икона святой троицы в троице сергиевой лавре
«Троица» Андрея Рублева
«Троица» почти сразу становится образцом — по крайней мере, Стоглавый собор в 1551 году определил, что все последующие изображения Троицы должны соответствовать иконе Андрея Рублева.
«Троица» Андрея Рублева — символ русской культуры
История гласит, что работа была заказана иноку-иконописцу преподобным Никоном Радонежским — вторым после святого Сергия настоятелем Троицкого монастыря, будущей Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Икона изначально писалась для Троицкого собора «в похвалу Сергию Радонежскому».
«Троица» — единственная достоверно известная писанная на доске икона Андрея Рублева, дошедшая до наших дней.
Композиция и интерпретация
Рублевская «Троица» соответствует иконописному сюжету «Гостеприимство Авраама». Это изображение эпизода из 18 главы библейской книги Бытия. К праотцу Аврааму приходят трое, и тот узнает в гостях Самого Бога — принимает их с почетом и угощает.
Преподобный Андрей оставил в своем творении только детали, лишенные какого бы то ни было историзма: ангелы сидят за столом в неспешной беседе, на столе — чаша с головой тельца, на заднем плане — здание, дерево, гора. Фигуры Авраама и Сары отсутствуют.
Каждая деталь иконы имеет свое толкование. Чаша символизирует чашу Евхаристии, а голова тельца — Крестную жертву Спасителя. Интересно, что форму чаши повторяют своими позами сами ангелы.
Дерево, возвышающееся над средним ангелом, напоминает не только о дубе из дубравы Мамре, под которым совершилась историческая встреча Троицы и Авраама, но и древо жизни, плодов которого лишился человек вследствие грехопадения (по другому толкованию — древо креста Господня, которым человек вновь обретает вечную жизнь).
Над левым относительно зрителя ангелом изображено здание — в дорублевской иконографии дом Авраама. Здесь оно указывает на домостроительство нашего Спасения и Церковь — дом Божий.
Над правым ангелом видна гора. Все явления Бога в библейской традиции происходили на горах: Синай — место дарования закона, Сион — Храм (и сошествие Святого Духа на апостолов), Фавор — Преображение Господне, Голгофа — Искупительная жертва, Елеон — Вознесение.
Есть мнение, что каждый ангел на иконе изображает Лицо Троицы. Толкования разнятся. По одному из них, средний ангел символизирует Бога Отца (как насадителя древа жизни), левый — Сына (как основателя Церкви), правый — Духа Святого (как Утешителя, пребывающего в мире). По другому — средний ангел символизирует Сына, на что указывает цвет его одежды, традиционный для изображений Христа: багряный и лазурный. Левый ангел, «строитель» (поэтому за его спиной изображен дом) Вселенной — отец.
В изображении используется традиционный для средневекового изобразительного искусства прием обратной перспективы — пространство иконы визуально представляется большим, чем реальность, в которой находится зритель.
Многие исследователи обращают внимание на тот факт, что «Троица» создавалась в период противостояний между русскими князьями и татаро-монгольского ига и указывала на необходимость единства. Косвенно эта интерпретация подтверждается тем, что и сам преподобный Сергий много трудился над восстановлением братских отношений между князьями, а в Троице Единосущной и Нераздельной видел образ единства, необходимый для всего человечества.
История открытия и современное состояние
В 1575 году по приказу Ивана Грозного «Троица» была скрыта золотым окладом. В 1600 и 1626 годах Борис Годунов и царь Михаил Федорович соответственно меняют оклады.
Тяжелая золотая риза скрывала образ до 1904 года, когда «Троицу» было решено расчистить — отреставрировать, восстановив изначальный вид.
На протяжении истории икона несколько раз поновлялась. Поновление не было реставрацией — в соответствии со вкусами эпохи художники могли менять пропорции, цветовую гамму и даже композицию изображения.
Первое поновление «Троицы» относится к периоду правления Бориса Годунова, второе, самое катастрофичное для образа — к 1636 году. В третий раз икона поновлялась в 1777 году, а в XIX веке она поновлялась даже дважды.
В 1904 году с «Троицы» был снят оклад; представленный публике образ был выполнен палехскими мастерами. Художник В. П. Гурьянов расчистил несколько слоев и обнаружил изображение, как казалось, оригинальное: светлые одежды ангелов, в целом светлая и яркая световая гамма. Гурьянов выполнил свой вариант реставрации (по сути — то же поновление), и «Троица» вновь оказалась скрыта.
К реставрации «Троицы» вернулись в 1918 году по заданию Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. В комиссию входил в том числе священник Павел Флоренский. Икона уже была значительно повреждена и нуждалась в особом хранении, однако в собрание Третьяковской галереи была передана лишь в 1929 году, где находилась до войны. В 1941 году «Троицу» эвакуировали в Новосибирск, из эвакуации она вернулась в октябре 1944 года и не покидала Третьяковку более шести десятилетий, не считая ежегодного (что продолжается и по сей день) переноса образа в храм на праздник Троицы в храм святителя Николая при ГТГ — лишь в 2007 году ее вывезли в корпус на Крымском валу. Тогда икона пострадала при транспортировке и нуждалась в дополнительном укреплении.
Сейчас икона хранится в особом киоте. Состояние ее стабильно, хотя существуют необратимые повреждения: красочный слой местами отстает, на изображении видны следы от гвоздей с оклада. В 2008 году развернулась широкая общественная полемика по поводу возможности перенесения «Троицы» в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Тогда искусствоведы пришли к выводу, что без значительного ущерба шедевру русской живописи это невозможно.
Интересные факты
— «Воздушные», прозрачные краски, в которых наш современник часто видит особый авторский замысел, создающий колорит и атмосферу рублевской «Троицы», делающий фигуры ангелов тонкими и бесплотными — следствие реставраций и поновлений. Изначально икона была написана яркими красками.
— Священник Павел Флоренский считал само существование «Троицы» Андрея Рублева доказательством бытия Бога (см. работу «Иконостас»).
— В финале фильма режиссера Андрея Тарковского «Андрей Рублев» зритель видит образ «Троицы».
Икона Святой Троицы: значение образа, история создания святыни Андреем Рублевым
Каждый православный христианин знает, что Бог един в трех лицах: Отец, Сын и Святой дух. Это триединство передается в иконах типа «Святая Троица». Они есть во многих домашних алтарях, а Троицких храмов на Руси просто не счесть.
Посмотрим, как выглядят иконы этого типа и какое значение они имеют для православных.
Немного теологии: кто изображен на иконе
Перед нами изображение Пресвятой Троицы, как правило, насквозь символичное. Каждый художник-иконописец транслировал зрителю свое видение визуализированного догмата христианства. Если на некоторых изображениях зрителю часто понятно, кто есть кто из божественных персонажей, то на других различия между ними стираются.
Далеко не на каждом изображении Троицы мы видим персонифицированность всех трех ипостасей Бога. Зачастую вместо человеческих фигур на иконах изображаются языки пламени или голубь, символизирующий Святой Дух. Неизменно в человеческом обличии на большинстве икон отображен лишь Иисус Христос.
Теологи до сих пор ломают копья относительно соответствия того или иного образа церковным канонам. Самым глобальным предметом дискуссии является изображение Бога Отца. В отличие от Иисуса Христа, Бога Отца никто не видел, так как же можно передать его облик? – говорят одни теологи. Другие возражают им, цитируя слова Спасителя: «Видевший меня, видел Отца Моего».
С человеческой точки зрения, Бог Отец должен быть априори старше собственного сына. Но в 1667 году Московский Собор запретил изображать Отца в образе старца. Однако иконы с Отцом-старцем существуют до сих пор.
Посему наиболее старые из дошедших до нас изображений Троицы (а это фрески II века нашей эры) относятся к типу ветхозаветных икон, то есть, изображают троих мужчин. Чуть позже Божественное триединство стало отображаться в виде трех ангелов, а после XVI столетия его изображение стало более символизированным и бессюжетным.
К новозаветным иконам относятся более-менее сюжетные иконографические типы, например, «Сопрестолие» и «Отечество». На них присутствуют образы Отца и Сына (кстати, Отец обычно предстает в образе старца), но Святой Дух изображен в виде голубя.
Новозаветными считаются и насквозь аллегоричные «Всевидящее Око», «Предвечный Свет», «Шестоднев» и иже с ними. Многие теологи считают, что эти изображения и вовсе нельзя относить к иконам, но это не мешает простым людям поклоняться различным типам визуализированных образов Троицы.
История написания иконы
Самую известную икону «Троицы» написал прославившийся в веках иконописец Андрей Рублев. Несмотря на то что с года создания шедевра миновала уйма столетий, авторство его практически не вызывает сомнений. Иногда выдвигаются альтернативные гипотезы, но серьезного подтверждения не находят.
Согласно одной из гипотез, создателем иконы был неизвестный итальянский иконописец. Это доказывает анализ иконы, при котором явно заметно влияние итальянской школы живописи. Якобы привез этот образ в Лавру сам Иоанн Грозный. Однако согласно официальной версии, благодаря монарху икона лишь получила роскошную ризу.
В общем, создание Андреем Рублевым иконы «Троица» считается общепризнанным фактом. Согласно официальной версии, иконописец создал ее по повелению игумена Никона, в похвалу легендарному предшественнику Никона, Сергию Радонежскому.
Дело было в монастыре, позже получившем название Троице-Сергиевой Лавры. А образ предназначался для нового Троицкого храма, возведенного взамен одноименной сгоревшей деревянной церкви.
Насчет года создания иконы мнения ученых расходятся – то ли 1411, то ли 1425-1427 год. Ясно одно: «Троица» сразу же заняла почетное место с правой стороны алтаря и начала служить объектом поклонения. Но главной святыней храма во все времена считались мощи преподобного Сергия Радонежского.
«Троица» неоднократно подвергалась поновлениям. Фактически поверх рублевских образов иконописцы писали новые, соответствующие современным веяниям, пусть и повторяющие изначальный сюжет. В результате рублевская «Троица» скрылась под многочисленными слоями краски.
И только в начале прошлого века, после снятия ризы и нескольких раскрытий (освобождения от более поздних слоев краски) перед восхищенными зрителями предстал шедевр Андрея Рублева таким, каким его задумывал гений.
Икона сильно пострадала от времени: она написана на деревянной доске, а это не слишком долговечная основа. Однако яркие праздничные краски, с любовью положенные кистью Рублева, до сих пор радуют глаз истинного ценителя искусства.
Где находится оригинал иконы
После революции икону национализировали и изъяли из закрытой Троице-Сергиевой Лавры. Она поступила сначала в музей, организованный в одном из зданий бывшего монастыря, а затем – в фонд Третьяковской галереи. Там рублевская Троица пребывает постоянно, за исключением ее вынужденной эвакуации в годы Великой Отечественной войны.
А в Сергиевой Лавре ныне находится список «Троицы», написанный Николаем Барановым в прошлом веке.
Оригинальная икона помещена в специальный киот и хранится в особых условиях: для нее создан оптимальный режим температуры и влажности. И лишь раз в год, на Троицу, ее невообразимо бережно выносят в храм-музей при Третьяковке.
Представители РПЦ неоднократно поднимали вопрос о возврате «Троицы» в Лавру. Однако искусствоведы доказали, что транспортировка может нанести непоправимый ущерб шедевру православной иконописи, что уж говорить о хранении в обычных условиях. «Троица» была оставлена в Третьяковке.
Икона «Троица» в зале Третьяковской галереи
Иконография
Приведем краткое описание Троицы в том виде, в каком нам показал ее Андрей Рублев. Сюжет иконы говорит о ветхозаветной истории, положившей начало одному из основных догматов православия.
Согласно тексту из Ветхого Завета, к Аврааму как-то пожаловали три таинственных путника. Он усадил их за стол и угостил разными яствами, за что и был удостоен откровения о рождении Исаака. Два путника вскоре удалились (согласно преданию – наказывать город грешников Содом), а один остался беседовать с будущим родоначальником еврейского народа.
На наиболее древних версиях иконы изображены мужчины-путники в реалистичном виде. На изображениях присутствуют фигуры Авраама и жены его Сары, документально передан антураж действа.
Икона Рублева выглядит несколько иначе. Художник изобразил Троицу в виде ангелов, подобных по обличью, а образов Авраама и жены его Сары в композиции нет.
Ангелы сидят за столом, на котором стоит чаша с головой жертвенного животного – отсылка к жертве Христа во имя человечества. Ангелы абсолютно одинаковы, что намекает на триединство, но за спиной каждого изображен персональный фон.
За спиной центрального ангела написано дерево (Древо Жизни, аллегорическое изображение потерянного рая). Обычно этот образ отождествляется с Богом-Отцом. За спиной ангела, сидящего слева – храм (символ Святого духа), восседающего справа – гора (символ Голгофы и подвига Иисуса Христа). Тем не менее существуют и другие трактовки глубочайшей символики образа.
Изображены будто объединены в незримый круг. А за столом есть свободное место, куда мысленно садится смотрящий на икону. Это символ приглашения, адресованного каждому из нас: любому найдется место за столом рядом с Богом.
Таким образом получается, что за столом изображены не персонифицированные Отец, Сын и Святой Дух, а символизирующие их ангелы. Художник дает визуальные подсказки, но зрителю предлагается понять самостоятельно, кто есть кто из этих ангелов.
Значение иконы Святой Троицы
Этот образ означает, прежде всего, визуализацию идеи о триединстве Бога. Живоначальная троица – это нечто единое и целое, что и является одним из базовых догматов христианства.
Как уже было сказано выше, существует множество образов этого типа, от реалистичных до насквозь символических. Многие из них не признаются каноническими и, с точки зрения официальной церкви, представляют собой просто картины на религиозную тематику. Да что там говорить, если даже рублевская «Троица» по сей день вызывает массу теологических споров!
Тем не менее основной смысл иконы, какими бы средствами он ни был передан, остается неизменным: триединство Бога. А среди множества дополнительных смыслов можно выделить еще один, важный для каждого верующего: для каждого из нас открыта дорога в Царствие Небесное.
В чем помогает образ верующим
Этот образ не столь популярен среди верующих, как иконы Спасителя, Божией Матери и даже особо почитаемых святых (например, преподобного Николая), Тем не менее образ «Троицы» есть во многих храмах и домах верующих, а Троицкие храмы построены практически во всех крупных городах России.
Искренняя молитва иконе помогает:
Наиболее сильные молитвы у тех, кто крепок верой. Перед тем как просить чего-то у Животворящей Троицы, желательно выдержать пост, исповедоваться и принять причастие – словом, максимально очиститься перед лицом Господа.
Самым значимым чудом в истории иконы считается помощь Ивану Грозному при взятии Казани. Перед отправкой войск в сердце ханства Иоанн Васильевич повелел провести молебен в Троице-Сергиевой Лавре. А после падения считавшейся недоступной твердыни монарх долго молился иконе лично, вознося хвалу Троице. Тогда-то образ и получил свою первую драгоценную ризу.
Празднование дня иконы
К сожалению, икона Троицы так и не получила собственного праздника. Скорее всего, это связано с неоднозначным отношением православного духовенства к этому графическому отображению Божественного триединства.
Однако существует большой церковный праздник – День Святой Троицы, который отмечается на пятидесятый день после Пасхи (отсюда и альтернативное название – Пятидесятница).
Считается, что в этот день человечеству открылась истина о триединстве Бога. Правда, связывают его не с ветхозаветным, а евангельским событием. В этот день произошло сошествие Святого Духа на апостолов.
В соответствии с Ветхим Заветом и Пятикнижием, в этот день пророк Моисей на горе Синай получил Скрижали. В них содержались десять заповедей Божьих, по которым должен жить богопослушный еврей (а позже – и христианин).
Другие известные иконы Святой Троицы
Шедевр Рублева – самая известная, но далеко не единственная из старинных икон Святой Троицы. Этот образ неоднократно писали до и после него, да и икона Рублева получила многочисленные списки, порой далекие от прототипа.
Например, известна так называемая Зырянская икона, написанная еще в XIV столетии предположительно просветителем Стефаном Пермским. Гению удалось передать основную идею триединства Бога в наиболее доступной для темных язычников, коими тогда были зыряне (коми-пермяки), форме. Сюжет иконы вполне классический (как на образе Рублева), а изображение дополнено цитатой из Ветхого Завета, переведенной на зырянский язык.
Примерно к тому же периоду относится образ Троицы Феофана Грека, правда, это не икона, а фреска в церкви Спаса Преображения в Новгороде. В этой работе наблюдается явное главенство одного из ангелов (скорее всего, символизирующего Бога Отца), присутствует изображение Сары. Явно был и Авраам, но его изображение обвалилось вместе со штукатуркой.
Феофан Грек. Фреска «Троица».
Икона Симона Ушакова написана значительно позднее, уже в XVII столетии. Она фактически дублирует сюжет творения Рублева, но с некоторыми коррективами, приближающими ее к светской живописи. Гора уже не символизирует Голгофу или Синайскую гору (в зависимости от трактовки), Божий храм превращен в нечто античное, а голова жертвенного тельца в чаше заменена роскошной сервировкой.
Как правильно молиться образу, где разместить икону в доме
По православным традициям следует вешать иконы по восточной стороне жилища, но если места там недостаточно, можно разместить домашний алтарь и на любой другой стене. Лучше, если рядом не будет бытовой техники, мирских книг и картин.
В домашнем иконостасе «Троицу» обычно размещают над центральным образом Спасителя. При желании можно приобрести иконку для автомобиля или личного пользования. А можно купить браслет или кулон с изображением Животворящей.
Тексты молитв
Существует множество канонических молитв Святой Троице, как просящих, так и благодарственных. Учить их наизусть не обязательно (хоть и желательно), можно внимательно и почтительно читать текст с листа или брошюры.
Конечно, Бог слышит и искренние молитвы, произнесенные своими словами, однако ими лучше не заменять, а дополнять канонические тексты.
Благодарственно-величальная молитва на праздник Троицы
Во имя Отца-Бога, Сына и Духа Святаго молим о всепрощении и помиловании в день светлый и праздничный. Трижды Единый Отец наш небесный, возносим слова радости в этот праздничный день, находимся в доме Твоем и кланяемся образам в надежде на наставление и избавление от болезней и грехов, наши души отягощающих. Провозглашаем веру истинную да передаем из уст в уста слова благодарности за жизни наши в добре и милости Твоей. Молимся за каждого на земле живущего, под Твоим взором обитающего. Благослови, Господи, на жизнь праведную в милости и благости. Дай нам, Боже, прожить ее в почитании Тебя да в воспитании детей по заветам Твоим неоспоримым и единственно праведным. Аминь.
Молитва о здравии и исцелении
О премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в нераздельной Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнею одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесныя; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твои и примерные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю моему.
Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя). Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя). Аминь.
Молитва об исполнении желаний
Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, страстем нашим и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любящи, и грешники кающияся милуеши и благоутробне приемлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.
Следует помнить, что икона Троицы – это не картина и не оберег. Это священная реликвия, предназначенная для общения с Богом. Ее точно не стоит вешать на стену просто для красоты, да и чудеса святой образ будет являть только тогда, когда молящийся глубоко и беззаветно верует в Бога!
Богословие ви́дения. Икона Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева
Тринитарное начало – вот единственный принцип существования, отделяющий бытие от небытия. Оно – непоколебимое основание, объединяющее личное и общее и придающее всему высший смысл. Принимая Откровение, человеческая мысль распинается на кресте и возрождается в трисолнечном сиянии совершенной истины. Образ Единого и Триипостасного Бога – вот единственная норма всякого бытия. Христианство призвано воспроизводить в жизни божественную реальность: «Человек, – говорит святой Василий, – призван стать богом по благодати»; согласно святому Григорию Нисскому, «христианство есть подражание природе Божией». Совершенная Церковь Трех Божественных Лиц является путеводным образом для земной человеческой Церкви, общины взаимной любви, единства во множестве, единства всех людей в единой природе, восстановленной Христом.
Икона Пресвятой Троицы.
Преподобный Андрей Рублев
Догмат гласит: Три Лица (Ипостаси) и одна единая природа, или сущность (усия). Три Единосущные Лица являют совершенное единство и совершенную разность. Они едины, не сливаясь, но взаимно содержа Друг Друга. Каждое Лицо неповторимым образом содержит тождественную сущность, принимает ее от Других Лиц и отдает Им ее, чем и утверждается Троическое единство.
«Един Бог, ибо Един Отец»; согласно выражению прп. Максима Исповедника, Отец-Источник в вечном движении любви утверждает Лица Сына и Духа, наделяя Их тем, что есть Сам. «Монада, – говорит святой Григорий Богослов, – приходит в движение в силу своего богатства; диада преодолена, ибо Божество превыше и материи, и формы; триада замыкается в совершенстве, потому что она первая превзошла состав диады». Будучи равно монадой и триадой, Бог неисчислим, Божественная триада не имеет количественного характера в обычном понимании. Отношения происхождения – отношения различия, за которыми скрывается и, одновременно, выявляется несказанная тайна Лиц.
Один – одиночество, два – число разделения, три – преодоление разделения; единство и множество объединены в Троице и содержатся в Ней: таков невыразимый строй в Божестве, где Каждое из Лиц – в Каждом Другом. «Чтобы сказать кратко, Божество нераздельно в разделенном, подобно тому, как в трех солнцах, тесно друг ко другу примыкающих и никаким расстоянием не разделяемых, – одно и смешение света, и слияние» – говорит прп. Иоанн Дамаскин. Святой Дух, говорит святой Григорий Палама, «есть вечная радость Отца и Сына, в которой Они Трое имеют взаимное блаженство». Святой Григорий Богослов желает быть там, «где моя Троица в полном блеске ее сияния. Троица, даже неясная тень Которой наполняет меня волнением. »
Великий русский тайнозритель преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя богословских трактатов, но вся его жизнь была посвящена Пресвятой Троице. Божественная тайна Троицы, предмет его непрерывного созерцания, изливается в него и делает его вместилищем «свышнего» мира, которым он сиял явно для окружающих. Построенный им храм он посвятил Пресвятой Троице и стремился осуществлять богоподобное единство и в своем непосредственном окружении, и даже в государственной жизни своего времени. Можно сказать, что он объединил всю современную ему Русь вокруг своего храма, вокруг Имени Божия, «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». В памяти русского народа Преподобный остается небесным заступником, утешителем и олицетворением тайны Пресвятой Троицы, Ее Света и Единства.
Через 17 лет после смерти преподобного Сергия его ученик, преподобный Никон, поручил известному иконописцу Андрею Рублеву написать «в похвалу» преподобному Сергию икону Пресвятой Троицы. При нем же Рублев со своим верным сподвижником Даниилом расписал также иконостас Троицкого монастырского собора. По праздникам, когда Андрей и Даниил не работали, они «подолгу сосредоточенно созерцали почитаемые иконы; неотступно изучая их, они устремляли свой дух и ум к невещественному божественному Свету». Этот Свет преподобному Андрею Рублеву удалось передать в своей ставшей знаменитой иконе. Он воссоздал в ней сам ритм троичной жизни, ее различие в единстве, движение любви, в котором Лица тождественны без смешения. Преподобный Андрей будто дышит духом вечности, живет в «пространстве божественного сердца» и предстает чудным певцом Любви. В иконе – все учение преподобного Сергия; его живая молитва является здесь облеченной в свет и цвет. Она восходит к Первосвященнической молитве Христа, которая как бы незримо витает в изображении Трех Ангелов: «Да будут все едино. да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет и Я в них» (Ин. 17:21–26).
В 1515 году Московский Успенский собор был украшен великолепными иконами учеников великого Рублева. Когда митрополит с духовенством и народом вошли в собор, все единодушно воскликнули: «Поистине разверзлись небеса и великолепие Божие является нам». Понятен восторг, испытываемый перед главным произведением – иконой Пресвятой Троицы, написанной иноком Андреем Рублевым в 1425 году. Примерно через полтора столетия после этого Стоглавый Собор постановит «писати живописцам с древних образцов. как писал Андрей Рублев».
В 1904 году реставрационная комиссия сняла металлический оклад, и, после расчистки верхних слоев, икона предстала в такой красе, что члены комиссии были буквально потрясены. Можно с уверенностью сказать, что нигде не существует ничего подобного по силе богословского синтеза, богатству символики и художественному совершенству.
В иконе можно различить три последовательных плана. Во-первых, это воспоминание библейского рассказа о трех странниках, посетивших Авраама (Быт. 18:1–15). Литургический комментарий поясняет, что праведный Авраам принимал у себя Единое и Троичное Божество. Отсутствие изображений Авраама и Сарры побуждает вдуматься глубже и перейти ко второму плану иконы – плану «божественной икономии». Три небесных странника – это «Совет Предвечный»; и пейзаж приобретает новое значение: шатер Авраама становится дворцом-храмом, мамврийский дуб – древом жизни, схематический срез скалы легким мазком обозначает присутствие всего космоса; евхаристическая чаша заменяет тельца трапезы.
Три легких и стройных Ангела изображены с удлиненными телами; высота их в 14 раз превышает размер головы (нормально семикратное соотношение). Крылья Ангелов, так же, как и схематизм в изображении пейзажа, создают непосредственное ощущение невещественности, невесомости. С помощью обратной перспективы как бы преодолено расстояние, глубина, где все исчезает в дали; фигуры, напротив, приближены, все это указывает на то, что Бог – здесь и везде. Радостная легкость всего произведения, тайна рублевского гения, создает как бы крылатое видение.
Три Лица беседуют, – возможно, на тему, означенную в Евангелии от Иоанна: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3:16). Но Слово Божие всегда деятельно: на иконе этому соответствует образ жертвенной чаши.
Третий – внутренний, божественный, – план только угадывается, он трансцендентен и недоступен. И, однако, он присутствует как домостроительство спасения, проистекающее из недр Божественной жизни.
Бог есть любовь Сам по Себе, в Своей Троичности, и Его любовь к миру есть отражение Его тройческой любви. Отдача себя – вовсе не лишение, она выражает преизбыток любви, ее образно выражает чаша; эту божественную трапезу и окружают Ангелы. Современные исследования позволили раскрыть, каково содержимое чаши. Под верхним слоем с изображением виноградной грозди скрыто первоначальное изображение Агнца; тем самым эта небесная Трапеза связывается с апокалипсическим видением Агнца, закланного прежде создания мира (Откр. 11:18). Любовь, жертва, жертвенное заклание предшествуют акту творения мира, они – его источник.
Умиротворенность трех Ангелов есть высший внутренний мир, покой, но это – покой «упоения», подлинный экстаз, «выход в собственную глубину». И вся антиномия заключается в этом экстазе-энтазе, погружении в собственные глубины. Указание на эту тайну есть у святого Григория Нисского: «Самым великим парадоксом является то, что неподвижность и движение – одно и то же».
Наклон головы правого Ангела продолжает легкое движение его левой Ноги; далее движение переходит к среднему Ангелу, властно увлекая за собой космос (скалу и дерево); завершается движение вертикальным положением левого Ангела, где оно утихает, будто во вместилище. Наряду с этим круговым движением, завершение которого главенствует над всем в иконе (подобно тому, как вечность управляет временем), вертикали храма и посохов Ангелов как бы намечают силовую вертикаль, устремление земного к небесному, где завершается все.
В таком видении Бога просвечивает трансцендентная истина догмата. Изображая Ангелов, Рублев подводит к идее единства и равенства; одного Ангела можно принять за Другого (различие – только в индивидуальных позах Одного по отношению к Другим), и, однако при этом не возникает ни повторения, ни смешения. Сияющее золото иконы всегда символизирует преизбыточествующее присутствие Божества; крылья Ангелов как бы охатывают, укрывают собой все; нежная голубизна подкрылий подчеркивает Небесное качество их единой природы. Три Лица Единого Бога совершенно равны, на это указывают одинаковые посохи Ангелов, – знак царского достоинства, присущего каждому из них.
Равенство Ангелов выражено столь убедительно, что не существует даже общепринятого мнения о том, какое именно Божественное Лицо каждый из них олицетворяет. Bпрочем, относительно правого Ангела сомнений нет – это Святой Дух. Разногласия возникают в решении вопроса о среднем Ангеле: Отец ли это или Сын? При уяснении этого сразу же решается вопрос и относительно левого Ангела.
Имеется, однако, одно важное свидетельство, связанное с именем святого Стефана Пермского, старшего современника преподобного Андрея Рублева и друга преподобного Сергия Радонежского. Во время своей проповеди среди зырян, населявших обширную область Предуралья, «Великую Пермь», Стефан имел с собою икону Пресвятой Троицы, по композиции идентичную рублевской иконе. Около каждого Ангела есть надпись по-зырянски: у левого (от смотрящего на икону) Ангела – Py, т.е. Сын; у правого – Puiltos, Святой Дух; у среднего Ангела – Аї, т.е. Отец.
В нашем комментарии мы следуем этой трактовке. В ценном исследовании о творчестве Рублева Н. А. Демина говорит: «Стефан Пермский, рассчитывая на малую просвещенность зырян, старался, чтобы смысл «Троицы» был предельно ясен. Расположение ангелов зырянской «Троицы» очень близко к «Троице» Рублева, и, вероятно, значение их одинаково».
Каждому Лицу на иконе соответствует свой атрибут, на который указывает направление посоха. За Отцом находится древо жизни, начало; по выражению святого Исаака, «Троическая любовь – древо жизни, откуда ниспал Адам». Посох Христа указывает на здание – Церковь, Тело Христово. Дух изображен на фоне скалы с уступами: гора, горница Тайной вечери, Фавор, восхождение, экстаз, дыхание простора и пророческих вершин.
Руки Ангелов направлены к символу земли, ибо она есть место, где действует Божественная любовь. Мир существует вне Бога, будучи иной природы, но включен в священный круг «причастности Отцу»; он повторяет круговое движение, верхняя точка его в небе, куда уходит скала, а завершается круг дворцом-храмом. Этот храм является как бы продолжением фигуры Ангела- Христа, Его воплощения. Он – Его космическое тело, Церковь, невеста Агнца, соединенная с Ним без «смешения или разделения». Храм погружен в глубокий покой Великой Субботы – итог тринитарного движения. Цикл космической литургии завершился. Это – эсхатологическое видение Нового Иерусалима. Позолоченная часть храма, выступающая как надежное укрытие, символизирует материнскую защиту Богородицы и предстояние святых, это омофор, Покров Пресвятой Девы.
В отличие от итальянской иконописи, в которой изображение вписывается в круг, у Рублева круг образуют сами Ангелы. Контуры предметов (седалища, подножия, гора) в совокупности напоминают восьмиугольник, символ Восьмого Дня. Внутренние очертания боковых Ангелов воспроизводят контуры чаши, это как бы ключ к тайне иконы. Распределение объемов, пропорций и размеров композиции подчиняется в совершенстве уравновешенной системе связей. Но в этих пределах Рублев очень свободно выбирает средства для усиления идейной выразительности иконы. Так, например, чаша и рука Отца смещены несколько вниз и вправо от центра, а голова – влево от вертикальной оси. В изображении складок одежды, ниспадающей с левого плеча, есть почти неуловимые отклонения, и всем этим достигается гениально предугаданный эффект: внимание концентрируется на руке, благословляющей чашу, которая является идейным центром композиции; это же подчеркнуто совокупностью прямых линий и престолом.
Ноги ангелов едва касаются подножий, обратная перспектива создает впечатление нематериальной легкости, и все целое, обретая воздушность, устремляется ввысь. Чувствуешь себя на «пажитях сердца», по выражению святого Макария, в бесконечных пространствах божественного сердца.
Фигуры представлены в полуоборот; ширина плеч уменьшена, и мягкий контур удлиненных силуэтов приобретает небесное изящество. Слегка повернутые лица также кажутся несколько удлиненными. Прямые линии создают ощущение силы и гармонируют с округлыми линиями, все восхищает юношеской свежестью и музыкальным ритмом, воспевающим красоту внутренней силы. Контуры передают движение гораздо лучше, чем объемные фигуры; просторные одежды говорят о невесомости тел, а пышные волосы оттеняют нежность и изящество антично чистых лиц.
В позе Отца есть особая величественность. Она дышит иератическим покоем и незыблемостью, в ней чувствуется действие в чистом виде, свершение, статичное начало вечности, и в то же время, как это ни парадоксально, – динамичное начало (нарастающее движение правой руки, ее мощная линия сочетается с той же силой в наклоне шеи и головы). В этом синтезе неподвижности и движения – неизреченная тайна Божия: Абсолют философов, чистое Действие богословов, Живой Бог Библии, «Отче наш, Иже еси на небесех».
Божественное всемогущество, о котором говорится в нашем Символе веры («Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя. ») – это сила любви Отца, светящаяся во взгляде среднего Ангела.
Он есть любовь (1 Ин. 4:8), и поэтому обнаруживается Он не иначе, как в общности, и познается только как приобщенность. «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6) и «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин. 6:44). В этом проявляется не ограниченность или выборочность евангельского благовествования, но потрясающее откровение самой природы любви. Нельзя иметь никакого знания о Боге вне общности человека и Бога, и оно всегда тринитарно, приобщает к единству Отца и Сына. Тем самым понятно, почему Отец никогда не обнаруживает Себя непосредственно. Он есть Начало, и именно потому Он – Молчание. Он вечно являет Себя, но всегда через диаду Сына и Святого Духа. Икона указывает на эту общность, живым средоточием которого является чаша.
Контуры правой стороны центрального ангела становятся более выпуклыми вблизи левого ангела. На символическом языке линий выпуклые кривые означают как бы раскрытие, выражение, слово, откровение; вогнутые же линии означают покорность, внимание, самоотречение, готовность отозваться. Отец обращается к Своему Сыну. Он говорит. Его Существо охвачено экстазом. Он весь – в Сыне: «Отец во Мне» (Ин. 14:10); «Все, что имеет Отец, есть Мое» (Ин. 16:15).
Сын внимает; линии Его одежды свидетельствуют о высшей степени внимания, самоотречения. Он отрекается от Себя, чтобы быть лишь Словом Своего Отца: «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 14:10). Правая рука Сына повторяет жест Отца – благословение. Два перста, выделяющиеся на белизне стола-Библии, говорят о спасительном единстве во Христе двух природ, это введение человечества в приобщенность Отцу.
Опущенная рука правого ангела указывает, на что направлено благословение – на мир; она будто покрывает, защищает, «согревает» (словно наседка). Над прямоугольником мира эта рука подобна расправленным крыльям чистого голубя.
В нежной мягкости очертаний правого ангела есть что-то материнское. Он – Утешитель, и Он – Дух, Дух Жизни. Он – Тот, Кто дарует жизнь, в Ком все берет начало. Он – третье выражение божественной Любви, Дух Любви. Его поза несколько иная, чем двух других ангелов. Наклон, устремленность всего Его существа ставят его в центр между Отцом и Сыном; Он – Дух приобщенности и троичности. Об этом ясно говорит тот знаменательный факт, что движение исходит от правого Ангела. Через Его дуновение Отец нисходит к Сыну, Сын принимает Отца, и раздается Слово. Как говорит святой Иоанн Дамаскин, «Святым Духом мы узнаем Христа, Сына Божия, а через Сына созерцаем Отца». В Богоявлении Отец снисходит к Сыну в схождении Голубя.
С неизреченной грустью, божественным выражением любви-Агапе, Отец склоняет голову к Сыну. Так и кажется, что Он говорит о закланном Агнце, жертвоприношение Которого осуществляется в благословляемой Им чаше. Прямая поза Сына выражает Его величайшее внимание, Лик Его как бы осенен крестом; Он в задумчивости выражает Свое согласие жестом благословения. Бездонно глубокий взгляд Отца прозревает единственный путь спасения, едва уловимо поднятый ответный взгляд Сына говорит о Его согласии. Святой Дух склоняется к Отцу, Он углубляется в созерцание тайны, Его рука, простертая к миру, означает нисхождение, Пятидесятницу и «силу извествования»; Святой Дух будто уже почиет на Сыне, осуществляющем Свою земную миссию. Покорная поза Сына – уже исполнение Евангелия.
Цвет имеет в иконографии собственный язык. У Рублева он достигает несравненной выразительности, музыкального звучания всей гаммы тончайших нюансов, переливающихся в мельчайших элементах всего произведения. Но эффекта пестроты не возникает: ничто не нарушает глубины божественной сосредоточенности. Тени отсутствуют, ни одна деталь не подсвечивается, но каждая излучает собственный внутренний свет, льющийся из сокровенных истоков. Цветовая насыщенность центральной фигуры подчеркнута контрастом с белизной стола и отражается в мягком переливе одежд обрамляющих ее ангелов.
Сочетание темно-вишневого (божественная любовь) и насыщенного голубого (небесная истина) с золотом крыльев (Божие «всебогатство») составляет совершенный аккорд, который повторяется и возникает вновь, приглушенно, словно оттенки откровения, постепенной инициации: от светло-розового и сиреневого слева до более мягкого голубого и серебристо-зеленого справа. Золото седалищ, божественных престолов ангелов, говорит о преизобилии троической жизни. Голубой цвет (так называемый «голубец» Рублева) символизирует небо, жилище Троицы, рай; он все светлеет, становится как бы самим небесным светом.
Отец, недоступный в цветовой насыщенности, во мраке Неприступного Света, являет Себя отечески доступным в светоносной дымке одеяний Сына и Святого Духа. С некоторого расстояния изображение представляется красно-голубым пламенем. Все пылает в полуденном сиянии: «Кто близ Меня, тот близ огня».
В руке Отца, простертой над чашей, – начало и конец. Агнец, закланный от создания мира, и Агнец – храм Нового Иерусалима, Тайная Вечеря Христа и Его обетование пить от плода виноградного в Царстве Божием (Лк. 22:18) заключает время в вечность. Чаша сияет в ослепительной белизне Слова, содержащего в Себе все многообразие Истины, это – Сияние божественного сердца, взаимный дар Трех Божественных Лиц.
От иконы явственно исходит призыв: «Да будут все едино. как Мы едино» (Ин. 17:21–22). Человек создан по образу Троичного Бога; Церковь как Общение вписана в его природе как высшая истина. Все люди призваны собраться вокруг одной и единственной чаши, возвыситься до уровня божественного сердца и стать участниками мессианского пира, единым Храмом-Агнцем. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).
Видение завершается на этой эсхатологической ноте: это предвосхищение Царства Небесного, залитого светом «не от мира сего», светом чистой, бескорыстной божественной радости о том, что Пресвятая Троица есть, что мы любимы и что все – милость. Изумление охватывает душу, и она умолкает. Мистики никогда не говорят об этом высшем состоянии, оно переживается в молчании.
Источник: Евдокимов П. Н. Искусство иконы. Богословие красоты. Клин: Христианская жизнь, 2007. – С. 252-268.