икона святой анны фото
Особенности иконы святой праведной Анны, бабушки Христа
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Святая праведная Анна – мать Пресвятой Богородицы, жена святого праведного Иоакима. На иконах чаще всего изображается с младенцем Марией на руках.
На момент зачатия Пресвятой Богородицы обоим супругам было за семьдесят лет, но на иконах святые, как правило, показаны молодыми, что восходит к учению Церкви о загробной жизни, когда все люди будут иметь вид, соответствующий возрасту Христа.
Житие праведной четы
Сведения о жизни супружеской четы, а также о ранних годах Богородицы дают нам апокрифы – тексты, не принадлежащие к каноническим, но частью своей благословленные церковью и используемые как исторические документы. Это, прежде всего: «Протоевангелие Иакова», а также «Евангелие детства Фомы», «Книга о Рождестве святой Марии» и «История Благословенной Девы Марии».
Полезные материалы
Благодаря им, известно, что святые проживали в Назарете Галилейском, городе на севере Израиля.
Оба супруга вели род от знатных семей: Анна – от семени Левия и Иуды, благословленных Богом, а родословная Иоакима восходила к царскому дому Давида.
Жили они богато, но праведно: на каждый церковный праздник отделяли от имущества часть добра и жертвовали церкви. Не забывали и о нищих, отделяя милостью нуждающихся и убогих.
Печаль матери Пресвятой Богородицы
В иудейском обществе это считалось наказанием Господним за грехи. Иудеи порицали не саму бездетность супругов, а тот факт, что из их дома не мог выйти Мессия – Спаситель рода человеческого, чье рождение предрекали в своих предсказаниях ветхозаветные пророки. Родить дитя, «дать сына Израилю» считалось священной обязанностью каждого правоверного иудея.
Не проходило ни дня, чтобы Иоаким и Анна не скорбели о своем неплодии.
Однажды, во время какого-то крупного храмового праздника, Иоаким принес в церковь дары Господу, но первосвященник Иссахар отверг их, а книжник Рувим вскричал:
Великая скорбь объяла сердце Иоакима, но отправился он не домой, а в пустыню, где пастухи выпасали принадлежащих ему овец. Там он предавался своей горести в течение сорока дней, не вкушая хлеба, молясь Господу и размышляя. В свою очередь Анна, оскорбленная за своего мужа, обиженная за себя, горько плакала дома.
Чудесное долгожданное зачатие
Оба супруга настолько страдали, что Господь призрел на их мольбы о чадородии и послал Ангела, дабы возвестить благую весть: Божиим изволением зачнет Анна дщерь, через которую спасутся все народы мира. В подтверждение истинности своих слов Ангел сказал Иоакиму:
Обрадованный, взволнованный Иоаким исполнил все в точности и действительно увидел Анну там, где было предсказано. Муж и жена горячо обнялись и возблагодарили Бога, пославшего им такую чудную весть.
Через положенный срок Анна родила дочь; нарекли ей имя – Мария. Трех лет отроду малютка была введена во храм – ей надлежало исполнить обет, данный ее родителями Богу, и посвятить свою жизнь Творцу.
Отец ее, святой праведный Иоаким, преставился всего через несколько лет после введения Богородицы во храм, в возрасте восьмидесяти лет от роду. Мать маленькой Марии недолго пережила любимого супруга и отошла ко Господу через два года после его кончины. Было ей – семьдесят девять лет, вдовство же свое она доживала при храме, где пребывала ее благословенная дочь.
Погребены в Гефсиманском саду, под Елеонской горой рядом с Иерусалимом. Неподалеку от места их захоронения располагаются могила Иосифа Обручника и гробница Пресвятой Марии.
Иконография
Иконография святых довольно разнообразна: известны варианты икон, где они изображены вместе и по отдельности, по пояс и в полный рост, с маленькой Богородицей на руках и без нее.
Традиционно совместные изображения святых иллюстрируют эпизоды из их биографии: встреча Иоакима и Анны после благовествования у храма, извещение о будущем зачатии, Введение во храм Пресвятой Богородицы, есть даже редкая икона, на которой святая Анна в положении.
