икона целование божией матери и праведной елисаветы
СРЕТЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРАВЕДНОЙ ЕЛИСАВЕТЫ
Сретение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии и праведной Елисаветы. Фреска (1191 г.) в храме Св. Георгия, Курбиново, Македония |
Сретение (встреча) Пресвятой Богородицы и святой праведной Елисаветы, матери святого Иоанна Предтечи, празднование иерусалимского женского Горненского монастыря, называемое также «вторым Благовещением» или «Целованием»
Возвестив Пресвятой Деве Марии благую весть свыше, что Она избрана Богом для рождения Спасителя (Лк. 1, 28-33), Архангел Гавриил открыл Ей и тайну Боговоплощения: «Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 35-37). Святой евангелист Лука повествует далее, что Пресвятая Богородица, возблагодарив Архангела Гавриила («се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему»), поспешила «в нагорную страну [отсюда название местности «Горнее»], в город Иудин» [2]. Здесь Пресвятая Дева Мария встретилась с праведной Елисаветой, родной сестрой своей матери (святой праведной Анны), которой доводилась племянницей. «И вошла в дом [священника] Захарии, и приветствовала [жену его] Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её [будущий святой пророк и Креститель Господень Иоанн Предтеча], и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа Моего ко мне? Ибо, когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моём. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк. 1, 40-45).
Далее евангелист приводит хвалебную песнь Пресвятой Девы Марии: «Величит душа Моя Господа. « (Лк. 1, 46-55; «Честнейшая» в православном Уставе, которая поётся на утрени по 9-й песни канона).
Пресвятая Дева Мария пребывала в доме священника Захарии вместе с праведной Елисаветой три месяца, после чего, когда Елисавете настало время родить, возвратилась в город Назарет, в дом Свой.
Икона сретения Пресвятой Богородицы и святой праведной Елисаветы |
В 1871 году начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) приобрёл участок земли в Аин-Кариме, где, по преданию, стоял дом праведной Елисаветы, который посетила Пресвятая Богородица. По благословению Святейшего Синода Русской Православной Церкви здесь была основана женская Горненская обитель, с той поры и доныне находящаяся в ведении Русской Духовной Миссии. Правила, регламентировавшие жизнь обители, были утверждены Святейшим Синодом в 1898 году.
В 1883 году архимандрит Антонин исходатайствовал в Святейшем Синоде установление особого праздника в память посещения Пресвятой Девой Марией Своей праведной сродницы Елисаветы и Её пребывания здесь в течение трёх месяцев. Указом Синода от 5 августа 1883 года это празднование было установлено совершать 30 марта, если этот день не выпадет на период от Лазаревой субботы до Пасхи; иначе празднование переносится на пятницу Светлой седмицы. Архимандрит Антонин тогда же составил для службы этого празднования особые стихиры на Господи, воззвах и стиховные, а также тропарь с кондаком. Канон на утрени в этот день и стихиры на Хвалитех положены Благовещенские. Согласно указу Святейшего Синода, вся служба в «Горненский праздник» должна совершаться по благовещенской главе Типикона, включая литургию святителя Иоанна Златоуста [3].
В русском женском Горненском монастыре поныне сохраняется благочестивый обычай: на праздник к источнику Божией Матери в Аин-Карем привозят икону Благовещения из Троицкого собора Русской Миссии. Икону ожидают сёстры Горненской обители и паломники с букетами цветов в руках. У источника читается отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о памятном событии. После молебна под звон колоколов совершается крестный ход в монастырь через восточные врата в Казанский храм. Игумения и сестры поочередно несут икону. Перед храмом к празднику выкладывается ковер из цветов. Икону помещают на особое возвышенное место с покровом в виде голубой мантии и игуменским жезлом. На срок пребывания образа в обители Божия Матерь почитается здесь игуменией, сама же игумения обители уже не становится на игуменское место, а находится рядом с ним. Икона Благовещения, в память трёхмесячного пребывания Богоматери в гостях у праведных Захарии и Елисаветы, остается в обители на три месяца, до дня Рождества Иоанна Предтечи, после чего образ возвращается в Троицкий собор [4].
Молитвословия
Де́во Безневе́стная/ и Ма́ти Всечи́стая,/ прие́мши от Арха́нгела благове́щение,/ со тща́нием востекла́ еси́ в Го́рняя,/ и, целова́вши ю́жику Твою́, всечестну́ю Елисаве́ть,/ Ма́терию Го́спода от сия́ нарече́на была́ еси́, / и возвели́чила возвели́чившаго Тя́ Го́спода:/ Благослове́нна Ты́ в жена́х,// и благослове́н Пло́д чре́ва Твоего́.
Вои́стинну блаже́нна еси́,/ Свята́я Де́во Мари́е,/ и вся́кия хвалы́ превосходя́щая,/ я́ко из Тебе́ провозсия́ Со́лнце Пра́вды,// Христо́с Бо́г на́ш.
Использованные материалы
Целование Мариино.
Целование Мариино.
Об одном не очень известном, но чудном празднике
В 2005 году я впервые побывала на Святой Земле. Было это в Пасхальное время, в мае. В предпоследний из пяти моих Иерусалимских дней несколько часов я провела в Горненской обители. И в Казанском храме увидела празднично украшенную икону Благовещения, к которой был прислонен. посох.
Я спросила у приветливых сестер-свечниц, что означает этот посох. И они, с засветившимися лицами, рассказали мне, что к ним каждое 12 апреля приходит из Троицкого храма Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Сама Пресвятая Богородица и гостит у них до праздника Рождества Иоанна Предтечи (то есть, до того самого времени, когда Она отправилась к Себе домой).
Именно ее сразу увидела я, зайдя в Троицкий собор в последний свой Иерусалимский день в мае 2005-го. «Это та самая икона, которая взамен Благовещенской?» – спросила я свечницу, когда мы с ней разговорились. И она, радостно кивнув головой, стала рассказывать всю эту историю с точно так же, как у горненских, засветившимся лицом. А потом меня возле иконы сфотографировала.
Об истории этого праздника рассказывается на сайте Русской Духовной миссии в Иерусалиме:
Почитая Эйн-Карем «Градом Иудовым», архим. Антонин (Капустин) исходатайствовал в Св. Синоде установление особого праздника «Целования Мариина», или «Прихождения Божией Матери в Горний Град Иудов». И 5 августа 1883 года вышел особый Указ Св. Синода, которым определялось праздновать его в Горненской обители, в память пришествия в Горняя Богоотроковицы и ее пребывания здесь в течение трех месяцев. Синод установил праздновать его 30 марта (12 апреля н.ст.), на пятый день после Благовещения, если Благовещение не попадает на Страстные дни (в противном случае праздник переносится на четверг Светлой седмицы или на день памяти иконы Божией Матери «Живоносный источник»).
А в этом году 12 апреля выпало на Великий Четверг, и потому праздник Целования перенесен на Светлую.
Дальнейший свой рассказ я украсила несколькими вдохновенными цитатами из буклета «Русский Горненский женский монастырь в Святой Земле» и, для некоторой наглядности, проиллюстрировала своими снимками, сделанными в тех местах, где происходили описываемые события.
В Иерусалимском Горненском монастыре прошел праздник «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы»
Иерусалим, 12 апреля 2010 г.
Праздник, установленный в 1883 году на Святой Земле, проводится по традиции только в Горненской обители, располагающейся, по преданию, на той самой земле, где жили святые праведные Захария и Елисавета, родители святого Иоанна Крестителя.
Евангельское повествование гласит, что сюда, «во град Иудин» пришла после архангельского благовестия из Назарета Галилейского Сама Пречистая, чтобы поделиться возвещенной Ей вестью о рождении Богомладенца со Своей близкой родственницей Елисаветой, носившей уже под сердцем Иоанна Предтечу.
Матерь Божия прожила в нагорней стране три месяца, а встреча Пречистой со святой праведной Елисаветой нашла свое отражение в Евангелии от Луки: «и вниде в Дом Захарии, и целова Елисавет» (Лк. 1:40).
Сестры и трудницы Горненской обители украсили живыми цветами киоты двух икон «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы» и собрали соединенные друг с другом аккуратными травяными дорожками четыре цветочных ковра вокруг храма в честь Казанской иконы Божией Матери.
Согласно существующей традиции, настоятельница монастыря игумения Георгия (Щукина) вместе с сестрами встретили у расположенного за пределами обители источника Божией Матери принесенную из Троицкого собора Русской Духовной Миссии в Иерусалиме чудотворную икону Благовещения Пресвятой Богородицы.
После молебна под звон колоколов и церковных песнопений многолюдный крестный ход с чудотворным образом направился в Казанский храм Горненской обители. Перенесение иконы и крестный ход возглавил приглашенный на торжества митрополит Вострский Тимофей из Иерусалимского Патриархата. В крестном ходе приняли участие архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Исидор и многие паломничающие на Святой Земле православные священнослужители.
Весь путь этого крестного хода, символизирующего путешествие Божией Матери и Ее прихождение из Назарета в Горний град Иудов, был украшен на территории обители зеленой травой и цветами.
Через некоторое время облаченная уже в голубое одеяние чудотворная икона займет в храме игуменское место, и все 90 дней Божия Матерь будет называться в Горненской обители «Игуменией монастыря». Место же земной настоятельницы обители будет находиться рядом с иконой. Монашествующие и паломники в этот период берут благословение сначала у Благовещенской святыни и лишь затем у матушки Георгии и священников.
Начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Исидор и игумения Георгия в своем ответном слове сердечно поблагодарили владыку Димитрия за ценные иконы, а певчие Тобольской семинарии и Горненской обители исполнили духовные песнопения.
Свое впечатление о прошедшем празднике, называемым в этом монастыре «Вторым Благовещением», выразил архиепископ Приморский и Владивостокский Вениамин: « Этот праздник хотя и не превосходит по своему значению Пасху Христову, в лучах которой мы сейчас радостно купаемся, приносит и добавляет всем православным верующим еще больше радости. И я тоже лично вместе со всеми радуюсь, что прибыл сюда, чтобы встречать Пресвятую Богородицу, Которая более двух тысяч лет назад предприняла путешествие из Назарета в Горнее. Этот праздник входит в сердце и душу и приносит нам бесконечную радость».
Икона Божией Матери Сладкое Лобзание
Как гласит предание, икона Божией Матери «Сладкое лобзание» («Гликофилуса») была написана самим евангелистом Лукой еще при жизни Богоматери. В настоящее время она находится в афонском монастыре Филофей. Этому предшествовала драматическая история, произошедшая в первой половине 9 века, во времена иконоборчества.
История иконы «Сладкое лобзание»
Когда византийский престол занял император-иконоборец Феофила, он повелел уничтожить все иконы. Жена его приближенного Симеона Виктория почитала икону и скрывала ее в своих покоях. Когда же муж потребовал сжечь икону, она, помолившись, пустила ее на волю морских волн.
По волнам эта икона и доплыла до Афона, до монастыря Филофей, и на место ее обретения до сих пор в пасхальный понедельник проводится крестный ход.
За более чем тысячу лет пребывания в монастыре икона «Гликофилуса» явила немало чудес. Так, в одной супружеской паре из Праора жена страдала бесплодием, но, когда супруг вознес страстную молитву перед иконой Божией Матери «Сладкое лобзание», то елей из лампады, горящей перед иконой, помогли: он помазал елеем жену и себя, и в тот же год у них родился сын.
Другим чудом стало возвращение похищенного и раскаяние преступника. Это случилось в 1801 году. Икона «Гликофилуса» была украшена привешенными к окладу златницами. Один паломник польстился на них и похитил, после чего сел на корабль и попытался скрыться. Однако, хотя дул попутный ветер, судно остановилось вблизи от берега и никак не двигалось дальше. Когда обнаружили пропажу, стали искать везде, в том числе отправили лодку и к кораблю. Похититель, увидев явленное чудо, раскаялся и вернул похищенное, и судно продолжило плаванье.
Еще одно чудо произошло уже в 20 веке, когда Греция находилась под немецкой оккупацией. В монастыре почти закончился запас пшеницы, и было принято решение больше не принимать паломников. Лишь старец отец Савва воспротивился этому решению и уговорил братию отказаться от него. Когда же муки осталось совсем чуть-чуть, он вновь уговорил испечь из остатков хлебы и раздать их не только монахам, но и мирянам, уповая на милость Пречистой Девы. Когда же это было сделано, к пристани причалило судно, перевозившее пшеницу, и капитан предложил часть ее обменять на дрова. Так Богоматерь вновь позаботилась о своих детях.
Особое значение икона «Сладкое лобзание» имеет для тех, кто молится о защите детей от недугов и опасностей, о приобщении их к истинной вере, об уважении к родителям и укреплении их духа при возникновении жизненных проблем.
Празднование – в пасхальный понедельник.
Икона «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы»
Другое название этой иконы – «Сретение Пресвятой Богородицы и святой праведной Елисаветы» (сретение означает встреча). Согласно евангельскому преданию, после Благовещения — явления архангела Гавриила Дева Мария поспешила к Елисавете, родной сестре ее матери. Бездетные Елисавета и ее муж священник Захарий были уже в преклонном возрасте, но Господь подарил им сына, будущего Иоанна Крестителя, которым Елисавета была в тот момент беременна.
Древний иконописец, кисти которого принадлежит икона «Встреча Марии и Елизаветы», изобразил этих святых женщин с Младенцами во чреве; более поздняя икона «Целование Божией Матери» изображает просто их объятие. При встрече с Девой Марией Елисавета исполнилась Святого Духа и славословила Марию как Мать Спасителя.
Этой иконе молятся о покровительстве Божией Матери и о даровании детей, здоровых и крепких.
Празднование — 30 марта/12 апреля.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Сладкое лобзание» или «Гликофилуса»
Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитвословия ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Сретение Пресвятой Богородицы и святой праведной Елисаветы»
Де́во Безневе́стная/ и Ма́ти Всечи́стая,/ прие́мши от Арха́нгела благове́щение,/ со тща́нием востекла́ еси́ в Го́рняя,/ и, целова́вши ю́жику Твою́, всечестну́ю Елисаве́ть,/ Ма́терию Го́спода от сия́ нарече́на была́ еси́, / и возвели́чила возвели́чившаго Тя́ Го́спода:/ Благослове́нна Ты́ в жена́х,// и благослове́н Пло́д чре́ва Твоего́.
Вои́стинну блаже́нна еси́,/ Свята́я Де́во Мари́е,/ и вся́кия хвалы́ превосходя́щая,/ я́ко из Тебе́ провозсия́ Со́лнце Пра́вды,// Христо́с Бо́г на́ш.
ЦЕЛОВАНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
На Зимнюю Православную выставку, прошедшую в СКК Санкт-Петербурга с 20 по 26 декабря 2016 года, прибыла необычная икона из Горненского женского монастыря. Об иконе и событиях, нашедших в ней отображение, рассказывает член Русской Духовной миссии в Иерусалиме игумен Никон (Головко).
Икона называется «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы». «Целование» в переводе на современный русский язык означает «приветствие». Икона изображает момент встречи Божией Матери и св.праведной Елисаветы — матери Иоанна Предтечи. Согласно Святому Преданию, местом встречи был дом Захарии и Елисаветы в селении, которое сейчас называется Эйн Карем и является западным пригородом Иерусалима. Чуть выше по склону располагается подземный храм в честь Иоанна Крестителя русского Горненского монастыря. Именно поэтому икона эта там особенно почитается.
А произошло это так: после благовестия Архангела Гавриила сюда, «во град Иудин», пришла из Назарета Галилейского Сама Пречистая, чтобы поделиться возвещённой Ей небесной тайной о рождении Богомладенца со Своей близкой родственницей Елисаветой, носившей уже под сердцем Иоанна Предтечу. «И вниде в Дом Захарии, и целова Елисавет» (Лк.1,40). Когда Елисавета услышала это приветствие, то «взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк.1,41). Елисавета, будучи уже в преклонных годах, носила под сердцем Иоанна — Предтечу Господня. И младенец Иоанн радостно взыграл во чреве, почувствовав Духом Святым, что Спаситель м i ра здесь. Это была, если можно так сказать, первая встреча Иоанна Крестителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа. Елисавета же воскликнула громким голосом: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1,42—43). То есть Елисавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери Её будущее. Cлова приветствия Елисаветы вошли в состав известной христианской молитвы, называемой в Православии Песнь Пресвятой Богородице.
Икона эта очень редкая — ни в России, ни где-либо ещё в мире вы её не встретите. Она находится на алтарной стене собора всех святых Горненского монастыря. И отмечается праздник Целование Божией Матери, установленный в 1883 году начальником Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным, †1894), сугубо в Горненском монастыре. Владыка Антонин составил и чин богослужения, а икону написали матушки Горненского монастыря. Праздник сей хотя и не превосходит по своему значению Пасху Христову, но входит в сердце и душу и приносит всем участвующим в нём безконечную радость.
— А как празднуется это событие?
— Надобно сказать, что праздник сей отмечается только в Горненском монастыре. Сёстры и трудницы обители украшают живыми цветами икону «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы». Далее, согласно давней традиции, игумения монастыря и сёстры встречают у источника Божией Матери (он расположен за пределами обители) принесённую из Троицкого собора Русской Духовной миссии в Иерусалиме чудотворную икону Благовещения Пресвятой Богородицы. И после молебна, под звон колоколов и церковные песнопения, многолюдный крестный ход с чудотворным образом направляется в Казанский храм Горненской обители. Путь крестного хода символизирует путешествие Божией Матери из Назарета и Её восхождение в «горний град Иудов». Здесь икона пребывает три месяца — до праздника Рождества Иоанна Предтечи. Именно такой срок Пресвятая Богородица гостила в горнем граде у св.Елисаветы. Чудотворную икону помещают в храме на игуменском месте, и она называется Игуменией Горненской обители. Место же земной настоятельницы обители — рядом с иконой.
— О чём молятся перед иконой «Целование»?
— О чём молятся именно перед этой иконой, сказать сложно. Молиться можно перед любой иконой. Пред Богородичными иконами мы молим Божию Матерь — нашу общую Мать — о милости и заступничестве. Наверное, перед этой иконой молятся женщины, которые не могут зачать дитя. Икона ведь не таблетка, помогающая в тяжёлых жизненных ситуациях. Мы молимся, когда благодарим Бога за Его милость к нам грешным или когда печалуемся о своих духовных и телесных бедах, просим помочь. И если просьба наша душеполезна для нас — получаем помощь.