икона святой руки вверх
Икона Божией Матери «Знамение»
Появление на Руси иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», относится к 11-12 векам, а название свое она получила в честь чуда, явленного при обороне Великого Новгорода от объединенных войск удельных князей под предводительством суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году.
История иконы
Вот какова история иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы. Когда превосходящие силы врагов осадили город, новгородцы, уповая лишь на милость Божью, денно и нощно молились о спасении. На третью ночь архиепископу было с небес повеление вынести на крепостную стену образ Богоматери, находившийся в церкви Спаса Преображения. Икону понесли крестным ходом, и в это время противник выпустил тучу стрел, одна из которых вонзилась в лик Богоматери. Из Ее глаз заструились слезы, а на врагов напал такой ужас и смятение, что они вступили в схватку друг с другом. Новгородцы, воодушевленные знамением, явленным Пресвятой Богородицей, бросились в атаку и одержали победу.
В честь этого чудесного избавления архиепископом Новгородским сразу же был установлено празднование в честь Знамения Царицы Небесной, а сама икона получила название икона Пресвятой Богородицы «Знамение». В 1356 году икону перенесли в специально выстроенный для нее в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы.
И поныне православные отмечают церковный праздник иконы Божией Матери, именуемой «Знамение».
История чудесного знамения стала также популярным сюжетом в иконописи.
Еще одно чудо явила икона «Знамение» в Великом Новгороде в 1611 году, когда вошедшие в город шведские войска попытались захватить Знаменский собор, где шло богослужение: раз за разом их отбрасывала невидимая сила, и в конце концов они покинули город.
Значение иконы Божией Матери «Знамение»
Прежде чем говорить о значении иконы Богородицы «Знамение», следует разобраться, что означает само это слово. Слово «знамение» по происхождению тесно связано со знаменем, то есть знаком чего-либо. Крестное знамение, которое мы творим перед иконами, служит видимым знаком (знаменем) верующего.
Явила такое знамение икона Божией Матери, что означает знак милости и заступничества с Ее стороны. Таким образом, знамение можно понимать как некий пророческий знак, а также явленное чудо, как это случилось в Новгороде при истечении слез из иконы.
Говоря об иконе «Знамение», необходимо учитывать, что явленное ею чудо произошло во времена кровавой и, по сути, братоубийственной междоусобной распри между раздробленными русскими княжествами, ослаблявшей Русь и сделавшей ее легкой добычей для монгольского завоевания, причем все князья были православными и молились одному и тому же Богу.
Поэтому Знаменская икона Божией Матери плакала не только о горестной судьбе, ожидавшей Новгород, но и оплакивала судьбу Руси, впавшей в грех братоубийственной войны.
Описание иконы
Рассматривая, как выглядит икона «Знамение», нельзя не вспомнить самые древние иконописные образа Богоматери, получившие название Оранта, то есть Молящаяся. На Знаменской иконе Богоматерь изображается по пояс или в полный рост. Руки Ее подняты в молитвенном жесте; на Ее груди круг в виде щита или сферы, в котором заключен образ Спаса-Эммануила (то есть здесь Иисус представлен не Младенцем, но Отроком). В левой руке Он держит свиток со Священным Писанием, а персты правой сложены в благословении.
В чем помогает икона «Знамение» Пресвятой Богородицы
Со времен чуда, явленного иконой Богоматери «Знамение» в Новгороде, она стала считаться заступницей от вражеских нашествий. Но и помимо того она прославилась многими чудесами в храмах, где были ее списки.
Молитва перед ней помогает в избавлении от междоусобных распрей, стихийных бедствий, эпидемий, пожаров, а также в примирении враждующих. По молитве происходит исцеление недугов, особенно связанных с поражением глаз и слепотой.
Помогает она и в защите от воровства, козней злоумышленников и завистников. Молятся ей также о сохранении мира в семье.
