икона тайная вечеря кто где сидит

История и значение иконы Тайная вечеря, где вешать и в чем помогает

Последние часы жизни Иисуса Христа перед казнью описаны в Новом Завете. Иисус, зная, что его ждет, собрал учеников для празднования еврейской Пасхи. На иконе «Тайная вечеря» изображен момент, когда Спаситель сообщает апостолам о предателе, своей скорой смерти, завещает им Евхаристию. Сюжет наполнен глубоким смыслом: святое Причастие стало одним из главных таинств христианства.

История написания образа

Событие, изображенное на иконе, описано в Евангелиях от Луки, Матфея, Марка. Действие происходит в Иерусалиме во время празднования Пасхи (даты возвращения евреев из египетского рабства). Иисус собрал на ужин (вечерю) своих самых близких учеников (12 апостолов), чтобы отметить этот праздник и проститься с ними.

Первосвященники нашли апостола, который согласился выдать Учителя. Иисус знал, что Иуда предаст его, и сказал об этом ученикам. Его будущее было предопределено Богом-Отцом.

Перед трапезой Иисус омыл ноги учеников. Во время вечери Христос раздал апостолам хлеб и вино и пояснил, что это символы Его плоти и крови. Кто попробует хлеб и вино, тот духовно станет един с ним. Этим обрядом Спаситель установил Новый Завет – Евхаристию (благодарение), таинство Причастия.

После тайной вечери и искупительной жертвы Спасителя апостолы наполнили Пасху другим содержанием. Теперь это праздник Воскресения Христа, победы над смертью. Православная церковь события этого дня поминает в Великий (чистый) четверг и на ежедневных литургиях в молитве Иоанна Златоуста.

Иконография

Самое известное изображение «Тайной вечери» принадлежит Леонардо да Винчи. Монументальная фреска (размер более 4 метров в высоту и 8 метров в длину) украшает заднюю стену трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грация в Милане. Время создания шедевра приходится на период расцвета Ренессанса (1495-1498 года). Заказчиком росписи был герцог Лудовико Сфорца, правитель Милана.

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

При создании фрески у художника возникла проблема, как должны выглядеть апостолы и Иисус Христос. В качестве модели Спасителя Леонардо да Винчи выбрал юного певчего из церковного хора. Молодой человек имел красивую, одухотворенную внешность.

Сложнее всего было найти прототип Иуды, как его себе представлял художник. Натурщиком для предателя-апостола стал бродяга. Пьяницу извлекли из канавы и привели к Леонардо да Винчи. Лицо несчастного было искажено страстями, злобным ожесточением.

Евангельский сюжет использовали, как известные художники и иконописцы, так и неизвестные древнерусские и средневековые мастера. На Руси иконы с одинаковым сюжетом датируются XV веком. Композиционное построение идентично для всех изображений: 12 учеников за общим столом, в центре – Иисус Христос. Отличие – в акцентах изображения.

На некоторых иконах подчеркивается предательство Иуды: у него одного отсутствует нимб, в руках может быть изображен кошель. Лица апостолов, узнавших, что среди них есть предатель, выражают удивление и негодование. На других образах нимб есть только у Христа. На столе изображены хлеб и вино. Иисус протягивает хлеб одному из учеников. Главный смысл такой иконы заключается в Причащении апостолов.

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

Значение иконы

Евангелисты повествуют, что Спаситель преподал апостолам 3 важнейших христианских заповеди:

Смирение стало одним из важнейших качеств христиан, в первую очередь, у монашествующих. Постом и молитвами монахи стараются победить в себе гордыню, превозносящую их перед другими верующими.

Смирение не унижает, а возвышает человека, потому как оно свидетельствует о его способности победить свои страсти, то есть силу духа. Когда смиряются слабые духом, то это не одно и то же, так как они подчиняются тем, кто сильнее их. Цель их смирения – возвыситься над другими. Иисус Христос, совершеннейший и безгрешный, показал пример смирения своим ученикам.

Нетрудно смирять себя перед Богом, осознавая свою греховность, перед самим собой. Намного сложнее смиряться перед другими людьми. Господь требует именно такого, истинного смирения, без которого невозможно единение с Ним.

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

На иконе «Тайная вечеря» изображены последние часы Христа до его смертных страданий. Евангелисты свидетельствуют, что Иисус являет ученикам свою любовь к ним со словами: «Как возлюбил меня Отец, и я возлюбил вас, пребудьте в любви моей». Он преломляет хлеб, наливает вина, поясняя, что это есть Плоть и Кровь Его.

Евхаристия – причащение к Телу и Крови искупителя людских грехов. Без Святого Причастия невозможно соединиться с Богом. Иисус Христос благословил апостолов на таинство до своего второго пришествия. Смысл иконы означает духовное соединение с Богом через принятие его искупительной жертвы.

В каких проблемах помогает?

В храме, перед иконой «Тайная вечеря» молят Господа о прощении грехов, (особенно во время поста, перед причащением к Святым дарам). Дома, в вечерней молитве перед образом благодарят за то, что есть достаток, никто не остался голодным. В молитвенном обращении к Господу можно изложить свои проблемы, испросить помощи.

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

Молитва и тропарь иконе «Тайная Вечеря»

Перед иконой полагается молиться следующими словами:

Тропарь

«В Великий Четверг Страстной недели одна из главных тем богослужения – предательство Иуды и просьба к Господу о прощении грехов перед Причастием».

Где нужно помещать икону в доме?

В православии значение иконы определяется ее положением в иконостасе. В церкви ее располагают над Царскими Вратами, иконами Спасителя и Богоматери. Где надо вешать икону дома, особой роли не играет. Но, исходя из сюжета святого изображения, ее часто размещают в помещении, где обедают, готовят пищу.

Источник

Скрытый смысл и загадки самой известной фрески Леонардо Да Винчи «Тайная вечеря»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

Иоанн может быть Марией Магдалиной

Любимого ученика справа от Иисуса историки искусства называют апостолом Иоанном, но некоторые считают, что это замаскированная Мария Магдалина. Большинство искусствоведов и ученых считают, что на росписи справа от Иисуса изображен его любимый ученик Иоанн. Но что, если присмотреться к этому персонажу.

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

Многие считают, что средневековые христианские лидеры, увидев женщину на картине, предприняли осознанные усилия, чтобы окрестить этот персонажа «Иоанном». Их смутило то, что, в противном случае, на картине попросту не будет всех учеников, а также то, что женщина сидит по правую сторону от Иисуса, т. е. на самом почетном месте.

Также можно увидеть, что многие из людей с правой (от Иисуса) стороны стола разговаривают с Марией, а Иисус, кажется, общается с сидящими слева от него. Если присмотреться ближе к «Иоанну», несложно увидеть сходство с Моной Лизой, которая была написана пять лет спустя.

Леонардо мог создать на росписи нумерологическое сообщение

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

В «Евангелии от Матфея» Иисус говорит, что тот, кто опустит руку в блюдо вместе с ним, является «предателем». Что интересно, как во времена Иисуса, так и Леонардо (а в некоторых местах и сегодня) на Ближнем Востоке и в Средиземноморье зачастую на обеденный стол ставили одну чашу с соусом или оливковым маслом на всех.

Каждый человек за столом по очереди опускал в нее свой хлеб. Чаще всего это был круглый стол с миской или горшком в центре. Но Леонардо изобразил Христа и его учеников за прямоугольным столом. Это предоставляет лучший обзор, а также является художественным клише на то время, но, может быть, Леонардо сделал это по другой причине.

Окунать свой хлеб в чашу перед хозяином очень неуважительно, и можно считать, что тот, кто делает подобное, считает, что он лучше, чем хозяин. На картине подобное делает Иуда, причем он также опрокинул соль, что является признаком грядущей неудачи.

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

Наконец, да Винчи сгруппировал сидящих за столом группами по 3 человека — если учитывать Иисуса, то это выглядит так: 3-3-1-3-3. При этом художник прогнорировал условности, не нарисовав нимбы над Иисусом и его последователями.

Да Винчи, возможно, вложил в свою картину секретное сообщение, разместив апостолов именно так. В Библии Иисус говорит ученикам пить его кровь (вино) и вкушать его плоть (хлеб) в память о нем.

Далее он говорит, что только те, кто это сделают, будут иметь вечную жизнь. Некоторые ученые считают, что Леонардо, который был не только скептиком и ученым, но и человеком, которого обвиняли в гомосексуализме во время молодости, когда он жил во Флоренции. В то время это, несомненно, считалось поступком, недостойным «вознесения на небеса» после смерти. Поскольку Леонардо нарисовал учеников группами 3-3-1-3-3, некоторые исследователи утверждают, что этим художник Леонардо указывал на «Плач Иеремии, глава 3: стихи 31-33: «Никто не изгнан от Господа навеки».

Иуда нарисован в стереотипной форме, чтобы быть похожим на еврея и отличаться от остальных

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

Перед Иудой стоит мешок с деньгами (в Евангелии от Иоанна 12: 6 говорится, что Иуда был вором, не говоря уже о тридцати сребрениках, выплаченных ему за предательство Иисуса), а в его стакане налито молоко, а не вино, как у остальных. Это сделано целенаправленно, чтобы Иуда отличался от остальных буквально в каждой мелочи.

Если бы Иуда пил вино, которое Иисус назвал «своей кровью» и которое якобы является «путем к спасению», он был бы прощен, но Леонардо нарисовал его так, что Иуда выглядит посторонним и не прощенным.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Секреты фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

Месторасположение и история создания:

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

Произведение было выполнено в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 см. Многие ценители творчества художника сошлись во мнении, что лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться 3,5 метров вверх. Тем более что посмотреть есть на что. Уже при жизни автора фреска считалась его лучшим произведением. Хотя, назвать картину фреской было бы неправильным. Дело в том, что Леонардо да Винчи писал произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз. Для этого художник нанес на стену толстый слой яичной темпры, которая впоследствии сослужила дурную службу, начав разрушаться всего через 20 лет после написания картины. Но об этом чуть позже.

Идея произведения:

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

«Тайная вечеря» изображает последний пасхальный ужин Иисуса Христа с учениками-апостолами, состоявшийся в Иерусалиме накануне его ареста римлянами. Согласно писанию, Иисус сказал во время трапезы, что один из апостолов предаст его. Леонардо да Винчи постарался изобразить реакцию каждого из учеников на пророческую фразу Учителя. Для этого он ходил по городу, говорил с простыми людьми, смешил их, расстраивал, обнадеживал. А сам при этом наблюдал за эмоциями на лицах. Целью автора было отображение знаменитого ужина с чисто человеческой точки зрения. Именно поэтому он изобразил всех присутствующих в ряд и никому не пририсовал нимба над головой (как это любили делать другие художники).

Интересные факты:

Вот мы и дошли до самой интересной части статьи: секретов и особенностей, скрытых в произведении великого автора.

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

Последним ненаписанным персонажем на картине оставался Иуда. Художник часами бродил по самым злачным местам, выискивая среди опустившихся людей модель для написания. И вот почти через 3 года ему повезло. В канаве валялся абсолютно опустившийся тип в состоянии сильного алкогольного опьянения. Художник приказал привести его в мастерскую. Мужчина почти не держался на ногах и не соображал, куда он попал. Однако, уже после того, как образ Иуды был написан, пьяница подошел к картине и признался, что уже видел ее раньше. На недоумение автора человек ответил, что три года назад он был совсем другим, вел правильный образ жизни и пел в церковном хоре. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа. Так, согласно мнению историков, Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Это еще раз подчеркивает тот факт, что добро и зло идут так близко, что иногда грань между ними неощутима.

Кстати, во время работы Леонардо да Винчи отвлекал настоятель монастыря, который постоянно торопил художника и утверждал, что тот должен сутками писать картину, а не стоять перед ней в раздумьях. Однажды живописец не выдержал и пообещал настоятелю списать с него Иуду, если тот не перестанет вмешиваться в творческий процесс.

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

3. Некоторые ученые утверждают, что необычное расположение учеников на картине не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по… знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина – девой.

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

Как видите, в одной-единственной картине скрыто множество тайн и недосказанностей, над раскрытием которых борется не одно поколение. Многие из них так и останутся неразгаданными. А современникам останется лишь строить догадки и повторять шедевр великого итальянца в красках, мраморе, песке, стараясь продлить жизнь фрески.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Новое в блогах

Кто сидит по правую руку рядом с Христом на картине «Тайная Вечеря», женщина или мужчина?

Многие годы не утихает спор между людьми о том кто сидит по правую руку от Христа на картине Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря», одни утверждают что это женщина Мария Магдалена, другие утверждают что это мужчина, молодой апостол Иоанн. Конечно ярые религиозные фанатики видят на картине мужчину, но у них свои религиозные взгляды.

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

Я думаю что всё таки это женщина потому что у лица этого человека женские черты лица.

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

И ещё на картине присутствует один очень важный аргумент, это цвета одежды в которые одеты персонажи. С давних времён мужским цветом считается синий цвет, а вот женским считается розовый цвет. Даже проводились научные исследования и оказалось такой выбор цветов это биологическая закономерность. И сегодня среди католиков очень редко можно найти мужчину носящего розовую одежду. Мужчину который носит розовый цвет неправильно поймут.

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

Единственный человек которого нарисовал Леонардо да Винчи в розовой одежде это человек сидящий по правую руку от Христа. У человека на плече лежит накидка розового цвета. Что хотел сказать художник нарисовав человека возле Христа с женскими чертами лица в розовой одежде? Конечно он тайно даёт намёк что это женщина. Может именно поэтому Ватикан уничтожил нижнюю часть картины прорубив дверной проём именно там где нарисованы ноги Христа и его соседки? Женская нога всегда меньше мужской и обувь разная.

Несмотря на уничтожение женских улик Ватиканом сохранились копии картины сделаные учениками Леонардо на которых можно увидеть что было изображено до появления дверного проёма, вот один из таких фрагментов:

Если приблизить изображение можно понять что одна нога нарисована в женской сандалии, на сандалии вышиты цветочки. Нога находится под столом между Иудой и Иоанном (Марией Магдалиной).

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

Вот почему прорубили дверной проём, чтобы скрыть женскую сандалию. Признание такого факта как женщина-апостол изменит всё отношение церкви к женщине, а это недопустимо со стороны религиозных мачистов, в их понимании женщина это рабыня, человек второго сорта.

Источник

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Мария Магдалина или апостол Иоанн?

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

Истинно, нет на свете тайного, что когда-нибудь не стало бы явным, ибо рукописи не горят. И мы продолжаем развенчивать один из самых бессовестных исторических мифов, относительно опороченного христианской Церковью имени Марии Магдалины. От недавнего для нас стало иметь принципиально важное значение освещение этой темы, потому как сам Ригдена Джаппо с огромным уважением отзывается о ней и её «великом подвиге», в которому мы обязательно прийдем позднее, чему свидетельствуют изложенные в книге «Сэнсэй 4. Исконный Шамбалы» материалы, описывающие совершенно неизвестную историю этой загадочной и прекрасной женщины. Совсем скоро в разделе «Исконные Знания» мы выложим подробное содержание этого бесценного, на наш взгляд, литературного произведения.

Итак, рассмотрим сперва оригинал:

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

Месторасположение

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

«Тайная вечеря» (официальные сведения, по версии Википедии)

Общие сведения

Размеры изображения — примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Техника

Он писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, габса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.

Изображенные фигуры

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа.

Анализ картины

апостолы сидят группами по три человека;
позади Иисуса — три окна;
контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене. Во многих местах картины проходит золотое сечение; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

(книга, заслуживающая внимания, благодаря своему тревому аналитическому взгляду)

Есть в мире одно из самых знаменитых — бессмертных — произведений искусства. Фреска Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря» является единственной уцелевшей росписью в трапезной монастыря Санта-Мария дель Грация. Она выполнена на стене, которая осталась стоять после того, как все здание превратилось в груду мусора в результате бомбардировки союзников во время Второй мировой войны. Хотя свои варианты этой библейской сцены представили миру и другие замечательные художники — Никола Пуссен и даже такой вызывающий идиосинкразию автор, как Сальвадор Дали, — именно творение Леонардо по каким-то причинам поражает воображение больше, чем любое другое полотно. Варианты на эту тему можно увидеть повсюду, и они охватывают весь спектр отношений к теме: от преклонения до осмеяния.

Иногда изображение выглядит настолько знакомым, что его практически не рассматривают в деталях, хотя оно открыто взору любого зрителя и требует более тщательного рассмотрения: его истинный глубокий смысл остается закрытой книгой, а зритель скользит взглядом лишь по ее обложке.

Именно это произведение Леонардо да Винчи (1452—1519) — страдающего гения Италии эпохи Возрождения — указало нам дорогу, которая привела к открытиям, столь захватывающим по своим последствиям, что поначалу они казались невероятными. Невозможно понять, почему целые поколения ученых не заметили того, что оказалось доступно нашему изумленному взгляду, почему такая взрывоопасная информация терпеливо ждала все это время писателей, подобных нам, оставалась вне основного русла исторических или религиозных исследований и не была обнаружена.

Чтобы быть последовательными, мы должны вернуться к «Тайной Вечере» и посмотреть на нее свежим, непредвзятым взглядом. Сейчас не время рассматривать ее в свете знакомых представлений об истории и искусстве. Сейчас наступил момент, когда более подходящим будет взгляд человека, которому совсем незнакома эта столь известная сцена — пусть пелена предвзятости падет с наших глаз, позволим себе посмотреть на картину по-новому.

Центральной фигурой, разумеется, является Иисус, которого Леонардо в своих записях, относящихся к этой работе, называет Спасителем. Он задумчиво взирает вниз и чуть влево от себя, руки простерты по столу перед ним, как бы предлагая зрителю дары Тайной Вечери. Поскольку именно тогда, согласно Новому Завету, Иисус ввел таинство Причастия, предложив ученикам хлеб и вино в качестве своей «плоти» и «крови», зритель вправе ожидать, что на столе перед ним должна быть чаша или кубок с вином, чтобы жест выглядел оправданным. В конечном итоге для христиан эта вечеря непосредственно предшествует страстям Христовым в Гефсиманском саду, где он горячо молится «да минует меня чаша сия. » — еще одна ассоциация с образом вино — кровь, — а также святая кровь пролилась перед Распятием во искупление грехов всего человечества. Тем не менее вина перед Иисусом нет (и даже символического его количества на всем столе). Могут ли эти простертые руки означать то, что на лексиконе художников называется пустым жестом?

Учитывая отсутствие вина, возможно, не случайно и то, что из всех хлебов на столе очень немногие «преломлены». Поскольку Иисус сам ассоциировал со своей плотью хлеб, который следует преломить при высшем таинстве, не послан ли нам едва различимый намек на истинный характер страданий Иисуса?

Однако все это лишь верхушка айсберга ереси, отраженной в этой картине. По Евангелию, апостол Иоанн Богослов был физически столь близок к Иисусу во время этой Вечери, что приник «к его груди». Однако у Леонардо этот молодой человек занимает совсем не такое положение, как требуют того «сценические указания» Евангелия, но, напротив, преувеличенно отклонился от Спасителя, склонив голову в правую сторону. Непредвзятого зрителя можно простить, если он заметит только эти любопытные особенности в отношении единственного образа — образа апостола Иоанна. Но, хотя художник в силу собственных пристрастий, конечно, был склонен к идеалу мужской красоты несколько женственного типа, иных толкований быть не может: в данный момент мы смотрим на женщину. Все в нем поразительно женственное. Каким бы старым и поблекшим ни было изображение из-за возраста фрески, нельзя не обратить внимания на крошечные, изящные руки, тонкие черты лица, явно женскую грудь и золотое ожерелье. Это женщина, именно женщина, что отмечено одеянием, особо ее выделяющим. Одежды на ней представляют собой зеркальное отражение одежды Спасителя: если на нем синий хитон и красный плащ, то на ней красный хитон и синий плащ. Ни у кого из сидящих за столом нет одеяний, представляющих собой зеркальное отражение одежд Иисуса. И за столом нет других женщин.

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

Центральной в композиции является огромная, уширенная буква «М», которую образуют фигуры Иисуса и этой женщины, взятые вместе. Они будто буквально соединены в бедрах, но страдают из-за того, что расходятся или даже растут из одной точки в разные стороны. Насколько нам известно, ни один из академиков никогда не ссылался на этот образ иначе, чем «святой Иоанн», не замечена ими и композиционная форма в виде буквы «М». Леонардо, как мы установили в своих исследованиях, был великолепным психологом, который посмеялся, представив своим патронам, заказавшим ему традиционное библейское изображение, в высшей степени неортодоксальные образы, зная, что люди будут спокойно и невозмутимо смотреть на самую чудовищную ересь, поскольку обычно видят только то, что хотят видеть. Если вас призвали написать христианскую сцену и вы представили публике нечто, на первый взгляд, подобное и отвечающее ее пожеланиям, люди никогда не станут искать двусмысленный символизм.

