икона святой мученицы аполлинарии
Мученица Аполлина ́ рия
Дни памяти
Житие
Жития мученицы Дросиды Римской и с нею пяти дев: Аглаиды, Аполлинарии, Дарии, Мамфусы и Таисии
Святая мученица Дросида была дочерью императора Траяна (98–117), жестокого гонителя христиан. В 99 году он возобновил существовавший ранее закон, запрещавший тайные общества и косвенно касавшийся христиан, а в 104 году издал специальный закон против христиан. Начиная с этого года гонения продолжались до конца его правления. В то время тела убитых христиан часто оставались непогребенными для устрашения других. Пять дев-христианок: Аглаида, Аполлинария, Дария, Мамфуса и Таисия [1] взяли на себя подвиг погребать христиан. Они тайно уносили тела мучеников, помазывали их благовониями, обвивали пеленами и хоронили. Узнав об этом, царевна Дросида, тайная христианка, еще не принявшая Крещения, попросила святых дев взять ее с собой, когда они пойдут совершать погребение христиан. По совету жениха святой Дросиды, придворного сановника Адриана, возле убитых была выставлена стража, чтобы схватить тех, кто их погребает. В первую же ночь святая Дросида и пять дев были схвачены. Узнав среди узниц свою дочь, Траян велел содержать ее отдельно в надежде, что она одумается. Остальные святые девы были приговорены к сожжению в медеплавильной печи. Они мужественно приняли казнь и сподобились мученических венцов. Из меди, смешанной с прахом мучениц, сожженных в печи, были выкованы треножники для новой бани Траяна. Однако пока в бане стояли эти треножники, ни один человек не мог туда войти: каждый, переступавший порог, падал замертво. Когда жрецы поняли, почему так происходит, они дали совет унести треножники.
Тогда Адриан предложил императору расплавить треножники и сделать из них пять статуй нагих дев, похожих на казненных мучениц, и для поношения и поругания поставить эти статуи перед входом в императорскую баню. Траян согласился. Когда статуи были поставлены, император увидел во сне пять чистых агниц, пасущихся в раю, и пастуха, который сказал ему: «О, беззаконнейший и нечестивейший царь! Тех, изображения которых ты задумал выставить для поношения, Добрый и Милосердый Пастырь отнял у тебя и поселил здесь, куда со временем прибудет и чистая агница Дросида, дочь твоя». Проснувшись, беззаконный Траян пришел в неистовство и повелел затопить две огромные печи и топить их ежедневно. На печах было вывешено царское повеление: «Мужи галилеяне, покланяющиеся Распятому, избавьте себя от великого множества мучений, а нас от трудов – принесите жертвы богам. Если же сделать этого вы не желаете, то пусть каждый из вас добровольно, каким хочет способом, ввергает себя в эту печь». Многие христиане добровольно шли на мучения.
Примечание
[1] Не включены в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.
Мученица Аполлина ́ рия Тупицына
Дни памяти
21 мая (переходящая) – Собор новомучеников, в Бутове пострадавших
1 ноября – Собор святых Архангельской митрополии
Житие
Мученица Аполлинария (Аполлинария Петровна Тупицына) родилась 24 декабря 1878 года в деревне Шелюбинской Вельского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Образование получила в прогимназии в городе Вельске. До революции она работала медсестрой, а после революции стала странствовать, занимаясь в Москве то стиркой белья, то зарабатывая на жизнь в качестве няни. Но все свободное время она отдавала церкви.
Лжесвидетель впоследствии показал, что знает ее «как контрреволюционную личность. Тупицына мне известна с 1936 года, когда она в церкви “Знаменье” у Крестовской Заставы сколотила вокруг себя контрреволюционную группу и проводила активную антисоветскую деятельность. В случаях, когда к Тупицыной обращались за исцелением, она всегда начинала антисоветскую пропаганду. Мне известны случаи, когда Аполлинария, начиная свои исцеления, говорила, что не будет молиться до тех пор, пока гражданин, обратившийся к ней, не откажется от власти сатаны. Она говорила колхозникам, ходившим к ней, что они болеют потому, что в колхозе имеют дело с сатаной. Когда к ней пришла жена какого-то милиционера по поводу болезни ног у ее мужа, то она заявила: “Молиться буду только в том случае, и Бог поможет, когда твой муж уйдет из милиции”».
Аполлинария Петровна была арестована 17 сентября 1937 года и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве. Выяснив ее образ жизни, следователь вполне удовлетворился показаниями лжесвидетелей и не стал добиваться того, признает ли она, что ведет антисоветскую деятельность. 8 октября тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Аполлинария Петровна Тупицына была расстреляна 13 октября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле.
Составитель игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 3». Тверь, 2005 год, стр. 125-127.
Преподобная Аполлинария дева
Аудио
Преподобная Аполлинария дева |
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Зосима (Мельник)
В Иерусалиме Аполлинария отпустила на свободу своих многочисленных рабов и слуг из свиты, раздала бедным одежду, драгоценности и деньги и направилась в Египет, рай для подвижников, в сопровождении лишь евнуха и старого слуги. Достигнув окрестностей Александрии, Аполлинария тайком покинула спутников и осталась жить в соседнем лесу, где провела многие годы. Она подчиняла плоть разуму, всеми способами умерщвляя ее. Так, подвижница терпеливо переносила нескончаемые нападения комаров, чьи укусы сделали ее нежную кожу такой же грубой, как панцирь черепахи.
Ее отец Анфим, уже и так глубоко огорченный исчезновением Аполлинарии, имел вторую дочь, которая была одержима неистовым бесом. Отчаявшись найти хоть какую-то помощь среди людей, отец отправил страждущую к инокам Скита, поручив ее их молитвам. Те направили больную к евнуху Дорофею, откуда, после нескольких дней усердных молений, она вернулась совершенно здоровой. Через некоторое время после возвращения девушки домой родные заметили, что она беременна. Анфим, подозревая в случившемся монаха Дорофея, незамедлительно вызвал его к себе. Каково же было его изумление, когда в исцелившем младшую дочь от демонов он узнал свою дорогую Аполлинарию, следы которой он уже отчаялся когда-либо найти! Через несколько дней святая возвратилась в келью, взяв с родных обещание хранить ее секрет. Отцы Скита с удивлением открыли его только после смерти Аполлинарии.
[1] По сведениям прп. Никодима Святогорца. В древнем тексте «Жития» Аполлинария названа «дочерью самого императора Анфима».
[2] В древнем тексте «Жития» фигурирует сам прп. Макарий Великий, но в описываемое время основателя Скита уже давно не было в живых († 390).
Имя Полина, Аполлинария в православном календаре
Христианству известны жития всего трех святых с именем Аполлинария. Стоит отметить, что это имя Аполлинария, данное при Крещении, в повседневной жизни звучит, как Полина.
Святая преподобная Аполлинария (Дорофей), дата памяти 18 января
Она была дочерью царя Анфелия. Когда девочка подросла, то очень огорчила своего отца решением не выходить замуж. Правитель не понимал, что значит «решила посвятить себя Богу». И все-таки родители девушки смирились с выбором дочери и обратились в один из монастырей, с просьбой постричь ее в монахини.
Проснувшись, все кто сопровождал Аполлинарию, ее не нашли, скорбя о пропаже своей госпожи, они после продолжительных поисков вернулись обратно на родину. В скит она не отправилась, а так и осталась в этом болоте, где провела несколько лет. Господь всячески охранял подвижницу, заботился о её пропитании. Ее мучило солнце, зной, комары огромных размеров. Однажды к ней явился Ангел и повелел выйти из болота и пойти в скит, где нужно было поселиться с именем Дорофей.
Так она и поступила. Дорофей отличался особой строгостью поста и молитвы, за что Господь послал ей дар исцелять недуги. Аполлинария в образе Дорофея являлась к себе домой, чтобы исцелить больную сестру от одержимости бесами. Родители ее узнали, но не задержали во дворце. К тому времени они осознали, какой подвиг взяла на себя Аполлинария. Ко Господу она отошла в 470 году. Только перед положением во гроб, братия поняли, что Дорофей был женщиной. От мощей святой стали проистекать исцеления, люди по молитвам и заступничеству Аполлинарии получали просимое. Стоит отметить, что к лику святых она причислена с именем Аполлинария, но не Дорофей.
Икона святой преподобной Аполлинарии
Мученица Аполлинария Тупицына, дата памяти 8 февраля (Новомуч.), 13 октября
Она родилась в 1878 году в Вологодской области. До 1917 года работала медсестрой, а после решила странствовать. На жизнь зарабатывала себе то стиркой белья, то заботой о детях, в качестве няни. Но все свое свободное время она проводила в храме.
К сожалению, Аполлинария пала жертвой наговора. Ее оговорили, назвав контрреволюционеркой. В 1937 году она была арестована и заключена в Бутырку. По решению тройки НКВД Аполлинария была приговорена к расстрелу.
Икона святой мученицы Аполлинарии Тупицыной
Православные святые жены с именем Аполлинария
Даты указаны по новому стилю.
Житие святой Аполлинарии и икона преподобной, ее значение в православии
К монашескому подвигу на заре христианства стремились не только мужчины, но и женщины. Святая преподобная Аполлинария совершила духовный подвиг под видом монаха. На протяжении долгих лет она прожила в Скитской пустыне среди мужчин-пустынников. Ее ревностное служение (пост и молитвы) превосходило усердие отшельников-аскетов. До самой кончины никто из них не подозревал, что рядом с ними находится женщина.
Что известно про житие святой Полины
Полина – имя, производное от Аполлинарии. При крещении девочку называют полным именем, в повседневной жизни используют сокращенное. В православии поминают 3 святых под этим именем. Одна из них – Аполлинария Египетская – раннехристианская святая, годы жизни которой приходятся на V век от Р.Х.
У Полины была младшая сестра, которая с возрастом стала страдать психическим расстройством, именуемым в те времена одержимостью бесом. Свои надежды на продолжение рода родители возлагали на старшую дочь. Но Аполлинария прониклась учением Христа и мечтала посвятить свою жизнь служению Богу.
Она сообщила о своем желании отцу и матери, чем очень их огорчила. С большой неохотой они дали согласие, чтобы Полина приняла монашество в женском монастыре. Девушка жаждала духовного подвига, ей казалось, что в монастыре она не сможет проявить себя так, как считает нужным.
Аполлинария испросила родительского разрешения посетить Иерусалим, чтобы увидеть Святые места. В сопровождении многочисленной свиты, со щедрыми дарами она отправилась в Иерусалим. В дороге она приобрела монашеское мужское одеяние.
В Святом городе Полина раздавала милостыню, молилась. На обратном пути она совершила побег. Ночью, когда сопровождающие ее слуги уснули, она переоделась в мужской монашеский наряд и скрылась в болотистой местности недалеко от города Александрия.
Утром слуги обнаружили исчезновение госпожи и принялись за поиски. В течение нескольких дней они обследовали близлежащие территории, но не нашли следов Аполлинарии: никто не видел и ничего не слышал о молодой красавице. Слуги отправились на родину к господам, чтобы сообщить печальную весть.
Полина нашла убежище в болоте. Она испытывала свой дух, стойко перенося чувство голода, болотную сырость, укусы насекомых. Пищей ей служили плоды финиковой пальмы, росшей в пустыне недалеко от болотистой низменности. Все свое время Аполлинария посвятила молитвам Господу. Пост и условия жизни настолько преобразили девушку, что узнать ее стало невозможно.
Через несколько лет ей явился во сне ангел и передал повеление Бога выйти из болота и продолжить служение в Скитской пустыне. Эта местность, между ливийской пустыней и западной частью дельты Нила, была известна общинами монахов-отшельников. Опаленная солнцем безжизненная долина с многочисленными солеными озерами получила название от монашеской общины Скитис, основателем которой был святой Макарий Египетский.
В пустыне Аполлинария встретила старца Евфимия. Девушка не открылась ему, кто она в действительности. На вопрос об имени назвалась евнухом Дорофеем, желающим спасти душу. Авва дал ей келью и стал духовным наставником в познании христианского вероучения.
Среди прочих отшельников-аскетов Дорофей выделялся особым рвением в усмирении плоти и страстей, молитвенными бдениями. За подвижничество Господь наградил ее даром исцеления, о котором стало известно далеко за пределами Скитской пустыни.
Младшая сестра Аполлинарии по-прежнему страдала от приступов одержимости. Диавол не мог смириться, что Бог охраняет инкогнито Аполлинарии. Повинуясь воле беса, дочь проконсула стала требовать, чтобы ее отправили в Скитскую пустыню.
Девушку привезли к монахам в сопровождении воинов и передали просьбу проконсула изгнать из нее беса. Старец Евфимий привел бесноватую в келью к Дорофею и сказал, чтобы он помолился за нее перед Господом. Аполлинария узнала сестру и обратилась с горячими молитвами к Богу. Для диавола стали непереносимы молитвенные бдения отшельницы. Сестра Полины стала чиста и разумна, не узнав старшей сестры.
По возвращении домой к сестре снова вернулся бес. Но, вместо приступов одержимости, он сделал так, что у нее стал расти живот, как при беременности. На расспросы родителей, кто ее обесчестил, девушка назвала монаха, в келье которого она жила.
Разгневанный отец отправил в скит воинов, требуя, чтобы во дворец доставили монаха, осмелившегося надругаться над его дочерью, или разорить всю обитель при невыполнении приказания. Дорофей признался воинам, что дочь правителя жила у него, и он готов нести ответственность.
Дорофей пришел в родной дом. Он сказал, что все объяснит без свидетелей. Оставшись наедине с родителями, Аполлинария упала им в ноги и взяла с них обещание, что, узнав правду, не будут препятствовать возвращению в скит. После признания Полины радости отца и матери не было предела, что их старшая дочь оказалась жива.
Младшая дочь в ту же минуту очистилась от беса и стала здорова. Отец и мать плакали от счастья, что любимая дочь нашлась, но не могли просить ее остаться, так как дали слово. Они поняли, какую духовную ношу она взяла на себя, и не уговаривали вернуться в семью. Аполлинария попрощалась с родителями и вернулась в Скитскую пустыню.
Монахи по возвращении Дорофея устроили торжество, но так и не узнали, как он смог убедить правителя в своей невиновности. Дорофей продолжил выполнять духовный подвиг в ските, среди мужчин-пустынников.
Аполлинарии было открыто, когда наступит кончина. Отшельница обратилась к авве с просьбой, чтобы после смерти ее тело не омывали перед захоронением. Старец отказал Аполлинарии, сказав, что такое невозможно. Святая мирно скончалась в 470 году от Р.Х.
О том, что «Дорофей» был женщиной, отшельники узнали, когда пришли омывать тело. Похоронили преподобную на территории обители Скитис, в одной из пещер.
Значение в православии
Святая Аполлинария почитается за ее несокрушимое стремление к духовному совершенствованию для познания Бога и вечной жизни в Царствии Небесном.
Иконография
На иконе преподобная изображается в монашеской одежде, с крестом или свитком с молитвой на фоне пустыни (при изображении во весь рост).
Почитание
Святую преподобную Аполлинарию православные верующие поминают 18 января (по новому стилю).