икона трех святителей елабуга

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Елабуга)

Мiръ Россия Республика Татарстан Елабуга Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Елабуга)

икона трех святителей елабуга. Смотреть фото икона трех святителей елабуга. Смотреть картинку икона трех святителей елабуга. Картинка про икона трех святителей елабуга. Фото икона трех святителей елабуга

Содержание

История [ править ]

Основание Покровской церкви г.Елабуги во второй половине XVI века предание связывает с именем царя ИоаннаIV Васильевича Грозного. В одном из них говорится, что царь Иоанн IVпосле покорения Казани отправился по р. Каме в Соликамск. Но из-за болезни вынужден был остановиться в устье р. Тоймы, на том месте, где стоит теперь Елабуга. По выздоровлении, желая ознаменовать место своего временного пребывания, Иоанн Васильевич приказал заложить тут церковь в честь Покрова Божией Матери.

Другое предание гласит, что Царь Иоанн Васильевич Грозный, узнав об основании нового русского селения Трехсвятского, послал в него икону Трех Святителей, которая была поставлена в первой церкви Покрова Пресвятой Богородицы, бывшей в то время единственной во всей Елабуге.Первым настоятелем этой церкви был священник походной церкви Государя Зотик, которому царь подарил икону Трех Святителей. Русское поселение оттого и получило название Трехсвятское. Икона Трех Святителей с надписью «От Царя Ивана IV Васильевича. XVI век» до начала XX века хранилась в Покровской церкви. Это была самая первая церковь, основанная в селе Трехсвятском.

В документах XVII столетия Покровская церковь называется «ружною», т.е. такою церковью, притч которой пользовался обязательным с прихожан хлебным сбором, называемым «ругою». Кроме обязательного сбора «руги» с прихожан, причт Покровской церкви пользовался еще 23 десятинами земли, как о том говорится в писцовой Казанской книге 1648 года, найденной в Главном Московском Архиве Министерства Юстиции летом 1900 года. Вот что говорится в этой книге 1648 года о земле, принадлежащей Покровской церкви: «Тогож Трехсвятского села церкви Покрова Пресвятыя Богородицы пашенныя земли за оврагом большим и за ключом прежнего отводу четыре длинника, шесть поперечников без трети, и того 23 десятины без трети в три поля, а в одно поле имеется семь десятин с полудесятиною и пол-пол трети, а в дву по томуж».

икона трех святителей елабуга. Смотреть фото икона трех святителей елабуга. Смотреть картинку икона трех святителей елабуга. Картинка про икона трех святителей елабуга. Фото икона трех святителей елабуга

Вначале это была деревянная церковь. Рядом с ней был построен придел во имя Пророка Божия Илии. Священник Петр Кулыгинский, со слов своего отца, протоиерея Никиты Кулыгинского, служившего при этой деревянной церкви в течение 5 лет, оставил нам описание ее устройства. Деревянная эта церковь стояла по левую сторону нынешней. Она была огромная и высокая, с небольшими окнами в два ряда, обнесенными железными решетками. Наверху церкви было сделано девять глав, обитых белым железом. У входа в храм с запада до северных дверей было большое крыльцо с крышею на столбах. Внутри храма подле стен и даже посредине наделаны были лавки. На сборной книге, выданной для постройки церкви елабужским Духовным Правлением в 1776 г., имеется следующая надпись: «Сборная книга, выданная из Елабужского Духовного Правления Казанского уезда Зюрейской дороги Елабужского заказа дворцовой Елабужской волости села Елабуги Покровской церкви церковному старосте тогож села дворцовому крестьянину Алексею Васильеву сыну Рудознаеву для записи сборных доброхотных дателей прибыльных. в 1776 г».