Вместе с тем Леонардо должен был надеяться, что, возможно, есть другие, разделяющие его необычное толкование Нового Завета, кто распознает в картине тайную символику. Или же кто-то когда-то, некий объективный наблюдатель однажды поймет образ таинственной женщины, связанной с буквой «М», и задаст вопросы, с очевидностью из этого вытекающие. Кто была эта «М» и почему она столь важна? Почему Леонардо рискнул своей репутацией — даже жизнью в те дни, когда еретики повсюду горели на кострах, — чтобы включить ее в основополагающую для христианина сцену? Кто бы она ни была, ее судьба не может не вызывать тревоги, поскольку протянутая рука режет ее изящно выгнутую шею. Угроза, заключенная в этом жесте, сомнений вызвать не может.

Поднятый прямо перед ликом Спасителя указательный палец другой руки с очевидной страстностью угрожает и ему самому. Но и Иисус и «М» выглядят людьми, не замечающими угрозу, каждый из них полностью погружен в мир своих дум, каждый в собственной манере безмятежен и спокоен. Но все вместе выглядит так, будто тайные символы использованы не только для того, чтобы предупредить Иисуса и сидящую рядом женщину (?), но и сообщить (а может быть, напомнить) наблюдателю о некой информации, которую обнародовать другим способом было бы опасно. Не использовал ли Леонардо свое творение для обнародования каких-то особых верований, провозгласить которые обычным способом было бы просто безумием? И не могли бы эти верования быть посланием, адресованным гораздо более широкому кругу, а не только ближнему его окружению? Может быть, они были предназначены и для нас, для людей нашего времени?

икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть фото икона тайная вечеря кто где сидит. Смотреть картинку икона тайная вечеря кто где сидит. Картинка про икона тайная вечеря кто где сидит. Фото икона тайная вечеря кто где сидит

Юный апостол Иоанн или Мария Магдалина?

Вернемся к рассмотрению этого поразительного творения. На фреске справа, с точки зрения наблюдателя, высокий бородатый мужчина согнулся почти вдвое, что-то рассказывая ученику, сидящему у края стола. При этом он практически полностью повернулся спиной к Спасителю. Моделью для изображения этого ученика — Святого Фаддея или Святого Иуды — служил сам Леонардо. Отметим, что изображение художников эпохи Возрождения, как правило, либо случайны либо делались тогда, когда художник был красивой моделью. В данном случае мы имеем дело с примером использования образа приверженцем double entendre (двойного смысла). (Он был озабочен поиском нужной модели для каждого из апостолов, о чем можно судить по его бунтарскому предложению, сделанному самому разгневавшемуся приору монастыря святой Марии, послужить моделью для Иуды.) Так почему Леонардо изобразил себя столь явно отвернувшимся от Иисуса?

Более того. Необычная рука целит кинжалом в живот ученика, сидящего всего через одного человека от «М». Эта рука не может принадлежать никому из тех, кто сидит за столом, поскольку для удержания кинжала в таком положении подобный изгиб физически невозможен для людей, находящихся рядом с изображением руки. Однако действительно поразительным является не сам факт существования не принадлежащей телу руки, но отсутствие в трудах о Леонардо, которые мы прочитали, упоминания об этом: хотя в паре работ эта рука упоминается, ничего необычного авторы в ней не находят. Как и в случае апостола Иоанна, который выглядит как женщина, ничто не может быть более очевидным — и более странным, — стоит лишь обратить на это обстоятельство внимание. Но эта неправильность чаще всего ускользает от внимания наблюдателя просто потому, что факт этот — экстраординарный и возмутительный.

Мы часто слышим, что Леонардо был ревностным христианином, религиозные картины которого отражают глубину его веры. Как мы видим, по меньшей мере в одной из картин присутствуют образы, очень сомнительные, с точки зрения ортодоксального христианина. Нашими дальнейшими исследованиями, как мы покажем, установлено: ничто не может быть столь далеким от правды, как представление, что Леонардо был истинно верующим — подразумевается, верующим по канонам общепринятой или хотя бы приемлемой формы христианства. Уже по любопытным аномальным особенностям одного из его творений мы видим, что он пытался рассказать нам о другом пласте смыслов в знакомой библейской сцене, о другом мире веры, скрытом в общепринятых образах настенной росписи в Милане.

Что бы ни значили эти еретические неправильности — а значение этого факта преувеличить невозможно, — они были абсолютно несовместимыми с ортодоксальными догматами христианства. Само по себе это вряд ли будет новостью для многих современных материалистов/рационалистов, поскольку для них Леонардо был первым настоящим ученым, человеком, у которого не было времени на какие-либо суеверия, человеком, являвшим собой антитезу всякой мистике и оккультизму. Но и они не смогли понять того, что предстало перед их глазами. Изобразить Тайную Вечерю без вина равносильно изображению сцены коронации без короны: получается либо бессмыслица, либо картина наполнена другим содержанием, причем до такой степени, что представляет автора абсолютным еретиком — человеком, который имеет веру, но веру, противоречащую догматам христианства. Может быть, не просто иную, но находящуюся в состоянии борьбы с догматами христианства. И в других работах Леонардо мы обнаружили его собственные особые еретические пристрастия, выраженные в тщательно проработанных соответствующих сценах, которые он вряд ли написал бы именно так, будучи просто атеистом, зарабатывающим себе на жизнь. Этих отклонений и символов слишком много, чтобы их можно было истолковать как насмешку скептика, вынужденного работать по заказу, нельзя их назвать и просто выходками, подобными, например, изображению святого Петра с красным носом. То, что мы видим в Тайной Вечере и других работах, есть тайный код Леонардо да Винчи, который, как мы полагаем, имеет поразительную связь с современным нам миром.

Можно спорить, во что верил или не верил Леонардо, но его действия были не просто причудой человека, несомненно неординарного, вся жизнь которого была полна парадоксов. Он был замкнутым, но вместе с тем душой и жизнью общества; он презирал гадалок, но в его бумагах обозначены большие суммы, заплаченные астрологам; он считался вегетарианцем и нежно любил животных, но его нежность редко простиралась на человечество; он рьяно препарировал трупы и наблюдал за казнями взглядом анатома, был глубоким мыслителем и мастером загадок, трюков и мистификаций.

При столь противоречивом внутреннем мире вполне вероятно, что религиозные и философские воззрения Леонардо были необычными, даже странными. Только по этой причине возникает искушение не обращать внимания на его еретические верования как на нечто, не имеющее значения для нашей современности. Общепризнано, что Леонардо был чрезвычайно одаренным человеком, но современная тенденция оценивать все в терминах «эпохи» ведет к значительной недооценке его достижений. В конце концов, в те времена, когда он пребывал в расцвете творческих сил, даже книгопечатание было новинкой. Что один изобретатель-одиночка, живший в столь примитивные времена, может предложить миру, который купается в океане информации через глобальную сеть, миру, в считаные секунды через телефон и факс обменивающемуся информацией с континентами, в его времена еще не открытыми?

Есть два ответа на этот вопрос. Первый: Леонардо не был, воспользуемся парадоксом, заурядным гением. Большинство образованных людей знает, что он сконструировал летательный аппарат и примитивный танк, но вместе с тем некоторые его изобретения были столь несвойственны времени, в котором он жил, что люди с эксцентричным складом ума могут вообразить, будто ему было дано провидеть будущее. Его конструкция велосипеда, например, стала известна только в конце шестидесятых годов двадцатого века. В отличие от мучительной эволюции методом проб и ошибок, которую претерпел викторианский велосипед, пожиратель дорог Леонардо да Винчи имеет уже в первой редакции два колеса и цепную передачу. Но еще более поражает не конструкция механизма, но вопрос о причинах, которые побудили изобретать велосипед. Человек всегда хотел летать как птица, но мечта о балансировании на двух колесах и нажимании на педали, принимая к тому же во внимание плачевное состоянии дорог, уже отдает мистикой. (Вспомним, кстати, что в отличие от мечты о полетах она не фигурирует ни в одном классическом сюжете.) Среди многих других высказываний о будущем Леонардо предсказал также и появление телефона.

Будь Леонардо даже еще большим гением, чем говорят о том исторические книги, все равно остается без ответа вопрос: какими возможными знаниями он мог обладать, если им предложенное обрело смысл или получило широкое распространение только через пять веков после его времени. Можно, конечно, выдвинуть аргумент, что учение проповедника первого века, казалось бы, должно иметь еще меньшее отношение к нашему времени, но остается непреложным факт: некоторые идеи универсальны и вечны, истина, найденная или сформулированная, по прошествии веков не перестает быть истиной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *