икона святого мученика алексея
Житие человека Божего Ялексия и день памяти, в чем помогает икона и текст молитвы
Подвижничество святых – это борьба с грешными помыслами и плотскими желаниями, воспитание в душе смиренности, терпеливости, доброты, целомудренности. Духовное самосовершенствование достигалось телесными изнурениями, а также постоянным унижением самолюбия и гордыни перед другими людьми, сохранением девственности. Таков был путь к святости Алексия, человека Божия.
Краткое жизнеописание святого Алексия
Алексий родился в 354-364 годах. Отец, Евфиман, был знатным и богатым римлянином. Количество прислуги в имении достигало 3000 рабов. Мать, Аглаида, отличалась благочестием и богобоязненностью. Семья была несчастлива отсутствием детей. Муж и жена молились Богу о ниспослании им сына или дочери.
Евфиман соблюдал заповеди Божьи о любви к ближнему. Ежедневно в его доме накрывалось угощение для сирот, вдов, нищих, больных. В те дни, когда число посетителей было незначительно, он сокрушался, что Богу неугодна милость, которую он хочет оказать страждущим. Аглаида поддерживала мужа в его щедром воздаянии бедным и просила Господа избавить ее от бесплодия. Бог исполнил ее просьбу. У Аглаиды родился сын, которого при крещении нарекли Алексием, что означает «помощник», «защитник».
Алексий был умным, целеустремленным мальчиком. В скором времени он хорошо знал предметы, которым его обучали, в том числе Священное Писание. Став юношей, Алексий, под влиянием священных текстов, задумался о предназначении жизни. Глубокие размышления привели его к выводу, что смысл существования человека находится в Боге.
Алексий рассудил, что земные радости и блага хороши, но кратковременны, небесные сокровища вечны и прекрасны. Юноша принял решение отказаться от мирской жизни. Втайне от всех он стал носить под одеждой рубашку из конского волоса, чтобы приучать свое тело к физическим страданиям.
При достижении Алексием совершеннолетия отец решил, что пришла пора его женить. Он сообщил об этом Аглаиде, которая была вне себя от радости, что скоро у нее появятся внуки. Для женитьбы или замужества согласия детей не требовалось. В жены Алексию Евфиман выбрал Марину, девушку из знатной и богатой семьи, родственной римскому императору.
Алексий не противоречил отцу и матери на обручении и во время венчания в церкви святого Бонифация. На роскошной свадьбе было много гостей. Все веселились, поздравляли новобрачных. В полночь отец велел сыну идти в брачные покои к невесте.
В спальне Алексий увидел Марину, ожидавшую его на украшенном резьбой и позолотой кресле. Он снял с пальца обручальное кольцо, развязал пояс, стягивавший его тунику, обернул в дорогую материю и дал невесте. Алексий сказал Марине, чтобы она сберегла их, пока Бог не соединит их в другой, вечной жизни.
Жених ушел от невесты в свою комнату, переоделся в простую тунику, взял золотых монет, драгоценностей и, никем не замеченный, ушел из дома в порт. На пристани он увидел корабль, готовящийся к отплытию к сирийским берегам, в Лаодикию. Алексий заплатил капитану за проезд и отправился в неизвестность.
Юноша страшился, что не выдержит испытания, и он всю дорогу молился Богу, чтобы тот дал ему сил отказаться от земных благ для приближения к Царствию Небесному. Из Лаодокии Алексий с караваном купцов отправился в город Эдессу, где находился нерукотворный образ Господа Иисуса Христа.
Авгарь, царь Эдессы, был болен неизлечимой болезнью и умолял Иисуса Христа излечить его. Спаситель в письме успокоил Авгаря, что к нему явится его ученик и избавит от болезни. Вскоре в Эдессу отправился Фаддей, один из 70 учеников, с платком (урбусом), на котором отпечатался лик Христа после умывания. Излечившийся Авгарь богато украсил Спас нерукотворный и повелел поставить в каменной нише над городскими воротами.
Прибывший в Эдессу Алексий в благоговейном восторге смотрел на лик Господа и возносил ему молитвы. Распродав ценности, которые были взяты из дома, он роздал вырученные деньги убогим, оделся в лохмотья и стал нищим на паперти церкви Пречистой Богородицы.
Труден был путь Алексия к духовным вершинам, где лучезарной звездой сияла красота Христа. Изнеженное тело требовало мягкой постели, вкусной и обильной еды. Для укрощения плоти Алексий усиленно постился. В мыслях он часто вспоминал родителей, невесту, понимая, что они оплакивают его исчезновение, страдал от жалости к ним и тоски по дому.
Нравственные страдания были нестерпимы, потому что он причинил боль самым дорогим и близким людям. Самовольно отдалившись от них, Алексий чувствовал к ним любовь, какой не было раньше. Преодолеть желание вернуться в Рим, к земным утехам, семейной жизни ему помогала молитва. Божья поддержка дала ему силы, чтобы выдержать борьбу с искушением.
Юноша весь предавался молитве. Суровый пост иссушил его тело, сделал неузнаваемым. Алексий раздавал полученную милостыню, сам питался небольшим количеством хлеба и воды, каждое воскресенье причащался. Родители обнаружили исчезновение сына на другой день после свадьбы и впали в глубокое отчаяние, не понимая, куда и почему он мог скрыться. Мать и невеста стали затворницами, проводя все дни в печали и слезах. Отец разослал гонцов во все страны и города на поиски пропавшего сына.
Некоторые из них добрались до Эдессы, но не узнали в изможденном нищем своего хозяина и подали ему милостыню. Алексий узнал слуг и принял подаяние, вознеся благодарственную молитву к Богу, что он дал ему такую возможность – побороть свою гордость.
Алексий пробыл в Эдессе 17 лет. Его подвиг самоотречения не остался незамеченным Богом. Пономарю церкви во сне явилась Богородица и сказала, чтобы он ввел в церковь человека Божия, который при жизни заслужил Царства Небесного, что его молитвы доходят до Господа, и Дух Святой пребывает в нем.
Пономарь взмолился перед Пречистой Божьей Матерью, чтобы она указала, кто это человек, и услышал от нее, что это нищий на паперти. Пономарь нашел Алексия, ввел его в церковь и просил здесь находиться. От служителей церкви горожане узнали о святости Алексия и благоволения к нему Господа. Они стали почитать его, как Божьего человека, прознав про знатное происхождение и не зная имени, называть Ришья (князь).
Алексий, чтобы избежать искушения славой, ушел из Эдессы. Он вернулся в Лаодикию, чтобы сесть на корабль, отплывавший в Килию, где решил жить в городе Тарсе при церкви Святого Павла. Разбушевавшаяся стихия нарушила планы подвижника. Корабль бурей развернуло в противоположную сторону и направило к Риму.
Алексий воспринял возвращение в родные края, как Божью волю, и во исполнение ее отправился к родительскому дому. У дома он встретил отца и, отвесив ему земной поклон, обратился с просьбой дать приют и питание от остатков со стола. Закончил Алексий свое обращение словами, что Бог благословит его за это и, если кто находится в отлучке от семьи, вернет домой здоровым и невредимым.
Евфиман не узнал сына. Его тронул изможденный вид нищего и особенно слова об отсутствующих членах семьи. Все 17 лет он продолжал сокрушаться о пропавшем любимом Алексии. Вспомнив о нем, он прослезился и приказал сделать рядом с входом в дом небольшую пристройку для убогого.
Также повелел Евфиман подавать пищу с хозяйского стола. Раба, который будет служить нищему, он пообещал освободить.
Святой Алексий вернулся в родной дом, но не как сын и наследник, а как убогий, живущий из милости. Каждый день он видел отца, слышал рыдания матери и невесты, которая осталась в доме исчезнувшего жениха и оплакивала его вместе с Аглаидой. Чтобы вынести муку, которую ему причиняли страдания дорогих людей, Алексий все ночи молился, по воскресеньям ходил в церковь причащаться.
Пищу, что ему приносил раб, Алексий раздавал другим нищим. Себе он оставлял немного хлеба и воды, чтобы не умереть от голода и жажды. Кроткий и терпеливый нищий раздражал других рабов, которые издевались над ним: обливали помоями, били, дергали за волосы, оскорбляли.
Семнадцать лет прожил Алексий у порога своего дома, снося обиды от рабов, переживая за слезы родителей и невесты. Но любовь к Богу была сильнее земных привязанностей. Когда пришло время покинуть земную обитель, он попросил у прислуживавшего ему раба письменные принадлежности.
В своем послании он рассказал о своем житии и обратился к родителям и Марине с просьбой простить его за то горе, что им причинил. Алексий объяснил, что ради любви к Господу покинул отчий дом, и, обращаясь к Нему, молил за них о Царствии небесном. Чтобы они поверили, что письмо написано сыном и женихом, Алексий описал подробности, известные только родителям и Марине. Закончив послание, подвижник стал молиться Богу, пока его дыхание не прекратилось.
В эти дни в храме Святых апостолов во время литургии, которую совершал папа Иннокентий I, из алтаря раздался голос, призывающий страждущих для успокоения. Присутствующие в церкви упали на колени и стали просить милости у Бога. Снова зазвучал голос, повелевавший им найти человека Божия, который должен скоро умереть, и просить его помолиться о римлянах перед Господом.
Человека Божия искали, но не знали, где он может быть. В то утро, когда душа Алексия отошла в Царствие Небесное, в церкви снова прозвучал голос, назвавший дом Евфимана, где живет человек Божий. Император Гонорий и папа Иннокентий I, вместе с удивленным Евфиманом, отправились к нему домой.
Домашняя прислуга, узнав, что среди них есть человек Божий, была изумлена. Раб, прислуживавший Алексию, обратился к хозяину с вопросом, не тот ли нищий, что живет у них, и есть человек Божий? Евфиман вошел внутрь каморки и увидел убогого мертвым. На просветленном лице его была улыбка, в руке зажат свиток.
Тело святого вынесли из пристройки и положили на украшенные позолотой и дорогими тканями носилки. Папа преклонил колени перед усопшим Алексием и попросил отдать свиток. Рука разжалась, и папа взял свиток. В глубокой тишине хартуларий прочел написанное.
Родители и невеста опознали пропавшего Алексия и с рыданиями стали целовать его лицо и тело. Слушая их жалобные стенания, вместе с ними плакал собравшийся народ. Император приказал выставить носилки с телом Алексия в храме, чтобы все желающие могли посмотреть и прикоснуться к святому.
Неделю тело святого стояло в церкви непогребенным. Множество людей пришло, чтобы прикоснуться к его мощам, помазать себя истекавшим из них благовонным миро и излечиться. По приказу императора была сделана гробница из мрамора, куда поместили останки блаженного Алексия. Алексий, человек Божий, отдал Богу душу 17 марта 411 года. Обретение нетленных мощей случилось в 1216 году.
Значение в православии
Преподобный Алексий – это образец служения Господу. Ради любви к Богу святой отказался от дорогих ему привязанностей, испытывая ежедневные муки при виде их страданий.
Иконография
На иконах Алексий, Божий человек, изображен до пояса или во весь рост во власянице со скрещенными руками, иногда со свитком в руке.
О чем можно просить перед образом
Святого Алексия просят молить Бога о терпении, смирении, излечении от тяжелой болезни.
Почитание
День памяти Божия Алексия 30 марта.
О, вели́кий Христо́в уго́дниче, святы́й челове́че Бо́жий Алекси́е, душе́ю на Небеси́ Престо́лу Госпо́дню предстоя́й, на земли́ же да́нною ти свы́ше благода́тию разли́чная соверша́яй чудеса́! При́зри ми́лостивно на предстоя́щия святе́й ико́не твое́й лю́ди, умиле́нно моля́щиеся и прося́щие от тебе́ по́мощи и заступле́ния. Простри́ моли́твенно ко Го́споду Бо́гу честни́и ру́це твои́ и испроси́ нам от Него́ оставле́ние согреше́ний на́ших во́льных и нево́льных, в неду́зех стра́ждущим исцеле́ние, напа́ствуемым заступле́ние, скорбя́щим утеше́ние, бе́дствующим ско́рую по́мощь, всем же чту́щим тя ми́рную и христиа́нскую живота́ кончи́ну и до́брый отве́т на стра́шнем Суде́ Христо́ве. Ей, свя́тче Бо́жий, не посрами́ упова́ния на́шего, е́же на тя по Бо́зе и Богоро́дице возлага́ем, но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во спасе́ние, да твои́ми моли́твами получи́вше благода́ть и ми́лость от Го́спода, просла́вим человеколю́бие Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго Бо́га, и твое́ свято́е заступле́ние ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Преподобный Алексий, человек Божий
Память 17 / 30 марта
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Клеопа (Данелян)
Святой Алексий, человек Божий |
Св. Алексий [1] родился в Риме при императоре Аркадии (395-408) в семье знатного и благочестивого сенатора по имени Евфимиан и его супруги Аглаиды после многих лет скорбного бесплодия родителей. Он получил самое лучшее образование, а когда вошел в возраст, родители устроили его женитьбу на молодой девушке из знатной римской семьи. В самую ночь свадьбы, перед тем как соединиться со своей супругой в брачном покое, Алексий, влюбленный лишь в одно святое и прекрасное девство, прошептал ей на ухо несколько слов, отдал кольцо и тайно удалился.
Положившись на Провидение, он сел на корабль и доплыл до Лаодикии. В этом городе присоединился к торговому каравану, который направлялся в месопотамский гор. Едессу. Там Алексий остановился у церкви Пресвятой Богородицы и прожил на ее паперти семнадцать лет. Одетый в нищенскую рваную одежду, он питался от милостыни, которую ему подавали верующие, приходившие в храм помолиться.
Между тем его отец отправил слуг во все концы на поиски сына, в то время как мать, одетая во вретище, пребывала безутешная в подавленном состоянии духа, а его супруга, подражая любви горлицы к своему супругу, ожидала хоть какого-нибудь известия. Некоторые из посланцев Евфимиана добрались до Едессы. Они проходили мимо Алексия и подавали ему милостыню, даже и не подозревая, что это и есть их знатный хозяин, настолько аскеза и дурное обращение, которое он из любви к Богу переносил с благодарностью, изменили его телесный облик.
По прошествии долгих лет церковному ризничему явилась Пресвятая Богородица, приказав, чтобы он повелел человеку Божию войти внутрь церкви. Когда Алексий увидел, что открыт и люди начали воздавать ему почести, он снова решил бежать и сел на корабль, плывущий в Таре. Но неблагоприятные ветры или, скорее, Божественный Промысл, пригнали корабль прямо в порт Рима. Святой покорился этому Божественному знамению и немедля направился к родному дому, где он, будто нищий, попросил милостыню у собственного отца, вышедшего из дома. Евфимиан не узнал возлюбленного сына. Он со времени горестной утраты еще сильнее, чем раньше, стал расположен к делам милосердия и приказал своим слугам дать кров этому бедному человеку и кормить его остатками своей трапезы так долго, как он этого захочет.
Человек Божий провел еще семнадцать лет у дверей отчего дома, перенося без единого слова недовольства, и даже радостно, оскорбления и насмешки слуг. Когда он почувствовал, что приближается день его ухода из этого мира, он попросил, чтобы ему принесли свиток и чернила, и так, с пером в руке, написав всю историю своей жизни, почил, дабы вселиться в вечные обители.
В тот же день, когда в храме Святого Петра в присутствии императора Гонория (395-423) и при большом стечении народа папа совершал Литургию, в алтаре послышался голос, воскликнувший: «Ищите человека Божия: он будет молиться за город и за всех вас. Ибо он уже покидает свое тело!» Весь народ начал молиться — и снова послышался голос, который открыл, что человек Божий находится в доме Евфимиана.
Когда величественная процессия с императором и папой во главе приблизилась к дому, слуга, помогавший Алексию, поведал, что нищий, живший столько лет у входа в дом, раздавал свое пропитание еще более бедным, чем он, а сам принимал немного хлеба и воды лишь по воскресеньям, оставаясь невозмутимым и даже радуясь оскорблениям от прочих слуг. Они вошли в его хижину и нашли Алексия уже умершим: в руке он держал свиток. Когда его зачитали принародно, все пребывали в молчании, изумляясь тому, каким удивительным образом этот служитель Божий воевал против естества, дабы приобрести сверхъестественные блага. Император и папа, видя слезы и слыша стенания родителей Алексия, советовали им более радоваться и ликовать от того, что они произвели на свет столь великого святого, который во веки веков будет править вместе со Христом.
У смертного одра собралась толпа: к слепым возвращалось зрение, глухие начинали слышать, немые громко прославляли Бога, лукавые духи бежали. Толпа была столь велика, что погребальное шествие не могло начаться. Император повелел разбрасывать золотые монеты в надежде, что толпа отступит от гроба, дабы собрать их. Но это оказалось тщетным: народ пренебрег тленным золотом, чтобы получить нетленную благодать, дотронувшись до тела святого.
Наконец оно было положено в церкви Святого Вонифатия [2] в гробу, украшенном золотом и драгоценными камнями. Из него обильно истекало благоуханное миро, которое исцеляло всевозможные болезни.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
[1] Несмотря на большое сходство его «Жития» с «Житием» св. Иоанна Кущника [15 ян.], мы сохранили здесь традиционное различение этих двух очень любимых народом святых.
[2] В настоящее время это храм Санти-Бонифацио-эд-Алессио на холме Авентин. Согласно другим источникам, св. Алексия погребли 17 июля 383 г. в церкви Святого Петра.
Алексей, человек Божий – преподобный, но не монах
Как родители не узнали сына
Приблизительное время чтения: 7 мин.
30 марта Церковь вспоминает преподобного Алексея, человека Божия. О его необычном житии и популярности имя Алексей в нашем материале.
Значение имени Алексей
Алексей, человек Божий. Икона
К греческому глаголу «ἀλέξω» — «защищать», «отражать», «предотвращать» восходит такое популярное в России имя как Алексей. Еще до рождения у первого русского царя Михаила Федоровича Романова сына Алексея, имя это было известно. Но только при Алексее Михайловиче впервые была составлена служба святому Алексею человеку Божию, а в Москве и других городах стали появляться новые храмы в честь святого Алексея.
Так по царскому приказу в подмосковном селе Копытово (владении вдовой княгини Трубецкой), куда царь частенько наезжал, чтобы поохотиться, был построен путевой дворец с деревянным храмом в честь святого Алексея человека Божия. Это произошло около 1646 года. Во дворце царь останавливался, когда отправлялся на богомолье в Троице-Сергееву Лавру. Со временем село стало любимейшим местом государя (с 1670 года дворцовым), куда он приезжал со всей семьей. Не столько от имени владельца, сколько по названию храма, село вскоре стали называть Алексеевским. Название это сохранилось до сих пор. Здесь же в Алексеевском в 1682 году была возведена каменная церковь в честь Тихвинской иконы Божьей матери. Когда деревянный храм в честь святого Алексея человека Божьего обветшал, его разобрали. Престол в 1824 году перенесли в Тихвинский храм, где и сейчас в одном из пределов находится образ святого преподобного Алексея человека Божия.
Алексей, человек Божий
В семье знатных римлян и благочестивых христиан Евфимиана и Аглаиды родился долгожданный сын. Произошло это в начале V века. Родители воспитывали как христианина. Своим примером учили помогать нищим, быть добрым к обездоленным и тем, кто просит помощи. Ежедневно в своем доме они накрывали столы для вдовиц и сирот, странников и нищих. Еще мальчиком Алексей усвоил этот урок и мечтал оставить мир, чтобы служить Богу. Когда наступило совершеннолетие, Алексей был обручен с очень красивой девушкой из знатной семьи. Но Алексей сразу после свадьбы отдал невесте обручальное кольцо. И со словами: «храни это, и да будет между нами Господь, пока Он не обновит нас своею благодатью», покинул молодую жену и отправился в Малую Азию. Через Сирию Алексей достиг города Эдессы (нынешняя Турция), где раздал все свое имущество нуждающимся. Сам переоделся в лохмотья нищего и стал просить подаяние у храма Пресвятой Богородицы. Семнадцать лет провел Алексей, молясь ночью, а днем собирая милостыню. Питался только хлебом и водой. Однажды в Эдессе появились слуги его отца. Они много месяцев искали пропавшего Алексея. Но в исхудавшем и осунувшемся от поста подвижнике они не узнали господского сына и подали ему милостыню. Алексей был благодарен Богу за то, что Он позволил ему принять милостыню от собственных слуг.
Когда пришло время, и святой Алексей почувствовал приближение конца, он взял свиток и подробно описал свою жизнь.
В это же время в соборе святого Петра при большом стечении народа был слышен голос, призывающий найти человека Божия, который может помолиться о Риме. Все те, кто слышал этот голос, недоумевали, где искать праведника. Это же чудо произошло и во второй раз, но уже в присутствии императора Гонория. Все услышали голос, указывающий искать праведника в доме Евфимиана. Слуга Евфимиана рассказал всем о нищем, который живет в доме его господина уже много лет, смирено сносит унижения и непрестанно молится. Однако, в живых святого Алексея уже не застали, но нашли с сияющим неземным светом лицом и свитком, крепко сжатым в руках. Только после того, как император встал на колени и просил святого разжать руки, удалось взять записку, в которой подробно была изложена история святого Алексея. Отец, мать и невеста были потрясены праведностью сына и мужа и долго рыдали у его тела. Вскоре тело святого Алексея перенесли на соборную площадь. Сюда стал стекаться народ, происходило множество чудесных исцелений. Сам император Гонорий среди прочих нес святые останки к месту упокоения. Погребен Алексей человек Божий был 30 марта в храме святого Вонифатия, где когда-то венчался со своей невестой.
Хотя святой Алексей не был монахом, за его аскетический и подвижнический образ жизни Церковь почитает его в лике преподобных.
Тропарь, глас 4
Возвысився на добродетель, и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси: безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие.
Кондак, глас 2
Дом родителей твоих яко чуждь имев, водворился еси в нем нищеобразно: и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси Алексие человече Божий, ангелом и человеком радование.
Золотая легенда и почитание Алексея человека Божия
Царь Алексей Михайлович
Почитание святого Алексея пришло в Россию из Византии, однако и в Западной церковной традиции святой Алексей был значимой фигурой. Его житие и сюжеты из его жизни легли в основу многих произведений художественной литературы и изобразительного искусства.
Кроме того, в средневековой Европе было популярно сочинение Иакова Ворагинского «Святые сказания», которое в народной традиции звучало как «Золотая легенда». Среди прочих, а в книге было 200 житий и легенд из жизни христианских святых, находилось и житие святого Алексея. «Золотая легенда», которую любили переписывать в монастырях, была переведена на основные европейские языки: английский, французский, испанский, немецкий, каталонский, польский и чешский. После открытия Иоганна Гуттенберга книга десятки раз переиздавалась. «Золотая легенда» по популярности и известности уступала лишь Библии. И хотя в эпоху Реформации «Золотую легенду» критиковали за недостоверность сведений, называли сказками, все равно живой и образный язык доминиканского монаха привлекал читателей, художников, поэтов, которые черпали вдохновение в книге. Оратории и оперы, иконы, фрески, витражи, гравюры, картины создавались в Европе вплоть до XVII веке на сюжеты из «Золотоый легенды». В это же время в России, в царствование Алексея Михайловича, о преподобном Алексее человеке Божием слагались духовные стихи, солдатские песни и сказания.
Алеша – герой России и Болгарии
Разведчик Алексей Скурлатов
Белеет ли в поле пороша,
Белеет ли в поле пороша
Иль гулкие ливни шумят,
Стоит над горою Алёша,
Болгарии русский солдат.