икона царя константина и царицы елены
Равноапостольная Еле ́ на Константинопольская, царица
Дни памяти
19 марта – Обретение ею во Иерусалиме Честно́го Креста и гвоздей
27 апреля (переходящая) – Собор Синайских преподобных
Житие
Жития равноапостольных императора Константина и царицы Елены
Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать – святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.
За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется равноапостольной.
Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых – святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин «Единосущный Отцу», навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.
Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение «Единосущный», слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.
После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял Святое Крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви Святых апостолов в заранее приготовленной им гробнице.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Икона равноапостольных св. Константина и Елена в чем помогает и значение
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Святая Елена — мать святого равноапостольного Константина Великого, христианского просветителя, благодаря которому христианство стало государственной верой, и лишилось всяческих гонений.
История иконы
Равноапостольными называют тех святых, которые совершали действия по распространению христианства на одном уровне с теми, что сделали непосредственные ученики Иисуса Христа — апостолы. За всю историю христианства известно мало женщин, которые заслужили звание равноапостольных, и Святая Елена относится к ним.
Что знаем мы о её жизни?
Родилась Елена в III в г. Дрепана, в простой семье, сейчас это небольшой городок Херсек, расположенный в Турции. Отцом ее был смотритель конной станции.
В 270 г. она познакомилась с правителем Западной части Римской империи Констанцием Хлором, и через некоторое время вышла за него замуж. Именно от него женщина родила Константина Великого, который стал первым христианским императором.
Муж Елены быстро шел вверх по карьерной лестнице. Однажды ему предложили важный пост правителя римских земель, но было одно условие, для этого ему требовалось бросить жену и обручиться с дочкой императора. Констанций согласился и в итоге стал правителем Западных территорий Римской империи.
Данный титул унаследовал сын Константин, который тоже был воином. Со временем Константин вступает в союз с правителем Восточных земель – Максимилианом и становится правителем всей империи. Именно его указом христианство легализуется.
Когда Константин стал императором, он возвел свою мать в достоинство августы (царицы), сделав её, таким образом, фактически своей соправительницей.
Святая Елена обернулась в веру в 60-летнем возрасте под влиянием своего сына, а свое паломничество в Святую Землю, Иерусалим, совершила в 80 лет, после того, как ей явилось видение во сне, в котором повелевалось найти на Голгофе величайшие христианские святыни.
После совершенных раскопок был найден Крест Господень, гвозди и дощечка с надписью: «Иисус Назарянин, царь Иудейский». Кроме того, была обретена пещера погребения Иисуса Христа.
Как выглядит икона
На иконе Елена изображается вместе со своим сыном Константином. Святые держат в руках Крест Господень, таким образом, иконописец рассказывает о вкладе матери и сына в развитие и распространение христианства.
Описание святого образа
До наших дней дошли прижизненные изображения образа царицы, ее скульптура и монеты с профилем. Конечно, на данных изображениях черты лица царицы чуть искажены, но все же отвечают реальности.
Почитать Святую начали сразу же после ее смерти, а через несколько столетий была написаны первая икона с ее ликом. Со временем выработалась особая традиция, как именно изображать Елену на иконах. Очень редко женщина изображается на иконах одна, как правило, она всегда вместе с сыном, который стоит от нее по левую руку, а между ними расположен крест.
Также встречаются образы с житийными клеймами, небольшими миниатюрами, где показаны сюжеты основных событий в жизни святой: видение, путешествие в Святую Землю и обретение Креста Господня.
На всех иконах женщина изображается молодой, хотя к вере она пришла в 80-летнем образе, таким образом, иконописцы подчеркивали ее духовную молодость.
Современные иконописцы чаще всего изображают святую царицу без сопровождения своего царственного сына, но неизменно держащей в правой руке крест.
Значение иконы святых Константина и Елена
Икона имеет огромное зрительное влияние на человека и имеет огромное значение для всех христиан:
В христианском мире Елена почиталась во все времена и пользовалась большим уважением.
Именно имя Елена взяла княгиня Ольга во время крещения.