Молитва перед иконой
О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия. Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Икона Божией Матери «Знамение»
Протографы образа Богоматери «Знамение» известны тоже с IV века (катакомбы святой Агнессы в Риме) и, судя по отсутствию нимба у Богомладенца, созданы были до I Вселенского Собора, то есть до 325 года. А в V–VI веках их писали уже на иконах и в настенных росписях храмов, чеканили на монетах, воспроизводили на печатях византийских императоров, что говорит об их константинопольском происхождении. Особенно широкое распространение данная иконография получает с XI–XII веков и становится популярной во всей православной ойкумене. Тем не менее, многие искусствоведы считают временем появления этого извода лишь середину XI столетия, ссылаясь на сохранившиеся изображения монет (номисма императриц Зои и Феодоры, 1042 г.) и на сфрагистику (печати императрицы Евдокии Макремволитиссы, жены Константина Х в 1059–1067 гг. и Романа IV в 1068–1071 гг.). По всей видимости, путаница здесь происходит из-за нечеткой классификации названий иконографических типов, поскольку традиция закрепления устойчивых наименований того или иного типа Богородичных икон складывается лишь ко времени заката Византийской империи, а возможно и позже – уже в поствизантийское время.
В заключение напомним, что слово «чудо» образовано от глагола «чути» – то есть «слышать, ощущать». Бог, учитывая человеческую природу, для спасения Своего народа обращается к нему при помощи знамений. Пока мы будем «чуять» всеприсутствие Божие и всемирный покров Богородицы, можно надеяться на Ее заступничество и помощь в скорбях. А через Ее образ «Знамение» будет и дальше нисходить на нас светоносная благодать Божия.
[1] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 289.
[2] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1994. Т. 1. С. 687.
[3] Кстати, отсюда и греческие омонимы γέννησις (рождение) и γένεσις (творение), которые нельзя путать между собой, но которые еще со времен ересиарха Ария, к сожалению, принимают одно за другое.
[4] Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995. С. 93.
[5] Тертуллиан. О молитве // Избранные сочинения. М., 1994. С. 299.
[6] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292.
[7] В древности новгородская икона производила светоносное впечатление более сильное, чем сегодня, ибо по силуэту изображения была обрамлена блестящим металлическим окладом, предохранявшим святыню от механических повреждений.
[8] Известнейший ученый из Петербурга Г.М. Прохоров находит время крестообразным. Этот крест составляют прошлое, настоящее (в средокрестии), будущее и вечность, которая обозначается верхней частью креста. Прохоров трактует Боговоплощение как вхождение вечности во время, ведь Сын Божий, будучи рожден «прежде всех век» и оставаясь пребывающим в вечности, стал Сыном Человеческим, родился во времени. Отсюда вытекает естественный вывод: Христос представлял «вечность-в-настоящем», а его противники — «прошлое-в-настоящем» (см.: Прохоров Г. Крестообразность времени, или Пушкинский дом и около. СПб., 2002; Прохоров Г. Напоминание о Христе – противоядие против либерально-коммунистических фантазий и источник нового христианского творческого воображения в новом тысячелетии // http://www.agnuz.info/book.php?id=193&url=page06.htm; Погосов Артем. Икона и образ // Церковный вестник. М., 2006. № 3.
[9] Валерий Лепахин считает время иконой вечности: «Время, будь то хронологическое или циклическое, не самостоятельно и автономно, но тесно связано с вечностью, оно понимается и изображается как двуединая времевечность. Время не мыслится вне вечности, из которой оно «выпадает» при сотворении мира и которая полагает ему конец (см.: Откр. 10: 6) перед Вторым пришествием и началом Страшного суда» (Лепахин Валерий. Иконичный образ святости // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050617200127). Отметим, что еще Платон связывал время с вечностью. Для него время – несовершенный образ вечности.
[10] Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, 1497 год: Исследование и реставрация. М., 1988. С. 320.
[11] На иконе пророка Софонии, ныне находящейся в Русском музее, можно видеть надпись: «Аз тя проповеда младу, из нея же страшно знамение» (См.: Смирнова Э.С. Московская икона XIV–XVII веков. Л., 1988. Табл. 104).
[12] Любопытно, что от этого греческого термина произошло некогда очень популярное слово – «энтузиазм».
[13] См. печати Киевских митрополитов Никифора I (1104–1121) и Михаила (1131–1147), Новгородских епископов Нифонта (1131–1156) и Аркадия (1156–1158 годы), Смоленского епископа Мануила (1137–1167), Галичского епископа Космы (1157–1165).
[14] См., например: 1) фреска Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии Форбиотиссы в Асину на Кипре (1105–1106); 2) фреска кисти Феофана Грека Богоматерь Знамение над входом Троицкого придела, хоры храма Спаса на Ильине улице, Новгород (1378); 3) фреска Оранта (с Богомладенцем в медальоне) из монастыря Молдовита, Буковина, Румыния (XVI в.).
[15] См. фреску Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии в Трикомо на Кипре (начало XII в. – 1130-е гг.) и др.
[16] Логвин Г.Н. София Киевская. Киев, 1971. С. 26.
[17] Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 2006. С. 234.
[19] Языкова И.К. Богословие иконы. С. 189.
[21] См. настенные росписи в храме Панагии Форбиотиссы в Асину и в храме Панагии в Трикомо, которые упоминались выше (примеч. 13, 14).
[22] «Название “Влахернитисса” встречается как на композициях с Богоматерью Орантой без медальона с Эммануилом, так и на композициях с Богоматерью Орантой и Эммануилом, то есть как на новгородской иконе. Однако сами византийцы применяли это название не только к этим, но и к другим изображениям, например к Богоматери с Младенцем типа “Умиления”, по иконографии более всего напоминающую нашу Толгскую. Вероятно, все чтимые образы Влахерн, с их разнообразными иконографическими типами, могли называться “Влахернитисса”, в том числе и вариант новгородской чудотворной иконы» (Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292).
[23] «Знамение Божией Матери во Влахернской церкви эсхатологично. По пророчествам, Покров является знамением и чудом последних времен. Значение этой тайны откроется тогда, когда зло одержит на земле уже как будто полную и безоговорочную победу. Что это будет за откровение, нам неизвестно теперь», – пишет современный автор (Рогозянский Андрей. Покров: богословская тайна и исторический парадокс // http://www.rusk.ru/st.php?idar=103738).
[24] Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение. С. 290.
[25] См.: Лазарев В.Н. Русская иконопись // Иконы XI–XIII вв. М., 2000. С. 42, 166; а также: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Пг., 1915. Т. 2. С. 105–123.
Икона Пресвятой Богородицы Знамение
В православном мире много святых. Все они почитаемы и любимы. Многих художники всех времён изображали на иконах. Икона Божией Матери «Знамение» занимает одно из первых мест.
Одни святые более известны, другие менее известны, хотя тоже достойны любви и почитания. Но некоторые являются наиболее почитаемы в связи с событиями государственного значения таких, как защита отечества, города.
Среди них важное место занимает Пресвятая Богородица. Впервые образ Богородицы в позе с поднятыми руками, причём с раскрытыми ладонями, повернутыми наружу, был написан святым апостолом Лукой непосредственно с Богородицы при Её жизни. В последствие было написано много икон. Она могла стоять или сидеть. Изображение могло быть поясное.
По иконографии этот тип называется Оранта, что обозначает в переводе с греческого языка «молящаяся». Это, по сути, поза защитной молитвы.
Часто на груди изображается божественный младенец, реже — медальон с его изображением. Такое изображение берёт начало ещё с Константинопольской церкви (не сохранилась) и римских катакомб.
История
Почему икона Божией Матери стала так называемой «Знамение». Потому что, повернувшись лицом с глазами полных слёз, Богородица предзнаменовала, предсказывала жителям Новгорода, которые вынесли икону на крепостную стену, победу. Она вдохновила их на победу, вселила силу и уверенность. Поверив в свои силы, новгородцы в жестокой борьбе прогнали врага со своей земли. Тем более начало было положено, когда Божия Мать отвернулась от врагов, их обуял страх, они побежали от крепостных стен.
Празднование
Чудо от данного образа послужило установлению праздника Знамения 27 ноября (ст.ст.), 10 декабря (н.ст.) в XII в. архиепископом Иоанном, которому Богородица указала путь к спасению города — вынести Её образ на крепостную стену. С тех пор русская церковь постоянно отмечает это празднование как одно из главных. Для размещения в Новгороде был специально построен Знаменский собор (1682-1688).
Описание
Замечательно то, что икона была двусторонняя. На обороте были изображены родители Марии, которые молились Иисусу Христу. Живопись на лицевой стороне претерпела старение и подверглась обновлению (XVI), а живопись оборотной стороны сохранилась в первозданном виде.
В чём помощь от иконы Знамение
Помогает в следующих случаях:
Значение образа заключается в самой позе Божией Матери — молитвенная. Иконографии типа Оранта, также говорит о том, что Она молится за народ, страну, город, которым угрожает опасность.
Храмы
В Кунцеве
Церковь находится в Московском округе районе Фили-Давыдова. Построена (1744) А.Л. Нарышкиным. Поскольку она обветшала, несколько раз перестраивалась. В 1832 г. была разрушена, разграблена. Восстанавливали с 1991 по 2000 г. В результате, появился красивейший храм, стиль необычный — неовизантийский.
В Аксильино
В селе Аксильино сгорел деревянный храм «Знамение» Пресвятой Богородицы, построенный в 1708 году. Каменный собор построили, отделали и расписали к 1900 году. Стиль — византийско-неорусский.
Удивительная судьба выпала этой церкви: она стала хранительницей церковных ценностей со всей округи. Она была на окраине, иконоборцы забыли о ней и не разрушили. К ней даже смогли беспрепятственно пристроить крестильню и северный предел.
Храм на Варварке. Москва
Когда построили Собор Божией Матери во имя иконы «Знамение» на Варварке не известно. Есть предположение, что строительство связано с значимыми датами дома Романовых: либо как память Марфе (1631), либо в честь рождения наследника (1629).
Как большинство старинных зданий, он обветшал, свою лепту внесла война с французами. Восстанавливать стали по распоряжению императора Александра II. Здание и монастырь приобрели первоначальный облик. После революции (1923), их превратили в конюшни и хозблоки. Но они снова восстановлены, действуют, являясь охраняемой достопримечательностью Москвы.
Церковь иконы «Знамение» в Арзамасе
Участь разрушения не избежала и этот храм, основанный в XVI веке. Восстановили в XIX столетии. Потом в нём устроили планетарий, после него банк.
Освящена в ноябре (2010). Представляет собой четырёхстопное здание с отделкой в стиле барокко. Красивая церковь голубого цвета с белой окантовкой.
Церковь в Захарьино
Православная церковь. Как все старинные здания, был деревянным, подвергался природному старению. Вместо него выстроена новая каменная церковь (1672). Освещают во имя иконы «Знамение». Затем пристраивают (1848) придел, посвященный Николаю Чудотворцу, второй придел — Иосифу песнописцу.
Архитектор А. Каменский через 49 лет перестраивает каменный собор в русском стиле. Заново выполнена роспись. Оставался действующим до 1940 г. Во время Великой Отечественной войны использовался как кинохранилище. С 1991 года возвращён церкви. В ней открыт музей. Около храма построена красивая часовня. Храм очень красивый, из красного кирпича с отделкой белым камнем. Находится: Московская обл., платформа Щербинка.
На Шереметьево
Красивейшая краснокирпичная со вставками из белого камня, охраняемая государством, Знаменская церковь расположена в центре Москвы на Шереметьевском дворе.
В царствование Ивана Грозного на этом месте был его опричный дом. Затем на этом месте стояла деревянная церковь (1613). Знаменский храм построил (1625) И.Н. Романов, дядя царя. Икона Божией Матери «Знамения» являлась покровительницей дома Романовых, так как Романовы были из Новгорода, а «Знамение» была главной иконой этого города. В течение веков храм переходил от одних хозяев к другим. Эта церковь сгорела во время пожара, отстроена Н.П. Шереметьевым и освящена митрополитом Филаретом(1847), потому — Шереметьев двор.
После закрытия храма (1929) через 75 началась реставрация. Открыт для первой (пасхальной) службы 28 апреля 2008 года. Храм теперь называется: Церковь Знамения иконы Божией Матери на Шереметевом дворе. Расположен в Романовом переулке рядом с Воздвиженкой.
Другие старинные чудотворные иконы «Знамение»
Корчемная
Название происходит от слова «Корчма».
Женщина, у которой была эта икона. страдала алкоголизмом. Однажды, чтобы купить вино, она пошла на постоялый двор и предложила корчевнику его вместо оплаты за вино. Корчевник согласился. Когда женщина утром протрезвела, пришла в ужас: ведь это святотатство. Собрала деньги и выкупила.
Но, каково же было её удивление, когда на следующий день иконы не оказалось в доме. Она вернулась в корчму. Осознав свою вину, женщина оставила её там, где она выбрала своё местопребывания. После закрытия корчмы, она находилась в храме преподобного Симеона Столптника. Прославилась многими чудесами, особенно исцеляла от пьянства.
Ныне она находится в Свято-Иоано-Богословском монастыре Рязанской епархии.
Верхнетагильская
Находилась в первом храме Верхнего Тагила со дня его основания (1753). Храм был деревянный и сгорел. Но богослужения проходили в конторе завода, где был устроен временный храм во имя пророка Илии.
Новый каменный храм (1859) не закрывался даже в Советские годы. В нём находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Знамение».
Образ Богоматери изображен по пояс, руки воздеты в молитвенном жесте. На груди медальон с изображением младенца, который правой рукой благословляет, в левой — держит свиток.
На иконе подвешены украшения от благодарных исцелённых людей.
Образ Божией Матери показал много чудес исцеления. Она несколько раз говорила голосом: заставила людей, разоривших скит, взять её с собой в город; просила ложно обвинённого человека в воровстве, взять её к себе в дом, в результате его оправдали.
Царскосельская
История этой удивительной чудотворной иконы богатая, как и многочисленны её чудеса помощи людям. Но кратко, суть такова.
Обретена в России как подарок царю Алексею Михайловичу от православного восточного патриарха. Предположительно, что от Патриарха Афанасия Константинопольского, посетившего Москву в апреле 1653 года. Также предполагают, что она с Афона.
Её привёз в новую столицу— Санкт-Петербург Петр I. Ею была благословлена Елизавета Петровна как будущая наследница, которая в дальнейшем считала, что обязана Богородице за успешное мероприятие, приведшее Её на Престол.
День празднования иконы «Знамение» был 27 ноября. Именно в этот день был обнародован манифест о восшествии на престол. Императрица украсила её золотым окладом. Елизавета велела написать по сторонам иконы образы праведных Захария и Елисаветы, апостола Павла и человека Божия Алексия.
Позже (1849) покрыли драгоценной ризой, украшенной бриллиантами, жемчугами и другими драгоценными камнями. Узор на ризе был показан самой Богоматерью бедной девице Давыдовой во сне. Драгоценности, которых у девицы не было, внезапно, образовались за счёт приношений. Ясно, что это происходило с помощью самой Богородицы.
В Царском Селе строится церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, куда была перенесена икона (1747). Помещена была над Царскими вратами. Торжественные молебны, совершаемые перед ней (1771), не позволили чуме распространиться по Царскому Селу. Ветер сменил своё направление и пожар, грозивший уничтожить Знаменскую церковь, затух (1863).
Во время эпидемии холеры в Петербурге (1831) икона впервые была спущена с верха иконостаса. Перед ней со слезами молящиеся просили Богородицу не допустить эпидемию в Царское Село. Холера его обошла.
Фашисты, покидая Царское Село, взяли икону «Знамение». Но, убегая от преследовавших их Советских бойцов, бросили обозы в Риге. В одном из них её нашли.
Икона Божией Матери «Знамение» Царскосельская помогала людям в их бедах. Так, она помогла бедной вдове, потерявшей место в Царском Селе, вернуться на работу. Известно, как по молитве перед Царскосельской «Знамение» прекратилась буря, чуть не погубившая корабль.
Как все чудотворные, она исцеляет от недуга людей.
Серафимо-Потаевская
Написана (1879) сестрой Серафимо-Потаевского Монастыря. Образ Богоматери является по иконографии образом «Знамение».
Икона оказалась чудотворной. Особенно часто исцеляла паралич, неадекватное зрение.
Однажды (1885), сестра, в келье которой всё это время находилась икона, заметила свечение, идущее от неё. Присмотревшись, она обнаружила движение глаз Богородицы. Это явление позже увидели сёстры, которые пришли в келью убедиться в чуде.
Икону перенесли в храм. Сразу стали происходить чудеса исцеления. Многие исцелялись от елея из лампадки перед ней. Некоторые исцелялись во время молитвы, как пятнадцатилетний мальчик. Причём, исцелялось не только зрение, но и повреждения глаз, болезни глаз, требующие операцию, неизлечимую болезнь. Она также помогает от ушибов, переломов. Создана комиссия, свидетельствующая об исцелениях.
Икона находится в Серафимо-Понетаевском монастыре. Село Понетаевка, Нижегородской области, Шатковского района.
В Заключение
Следует сказать, что, кроме описанных чудотворных икон, есть и другие чудесные чудотворные иконы, как «Знамение» (Абалакская или Абалацкая, Курская коренная), так и другой иконографии (Тихвинская, Казанская и др.)
Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г.Советский ХМАО-Югра Тюменская обл.
наш приходской сайт
Удивительные и редкие образы Царицы Небесной
В мире существует более 300 только канонических (принятых Церковью) икон Пречистой Девы. Многие из них, например, «Казанскую», «Владимирскую», «Иверскую» иконы Божией Матери знают все — верующие и неверующие, русские и китайцы, европейцы и латиноамериканцы.
2. «Защитница сирых и оставленных»
На этой иконе очень грустного и как бы нуждающегося в защите Богомладенца, склонившегося к руке матери в поисках ласки, Пресвятая Богородица словно бы старается обнять со всех сторон, чтобы Ему досталось как можно больше тепла.
Образу «Защитница сирых и оставленных» молятся об устроении судьбы сирот, оставшихся без родителей или оставленных родителями, а также в случаях проблем и ссор в семье.
3. «Милосердия двери»
В центре композиции Богородица в Царствии Небесном, окружённая сонмом славословящих Её херувимов и серафимов. Все светила Земли — солнце, луна и звёзды лишь оттеняют своим блеском величие славы Богородицы, которую благословляет Бог Сын.
4. «Благодатное Небо»
Образ «Благодатное Небо» или «Солнечная Богоматерь» представляет нам Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках, стоящую в небе на облаке и окружённую сиянием славы. Главы Пречистой и Спасителя венчают короны. Иконография образа опирается на слова из Апокалипсиса при описании Второго Пришествия Христа: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». По другой версии, название восходит к тексту богородична 1-го часа: «Что Тя нарече́м, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды». В Россию этот образ перекочевал из Великого княжества Литовского вXIV столетии вместе с Софьей Витовтовной, вышедшей замуж за великого князя Московского Василия I.
5. «Благоуханный цвет»
Отличительной особенностью образа «Коневской» Божией Матери является белый голубь, которого держит в руках Богомладенец. В зависимости от вариантов написания, белых голубей может быть и больше — в одной или же в обеих руках Спасителя.
Икона была завезена в Россию из Италии в XVIII веке и осела в Малороссии под Полтавой в селе Козельщине. Здесь она много лет хранилась в семье Капнистов, дочь которых получила от иконы исцеление от тяжёлой болезни. На иконе Пресвятая Богородица изображена сидя. На её коленях, полулёжа и опираясь на руку Богоматери сидит Богомладенец, удерживающий в правой руке небольшой крестик.
Чудотворная «Киккская» икона Божией Матери была написана самим апостолом и евангелистом Лукой. В конце XI века она попала на Кипр и с тех пор является главной святыней Киккской обители.
В этом образе Царицы Небесной интересна поза Спасителя, который почти «висит в воздухе», лишь слегка поддерживаемый Богородицей под ноги и за левую руку.
Икона изображает сцену из сказания об обретении другого образа Царицы Небесной — «Тихвинского». На месте обретения последнего строили храм и перед окончанием строительства Богородица в сопровождении святителя Николая Чудотворца явилась местному пономарю Георгию.
Богородица повелела строителям заменить металлический крест над храмом на деревянный. Что они и сделали после дополнительно явленного им чуда.
12. “Непроходимая дверь”
13. “О тебе радуется”
Название иконы отсылает нас к богородичному седальну восьмого гласа, который поётся на воскресной утрене. “О тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́ръ и Челове́ческий родъ, Освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Богъ воплоти́ся и Младе́нецъ бысть, пре́жде векъ сый Богъ нашъ, ложесна́ бо твоя́ Престо́лъ сотвори́, и чре́во твое́ простра́ннее Небе́съ соде́ла; о тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́”. На иконе Пресвятая Дева с Младенцем Иисусом на руках восседает на троне, заключенном в сферу зеленого или синего цвета, и образует смысловой центр иконы. Трон окружен ангелами. На заднем плане – многоглавый собор, олицетворяющий Небесный Иерусалим. У престола Богородицы, обратившись к Ней лицом, стоит великий гимнограф и песнотворец – преподобный Иоанн Дамаскин. В руках святого – свиток с молитвой в честь Матери Божией, а ниже – сонм прославляющих Богоматерь святых.
Существует предположение, что в основу образа легла картина Пьера Миньяра “Мадонна с виноградом”. На иконе Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения. Этот келейный образ схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.), основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы, находился в село Битягово Домодедовского района. Второе название образа как раз и связано с местом его расположения.
15. “Помощница в родах”
Уже из названия этого почитаемого образа понятно, что перед ним чаще всего молятся о ниспослании чада, спокойной беременности и успешном родоразрешении.
Этот святой образ явился христианскому миру в конце 90-х годов XX века. Лик Богородицы был обретен в городе Серпухове во время Великого Поста. В храм его принесла одна из местных жительниц.
На иконе Богомладенец в сиянии Славы изображается в утробе Пречистой Девы, а Она скрещёнными на груди руками смиренно выражает принятие и радость по поводу оказанной Ей Богом милости. Существуют неканонические списки коны “Вспоможение в родах”, где Богородица изображается некоторыми безграмотными иконописцами с непокрытой головой. Это противоречит иконописному канону, где главу и плечи Пречистой Девы, даже если она изображается девочкой, должен покрывать мафорий – символ Её материнства.
Почаевский образ принадлежит к иконописному типу Елеуса (“Умиление”). Подлинник иконы очень маленького размера, всего 23 см на 30 см. Изображение Богоматери поясное, на правой руке Она держит Спасителя, в левой руке – плат, которым обернуты ножки младенца.
Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, – была возвращена в Седмиезерную пустынь. Позднее образ вторично избавил Казань от аналогичной эпидемии. Многие люди по молитвам к этой иконе получают исцеления и от своих болезней. Иконография здесь необычна одним элементом. Эта икона единственная, где Богородица благословляет верующих вместе с Богомладенцем.
20. “Спорительница хлебов”
В 1889 году преподобный Амвросий Оптинский дал благословление настоятельнице Белевского монастыря, создать для него особенный образ Божьей Матери, который написал иеромонах Даниил.
На иконе Всецарица возвышается над землей, сидя на облаке. Позади ее изображения видна раскинувшаяся злаковая нива, а на нижнем плане картины – сжатые колоски, собранные в снопы. Вознесенные к небу руки Богоматери замерли в жесте благословления.
Этим образом преподобный Амвросий благословил инокинь Шамординской обители при её основании. Чтобы монахини понимали, что Пречистая не только молится Богу о спасении наших душ и прощении грехов, но и благословляет праведные труды о хлебе насущном.
Чудотворную икону особенно почитают христиане, чей труд связан с сельским хозяйством. Также образу молятся о семейном благополучии.