икона св ольги написанная васнецовым
Княгиня Ольга. История преображения
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Историк Дмитрий Володихин о том, как киевская княгиня стала равноапостольной святой.
Одна из древнейших русских святых, княгиня Ольга, считается равноапостольной. Иными словами, она учила свой народ христианской вере, как учили когда-то апостолы.
Но душа ее притекла к Христу лишь после того, как Ольга совершила чудовищный грех, который на Руси времен язычества считался… доблестью.
Бояре киевские, дружина, да и простой люд славословили ей: «Молодец наша княгиня! За супруга своего целую страну умыла кровью! Гордая! Силу показала!» Такою была общественная норма в ту пору. И даже писаный закон, который появится через несколько десятилетий, и тот разрешал кровную месть. Разве что несколько ограничивал ее…
А с христианской точки зрения в мести ничего доброго нет. Если христианина ограбили, если убили близкого ему человека, если с ним поступили несправедливо, он должен обращаться за правдой к власти и уповать на помощь Господа. В Послании к римлянам апостол Павел говорит: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию (Рим 12:19), — а значит, не давайте воли собственному гневу. Месть — одна из производных от гордыни, а та — истинная мать множеству грехов.
Минуло несколько лет со времен расправы над древлянами. Ольга отправилась в Константинополь — столицу Византии, христианской империи. Летопись не называет причин, по которым Ольга решила посетить великий город. Они могли быть разнообразными: от необходимости обновить договор, заключенный покойным Игорем, до поиска выгодного брака для сына или еще кого-то из родни. Греческие источники свидетельствуют, что Ольгу сопровождал племянник (двоюродный брат?) и 43 купца. Это наводит на мысль о переговорах по торговым делам и о подборе знатной невесты племяннику.
Между двумя странами шла оживленная торговля, велись переговоры о найме дружин для использования их на полях сражений Империи, составлялись договоры о действиях против общего врага — Хазарского каганата. Очевидно, накопились дела, для урегулирования которых понадобился столь высокий гость.
Но главным результатом ее визита стали вовсе не новые договоренности, а принятие Ольгой Христовой веры.
Искала ли Ольга крещения в Константинополе? Вряд ли. Во всяком случае, это не могло быть главной причиной ее визита. Стать христианской она могла, не покидая «стольного града», — отыскался бы священник. На Русь христианство начало проникать как минимум со второй половины IX века. Другое дело, что в самом Константинополе Ольга могла проникнуться доверием и восторгом в отношении Христовой веры. Богослужение в святой Софии, одном из прекраснейших храмов мира, да хотя бы одно пребывание под ее сводами, могли способствовать подобному движению души.
Могло быть и по-другому: Ольга приняла крещение, желая использовать этот шаг в какой-то сложной политической игре. Остался лишь намек на реальную дипломатическую интригу: щедро одарив Ольгу, император попросил ее прислать воинов, но та отказала.
Вот только… вернулась в Киев Ольга уже совсем другим человеком. Гнев, мстительность, гордыня отлетели от нее. Для Ольги крещение не стало пустой формальностью. Она отдалась новой вере всем сердцем.
Обычно в таких случаях примеру властителя следуют его слуги, приближенные и родня.
Вернувшись домой, княгиня почувствовала, что становится образцом для подражания. Тогда она попыталась учить тех, кто прислушивался к ней, христианству. Русский закон не возбранял принимать крещение желающим. Однако языческая среда издевалась над ними, называя их веру «уродством».
Как поступить? Мучить подданных? Мстить им за непокорство?
Невозможно. Христова вера — путь смирения. Для всех, в том числе и для венценосных особ. И одно только смирение оставалось княгине, когда-то горделивой мстительнице.
Больше всего горечи доставил княгине ее собственный сын Святослав. Ольга приступала к нему с увещеваниями. Она желала, чтобы князь разделил с нею радость, полученную вместе с крещением. Но тот отвечал: «Да надо мною дружина станет смеяться!» Княгиня парировала: «Ты крестишься, так и все крестятся вслед за тобой». Но тот решительно отвергал все ее уговоры, предпочитая оставаться язычником.
Что ей оставалось? Летописец с грустью говорит о тщетных попытках Ольги переубедить сына: «Ольга любила… Святослава и говаривала: “Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне”. И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия».
Молитвы Ольги не останутся неуслышанными. Христианство встанет на Руси твердой ногой, правда, не при сыне ее, а при внуке. Но она этого уже не увидит. Не даст ей Бог увидеть плоды смирения на земле, разве только на небесах.
Прошли века, и кто ныне с восторгом примет повествование о жестоком убиении древлян? А вот о том, что Ольга смиренно принесла крест на землю свою, да, об этом помнят с теплом сердечным.
Языческие доблести сначала убавили в цене. А потом и вовсе сделались вещами неодобрительными — когда сами русские князья отказались от них, как от большого зла.
На заставке: Святая равноапостольная княгиня Ольга на фреске Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая» (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996
Сюжеты и образы: иконография равноапостольной Ольги
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Сотни икон святой Ольги и еще больше храмов известно сегодня. Ее лик смотрит на нас с фресок под сводами или на фасаде, барельефов, храмовых икон. Хотя прославлена равноапостольная княгиня менее 500 лет назад, ее изображения сохранились с древности.
Когда день памяти
Он отмечается 24 июля. Это день преставления святой (969 г.)
Житие: коротко о главном
Ольга была супругой второго древнерусского князя, Игоря. После его гибели (945 г.) княгиня возглавляла Русь до совершеннолетия сына, Святослава, примерно до 960 г. Считается, что главной ее политической реформой была отмена так называемого полюдья – ежегодного похода князя по своим землям для сбора дани (в одном из них, убитый племенем древлян, погиб ее муж).
Церковно княгиня чтится, однако, не как политик, а как первая русская правительница, принявшая христианство. Хотя Крещение Ольги было личным, то есть не повлекло массового обращения русичей, она чтится, как равноапостольная, так как:
Когда, как и почему причислили к лику святых
Годом канонизации святой обычно считается 1547. Однако современные историки обращают внимание на то, что почитание как Ольги, так еще десятков угодников Божиих к этому времени уже сложилось, но, по словам отцов Поместного Собора 1547 г., «не бе им до днесь соборного пениа». Именно празднование давно прославленным святым и установил Собор, созванный также угодником Божиим, свт. Макарием, Митрополитом Московским.
Церковь признает святую равноапостольной, основанием для чего являются:
Иконография
Она начала складываться уже с первых десятилетий по кончине святой.
Как изображают
Обычно она пишется по чину других равноапостольных святых. Ее изображение традиционно близко к иконам ее святой покровительницы, царицы Елены (в Крещении Ольга взяла ее имя), также равноапостольной.
Какие символы используют
Богословский смысл
По словам богослова иконописи, Л.А.Успенского, икона «есть образ человека, в котором реально пребывает попаляющая страсти и всеосвящающая благодать Духа Святого». Это – не «портрет» святого, а «окно» в Царство Небесное, необходимое для молитвенного общения с угодником Божиим. Отсюда соединение в изображениях земного и небесного, временного и вечного.
Самое древнее изображение
Некоторые полагают, что это – фреска Киевского собора св. Софии (XI в.), где она изображена во время пребывания в Константинополе, а также другая роспись того же храма, где св. Ольга показана среди других жен рода Ярослава Мудрого по левую руку от изображения Христа. Однако, отсутствие на фресках надписей не позволяет определить их как образы княгини с абсолютной точностью.
Фреска Киевского собора св. Софии (XI в.),
Еще одно древнее, но не иконописное изображение княгини, датируется XII в. Оно иллюстрирует «Хронику» византийского чиновника, историка Иоанна Скилицы, который рассказывает о том, как «супруга правителя Руси именем Ольга пришла к царю Константину и была крещена». Здесь княгиня представлена в темном плате, накидке, лик ее обращен к сидящему на троне императору.
А к концу XVI в. относится икона «Небесная сень», изображающая Христа и святых. На одном из ее клейм представлена св. Ольга вместе с кн. Владимиром.
Лик святой в храмовых росписях
Большинство икон святой княгини относится к XIX в.: с этого времени имя Ольги носят многие представительницы царствующего дома.
Академическая роспись, мозаики и фрески
Распространенность икон святой с XIX в. совпала с так называемым «академическим» периодом русской иконописи, когда к делу создания храмовых фресок обращаются светские художники. Первоначально они совершенно разрывают все связи с канонами иконописи, однако впоследствии появляются попытки совместить иконописные традиции с портретным искусством. Пример тому – работы Виктора Васнецова, включая изображения святой княгини. Сам он так говорил об «академическом стиле» церковного искусства:
Однако написанная Васнецовым в 1895-96 гг. по «академическим» традициям икона св. Ольги до сих пор принадлежит к числу самых узнаваемых.
«Княгиня Ольга». Васнецов В.М. Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве 1885-1893 гг.
Самая знаменитая икона
Она создана В.В.Васнецовым для Владимирского собора Киева. Образ построен по канонам портретной живописи, но с соблюдением также традиций иконописного изображения: святая держит крест, на левой длани – храм, облачена в русские княжеские одежды. Лик Ольги суров и строг.
Образ Васнецова не раз копировали другие живописцы. Широко распространен он также после возрождения церковной жизни России, с 1990-х.
Фреска В. Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая»
Совсем другой образ святой представлен на другой фреске для того же храма. Она изображает святую среди других угодников Божиих, ожидающих Царства Небесного. Предчувствие встречи с Христом уже отражается на лике Ольги. Ее заботливо несут Ангелы.
Святая равноапостольная княгиня Ольга на фреске Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая» (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть триптиха. 1885-1996
Другие изображения
Среди других икон святой можно выделить:
Эскиз к мозаике Н. К. Рериха
Он создан художником в 1915 г. Здесь иконописные каноны сочетаются со своеобразным стилем художника. Ольга представлена возвышающейся до небес, в одной ее руке крест, на другой – храм, а у ног – Псков, город, где она насаждала христианство.
«Святая Ольга». Эскиз к мозаике Н. К. Рериха. 1915 год
Где находятся особо чтимые и чудотворные образа
Одна из чтимых святынь Троицкого собора г. Пскова, по преданию, основанного княгиней – ее икона работы наместника Псково-Печерского монастыря архим. Алипия (Воронова) (1914-1975 гг.). Образ восходит к известной иконе М.В.Нестерова, однако святая изображена на фоне Троицкого собора и другого псковского храма – прор. Илии.
Еще одна икона святой с богатой историей известна в Петербурге. Она находится в ее храме при Детской больнице № 4. Образ подарен церкви герцогом Вюртенбергским Карлом (Германия). Икона принадлежала тезоименитой святой дочери императора Николая I, которая стала супругой короля Вюртенберга.
В чём помогает святая по молитве перед ее образом
К святой часто обращаются:
Примеры помощи
Наиболее известны исцеления на «Ольгином ключе» под Псковом. Здесь есть часовня с иконой святой, всегда горят свечи.
Одна из трех мозаичных икон святой Ольги западной стены ильинского храма у Брода в Выбутах
Вот одна из историй, рассказанная на сайте просветительского журнала «По ком звонит колокол»:
«Ослепший мужчина умывался ледяной водой из ключей. И вдруг последние струйки показались ему тёплыми. И он громко сказал об этом окружающим.
Люди ответили: «Да нет же, вам показалось, вода очень холодная!» «Тёплая», — повторил мужчина и прозрел… Вот такое чудо.»
На севере Петербурга в пос. Новое Девяткино еще только строится храм св. Ольги. Но его приход уже сотрудничает с реабилитационным центром для людей с алкогольной и наркотической зависимостью. И уже не один человек встал на путь духовной жизни по молитвам святой. Вот лишь один такой рассказ:
«Дмитрий З. много раз срывался, но в семье мама – церковный человек, и он уцепился за храм. У Дмитрия золотые руки, он многое сделал в храме, помог в оформлении алтаря. И он победил себя!
Потом он встретил свою будущую жену, родили ребенка. Сейчас он работает, имеет свой небольшой бизнес. Поскольку он сам прошел такой сложный путь, он понимает, как помочь другим. Главврач предложила ему помогать зависимым, беседовать с ними, направлять. Он в ремиссии, в норме, ведет трезвый образ жизни уже с 2011 года».
До наших дней через свои иконы, освященные святыни, княгиня продолжает помогать христианам. А еще – молиться об обращении тех, кто пока не пришел к Богу. И, как более 1000 лет назад, молитвы эти действенны.
ru_art links
Page Summary
Православные работы русского художника Виктора Васнецова
« previous entry | next entry »
Jul. 28th, 2014 | 07:15 pm
posted by:
radiant_kristal in
art_links
Виктор Васнецов. Отечествие (Отечество), 1907
Бог Саваоф. 1885-1896
Спаситель. Оригинал для мозаики главного иконостаса храма Воскресения в Петербурге. 1901
Христос Вседержитель. Мозаика главного иконостаса храма Спаса-на-Крови. Выполнена по оригиналу Виктора Михайловича Васнецова
Единородный Сыне и Словесе Божий. Росписи Владимирского собора
Богоматерь Одигитрия. Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. 1899
Богородица Владимирского собора
Богородица Владимирского собора. Эскиз, 1893-1895
Богоматерь, 1887. Бумага, уголь.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Богоматерь с младенцем
Богоматерь с младенцем. Васнецов В.М. Храм Спаса-на-Крови
Мозаика «О тебе радуется Благодатная» по эскизу В. Васнецова.
Гусь-Хрустальный. 1902 г. Мастерская Фролова.
Блаженство рая. 1885-1896
Искушение Евы змием. 1885-1896
Вход Господень в Иерусалим
Спаситель в терновом венце, 1906
Распятие Христа. 1902
Распятый Иисус Христос. 1885-1896
Снятие с креста. 1888-1901
Сошествие во ад, 1896-1904
Мария Магдалина. Эскиз мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте, 1899
Всадники Апокалипсиса, 1887
Страшный суд. 1885-1896
Архангел Михаил повергает дьявола, 1914
Радость праведных о Господе. Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996
Радость праведных о Господе. Триптих, (левая часть)
Радость праведных о Господе. Триптих, (центральная часть)
Коленопреклоненный Архангел Михаил, 1885-1893
Святой Ангел со светильником, 1885-1896
Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893
Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893
Святые отцы. Роспись алтарной части собора святого Владимира в Киеве. Конец 1880-х гг.
Русские святые, 1885-1896
Святой Георгий Победоносец, 1919
Крещение князя Владимира в Царьграде, 1885-1893
Крещение Руси. Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896
Богоматерь с Младенцем на престоле. 1885-1893 г.
Святой Алипий Живописец, 1885-1893
Княгиня Евдокия, 1885-1893
Святая княгиня Ольга, 1885-1893
Святой Нестор-летописец, 1885-1893
Святой Андрей Боголюбский, 1885-1896
Святой Александр Невский, 1885-1893
Сергий Радонежский, 1882
Могила Владимира Грингмута. Крест-памятник по рисунку Виктора Васнецова (1907).
(Владимир Андреевич Грингмут (также Вадим и Вальдемар Грингмут); 3 марта (15 марта) 1851 — 28 сентября (11 октября) 1907 — русский политический деятель праворадикального толка, один из основателей и главных идеологов черносотенного движения.)
Памятник великому князю Сергею Александровичу.
(Великий Князь Сергей Александрович (29 апреля (11 мая) 1857 Царское Село — 4 (17) февраля 1905, Москва) — пятый сын Александра II; Московский генерал-губернатор. Супруг великой княгини Елизаветы Феодоровны. Погиб от бомбы революционера Каляева.
Памятник великому князю Сергею Александровичу — памятник в Московском Кремле освящённый 2 апреля 1908 года на месте убийства Великого Князя Сергея Александровича. Располагался недалеко от Никольской башни, между зданиями Сената и Арсенала. Автор памятника В. М. Васнецов. 1 мая 1918 года памятник был снесён при непосредственном участии В. И. Ленина.)
Книга русской скорби (обложка, 1910)