивительным по красоте и высоте образам, которые воплотились в трех иконах звенигородского происхождения. Вызревший интерес к духовному «портрету», внутреннему миру человека, представление о высокой его идеальности нашли законченное воплощение в невероятной силе и красоте живописи Звенигородского чина. Это итог, итог долгих раздумий и поисков, художественных и духовных. У многих исследователей наметилась склонность датировать чин 1410-ми годами после Владимира и перед работами в Троицком монастыре в 1420-х годах. Такой вывод не входит в противоречие с построениями исторического характера.
Рублев избрал для звенигородских икон очень большой размер. Поясные изображения получились превышающими человеческую меру. Это позволяло увидеть из любого места храма, где бы ни стоял человек, смысл, настроение, вложенные художником в написанную икону. В самой избранной на сей раз Рублевым величине ликов видно желание многое сказать людям именно через лицо, показать открыто и ясно внутреннее состояние образов. Художник готовил встречу лицом к лицу своих современников и жителей вечного мира.
Чтобы глубже понять Рублева в звенигородском деисусе сейчас, почти шесть столетий спустя, необходимо представить себе применительно к этим произведениями особенно к «Спасу», некоторые мировоззренческие черты, свойственные средневековью вообще и присущие собственно рублевскому времени. Это позволит найти место Звенигородского чина в духовной биографии художника.
За многие столетия у разных народов, от Северной Африки до новгородских владений на Белом море, от Палестины до Скандинавии, не было места, где бы не знали такой иконы. Этот образ нес в типе лица, одежды, книге, надписи имени на фоне неизменные черты единого иконописного предания. Но нигде и никогда не было создано двух совершенно одинаковых образов. Личность художника, его жизненный опыт, национальность, настроения и веяния его времени налагали определенный отпечаток не только на живописную манеру, но и на глубинное понимание образа. Отпечаток времени и личности мог быть очень легким, едва уловимым. Но большой художник, особенно такой, в котором сочеталось высокое мастерство с даром мыслителя, умел вдохнуть свой огонь в освященное традицией…
Всегда и везде Иисус изображался «по человечеству», однако искусство многими средствами выражало «надмирное» начало. Многообразны способы, какими художники передают важную для них идею. В основном это достигается тем, что, используя более позднее понятие, можно было бы назвать психологической трактовкой образа. Иногда в образе Христа подчеркнута и выделена невместимая в человека творческая сила, суровая и грозная. Такие образы русское искусство знало издавна. Четырнадцатое столетие принесло значительное многообразие в постижение и выражение этой идеи. Опыт исихастского созерцания отразился в искусстве созданием «Спасов» отрешенных и всеведущих. В их лицах виделось знание, недоступное человеку. Рублев знал все эти иконы. Их писали и византийцы, и русские, их ученики. Несомненно, он впитывал заложенное в них. Этот опыт сказался в звенигородском «Спасе», опыт вершин искусства предшествующей эпохи. Но было здесь и другое, была иная, совсем иная основа.
Лик рублевского Спаса дышит силой и покоем. Это лицо зрелого человека в мерном расцвете духовных и физических сил. Его во времена Рублева назвали бы «средовеком». Сильно открытая, крепкая шея Спаса повернута как бы несколько в сторону, в то время как лицо, обрамленное тяжелой шапкой длинных, спускающихся почти до плеч волос, обращено прямо к зрителю. Такое соотношение разворота шеи и лица сообщает сразу ясно уловимое движение по направлению к человеку, который стоит перед иконой. Небольшие, чуть суженные глаза внимательно и доброжелательно смотрят из-под слегка приподнятых бровей. В нежном живописном свечении лица, написанного плавными бликами прозрачной охры, с теплыми высветлениями, которые мягко обозначают объемы, этот взгляд определенно выделен. Рублев четкой, уверенно очерченной линией обозначил глаза, верхние веки и брови. Это мастерское соединение чисто живописных приемов с линейными роднит стиль «Спаса» с фресками Успенского собора во Владимире. Различие состоит в степени проявления того и другого начала. В лике иконы Рублев «скрыл», «погрузил» линию в живопись. Лишь в отдельных деталях линия проявляется, звучит в полный голос. Но его редкий дар рисовальщика виден здесь в изумительном по красоте силуэте, в котором статичность соединяется с легким живым движением.
«Спас» Рублева поразил современников. Отпечаток огромного впечатления, которое он произвел на людей XV века, несет на себе не одно произведение даже из того немногого, что сохранило для нас время из икон этого столетия.
Не кажется преувеличением мысль современных нам историков древнерусской культуры о том, что Андрей Рублев создал образ именно «русского Спаса». Мягкость, внутренняя теплота этого образа позволяют даже уловить русские черты в типе лица звенигородской иконы. Однако нельзя думать, оставаясь в границах исторической достоверности, что художник старался переносить, вплавлять в устоявшуюся веками иконографию черты лиц своих современников. Это было бы просто невозможным для мировоззрения средневекового мастера, продолжателя иконописного предания. Но все же под кистью Рублева столь свойственное русским людям выражение спокойствия, мягкости и открытости не могло не передаться строгим чертам Иисуса.
Валерий Сергеев. «Рублёв». Серия ЖЗЛ №618.
Икона Спас Вседержитель (Пантокра́тор): центральный образ в иконографии Христа
Одним из наиболее почитаемых и центральных иконописных образов по праву можно назвать Спаса Вседержителя, о котором часто упоминается на страницах Ветхого и Нового Завета. Нередко такие иконы называют просто «Спасителем», «Спасом» или «Пантократором», что в переводе с греческого означает «всесильный». Особенность такого образа в иконографии Господа является представление его нам в качестве Судьи и Царя небесного. Зачастую иконы Спаса Вседержителя изображают Иисуса погрудно, но встречаются и такие варианты, когда он сидит на троне или изображается по пояс. Правой десницей он крепко держит раскрытое Евангелие либо свиток, а правой рукой Господь будто благословляет всех, кто обращается к нему.
Возникновения понятия
Слово «Вседержитель» несет в себе глубокий смысл и несколько определений. Оно говорит нам об Иисусе Христе как о милостивом Спасителе, а также о Боговоплощении, ведь Господь несет в себе не только божественное, но и человеческое начало. Если говорить о дословном переводе с греческого языка, то слово «παντοκρατωρ» означает всесильность, всемогущество, всевластие. Именно такие эпитеты возникают, а всемогущество — это, конечно, прерогатива Бога. Другими, более доступными словами «Вседержителя» можно описать несколькими словами — властитель мира или правитель всего.
Сформировался этот термин еще во времена раннего христианства, когда среди верующих появилась необходимость перевести имя Бога на иврите, а именно — Эль Шаддай. А вот на страницах Ветхого завета довольно часто встречается именно греческое определение Господа, как «παντοκρατωρ», например, в псалме 67:21. В Новом Завете о Вседержителе рассказывается, как о Боге Второго пришествия. Нередко такое имя Христа можно увидеть в Откровении Иоанна Богослова.
Особенности иконографии и традиции
Первые иконы Спаса Вседержителя (Христа Пантократора) появляются в Византии, происходит это приблизительно в 4-6 столетии. Наиболее известным образом считается лик Христос Пантократор из Синайского монастыря, написанный в 50-х годах 6 века. Сейчас невозможно представить хотя бы одну церковь, храм, собор, где не было бы иконы Спаса Вседержителя. Его изображение можно увидеть:
Зачастую лик Иисуса Христа в любом православном храме занимает центральную часть около купола.
Что касается особенностей иконописи центрального православного образа, то Христос Вседержитель изображается чаще всего по древнейшей системе. Он восседает на престоле, украшенном подушкой с подножием у ног, в традиционном одеянии. Эта схема берет свое начало еще со времен павшего Рима, о чем свидетельствуют многочисленные рисунки в катакомбах. Сам стиль окончательно сформировался в более позднее время — приблизительно в 10 столетии. В этом случае престол становится символом царственности и великого достоинства, ведь пророкам из Ветхого Завета он являлся именно в таком виде, когда они рассказывали о предстоящем Страшном Суде Господнем. Ярким примером подобного иконографического стиля является икона «Мануилов Спас».
Традиционной разновидность иконы для русской иконописи является «Спас в силах», где Иисус также сидит на троне, но его окружают ангелы. Существуют и другие варианты икон Спаса Вседержителя, например, Милующий или Душеспаситель.
Молитва
Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.
Суть вещей: икона «Господь Вседержитель (Спас Москворецкий)»
Приблизительное время чтения: 2 мин.
«Господь Вседержитель (Спас Москворецкий)» — чудотворная икона второй четверти XVII века, на которой изображен Иисус Христос. Считалась утраченной с конца 1920-х годов.
Размеры: 150×125 см
Местонахождение: собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Это действующий храм и музей, который входит в состав Государственного исторического музея.
История
Первоначально икона находилась, по-видимому, рядом с Москворецкими воротами, в нише несохранившейся Китайгородской стены (оборонительное сооружение в центральной части Москвы, разобрано в 1930-е годы).
Панорама Китай-города. Кликните, чтобы посмотреть в большом формате
С XVII века — в специально построенной для нее часовне Всемилостивого Спаса перед Москворецкими воротами (разобрана в 1960-е). В 1698 г. часовню перенесли внутрь Китай-города на Москворецкую улицу — сейчас это территория парка «Зарядье».
Часовня справа
Фото с сайта davidova-pustyn.ru
Икона Господа Вседержителя принадлежит к особому иконографическому типу — «Спас Москворецкий». Для него характерно оплечное (то есть до уровня плеч) изображение Спасителя. Правой рукой Он благословляет, а в левой держит раскрытое Евангелие. По стилистике письма — это работа профессионального северного иконописца. В Москву икона могла попасть из Соловецкого монастыря, к которому первоначально была приписана часовня у Москворецких ворот.
На полях иконы на церковно-славянском языке написан тропарь Нерукотворному Образу Господа, глас 2:
Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й, прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же: во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест, да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия. Тем благода́рственно вопие́м Ти: ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш, прише́дый спасти́ мир.
Текст раскрытого Евангелия (Мф 25:34):
Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира.
Последнее свидетельство об иконе в 1927 году оставил главный хранитель Исторического музея Алексей Орешников. В своем дневнике он записал, что был в реставрационной мастерской в Покровском соборе, «где расчищали огромный чудотворный образ Спасителя из часовни». После этого об иконе ничего не было известно до 2018 года, когда она появилась на антикварном рынке. Ее приобрел известный коллекционер Станислав Николаев и преподнес в дар Государственному историческому музею.
С 14 октября 2019 года икону «Господь Вседержитель (Спас Москворецкий)», которая, по обоснованному предположению экспертов, является той самой обретенной святыней, можно увидеть в Покровском соборе — во время богослужений и в часы работы музея.
Материал подготовлен при поддержке Государственного исторического музея.
Господь Вседержитель
Спас Вседержитель. Россия. XVI в. Галерея Темпл. Лондон.
На этой русской иконе XVI в. Христос облачен в темно-синий гиматий. Хитон же Его изображен как одеяние славы, на что указывает золотая разделка (ассист 156 ). Густые волосы Господа ниспадают на Его левое плечо. Десница сложена в жесте благословения и указывает на книгу Евангелия, предлагаемую Христом верующим. Надпись и крест в нимбе частично утрачены.
Христос Пантократор. Москва. XV в. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Большая икона, воспроизведенная на с. 124, датируется концом XV столетия. Здесь Спаситель изображен как Царь славы, окруженный небесными силами. Он восседает на великолепном резном престоле, благословляя правой рукой и держа в левой раскрытое Евангелие с комбинированным текстом: «Не на лицы зря судите, сынове человеческие, но праведен суд судите. Каким судом судите. » (ср.: Ин.7:24 ;
Спас Вседержитель. Мозаика в куполе церкви Богородицы Паммакаристы. Начало XIV в. Константинополь
Спас Вседержитель. Икона в эмалевой рамке. Россия. Вторая половина XIX в.
Мф.7:2 ). Христос окружен мандорлой, в которую вписаны два четырехугольника, образующие восьмиконечную звезду – символ будущего века. Внутренний четырехугольник включает в себя только фигуру Вседержителя; сама мандорла охватывает Его престол и окружающих Его херувимов. В углах второго четырехугольника помещены символы четырех Евангелистов, проповедавших Евангелие четырем концам света. Сильное и спокойное движение Творца, «седящаго на херувимех», передается тварному миру – трепещущим херувимам и четырем символическим животным.
Еще одна воспроизведенная здесь икона типа Вседержителя – поясная, заключена в эмалевую рамку, которая следует контуру фигуры Христа. Он благословляет правой рукой и держит другой Евангелие, раскрытое на тех же словах, что и в первой описанной иконе. Здесь изображение Христа упрощено, менее утонченно разработано. На хитоне нет золотой разделки, и общий вид Спасителя не столь величествен: иконописец стремился передать скорее милосердие и кротость Искупителя как Господа, слышащего мольбы людей.
Эта икона была написана в русской мастерской во второй половине XIX в. Хотя она и принадлежит времени упадка, она все же верна иконописному канону как в понимании Христа Вседержителя, так и в приемах живописной техники.
См. выше, глава «Иконостас» (с. 100).
«Ассист» – технический термин, объясненный выше, в разделе «Техника иконописания» (см. с. 93).
Описание и значение иконы Господь Вседержитель, в чем она помогает и тексты молитв
В христианской религии существует множество икон, на которых изображены люди или события, внесшие серьезный вклад в ее развитие. Одной из ключевых фигур, благодаря которой и зародилось христианство, является Сын Божий – Иисус Христос. В его честь создана икона «Господь Вседержитель», которую можно найти в любом храме. Давайте разберемся, какова история создания иконы, известной под названием «Господь Вседержитель», и о чем перед ней можно молиться.
Описание и история происхождения
Несмотря на историческую ценность для всего христианского мира, точной даты написания иконы никто не знает. Известно лишь то, что образом для написания иконы послужил «Спас Нерукотворный», появившийся еще при жизни Иисуса Христа. Так продолжалось до 4 века, пока иконописцы не стали изображать Иисуса Христа в облике молодого юноши, предстающего перед молящимся в окружении своих апостолов.
Позже стилистика написания иконы снова поменялась, и теперь Иисус изображается, как умудренный годами мужчина с длинной аккуратной бородой. В одной руке он держит книгу, другая протянута к пастве в благословляющем жесте.
За всю историю существования религии было создано много вариаций иконы «Господь Вседержитель», где Сын Божий изображался в полный рост, по пояс и даже восседающим на троне.
Обратите внимание! Одно из древнейших изображений Иисуса Христа хранится в Синайском монастыре. На ней Сын Божий предстает перед верующими в образе Небесного царя и Судьи.
Значение в православии
В православии Иисус Христос олицетворяет образ Пантократора или Спаса Вседержителя. Сам Всевышний наделил его властью судить людей по деяниям их, посадив на Небесный Трон. Икона «Господь Вседержитель» напоминает прихожанам о важности добрых деяний и о том, что всех ожидает Небесный суд, во время которого каждому воздастся по заслугам. Лик Иисуса призывает вести жизнь праведную и размеренную, свободную от греховных мыслей.
В чем помогает
Икона помогает от множества бед и напастей, среди которых можно выделить следующие:
Избавление от греховных помыслов
На жизненном пути людям встречается множество соблазнов, которые ослабляют волю, заставляя задумываться о запретном. Молитва иконе «Господь Вседержитель» поможет восстановить внутреннюю гармонию, укрепив и закалив дух. Главное – делать все искренне и с душой. Тогда Господь обязательно услышит ваши молитвы и поможет в трудную минуту.
Помощи в духовных и физических травмах
Если вас или ваших близких мучают физические травмы – сходите в храм и попросите о помощи у иконы «Господь Вседержитель». Среди прихожан ходит много историй, когда истовая молитва ставила на ноги безнадежно больных людей. Истинная вера помогает в излечении не только физических, но и духовных недугов.
Ограждении от смерти и бед
Ежедневные молитвы перед иконой помогают отвести беду от дома, принося в семью мир и покой. Иисус Христос всегда помогал своим ближним и последователям, стараясь уберечь их от преждевременной смерти и прочих несчастий.
Отсутствие разочарований и обмана
Жизнь человека наполнена не только позитивными, добрыми моментами. Иногда за поворотом ждут суровые испытания, ниспосланные Господом для укрепления характера и веры. Если в вашей жизни наступила черная полоса, несущая одну неудачу за другой, попросите Иисуса Христа о помощи и заступничестве.
Он услышит вас и направит верным путем, который приведет к светлому будущему.
Защита от подлости и жестокости
Дьявол не дремлет, и его приспешники строят добропорядочным прихожанам козни, принося в жизнь подлость и жестокость. Не стоит отчаиваться и черстветь сердцем, ведь Господь всегда рядом. Он поможет в трудную минуту, протягивая руку помощи. Достаточно поверить в доброту и попросить Всевышнего оградить от несправедливого отношения.
Обретение гармонии
Каждый человек по-разному реагирует на жизненные обстоятельства, порой выходя из равновесия по любому маломальскому поводу. Другие, наоборот, долго терпят жизненные невзгоды, а потом в один миг срываются, пускаясь во все тяжкие. Не стоит доводить себя до подобной ситуации, тая на сердце нелегкий груз.
Обратитесь с молитвой к иконе «Господь Вседержитель» и облегчите душу перед Господом Богом. Поверьте, вам станет намного легче, а в душе в скором времени воцарится гармония и покой.
Достижение мира
С каждым годом вокруг появляется все больше стрессовых ситуаций, на почве которых разгораются нешуточные конфликты. Это происходит на работе, дома и даже на улице. Порой конфликты возникают из-за всякой мелочи, а погасить ссору не удается в течение долгих месяцев и даже лет. Для тех, кто устал от постоянных споров и хочет мира, хорошим решением будет сходить в храм или помолиться дома. Вы сами не заметите, как жизнь начнет налаживаться, а конфликтных ситуаций будет все меньше и меньше.
Сохранение брака
Прихожане часто просят у Вседержителя сохранить их брак, когда супружеские отношения со временем заходят в тупик. Порой стоит остановиться, попросить о помощи, и решение проблемы самой посетит ваши мысли. Главное – не отчаиваться и не принимать поспешных решений.
Достижение взаимопонимания
Недопонимание между людьми – серьезная проблема, из-за которой было разрушено множество судеб. Молитвы Вседержителю помогут найти компромисс, который будет устраивать обе стороны конфликта.
Обратите внимание! Не обязательно просить у иконы о каких-то конкретных вещах. Можно просто поделиться волнующими вас проблемами, из-за которых на душе не спокойно. Главное, чтобы слова шли от чистого сердца, и молящийся верил в Господа Бога.
Как правильно молиться
Иисус Христос не требует к себе каких-то особых почестей или ритуалов. Молитва к нему должна соответствовать общим канонам и не выходить за рамки приличия. Чтобы вас услышали достаточно:
Тексты молитв
Молитва №1
Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко; песнословлю Тя, яко Тебе ради Отца познах; благословлю Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде; покланяюся Твоей по плоти Пречистей Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляю Твоя Ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия; ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи; почитаю и провозвестившыя Тя пророки, прославляю апостолы Твоя святыя; торжествую же и мученики, священники же Твоя славлю; покланяюся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствую. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву привожду Тебе, всещедрому Богу, раб Твой, и сего ради прошу моим согрешением прощения, еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки, аминь.
Молитва №2 «Отче наш»
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.