С годами церковь с приделом ветшала и даже горела, и в 1813 году на пожертвования прихожан вместо обширной деревянной Покровской церкви начали строить каменную — третью по счету со времени основания Покровской церкви. В это время в Елабуге было широко развито кирпичное производство. Глины было достаточно, и кирпич был хорошего качества. Чтобы постройка была более качественной, строительство проводилось только летом. В 1820 году постройка каменной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Илии Пророка и Трех Святителей была окончена. В 1884 г. вместо звонницы была построена трехъярусная колокольня.

Церковь имеет высокую архитектурную и градостроительную ценность как доминанта и уникальное сооружение со сложными по пластике объемными формами, несущими в себе элементы ампира, позднего барокко и раннего классицизма. Пол каменный, плиточный, своды массивные, тяжеловесные. Царские врата расписывали два выдающихся академика — художника, которые были приглашены Стахеевым в 1862 году. Это Карл Гун и Василий Петрович Верещагин. В левом приделе церкви находилась старинная икона Трех Святителей, по преданию пожертвованная царем Иваном Грозным. Она была проверена и описана в 1913 году чиновником из Петербурга. Иконостас тянулся до самого купола. Огромные окна в решетках. Роскошный по богатству и отделке алтарь привлекал внимание посетителей. Особую достопримечательность храма составляли литые серебряные и позолоченные царские врата, пожертвованные сообща несколькими купеческими семьями. Прихожанами Покровской церкви были многие состоятельные елабужские купцы, поэтому убранство храма было еще роскошнее, чем в Спасском соборе.

Рядом с церковью на месте алтаря прежнего деревянного храма была построена каменная часовня Илии Пророка. Вокруг церкви находилось старое кладбище.

В штате Покровской церкви было обычно два священника. К началу XX века прихожанами Покровской церкви являлись 4 тысячи елабужан.

икона трех святителей елабуга. Смотреть фото икона трех святителей елабуга. Смотреть картинку икона трех святителей елабуга. Картинка про икона трех святителей елабуга. Фото икона трех святителей елабуга

На деле о сохранности и ремонте храмов власти не заботились; фактически храмы были превращены в складские помещения. Покровскую церковь занимала текстильная фабрика, где хранила 200 тонн ваты; в Спасском соборе еще в 30-х гг. был продовольственный склад Заготзерна. Впоследствии в некогда самый величественный собор Прикамья стали на автомашинах завозить доски и бревна, которые бросали прямо на плиточный пол. Иконостас был изрублен и продан на дрова. Некоторое время в соборе располагался склад автомобильных шин. После ликвидации складов церкви оказались попросту заброшенными, пришли в негодность.

Во время войны 1941-1945 гг., по причине резко обострившегося религиозного чувства, советская власть вынуждена была пойти на уступки. Верующим было вновь разрешено открывать молитвенные дома и храмы (в основном, в сельской местности). С 1944 г. по 1966 г. в разные организации было подано до 50 заявлений об открытии церкви в Елабуге. Причину такой активности верующего населения уполномоченный Совета по делам русской православной церкви по ТАССР И. Михалев видел в сильном влиянии «заштатного духовенства и особенно монахинь из местного монастыря… Лишенные паразитического существования в результате закрытия монастыря и церкви они все время организуют собрания верующих на частных квартирах и получают за это значительный доход…».

В 1947 г. уполномоченный СДРПЦ по ТАССР Ф. Горбачев признал наиболее доступной для открытия Никольскую церковь, использующуюся под продовольственный и хозяйственный склад МВД. Однако никаких мер со стороны властей по открытию церкви в Елабуге предпринято не было.

В сентябре 1955 г. на имя уполномоченного СДРПЦ поступило заявление гр-на р.п. Бондюга Клюкина В.Н., под которым подписались 100 елабужан. Из него видно, что наиболее активные верующие жители Елабуги собирались для богослужений в частном доме, который не мог вместить всех желающих. Решением Совета Министров ТАССР от 17 февраля 1956 г. на основании постановления Совета Министров СССР от 17 февраля 1955 г. это ходатайство было также отклонено. В 60-х годах по стране вновь началось массовое закрытие храмов.

Прошения об открытии прихода в Елабуге продолжали поступать и в последующие годы. Так весной 1966 г. под заявлением гр-н Тимофеевой С.Я., Григорьева Г.П. и др. поставили подписи 270 человек за открытие одного из храмов Елабуги. Тем не менее, уполномоченный СДРПЦ И. Михалев рекомендовал Совмину ТАССР отказать в ходатайстве по причине занятости всех церквей.

В 1989 году храм возвращен Православной Церкви и является действующим.

К празднованию 1000-летия города Елабуги, которое состоялось в августе 2007 год, были проведены большие восстановительные работы Покровского собора. Был произведен ремонт фасада, заменена кровля купола храма и шпиля колокольни. Также были изготовлены и установлены кресты под позолоту на куполе, колокольне и над входом в храм.

Основные работы по Покровскому собору, были выполнены к августу 2007 года. Был оштукатурен фасад собора, заменены кровля и все оконные рамы, заменена система отопления, изготовлена ограда для фасада собора. Приходской совет, по возможности, оказывал помощь в восстановительных работах.

Однако из-за нехватки денежных средств некоторые работы, ранее включенные в запланированный перечень, не были выполнены. По прежнему приход Покровского собора остро нуждается в строительстве хозблоков, пристроя к воскресной школе и благоустройстве территории. Хотелось бы открыть существующие подземные ходы, но все упирается в отсутствие финансирования. По расчетам УСГ Елабуги для завершения всего объема запланированных работ на данное время необходимо 10 млн. рублей.

Современное состояние [ править ]

При храме действует Воскресная школа «Лествица» и православная библиотека.

Источник

Игнатьев Р.Г. Киот, дар царя Ивана Васильевича Грозного селу Елабуге

Игнатьев Р.Г. Киот, дар царя Ивана Васильевича Грозного селу Елабуге. Древности. Труды Московского Археологического Общества. Том IV, изданный под редакциею В.Е.Румянцева, секретаря общества. М., в Синодальной Типографии, 1874 Раздел II. Археологические известия и заметки. стр. 69-72

Игнатьев Р.Г. Чл. корр.

Киот, дар царя Ивана Васильевича Грозного селу Елабуге.

В г. Елабуге, Вятской губернии, в церкви Покрова Бого­родицы сохранилась икона трёх святителей: Василия Велико­го, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, присланная, по словам старых церковных описей, царём Иваном Васильеви­чем Грозным в дар селу Елабуге. Местное предание рассказывает об этом следующее:

После взятия Казани, царь отправился водою по р. Каме в Соликамск, но сделавшись болен, велел судну пристать к се­лу Елабуге, где жители были русские, и едва ли не потомки выходцев Великого Новгорода и остаток тех камских колоний, которые принадлежали к Хлыновской республике. В селе Ела­буге царя стала лечить зельями старуха, здешняя крестьянка, и вылечила… Царь Иван Васильевич был тогда ещё добрый, а не грозный; щедро, по-царски одарив старуху-лекарку, он осыпал милостями всё село Елабугу и велел здесь, в память своего исцеления, построить деревянную церковь Покрова Бо­городицы о семи верхах, вероятно в воспоминание 7 таинств веры, и церковь была заложена в присутствии самого царя, бывшими с ним священниками. Возвратясь в Москву, царь прислал в село Елабугу икону Трёх Святителей, в киоте, и ве­лел устроить фасад церкви[1] по образцу самого киота. Итак, в селе Елабуге построена была церковь, из соснового леса, одно-престольная, во имя Покрова Богородицы, о семи верхах, куда внесена и икона Трёх Святителей. Киот с иконой стоял на осо­бом деревянном столике или подставе. После того, некоторые из здешних крестьян выселились за 1 версту от Елабуги, и этот выселок существует до ныне под именем деревни «Трёхсвятской». Жители этой деревни, вместе с елабужскими, в XVII ве­ке назывались «белодворцами». Освобождённые от всех пода­тей и наделённые землями, они обязаны были доставлять к царскому двору стерлядей, белуг, осетров, белую и красную рыбу. У елабужских купцов Атамановых хранится грамота ца­ря Алексея Михайловича 7166 (1658) года на сенные покосы, доныне называемые «рыбацкими», жалованная предку их, атаману царских рыболовов Василию Микулину.

Казань была взята 2 октября 1552 г., следственно Гроз­ный мог быть в Елабуге вскоре после этого, — в самое дурное время для судоходства по Каме, кончающегося после 10 ок­тября. В хорошее же время года и теперь от Елабуги до Казани суда доходят по р. Каме в двое суток. Крутизна берега Камы и бывший около села Елабуги некогда болгарский город Бряхимов (ныне Чортово-городище) убедили царя обратить село Елабугу в крепостцу, для отражения Татар и Башкир; укрепление, состоящее из 5 деревянных башен и земляного вала, сохрани­лось в Елабуге даже до самой пугачёвщины. В XVII столетии в с. Елабуге жили стрельцы и пушкари, зависимые от Казанских воевод. При Петре Великом Елабуга перестала зваться крепостцёю и обращена в дворцовое село. В 1782 г. она объявлена уездным городом, и скоро сделалась богатым торговым пунк­том. С постепенным развитием города возникали новые по­стройки, исчезли остатки крепости и три древние церкви: По­кровская, Спасская и Никольская, остатки Троицкого мужско­го монастыря бывшего около города, на месте древнего Бряхимова или Чортова-городища; в церквах истребляли старину, не дорожили и не дорожат старинными церковными архива­ми. В 1808 году сломали Покровскую церковь и близ неё по­строили новую, в западном стиле; но сосновый лес старой церкви был до того крепок, что многие брёвна послужили для связей, стропил, для перекладин к колоннам колокольни. В но­вой церкви, совершенно оконченной в 1840 году, устроены два придела: 1-й, св. пророка Илии, освящённый в 1813 году, куда, как значится из церковных документов, был поставлен иконостас древней Покровской церкви, но в 1843 году духо­венство и прихожане, по свидетельству той же описи; нашли его «неприличным благолепию» и уничтожили… 2-й придел, в честь трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, освящён 1 октября 1844 года. В новый иконостас этого придела, вынув из древнего киота, поставили икону трёх святителей, дар Грозного, и, сняв с неё прежний оклад, заменили его новым богатым серебряным, вызолочен­ным (в 9 фун. и 10 зол. весом), пожертвованным купцом Д.Ф. Пупышевым. Тот же г. Пупышев велел к иконе сделать прибавление на особых деках: сверху — Господа Саваофа и Иисуса Христа, или так называемого изображения «Отечества», а вни­зу — 2-х ангелов, как бы одною рукою поддерживающих икону, а другою держащих Евангелие; обе эти вставки подведены под один оклад; при этом икону немного поновили, по жела­нию того же щедрого вкладчика и ревнителя благолепия цер­ковного. По его же желанию на окладе вычеканена надпись: «от царя Ивана IV Васильевича, в XVI веке». Икона Трёх Свя­тителей, без прибавок, длиною 1 арш. 14 верш., писана на ду­бовой деке, по алебастровому на холсте левкасу, яичными красками; так же и поправки сделаны такими же красками. Изображение святых не отличается от вообще принятого и до­ныне иконописцами правила писать образ Трёх Святителей: все изображения святых сделаны в рост, в полном святитель­ском облачении, но без митр на головах; при чём на святых Григорие и Иоанне — саккосы, так как они были патриархами, а на Василие Великом, как на архиепископе, — фелонь и ар­хиерейский омофор; у каждого из святителей в правой руке евангелие, левая же рука сложена благословляющим крестным знамением; на иконе нет ни надписей, ни особых каких-либо монограмм.

Старинный, уничтоженный оклад был басманный, из тонкого серебра, с заметной позолотой, и им были обложены пустые места, где нет живописи, или фон, покрытый коричне­вым грунтом; затем на святых были серебряные венцы, чисто­го безлигатурного серебра, с вставленными в каждый венец двумя камешками бирюзы, и таковые ж серебряные привесы или цаты, в которые было вставлено по три камешка бирюзы в каждую цату, как значится в описи церковного имущества 1780 года. Киот деревянный, в виде седмиглавого храма, дар селу Елабуге, вместе с иконою от царя Ивана Васильевича, я отыскал давно брошенным в амбар при Покровской церкви, в числе всякого ненужного хлама; все мои убеждения священ­нику, старосте, наконец благочинному — дать дару Грозного более приличное помещение — остались напрасными, на том основании, что он «безобразно-несовременен», да и в церкви нет места, точно также как и в особой часовне, построенной на месте бывшей Покровской церкви. Киот сделан из дубовых досок и, кроме глав и крестов, обит листовым железом, окра­шенным зелёною краскою; весу в нём до 4 пуд[2].

Прим. от ред. Румянцева В.Е. Неужели и до сих пор здешние древности остаются в таком же жалком забросе, и так же искажаются и гибнут от рук невеже­ства? — В виду подобных фактов, к сожалению так часто у нас повто­ряющихся, и притом не на окраинах только, но и в самой Москве (см. ниже Археологический Синодик), трудно опровергнуть то незавидное мнение, которое составилось о нас в западной Европе и не раз высказы­валось печатно, — именно, что русский человек привык жить только мел­кими интересами настоящей минуты: не чтит он своего прошедшего и не помышляет о будущем.

[1] Любопытно было бы знать: почему именно и в память чего царь Иван
Васильевич прислал икону трёх Святителей? — Именины свои Грозный справлял не 30 января, когда празднуется трём святителям: Василию Ве­ликому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, а 30 марта, в день св. преподобного Иоанна спасителя Лествицы, как это видно из всех цер­ковных памятников или диптихов и из изображения на гробнице Гроз­ного в московском Архангельском соборе св. Иоанна спасителя Лестви­цы, или иначе — «лествичника» — прим. Р. Г. Игнатьева.

[2] В Елабуге помнят посещение здешних церквей покойным археологом К.И. Невоструевым, так много потрудившимся над изысканием здешних древностей; помнят его громкие и справедливые жалобы на истребление и истребителей этих древностей. Г. Невоструев также без успеха хода­тайствовал за древний киот, забытый в амбаре. В Елабуге К.И. Невос­труев не мог не обратить внимание на архив бывшего здесь Духовного правления, в величайшем беспорядке сложенный в особой палате в здешнем Спасском соборе, первоначально основанном в XVII веке, а по­том вновь перестроенном. Там, по справедливому замечанию Невоструева, хранятся документы, важные не только для истории местной, но и истории вообще Российской церкви. Этот архив был несколько рассмотрен и мною; кроме актов судебных, межевых, исторических и проч. мне попадались и археологические, например — описи старинных церквей. Жаль, что Вятское епархиальное начальство не обратит своего внимания на елабужский соборный архив и не распорядится привести его в долж­ный порядок, — что, кажется, могло бы быть исполнено чрез здешнее же духовенство — прим. Р.Г. Игнатьева.

Источник

Икона трех святителей елабуга

За последние 60 дней 2 выпусков (1-2 раза в 2 месяца)

Статистика

Елабуга. Тысячелетняя истоpия. Дар Ивана Грозного Елабуге

&nbsp &nbspЗдравствуйте!
В этом выпуске Андрей Иванов делится своим новым исследованием. Статья была опубликована в газете «Вечер Елабуги» №623 (34) 25.08.2010.

Всякое семя знает своё время.

Дар Ивана Грозного Елабуге

480 лет назад, 25 августа 1530 г., родился человек, считающийся одной из ярчайших и противоречивейших фигур русской истории — царь Иван IV Васильевич. Польский историк Казимир Валишевский (1849–1935) в своей книге «Иван Грозный» (1904 г.) отмечает, что в этот день «по всей стране слышались раскаты грома, сверкала молния». Согласно ряду легенд, именно Иван Грозный является основателем села Трехсвятское, которое в 1780 г. станет городом Елабуга. Один из первых краеведов Елабуги И. В. Шишкин в своей книге «История города Елабуги» (1871 г.) сообщает: «В Справочном Энциклопедическом словаре издания Старчевского значится — не знаю сколько справедливо — под словом Елабуга следующее: царь Иван IV Васильевич после покорения Казани отправился по реке Каме в Соликамск, но на пути сделался болен и принужден был остановиться при устье Тоймы, на том месте, где теперь стоит город Елабуга. По воле Иоанна здесь заложена Покровская церковь, и им пожертвована икона Трех Святителей, от чего Елабуга первоначально и называлась селом Трехсвятским. Этот образ хранится в Елабуге до сих пор в Покровской церкви. Живопись его не пострадала от времени и принадлежит к древнему греческому стилю».

Собственно, о даре Ивана Грозного Елабуге, а не о самом царе, пойдет сегодня речь. Об упомянутой выше иконе далее у Шишкина в главе V «Современное состояние города» читаем о Покровской церкви: «Здесь особенно замечательна древняя икона Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, присланная в дар царем Иваном Васильевичем Грозным <>. Замечательно, что с получения сей иконы селение прежде называлось Тресвятским, Елабуга тожь». Судьба иконы на сегодняшний день неизвестна: в годы Советской власти в рамках борьбы с религией при разграблении Покровской церкви бесследно исчезла икона Трех Святителей, которая, по мнению уроженца Елабуги писателя Станислава Романовского (1931–1996), могла быть написана учеником иконописца Андрея Рублева (ок. 1340/1350–1428), если не самим автором знаменитой «Троицы». На сегодняшний день не известно, как выглядела собственно икона. Но наконец-то удалось выяснить, как выглядел киот — особый украшенный шкафчик для икон — «Елабужских» Трех святителей. И помогла в этом статья историка, археолога и этнографа, члена-корреспондента Императорского Московского археологического общества (ИМАО) Руфа Гавриловича Игнатьева (1818–1886) «Киот. Дар царя Ивана Васильевича Грозного селу Елабуге». Статья эта опубликована была в сборнике «Древности. Труды московского археологического общества» (том 4, выпуск второй), изданном в 1874 г. в Москве. Относительно ИМАО отмечу, что оно было образовано в Москве в 1864 г. и имело своей целью «…исследование археологии вообще и преимущественно русской» (в 1923 г. Общество прекратило свое существование). Весьма интересно сравнить записи Ивана Шишкина и Руфа Игнатьева о иконе, подаренной Иваном Грозным. Из приведенной выше цитаты из книги Шишкина ««История города Елабуги» (1871 г.) следует, что икона — дар Грозного — «хранится в Елабуге до сих пор в Покровской церкви». В статье Игнатьева из указанного сборника «Древности…» (1874 г.) читаем: «Киот деревянный, в виде семиглавого храма, дар селу Елабуге, вместе с иконой от царя Ивана Васильевича, я отыскал давно брошенным в амбар при Покровской церкви, в числе всякого ненужного хлама; все мои убеждения священнику, старосте, наконец благочинному — дать дару Грозного более приличное помещение — остались напрасными, на том основании, что он «безобразно-несовременен», да и в церкви нет места, точно также как и в особой часовне, построенной на месте бывшей Покровской церкви». А ведь эти два опубликованные свидетельства разделяет всего-то три года… Впрочем, вернемся к киоту, который Руф Игнатьев описал достаточно детально. Игнатьев с сожалением подчеркивает в своей статье, что с постепенным развитием Елабуги «в церквах истребляли старину, не дорожили и не дорожат старинными церковными архивами». «В 1808 году сломали Покровскую церковь, — отмечает Игнатьев,— и близ нее построили новую, в западном стиле; но сосновый лес старой церкви был до того крепок, что многие бревна послужили для связей, стропил, для перекладин к колоннам колокольни. В новой церкви, совершенно оконченной в 1840 году, устроены два придела: 1-й, св. пророка Ильи, освященный в 1813 году, куда, как значится из церковных документов, был поставлен иконостас древней Покровской церкви, но в 1843 году духовенство и прихожане, по свидетельству той же описи, нашли его «неприличным благолепию» и уничтожили… 2-й придел, в честь трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, освящен 1 октября 1841 года. В новый иконостас этого придела, вынув из древнего киота, поставили икону трех святителей, дар Грозного, и, сняв с нее прежний оклад, заменили его новым богатым серебряным вызолоченным (в 9 фун. и 10 зол. весом), пожертвованным купцом Д. Ф. Пупышевым. Тот же г. Пупышев велел к иконам сделать прибавление, на особых досках: сверху — Господа Саваофа и Иисуса Христа, или так называемого изображения «Отечества», а внизу — 2-х ангелов, как бы одною рукою поддерживающих икону, а другою держащих Евангелие; обе эти вставки подведены под один общий оклад; при этом икону немного поновили, по желанию того же щедрого вкладчика и ревнителя благолепия церковного. По его же желанию на окладе вычеканена надпись: «от царя Ивана IV Васильевича, в XVI веке». Икона Трех Святителей, без прибавок, длинною 1 арш. 14 верш., писана на дубовой доске, по алебастровому на холсте левкасу, яичными красками; так же и поправки сделаны такими же красками. Изображение святых не отличается от вообще принятого и доныне иконописцами правила писать образ Трех Святителей: все изображения святых сделаны в рост, в полном святительском облачении, но без митр на головах; причем на святых Григории и Иоанне — саккосы, так как они были патриархами, а на Василии Великом, как на архиепископе, — фелонь и архиерейский омофор; у каждого из святителей в правой руке евангелие, левая же рука сложена благословляющим крестным знамением; на иконе нет ни надписей, ни особых каких-то монограмм, старинный, уничтоженный оклад был басменный, из тонкого серебра, с заметной позолотой, и им были обложены пустые места, где нет живописи или фон, покрытый коричневым грунтом; затем на святых были серебряные венцы, чистого безлигатурного серебра, с вставленными в каждый венец двумя камешками бирюзы, и таковые же серебряные привесы или цаты, в которые было вставлено по три камешка бирюзы в каждую цату, как значится в описи церковного имущества 1780 года».

Построенная первоначально в Елабуге по воле Ивана Грозного церковь из соснового леса была, как отмечает Игнатьев, «однопрестольная, во имя Покрова Богородицы, о семи верхах»: «вероятно, — предполагает автор,— в воспоминание 7 таинств веры». В построенную церковь была «внесена и икона Трех Святителей. Киот с иконой стоял на особом деревянном столике или подставе». Интересен и следующий факт, подчеркнутый Игнатьевым: царь, прислав в Елабугу икону Трех Святителей, велел устроить фасад церкви по образцу самого киота». Завершает свою статью Игнатьев следующей информацией: «Киот сделан из дубовых досок и, кроме глав и крестов, обит листовым железом, окрашенным зеленою краскою; весу в нем до 4 пудов». (1 пуд — 16,38 кг, прим. А. И.). Свою статью «Киот. Дар царя Ивана Васильевича Грозного селу Елабуге», к счастью для нас, современных елабужан, автор снабдил рисунком описываемого киота.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *