икона трем святителям в чем помогает
К истории почитания Трех Святителей и происхождения их праздника
30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества — это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В России в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день по традиции совершается необычное последование – многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески.
Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи. До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых – анафоры (Евхаристический канон) составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. Студенты и выпускники классического отделения филологического факультета Университета могут с радостью в сердце припомнить, что и Григорий Богослов, и Василий Великий в свое время также получили классическое образование в Афинском университете и изучали античную словесность, были лучшими друзьями. Григорий говаривал в шутку: «Ища познаний, обрел я счастье…испытав то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца обрел царство (греч. basileivan)». Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, участвовали в поиске нового поэтического образа. Позднейшие писатели нередко черпали образы из их произведений. Так, строки первого ирмоса Рождественского канона Космы Маиумского (VIII век) «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля…», звучащего в храмах начиная с подготовительного к празднику периода Рождественского поста, заимствованы из проповеди Григория Богослова на Богоявление. Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великий – величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования – возлюбленный ученик Христа, св. евангелист Иоанн, св. Григорий и св. Симеон Новый, живший в XI в.) – боговдохновенность поэта скорби и страданий и богослова жизни скорее, нежели догматиста; Златоуст – золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного. Жизнь и творения Трех Святителей помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия c христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Ни в коем случае не отрицали святители светской культуры, но призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам», которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями).
Три святителя в византийских литературных источниках
Три Святителя в богослужебных книгах: Минеях, Синаксарях, Типиконах
Память Трех Святителей отмечается в греческих богослужебных книгах с 1-й половины XII в. – напр., в Уставе константинопольского монастыря Пантократора (1136 г.), основанного императором Иоанном II Комнином и его супругой Ириной, сообщается о правилах освещения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома». В мире сохранилось несколько десятков греческих рукописных Миней XII–XIV вв., содержащих службу Трем Святителям; в некоторых из них также помещена и «Похвала» Мавропода. Синаксарь встречается лишь в двух, относящихся к XIV в.
Изображения Трех Святителей
Изображения Трех Святителей известны с XI в. Одна из эпиграмм Мавропода описывает икону Трех святителей, подаренную некому архиерею Григорию. Еще одна икона Трех Святителей упоминается в Уставе константинопольского монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного императрицей Ириной Дукеней в XII в.
Три святителя на славянской почве
К происхождению праздника
Итак, образ Трех Святителей, возникший из глубин народного почитания, мог быть окончательно сформирован и официально введен в богослужебный церковный год в придворных кругах Константинополя в третьей четверти XI в. как одна из мер по борьбе с латинством. Учения Трех Святителей, их богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной борьбы с современными им ересями IV в. стал актуален в церковной ситуации XI в. Поэтому был установлен праздник, сочинены каноны, стихотворные эпиграммы, «Похвала» Мавропода, появились первые изображения. Возможно, именно этот сюжет стал дополнительной причиной установления праздника Трех Святителей в Византии в царствование Алексея Комнина в конце XI века, помимо той, что изложена в позднейшей версии автора синаксаря (XIV в.), объясняющего таким образом прекращение споров о риторических достоинствах иерархов.
Значение иконы святых Гурия, Самона и Авива
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Молитвенные помощники в сохранении семьи
Мчч. Гурий, Самон и Авив
В наше время, которое только нащупывает дорогу к храму после почти векового слома русского благочестия, в храм приходят, увы, только в нестроениях, при болезнях или семейных неурядицах. Ж ить в Церкви было для наших прадедов, как дышать — естественно от рождения. Сейчас же человека от Церкви отделяет суета современной жизни, многозаботливость, информационный шум и главное – абсолютно секулярное внецерковное существование общества в нынешнем веке. Еще преподобный Амвросий Оптинский писал:
А ведь спасение только в Церкви. Как же вернуть человека в спасительную ограду? Вот Господь и помогает спасению людей, дав потерпеть семейные неурядицы, бывает и неверность супружескую, чтобы остановить беличью беготню в суетном колесе жизни, дать сойти с карусели, оглядеться и увидеть себя в Божием свете, многое о себе понять, обратиться к покаянию. Преподобный Марк Подвижник говорил:
Иконография: как изображают на иконах
Святые мученики Гурий, Самон и Авив
Существует канон написания икон святых мучеников. На иконах мученики предстают уже в образе небесного служения у Престола Творца, как победители и Его верные служители. Этой близости к Богу они сподобились по своему неотступному исповедованию Христа, не предав Его в самых лютых мучениях. Традиционно иконы мучников пишут с использованием красного цвета в облачении.
В дни совершени я празднования памяти святых мученик ов в церковных покровах и облачениях также избир а ется красный цвет. В эти дни благочестивые прихожанки одевают красные платочки.
Вид , облачения, детали
На иконе традиционно изображены (обычно в рост) трое мужчин, из которых один самый старший — Гурий, затем средний Самон и самый молодой – Авив. Гурий и Самон, по некоторым источникам бывшие братьями, изображаются людьми в возрасте и с бородами, а юноша Авив обычно безбородый. Гурий и Самон облачены в хитоны, а сверху гиматии (накидки) красного цвета, в руках кресты.
Авив, бывший дьяконом, изображается в церковном облачении – в стихаре, с орарем и с кадилом. Иногда другой руке он держит коробочку для ладана – фимианицу. Каждение благовонного фимиама в храме является символом молитвы, возносимой к Богу, также как кадильный дым поднимается вверх, также возносится и чистая молитва. Такое изображение на иконе подтверждает нашу уверенность, что святые молитвы Гурия, Самона и Авива о нас грешных достигают Господа. Апостол Павел говорит: «Мы Христово благоухание Богу»(2Кор.2:15). Святые-то действительно для Бога благоухание, а мы? Евангелие в руках Авива, изображаемое иногда, знаменует Слово Божие и благовестие спасения во Христе Иисусе.
В рус ском лицевом сводном иконописном подлиннике XVIII в. предлагается следующее описание облика святых:
Бывает, что по краям вокруг центрального изображения располагаются клейма – картины из жития святых.
Икона – образ или некое «окно» в духовный мир, как бы неземное изображение, и поэтому по православной традиции казни на иконах святых мучеников никогда не пишутся натуралистично, но представлены лишь символично. Тем не менее, по клеймам вполне можно «читать» житие святых, так выразительно и подробно ведется в красках рассказ.
Среди клейм святым мученикам Гурию, Самону и Авиву можно увидеть рассказ о том, как некая девушка Евфимия, став женой заезжего солдата-чужестранца и пойдя с ним к нему на родину, там была им отдана рабыней к его настоящей жене-язычнице. Солдат обманул девушку и ее благочестивую мать, сказавшись неженатым, и даже дал обет на могиле Гурия, Самона и Авива. За обман и предательство он был наказан святыми защитниками веры. А Евфимия была чудесным образом избавлена от мучения и возвращена в родной дом, как только обратилась к своим заступникам с горячей молитвой.
Особо почитаемые образы в Москве
Мчч. Гурий, Самон и Авив
Иконы святых в других городах
О чем молятся мученикам
Святым мученикам Гурию, Самону и Авиву молятся, как покровителям супружества о браке, о замужестве, о сохранении семьи, о разрешени и всяческих семейных нестроений.
Молятся этим святым обиженные жены « аще муж безвинно возненавидит жену свою». Увы, но так бывает, когда, прожив жизнь и уже вырастив детей, супруги начинают отдаляться друг от друга. Уж не будем рассуждать о причинах, скажем только, что если есть желание сохранить семью, стоит горячо призвать на помощь святых мучеников, читать им акафист, молитву, прийти в храм на исповедь и причаститься Святых Христовых Таин. Только обязательно добавлять в молитве: да будет воля твоя, Господи.
Краткое житие святых
Мчч. Гурий, Самон и Авив
Гурий и Самон пострадали при Диоклетиане, правившем с 284 г. по 305 г. В правление Диоклетиана и затем при Максимиане ( 305 г. — 311 г. ) христиан преследовали и казнили с особой жестокостью. Гурий и Самон пострадали в 306 г. (иногда год смерти указывается несколько ранее — в период с 293 г по 306 г. ).
«Кто доставил святым мученикам венцы оные, если не мучители их?», — говорит преподобный Зосима. Судебными протоколами и описаниями расправ над христианами педантичная римская империя предоставила Православной Церкви документальную основу для канонизации мучеников — acta martyrum – мученические акты.
К истории почитания Трех Святителей и происхождения их праздника
30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества — это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В России в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день по традиции совершается необычное последование – многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески.
Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи. До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых – анафоры (Евхаристический канон) составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. Студенты и выпускники классического отделения филологического факультета Университета могут с радостью в сердце припомнить, что и Григорий Богослов, и Василий Великий в свое время также получили классическое образование в Афинском университете и изучали античную словесность, были лучшими друзьями. Григорий говаривал в шутку: «Ища познаний, обрел я счастье…испытав то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца обрел царство (греч. basileivan)». Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, участвовали в поиске нового поэтического образа. Позднейшие писатели нередко черпали образы из их произведений. Так, строки первого ирмоса Рождественского канона Космы Маиумского (VIII век) «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля…», звучащего в храмах начиная с подготовительного к празднику периода Рождественского поста, заимствованы из проповеди Григория Богослова на Богоявление. Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великий – величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования – возлюбленный ученик Христа, св. евангелист Иоанн, св. Григорий и св. Симеон Новый, живший в XI в.) – боговдохновенность поэта скорби и страданий и богослова жизни скорее, нежели догматиста; Златоуст – золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного. Жизнь и творения Трех Святителей помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия c христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Ни в коем случае не отрицали святители светской культуры, но призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам», которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями).
Три святителя в византийских литературных источниках
Три Святителя в богослужебных книгах: Минеях, Синаксарях, Типиконах
Память Трех Святителей отмечается в греческих богослужебных книгах с 1-й половины XII в. – напр., в Уставе константинопольского монастыря Пантократора (1136 г.), основанного императором Иоанном II Комнином и его супругой Ириной, сообщается о правилах освещения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома». В мире сохранилось несколько десятков греческих рукописных Миней XII–XIV вв., содержащих службу Трем Святителям; в некоторых из них также помещена и «Похвала» Мавропода. Синаксарь встречается лишь в двух, относящихся к XIV в.
Изображения Трех Святителей
Изображения Трех Святителей известны с XI в. Одна из эпиграмм Мавропода описывает икону Трех святителей, подаренную некому архиерею Григорию. Еще одна икона Трех Святителей упоминается в Уставе константинопольского монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного императрицей Ириной Дукеней в XII в.
Три святителя на славянской почве
К происхождению праздника
Итак, образ Трех Святителей, возникший из глубин народного почитания, мог быть окончательно сформирован и официально введен в богослужебный церковный год в придворных кругах Константинополя в третьей четверти XI в. как одна из мер по борьбе с латинством. Учения Трех Святителей, их богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной борьбы с современными им ересями IV в. стал актуален в церковной ситуации XI в. Поэтому был установлен праздник, сочинены каноны, стихотворные эпиграммы, «Похвала» Мавропода, появились первые изображения. Возможно, именно этот сюжет стал дополнительной причиной установления праздника Трех Святителей в Византии в царствование Алексея Комнина в конце XI века, помимо той, что изложена в позднейшей версии автора синаксаря (XIV в.), объясняющего таким образом прекращение споров о риторических достоинствах иерархов.
Икона трех святых — Иоанна, Василия и Григория
Каждая икона — это часть православной истории. Образ «Собор трех святителей» — один из наиболее важных предметов религиозного наследия. Эта икона должна быть дома, если вы хотите, чтобы в нем царил уют и покой.
Альтернативное название иконы — «Три иерарха», такое же, как и у праздника, которому посвящена сама икона. Многие путают ее со «Святой Троицей», но это совершенно другой образ.
История иконы трех святых
История установления праздника относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина, когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих Отцов церкви. По церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом:
Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство.
Эта икона очень важна для православия и христианства в целом, потому что на ней изображены три самых великих духовных наставника всех времен: святой Василий, Григорий Богослов и Иоанн Богослов, именуемый также Златоуст. Эти святители при жизни потратили огромное количество времени и сил на составление порядков богослужений в церкви, церковных календарей, молитв и прочих вещей.
Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Василий Великий, изображенные на иконе трех святых, имели блестящее образование, которое позволило им получить достойные знания не только о духовной составляющей жизни, но также и о светской.
К примеру, Василий Великий предлагал обязательно изучать светскую жизнь, беря из нее лишь все самое хорошее и не противоречащее Святому Учению. При этом он приводил в пример трудолюбивых пчел, которые садятся на каждый цветок, однако берут всегда разное количество нужной им пыльцы.
Василий Великий после окончания своего обучения, пустился в путешествие, посетив почитаемых христианских старцев в Сирии. Египте и Палистине. Приехав обратно, он укрепился в желании совершения иноческих подвигов, решив отправиться в пустыню.
Тут он списывается со своим давним другом Григорием Богословым, который изображен на православной иконе трех святых по центру. Под руководством древнейших монахов-толкователей, в строгих аскетических условиях, оба они изучали Священное Писание.
Иоанн Златоуст также прошел совершал иноческие подвиги – два года он провел в полном молчании в уединенной пещере, четыре года – в пустыне.
Огромный вклад внесли они и в богослужебный канон. Иоанну Златоусту и Василию Великому принадлежат анафоры, составляющие центральный момент в литургии, ими написаны молитвы, которые православные и сегодня читают ежедневно утром и вечером. Их произведения стали источником образов для многих последующих церковных писателей.
Их трудами церковь пользуется до сих пор, поэтому сразу после смерти последнего из них было решено увековечить их в великих образах. Многие церкви считают их святыми, хотя некоторые конфессии и направления христианства это оспаривают.
Все святые поплатились в той или иной мере за свою приверженность Христу и вере в Бога. Иоанн Златоуст, например, был сослан далеко за пределы Константинополя. Он умер в уединении, в изгнании.
Житие Василия Великого
Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, родился около 330 года в удивительной благочестивой семье, давшей человечеству сразу нескольких прославленных святых. Христианское воспитание, полученное будущем святителем, явилось крепким фундаментом его последующей строгой аскетической жизни, твердости в православной вере, искреннем служении Церкви и ближним.
В семье Василия Великого было десять детей, пять сыновей и пять дочерей. Из них пятеро были впоследствии причислены к лику святых: сам Василий, его братья Григорий Нисский и Петр Севастийский, и две сестры: Макрина Младшая и праведная Феозва — диакониса. Дед Василия по матери стал мучеником при свирепом гонителе христиан Диоклетиане.
Дед и бабка с отцовской стороны во время гонений семь лет прожили в лесах на севере Каппадокии и среди лишений только укрепили свою веру. Уже в более благоприятные времена бабка Макрина добровольно вернулась к пустынножительству в безлюдный понтийский лес.
Начиная с нее, три поколения рода дали трех святых женщин, а одно поколение еще и трех святых епископов — Василия и его братьев Григория и Петра. Такой пример благочестивого жительства должно, несомненно, укреплять и нас, современных христиан, ищущих примеров правильного построения малой Христовой Церкви.
Отец Василия, по имени также Василий, известный своим благочестием, был женат на Еммелии, которая в юности отличалась редкой красотой и, хотя была склонна к девственному образу жизни, все-таки вышла замуж за человека уважаемого и безупречного.
Вероятно, незадолго перед кончиной, он принял сан священника, как об этом можно заключать из того, что Григорий Богослов называет мать Василия Великого супругой иерея. По словам того же свт. Григория Богослова, их супружество совсем не помешало им преуспеть в добродетели.
Считается, что первое слово о Христе будущий святитель услышал от своей благочестивой бабки Макрины и собственной матери. Отец же его не только наставлял основам христианской веры, но учил и светским наукам, которые были ему хорошо известны, так как он сам преподавал риторику и философию.
Святитель рано ушел из жизни, в 49 лет закончив свое земное странствование. Григорий Богослов, всю жизнь стремившийся к уединению и монашеству, был вынужден постоянно находится во главе управления церковным кораблем.
Это тяготило, мучило его, он неоднократно скрывался от людей, от необходимости властвовать и распоряжаться. Такая тяжелая внутренняя борьба желания молитвенного уединения и необходимости участвовать в церковных и житейских делах сопровождала его практически до самой кончины.
Житие Григория Богослова
Святой Григорий родился в 329 года, в Арианзе, близ Назианза Каппадокийского, по имени которого он иногда называется Назианзином. Родителями будущего святителя были епископ Назианзский Григорий и святая Нонна.
Интересно, что отец Григория долгое время был нехристианином, принадлежа к малоизвестному ипсистарийскому лжеучению. Матерь же святого Григория, блаженная Нонна, происходила от христианских родителей, и сама была благочестивою христианкою. Именно благодаря усердным молитвам святой Нонны отец святителя пришел к Богу, и настолько преуспел в благочестии и добрых делах, что впоследствии был избран на епископский престол.
Святитель Григорий до последних дней жизни родителей исполнял свой долг перед ними, непрестанно заботясь о них. В этом проявилось его смирение перед Промыслом Божием, твердость в неустанном исполнении заповедей господних.
Святой Григорий также как и его друг Василий Великий обладал выдающимися способностями, к которым присоединилось еще и прекрасное образование, полученное в Кесарии Палестинской, Александрии, Афинах, где он также изучал различные науки. В Афинах дружба между будущими святителя стала более крепкой, они поддерживали стремления друг друга к Богу, и таким образом вместе преодолевали многие искушения, свойственные тому времени.
После окончания обучения и преподавания в Афинах, святой Григорий возвратился домой для помощи своему престарелому отцу в заботах о многочисленной пастве. Хотя священническое служение и тяготило душу святителя, которая была более склонна к уединенному образу жизни, однако на время он принял на себя это служение.
С течение времени желание монашеского уединения стало брать вверх над Григорием Богословом. Он уезжал в монастырь к Василию Великому, в течение трех лет прятался в пустыне от должности епископа Сасимского. По складу характера святому Григорию было тяжело находится среди людей, дух его беспокоился от житейской суеты и необходимости в участии в делах управления.
После кончины друга Григорий Богослов вступает в новую полосу жизни, подвергаясь большим испытаниям и искушениям. После того, как византийским императором становится Феодосий, по его приказу в Константинополь вызывается святой Григорий для борьбы с арианами.
По прибытии в святой град Григорий Богослов подвергается нападкам со стороны многочисленных противников, в том числе и со стороны верных чад Церкви. Такое противостояние переносится им с трудом и со слезами.
Святитель возвращается в родной Назианз, где по просьбе городских клириков вновь возглавил епархию, не переставая просить правящего архиерея снять с него эту обязанность, которую он считал для себя бременем. Его душа жаждала общения с Богом, все сложнее становилось жить среди людей, жить мирскими заботами и житейской суетой.
После ухудшения здоровья на место святителя был назначен иной епископ, а сам Григорий Богослов смог удалится на покой в своё фамильное имение и посвятить себя литературному труду. В это время он пишет многие богословские сочинения, подробную автобиографию, путешествует по обителям.
Блаженная кончина святителя последовала в 389 г. в Назиане, где он и был похоронен. По его завещанию фамильное имение перешло в распоряжении епархии. В настоящее время мощи Григория Богослова хранятся в Соборе святого Георгия в Стамбуле.
Житие Иоанна Златоуста
Иоанн Златоуст родился в Антиохии около 347 г. Вскоре после рождения Иоанна скончался отец будущего святителя Секунд, а его мать Анфуса, отказавшись от повторного вступления в брак (а ей было тогда всего около 20 лет), все свои силы посвятила воспитанию сына.
Именно от нее вселенский пастырь получил первые наставления в православной вере и благочестии. Как и другие два святителя, Иоанн Златоуст прошел обучение у лучших учителей своего времени. Он также учился и в Афинах, где превзошел мудростью своих сверстников и многих учителей.
Душа молодого Иоанна Златоуста более стремилась к монашеству, поэтому, узнав, что епископ Афин решил поставить его после своей смерти на архиерейскую кафедру, незамедлительно вернулся к себе в родной город. Святитель принимает решение сделаться монахом, но его мать просит подождать с этим до ее кончины.
После смерти своей матери святой Иоанн принимает монашество и посвящает себя написанию богословских работ. Четыре года провел святой в трудах пустынножительства, где были написаны им три книги «Против вооружающихся на ищущих монашества», сочинение «Сравнение инока с царем» и другие работы.
Затем, желая большего уединения, он тайно удалился в пещеру и пробыл в ней в течение двух лет, живя в одиночестве. В результате особых монашеских подвигов святитель подрывает свое здоровье и вынужденно возвращается назад в Антиохию для лечения.
В 398 г. Иоанн Златоуст занимает Константинопольскую кафедру. Архиепископ ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Церковь питала великое множество странников, больных, заключенных, дев и вдовиц.
Средства, которые предназначались для него, святой потратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Со всем усердием предался новый архипастырь заботам об утверждении и распространении веры Христовой.
Он заботился об искоренении остатков арианской ереси; слал письма в Сирию, которыми добился возвращения в Церковь маркионитов (гностическое течение); посылал опытных проповедников к кельтам и скифам, славянам и готам; разорил языческие храмы, стоявшие много веков в Финикии; обличал жидовствующих.
Особенно сильно обличал святитель грехи, совершаемые нечестивыми людьми, в том числе и из числа императорского двора. В этом подвиге он уподобился Иоанну Крестителю, который, не взирая на лица, называл грех своим именем. Святитель претерпел множество скорбей и лишений за нелицеприятное отстаивание правды и твердость в защите несправедливо обижаемых.
На жизнь святого неоднократно покушались. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия, распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря.
Несмотря на высокий авторитет святителя и заслуженное доверие у паствы, безумная царица, при поддержке некоторых церковных недоброжелателей святого, осудила Иоанна Златоуста на смертную казнь, но император Аркадий заменил казнь изгнанием. Истощенный болезнями святитель в сопровождении жестоких конвоиров три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход.
14 сентября 407 года, причастившись Святых Христовых Таин, вселенский великий учитель, святитель Иоанн Златоуст отошел ко Господу со словами: «Слава Богу за все!». Тот, которого весь мир не был достоин, скончался в изгнании от трудов, болезней, голода и холода. «Таким образом, святой угодник Божий в течение всей своей жизни несший крест свой, распинаясь для мира и сораспинаясь Христу, скончался в день, посвященный памяти Честного Креста».
Описание иконы
На золотом фоне иконы, изображены три вселенских святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Практически всегда святители изображены на иконе в полный рост. Иногда они изображаются по пояс.
В образе этих святых старцев обращают на себя внимание их высокие лбы, признак интеллекта, учености и мудрости. В левой руке они держат Священное Писание (в других вариантах – свитки), пальцы правой сложены для благословения.
Тщательно выписаны все детали облачения, но оно не затмевает значимости ликов: каждый из них индивидуален и отмечен глубоким психологизмом. Иногда над их головами есть изображение Матушки Заступницы с младенцем Иисусом на руках. Это символизирует покровительство Девы Марии и Сына Божьего, их помощь в служении людям.
В чем помогает икона
«Собор трех святителей» — это нечто вроде персонального храма дома. Эта икона создает правильный духовный настрой, потому что человек может представить себе, что перед ним находятся священники, которые учат его чему-то.
Поскольку эти три святые являются Вселенскими учителями и сами отличались выдающейся ученостью, перед иконой трех святых молятся о хорошей учебе (причем как сами учащиеся, так и их родители). Также каждому из них возносят индивидуальные молитвы:
Перед иконой просто приятно подумать о чем-то высоком, о духовной составляющей жизни. Абсолютно любые молитвы можно читать перед образом трех святителей. Это отличный оберег и источник силы для учащихся, для врачей, которые постоянно несут на себе бремя ответственности.
Молитва перед иконой «Собор трех святителей»
«Василий, Григорий и Иоанн, великие правды хранители и слова Божьего заступники, храните нас от дьявола и лести его. Помогите слово Божье услышать и в молитве быть честными. Молите Бога о нас, недостойных рабах Его. Да услышит Он и наши молитвы, которые исходят от сердца. Молите Бога о милосердии и о прощении грехов наших, вольных и невольных. Аминь».
Перед этой иконой молятся не только в день Собора трех святителей, но и в любой другой день. Эта икона поможет вам создать дома особую атмосферу, пригодную для чтения молитв благодарственных и других.
Старайтесь вешать ее или ставить на видном месте, но не в центре комнаты, а где-то, где вы постоянно молитесь. Этой иконе точно нет места в коридоре или на кухне. Она несет в себе определенный смысл и функцию, так что не стоит расценивать ее как нечто универсальное.
День празднования
Отмечается он каждый год в одно и то же время, то есть является непереходящим, — 12 февраля. Праздник был установлен и началось распространение икон в первой половине 12 века.
До сих пор эта икона, по мнению церковнослужителей, является лучшим помощником в обучении, в улучшении навыков красноречия. Это отличный оберег для всех, кто занимается интеллектуальным трудом, принимает важные решения, от которых зависят жизнь и благополучие других людей. Речь идет о врачах, учителях, преподавателях.
Где находится икона
Несмотря на то, что 12 февраля (30 января по старому стилю) — это не праздник двунадесятый, все равно в атмосфере витает особое настроение. Три святителя — это особая группа святых, на которую Господом было возложено стать учителями всем нам. Пусть этот день и эта икона станут для вас по-настоящему важными.