В чем помогает икона Константина и Елена
Перед образами Святых нужно молиться с просьбой о помощи, потому что они близки к Богу, и смогут помочь в ваших просьбах.
Кроме того, Бог дал каждому святому возможность помогать людям в том или ином деле или просьбе. Молясь перед иконой равноапостольной царицы Елены, люди должны знать, что и у нее есть сферы, где она может быстро оказать помощь человеку, при условии, что он искренне верует.
В основном перед ликом молятся:
Также святая помогает людям, которые занимают высшие государственные посты.
Основная сфера деятельности Святой Елены сосредоточена на том, чтобы помогать и молиться за тех, кто обладает властью, и кто просит материальной помощи.
Не забывайте о том, что Святые помогают всем тем, кто просит о помощи, не зависимо от их должности и вида занятости.
Молитва святым Константине и Елене
Молитва первая святым
О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякий скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков.
Молитва вторая святым Константине и Елене
О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость,
женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
День памяти
19 марта – Обретение ею во Иерусалиме Честно́го Креста и гвоздей
27 апреля (переходящая) – Собор Синайских преподобных
Жития
Жития равноапостольных императора Константина и царицы Елены
Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать – святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.
За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется равноапостольной.
Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых – святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин «Единосущный Отцу», навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.
Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение «Единосущный», слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.
После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял Святое Крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви Святых апостолов в заранее приготовленной им гробнице.
Равные апостолам – святые цари Константин и Елена
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Икона святых равноапостольных царей Константина и Елены
Житие равноапостольных царей
Елена родилась в простой семье около 250 г. в г. Дрепан. Её отец был владельцем придорожной гостиницы, где девушка помогала ему в работе. Одним из постояльцев оказался её будущий муж — Констанций Хлор, и, когда им было по 20 лет, они поженились.
Они оба, хотя и не официально, были христианами, а Констанций – единственным правителем империи, который никогда не преследовал христиан. Любовь к православию они привили и своему сыну.
С 288 г. Констанций занимает высокое положение в императорском дворце, и в 293 г., чтобы укрепить связи с императором и его приближенными, он разводится с Еленой и берет в жены приемную дочь императора Максимиана. В 305 г. ему присваивают титул Августа западных территорий Рима, а в 306 г. перед смертью, он назначает своим преемником сына Константина.
«Сим победиши»
Константина, как и его отца, уважали в его владениях. Он был одним из самых справедливых правителей и мудрых воинов.
В 308 г. Римская империя из-за борьбы за власть была поделена между 5 императорами, которые друг другу не подчинялись. Но каждый стремился быть полноправным правителем всей империи, путем обмана, интриг и войн. Против Константина в 310 г. выступил император Максимиан, оклеветав его. Но обман раскрылся, а клеветник был предан смерти.
Полезные материалы
В 312 г. Константин пошёл войной на самого жестокого императора, тирана Максенция. Он значительно превышал Константина по численности войск, отчего последний был сильно встревожен.
Перед сражением в небе на глазах у всех случилось видение Креста, и голос сказал Константину
Когда войска встретились, воины Максенция пустились бежать, а сам он кинулся в реку и утонул. Одержав верх над сильным противником, 28 октября 312 г. император Константин был ликующе встречен в Риме. В 315 г. в память об этом событии была построена Триумфальная арка, названная в честь победителя.
Но Лициний не соблюдал этих договоренностей на своей территории. Кроме того, собирался отобрать у Константина его часть владений. Готовясь к войне, он решил убрать из своего войска христиан, т.к. боялся, что они перейдут на сторону противника.
40 севастийских мучеников
Так, в 320 г. в Севастии в одном из войск Лициния заставили отречься от веры 40 воинов-христиан. Услышав от них отказ, их раздели и вывели в лютый мороз на лед. Для большего соблазна перед ними начали растапливать бани. Так они простояли всю ночь, утром один из воинов не выдержал и пустился в теплую баню, приблизившись к которой упал замертво.
Над теми же, кто «претерпел до конца» засиял яркий свет, подкрепляя их веру. Видя это чудо, к ним присоединился язычник Аглавий, уверовавший во Христа. Когда, придя к озеру, мучители застали мучеников живыми, они решили умертвить их другим способом – им переломали ноги, а тела сожгли.
Их останки, сбросили в реку, чтобы христиане не смогли их забрать. Память о подвиге 40 Севастийских мучеников в православном календаре отмечается 22 марта.
18 сентября 324 г. Лициний проиграл очередное сражение Константину и отрекся от власти. Таким образом, Константин становится единственным правителем Римского государства, а свою мать Елену он провозглашает Августой. В этом же году начинается возведение новой столицы, для которой был выбран г. Византий. 11 мая 330 г., через 6 лет после начала строительства — Константин провозглашает столицей Новый Рим. Через какое-то время ее стали называть Константинополем.
Первый вселенский собор в истории св. Церкви
Император Константин Великий. Фрагмент мозаики. Собор Святой Софии в Константинополе. Конец X века.
В июне 325 г. императором бал созван первый в истории христианства Вселенский собор. Его участниками были более 300 епископов, среди которых – Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский. Поводом собрания послужила ересь о том, что у Иисуса Христа нет Божественного начала, и он не равен Богу-Отцу. По итогам собора была добавлена характеристика Сына «единосущно Отцу», а 19 июня утвержден Символ Веры. Также на соборе и выходным днем вместо субботы утвердили воскресенье и была определена дата празднования Пасхи
Паломничество матери великого сына
После того, как гонения на христиан прекратились и христианство сделали полноправной религией, Елена, будучи в преклонном возрасте, решается на паломническое путешествие в Палестину. В 326 г. она отправляется на корабле в места страстей и смерти Спасителя. По дороге она горячо молится Господу, чтобы он сподобил ее найти Крест, на котором Господь испустил дух.
Добравшись до Иерусалима, Елена увидела, что на месте Голгофы был стоит языческий храм богини плотской любви – Венеры. Сердце ее разрывалось, видя это кощунство, и она приказала разрушить капище.
В раскопках ей помогал Иерусалимский Патриарх Макарий. Он проводил молебны перед раскопками, и однажды после одного из них рабочие почувствовали от земли благоухание. Они поняли, что это святое место и многие из них уверовали. Оказалось, что на этом месте была погребена пещера Гроба Господня.
Отыскать Крест Елене помог местный житель Иуда. Тот помнил из рассказов предков, где он находится. Так были обнаружены три креста – Иисуса Христа и двух разбойников, распятых вместе с Ним. Определить, на каком из них был распят Сын Божий, помогло чудо.
Епископ Макарий попеременно прикладывал три креста к покойнику, гроб с которым проносили мимо. После прикосновения Креста Господня, умерший воскрес. С тех пор Крест называют Животворящим. Видев это воскрешение, каждый устремился к Кресту, желая прикоснуться или хотя бы узреть его.
Тогда владыка Макарий встал на возвышение и, с помощью других мужчин, поднял его высоко над собой, чтобы все могли его увидеть. Так произошло первое Воздвижение Креста Господня, празднуемое 27 сентября.
Случившееся не оставило равнодушным присутствующих. Многие из них утвердились в православии, в том числе Иуда, тот, кто помог отыскать крест. Он принял Крещение, а со временем стал Патриархом Иерусалимским.
Кроме Креста, из-под земли были извлечены дощечка с надписью INRI, что означает «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» и четыре гвоздя.
В течение двух лет Елена проводила работы по искоренению язычества и насаждению христианства в Иерусалиме, занималась благотворительностью, помогала воинам, заключенным, бездомным. Она распорядилась очистить от мусора и языческих реликвий Святую землю, а на месте святилищ языческих богов заложила основания православных храмов:
Завершив свои апостольские труды, Елена отправляется домой, взяв с собой часть Животворящего Креста и гвозди. На обратном пути она основала еще ряд храмов и монастырей, в которых оставляла частицы Святыни. Вскоре после путешествия Елена отошла ко Господу в возрасте 80 лет около 330 г.
Император Константин не на много пережил свою мать. Крестившись, он скончался в возрасте 65 лет в мае 337 г., назначив своими преемниками трех сыновей.
Иконы
На иконах равноапостольные Константин и Елена изображаются в царских одеждах. Между ними обретенный Еленой Крест, Константин стоит по правую, Елена – по левую сторону Креста. Это символизирует вклад матери и сына в насаждении в Римской империи православия, а также значение их трудов для христиан всего мира. Иногда в руках Елена держит найденные ею гвозди.
В чём помогают молитвы
Молятся перед иконой прежде всего об укреплении веры, перед начинанием важного дела, о вразумлении неверующих, о воспитании детей в православии. Также святые помогают отыскать потерянные ценных вещей, наладить жизнь в семье и в любых житейских нуждах.
Знаменитые храмы
По всему миру в честь равноапостольных матери и сына воздвигнуты храмы. В России ими особо славится Санкт-Петербург и Ленинградская обл. – более 10 церквей и один женский Константино-Еленинский монастырь в Выборгском р-не, п. Ленинское.
В Казахстане 2 собора в честь святых: Собор равноапостольных Константина и Елены в Астане и Кафедральный Константино-Еленинский собор в г. Костанай.
Во Владимирской обл. несколько храмов в честь римских святых и Свято-Алексиевский Константино-Еленинский мужской монастырь.
Много храмов построено в Курганской, Свердловской, Ростовской, Московской, Ярославской областях, в Ставропольском крае, респ. Удмуртия.
Монастырь в г. Варна, Болгария
Среди зарубежных стран по количеству церквей в честь Елены и Константина всех превзошла Болгария. В ней насчитывается 8 действующих церквей и один, известный во всем мире монастырь в честь Константина и Елены в г. Варна.
Рубенс. Видение императору Константину
Славится он целебным источником, который находится прямо под престолом. На территории монастыря есть часовня, где можно бесплатно взять бутылочку святой воды. В монастыре живет одни монах, но службы проводятся ежедневно. А недалеко от него располагается курортный комплекс именем обители.
День памяти
Память святых равноапостольных Константина и Елены совершается 3 июня. Кроме этой даты, Елену почитают 19 марта — в честь обретения Животворящего Креста.
Тело матери Константин перенес из Трира в Рим, в гробницу, которую строил для себя. Через несколько веков монах, исцелившись от мощей, выкрал часть и увез на северо-восток Франции. Там они пробыли до Парижской коммуны, затем были перенесены в Париж в католическую церковь Сен-Лё-Сен-Жиль.
Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора, Санкт-Петербург.
Святая глава царицы Елены на протяжении веков хранится в старом немецком городе Трире, в Кафедральном соборе Святого Петра. Она была передана императором Римской империи Карлом IV в 1356 г. Частицы мощей Елены находятся во многих храмах Греции.
Константин был похоронен в Конополе в храме Двенадцати апостолов, который он сам и построил. Там они пробыли 11 веков, пока город не захватили турки. Храм был разрушен, мощи потеряны. И по сей день о них ничего не известно.
Константин и Елена высоко почитаются христианами во всем мире. Они не только освободили христиан от жестоких преследований, но и преподнесли миру главные святыни, навсегда увековечив свои имена в памяти православных христиан. Крест напоминает нам о той, которая открыла его миру, Символ Веры – того, кто созвал I Вселенский собор. Их поистине можно считать самыми значительными деятелями христианства своей эпохи.
Автор: Ольга Тимашова
Молитва
О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякий скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков.
Молитва вторая
О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 8
Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех Апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи: егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.
Кондак, глас 3
Акафист
Кондак 1
Избраннии предвечным Царем, святии равноапостольнии Константине и Елено, на всемирное воздвижение Животворящаго и Спасительнаго Креста Господня, имже соделася спасение рода человеческаго, искупленнаго кровию пригвожденнаго на нем Агнца Божия, да вси праведнии и грешнии благодарственно взывают вам:
Икос 1
Ангельский собор на земли зряше велие чудо — како обретеся Святое Древо, на много лет в недрех земли бездушным камением хранимое, ныне же руками архиерейскими возносимое, людие же видевше сие, ниц на землю падоша, слезно вопия: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!» Вас же, святии равноапостольнии Константине и Елено, смиренно величаху:
Радуйся, блаженная мати, зело возлюбившая Христа; радуйся, боговенчанный сыне, слуго Небеснаго Царя.
Радуйтеся, земнии Ангели и небеснии человецы; радуйтеся, строителие таин Божиих.
Радуйтеся, яко вами небо и земля духовно возрадовашася; радуйтеся, яко от всех земнородных вкупе прославишася.
Радуйтеся, достойнии носителие имене Христова; радуйтеся, два светила великая во вселенней.
Кондак 2
Икос 2
Разум твой, не просвещен еще святым крещением, царю Константине, просвети Господь во сне нощию, научая победити врага крестным знамением, мы же, дивяся таковому Промыслу Божию о тебе, взываем сице:
Радуйся, двукратным видением Креста свыше озаренный; радуйся, паче всех царей земных превознесенный.
Радуйся, свыше предызбранный на апостольское служение; радуйся, победителю врагов видимых и невидимых.
Радуйся, Крест Господень зело прославивый; радуйся, Церкви Христовой вся силы отдавый.
Радуйся, врага спасения человеческаго посрамивый; радуйся, честным Крестом главу его сокрушивый.
Кондак 3
«Силою Креста во брани, — ведал еси, богомудре Константине — Аз спасох град сей от врагов, и сердце мое уязвлено любовию распятаго Христа, Егоже чту, Емуже покланяюся и не возбраняю любящим Его пети блаженную песнь: Аллилуиа».
Икос 3
Имея в сердцы чувство живыя христианския веры, великий Константин повеле, да сокрушатся идолы и да созиждутся храмы, идеже сонмы Ангелов и лики праведных выну молят своего Создателя. Мы же недостойнии, просяще о мире мира и добром ответе на Страшнем Судищи Христове, зовем вам:
Радуйтеся, первии во христианех царие; радуйтеся, милосердием и властию украшеннии.
Радуйтеся, любовию и правдою одеяннии; радуйтеся, от вражиих прелестей избавленнии.
Радуйтеся, уставов церковных хранителие; радуйтеся, девства и целомудрия любителие.
Радуйтеся, языческия храмы нa земли упразднившии;
радуйтеся, день воскресный праздновати установившии.
Кондак 4
Бурныя потоки христианския крове твоим повелением, святый Константине, прияша конец; сущии в темницех получиша ослабу, крыющиися во пещерах и горах вспять возвращахуся, и чада Церкве лобзанием святым во объятии встречаху друг друга, воспевая Богу песнь хвалы: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше мученицы и страдальцы Христовы повеление твое, богоблаженне Константине, да свободно исповедают веру Христову, возвеселишася и со слезами радости воспеваху ти сице:
Радуйся, великаго Рима украшение; радуйся, узников Христовых свобождение.
Радуйся, языческаго мира упразднение; радуйся, идолов и кумиров сокрушение.
Радуйся, прав и законов утверждение; радуйся, чар волшебных и гаданий карательное запрещение.
Радуйся, о Церкви пекийся, аки чадолюбивая мати; радуйся, возбранивый осужденных на крестех распятие.
Кондак 5
Икос 5
Видя осмидесятилетняя старица, богомудрая мати Елена, сердце твое, пречудне царю Константине, желанием исполнено к прославлению Святаго Древа, сама со тщанием приемлет труды, да открыет сокровище на поклонение всем языком, с любовию зовущих вам таковая:
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, царие премудрии; радуйтеся, двоице святая, Богом возлюбленная.
Радуйтеся, любовию к Нему аки Серафими пламеневшии; радуйтеся, ревностию аки Апостолы послужившии.
Радуйтеся, усердием вашим яко жены с миры пришедшии; радуйтеся, за подвиги ваша от всех земнородных славимые.
Радуйтеся, яко Ангелы с вами ликуют на небеси; радуйтеся, яко человецы выну восхваляют вас на земли.
Кондак 6
Проповедником тайны, идеже бе треблаженное Древо, бысть некий Иуда, иже не хоте указати место сие, сего ради изнурен бысть гладом во глубине кладенца по повелению святой царицы Елены, ейже Дух Святый откры, да употребит всякое усилие для взыскания Креста Господня на радость православным христианом, поющим Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия луч Божественнаго света в сердцы Иуды, непреклоннаго доселе к прошениям и увещаниям богомудрой царицы Елены, иже, отверз уста, глаголаше: «Близ Голгофы, в капище Венеры, обрящете Крест вашего Христа». Оттоле начата искати, многи труды понесоша, не обретше жe сокровища, зело изнемогша. Егда же ощутиша велие благоухание из недр земли, усугубиша труды и обретоша три креста, тогда вернии людие прославляху вас со слезами:
Радуйтеся, треблаженнаго Древа усердные искателие; радуйтеся, дела апостольскаго неленостные продолжателие.
Радуйтеся, торжество веры православныя явившии; радуйтеся, люди, чтущии Крест Господень, зело возвеселившии.
Радуйтеся, воздух животворным знамением освятившии; радуйтеся, обретением Креста оставившии людем память вечную.
Радуйтеся, принесшии всему миру радость безконечную.
Кондак 7
Хотя тщательно уведети Крест, на немже принесеся Жертва Святая, да не воздадят честь Креста иному, блаженный патриарх Макарий повеле возложити кресты на болящу и мертва, сии же ожиша и здрави бяху, тогда людие, видевше чудо, падоша ниц до земли, Животворящему Кресту, победителю смерти и ада, поюще: Аллилуиа.
Икос 7
Новый христианский храм созидает мудрая царица Елена на Голгофе для всемирнаго воздвижения Животворящаго Креста Господня, безчисленное же множество людий молиша блаженнаго патриарха Макария, да сподобятся узрети Господень Крест. Он же, смирения сый исполнен, с освященным собором высоко подъяша Крест, да видят вси; зряще сие, племена и языцы с благоговением и радостию восклицаху:
Радуйся, Треблаженное Древо, имже спасеся двоица первозданная; радуйся, Честное Древо, имже ад испусти узники.
Радуйся, Честное Древо, Архангелами и Ангелами хранимое; радуйся, Честное Древо, пророками богоглаголивыми предзримое.
Радуйся, Честное Древо, преподобных и праведных веселие; радуйся, Честное Древо, кающихся грешников надеждо и спасение.
Кондак 8
Странствующему на земли нашего ради спасения, Иже не имеяше, где главы подклонити, воздвигоша храмы, богомудрии Константине и Елено, в Вифлееме рождшемуся, на Голгофе, идеже распятся, на горе Елеон, отонюдуже вознесеся к Безначальному Отцу, и у дуба Мамврийска, идеже Авраам пригласи Его странна, да вси вернии непрестанно поют Серафимскую песнь: Аллилуиа.
Икос 8
Все ваше служение бысть во славу Сладчайшаго Господа и Его Пречистыя Матере, Заступницы мира. Кий язык изречет подъятые вами труды? Кий разум постигнет радость, егда обретеся вами желаемый Крест Господень? Сего ради вси земнороднии благодарно взывают вам:
Радуйтеся, Ангельскою чистотою пожившии; радуйтеся, всем сердцем Господа возлюбившии.
Радуйтеся, апостольскою ревностию потрудившиися; радуйтеся, христианским смирением украсившиися.
Радуйтеся, вся добродетели в себе совокупившии; радуйтеся, блаженство райское унаследовавшии.
Радуйтеся, яко зрите всегда Творца и Господа; радуйтеся, яко мзда ваша многа на небесех.
Кондак 9
Всякое еретическое учение отвергше, богомудрии отцы и учителие, собравшиися повелением твоим, царю Константине, на первом Вселенстем соборе, Ария отгнаша и его пособников, и яко гром возгреме во вся концы песнь: Аллилуиа.
Икос 9
Витии сладковещаннии, богоноснии отцы, святители и учители на соборе Никейстем, Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Пафнутий Фиваидский, Павел Неокесарийский, Афанасий Александрийский и прочие исповедницы Христовы, иже, свыше умудрившеся, изложиша тамо Символ веры и всей Церкви узакониша пети Троицу Единосущную, принесше песнь благодарения Верховному Владыце всех Богу и сослужителю своему взывая:
Радуйся, достойный сыне матере своея богомудрыя Елены; радуйся, подражавый ей во смирении неизреченно.
Радуйся, царю, превосходяй мудрость Соломона; радуйся, стяжавый веру праотца Авраама.
Радуйся, законов и власти высокий архитектоне; радуйся, новый Апостоле великаго града Константинополя.
Радуйся, милостивый и кроткий повелителю; радуйся, перваго Никейскаго собора мудрый председателю.
Кондак 10
Спастися хотящим в побдвизе девства не возбранял еси, великий Константине, да чистым сердцем возносят молитвы Единому Богу о мире всего мира и, отрешеннии молвы житейския, яко Ангелы поют: Аллилуиа.
Икос 10
Стена, покров и защита бысть тебе во всем Сама Пречистая Дева, Владычица неба и земли. Ейже вручил еси новый град твой на брегах Босфора, да вси людие, укрепляеми Ея милосердым заступлением, воспоминающе веру и подвиги твоя, прехвальне Константине, благоумиленно взывают:
Радуйся, новую столицу Византии освятивый; радуйся, заступлению и покровительству Матере Божией ю вручивый.
Радуйся, храм Божий во имя Ея создавый; радуйся, горячия молитвы в нем возславый.
Радуйся, яко раб разумный таланты своя умноживый; радуйся, волю свою в волю Божию предавый.
Радуйся, храмов святых украшение; радуйся, пастырей Церкве Христовы вразумление.
Кондак 11
Пения и усердныя молитвы приносяще ныне во храме вашем, святии равноапостольнии царие Константине и Елено, просим со слезами: воздежите блаженнии ваши руце, имиже приясте Крест Святый, и молите распятаго на нем Господа, да в покаянии непрестанно зовем Ему: Аллилуиа.
Икос 11
Светла и радостна кончина ваша, святии равноапостольнии Константине и Елено, вы бо победоносное знамение в объятиях своих держаще, показуете сим, да возмет кийждо крест свой и, во смирении шествуя путь земнаго странствия, сподобится получить безболезненную кончину и Божественных Таин причащения, со слезами взывая вам:
Радуйтеся, яко поете Ему со Ангелы Трисвятое пение; радуйтеся, яко с собором Апостолов Ему предстоите.
Радуйтеся, яко вкупе со всеми святыми райская селения зрите; радуйтеся, бедных и убогих милостивии попечителие.
Радуйтеся, от уз и пленения скорые свободителие; радуйтеся, праздника не почитающих строгие наказателие.
Радуйтеся, о всех чтущих память вашу пред Господем предстателие.
Кондак 12
Благодать мира, тишину испросите притекающим к вашему заступлению, угодницы Божии, сохраните отечество наше от врагов, находящих на ны, и междоусобныя брани, да милость Божию улучим вашими молитвами, вопиюще со всеми святыми Владыце Христу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще и восхваляюще вас, святии равноапостольнии царие Константине и Елено, празднуем святую память вашу и просим: не забудите нас, грешных, чтущих труды и подвиги ваша, да вси с верою и любовию зовем к вам:
Радуйтеся, града и храма сего покровителие; радуйтеся, пастырем Церкве богомудрии учителие.
Радуйтеся, во тьме заблуждшим яркие светильницы; радуйтеся, за отечество наше теплии пред Богом молитвенники.
Радуйтеся, яко больных, слепых и глухих исцеляете; радуйтеся, яко от нечаянныя смерти избавляете.
Радуйтеся, еретиков и хульников веры страхом правосудия Божия устрашаете; радуйтеся, грешникам кающимся прощения у Престола Божия испрошаете.
Кондак 13
О двоице премудрая, великие царие Константине и Елено, приимите малое сие моление наше и приносимое вам хваление! Избавите чтущих святую память вашу от греховных страстей и вечнаго осуждения, да ходатайством вашим возможем до скончания дней своих покланятися Животворящему Древу Креста Господня и тамо, идеже сияет свет невечерний, пети во славу Креста: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангельский собор…» и кондак 1-й «Избраннии предвечным Царем…».
Величание
Величаем вас, святии благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено, и чтим святую память вашу, вы бо святым Крестом всю вселенную просветили есте.