Характерные особенности изображения святых
Анна облачена в нательную рубашку до пола – хитон, сверху, по обычаю замужних женщин, – мафорий, представляющий собой длинное покрывало, надевающееся на голову своего рода капюшоном и доходящее до пят. Ее одеяния чаще всего темно-красного цвета, что в иконописи символизирует животворную энергию, утверждение жизни над смертью.
Пречистая Дева изображается в традиционных для нее пурпурном плаще с тремя звездами – знак ее приснодевства и голубой (синей) тунике, символизирующих ее царственную власть и ангельскую чистоту соответственно.
Рассмотрим наиболее распространенные виды икон, где присутствует святая Анна:
Раннехристианские изображения
Одно из ранних изображений святой Анны датируется VIII веком – это фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме. К тому же веку относится фреска из собора Фараса (территория современного Судана). Это изображение уникально, как уникальна необычность изображения христианской святой.
До наших дней дошли лишь фрагменты настенной живописи, на них мы видим голову святой Анны, плечи и правую руку. Указательный палец святой приложен к губам, словно в символическом жесте призывающем хранить тишину. Современными историками даются три трактовки этого жеста:
Разновидности лика «Зачатие Пресвятой Богородицы»
Данная икона известна в трех вариациях, воспроизводящих желанный для пары момент – зачатие долгожданного ребенка.
Праведные супруги
В музее древнерусских искусств им. Андрея Рублева хранится икона датируемая концом XVI века. На ней Иоаким и Анна стоят как бы на плоском камне – прообразе жертвенника, на котором во время проскомидии приготовляется хлеб и вино для Евхаристии. Этот камень-престол символизирует собой брачное ложе, на котором свершается акт зачатия Прествятой Богородицы, от плоти которой родится Спаситель мира.
Этот же камень необходим для примера проявления живоносной силы Господней, ибо уподобляем бесплодному старческому телу, от которого ничего не может родиться, и, тем не менее, рождается сама Матерь Божия. Само зачатие имеет важное символическое значение – именно с него начинается возведение храма Нового Завета.
Богоматерь, попирающая змия
На этой иконе святые Иоаким и Анна стоят с молитвенно воздетыми к верху руками. Они смотрят на свою дочь, вознесшуюся над земной твердью. Под ее ногами – шар планеты, опоясанный змием. Аспид – это искуситель, дьявол, который опутал своими сетями всю вселенную и пытается ее поглотить. Но ему препятствуют чистота и непорочность Девы Марии.
С младенцем Марией на руках
Необходимо отметить, что варианты этой иконы также весьма разнообразны: меняется цвет одежды святых, жесты, младенец Мария то сидит у матери на коленях, то тянется ручкой к матери, прижимаясь к ее щеке своей щекой….Практически неизменным остается одно: цветок лилии в ручке у Богородицы как символ ее девства и чистоты.
На иконе, находящейся в Троице-Сергиевой лавре и принадлежащей кисти неизвестного иконописца XIV века, видим Анну в ярко-красном мафории и хитоне цвета весенней травы. Святая крепко прижимает к себе возлюбленную дочь, облаченную в пурпурно-коричневые одеяния, изломанные золотыми складками.
К пурпуру, символически указывающему на царственное происхождение Богородицы как Царицы Небесной, примешивается коричневый – цвет земли и тления, напоминающий о человеческой природе, подвластной смерти. Вызолоченные ассистом, то есть штрихами из тончайших золотых пластин, складки символизируют нетварный Фаворский свет, которым просияло лицо Христа в момент Его Преображения.
Резкий контраст сочности и яркости одеяний представляют лики святых, написанные чуть теплыми охристыми красками. Характерный для русской и греческой иконописной традиции румянец полностью отсутствует, что позволяет предположить, что икона имеет не русское происхождение.
Значение в православии
История происхождения икон сама за себя говорит о чем молятся образу святой Анны, Иоакима и Богородицы. К святым обращаются женщины, которые хотят зачать и произвести на свет здорового наследника. Помощи просят также те, кто хочет избежать осложнений во время беременности и родов.
Дни памяти
7 августа — Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.
22 сентября — день памяти обоих Богоотцов, Иоакима и Анны.
21 сентября — Рождество святой Анной Пресвятой Богородицы.
22 декабря — зачатие праведной Анной будущей Матери Божией.
Случаи чудесной помощи в наши дни
В Зачатьевском женском монастыре в Москве есть икона Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, почитающаяся чудотворной. Этот монастырь является местом паломничества всех бездетных пар нашей страны. Вот только несколько случаев наступления беременности по молитвам святым Иоакиму и Анне:
«Я не могла забеременеть 11 лет, обращалась к врачам. Одни говорили, что не видят никакой причины, чтобы мне не забеременеть, другие, что только ЭКО мне поможет, третьи – что даже и ЭКО не поможет. Я стала ездить по святым местам. Летом 2009 года посетила монастыри Кипра. А осенью я приехала в Зачатьевский монастырь. Заказала молебен святым и праведным Иоакиму и Анне на полгода. Молилась и в храме, и дома. Просила и Пресвятую Богодицу, и святых Иулианию и Евпраксию. По врачам уже не ходила. А в 2010 году, когда мне уже было 40 лет, я забеременела. В 41 год родила девочку (в 2011 году). Назвала Марией. И беременность, и роды (кесарево сечение) прошли, с Божьей помощью, благополучно и ребеночек родился здоровым. Не знаю, как благодарить Господа нашего Иисуса Христа за это счастье».
Фотиния (Светлана) Е. 2013 г. Троица
«Мы с мужем живем уже 20 лет в браке. Повенчались в 2004 году. Детей у нас не было. Сначала я не хотела, думала, рано, успею еще. А после 30 лет стала уже волноваться, а после 35 была уже в отчаянии. Болезни разные были, операции, унывала часто. Осенью 2011 года подала записку на молебен о даровании ребенка. Дома молилась святым праведным Иоакиму и Анне. Уже записалась в клинику чтобы делать ЭКО, но когда подошла моя очередь, мне уже это не понадобилось: я забеременела. В феврале родилась наша дочка Кира. Слава Богу за все! Благодарю святых праведных Иоакима и Анну. Прошу Ваших святых молитв, матушка настоятельница, помолитесь за нас».
Михаил и Татьяна Е.
Все случаи чудотворений взяты с официального сайта Зачатьевского монастыря
История терпения земных прародителей Иисуса Христа поистине безгранична. Но их пример также показателен: иногда Господь посылает нам испытания по известному одному Ему Промыслу, а нам остается только терпеть и уповать на милость Всевышнего. Образ Зачатия Анны запечатлел в себе всю ту полноту человеческих чувств, когда появляется радостная надежда обрести долгожданное дитя как величайшую ценность, скрепляющую и освящающую узы брака и делающую семью полноценной.
Автор: Галина Бочарова
Тропарь
Иже в законней благодати праведни бывше, Младенца Богоданного породиша нам, Иоаким и Анна. Темже днесь светло торжествует, весело празднующи Божественная Церковь, честную вашу память, славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове.
Кондак
Радуется ныне Анна. Неплодства разрешившися соуз, и питает Пречистую, созывающи вся воспети Даровавшаго от чрева ея человеком, Едину Матерь и Неискусомужную.
Молитва первая
О, приснославнии Христовы праведницы, святии богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии Небесному Престолу Великого Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя Дщере вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему! К вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенником, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Также молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующи, от всяких напастей и бед и внезапные смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и такое в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.
Личное прошение праведной Анны о даровании дитяти (из Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского)
Горе мне, Господи! Кому я уподоблюсь? Ни птицам небесным, ни зверям земным: ибо и те приносят Тебе, Господи Боже, плод свой, я же одна неплодна. Увы мне, Господи! Я одна, грешная, лишена потомства. Ты, Который даровал некогда Сарре в глубокой старости сына Исаака. Ты, Который отверз утробу Анны, матери пророка Твоего Самуила, призри ныне на меня и услыши молитвы мои. Прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу, и меня, неплодную, соделай плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая и прославляя Твое милосердие.