икона тихвинской богоматери где находится в тихвине

9 июля Тихвинская икона Божьей матери – о чем ей молятся, о чем ее просят, в чем помогает икона? Молитва на 9 июля

икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Смотреть фото икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Смотреть картинку икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Картинка про икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Фото икона тихвинской богоматери где находится в тихвине

В православии 9 июля – почитание иконы Божьей Матери Тихвинской. По народному календарю дату называют Давид-земляничник либо Тихвинская ягодница.

Какова история чудотворного Тихвинского образа?

Согласно легенде образ этот был написан евангелистом Лукой и подарен Антиохийскому Феофилу. Спустя время стали поговаривать об иконе, будто ее невидимые ангелы носят. И в Византии она являлась и на Руси.

Как-то заметили рыбаки, промышлявшие на Ладоге, что икона над озером проплывала. Над разными городами и деревнями образ проследовал, пока не выбрал себе место возле реки Тихвинки. Здесь и построили люди храм деревянный в честь Успения Божьей Матери. Три раза он горел, но образ Богородицы всегда оставался невредимым.

В Великую Отечественную войну Тихвинскую икону из России вывезли немецкие оккупанты. В 1950-х годах после длительных странствий она попала в Чикаго. Лишь спустя полвека (в 2004 году) в Тихвине был полностью восстановлен Успенский Богородичный монастырь, и образ вернулся на свое прежнее место.

О чем просят Богородицу у ее Тихвинского образа?

По-другому Тихвинскую икону называют «Чадородительницей», что напрямую подсказывает, в чем помогает святыня. Просят ее о помощи в материнстве – главном женском предназначении.

Молятся женщины Деве Марии, чтобы помогла в зачатии здорового ребенка, послала успешные и легкие роды. Известны случаи, когда Тихвинская икона помогала познать радость материнства тем, кого врачи обрекли на бездетное существование диагнозом бесплодие.

И еще одно название имеет икона – «Путеводительница». Она покровительствует в те моменты, когда людям предстоит сложный жизненный выбор. А если человек по нечестной и падшей дороге пошел, то у иконы молятся, чтобы вернулся он на путь истинный.

В каких еще потребах люди молятся у Тихвинской иконы:

1. об исцелении от недугов (известны случаи, когда после молитв у этого образа больные на ноги поднимались, некоторым возвращался утраченный слух или зрение);

2. политики и руководители просят мудрости и способности быть справедливыми;

3. молодые люди молятся о даровании целомудрия, разума и благочестия;

4. те, кого горе настигло, просят сил и терпения, чтобы скорби перенести;

5. пожилые молят о крепком здоровье и долголетии;

6. супруги об обретении мира, любви и семейного согласия;

7. родители о воспитании добрых и послушных детей.

Сильные православные молитвы Тихвинской иконе Божией Матери

Молитвенные обращения к Небесной покровительнице в образе Тихвинской иконы всегда помогут, если идут от сердца.

О детях

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим. Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небеснаго материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.

О здоровье и благополучии

«Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниях Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем Российскаго народа, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет, якоже и ныне удивила еси неизреченную Свою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием пречистыя Твоея иконы, еюже всю просветила еси Российскую страну. Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, архиереи же и вся люди, и подаждь стране победы на вся враги, и сохрани вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и покланяющимся пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.»

О зачатии ребенка

О, Всемилосердная, Благая и Истинная Защитнице наша, Госпоже Богородице, счастье Материнства познавшая, в коем волнения, надежды, тревоги и скорби всех матерей земных приявшая, не остави молитвами Твоими припадающих к святей и чудотворней иконе Твоей раб сих (имена) и испроси у Сына Твоего и всех Бога безплодства разрешение, в родах поможение и благочадие, младенцем же их надежный покров и защишение. Призри, Пречистая Мати, на рабов Твоих сих, союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на них милость Твоя, да будут плодовиты и да увидят они сыны сынов своих до третьего и четвертого рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.

Об исцелении детей

Божья Матерь Тихвинская, Чудотворная Заступница! Я каюсь в темных грехах, и умоляю тебя о прощении. Исцели болящего ребенка моего святой водицей, что как елей вольется в его уста. Изгони боли с тела, отринь мучения с души. Попроси у Господа Бога великодушного отпущения, и помоги нам обрести православное смирение. Да будет воля твоя. Аминь.

На всякую потребу

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице. Приими хвалебноблагодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благость Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостививши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей: услыши нас молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя, разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша к зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшнем Суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник

Где находится икона Тихвинской Божией Матери

Икона Тихвинской Божией Матери относится к типу Одигитрия, что значит Путеводительница. Впервые об этом образе упоминается древнейшей рукописи «Сказание о Тихвинской иконе Богоматери». Появление ее датируется в рукописи 1383 годом. Она явилась рыбакам в неземном сиянии на Ладожском озере. Шесть раз пытались ее взять в руки, но чудотворная икона перемещалась с одного места на другое до тех пор, пока не остановилась над рекой Тихвинской. Немногочисленные в те времена православные богомольцы собрались на берегу и стали молится. Лишь после этого икона далась в руки.

Для Тихвинского образа Божией матери построили церковь Успения Пресвятой Богородицы. Деревянная церквушка несколько раз подвергалась пожарам, но святой образ ни разу не пострадал. Узнав об этом, отец Ивана Грозного повелел построить каменный храм в самом Тихвине, для перенесения туда иконы.

Помолиться перед чудотворной иконой приезжали многие правители земли русской: начиная от Ивана Грозного до Екатерины II. Весь многочисленный царственный дом Романовых также почитал Тихвинскую икону Божией Матери.

После революции 1917 года, ученые изучали образ, затем он был перенесен в краеведческий музей Новгорода. Когда же началась Великая Отечественная война, ее отправили в Псков. Затем она попала в Ригу и оказалась на территории, освобождаемой американскими войсками. После окончания войны она обреталась в Чикаго, в Свято-Троицком соборе. Только после ухода коммунистической партии в России с правящего места, было решено вернуть Тихвинскую икону на родину. В Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь она прибыла в 2004 году.

Где сейчас находится Тихвинская икона Божией Матери

За все время пребывания иконы в России с нее было сделано множество списков, почти все из них признаны чудотворными.

В столице тоже много мест, где вы можете помолиться у святого образа Царицы Небесной. Это, в первую очередь

Успенский собор Московского Кремля

Смоленский собор Новодевичьего монастыря

Афонская часовня у Владимирских ворот

Церковь Святителя Николая на Щепах

и многих других местах православных.

икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Смотреть фото икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Смотреть картинку икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Картинка про икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Фото икона тихвинской богоматери где находится в тихвине

икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Смотреть фото икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Смотреть картинку икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Картинка про икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Фото икона тихвинской богоматери где находится в тихвине

икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Смотреть фото икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Смотреть картинку икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Картинка про икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Фото икона тихвинской богоматери где находится в тихвине

О чем молятся перед Тихвинской иконой Божией Матери

Не смотря на то, что образ Тихвинской Богородицы много раз спасал русские города от иноземных захватчиков, она считается «детской» иконой.

Молитвы

Дне́сь, я́ко со́лнце пpесве́тлое,/ возсия́ нам на возду́се всечестна́я ико́на Твоя́, Влады́чице,/ луча́ми ми́лости миp пpосвеща́ющи,/ ю́же вели́кая Росси́я,/ я́ко не́кий даp Боже́ственный свы́ше благогове́йне воспpие́мши,/ пpославля́ет Тя, Богома́ти, всех Влады́чицу,/ и от Тебе́ pо́ждшагося Хpиста́ Бо́га на́шего велича́ет pа́достно./ Ему́же моли́ся, о Госпоже́ Цаpи́це Богоpо́дице,/ да сохpани́т вся гpа́ды и стpаны́ хpистиа́нския/ невpеди́мы от всех наве́т вpа́жиих/ и спасе́т ве́pою поклоня́ющихся Его́ Боже́ственному/ и Твоему́ пpечи́стому о́бpазу,// Де́во Неискусобpа́чная.

Притеце́м, лю́дие, к Де́вей Богоро́дице Цари́це,/ благодаря́ще Христа́ Бо́га,/ и, к Тоя́ чудотво́рней ико́не уми́льно взира́ющи, припаде́м и возопие́м Ей:/ о Влады́чице Мари́е,/ присети́вше страну́ сию́ Твоего́ честна́го о́браза явле́нием чуде́сно,/ спаса́й в ми́ре и благовре́менстве оте́чество на́ше и вся христиа́ны,/ насле́дники показу́ющи Небе́сныя жи́зни,/ Тебе́ бо ве́рно зове́м:// ра́дуйся, Де́во, ми́ра спасе́ние.

Благодари́м Тя, о Преблага́я и Пречи́стая, Преблагослове́нная Де́во, Влады́чице, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, о всех благодея́ниих Твои́х, я́же показа́ла еси́ ро́ду челове́ческому, наипа́че же нам, христоимени́тым лю́дем росси́йским, о ни́хже ниже́ са́мый а́нгельский язы́к к похвале́нию дово́лен бу́дет. Благодари́м Тя, я́коже и ны́не удиви́ла еси́ неизрече́нную Твою́ ми́лость на нас, недосто́йных рабе́х Твои́х, преесте́ственным самоприше́ствием Пречи́стыя Твоея́ ико́ны, е́юже всю просвети́ла еси́ Росси́йскую страну́. Те́мже и мы, гре́шнии, со стра́хом и ра́достию покланя́ющеся, вопие́м Ти: о Пресвята́я Де́во, Цари́це и Богоро́дице, спаси́ и поми́луй лю́ди Твоя́, и пода́ждь им побе́ды на вся враги́ их, и сохрани́ ца́рствующия гра́ды, и вся гра́ды и страны́ христиа́нския, и сей святы́й храм от вся́каго наве́та вра́жия изба́ви, и всем вся на по́льзу да́руй, ны́не прише́дшим с ве́рою и моля́щимся рабо́м Твои́м, и поклоня́ющимся Пресвято́му о́бразу Твоему́, я́ко благослове́нна еси́ с ро́ждшимся от Тебе́ Сы́ном и Бо́гом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних сил, Небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея Всемо́щная Засту́пнице. Приими́ хвале́бно благода́рственное пе́ние сие́ от нас недосто́йных раб Твои́х и вознеси́ моли́твы на́ша ко престо́лу Бо́га Сы́на Твоего́, да ми́лостив бу́дет непра́вдам на́шим и проба́вит бла́гость Свою́ чту́щим всечестно́е и́мя Твое́ и с ве́рою и любо́вию поклоня́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́. Не́смы бо досто́йни от Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты уми́лостививши Его́ о нас, Влады́чице, я́ко вся Тебе́ от Него́ возмо́жна суть. Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей; услы́ши нас моля́щихся Тебе́, осени́ нас вседержа́вным покро́вом Твои́м и испроси́ у Бо́га Сы́на Твоего́ па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником ра́зум и смиреному́дрие, супру́гам любо́вь и согла́сие, ча́дам послуша́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий, скорбя́щим благоду́шие, ра́дующимся воздержа́ние: всем же нам дух ра́зума и благоче́стия, дух милосе́рдия и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды. Ей, Госпоже́ Пресвята́я, умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́: разсе́янныя собери́, заблу́ждшыя на путь пра́вый наста́ви, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й, и при́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ серде́чныя о́чи на́ша к зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и та́мо, в стране́ земна́го прише́льствия и на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́: преста́вльшыяся же в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ отцы́ и бра́тию на́шу в ве́чней жи́зни со А́нгелы и со все́ми святы́ми жи́ти сотвори́. Ты бо еси́, Госпоже́, сла́ва Небе́сных и упова́ние земны́х. Ты по Бо́зе на́ша Наде́ждо и Засту́пница всех притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. К Тебе́ у́бо мо́лимся, и Тебе́, я́ко Всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш предае́м, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери – один из символов России

икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Смотреть фото икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Смотреть картинку икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Картинка про икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Фото икона тихвинской богоматери где находится в тихвине

Судьба Тихвинской иконы Богоматери, ее почитание тесно переплетается с историей не только Северо-Запада России, но и всей нашей страны. Можно выделить два переплетающихся сюжета – внимание со стороны правящих династий и значение иконы как защитницы, «крепкой помощницы» в ратных делах. Недаром же ее часто называют «палладиумом России». Со времен посещения берегов Тихвины Василия III Тихвин называли «царским богомольем». Высочайшие особы посещали Тихвин вплоть до начала ХХ века. «Воинская слава» Тихвинской иконы началась в XVII веке. Многие поколения русских солдат отправлялись на защиту Родины с ее образами.

Первая летописная дата, связанная с Тихвином – 1383 год – относится к явлению иконы Богоматери и возникновению Пречистенского погоста. В новгородской третьей летописи записано: «В лето 6891. Во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфине, явилася икона пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, с Превечным Младенцем на руку своею».

Первая церковь была устроена по повелению великого князя: «Некие благоговейные мужи по повелению христолюбивых людей совершили путешествие в Великий Новгород и возвестили о явлении чудной иконы Богоматери и чудесах преосвященному архиепископу и начальникам города Архиепископ, услышав это, духовной радостью наполнился, удивляясь Божиему человеколюбию, милости Пресвятой Богородицы и преславным чудесам от иконы. Воздав великое благодарение, архиепископ своим посланием в царствующий город Москву известил обо всем самодержца, от которого получил письменное повеление о церковном устроении Дома Богоматери и собрании церковного причта. И по повелению великого князя архиепископ совершил поставление и благословил священников и диаконов церкви, и отпустил их вместе с пришедшими мужами».

В конце XV – первой половине XVI в. почитание богородичных икон понималось в Европе как начало, объединяющее христианский мир. В это время обратил свое внимание на Тихвин Василий III. Извод Тихвинской Богоматери был известен в Москве и ранее. Например, среди икон-пядниц в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля находилась дошедшая до нашего времени икона Тихвинской Богоматери московского письма I половины XV в. Но широкое почитание Тихвинской иконы в Московском княжестве начинается именно с Василия III.

Развернувшаяся пропаганда иконы Тихвинской Богоматери, полностью находилась в русле общей тенденции – объединения, сплочения страны с помощью создания общерусских святынь. Так чудеса Тихвинской иконы, имевшие сугубо местный характер, получили известность в средне-русских княжествах. «Закономерное продолжение и развитие эта деятельность нашла в усилиях великокняжеской власти и митрополии по выявлению и систематизации периферийных святынь, а также распространению их почитания, в том числе путем создания списков с прославленных икон».

Приезд Василия на Тихвину был связан с обстоятельствами его частной жизни. В 1525 г. произошел его развод с Соломонией Сабуровой и ее пострижение. В январе 1526 года Василий Иванович женится на Елене Глинской. Новые надежды на рождение наследника, связанные с новой супругой, усердно подкреплялись паломничеством к знаменитым святыням, вкладами в монастыри и соборы, молениями о чадородии.

«В лето 7035 (1526) года, месяца декабря, в 25 день приходит к чудотворной иконе на Тихвину Самодержец и Великий Князь Василий Иванович и на моление колени свои преклоняет и, с умилением молитвы и моления и обеты свои воздав Богородице, и, икону любезно поцеловав, опять возвратился на свой державный царский престол». Пробыл Василий III на Тихвине «3 дня и три ночи». Молился Василий уже в новом каменном храме, построенном по его велению и освященном 12 августа 1515 года в честь Успения Богородицы.

Василия III сопровождал Макарий, только что поставленный на новгородскую кафедру архиепископом, до него новгородская архиепископия некоторое время «вдовствовала».

Макарий же сопровождал во время поездки в Тихвин и сына Василия III, родившегося спустя два года после моления Василия о чадородии перед тихвинской иконой, – Ивана IV.

Иван Грозный поднимает почитание иконе Тихвинской Богоматери на новую ступень. Он в течение всей жизни с особым благоговением относится к этой иконе, считая ее своей покровительницей. Например, в 1552 г. в походе на Казань во время ночлега русского войска на реке Пьяне. Царю во сне явилась икона Тихвинской Богоматери и укрепила его «на враги одоление». Позже Иван Васильевич основал на этом месте монастырь и подарил ему созданный в Тихвине список с чудотворной.

Он приезжает на поклонение Тихвинской иконе за 15 дней до венчания на царство (и перед венчанием с Анастасией) – получить благословение на титул «царя» («цезаря») от святыни, почитаемой за римскую и константинопольскую. В полном соответствии с теорией «Москва – третий Рим».

«Сей Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич также великую веру стяжал к Богородице, как и боголюбивый отец его Великий Князь Василий. Более того, и обоюдную любовь он имел к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, что на Тихвине, всегда в Ней и на всяком месте и Помощницу себе, и Заступницу, и Воеводу непобедимую, и стену необоримую находя, помощью Ее врагов своих побеждая, заступлением же Ее спасаясь, иногда даже и самовидцем иконы бывая.

Хотя и далече расстоянием от царствующего града Москвы до Тихвина, но от веры великой местонахождение близким ему показалось.

икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Смотреть фото икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Смотреть картинку икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Картинка про икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Фото икона тихвинской богоматери где находится в тихвине

В Тихвине Иван Васильевич мог получить благословение не только от Богоматери, но и от святителя Николая, посетив место явления Богородицы и св. Николая Юрышу. На великое княжение Иван Васильевич был «поставлен» 6 декабря 1533 г., на Николу Зимнего и мог считать, что Николай Мирликийкий благословил его на княжение.

Иван Васильевич молился перед чудотворной иконой 1 января, в день святого Василия. Это стало одним из иконных сюжетов – «Моление об отце».

С венчанием Ивана IV на царство связана сохранившаяся в Благовещенском соборе Московского Кремля рама с изображением истории Тихвинской иконы Богоматери. «Главным смысловым и композиционным узлом произведения являлся (не сохранившийся) средник и расположенная на раме под ним сцена. Василий III и Иван IV с митрополитом Макарием и «народом» предстают молении к иконе Богоматери Тихвинской. Темой поклонения святыне и ее покровительство московским государям и всему Русскому государству был продиктован выбор уникальной схемы расположения клейм.

История иконы начинается в нижней части иконы, слева от изображения молящихся, составляет обрамление основы композиции по сторонам и вверху и заканчивается внизу, справа от молящихся. Историю иконы можно рассматривать как предуготовление к покровительству Московского царства, а в сцене моления всего народа Тихвинской Богородице запечатлена твердая вера в ее неизменное заступничество. Стиль иконы наравне с содержанием позволяет датировать данную раму 1547 г.»

Ко времени поездки в Тихвин Макарий уже 5 лет был московским митрополитом и имел значительное влияние на Ивана IV. По-видимому особое отношение Ивана IV к Тихвинской иконе складывалось не без его участия. С.Ф.Платонов пишет о тех годах: «в конце 1546 и начале 1547 г. этот юноша выступает перед нами с чертами некоторой начитанности и политической сознательности. В литературно отделанных речах, обращенных к митрополиту и боярам, он заявляет о желании жениться и принять царский венец: «Хочу аз поискати прежних свих прародителей чинов – и на царство на великое княжение хочу сести». Грозный принимая венец (1547), является носителем того идеала, которым, как мы видели, определяла свою миссию его народность; он ищет царства, а не только великого княжения, и официально достигает его в утвердительной грамоте цареградского патриарха (1561)».

Перед этим событием Грозный опять обращается к Тихвину.

«Изволением Всемогущего Всесильного и Преблагого Бога и милостью Преславной и Преблагословепной Пречистой Царицы и Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и молитвами всех святых их угодников самодержцу Русской земли, славянских стран и всей северной страны обладателю, державшему тогда скипетр, благоверному благочестивому и христолюбивому царю и государю, предивному и достохвальному в победах, великому князю Ивану Васильевичу всея Руси вложил Господь Бог благую мысль, и осветил благой свет разума его сердце — помыслил он создать обитель Пречистой Богородицы на Тихвине, куда многочудесная икона Ее, именуемая Одигитрия, Божиими неизреченными судьбами и Того всесильным промыслом непостижимо по воздуху пришла и светозарно от вышних премирно воссияла, явившись на месте том в 1383-м году. От явления же иконы Пресвятой Богородицы до времени, о котором идет речь, прошло 177 лет.

Благочестивый царь посовещался о своем благом решении с Макарием, митрополитом Московским и всея Руси, и с архиепископом Великого Новгорода и Пскова Пименом, и с другими архиепископами и епископами, со всем собором священников, и со своими братьями, и с боярами. И дал царь повеление и прошение преосвященному митрополиту Макарию, чтобы он с собором иерархов молил Господа Бога и Пречистую Богородицу, великих чудотворцев и всех святых, и освятил воду, и благословил основание обители.

Сам же царь и великий князь с епископом Сарским и Полонским, с архимандритами и игуменами к тому соборному молебну принесли в большую соборную церковь с почестями и великим благоговением образ Пречистой Богородицы Одигитрии, который был написан с чудотворного образа тихвинского, и образ Николая Чудотворца, написанный t древнего тихвинского же образа Николая. Преосвященный митрополит

Макарий с архиепископами и епископами, со всем собором священников в царствующем славном городе Москве, в святой великой церкви Пречистой Богородицы, честного Ее Успения, совершил соборный молебен с колокольным звоном и освятил благоговейно воду, также соборно отслужил божественную литургию. Так святитель царское повеление с великим усердием исполнил.

Царь же и великий князь Иоанн Васильевич с царицей и великой княгиней Анастасией и с обоими сыновьями, с царевичами Иоанном и Феодором, и вес высшие сановники, также и множество народа на том священном соборном молебне все вместе с великой верой и радостью воздали Господу Богу и Его Матери, и великим чудотворцам молитву о том, чтобы преблагой Бог этот благой помысел претворил в дело».

В 1560-м году за один строительный сезон Федор Дмитриевич Сырков, сын строителя собора, возводит три деревянных монастыря: Большой Богородицкий мужской монастырь вокруг Успенского собора, «дома Богоматери», на другом берегу реки, ниже по течению, Введенский девичий и в трех верстах Николо-Беседный.

«Благочестивый же царь, получив желаемое, возблагодарил Господа Бога и Пречистую Богородицу, и с великой любовью множеством нужного имущества обитель одарил, и до самой блаженной кончины жизни своей все благое обители устраивал и необходимое подавал, тех же, кто хотя бы малым чем обидел обитель, далеко от монастыря страхом своим царским отгонял, и теплой любовью к чудотворному образу от всего обитель оберегал, и людей, пришедших в обитель от великих бед и напастей, отнюдь не трогал, по всех их, под кров Богоматери и в окрестности монастыря прибегавших, избавлял от беды».

Еще одним весьма своеобразным «знаком внимания» Ивана Грозного к Тихвинскому посаду была ссылка сюда его четвертой супруги (последней венчанной) Анны Алексеевны, в монашестве Дарьи, которая происходила из рода новгородских бояр Колтовских. Она была ктиторшей Введенского монастыря, в нем и похоронена. Благодаря ей Введенский монастырь оставался до начала ХХ века одним из самых богатых женских обителей. Возможно, именно благодаря ей Тихвинская икона оказалась связанной и с началом царствования новой династии. Во всяком случае, Михаил Федорович продолжал традицию почитания бывшей царицы, например, по поводу обеих своих свадеб присылал в Тихвин дары для инокини Дарьи.

Тихвин сыграл очень заметную роль в событиях Смутного времени. Он находился вблизи русско-шведской границы и часто находился под угрозой нападения и разорения. Из-за «порубежного» положения с момента основания монастырей на Тихвине они были хорошо укреплены – бревенчатый частокол, башни, ров…

В феврале 1609 г. в Выборге был заключен договор о найме русским правительством шведских войск. «Немецких ратных людей кованая рать» состояла из западно-европейских наемников – французов, англичан, шотландцев и др. Было одержано несколько общих побед над поляками, но тут правительство Василия Шуйского свергли, наемникам не заплатили и шведский воевода Яков Понтус Делагарди начинает оккупацию Новгородчины. Уже в 1612 годы в Тихвине и других посадах старосты и посадские люди «крест свейскому королю целовали».

Но когда тихвинцы узнали о законном государе Михаиле Федоровиче Романове, они решили восстать и «отойти под руку Москвы». Игумен Большого монастыря послал гонцов к московским воеводам Семену Васильевичу Прозоровскому и Леонтию Андреевичу Воронцову-Вельяминову, посланным на освобождение Новгорода. Прозоровский обещал помощь. Был назначен день восстания – 25 мая. В назначенный день, не дожидаясь помощи, тихвинцы нападают на небольшой отряд иноземцев. Тут подошел и отряд, посланный московскими воеводами. Отрядом командовал Дмитрий Воейков. Смелость заговорщиков заключалась в том, что они восставали, находясь посреди занятой противником территории.

О событиях на Тихвине, происходивших во второе десятилетие 17 века рассказывают два сказания: «Сказание о осаде и о сидении в пречестней обители честнаго и славнаго Одигитрие, от нашествия зловерных и поганых варяг, иже свияне наричаются» и «Сказание о милости пресвятые Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, како преславно избави обитель свою, иже на Тихфине, идеже святый ея чюдотворный образ Одигитрие. От нашествия зловерных и поганых варяг, иже славяне наричаются»

Освобождение Тихвина стало первой победой нового царствования. «По обычаям того времени, воеводы отправили к Государю гонцов с «сеунчем» — радостной вестью о победе. Такие гонцы-«сеунщики» — выбирались из отличившихся в битве знатных воинов, и государево пожалование «за сеунч» было в то же время чествованием этих героев. Известие о взятии Тихвина привезли Михаилу Федоровичу дети боярские, белянин Елнзарий Васильевич Голохвастов (от Прозоровского) и новгородец Обонежской пятины Иван Парфеньевич Унковский (от Вельяминова).

Хотя Прозоровский успел предупредить Государя о возможности своего похода к Тихвину, столь быстрый успех явился в Москве полной неожиданностью. …Несомненно, благочестивый и набожный Михаил Федорович отнесся к этому событию как к знаку Божией милости для своего царства и покровительства Пресвятой Богородицы».

Тем более, что Тихвинская икона Божией Матери уже была тесно связана с родом новых русских царей. В Костромском Ипатьевском монастыре, мать боярина Михаила Федоровича Романова, старица Марфа, благословила его на царство списком с Тихвинской иконы.

За «радостной вестью» из Тихвина последовали новые – о победах царского войска в других концах страны: на литовском рубеже, под Псковом, на границах Дикого поля.

Вдохновителю восстания — Андрею Трусову — Михаил Федорович поспешил послать грамоту с «государевым жаловальным милостивым словом» за службу; он пожаловал и самого воеводу, и остальных бывших с ним дворян, велел им «быти к себе к Москве, видеть государевы очи» (т. е., удостоил личного приема). Похоже, такой же чести удостоился и игумен Успенского монастыря Онуфрий, который принял участие в торжествах венчания Михаила Федоровича на царство (11 июля 1613 г.). А 30 июля в Кремле состоялось первое массовое награждение за сеунчи: кроме Голохвастова и Унковского, были пожалованы деньгами сын боярский из Северской земли и шестеро служилых людей, «пригнавших» из-под Воронежа с известием о полном разгроме войск атамана Заруцкого.

…в эпоху крайнего религиозного напряжения, вызванного событиями Смуты начала XVII столетия, обстоятельства первой победы войска Михаила Федоровича явились для русских людей несомненным свидетельством его «Государева» ратного «счастия», а место этого успеха — новым знаком покровительства Московской державе самой Царицы Небесной!».

Сказания передают видения Марии Онежанки, некоей жены Иулиании, Мартиниана Поспел-Горе. Богородица укоряла, вдохновляла, поддерживала.

Шведы предприняли несколько попыток вернуть Тихвин. 24 июня в Тихвин пришло московское войско под командованием Прозоровского и Воронцова-Вельяминова. За ними появилось большое шведское войско. С этого времени начинается знаменитое «Тихвинское осадное сидение», которое закончится 15 сентября победой защитников «Дома Богоматери».

Тихвин становится центром освободительного движения в крае. Военные действия продолжались до конца 1616 г. 27 февраля 1617 года в деревне Столбово близ Тихвина был заключен между Россией и Швецией Столбовский мир. Мир заключался при списке с чудотворного образа Тихвинской Богоматери. После заключения мира, послы вернулись в Тихвин, а оттуда с иконой, которая присутствовала при заключении мира, отправились освобождать Новгород. Позже эта икона была передана в Московский Успенский собор. По условиям договора шведский король признавал династию Романовых. До этого новая династия была признана только Англией, Столбовский договор положил начала международного признания законности династии Романовых.

Тихвинская икона и ее списки были знамениты чудесными спасениями и ратными делами.

Фельдмаршал Б.П.Шереметев был спасен от пули образком Тихвинской иконы во время Полтавского боя. Он основал в своем имении Борисовский Тихвинский женский монастырь, а его потомки поколение за поколением дарили иконе в Тихвине богатые подарки.

В XIX веке список Тихвинской иконы, называемый Ополченная защищал тихвинских ополченцев во время Отечественной войны. «Тихвинская дружина ополчения в 1812 году, сентября в 14 день исходя на брань против Галлов и сообщников их двадесяти язык, вторгшихся в Отечество наше, в самыя недра России, получила от чудотворныя Тихвинския Пресвятыя Богородицы иконы, по отпении Ей молебна, чрез Тихвинскаго Архимандрита Самуила, в благословение сию Богоматери икону, которую воины сии во всех достохвалъных против неприятеля подвигах имея предшественницею удобно врагов поборали и прогоняли, так что ни один из членов дворянства во многократных битвах не пал: ни от ядер и пуль, ни от смертоносных болезней». Правда, справедливости ради, надо заметить, что Ушаков Иван Андреевич, штаб-капитан, III-я бригада, умер от ран в г. Кейдомово.

В знаменитой битве при реке Березине 16 ноября 1812 года, «промыслом Богоматери, мужественным воинам дружины Тихвинской предоставлено было» спасти серебряную ризу, снятую в Москве с образа Тихвинской Богоматери.

После победы образ вернулся в собор и снова его покинул во время войны 1855-56 гг.

«Сии воины, окончив компанию, возвратились с предшественницею своею, иконою Богоматери, со славою в град сей, быв встречены вн града с крестами, духовенством и гражданами, в 1814 году июня в 22 день, и с благодарными чувствами пред чудотворною иконою Богоматери; тому же Архимандриту вручили данную им в благословение икону. А вместе с нею благоговейно посвятили и искупленное кровию их серебро и пожертвовали каждый по своей силе денег, всего 1800 рублей, на украшение иконы сей и на создание приличнаго памятника в память бывшаго ополчения».

Ополченная икона сопровождала Тихвинскую дружину ополчения и в 1855—1856 гг., по окончании похода вновь была возвращена в обитель Царицы Небесной. «Доблестные защитники Отечества, подражая примеру дружины ополчения 1812 года, вместе с иконою Богоматери 27 июня 1856 года, чрез начальника дружины ополчения майора Певцова, принесли в дар монастырю 260 рублей серебром».

В начале XIX столетия фрегат «Тихвинская Богородица» плавал в эскадре контр-адмирала Сарычева между Кронштадтом и Любеком. Иеромонахи Тихвинского Богородицкого монастыря окормляли Российский военный флот. В частности, получил известность подвиг иеромонаха Кирилла, который 28 и 29 июля 1855 года во время бомбардирования неприятельским флотом крепости Свеабы, на корабле «Иезеркиль» служил молебны на палубе корабля даже во время самой сильной перестрелки, воодушевляя своим примером матросов.

Александр I приезжал в Тихвин еще раз, пожаловав на стену еще 7 000 рублей. В 1858 году приезжал к чудотворной император Александр II с наследным принцем Виртенберским. Бывали в Тихвине на богомолье и очень многие члены императорской семьи.

икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Смотреть фото икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Смотреть картинку икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Картинка про икона тихвинской богоматери где находится в тихвине. Фото икона тихвинской богоматери где находится в тихвине

А.А. Титова, ведущий библиограф по краеведению
Тихвинской центральной районной библиотеки им. И.П. Мордвинова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *