икона троица храм христа спасителя
5 святынь Храма Христа Спасителя, о которых мало кто знает
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Перед Храмом Христа Спасителя выстраиваются длинные очереди паломников, когда в Москву привозят значимые святыни — Пояс Пресвятой Богородицы, Дары Волхвов, мощи святителя Спиридона Тримифунтского и другие. Между тем, в кафедральном соборе Москвы постоянно пребывают настоящие церковные сокровища, которые такого интереса не вызывают. Наш материал — о святынях Храма Христа Спасителя.
1. Частица Ризы Господней
«Один из вариантов предания гласит, что это хитон Спасителя, полученный по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии, другой — что это верхняя одежда, плащ (гимантий), — комментирует ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев. – Дело в том, что хитон просто нельзя было бы позже разделить на части: он бы распустился, так как был вязаным».
После революции частицу Ризы Господней перенесли в Крестовоздвиженский монастырь, а после его закрытия конфисковали и вернули в Кремль, теперь уже в поместив в фонды Музеев Московского Кремля.
19 августа 2000 года, в день великого освящения Храма Христа Спасителя по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и с разрешения дирекции музеев святыню обнесли вокруг храма, и весь день она пребывала в Храме Христа Спасителя, после чего была возвращена в Кремль.
В 2008 году частица Ризы Господней была окончательно передана в Храм Христа Спасителя.
Главный алтарь Храма
Частица Ризы Господней хранится в алтаре и выносится в храм во время Всенощного Бдения в последнюю субботу месяца и после Божественной литургии в последнее воскресенье месяца (Расписание богослужений на сайте Храма Христа Спасителя).
2. Гвоздь от Креста Господня
Гвоздь от Креста Господня также был передан в Храм Христа Спасителя в 2008 году.
Он хранится в алтаре в отдельном ковчежце и вместе с Ризой Господней выносится на богослужения только в дни Великого поста.
3. Частица Ризы Божией Матери
Частицу Ризы Божией Матери привез на Русь Дионисий Суздальский в XIV веке из Константинополя. Вместе с другими святынями она находилась в так называемом «ковчеге Дионисия», который был значимой реликвией московских великих князей.
После октябрьского переворота 1917 года частица Ризы Богородицы попала в Музеи Московского Кремля. В 2008 году, по просьбе покойного Патриарха Алексия II, была передана Русской Православной Церкви вместе с другими святынями, которые также хранились в кремлевских музеях.
Частица Ризы Пресвятой Богородицы некоторое время находилась в Храме Христа Спасителя и была доступна для поклонения. Но, поскольку верующие не проявляли к ней большого интереса, было принято решение на время убрать святыню в алтарь и выносить ее в некоторые богородичные праздники, например, в Праздник Ризоположения во Влахернах, на Покров Пресвятой Богородицы, в Субботу акафиста Великим постом и в другие праздники.
Паломнические группы, которые желают отслужить молебен перед частицей Ризы Господней, Гвоздем от Креста Господня и частицей Ризы Божией Матери и приложиться к этим святыням, могут заранее, не позднее, чем за неделю, написать письмо на имя ключаря Храма Христа Спасителя протоиерея Михаила Рязанцева на адрес hram@xxc.ru, чтобы святыню приготовили и вынесли в определенный час (в теме письма указать «Молебен перед Ризой»).
4. Глава святителя Иоанна Златоуста
Главу святителя привезли на Русь из афонского монастыря Ватопед при царе Алексии Михайловиче. На Святую Гору вернуть святыню царь не захотел и взамен нее выслал в Ватопед приличную сумму денег. Афониты неоднократно пытались вернуть главу, но каждый раз им вместо этого жаловали большую сумму денег.
Глава святителя Иоанна Златоуста находится вместе с некоторыми другими святынями в большом общем мощевике слева от главного алтаря Храма Христа Спасителя.
Доступ к мощевику открыт ежедневно и прекращается только во время богослужений (даже на субботней всенощной его открывают практически сразу после чтения Евангелия).
5. Мощи святителя Филарета Московского
Митрополит Филарет (Дроздов) был канонизирован Церковью в 1994 году. Его мощи находились под спудом в Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры, а в 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II их передали в Храм Христа Спасителя, поскольку святитель участвовал в разработке проекта будущего кафедрального собора Москвы.
Рака с мощами святителя Филарета Московского стоит справа от алтаря верхнего храма. Приложиться к ней можно ежедневно, доступ прекращается только во время богослужений, как и к Главе святителя Иоанна Златоуста. В праздник святителя, 2 декабря, стеклянную крышку раки открывают, и у верующих есть возможность приложиться непосредственно к мощам.
Фото Владимира Ештокина
Читайте также:
Автор и редакция благодарят ключаря Храма Христа Спасителя протоиерея Михаила Рязанцева за предоставленную информацию о святынях и помощь при подготовке материала
Святыни Храма Христа Спасителя.
Святыни Храма Христа Спасителя.
Храм Христа Спасителя
Святыни Храма Христа Спасителя
Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа
История этой святыни восходит ко времени земной жизни Спасителя. Согласно евангельскому повествованию, Его хитон — Риза Господня — по жребию достался одному из воинов: «Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: “разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий”» (Ин 19. 24).
До XVII века Риза Христова хранилась в Патриаршем храме города Мцхета — древней столицы Грузии. В 1617 году Грузия была захвачена персидским шахом Аббасом, солдаты которого разорили храм и передали Ризу шаху. В 1624 году он предложил ее царю Михаилу Романову. Вскоре Риза была доставлена в Москву и помещена в Патриарший Успенский собор Кремля. С этого времени было установлено празднование Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, которое совершается 23 июля. Позже риза была разделена на несколько частей, которые оказались в Софийском соборе Киева, в костромском Ипатьевском монастыре, в Ярославле и в двух храмах Санкт-Петербурга.
До недавнего времени фрагмент Ризы Христовой, заключенный в серебряный складень, хранился в коллекции музеев Московского Кремля.
Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова)
Митрополит Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов; 26 декабря 1782 [6 января 1783], Коломна, Московская губерния — 19 ноября [1 декабря] 1867, Москва) — епископ Православной Российской Церкви; с 3 июля 1821 архиепископ (с 22 августа 1826 — митрополит) Московский и Коломенский. Действительный член Императорской Российской академии (1818); почётный член (1827—1841) Императорской Академии наук и впоследствии ординарный академик (1841) по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. В 1994 году Русской православной церковью прославлен в лике святых в святительском чине.
Митрополит Филарет. Портрет работы Владимира Гау, 1854 год
Ковчег с частицами святых мощей
Риза Пресвятой Богородицы
В Храме Христа Спасителя хранится частица Ризы Божией Матери. Она была привезена из Константинополя на Русь Дионисием Суздальским в XIV веке. Часть Ризы находилась в числе прочих святынь в так называемом «ковчеге Дионисия», ставшего значимой реликвией московских великих князей. После октябрьского переворота святыня попала в Музеи Московского Кремля, откуда в 2008 году частица Ризы Богоматери была передана в храм Христа Спасителя.
Глава святителя Иоанна Златоуста
В середине XVII века по просьбе царя Алексея Михайловича честная глава святителя Иоанна Златоустого была привезена в Москву из Ватопедского монастыря на святой горе Афон. В то время греческая церковь находилась в тяжелом положении, страдая от османского ига. Афонская святыня была передана московскому царю в знак признательности за поддержку греческой Церкви в нелегкие времена, и была положена в специальном ковчеге в Успенском соборе Московского Кремля. Таким же образом в России оказались и глава святителя Григория Богослова и перст святителя Василия Великого, которые были положены в тот же ковчег. Греки намеревались со временем вернуть святыни. Но после смерти Алексея Михайловича мощи возвращены не были. Московские цари взамен не уставали перечислять Ватопетскому монастырю на Афоне крупные пожертвования.
Во времена советской власти ковчег из Успенского собора Московского Кремля перенесли в хранилище музея Московского Кремля, где он пробыл до начала девяностых, когда по просьбе святейшего патриарха Алексия II был передан Русской Православной Церкви и помещен в московский Елоховский собор. В 2006 году состоялось перенесение ковчега в Храм Христа Спасителя, где святые мощи находятся и сейчас. Если стоять лицом к Алтарю, то слева будет находиться ковчег с различными святынями, среди которых честная глава свт. Иоанна Златоуста в отдельном ковчежце. (Там же, в общем ковчеге находятся также: частица мощей св. блгв. Кн. Александра Невского,св. апостола Андрея Первозванного, блгв. Кн. Михаила Черниговского, прп. Марии Египетской, свт. Митрополита Московского Птра и свт. Митрополита Московского Ионы).
Святой Иоанн Златоуст. Византийская мозаика
Святитель Иоанн Златоуст, константинопольский патриарх и великий христианский проповедник, впавший в немилость при Византийском дворе, умер в самом начале V века, на территории современной Абхазии. Зимой 406 года, истощенный болезнями святитель Иоанн, в сопровождении конвоя совершал свой последний переход в ссылку в глухой Питиунт (нынешнюю Пицунду). По дороге, в селении Команы, 14 сентября 407 года, у склепа святого Василиска, утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу. Погребен был Святитель Иоанн Златоуст там же, в Команах. В 438 году, во время правления царя Феодосия II, по просьбе ученика свт. Иоанна Златоуста святителя Прокла патриарха Константинопольского мощи святителя были перенесены из Коман в Константинополь. После разграбления Константинополя в 1204 году крестоносцами часть святынь удалось спасти и перевезти на Афон. Среди спасенных святынь были и мощи святителя Иоанна.
Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского
Александр Ярославич Невский (30 мая 1221[2], Переславль-Залесский — 14 ноября 1263, Городец) — князь Новгородский в 1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259), великий князь Киевский (1249—1263), великий князь Владимирский (1252—1263), знаменитый русский полководец.
Святой Александр Невский. Фреска, 1666 г., Москва, Кремль, Архангельский собор, роспись юго-восточного столпа
Изначально похоронен Александр Невский в Рождественском монастыре во Владимире. В 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского торжественно перенесены в Александро-Невский монастырь (с 1797 года — лавра) в Санкт-Петербурге. Частица мощей святого великого благоверного князя Александра Невского передана из Санкт-Петербурга в храм Христа Спасителя в Москве.
Мощи Свт. Ионы митр. Московского
Мощи Свт. Ионы митр. Московского
Митрополит Иона (1390-е, село Одноушево близ Солигалича — 31 марта 1461, Москва) — митрополит Киевский и всея Руси с 1448 по 1461; святой Русской Церкви (канонизирован Макарьевским собором в 1547 году): память 31 марта, 27 мая (перенесение мощей), 15 июня и 5 октября (Собор Московских Святителей) по юлианскому календарю.
Мощи Равноап. вел. кн. Владимира
Мощи Равноап. вел. кн. Владимира
Владимир I Святославич (др.-рус. Володимѣръ Свѧтославичь, ок. 960 — 15 июля 1015) — князь новгородский в 970 — 988 годах, в киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.
Крещение князя Владимира. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве.
Фреска В. М. Васнецова.
Стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии — 15 июля по Юлианскому календарю.
Мощи Прп. Марии Египетской и Блгв. кн. Михаила Тверского
Мария родилась в Египте в середине V века и в возрасте двенадцати лет покинула родителей, уйдя в Александрию, где стала блудницей. Однажды Мария, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, она присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату».[3] В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Выйдя, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший ей — «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».
Послушав этого повеления, Мария приняла причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах.
«Мария Египетская и Алексий, человек Божий»
(икона работы царских изографов, XVII век)
Михаил Ярославич (1271—1318) — великий князь всея Руси, князь Тверской (1282 или 1286—1318), в 1305—1318 — великий князь Владимирский. В период великого княжения вёл борьбу с московским князем Юрием Даниловичем, занимавшим ярко выраженную проордынскую позицию и Новгородом. После передачи великокняжеского ярлыка Юрию Московскому, победы над ним и союзными московскому князю татарами в Бортневской битве, Михаил был вызван в Золотую Орду и по приказанию Узбек-хана убит, после чего великое княжение перешло к московскому князю
Князь Михаил Ярославич у Узбек-хана. Из альбома «История Государства Российского в изображениях Державных его Правителей»
Автор Василий Петрович Верещагин
Михаил Тверской канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных в 1549 году на втором Макарьевском соборе в Москве. В 1632 году состоялось обретение мощей князя. День памяти — 5 декабря.
Мощи Свт. Петра Митрополита Московского
Митрополит Петр (? — 1326) — Митрополит Киевский и всея Руси, первый из митрополитов Киевских, имевших (с 1325) постоянное местопребывание в Москве.
Митрополит Петр (икона XV века)
Канонизирован Русской церковью как святитель, память совершается (по юлианскому календарю): 24 августа, 5 октября (Собор Московских святитетлей), 21 декабря
Мощи Свт. Василия Великого
Василий Великий (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330 — 379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας), — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов.
Изображение кисти Феофана Грека.
Один из трёх каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот). Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Память в Православной церкви 1 (14) января и 30 января (12 февраля) — Собор трёх святителей
Мощи Иоанна Крестителя
Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча — (6—2 годы до н. э. — ок. 30 года н. э.) — согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, проповедовал крещение покаяния для иудеев, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи.
Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо-Песношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV в. Музей Андрея Рублёва.
Мощи Ап. Андрея Первозванного
Мученичество св. Андрея
Почти всюду, где оказывался апостол, власти встречали его жестокими гонениями, он претерпевал множество скорбей и страданий. Но, подкрепляемый силой своей веры, святой Андрей «с услаждением» переносил все бедствия во имя Христа.
Косой крест, на котором апостол Андрей принял мученическую кончину, с тех пор называется Андреевским крестом. Распятие это считается совершившимся около 70-го года. На месте распятия святого апостола в Патрах воздвигнут величественный Собор Андрея Первозванного, самый большой в Греции.
Гвоздь Креста Господня
Животворящий крест Господень вкупе с четырьмя гвоздями был обретен равноапостольной царицей Еленой в IV веке.
Со временем гвозди были распространены по всей Европе. С первых веков христианства с этих гвоздей делались многочисленные копии, в которые вкладывались и подлинные частицы, и в итоге новые гвозди также почитались как святыни.
Гвоздь, хранящийся в Храме Христа Спасителя, был передан Русской Православной Церкви из запасников музеев Московского Кремля 29 июня 2008 года.
Мощи Преп. Михаила Малеина
Михаил Малеин (греч. Μιχαήλ Μαλείνος, в миру — Мануил; ок. 894, Каппадокия — 963) — православный святой, основатель ряда монастырей, учитель Афанасия Афонского, основателя Великой Лавры Афона. Почитается в лике преподобных, память совершается 12 июля (по юлианскому календарю).
Родился в Харсианской области Каппадокии, приходился родственником императору Льву VI Мудрому и был в раннем возрасте взят на службу в Константинополь. В возрасте 18-ти лет поступил в послушание старцу Иоанну Еладиту на Киминской горе и позднее принял от него монашеский постриг с именем Михаил. Позднее был рукоположён в иеромонаха. Согласно жития, ушёл в затвор и пять дней в неделю проводил в пещере, выходя от туда в субботу для участия в богослужении. Михаил мирно скончался в 963 году.
В честь преподобного Михаила Малеина был назван первый царь династии Романовых Михаил Федорович, что послужило причиной строительства в России храмов в честь этого святого, в том числе в Московском кремле и Слободском дворце.
Мощи Св. вмч. Феодора Стратилата
Феодор Стратилат. Фреска Мануила Панселина. Афон.
Мощи Влкм. Евфимии Всехвальной
Согласно житию Евфимия была жительницей Халкидона, происходила из христианской семьи. Во время гонений императора Приск, правитель города, повелел собрать всех жителей на праздник в честь бога Марса. Местная христианская община во время праздника тайно совершала богослужение, за что её члены, в том числе и Евфимия, были арестованы и приведены к правителю. Её подвергли различным истязаниям, в которых, как повествует житие, она осталась невредимой благодаря Божией помощи (от колеса с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела, её спас явившейся ангел, остановивший колесо и исцеливший раны; в огненной печи, куда Евфимию должны были бросить, воины Виктор и Сосфен увидели двух ангелов и сами стали христианами).
Мученичество святой Евфимии. Фреска в соборе Ровиня
Видя мужество Евфимии, Приск приказал отдать её на растерзание зверям, но она молилась и когда святая Евфимия окончила свою молитву, львы и медведи, приблизившись к ней, лизали ей ноги. Лишь одна медведица нанесла ей небольшую рану на ноге, из которой истекла кровь, и святая великомученица Евфимия тотчас скончалась. В это время произошло землетрясение, стражники и зрители от страха бежали, так что родители святой смогли взять ее тело и с честью похоронить недалеко от Халкидона. Впоследствии на могиле великомученицы Евфимии был возведен величественный храм.
Глава свт. Григория Богослова
Григорий Богослов (греч. Γρηγόριος Ναζιανζηνός — Григорий Назианзин; 329, Арианз — 389, Арианз) — христианский богослов, один из Отцов церкви, близкий друг и сподвижник Василия Великого.
Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский
Мощи Прп. Евфросинии Московской
Евдокия Дмитриевна (1353—1407) — дочь великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича. В 13-летнем возрасте выдана замуж за 15-летнего великого князя Московского Дмитрия Ивановича. Известна своей благотворительностью. Также известна как преподобная Евфросиния Московская (в монашестве)
Скульптурная реконструкция по черепу, работы С.А. Никитина
С 1389 года, после кончины своего супруга, она фактически стояла во главе Московского княжества, являлась блюстительницей престолонаследия среди сыновей. В столице Евфросиния построила большое число храмов и монастырей. Преподобную Евфросинию Московскую стали почитать покровительницей Москвы.
Святая Троица. Празднование и иконография.
В этом году 20 июня церковь празднует День Святой Троицы — один из главнейших праздников в православии. Его также называют Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа, День Рождения Церкви.
В этот день мы вспоминаем евангельское событие — сошествие Святого Духа на апостолов. После этого события апостолы стали говорить на самых разных наречиях, и люди, окружающие их, удивлялись: как простые галилеяне могут знать столько языков? Ведь для каждого из слушателей проповедь Христа Воскресшего звучала на его родном языке. Сошествие Святого Духа и многоязычная проповедь апостолов стали днем рождения Церкви — сообщества верных Христу, объединенных Таинствами в Единое Тело Христово. В Церкви восстанавливается утраченная людьми после грехопадения связь с Богом и друг с другом.
А другое название праздника – Пятидесятница – имеет чисто хронологическое значение, то есть на пятидесятый день после Пасхи.
На иконах праздника Пятидесятницы по традиции изображают Сионскую горницу, в которой Святой Дух сошел на апостолов. Перед нами — двенадцать апостолов, они стоят полукругом. Пальцы апостолов сложены в благословляющем жесте. Есть на иконе и апостол Павел, которого не было в Сионской горнице. Этим подчеркивается, что Дух Святой сходит не только на конкретных лиц, находившихся в Сионской горнице, но дается всей Церкви, которая на тот момент состояла из Двенадцати апостолов. Между Петром и Павлом на иконе — пустое место, которое напоминает нам о присутствии Святого Духа.
Праздник Пятидесятницы называют также Днем Святой Троицы, потому что в этот день всему человечеству открылась тайна, что Бог Один, но в Трех Лицах — Отец, Сын и Святой Дух. Поклонение и исповедание Пресвятой Троицы как Триединого Бога является основополагающим догматом христианской веры.
Наша постоянная покупательница Татьяна Селезнева написала стихотворение, посвященное иконе «Святая Троица»:
Я стою пред иконой Андрея Рублева.
Здесь сюжет мне знакомый давно и не новый.
Здесь под дубом три лика святых за столом-
Сын, Отец, Дух Святой как одно Божество!
Что так трогает душу, и что так тревожит,
Что струится от них в этот день непогожий?
Кротким взором глядят, будто нежно любя.
В этот миг я средь них ощущаю себя.
Я – творенье Отца под защитой у Сына.
Дух нисходит Святой пеленою незримой.
Я стою и молчу. говорить ни к чему.
Здесь я с Богом, и мысли известны Ему.
Позже появились иконы Новозаветной Троицы. На ней в человеческом обличье изображены Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух (в виде голубя). Бог Отец изображен в виде старца, который восседает на престоле в величественном и спокойном виде. Лик его окаймлен длинной седой бородою. Облачение на иконе у Бога Отца состоит из туники и хитона до земли. В наши дни икона Бога Отца существует в православной иконографии, несмотря на то, что в церковных молебнах, в православных богослужениях воспевают Бога Сына.
Молитва перед иконой пресвятой Троицы не раз помогала людям в разных ситуациях.
Если у Вас или Ваших близких еще нет дома иконы Святой Троицы, то обязательно ее приобретите. О своей судьбе и о судьбе своей души нужно заботиться при жизни. Не забывайте об этом. Поэтому старайтесь жить и духовной жизнью. За ваши земные старания вам всем по заслугам воздастся на небесах.
Мы от всего сердца поздравляем вас с праздником Святой Троицы!
Приглашаем вас в раздел нашего сайта с иконами Новозаветной и Ветхозаветной Троицы. Вы сможете выбрать великолепную икону для дома и для подарка дорогим людям!