икона святых сергия и германа валаамских
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Преподобные Сергий и Герман Валаамские чудотворцы
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Преподобные Сергий и Герман Валаамские являются основателями Валаамского монастыря. Так сложилось исторически, что сведения об этих чудотворцах очень скудны. В результате вражеских набегов на монастырь. Но все же некоторые сведения найти о них удалось.
Сергия и Герман Валаамские чудотворцы, житие
По церковному преданию чудотворцы были греческими священноиноками. Они пришли в Х веке вместе с первыми православными миссионерами. В те времена монастырь подвергался частым нападениям врагов. Его постоянно грабили и опустошали.
По этой причине в нем часто прерывались иноческие служения не на день или два, а на целые десятки лет. В процессе нашествий сжигались и разрушались церковные памятники и, святыни и другие ценности. Были сожжены и пограблены библиотеки монастыря, поэтому сведений об чудотворцах очень и очень мало.
Напоминания об утраченном житие часто можно встретить в списках « Валаамской беседы», которая является памятником церковной литературы. Согласно некоторым местным преданиям часть населения может утверждать, что чудотворцы жили в период Андрея Первозванного. В то время когда он приходил к славянам Новгородским.
Продолжая свое путешествие, он как будто благословил пустынный остров каменным крестом. Тем же преданиям говорится, что Сергий был апостольским учеником, который посетив этот остров, крестил там язычников. Между ними был Мунг, который как полагают, спустя некоторое время был назван Германом.
Также существуют писания, в которых утверждается, что Житие святых относится ко времени святой княгини Ольги. В этом писании они выставлены как выходцы из Греции, которые пришли просветить север.
Почитание преподобных
Так сложилось еще с древних времен, что преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев сильно почитают.
Днями светлой памяти почитания является 24 сентября. В эти дни ежегодно читаются службы в честь святых чудотворцев..
Икона Сергия и Германа Валаамских
Как упоминалось выше иконы чудотворцев стали известными еще древних веков. К ним регулярно ходили молиться верующие прося о спасении от многих нужд и болезней. А вот что касается мощей, то они хранятся в Спасо-Преображенском Соборе Валаамского монастыря, который находится в Карелии.
С момента положения мощей чудотворцев, в монастыре постоянно происходят чудеса. Они помогали:
Кроме того, почитая Сергея и Германа на земле, люди у них просят заступничества. Молятся о прощении своих грехов, наставления на пусть истины. Нужно отметить, что над святыми мощами расположена икона чудотворцев.
Чудеса сотворенные преподобными
За все эти многие годы почтений, святые сотворили немало чуда. Люди рассказывают очень много историй, в которых присутствовало спасение и благословение.
Вот одна из историй о группе путешественников, которые шли из Крондштата в Ораниенбаум. На дворе была холодная осень. Лед уже был на речке, но он был настолько хрупким, что с трудом выдерживал людей. Пройдя всего несколько метров, люди один за другим начали падать в воду. На спасение шансов не было.
Один из людей видя как его товарищи мучились от бессилия, и понимая что он ничем не может помочь, начал горячо молится Сергию и Герману Валаамским, прося о помощи во спасении. Он обещал праведникам в случае спасения поставить им в храме по свечке и посвятить всю свою жизнь служению, став монахом.
Святые услышали его молитвы, и помог людям. Все они спаслись и добрались до берега. По приезду на место, мужчина сдержал свое слово и пошел в храм, чтобы поставить обещанные свечки. А спустя год он принял монашеский постриг.
Таких историй много. На самом деле, чтобы помолится святым преподобным Сергию и Герману не обязательно ехать в Карелию. Достаточно искренне и от всей души молится перед их Иконой дома или в Храме. Как говорят священники, если в сердце присутствует вера, а молитва читается не словами, а душой, то спасение обязательно произойдет. Главное верить в чудо и тогда оно обязательно произойдет.
Молитва Сергию и Герману Валаамским
О преподобнии, Богоноснии, преблаженнии отцы наши Сергие и Германе, зрителие славы Божия в Небеснем Царствии! Не презрите нас грешных в нуждах и скорбех наших, но ускорите в помощь к вам прибегающим: приимите воздыхание и слезы, и вонмите смиренному молению нашему. Предстояще же Небесному Царю, о преблаженнии, молите благость Его, еже ущедрити место селения вашего и всякому граду и стране низпослати обилие благ земных: Благочестивейшей Великой Государыне нашей ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕ МАРИИ ВЛАДИМИРОВНЕ на враги победу и одоление даровати и Дом ЕЯ в мире и тишине сохранити: нас же всех в вере и добродетели утвердити, избавляти же присно от вожделений греховных и от нападения видимых и невидимых врагов: обидимыя защитити, болящия уврачевати, от томительства злых духов свободити, на мори плавающия сохраняти, путешествующим спутешествовати, и всякому верному в нуждах способствовати: яко Того вси есмы творение, и того есть Царство, и сила, и слава во веки веков. Аминь.
Господь всегда с Вами!
Смотрите еще видео о преподобных Сергие и Германе Валаамских:
Упс! Страница не найдена.
Похоже, что ничего не найдено по этому адресу. Может быть поищем?
Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня
Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.
Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.
Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!
СЕРГИЙ И ГЕРМАН ВАЛААМСКИЕ
Преподобные Сергий и Герман Валаамские |
Сергий и Герман (X или XIV в.), основатели Валаамского монастыря, преподобные
Память 28 июня, 11 сентября (память перенесения мощей в 1542-1550 гг.) и в Соборах Валаамских, Карельских, Новгородских и Санкт-Петербургских святых
Кем были святые Сергий и Герман?
Местное предание, основываясь на словах Нестора о приходе св. апостола Андрея Первозванного к славянам Новгородским, продолжают его путешествие и на озеро Ладогу, где будто бы благословил он пустынный остров Валаамский каменным крестом. Те же темныя предания называют Сергия одним из апостольских учеников, посетившего этот остров и крестившего там язычников, между коими был некто Мунг, который, как полагают, и был назван Германом. Повесть эта извлечена из древней рукописи и ничем не подтверждается.
Некоторые относят житие преподобных Сергия и Германа ко временам св. кн. Ольги (X в.) и почитают их выходцами из Греции, искавшими просветить север. Но это так же сомнительно, как и мнение Платона, митрополита Московского, который, в церковной истории своей, относит начало Валаамского монастыря ко временам Владимира Великого (X-XI в.). В Софийской летописи сказано: «Лета 6671 (1163) обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валаамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне». Но тогда страна, где лежит остров Валаам, не принадлежала России, и Иоанн не был еще епископом, так как он был хиротонисан в 1165 г. Сочинитель Истории Российской Иерархии считает свидетельство Софийской летописи или вовсе несправедливым, или заключает, что писец обманулся в имени Иоанна, вставив его не в том месте и веке, а надлежало бы вписать архиепископа Иоанна, жившего в конце XIV и начале XV века, что согласно и со временем присоединения Карелии к Российскому владению.
В Новгородской Софийской библиотеке, на доске древней рукописной книги, содержащей правила Свв. Отец и Седьми Соборов, находится записка со следующими словами: «В лето 6837 (1329) нача жити на острове Валаамском, озере Ладожском, старец Сергий». По другим запискам значится, что к основателю Валаамской обители пришел на сожительство прп. Герман в 1393 г. Посему и можно предположить основание монастыря в XIV веке.
Почитание и прославление преподобных
Издревле было положено начало местному церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии.
Свидетельством их церковного почитания является наличие их в Соборе Новгородских святых, упоминания в службе «Всем русским святым», составленной в XVIII веке, а также прориси и иконописный подлинник XVIII века. Текст подлинника гласит: «Сергий сед, брада аки у Александры Свирскаго, ризы преподобническия, на плечах схима. Герман сед, брада аки у Кирилла Белоезерскаго, риза преподобническая, на плечах схима».
Чрезвычайно широкое распространение «Валаамской беседы», известной во множестве списков XVI, XVII, XVIII веков, свидетельствует о высоком духовном авторитете основателей Валаамского монастыря, так как именно их духовными устами изложена позиция нестяжателей в известной церковной полемике XVI века.
В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. По преданию, в 1685 году шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь молитвами преподобных вскоре послал на них великий недуг и расслабление членов, поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню.
В этом же году архимандрит Тихвинского монастыря Макарий повергнул на имя Российских самодержцев следующие прошение:
В 1755 году игуменом Ефремом был выстроен новый деревянный соборный храм, в котором имелся придел преподобных Сергия и Германа, где находились их мощи под спудом, а сверху были сделаны раки, на которые положены живописные их образы.
В 1764 году капитан Яков Яковлевич Мордвинов посетил Валаамский монастырь. В своих записках он описывает Святой остров, место первоначальных подвигов преподобных Сергия и Германа:
К 28 июня 1789 года был выстроен освящен новый соборный храм преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, казначеем Иннокентием с братией, где мощи их почивают под спудом. В 1817 году архимандритом Коневского монастыря Иларионом была составлена служба преподобным Сергию и Герману, валаамским чудотворцам, и напечатана в Синодальной типографии с приложением поучительного слова на память их.
20 октября 1819 года Святейшим Синодом было предписано общероссийское почитание Валаамских угодников и определены дни церковного празднования их памяти 28 июня и 11 сентября.
Мощи преподобных Сергия и Германа почивают под спудом в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной молитвенной помощи преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере просящих и молящихся. В монастырском архиве, находящемся ныне в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре, сохранился сборник «Чудеса преподобных Сергия и Германа», составленный по благословению игумена Дамаскина.
Евангелия Христова истиннии послушницы/ явистеся, преподобнии,/ мир и вся, яже в нем, яко не сущая,/ преобидевше любве ради Христовы,/ и в морский остров вселистеся,/ и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся,/ постом, бдением же и всенощным стоянием/ плоти своя духу мудре повинули есте./ Сего ради от Вседержительныя десницы достойныя венцы прияли есте,/ и ныне Пресвятей Троице предстояще, молитеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе,/ сохранитися в мире отечеству нашему// и спастися душам нашим.
От мирския молвы бегающе, безмолвия и благочестия рачители,/ в тихое пристанище Валаама от востока приидосте,/и в нем Евангельски Христу добродетельми последовавше, на верх совершенства востеклй есте:/и ныне в торжестве премирном Богозрением наслаждающиеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе, Человеколюбца Бога молите,/ еже спасти всех нас, благочестно вас почитающих.
От мирскаго жития изшедше,/ отвержением мира Христу последовасте,/ и достигосте великаго Нева езера,/ и, в нем на острове Валааме всельшеся,/ равноангельное житие пожили есте,/ отонудуже веселящеся прешли есте к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню Престолу предстояще,/ поминайте нас, чад своих,/ яже собрали есте, богомудрии,/ да радостно от души вопием:// радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии.
Икона Сергия и Германа Валаамских
ПРЕПОДОБНЫЕ СЕРГИЙ И ГЕРМАН ВАЛААМСКИЕ ЧУДОТВОРЦЫ
Святые Сергий и Герман Валаамские – основатели Валаамского монастыря, духовной жемчужины Ладоги и всех Северных земель. Паломничества и просто туристические поездки из Санкт_Петербурга сегодня может совершить сюда каждый желающий.
ИКОНА СЕРГИЯ И ГЕРМАНА ВАЛААМСКИХ
На образе святые изображены как два старца в монашеских черных одеяниях.
Икону святых можно узнать по надписи, по строениям Валамского монастыря вдалеке и еще по иконе Богородицы, расположенной над святыми. Это Валаамский образ Божией Матери, на котором Она стоит во весь рост с Младенцем на руках. Богородица при этом одета в красные одежды, а Младенец – в белые.
СЕРГИЙ И ГЕРМАН, ВАЛААМСКИЕ ЧУДОТВОРЦЫ, И ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Остров Валаам в Ладожском озере – место, освященное проповедью апостола Андрея и просиявшей затем Божией благодатью. Сейчас здесь расположен Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь, но по преданию, раньше тут находилось было языческое капище, которое разрушил Андрей Первозванный и водрузил на его месте крест. На Валааме по сей день неподалеку от Воскресенского скита, где престол главного скитского храма освящен в честь апостола Андрея, стоит каменный крест на месте апостольского.
Сами же основатели Валаамовского монастыря, по сохранившимся сведениям, были греческими иеромонахами – то есть священниками в монашеском сане. Пришли они на Русь или вместе с княгиней Ольгой, или вслед за князем Владимиром, который привел с собой греческое духовенство, и, желая подвигов, удалились очень далеко от Киева, в Северные земли. Это произошло в Х веке. По другим сведениям, преподобные Сергий и Герман поселились на Валааме в 1329 году, приведя братию обители с собой. Местные карелы благодаря им начали вновь с доверием относиться к христианству, которое возненавидели к тому времени из-за «крестовых походов, а по сути захватнических нападений шведов, насаждавших католичество мечом. Святые Сергий и Герман по этим сведения преставились около 1353 года – эти записано в синодике (летописи) Староладожского Васильевского монастыря. Они названы в списке игуменов.
Обитель тех времен постоянно подвергалась разбойным нападениям, служение Богу прерывалось здесь на года. К сожалению, из-за таких бедствий погибали много раз монастырская библиотека и летописи, поэтому мало сохранилось сведений и о святых Сергии и Германе, и о других игуменах обители.
Лишь документ XVI века рассказывает о почитании, обретении и перенесении мощей преподобных Сергия и Германа, которые к тому времени были канонизированы и почитались в лике святых.
В 1163 году мощи преподобных были отосланы в Новгород, чтобы сохранить их от грядущего нападения шведов, а затем возвращены иноками на Валаам. После сохранения Валаама и благополучного возвращения мощей было начато широкое церковное почитание святых, причем сначала – в Новгородской епархии, к которой тогда относились эти земли и будущее место Петербурга.
Однако сами молитвы святым и храм их имени были созданы лишь при расцвете Валаамового монастыря – в XVIII-XIX веках. В 1755 был построен деревянный Сергиево-Германский храм, а в 1789 – каменный. Там под спудом были положены мощи святых, к которым и сегодня может приложиться каждый паломник (над мощами – икона святых, представляющих их лежащими).
Почитал святых также Александр Первый, император, стоявший на Валааме между простыми паломниками, смиряясь перед святостью преподобных Сергия и Германа. В 1819 году при нем был написан первый образ Сергия и Германа, составлены молитвы. Святые продолжали и в дальнейшем особо почитаться Царской семьей.
Со временем, в конце XIX века известным архитектором Горностаевым был выстроен большой Спасо-Преображенский собор. К этому времени на Валааме уже было огромное хозяйство, включавшее мельницы, огороды, скотный двор, и множество скитов, где уединялись для молитвы подвижники.
День памяти преподобных Сергия и Германа – 24 сентября. В эти дни накануне совершается Всенощное бдение со службой святым Валаамским чудотворцам, а в сам день памяти Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святителю: тропари и кондаки. Их можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти, также в любой трудный жизненный момент.
Евангелия Христова истинные послушниками показали вы себя, о преподобные, оставили мир и все в нем, словно и не существовавшее ради любви к Богу, на морской остров поселились и с трудолюбием на нем против искушений невидимых врагов подвизались, плоть свою подчинили духу постом, бдением и стоянием во все ночи, и мудростью, и молитвой. Потому от руки Господа Вседержителя достойные венцы слова приняли вы, и по сей день, стоя у Престола Пресвятой Троицы, молитесь, блаженные отцы Сергий и Герман, просите же Господа сохранить в мире отечество наше и спастись душам нашим.
От мирской суеты убегая, стремясь лишь к безмолвию и благочестию, в тихое пристанище Валаама с восточной страны пришли, и на нем Евангельским учением и добродетелями Христу последовали, взошли вы на верх совершенства святости. И сейчас в торжестве небесном наслаждаетесь видением Господа и общением с Ним, о блаженные отцы Сергий и Герман, просите Любящего всех людей Бога и молите, да спасет всех нас, с благочестием вас почитающих.
Отметим также, что большим праздником Валаама является Преображение Господне – 19 августа – в честь этого праздника освящен главный собор обители.
ЧУДЕСА СВЯТЫХ СЕРГИЯ И ГЕРМАНА ВАЛААМСКИХ
Тысячи людей, ищущих путь к Богу и спасения в житейских трудностях, посещают и посещали Валаамский монастырь в течение веков. Среди них – писатели Иван Шмелев и Николай Лесков, художник Иван Шишкин. Все они оставили произведения о Валааме. Так, для Ирана Шмелева благодать преподобных Сергия и Германа стала залогом душевной силы на всю жизнь – он скончался уже после Второй Мировой войны. Именно веры, подаренная в молодости насильниками монастыря и молитвами у мощей святых Сергия и Германа дала ему возможность написать великие произведения, а также написать произведение «На скалах Валаама»: сначала в молодости, а затем переписать в старости.
Кроме становления в вере являли святые Сергий и Герман и другие удивительные чудеса:
Молитву Сергию и Герману Валаамским можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже
О, великие отцы наши, Христовы угодники и теплые молитвенники к Спасителю Христу о душах наших, Сергий и Герман! Вы в недугах даруете исцеление, плавающим по Ладоге и по любому морю становитесь лоцманами, даже утопающим подаете избавление от смерти, храните нас от смертоносных опасностей, освобождаете от действия духов нечистых и любой клеветы и наветов, против нас создающихся, даруете очищение и помощь.
О, блаженные отцы и чудотворцы славные, Сергий и Герман, молитесь ко Владыке Христу о нас, грешных, чтобы вашими молитвами сподобились мы в Страшного Суда встать по правую руку от Господа и наслаждаться даров Его в Царствие Божием с вами вместе.
О преподобные, носящие в сердце своем Бога, блаженные отцы наши Сергий и Герман, видящие славу Божию в Небесном Царстве! Не отвернитесь от нас, грешников, в нуждах и бедах наших просящих вас о помощи, скорее помогите приходящим к вам: примите вздохи наши и слезы, и внимательны будьте к смиренной молитве нашей.
Предстоя перед Небесным Царем, о великие и блаженные отцы наши, молитесь Ему, Единому Благому Богу, чтобы подал Он щедрые дары месту жительства нашего, всем городам и странам послал обилие даров земных, государству нашему победу врагов даровал и в мире и тишине страну нашу сохранил. А нас всех в вере и добродетелях да утвердит Господь, да избавит нас от похоти греха и от нападений видимых и невидимых врагов – людей злых и духов темных. Да защитит Он обижаемых несправедливо, больных исцелит, от порчи и вселения злых духов мучающихся освободит, по морю плавающих сохранит, путешествующих убережет, и всем людям православным и верующим в их нуждах и бедах поможет: ведь все мы творение Господа, и благословляем Его Царство, молимся Ему и поклоняемся в жизни земно, да подаст нам радость славить Его и в жизни вечной. Аминь.
Молитвами преподобных Сергия и Германа Валаамских да хранит вас Господь!
Преподобные Се ́ ргий и Ге ́ рман
День памяти
3 июня – Собор Карельских святых
3 июля (переходящая) – Соборы Новгородских и Санкт-Петербургских святых
21 августа (переходящая) – Собор Валаамских святых
Жития
Основатели Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в X веке 1 во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. Часто во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей.
Не дошло до нас и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. В XVI веке уже были утрачены многие исторические документы, об этом свидетельствует древний синодик Валаамского монастыря, после разорения обители в 1611 году хранившийся в Староладожском Васильевском монастыре. Этот синодик является единственным историческим документом, написанным на Валааме, в котором отражено подлинное знание о первоначальниках обители. В синодике в списке игуменов упоминаются преподобные Сергий и Герман.
Свидетельством иноческого подвига преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. Смысл иноческого жития преподобных Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом православия в ранние века христианского просвещения. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163–64 гг.
Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии. Свидетельством их церковного почитания является наличие их в соборе Новгородских святых, упоминания в службе «Всем русским святым», составленной в XVIII веке, а также прориси и иконописный подлинник XVIII века.
В начале XVIII века были известны иконы преподобных Сергия и Германа. Напоминание об утраченном житии преподобных встречается в многочисленных списках «Валаамской беседы», памятника церковной публицистики XVI–XVII веков. Зачало «Беседы», несомненно, является отрывком из сентябрьских Миней, где повествуется о перенесении мощей преподобных Сергия и Германа (Карельских чудотворцев) из Новгорода в монастырь Всемилостивого Спаса по утишении военной опасности, по-видимому, в 1182 г., что подтверждается новгородскими летописными источниками. Первоначальное место подвигов преподобных Сергия и Германа указывается на Святом острове. Так говорит предание, известное при игумене Ефреме во второй половине XVIII века. Также данный факт подтверждает и шведский атлас, в котором на карте острова Валаама Святой остров именуется как Vanho Valamo – Старый Валаам, и на этом острове указан крест.
Чрезвычайно широкое распространение «Валаамской беседы», известной во множестве списков XVI, XVII, XVIII веков, свидетельствует о высоком духовном авторитете основателей Валаамского монастыря, так как именно их духовными устами изложена позиция нестяжателей в известной церковной полемике XVI века.
В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году, в царствование великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь молитвами преподобных вскоре послал на них великий недуг и расслабление членов, поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню.
11 июля – память преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. В 1755 году игуменом Ефремом был выстроен новый деревянный соборный храм, в котором имелся придел преподобных Сергия и Германа. Путешественник, капитан Яков Яковлевич Мордвинов так описывает саму обитель: «Монастырь построен на горе каменной, церкви, колокольня и ограда деревянные. И всему оному монастырю взят план, и на плане означено: Соборная церковь Преображения Господня, в ней приделы: с южной стороны – святых апостолов Петра и Павла, с северной — святого апостола Иоанна Богослова, вверху с юга святого апостола Андрея Первозванного, с северу – святых праведных Захарии и Елисаветы, внизу с южной стороны — преподобных отец Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, где и мощи преп. под спудом, а сверху сделаны раки, и на раки их положены живописные их образы».
К 28 июня 1789 года был освящен новый соборный храм преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, казначеем Иннокентием с братией, где мощи их почивают под спудом. В 1817 году архимандритом Коневского монастыря Иларионом была составлена служба преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам, и напечатана в Синодальной типографии с приложением поучительного слова на память их.
В 1819 году, 20 октября, Святейшим Синодом было предписано общероссийское почитание Валаамских угодников и определены дни церковного празднования их памяти – 28 июня/11 июля и 11/24 сентября.
Мощи преподобных Сергия и Германа и ныне почивают под спудом в Спасо-Преображенском Соборе Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной молитвенной помощи преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере просящих и молящихся.
Основатели монастыря, преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, не оставили нам своего жития, которое, несомненно существовало, сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях. Но преподобные Сергий и Герман никогда не оставляли своего братства. Они продолжают свидетельствовать на протяжении тысячи лет свое незримое присутствие, охраняя своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель.
1 Данные с сайта Валаамского монастыря. Ранее считалось, что преподобные Сергий и Герман поселились на Валааме между 973–980 годами, но позднейшая критика отодвинула время их жизни к XII и даже к XIV веку. Официальное синодальное издание «Минеи Четьи на русском языке» говорит о преподобных Сергии и Германе как о «скончавшихся около 1353 г.».