икона сретение господне андрея рублева

Икона Сретения Господня

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Центральным изображением иконографии Сретения Господня является фигура Богомладенца Христа, Которого на своих руках держит старец Симеон Богоприимец. Фигуры Христа и старца Симеона символизируют собой встречу Нового и Ветхого Заветов.

На иконе также изображается пророчица Анна, дочь Фануилова. Одной рукой праведная Анна указывает на Богомладенца, а в другой (иногда) держит свиток с текстом, повествующем о приходе в мир Спасителя.

икона сретение господне андрея рублева. Смотреть фото икона сретение господне андрея рублева. Смотреть картинку икона сретение господне андрея рублева. Картинка про икона сретение господне андрея рублева. Фото икона сретение господне андрея рублева

В левой части иконы по традиции пишется фигура Божией Матери, а чуть дальше – праведного Иосифа Обручника. Богородица преклоняется перед Младенцем Христом, Которого она отдала праведному Симеону. Вытянутые вперед руки Богородицы, в которых уже нет Ее Сына, знаменуют собой образ той утраты, потери, которую понесет в дальнейшем Матерь Божия, когда Господа осудят и распнут на кресте.

Иосиф Обручник держит в руках двух белых голубей, которых по ветхозаветному закону необходимо было принести в жертву Богу за рождение ребенка. Символически эти два голубя также понимаются как прообразы двух миров, которые должны прийти к Богу, – иудейского и языческого.

На заднем плане иконы Сретения изображается Иерусалимский храм. В центре иконы, за фигурами Божией Матери, Богомладенца и праведного Симеона, помещается храмовый престол, который символизирует жертву Господа Иисуса Христа.

Источник

Икона сретение господне андрея рублева

икона сретение господне андрея рублева. Смотреть фото икона сретение господне андрея рублева. Смотреть картинку икона сретение господне андрея рублева. Картинка про икона сретение господне андрея рублева. Фото икона сретение господне андрея рублева

Икона Сретение Господне имеет большую историю. Чтобы понять праздник и икону Сретения Господня, скажем несколько слов о его месте в праздничном цикле. Сретением заканчивается рождественский цикл, состоящий из триады:

Рождество Христово, Крещение Господне и Сретение.

В этот день Богородица приходит в храм для совершения двух обрядов ветхозаветной церкви: очищения от родовых нечистот и принесение Сына-первенца для посвящения Его Богу.

При этом в католичестве – это Богородичный праздник, в православии – Господский, в котором воспевается роль Богородицы. Это можно увидеть по голубым одеяниям священников, облачающихся в этот день в Богородичный цвет. Икона Сретение Господне обязательно присутствует в праздничном ряду иконостаса. Иконописи известно два типа икон праздника.

Таким образом, икона четко разделена на левую и правую стороны: левая принадлежит новому, правая – ветхому. Соединяет левую и правую части иконы – Младенец Иисус, находящийся на пересечении левой и правой сторон иконы, соединяя их в себе.

икона сретение господне андрея рублева. Смотреть фото икона сретение господне андрея рублева. Смотреть картинку икона сретение господне андрея рублева. Картинка про икона сретение господне андрея рублева. Фото икона сретение господне андрея рублева

Левая сторона устремлена вверх и вправо, правая – вниз и влево. Так в противоположных движениях они встречаются в точке передачи–принятия Богомладенца.

Архитектурные детали здания, на фоне которого изображена фигура Иосифа, делают ее статичной и зажатой между горизонтальными и вертикальными балками здания. Вертикальные линии над головой Иосифа указывают,

Делается понятным и второстепенность Иосифа: он только хранитель нового, тоже принадлежа, как Симеон и Анна, к ветхому времени, а главное дело его жизни – сохранить Богородицу и Ее Богомладенца.

Жестом поднятых и покровенных рук Иосиф указывает на Марию, говоря нам, на ком надо сосредоточиться. В руках Иосиф держит двух голубей, которые приносятся в жертву за очищение Марии в соответствии с ветхозаветным обрядом (хотя Она, как Приснодева, не нуждалась в этом):

Фигура Марии трогательно-смиренная, с опущенной головой и покровенными руками, из которых Она только что передала Своего Сына-первенца старцу Симеону. Этот жест повторяет жест Иосифа. И третий раз этот же жест повторяется в фигуре Симеона.

Так трижды воспроизведенный жест удостоверяет факт принесения и принятия святыни – Иисуса Христа, раскрывая главный смысл сюжета. Смиренность Марии не только связана с передачей Младенца, но и с теми словами, которые произносит Симеон, предрекая ей страсти по Сыну:

И не только потому что он выше ростом, но потому что благоговеет перед Ней. Симеон полон нежности, он с приникает к лицу Младенца, напоминая образ иконы Умиления, где в таком же жесте сливаются лики Богородицы и Богомладенца.

Богомладенец тоже нежно и доверчиво прижимается к щеке старца. Фигура Симеона выписано совершенно иначе, чем фигура Марии. Его фигура кажется невесомой, легкой, что подчеркивается прозрачным цветом его одежд, сливающихся с цветом кивория над жертвенником-престолом.

Движение рук Симеона повторяет общее движение иконы и лесенки, на которой он стоит, слева направо и вверх. Наконец последний персонаж иконы – пророчица Анна. Она стоит спиной, лик Анны виден только в профиль.

Здание, находящееся над головой Анны, тоже ступенчатое, продолжающее движение иконы с левого нижнего угла в правый верхний. Оно заметно отличается от здания за спиной Иосифа, которое как бы утяжеляет левый нижний угол,

По цветовой композиции икону также можно разделить на два треугольника, проведя диагональ из левого верхнего угла – в нижний правый. Нижний треугольник по цветовой гамме более тяжелый, темный, с резкими контрастами. Это земной треугольник. Здесь находятся Иосиф и Мария.

Верхний треугольник – светлый, прозрачный, легкий с яркими тонами, словно парящий в воздухе. Здесь преобладают нежные дымчатые тона, как бы уносящие в этой дымке уходящие в иной мир Симеона и Анну, оставляя на земле Марию и Иосифа.

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…»

— последние слова, исходящие из уст Симеона, принимающего Младенца как избавление от земного бремени. К светлому миру принадлежит и Младенец, сливающийся в светло-золотом цвете одежд с одеждами Симеона.

икона сретение господне андрея рублева. Смотреть фото икона сретение господне андрея рублева. Смотреть картинку икона сретение господне андрея рублева. Картинка про икона сретение господне андрея рублева. Фото икона сретение господне андрея рублева

Наконец, общую композицию завершает противоположный взгляд мастера на здания слева и справа. Здание слева изображено взглядом снизу вверх, отчего оно кажется плоским и тяжелым, а киворий и ступенчатое сооружение в верхней правой точке – взглядом сверху, что делает их парящими в воздухе. Такое противопоставление позволяет на первое место выдвинуть фигуры Богородицы, Симеона, которые встречаются на стыке обратных движений.

Икона Сретение Господне в целом выглядит очень празднично, нарядно, в ней преобладают золотисто-охряные теплые тона, красный цвет велума подчеркивает торжественность момента встречи, а легкость верхнего правого угла показывает общую устремленность иконы к свету, в Царство Небесное, в мир иной, куда уходят Симон и Анна.

Источник

Икона сретение господне андрея рублева

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция Государственного Русского музея

икона сретение господне андрея рублева. Смотреть фото икона сретение господне андрея рублева. Смотреть картинку икона сретение господне андрея рублева. Картинка про икона сретение господне андрея рублева. Фото икона сретение господне андрея рублева

икона сретение господне андрея рублева. Смотреть фото икона сретение господне андрея рублева. Смотреть картинку икона сретение господне андрея рублева. Картинка про икона сретение господне андрея рублева. Фото икона сретение господне андрея рублева

Сретение

Пост. в 1934 из Центральных государственных реставрационных мастерских (Москва) Москва.

По сообщению Троицкой летописи, в 1408 для восстановления стенописи в «великой соборной» церкви Успения Богородицы во Владимире были приглашены Даниил иконник и Андрей Рублев. Помимо фресок прославленные московские мастера написали и иконы для иконостаса собора, величием замысла превзошедшие все созданные ранее и ставшие образцом для написанных позднее. Успенский иконостас включал четыре ряда икон. «Сретение» — одна из пяти сохранившихся икон праздничного ряда иконостаса. Икона поражает монументальностью и, одновременно, лаконизмом своего композиционного решения. На ней изображены Богоматерь и Иосиф, приносящие сорокадневного младенца Христа в Иерусалимский храм, Симеон Богоприимец и пророчица Анна, встречающие Христа и свидетельствующие его как Мессию. Встреча (старослав. — сретение) означала свершение пророческих предсказаний о грядущем явлении Мессии, знаменовала конец Ветхозаветной и наступление Новозаветной эры. Праздник Сретения относится к числу Великих (Двунадесятых) и отмечается Православной Церковью 2/15 февраля.

Источник

Икона «Сретение Господне» — тайный смысл иконы

Сретение Господне является одним из двунадесятых (то есть одним из двенадцати самых важных после Пасхи) православных праздников. Оно завершает череду праздников, посвященных Рождеству Иисуса и его прославлению как Спасителя. Само слово «сретение» очень древнее и в переводе означает «встреча». О какой же встрече идет речь?

История иконы

История иконы — это история праздника Сретения. Началось все с Рождества Христова, после которого прошло 40 дней. По традиции древних евреев, первого мальчика в семье нужно было посвящать в веру на сороковой день от рождения. Для этого проводился специальный ритуал с жертвоприношением, на который Дева Мария и Иосиф принесли двух голубей.

Иногда на иконе изображаются голубок и горлица, которые в католицизме стали особым символом добра и света. Почти всегда на иконе есть сама Дева Мария, Иосиф, Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, а также младенец Иисус. Образ отображает события того дня, когда Господь наш Иисус Христос принял древний обряд посвящения. Это был момент соединения двух величайших эпох. Именно с этой минуты и начался отсчет нашей эры. Это был горизонт, на котором встретились Ветхий и Новый Заветы. Это величайший момент в истории мира.

Принимал в веру и совершал обряд Симеон Богоприимец, который, по некоторым данным, прожил более двух столетий в ожидании младенца Христа, Мессии, который должен будет спасти мир. Пророчество исполнилось, как и было задумано Небесами и Отцом нашим Богом.

Сретение означает «встреча». Это величайшая встреча Бога в человеческом облике с миром. Эта икона полностью отражает суть праздника, его тайный смысл и всю мощь веры человеческой, поэтому многие священнослужители рекомендуют ее иметь в доме каждому христианину.

При этом в католичестве – это Богородичный праздник, в православии – Господский, в котором воспевается роль Богородицы. Это можно увидеть по голубым одеяниям священников, облачающихся в этот день в Богородичный цвет. Икона Сретение Господне обязательно присутствует в праздничном ряду иконостаса.

В первом – праведный Симеон принимает Младенца из рук Матери у престола-жертвенника, относя событие в будущее : Спаситель – это искупительная жертва за людей. Во втором – праведный Симеон принимает Младенца из рук Матери у входа в храм.

В чем заключается смысл Сретения

В символическом смысле Сретение означает встречу нового со старым, Нового Завета с Ветхим. Новый Завет здесь символизирует младенец Иисус, первенец, которого, согласно закону Моисееву, на сороковой день после рождения принесли в храм для совершения обряда. Согласно тому же закону, на восьмой день после рождения ему было сделано обрезание и дано имя.

В храме Пресвятую Деву и праведного Иосифа встретил Симеон Богоприимец – древний старец, которому, согласно преданию, было уже около 300 лет. Он входил в число 72 толковников, переводивших Ветхий Завет на греческий язык для Александрийской библиотеки, и во время работы над переводом книги пророка Исайи с ним произошло нечто удивительное.

В пророчестве было сказано: «Дева примет во чреве своем и родит сына». Симеон посчитал это ошибкой и уже хотел исправить «дева» на «жена», но его остановил ангел Господень, возгласивший, что старец не умрет, пока пророчество не свершится.

Сам Дух Божий привел праведного Симеона в Иерусалимский храм, когда туда принесли младенца Иисуса для свершения обряда и положенного жертвоприношения.

Святой Дух открыл старцу, что младенец на руках у матери и есть Мессия, призванный спасти мир. Приняв Божественное Дитя на руки, Симеон произнес слова, которые впоследствии стали началом молитвы «Ныне отпущаеши». После благословения Марии и Иосифа он открыл Божией Матери, какая участь уготована Ее Сыну: будучи Мессией, стать искупительной жертвой.

При этом присутствовала пророчица Анна, служившая Богу в храме денно и нощно. Услышав слова Симеона, она донесла эту весть до народа и «про­ро­че­ство­ва­ла о Нем всем, ожи­дав­шим из­бав­ле­ния в Иеру­са­ли­ме» (Ев. от Луки, 2:38).

Что означает икона «Сретение Господне»

Уже само композиционное решение иконы «Сретение» отражает глубокий смысл этого великого события. Слева изображена Дева Мария и позади нее Иосиф, справа – Симеон Богоприимец и пророчица Анна. Таким образом, правая сторона иконы символизирует Ветхий Завет, а левая – Новый Завет. Центром и связующим звеном между обеими группами является Младенец Иисус, которого Симеон принял на руки с величайшей нежностью и осторожностью.

Но не только заботой о Божественном Младенце объясняется согбенная поза Симеона, но и преклонением перед святостью непорочно зачавшей Девы и теми муками за Сына, которые ей предстоит пережить в будущем.

Сама Матерь Божия выглядит на иконе просветленной и смиренной. Как правило, икона «Сретение Господне» изображает ее с руками, закрытыми одеждой, ведь она уже отдала своего Младенца. Иосиф, стоящий позади Нее, держит в руках двух голубей. Именно такую жертву в Иерусалимском храме дозволялось приносить бедным людям в честь рождения ребенка.

Положение Иосифа двойственное: с одной стороны, он праведный муж, соблюдающий все традиции и обычаи, а с другой – охранитель нового, что принесет с собой в мир Иисус. Эта двойственность подчеркивается и его положением на иконе.

Пророчица Анна стоит позади Симеона Богоприимца и является как бы свидетелем, удостоверяющим свершение пророчества, о котором она известит народ и мир.

Уже на заре христианства Сретение считалось праздником, посвященным не только младенцу Иисусу, но и Деве Марии. Оба Они вступают на крестный путь: Иисус, которому предстоит спасти мир ценой собственной земной жизни, и его Матерь, жертвующая своим Сыном и смирившаяся с этой жертвой. Но даже смирившись, Она не сможет не переживать всей душой за Свое Дитя.

В православии соблюдается старинный обычай времен раннего христианства – освящать принесенные свечи, которые потом зажигают до следующего Сретения при молитве и в случае душевных и физических недугов.

Принято считать, что у освященных свечей есть способность к исцелению тел и душ

В старину такую зажженную свечу обычно ставили вместе с иконой у изголовья постели больного и читали молитвы, что помогало его быстрейшему выздоровлению.

Описание иконы

Икона Сретение Господне школы Андрея Рублева, о которой будет идти речь, относится к первому типу. На ней- пять персонажей. В центре – Богородица, передающая Младенца, и Богоприимец Симеон, принимающий Младенца из рук Матери как величайшую святыню. Сзади Богородицы стоит муж Марии – Иосиф-Обручник, сзади Симеона – пророчица Анна.

Таким образом, икона четко разделена на левую и правую стороны: левая принадлежит новому, правая – ветхому. Соединяет левую и правую части иконы – Младенец Иисус, находящийся на пересечении левой и правой сторон иконы, соединяя их в себе.

Левая сторона устремлена вверх и вправо, правая – вниз и влево. Так в противоположных движениях они встречаются в точке передачи–принятия Богомладенца.

Самый первый персонаж иконы – Иосиф-Обручник. Это отправная точка иконы. Иосиф изображен отдельно от остальных фигур. Он словно находится за пределами иконы: его правая нога почти вышла из неё.

Делается понятным и второстепенность Иосифа: он только хранитель нового, тоже принадлежа, как Симеон и Анна, к ветхому времени, а главное дело его жизни – сохранить Богородицу и Ее Богомладенца.

Жестом поднятых и покровенных рук Иосиф указывает на Марию, говоря нам, на ком надо сосредоточиться. В руках Иосиф держит двух голубей, которые приносятся в жертву за очищение Марии в соответствии с ветхозаветным обрядом (хотя Она, как Приснодева, не нуждалась в этом).

Фигура Марии трогательно-смиренная, с опущенной головой и покровенными руками, из которых Она только что передала Своего Сына-первенца старцу Симеону. Этот жест повторяет жест Иосифа. И третий раз этот же жест повторяется в фигуре Симеона.

И не только потому что он выше ростом, но потому что благоговеет перед Ней. Симеон полон нежности, он с приникает к лицу Младенца, напоминая образ иконы Умиления, где в таком же жесте сливаются лики Богородицы и Богомладенца.

Богомладенец тоже нежно и доверчиво прижимается к щеке старца. Фигура Симеона выписано совершенно иначе, чем фигура Марии. Его фигура кажется невесомой, легкой, что подчеркивается прозрачным цветом его одежд, сливающихся с цветом кивория над жертвенником-престолом.

По цветовой композиции икону также можно разделить на два треугольника, проведя диагональ из левого верхнего угла – в нижний правый. Нижний треугольник по цветовой гамме более тяжелый, темный, с резкими контрастами. Это земной треугольник. Здесь находятся Иосиф и Мария.

Верхний треугольник – светлый, прозрачный, легкий с яркими тонами, словно парящий в воздухе. Здесь преобладают нежные дымчатые тона, как бы уносящие в этой дымке уходящие в иной мир Симеона и Анну, оставляя на земле Марию и Иосифа.

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…»

– последние слова, исходящие из уст Симеона, принимающего Младенца как избавление от земного бремени. К светлому миру принадлежит и Младенец, сливающийся в светло-золотом цвете одежд с одеждами Симеона.

Наконец, общую композицию завершает противоположный взгляд мастера на здания слева и справа. Здание слева изображено взглядом снизу вверх, отчего оно кажется плоским и тяжелым, а киворий и ступенчатое сооружение в верхней правой точке – взглядом сверху, что делает их парящими в воздухе. Такое противопоставление позволяет на первое место выдвинуть фигуры Богородицы, Симеона, которые встречаются на стыке обратных движений.

Постепенно, в течение нескольких веков, в византийском искусстве вырабатывается симметричная композиционная схема: в центре изображаются Богородица и Симеон, позади них — Иосиф Обручник и Анна пророчица. Между центральными фигурами помещается изображение храмового престола, осененного киворием, которое не может расцениваться просто как деталь интерьера. Богомладенец передается старцу над престолом, через престол, что указывает на искупительную жертву Спасителя.

При этом изображается именно престол христианского храма, а не жертвенник храма Иерусалимского. Иногда на престоле помещаются Евангелие, Чаша, дарохранительница. Облачение престола обычно насыщенного багряного цвета и содержит изображение Креста, что так же соотносится с темой Христовой жертвы, принесенной для спасения человечества.

Икона Сретение Господне в целом выглядит очень празднично, нарядно, в ней преобладают золотисто-охряные теплые тона, красный цвет велума подчеркивает торжественность момента встречи, а легкость верхнего правого угла показывает общую устремленность иконы к свету, в Царство Небесное, в мир иной, куда уходят Симон и Анна.

В чем помогает икона «Сретение Господне»

Образ «Сретение» — это уникальная икона, действие которой направлено на всестороннюю помощь верующему человеку. Это поистине чудотворный образ, наряду с другими иконами, посвященными двунадесятым праздникам. Она помогает практически во всем. Перед ней можно и даже нужно молиться каждый день.

Молитва на Сретения к Господу Иисусу Христу

Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне и Слове Божий, древле во пророцех Виденный, якоже зерцалом в гаданий, в последок же дний сих плотию от Пресвятыя Девы Марии нетленно рожденный и в четыредесятный день сей во Святилище во Сретение всему миру от Тоя, яко Младенец руконосим, явленный и во объятиях праведнаго Симеона во спасение всем сущим от Адама носимый! Коль преславно и пресветло Твое на руку Богоматери во храм Господень принесение и от святаго старца Божественное сретение Твое! Днесь небеса веселятся и радуется земля, яко видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога нашего Царя, Иже во Святем. Древле Моисей восходит видети славу Твою, но не возможе увидити Лица Твоего, зане явил еси ему точию задняя Своя.

В пресветлый же день сей Сретения Твоего Ты явил еси Себе человеком во святилище, сияя неизреченным Светом Божества, да вкупе с Симеоном видят Тя лицем к лицу и руками да осяжут Тя, и восприемши во объятия своя, да познают Ти Бога во плоти пришедша. Сего ради прославляем неизреченное снисхождение и велие человеколюбие Твое, яко пришествием Твоим даровал еси ныне небесную радость падшему древле роду человечу: Ты бо праведным судом Своим изгнал еси прародители наши из рая сладости в мир сей, ныне же помиловал еси нас и паки отверзл нам райския обители и обратил еси плач наш на радость, да падший Адам к тому уже да не стыдится Тебе за преслушание и да не будет скрыватися Лица Твоего, Тобою призываемый, яко Ты пришел еси ныне, да возьмеши на Себе грех его, да омыеши его Своею Кровию и да облечеши его нага суща в ризу спасения и одежду веселия и украсиши его, яко невесту красотою.

Нам же всем Божественное Твое Сретение воспоминающим, сподоби с мудрыми девами изыти на Сретение Твое, Небесному Жениху нашему, с горящими светильниками веры, любви и чистоты, да улицезрим очами веры Божественное Лице Твое, да восприимем Тя в душевныя объятия своя, и да понесем Тя в сердце своем во вся дни Живота своего, да будеши нам в Бога и мы в людие Твои. В последний же и Страшный день Пришествия Твоего, егда вси святии изыдут на последнее и великое Сретение Твое на воздусе, сподоби и нам усрети Тя, да тако всегда с Господом будем. Слава Милосердию Твоему, Слава Царствию Твоему, Слава смотрению Твоему, Едине Человеколюбче, яко Твое есть Царство, и Сила, и Слава со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Где находится икона

Икона Сретения Господня есть во многих храмах. Этот образ наносится также на стены внутренние и внешние. Часто бывает так, что в храме есть икона Сретения. Встречается множество храмов, построенных в честь этого великого праздника, так что найти икону в каком-либо из них вам не составит труда.

День иконы «Сретение» — это непосредственно сам праздник 15 февраля. В этот день икона станет великолепным подарком близкому человеку или даже целой семье. Праздник этот является непереходящим, так что дата его не меняется.

Источник

Очерки об иконе 3: Сретение Господне

Выберите раздел серии

Очерки об иконе 3: Сретение Господне *

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Так начинается стихотворение Иосифа Бродского «Сретенье». Вчитываясь в эти строки, так и представляешь, как поэт стоит перед иконой «Сретенье» и переводит язык иконописи на язык поэзии, особенно если говорить о последних двух строках этого отрывка.
Событие Сретения Господня автор очередного очерка об иконах праздника Екатерина Иванова справедливо определяет как «поворотный пункт в истории человечества – момент перехода от эпохи Ветхого завета к эпохе Нового завета». О иконографической интерпретации этого события пойдет сегодня речь.

Екатерина Иванова: Иконография Сретения

Согласно еврейскому закону (Исх., 13:2), в 40-й день по Рождестве Своем Спаситель был принесен в Иерусалимский храм. В рассказе об этом событии Евангелия от Луки обозначаются те основные черты, которыми определялась иконографическая постановка Сретения Господня. Оно происходило в Иерусалимском храме, куда Младенца принесли Иосиф и Мария, их жертва состояла из двух горлиц или двух голубиных птенцов. По внушению Духа Божия праведный Симеон пришел в храм, взял Младенца на руки и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко…». Бывшая при этом Анна Пророчица славила Господа. Таковы данные для изображения события Сретения. С какого же времени и как пользовались этим материалом христианские художники?

В Иерусалимской церкви этот праздник был известен с IV в., как это видно из описания путешествия Сильвии, жившей в Иерусалиме три года и посетившей все святые места. Этот день, который путешественница называет четыредесятницей епифании, праздновался в Иерусалиме торжественно, как Пасха: совершался крестный ход в храм Воскресения, где епископ и пресвитеры проповедовали о принесении Господа в храм Иосифом и Марией и где совершалась литургия. Это древнейшее свидетельство о празднике Сретения. Из Иерусалима этот праздник перешел к другим церквам в V–VI вв.

Сопоставляя между собой относящиеся к Сретению памятники разных эпох, нельзя не видеть, что изображение это разнилось в мелких деталях, но основа его остается неизменной. Полная иконографическая определенность Сретения, в смысле византийско-русских понятий об иконе, сложилась не позднее IX–X в. Два основных варианта изображения: симметричный, при котором все фигуры располагаются двумя группами по сторонам престола, и асимметричный, в котором Симеон изображается по одну сторону престола, а к нему направляются остальные участники события. Богомладенец может находиться либо на руках у Богоматери, либо она передает Его Симеону, а иногда старец Симеон держит Его на руках. Встреча праведного Симеона и Младенца Христа происходит внутри храма или у входа в него.

Событие Сретения не получило столь широкого развития, как, например, Благовещение или Рождество Христово. Это объясняется характером самого события, примыкающего больше к Ветхому завету, чем к Новому (подобно обрезанию), и недостаточностью сведений о нем. Поэтому не стоит искать в древних изображениях Сретения точных, добытых путем длительного анализа и изучения, следов ветхозаветного быта. Византийские художники мало заботились об археологической точности и переносили на Ветхий завет черты новозаветного быта.

Первый по древности и необычный по художественному замыслу образ Сретения – в мозаиках Санта Мария Маджоре в Риме (рис. 1). Эти мозаики, созданные в 432–440 гг., одновременно являются и своеобразным памятником в победе над несторианской ересью. В них Спаситель был прославлен как Богочеловек, а Дева Мария – как Богородица, что опровергал Несторий. На этих мозаиках Богоматерь изображена в роскошном наряде и с непокрытой головой. Держа Младенца на руках, она идет навстречу Симеону; справа и слева от нее – крылатые ангелы-хранители. Впереди – Иосиф в алом плаще. Он оборачивается к Деве Марии и показывает рукой на Анну Пророчицу, одетую в широкую мантию и обращающуюся с жестом к Спасителю. Старец Симеон, позади Анны, простирает вперед руки, задрапированные в мантию, чтобы принять Младенца.

икона сретение господне андрея рублева. Смотреть фото икона сретение господне андрея рублева. Смотреть картинку икона сретение господне андрея рублева. Картинка про икона сретение господне андрея рублева. Фото икона сретение господне андрея рублева
Рис. 1. Cретение. Мозаика триумфальной арки базилики
Санта Мария Маджоре, Рим, 432-440-е гг.

Симеон здесь изображен в короткой тунике, с коротко подстриженными волосами и бородой и, на первый взгляд, не сильно отличается от других лиц на мозаике. По вопросу о звании и общественном положении старца Симеона древние расходились во мнениях, так как в Евангелии на этот вопрос нет точного ответа. Одни считали его священником, другие – праведным мирянином. Мантия Симеона не похожа на одежду священника, но ведь мозаист, живший в V в., с большой вероятностью мог и не знать, как выглядят одежды ветхозаветного священства. К тому же мантия Симеона намного роскошнее и красивее одежд других лиц в мозаике, а это позволяет предположить, что мозаист особо выделял Симеона и едва ли не считал его первосвященником. Стоящие позади него люди – священники и книжники: их туники и паллиумы такие же, как на священниках и книжниках, стоящих перед Иродом в тех же мозаиках. Однако мантия Симеона указывает на высшее, по сравнению с этими священниками, достоинство.
Старец простирает руки, покрытые паллиумом, чтобы принять Богомладенца: покрытие рук для принятия чего-либо священного – это византийский обычай, начало которого, возможно, находится на Востоке. На него указывает и Евангелие псевдо-Матфея, где в рассказе о Сретении сказано, что Симеон принял Младенца в свой паллиум.
О группе людей, которые стоят за старцем, ничего не сказано ни в Евангелиях, ни в апокрифах, поэтому, вводя их в композицию, художник вносит свое дополнение к евангельскому рассказу. То же самое касается и ангелов, окружающих Спасителя. Здание справа, украшенное фронтоном, означает Иерусалимский храм. На фронтоне изображен Иисус Христос на облаках, в окружении херувимов и, вероятно, двух апостолов в нимбах – здесь мозаист несколько опережает время, потому что изображение Иисуса Христа не могло присутствовать на ветхозаветном храме. Также несколько странно видеть отсутствие нимба у Богоматери, но их присутствие у апостолов. Возле Иерусалимского храма – несколько голубей, указывающих на жертву очищения.

Если в этих римских мозаиках формы Сретения еще не сложились со всей ясностью, то в миниатюре Хлудовской Псалтири 840–850-х гг. они уже близки к иконописному шаблону и сюжет легко узнается в первого взгляда (рис. 2). На миниатюре изображен византийский киворий с куполом, но без креста, под киворием – жертвенник, покрытый багряной материей. Симеон, находящийся как бы под куполом кивория, держит руки над жертвенником, чтобы принять в них Младенца, который охотно тянется ему навстречу.
Богоматерь изображена в синих одеждах. Иосиф, стоящий сзади нее, держит на руках двух голубей, праведной Анны нет.

Среди русских иконописных памятников Сретения одной из самых древних является фреска церкви Спаса на Нередице, XII в. Как видно на рис. 3, византийский тип изображения остался без каких-либо изменений.

Иконописцы не случайно вводят в композицию престол с киворием. Ведь с его помощью передается высший смысл встречи Богомладенца и Симеона. Высший смысл становится понятным, если вспомнить, что в праздник Сретения на литургии читается то место из Послания апостола Павла к Евреям, где говорится о перемене священства, о том, что у нас (христиан) новый Первосвященник – Христос, священник не по чину Аарона, а по более высокому чину Мелхиседека, что с переменой священства необходима и перемена закона. Это событие является поворотным пунктом в истории человечества – моментом перехода от эпохи Ветхого завета к эпохе Нового завета. Совершенно естественно, что Симеон олицетворяет Ветхий завет, а Христос – Новый завет. Поэтому слова Симеона: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» – можно понимать не только буквально, но и как добровольный отказ Ветхого завета от первенства, добровольную перемену священства.
Чтобы сделать созерцаемым высший смысл события, икона скомпонована таким образом, чтобы Младенец зрительно оказался над престолом и под киворием (рис. 4). Зритель видит не только передачу Младенца Девой Марией, но и движение добровольной передачи власти Ветхим заветом (Симеоном) Новому завету (Христу).

Надпрестольное пространство является самым святым местом в храме, куда немыслимо помещение какого-либо младенца, поэтому жест Симеона приобретает характер исключительности и зрителю ясно, что Симеон держит на руках воплотившееся Божество. Однако эта композиция стала возможной только благодаря сознательной деформации предметов. Если обратиться к другим иконам Сретения, на которых изображен престол, то легко убедиться, что иконописцы всегда стремятся «избавиться» от колонн, поддерживающих киворий: все четрые колонны или «сдвигаются» за престол, или не изображаются вовсе, иногда их «маскируют» нимбами и т.п. Дело в том, что колонны (если их правильно изобразить) как бы отгораживают престол от Христа, и тогда сразу видно, что Он находится не над престолом, а перед ним, что совершенно меняет смысл события.
На втором плане верхушки кивория и зданий соединены велумом (лат. vеlum – парусина, покрывало, завеса) – тканью красного цвета, – который в иконографии изображается перекинутым между двумя архитектурными сооружениями (рис. 4, 5, 6). Он символизирует собой преемство и преобразовательную связь между Ветхим и Новым Заветами, а также потаённость действия, происходящего внутри Храма Господня.

Рис. 5. Сретение. Собор Рождества Богородицы в Суздале (?),
вторая пол. XVI в.

икона сретение господне андрея рублева. Смотреть фото икона сретение господне андрея рублева. Смотреть картинку икона сретение господне андрея рублева. Картинка про икона сретение господне андрея рублева. Фото икона сретение господне андрея рублева
Рис. 6. Сретение, Новгородская школа, XV в., 70-е – 80-е гг.

Часто на престоле находится книга – закрытая или открытая (рис. 7, рис. 8), которую иногда заменяют свитками. Книга в сцене Сретения появляется под влиянием христианского обычая – полагать на престоле Евангелие, а в Ветхозаветном храме эта книга должна означать книгу закона. Изредка на престоле изображаются евхаристические сосуды (рис. 8).

Необычный вариант иконографии Сретения в средневековом грузинском искусстве обнаружила французская исследовательница Сюзи Дюфрен. Вместо алтаря в центре композиции изображается горящая свеча, иногда – две свечи (рис. 11). Однако такой вариант изображения Сретения встречается не только в православной иконографии, его часто можно увидеть в книжных миниатюрах Армянской апостольской церкви.

На некоторых греческих иконах Сретения присутствует деталь, которая не встречается на иконах других стран, посвященных этому празднику. В правом верхнем углу, на вершине архитектурной постройки, находится сосуд с букетом красных гвоздик или без него (рис. 13 – 14).

икона сретение господне андрея рублева. Смотреть фото икона сретение господне андрея рублева. Смотреть картинку икона сретение господне андрея рублева. Картинка про икона сретение господне андрея рублева. Фото икона сретение господне андрея рублева
Рис. 13. Сретение. Византийский Музей, Афины, 1669 г.

икона сретение господне андрея рублева. Смотреть фото икона сретение господне андрея рублева. Смотреть картинку икона сретение господне андрея рублева. Картинка про икона сретение господне андрея рублева. Фото икона сретение господне андрея рублева
Рис. 13а. Фрагмент рис. 13

икона сретение господне андрея рублева. Смотреть фото икона сретение господне андрея рублева. Смотреть картинку икона сретение господне андрея рублева. Картинка про икона сретение господне андрея рублева. Фото икона сретение господне андрея рублева
Рис. 14. Сретение. Пещерный храм в городе Киссамос, о. Крит, кон. XVI в.

икона сретение господне андрея рублева. Смотреть фото икона сретение господне андрея рублева. Смотреть картинку икона сретение господне андрея рублева. Картинка про икона сретение господне андрея рублева. Фото икона сретение господне андрея рублева
Рис. 14а. Фрагмент рис. 14

Можно сделать несколько предположений о том, что означает этот сосуд. Богородицу, как причастную славе Сына Своего и Бога, часто именуют сосудом чистоты, алавастром многоценного Мира, в которое вселилась благодать Святого Духа. Также Пресвятая Дева уподобляется золотой стамне с манной небесной, изготовленной по повелению Моисея, от которой «верным уготовляется неизреченная сладость». Но на иконах изображен сосуд, не похожий по внешнему виду ни на алавастр, ни на стамну.
Иногда сосуд с красными гвоздиками присутствует в сцене Благовещения, словно олицетворяя Деву Марию как «неувядаемый Цвет чистоты», произрастивший от царского корня Давидова Цвет Христа Спасителя. Однако красные гвоздики могли быть выбраны иконописцем не только по этой причине. Эти цветы еще символизируют искупительную Жертву Иисуса Христа и Его будущие Крестные муки, так как Он пришел, взял на Себя грех Адама и омыл его Своей Кровью. В этом случае сосуд на иконе олицетворяет смертное, искаженное грехом человеческое естество, которое Спаситель очищает Своей святостью и обновляет Своею честною Кровию.
Этот сосуд как бы показывает единение двух природ – Божественной и человеческой – в Иисусе Христе. Сам сосуд олицетворяет смертное человеческое тело, растлевшее от греха, а золотистый цвет сосуда означает Божественный свет, обновляющий и просвещающий человеческую природу.

Богоматерь, Иосиф и Симеон почти всегда занимают одно и то же место в композиции. Праведная Анна находится или рядом со старцем Симеоном, или рядом с Девой Марией, со свитком и, иногда, с крестом в руках. Положения и типы этих лиц также довольно определенны. Изредка Богоматерь оглядывается на Иосифа, как бы обращаясь к нему с вопросом по поводу предсказания Симеона. Младенец обычно одет в тунику. Некоторые стремящиеся к естественности художники изображали Его трепещущим при виде старца, но по большей части Младенец Христос спокоен и даже благословляет праведного Симеона: во всей Его фигуре и жестах чувствуется Божественное величие. Этой точкой зрения на Богомладенца объясняется то, почему в этом сюжете никогда не изображали Его спеленутым.
Согласно Евангелию, жертва, принесенная в храм, всегда выражается в виде птиц, которых Иосиф держит в своей верхней одежде или в клетке. В традиции жертвоприношения двух голубиных птенцов христианские богословы стремились разглядеть символы Нового завета и объясняли этот обряд как прообраз крестного подвига Христа. Порядок жертвоприношения был следующим: одну птицу закалывали и ее кровь собирали в новый глиняный сосуд, потом оба крыла другой птицы окунали в кровь и отпускали ее живой. По словам Феофилакта Болгарского, два крыла означают две природы Христа – Божественную и человеческую. Вторая природа – человеческая – была заклана, а первая осталась живой. Божественная природа была бесстрастной, но, помазавшись кровью, восприняла на себя страдание. Новый глиняный сосуд – это новый народ из язычников, способный к принятию Нового завета, который принял в себя Кровь Спасителя.
Симеон изображается с длинной бородой и «взлохмаченными» волосами, как у пророка Илии, Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного. Это означает, что праведный Симеон обладает той же силой проповеди, что и эти святые. Старец входит в их ряд – готовится проповедовать Адаму во аде.
Анна Пророчица чаще всего изображается стоящей за спиной Богородицы или Симеона. Она указывает жестом на Спасителя, а в руках держит свиток – свернутый (например, рис. 6, 11) или развернутый (например, рис. 7, 9, 15). Надпись на свитке обычно восходит к тексту апостола Луки (Лк. 2:38): «Се есть всем чудное избавление во граде Иерусалиме», также возможны такие варианты: «Се приближися избавление всем живущим» (рис. 15), «Сей Младенец сотворил небо и землю» (рис. 13).

В XVII – XIX вв. в России, под влиянием Запада, появляются подробные описания, как должен выглядеть Симеон и вся композиция Сретения, вплоть до цветов одежды. На самом деле, вместо христианизации сюжета, в него вводятся совершенно неизвестные в древних памятниках новшества. По этой же причине иконы Сретения, начиная с середины XVI в., становятся более детализированными. Примером могут служить икона из Ярославля первой половины XVII в. и икона Палехской школы XIX в. (рис. 15 и 16).

икона сретение господне андрея рублева. Смотреть фото икона сретение господне андрея рублева. Смотреть картинку икона сретение господне андрея рублева. Картинка про икона сретение господне андрея рублева. Фото икона сретение господне андрея рублева
Рис. 15. Сретение. Толгский монастырь (?), Ярославль, первая пол. XVII в.

икона сретение господне андрея рублева. Смотреть фото икона сретение господне андрея рублева. Смотреть картинку икона сретение господне андрея рублева. Картинка про икона сретение господне андрея рублева. Фото икона сретение господне андрея рублева
Рис. 16. Сретение. Палех, первая треть XIX в.

Таковы основные черты изображения Сретения в православных иконах, мозаиках, фресках и миниатюрах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *