икона святого андрея критского

АНДРЕЙ КРИТСКИЙ, ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК

икона святого андрея критского. Смотреть фото икона святого андрея критского. Смотреть картинку икона святого андрея критского. Картинка про икона святого андрея критского. Фото икона святого андрея критского
Мучение св. Андрея Критского (фреска); мастер Тзортзи (Зорзис) Фука; Афон, монастырь Дионисиат, 1547 г.

Андрей Критский (в Криси; греч. ὁ ἐν τῇ Κρίσει; + 767), монах, преподобномученик

В календарях константинопольского происхождения память прмч. Андрея Критского указывается 19 или 20 октября: Типиконе Великой церкви X в. [2], Синаксаре Константинопольской церкви X в. [3], Петровом Синаксаре XI в. [4]. Календари иерусалимской традиции относят память преподобномученика к 17 октября: Иерусалимский устав [5]. Эта дата празднования утвердилась в современных календарях греческих Церквей и Русской Православной Церкви.

В древнейших славянских и русских рукописях память прмч. Андрея Критского встречается редко и указывается 20 октября. В большинстве памятников, отражающих константинопольскую традицию, Андрей Критский ошибочно назван Андроником Критским. Празднование 17 октября появляется в русских календарях в конце XIV в. с распространением Иерусалимского устава [6]. Служба прмч. Андрею Критскому с каноном Иосифа Песнописца (+ 886) включена в минеи иерусалимской редакции под 17 октября [7]. При переводе в первой половине XII в. на Руси нестишного Пролога в его состав была включена под 20 октября память прмч. Андрея Критского без жития с развернутой формулировкой [8]: «Страсть преподобнаго отца нашего Андроника, иже бе Критьскаго острова и рода и воспитания, спострада за святыя иконы» [9]. Краткое житие святого под 17 октября появляется в составе стишного Пролога, переведенного в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне). В Великих Минеях четьях помещены под 17 октября житие из стишного Пролога и под 20 октября память прмч. Андрея Критского без жития [10].

Гимнография

Иконография

Литература

Использованные материалы

[2] Mateos. Typicon. P. 78-79

[4] Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 325

[5] напр., ГИМ. Син. греч. № 272, 1297 г.

[6] РГАДА. Син. тип. № 45. Л. 161

[7] ЯМЗ. № 15466. Л. 60 об.- 62 об., нач. XV в.

[9] Абрамович. Софийская библиотекака. Вып. 2. С. 162

[10] Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Ч. 1. Стб. 98, 103 (1-я паг.)

[11] напр., Минея. ГИМ. Син. Греч. 446. Л. 127об.- 137, 1-я пол. XIV в.

[12] Sinait. gr. 562. F. 103-104v. XI

[14] Μηναῖον. ̓Οκτώβριος. Σ. 172

[15] Vat. gr. 1156. Fol. 262v, 3-я четв. XI в.

Источник

Житие и иконы святого Андрея Критского, где находятся мощи и тексты молитв

Об Андрее Критском говорят как о христианском мученике, величайшем проповеднике своего времени. Он родился на территории острова Крит, всю жизнь посвятил изучению, а также проповедованию христианской науки. Преподобномучеником стал из-за жестоких гонений и смерти от рук императора, который преследовал всех проповедников, проживавших на территории острова.

Что известно про житие преподобномученика

Андрей Критский родился на острове Крит. Его жизнь была полна лишений и скитаний. Некоторое время он жил монахом среди монахов монастыря Кастрон. Житие монаха было наполнено спокойствием, благочестивой неспешностью. Он принадлежал к почитателям икон, был твердо убежден, что иконописание угодно самому Богу. Когда начались иконоборческие гонения, монах поспешил на аудиенцию к императору Константину V. Там он выступил против ереси императора, открыто обвинил Константина, потребовал прекращения гонений.

Справка! После его смерти прошло 100 лет прежде, чем о ней был написан канон Иосифом Песнописцем.

Значение святого в православии

Андрей Критский стал примером того, как можно бороться за веру и собственные убеждения. Гибель мученика подтвердила силу и власть веры над умами людей. Об Андрее не забыли последователи. Его ежегодно вспоминают до сих пор.

Почитание

День и год смерти преподобномученика долгое время находились под вопросом. Сегодня о нем ежегодно вспоминают 17 октября, год смерти определяют как 760 год.

икона святого андрея критского. Смотреть фото икона святого андрея критского. Смотреть картинку икона святого андрея критского. Картинка про икона святого андрея критского. Фото икона святого андрея критского

Где можно найти мощи

После смерти тело мученика было сброшено на дно оврага, где оно долгое время находилось рядом с трупами преступников. Через 3 месяца после смерти тело перенесли в храм, расположенный поблизости. Мощи святого мученика до сих пор хранятся в этом храме, территория, на которой он выстроен, вошла в состав Константинополя.

Иконография

На иконе он изображен как проповедник. Одна рука его держит молитвослов, другая свернута в благословляющий крест.

Тексты

В честь Андрея Критского составлен канон, который читают в храмах по дням памяти преподобномученника.

Пе́снь 1

Ирмо́с: Во глубине́ постла́ иногда́ фараони́тское всево́инство преоруже́нная си́ла, вопло́щшееся же Сло́во всезло́бный гре́х потреби́ло е́сть, препросла́вленный Госпо́дь, сла́вно бо просла́вися.

Му́жески стра́сти плотски́я, о́тче, порабо́тив, по́мыслом му́жества я́ко тезоимени́т, мучи́телей суровство́ пора́товал еси́ и зако́нно пострада́л еси́. Те́м тя́ согла́сно, ве́рою соше́дшеся, ублажа́ем.

Мы́сленно, я́ко у́гль, разже́гся теплото́ю Боже́ственнаго Ду́ха, ле́д страсте́й раста́ил еси́, пото́ки же кро́вными о́гнь погаси́л еси́ злоче́стия чу́ждий, велича́йше Андре́е, испове́дниче богоблаже́нне.

Связа́вся любо́вию Христа́, о́тче, от ю́ности кре́ст тво́й восприи́м, ра́дуяся, Тому́ после́довал еси́, отре́кся себе́ сама́го по́стничеством, и испове́данием, и соверше́ннейшим страда́нием.

Богоро́дичен: Уны́ния сно́м ду́шу всегда́ отягчева́я, к Твоему́, Де́во Ма́ти Пречи́стая, притека́ю заступле́нию: к бо́дрости покая́ния воздви́гни, ве́чнующаго тогда́ избавля́ющи мя́ муче́ния.

икона святого андрея критского. Смотреть фото икона святого андрея критского. Смотреть картинку икона святого андрея критского. Картинка про икона святого андрея критского. Фото икона святого андрея критского

Пе́снь 3

Ирмо́с: На ка́мени мя́ ве́ры утверди́в, разшири́л еси́ уста́ моя́ на враги́ моя́, возвесели́бося ду́х мо́й, внегда́ пе́ти: не́сть свя́т, я́коже Бо́г на́ш, и не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.

Утверди́в ра́зума твоего́ стопы́, о́тче, на ка́мени любве́ Христо́вы, отню́д дохнове́нии не поколеба́лся еси́ проти́вными, вопия́ Творцу́ твоему́: Ты́ еси́ Бо́г на́ш, и не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.

Исцеле́ния и пре́жде конца́ и по конце́ источа́я, помоществу́еши су́щим в не́мощех и ду́хи нечи́стыя отго́ниши, Андре́е преподо́бне, вопия́ Созда́телю твоему́: Ты́ еси́ Бо́г на́ш, и не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.

По́стничества слеза́ми омове́н, кро́вию му́ченическою удобри́лся еси́, и ве́сь красне́йш показа́вся, вопия́, восте́кл еси́ к жела́емому: Ты́ еси́ Бо́г на́ш, и не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.

Богоро́дичен: Пло́ти подо́бием бы́вшаго, Отцу́ Единосу́щна Бо́га Сло́ва родила́ еси́, Всенепоро́чная, па́че естества́ Де́ва пребы́вши и по рождестве́. Сего́ ра́ди ве́рою Тя́ ублажа́ем.

Конда́к, гла́с 3

Пра́зднует дне́сь Ца́рствующий гра́д пра́здник пресве́тлый светоно́сныя Твоея́ па́мяти, вся́кий призыва́я гра́д и страну́, ра́дуется бо, я́ко име́я сокро́вище ве́лие, многострада́льное твое́ те́ло, Андре́е му́чениче, Правосла́вия свети́льниче.

икона святого андрея критского. Смотреть фото икона святого андрея критского. Смотреть картинку икона святого андрея критского. Картинка про икона святого андрея критского. Фото икона святого андрея критского

Седа́лен, гла́с 4

В посте́ ди́внаго и страда́нии восхва́лим, ве́рнии, по до́лгу, я́ко благоче́стия пропове́дника и побо́рника кре́пкаго; се́й бо без стра́ха гноеиме́нному противля́яся, чествова́тися пропове́да Христо́ву о́бразу, я́ко по́стников все́х удобре́ние и му́чеников му́жества подо́бие.

Богоро́дичен: И́же на престо́ле херуви́мстем седя́й и в не́дрех О́тчих водворя́яся, я́ко на престо́ле святе́м седи́т Свое́м, Влады́чице, в не́дрех Твои́х; вопло́щся бо Бо́г вои́стинну, воцари́ся над все́ми язы́ки, и разу́мно ны́не пои́м Ему́, Его́же умоли́ спасти́ся рабо́м Твои́м.

Крестобогоро́дичен: Из Безнача́льнаго Отца́ рожде́ннаго, напосле́док Тя́ пло́тию Ро́ждшая, на Кресте́ ви́сяща, зря́щи, Христе́, — увы́ Мне́, любе́знейший Иису́се, — вопия́ше, — ка́ко сла́вимый я́ко Бо́г от а́нгел, от беззако́нных ны́не челове́к, Сы́не, хотя́ распина́ешися? Пою́ Тя, долготерпели́ве.

Пе́снь 4

Ирмо́с: Прише́л еси́ от Де́вы не хода́тай, ни а́нгел, но Са́м Го́споди вопло́щся, и спа́сл еси́ всего́ мя челове́ка; те́м зову́ ти: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Послушли́в бы́в Христо́вых за́поведей, Того́ подо́бию, о́тче, че́стно поклоня́лся еси́. Те́м пребеззако́нный тя́ многообра́зными ра́нами умертви́.

Миродохнове́н доброде́телей благово́нием бы́в, во гро́бе лежа́ благово́нствиши ли́ца призыва́ющих тя́ несомне́нным се́рдцем, о́тче преподо́бне.

Неду́говавша Мамо́на всезле́йшаго, преподо́бне, окая́нно е́ресию, со дерзнове́нием обличи́л еси́, побо́рник бы́в правосла́вных, Андре́е досточу́дне.

Богоро́дичен: Я́ко Благопло́дная возрасти́ла еси́ благода́тный Кла́с, пита́ющий вся́, правосла́вно почита́ющия Тя́, Влады́чице Всепе́тая, и из Тебе́ вопло́щшагося Сло́ва, Всечи́стая.

икона святого андрея критского. Смотреть фото икона святого андрея критского. Смотреть картинку икона святого андрея критского. Картинка про икона святого андрея критского. Фото икона святого андрея критского

Пе́снь 5

Ирмо́с: Просвеще́ние во тме́ лежа́щих, спасе́ние отча́янных, Христе́ Спа́се мо́й, к Тебе́ у́тренюю, Царю́ ми́ра, просвети́ мя сия́нием Твои́м, ино́го бо ра́зве Тебе́ Бо́га не зна́ю.

Омраче́ние возненави́дев, о́тче, греха́, ве́сь блиста́нием безстра́стия све́т яви́лся еси́, и просвеща́еши ве́рныя, приходя́щия боже́ственному твоему́ гро́бу, целе́ний заря́ми, Бо́жиею благода́тию.

Ве́сь Бо́жие прия́телище яви́лся еси́, до́бре пожи́в и доблему́дренно пострада́в, о́тче, и ны́не, во гро́бе лежа́, пребыва́еши це́л, блаже́нне, и неразруши́мь, все́х ве́рных разреша́я стра́сти.

Ю́ношески до́блествовав, всеблаже́нне, на де́моны и на челове́ки ерети́чествующия, ве́чнующаго сподо́бился еси́ благосла́вия и венце́в, Андре́е преподо́бне, те́м ве́рнии тя́ при́сно ублажа́ем.

Богоро́дичен: Но́сиши Христа́ на объя́тиях, неизрече́нно роди́вши, объе́млющаго зло́бе прекло́ншияся и лука́вому окая́нно порабоще́нныя, Отрокови́це Всенепоро́чная, те́м Тя́ ве́рнии при́сно ублажа́ем.

Пе́снь 6

Ирмо́с: В бе́здне грехо́вней валя́яся, неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну: от тли́, Бо́же мя́ возведи́.

В темни́цу тя́ беззако́нный вве́рже, Влады́кою, Андре́е, сохраня́ема и Того́ соблюда́юща непреме́нно Боже́ственное хоте́ние.

Растерза́емо те́ло небре́гл еси́ и раздробля́емо ра́нами, блаже́нне, но я́коже ино́му стра́ждущу терпе́л еси́, Боже́ственно укрепля́емь.

Я́ко многоце́нное бога́тство кры́емое, о́тче, явля́ешися, предлежа́ лице́м благочести́вых, и чудесы́ вся́ обогаща́еши, почита́ющия тя́.

Богоро́дичен: Разу́мный Тя́ све́щник прозря́ше дре́вле проро́к, Боже́ственную Свещу́ — Христа́, Чи́стая, нося́щу, И́мже вси́ мы́ просвети́хомся.

икона святого андрея критского. Смотреть фото икона святого андрея критского. Смотреть картинку икона святого андрея критского. Картинка про икона святого андрея критского. Фото икона святого андрея критского

Конда́к, гла́с 8

Му́жества тезоимени́тому благодаре́ние, я́ко благоче́стия тайноглаго́льнику, похва́льная воззове́м от любве́ тебе́, богоблаже́нне, но я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду, от вся́ких лю́тых ны́ спаси́, да пое́м: ра́дуйся, о́тче приснопа́мятне.

И́кос

А́нгел и́стины от Кри́та яви́лся еси́, обличи́в злоче́стия, о́тче, и с богосло́вным гла́сом, ра́нима тя́ зря́, всему́дре, ужаса́юся стра́сти, зовя́ и вопия́ ти́ сицева́я: ра́дуйся, Бо́жий кре́пкий ору́жниче; ра́дуйся, Госпо́день ве́рный уго́дниче; ра́дуйся, ху́льных враго́в сопротивобо́рниче; ра́дуйся, злоглаго́ливых челове́ков обузда́ние; ра́дуйся, я́ко пострада́л еси́ за о́браз Христо́в; ра́дуйся, я́ко восхласти́л еси́ сла́сти плотски́я; ра́дуйся, я́ко поще́нием нача́ла тмы́ победи́л еси́; ра́дуйся, я́ко страда́нием Копрони́му сопроти́вился еси́; ра́дуйся, исто́чниче чуде́с приснотеку́щий; ра́дуйся, зе́млю уясни́вый страда́ньми твои́ми; ра́дуйся, ве́рных жили́ще, о́тче; ра́дуйся, на́ш предста́телю и изба́вителю; ра́дуйся, о́тче приснопа́мятне.

Пе́снь 7

Ирмо́с: Богопроти́вное веле́ние беззако́ннующаго мучи́теля высо́к пла́мень вознесло́ е́сть: Христо́с же простре́ Богочести́вым отроко́м ро́су духо́вную, Сы́й Благослове́н и Препросла́влен.

Возвыша́емая волне́ния лука́вствия твоего́ ума́ не поколеба́ша, Андре́е сла́вне, на ка́мени зна́ния Христо́ва стоя́ща. Те́м небу́рное приста́нище я́ве обурева́емым бы́л еси́.

Бу́ими взыска́ньми лукавому́дрый, умо́м омрача́емый, укра́сти окуша́шеся тя́, богосло́вия светлостьми́ удобря́ема, но яви́ся сме́ха досто́ин, му́дре, испо́лнився студа́ дерзнове́нием твои́м.

У́м тво́й манове́ньми Боже́ственнейшими украша́емь, Андре́е досточу́дне, звезда́ всесве́тлая все́м показа́ся, чудесы́ коего́ждо ве́рныя просвеща́я, хва́лящия тя́.

Богоро́дичен: Хра́м была́ еси́ Жива́го Бо́га, в не́мже жили́ще неизглаго́ланно сотвори́, Де́во Всепе́тая, на небесе́х обита́яй, и бла́гости ра́ди мно́гия Челове́к бы́ти изво́лив.

икона святого андрея критского. Смотреть фото икона святого андрея критского. Смотреть картинку икона святого андрея критского. Картинка про икона святого андрея критского. Фото икона святого андрея критского

Пе́снь 8

Ирмо́с: Пе́щь иногда́ о́гненная в Вавило́не де́йства разделя́ше, Бо́жиим веле́нием халде́и опаля́ющая, ве́рныя же ороша́ющая, пою́щия: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода.

Стра́сти плотски́я, му́дре, предъумертви́в по́стническими по́двиги, пострада́л еси́, крепча́йше, Спа́сово подо́бие и Присноде́вы, преподо́бне, и святы́х чествова́тельно лобыза́я.

Я́ростно на Христа́ неи́стовствующе, я́ко зве́рие свире́пии, возложи́ша, о́тче, умертви́ти тя́. Те́м влеку́ще и бию́ще, вверго́ша в про́пасть, свиде́теля И́стины тебе́ я́вственно соде́ловающе.

Чудесы́ ве́рныя, я́ко вода́ми, напая́еши, и отго́ниши, всеблаже́нне, лука́вствия ду́хи, и очища́еши неду́ги, благода́ть врачева́ний свы́ше прие́м от Христа́ Бо́га на́шего.

Богоро́дичен: Яви́лася еси́ небе́с, Де́во, простра́ннейши, Бо́га во утро́бе Твое́й вмести́вшая, все́ми Невмести́маго, Его́же моли́ изба́вити утесне́ния, Чи́стая Влады́чице, душетле́ннаго благоче́стно воспева́ющия Тя́.

икона святого андрея критского. Смотреть фото икона святого андрея критского. Смотреть картинку икона святого андрея критского. Картинка про икона святого андрея критского. Фото икона святого андрея критского

Пе́снь 9

Ирмо́с: Безнача́льна Роди́теля Сы́н, Бо́г и Госпо́дь, вопло́щся от Де́вы, на́м яви́ся, омраче́нная просвети́ти, собра́ти расточе́нная, те́м Всепе́тую Богоро́дицу, велича́ем.

Се́, о́тче преподо́бне, тече́ние твое́ соверши́в, Правосла́вную ве́ру соблю́л еси́ непоро́чну, ея́же ра́ди пострада́в зако́нно, вене́ц же сугу́б прия́л еси́ свы́ше, я́ко му́ченик непобеди́мь и по́стник непобо́рен.

Я́ко кри́н сладково́нный и я́ко шипо́к, о́тче, процве́л еси́ в цве́тнице боже́ственнаго я́ве поще́ния, и благово́нствуеши, я́ко ке́др, му́ченически просвеще́н, Андре́е всехва́льне, мона́шествующих удобре́ние.

Зна́меньми и чудесы́ я́ве украша́емь, невреди́мь еси́ все́м на виде́ние лежа́, всеблаже́нне Андре́е, и ду́ши просвеща́я ве́рою те́плою приходя́щих тебе́, и всегда́ блажа́щих тя́.

Де́нь пра́зднствен и весе́лия испо́лнен, святу́ю твою́ па́мять творя́ще дне́сь, ве́рою вопие́м тебе́, о́тче: к Бо́гу святы́ми твои́ми моли́твами все́х на́с изба́ви жите́йских обстоя́ний.

Богоро́дичен: Све́та селе́ние утро́ба Твоя́ бы́сть, просве́щшаго ми́р заря́ми Божества́ и неве́дения тму́ от земли́, Всенепоро́чная Отрокови́це, соверше́нно отгна́вшаго, Того́ ра́ди Тя́ сла́вим.

Андре́я добропобе́дника похва́лим вси́, боже́ственно пра́зднующе честну́ю его́ па́мять, я́ко да изба́вимся от неду́г; се́й бо Спа́сова честна́я воображе́ния и святы́х все́х всеблагоче́стно чествова́ти пропове́да. Те́м, вене́ц на небесе́х прие́мь, со а́нгелы ра́дуется.

Богоро́дичен: Го́ру Бо́жию пресвяту́ю, и свети́льник, и ста́мну, и трапе́зу, и мо́ст, же́зл же, и свещу́, и Боже́ственный престо́л, и две́рь, и хра́м, и черто́г воспои́м, богому́дрии, Чи́стую и Де́ву, из Нея́же Бо́г, воплоти́вся невра́щно и па́че естества́, обожи́ прия́тие неизрече́нным едине́нием.

Источник

Преподобномученик Андре ́ й Критский

Дни памяти

Житие

Житие преподобномученика Андрея Критского

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ан­дрей Крит­ский жил во вре­мя цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Кон­стан­ти­на Ко­про­ни­ма (741–775), ко­то­рый под стра­хом смер­ти при­ка­зал хри­сти­а­нам убрать свя­тые ико­ны из хра­мов и до­мов. Ве­ру­ю­щие, ко­то­рые без­бо­яз­нен­но со­про­тив­ля­лись нече­сти­во­му ико­но­бор­цу и твер­до дер­жа­лись пре­да­ния свя­тых от­цов, бы­ли за­клю­че­ны в тем­ни­цы. Ко­гда пре­по­доб­ный Ан­дрей услы­шал, что им­пе­ра­тор са­жа­ет в тюрь­мы и му­ча­ет не во­ров и раз­бой­ни­ков, а доб­ро­де­тель­ных и бла­го­че­сти­вых хри­сти­ан, то при­шел в Кон­стан­ти­но­поль и все­на­род­но в хра­ме свя­то­го му­че­ни­ка Ма­ман­та об­ли­чил ере­ти­ка в го­не­нии на ис­тин­ную ве­ру. В оправ­да­ние им­пе­ра­тор ска­зал, что безум­но воз­да­вать честь де­ре­ву и крас­кам. На это пре­по­доб­ный от­ве­тил, что тот, кто стра­да­ет за свя­тые ико­ны, стра­да­ет за Хри­ста, а кто оскорб­ля­ет ико­ну, на ко­то­рой изо­бра­жен Хри­стос, оскорб­ля­ет Са­мо­го Хри­ста. Разъ­ярен­ный ико­но­бо­рец при­ка­зал неми­ло­серд­но ис­тя­зать свя­то­го Ан­дрея. По пу­ти к ме­сту каз­ни му­че­ник ото­шел ко Гос­по­ду. Через сто лет свя­то­му был на­пи­сан ка­нон пре­по­доб­ным Иоси­фом пес­но­пис­цем. По мо­лит­вам пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ан­дрея ис­це­ля­ют­ся одер­жи­мые.

Богослужения

Молитвы

По́стнически преподвиза́вся на горе́,/ у́мная враго́в ополче́ния всеору́жием Креста́ погуби́л еси́, всеблаже́нне./ Па́ки же ко страда́льчеству/ му́жески обле́клся еси́,/ уби́в Копрони́ма мече́м ве́ры;/ и обои́х ра́ди венча́лся еси́ от Бо́га,// преподобному́чениче Андре́е, приснопа́мятне.

Му́жества тезоимени́тому благодаре́ние,/ я́ко благоче́стия тайноглаго́льнику,/ похва́льная воззове́м от любве́ тебе́, Богоблаже́нне,/ но, я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ от вся́ких лю́тых ны спаси́, да пое́м:// ра́дуйся, о́тче приснопа́мятне.

Перевод: Мужеству одноименного (Андрей от греч. Ἀνδρέας — мужественный) возблагодарим, как объясняющего тайны Богопочитания, восславим и воззовем к тебе с любовью, Богоблаженный, но как имеющий дерзновение ко Господу, от всякого зла нас спаси, да поем: «Радуйся, отче всегда вспоминаемый».

Пра́зднует днесь Ца́рствующий град/ пра́здник пресве́тлый светоно́сныя Твоея́ па́мяти,/ вся́кий призыва́я град и страну́;/ ра́дуется бо, я́ко име́я сокро́вище ве́лие,/ многострада́льное твое́ те́ло,// Андре́е му́чениче, Правосла́вия свети́льниче.

Перевод: Празднует сегодня Царствующий город праздник пресветлый светоносной твоей памяти, всякий призывая город и страну, ибо радуется, имея, как великое сокровище, многострадальное тело твое, мученик Андрей, Православия светильник.

Источник

АНДРЕЙ КРИТСКИЙ

Оставшись в столице Византии, Андрей был посвящен во диакона церкви Святой Софии и прослужил в этом сане свыше 20 лет; в его ведении находились сиротский приют Святого Павла и богадельня при храме Святой Софии.

При Константинопольском патриархе Кире (706–712) Андрей Критский был хиротонисан во епископа и получил назначение на кафедру в г. Гортина (остров Крит) с титулом «архиепископа Критского».

По свидетельству св. Феофана Сигрианского, на Соборе, созванном императором Филиппиком для возобновления монофелитства в 712 году, Андрей Критский вместе с епископом Кизическим святителем Германом, будущим патриархом Константинопольским, был в числе подписавших анафему VI Вселенскому Собору. Впоследствии Андрей Критский раскаивался в том, что подписал еретическое определение; традиция связывает с этим событием составление его знаменитого Великого канона. После свержения императора в 713 году Православие было восстановлено, а списки актов VI Вселенского Собора вновь разосланы, приняты и подписаны всеми бывшими участниками Собора 712 года.

На Крите еп. Андрей строил церкви, в том числе по образу Влахернской в Константинополе, устраивал приюты и богадельни. По молитвам святителя совершались многочисленные чудеса. Несколько раз Андрей Критский совершал поездки в Константинополь, в 740 году по пути на Крит он заболел и умер на острове Лесбос, где его мощи были положены в храме мученицы Анастасии (ныне церковь свт. Андрея Критского).

Основным и наиболее ранним источником о жизни и деятельности Андрея Критского является житие, составленное до 843 году патрикием и квестором Никитой [1], позднее неоднократно перерабатывавшееся и вошедшее в славянские рукописные Великие Минеи Четьи. Этот памятник содержит подробные биографические сведения об Андрее Критском, но умалчивает о нем как о гимнографе и составителе Великого канона. Вторым по значимости источником служит житие Андрея Критского, написанное монахом Макарием Макрисом в 1422 году [2] и переведенное на новогреческий язык св. Никодимом Святогорцем в составе его «Нового избора житий святых,» которое свидетельствует об Андрее Критском как о риторе, гимнографе и мелурге, авторе многих канонов и тропарей. Существует также краткое житие [3] в составе Императорского Минология 1034-1041 годов (изданного В. В. Латышевым, 1912). Неопубликованным остается энкомий Иосифа Калофета (+ 1355) в рукописи XIV века из монастыря Пантократора [4].

Сочинения

икона святого андрея критского. Смотреть фото икона святого андрея критского. Смотреть картинку икона святого андрея критского. Картинка про икона святого андрея критского. Фото икона святого андрея критского
Преподобный Андрей Критский

В греческих рукописных и печатных Минологиях, Синаксарях и гомилетических сборниках находятся около 60 проповедей на церковные праздники, приписываемых Андрею Критскому, из которых издано около 30.

Ему бесспорно принадлежат Слова на Рождество Христово, Обрезание, Преображение, Благовещение, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Зачатие Пресвятой Богородицы, Успение, Воздвижение Честного Креста, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, на дни памяти апостолов и евангелистов Луки и Иоанна Богослова, праведных Иоакима и Анны, святых бессребреников Космы и Дамиана, святителя Николая, преподобного Патапия, 10 мучеников, великомученика Георгия Победоносца; из цикла Триоди Постной и Цветной: на Недели мытаря и фарисея, мясопустную, сырную, ваий, на святую Четыредесятницу, о поклонении святым иконам, в Субботу Акафиста, на четверодневного Лазаря, на страдания Господа, на расслабленного, о Святом Духе.

К сомнительным и подложным относятся Слова: об Иакове, брате Господнем (Ed. J. Nordet, H. Gaspart. Toronto, 1978), о «Богородице, принесенной трехлетней в храм», о блудном сыне, об одержимом лукавым, о Священном Писании, об очищении души и др. Полный перечень подлинных и сомнительных энкомиев Андрея Критского и список инципитов гомилий Андрея Критского составлен Н. Томадакисом.

Проповеди Андрея Критского написаны на аттическом диалекте, язык полон метафор и символов. По современному Типикону положено читать на утрене соответствующих праздников 3 Слова святителя на Рождество Богородицы, на Успение Богородицы и на Неделю ваий.

икона святого андрея критского. Смотреть фото икона святого андрея критского. Смотреть картинку икона святого андрея критского. Картинка про икона святого андрея критского. Фото икона святого андрея критского
Прп. Андрей Критский. Греческая икона

Андрей Критский также известен как мелод, т. е. сочинитель текстов и мелоса, многих ирмосов, самогласных тропарей и самогласных стихир, сохранившихся в рукописных и печатных Ирмологиях, Минеях, Триодях, Стихирарях, Феотокариях (см. Богородичник). Н. Томадакис связывает имя Андрея Критского с созданием жанра 9-песенного канона, вытеснившего собой в литургической практике кондак.

Самый известный канон Андрея Критского, шедевр византийской духовной поэзии – покаянный Великий канон, состоящий из 250 тропарей и 11 ирмосов, повествующий о сюжетах грехопадения и покаяния в Ветхом Завете и Новом Завете (преступление заповеди Адамом, убийство Авеля Каином, покаяние царя Давида и мытаря и др.). Язык Великого канона изобилует цитатами из библейских текстов, аллюзиями на гимны святителя Григория Богослова, преподобного Романа Сладкопевца. После 1204 года Акакием Савваитом был составлен комментарий на Великий канон, упоминающий победу императора Василия II над болгарами, основание Мосинополя и содержащий сведения о завовевании Константинополя латинянами. Андрей Критский писал каноны как на свои собственные ирмосы, так и на ирмосы святителя Германа, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Космы Маиумского.

Кроме Великого канона Андрею Критскому принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники, большинство из них включено в состав современных богослужебных книг: каноны на Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Благовещение, Неделю ваий, Пасху, Преображение, Рождество Пресвятой Богородицы, Зачатие святой Анны, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, на дни памяти святых Маккавеев, поклонения веригам апостола Петра, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста и на день обретения его мощей, великомученика Георгия, мученика Кодрата, святителя Игнатия Богоносца, святой Феклы, святителя Николая, святого Патапия, а также каноны, трипеснцы, четверопеснец и самогласные стихиры на многие дни цикла Постной и Цветной Триоди (например, трипеснцы и четверопеснец Страстной седмицы, канон Пасхи, ныне не печатающийся в богослужебных книгах, и др.). Канон Успения Пресвятой Богородицы, по Евергетидскому Уставу (XII в.) положенный на предпразднство Успения, сохранился только в славянских списках [5]. Известно около 70 канонов, приписываемых Андрею Критскому.

Отличительные черты канонов Андрея Критского: отсутствие акростиха, наличие второй песни, число тропарей песни обычно больше четырех, песнь может иметь два ирмоса.

На грузинский язык в X-XII веках были переведены многие гомилетические произведения Андрея Критского, а покаянный Великий был переведен трижды: Евфимием Мтацминдели (+1028), Георгием Ивером Святогорцем (+1066) и Арсением Икалтойским по поручению грузинского царя Давида IV Строителя (1073–1125). Перевод Арсения Икалтойского послужил основным источником при создании Давидом IV Строителем оригинального сочинения «Песнопения о покаянии».

Почитание Андрея Критского на Руси

Служба Андрея Критского содержится в Минее XII в. [15]. В переведенный в 1-й пол. XII в. на Руси нестишной Пролог включены под 4 июля память Андрея Критского без жития, под 4 июня – краткое житие святого [16]. В 1-й пол. XIV в. краткое житие Андрея Критского было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Кроме основного праздника 4 июля, в ряде календарей память Андрея Критского указывается под др. датами, отражающими более архаичную визант. традицию: 29 апр.– в Апостоле [17] и 4 июня – в Румянцевском Обиходе [18]. Под 4 июня память Андрея Критского встречается и в более поздних рукописях: напр., в новгородских Минеях XV и XVI в., происхождение которых Е. М. Шварц связывает с сербскими Минеями, привезенными игуменом Лисицкого монастыря Иларионом с Афона в конце XIV в. ВМЧ содержат под 4 июля проложные жития и пространное житие Андрея Критского, написанное Никитой патрикием и квестором [19]. По мнению А. А. Алексеева, перевод данного жития выполнен в Вост. Болгарии в X в. и, по наблюдению О. А. Белобровой, отличается буквальностью [20]. Переводное пространное житие читалось и переписывалось на Руси. В настоящее время известно значительное число его списков XVI-XVIII вв. в составе четьих Миней и сборников. Краткое житие Андрея Критского и Слова Андрея Критского включены во все издания Пролога (7 московских изданий с 1643 по 1696). В кон. XVII в. переработанное житие Андрея Критского с учетом данных печатного Пролога включил в свои Минеи под 4 июля святитель Димитрий Ростовский [21].

Большое распространение в русской письменности XI–XVII вв. получили гимнографические произведения и Слова Андрея Критского. Некоторые сочинения сохранились в составе древнейших рукописей XII–XIII вв. (напр., покаянный Великий канон в постной Триоди XII в. [22], гомилия «О четверодневном Лазаре» в Успенском сборнике кон. XII – нач. XIII вв. [23]. Русские списки кон. XII в. Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. [24] предписывает читать слова преподобного Андрея из цикла Триоди Постной и Цветной и на двунадесятые праздники (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3, ч. 1. С. 247–256).

Преподобный Андрей Критский особо почитался в княжеской среде. По всей видимости, он являлся небесным покровителем святого благоверного князя Андрея Боголюбского и Андрея, сына святого благоверного князя Александра Невского [25]. Несомненно в честь Андрея Критского был наречен Андрей, сын Ивана Калиты, родившийся 4 июля 1327 г. [26]. Автор анонимного хожения в Царьград (кон. XIII – нач. XIV в.) и Стефан Новгородец (1348–1349) рассказывают об исцелениях от нетленных мощей прп. Андрея, находившихся в константинопольском монастыре его имени [27].

В конце XVI в. на Руси, по-видимому в юго-западнорусских землях, под влиянием западноевропейских сочинений-апокрифов «Повести о папе Григории», «Сказания Иеронима о Иуде-предателе» возникло новое литературное произведение, связанное с именем Андрея Критского, но не имеющее ничего общего с его житием, – Повесть об Андрее Критском [28]. В основу повести положен Эдипов сюжет, известный в фольклоре и литературе всех европейских народов. По мнению М. Н. Климовой, исследовавшей историю возникновения повести (вслед за А. Н. Веселовским, М. П. Драгомановым, Н. К. Гудзием), единственным связующим звеном между Повестью об Андрее Критском и житием Андрея Критского является покаянный Великий канон. Составители повести буквально поняли некоторые признания героя Великого канона и отождествили его с создателем канона. На протяжении веков сюжет повести претерпел разнообразные изменения (М. Н. Климова выделяет 6 редакций), популярность повести подтверждается многочисленностью ее списков (около 50, в основном украинского и белорусского происхождения).

Гимнография

В славянских Типиконах, как в первопечатном 1610 г., так и в употребляемом ныне в Русской Православной Церкви, указана служба 2 святых без знака – Андрея Критского и Марфы, матери святого Симеона Столпника. В Минеях, используемых ныне в греческих Церквах, отмечено, что в некоторых рукописях выписаны обе службы, однако теперь поется только служба свт. Андрея Критского.

Последование святого, включающее в себя канон Феофана 1-го плагального, т. е. 5-го, гласа, с акростихом «Humnois krotomen andrikois ton Andrean» (греч.– Песньми восплещем мужескими Андрея), а также корпус стихир 1-го гласа, помещенных в слав. печатной Минее, восходит ко времени действия Студийского устава и зафиксированы уже в Евергетидском Типиконе. Тропарь и корпус стихир свт. Андрея, помещенный в греческих печатных Минеях, отличны от аналогичных текстов слав. печатной Минеи. Кондак «Вострубив ясно божественная сладкопения», помещенный в современных греческой и славянской Минеях, встречается в патмосских, афонских и синайских Кондакарях XI–XII вв., а также в иерусалимском Кондакаре XIV в. [29].

В Великом каноне, читаемом в четверг 5-й седмицы Великого поста, в каждой из песен перед троичном, помещено по одному тропарю Андрея Критского.

Иконография

икона святого андрея критского. Смотреть фото икона святого андрея критского. Смотреть картинку икона святого андрея критского. Картинка про икона святого андрея критского. Фото икона святого андрея критского
Прп. Андрей Критский

Известны 2 типа изображения Андрея Критского – в монашеском и в святительском облачении. Как преподобный (в хитоне, куколе, мантии) Андрей Критский представлен: на фреске в капелле 3 в Гёреме, IX в.,– с длинной седой бородой; на миниатюре Минология XI в. [30]; на фреске сев. стены диаконника церкви св. Никиты в Чучере, 1309–1316 гг.,– в руках свиток с надписью: «Еще приносим Ти словесную сию. ». Также в настенных минологиях: церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.,– в рост; в нартексе церкви Благовещения монастыря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321–1322 гг.,– погрудно; в нартексе церкви вмч. Георгия в с. Оморфи, Кастория (Греция), кон. XIII – нач. XIV вв.; в нартексе архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.; в трапезной монастыря Дионисиат на Афоне, 1547 г. В рус. памятниках – на иконе Божией Матери «Благодатное небо», 40-е гг. XVII в. (церковь Св. Троицы в Никитниках, Москва) – в молении Богородице; иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей, архиеп. Критский», кон. XVII в. (КИАХМЗ) – в молении Иисусу Христу, с развернутым свитком с надписью: «Господи призри с небесе. ».

Иконография Андрея Критского как святителя (в фелони, омофоре, с Евангелием в руках), с недлинной седой бородой, получила распространение в рус. искусстве. Так он представлен: на малом саккосе Фотия, митр. Московского, сер. XIV в., XV–XVII вв. – с остроконечной бородой; в греко-грузинской рукописи [31]; на вологодской иконе «Минея на июль», кон. XVI в.; на миниатюре XVII в. [32], помещенной перед «Словом Андрея Критского о чести и о поклонении святых икон» – свт.Андрей в белом клобуке; иконе «Пророк Самуил и св. Андрей Критский пред Корсунской иконой Божией Матери», 1707 г., мастера Оружейной палаты (ГРМ),– в черном клобуке и с жезлом; на рус. минейной иконе XVIII в. (музей в Реклингхаузене); иконе «Преподобные Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие», 1820 г., написанной И. А. Богдановым-Карбатовским (АМИИ); на эмалевой иконке «Св. равноап. Елена и свт. Андрей Критский», 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) – с раскрытой книгой в руках.

«Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., дважды упоминает Андрея Критского как «старца с седою бородою»: среди святителей, говорящего «Вонми, Господи Иисусе Христе. » (Ч. 3. § 8. № 13), и среди гимнографов, с надписью: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение» (Ч. 3. § 15. № 2). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., об Андрее Критском сказано: «Сед, аки Власий, риза кресты, во амфоре [омофоре], испод вохра с белилом».

Храмы, святыни

В 1883 г. во имя свт. Андрея Критского был устроен придел в колокольне храма Харитона Исповедника XVII в. (в Огородниках) в Москве.

Частицы мощей свт.Андрея Критского были вложены в Крест воздвизальный, 1494/95 гг. (ГММК); панагию-мощевик Иоанна Грозного, XVI в. (ГММК); в Крест-мощевик, нач. XVII в., из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК).

Молитвословия

Христо́ву Це́рковь цевни́цею язы́ка твоего́,/ песносло́вя уми́льно, возвесели́л еси́,/ богосло́вием же Препе́тыя Тро́ицы/ сла́ву всем сказа́л еси́ я́сно,/ тем тя, я́ко тайноглаго́льника, пое́м,/ Андре́е, па́стырю Кри́тский,/ и велича́ем па́мять твою́,// Христа́ сла́вяще ди́внаго во святы́х Свои́х.

Воструби́в я́сно Боже́ственная сладкопе́ния,/ яви́лся еси́ свети́льник ми́ра светле́йший,/ све́том сия́я Тро́ицы, Андре́е преподо́бне./ Те́мже вси вопие́м ти:// не преста́й моля́ся о всех нас.

Молитвословия из греческой Минеи в переводе Наталии Бахаревой [34]

Дави́довы гу́сли, о́тче, подража́я,/ в Це́ркви преподо́бных песнь но́ву воспева́еши,/ я́ко му́дрый наста́вник Ду́ха Бо́жия./ Ты бо возгреме́л еси́ нам пе́сни благода́ти/ и сло́во пра́вды,/ Андре́е, отце́в сла́во,// во спасе́ние душ на́ших.

Протруби́в я́сно боже́ственная сладкопе́ния,/ показа́ся еси́ свети́льник ми́ру светоза́рнейший,/ све́том сия́я Тро́ицы, Андре́е преподо́бне./ Те́мже вси вопие́м ти:// не преста́й моля́ся о всех нас.

Литература

Литература по иконографии

Использованные материалы

[2] BHG, N 114; издано В. Лаурдасом

[5] ГИМ. Хлуд. № 156, кон. XIII – нач. XIV в., Хлуд. № 160, нач. XIV в.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *