икона цесаревича алексея романова
Встреча со «светозарным отроком»
Семья и характер цесаревича
В какой же семье родился и вырос этот отрок, который стал мучеником за православную веру? Царская чета являла собой образец подлинно христианской семейной жизни. Отношения августейших супругов отличались искренней любовью, сердечным взаимопониманием и глубокой верностью.
Император Николай II ревностно заботился о духовном просвещении народа. За время его правления были построены сотни монастырей и тысячи храмов. Государь любил все, что служило ко благу, чести и достоинству России, всегда помнил о том, что несет ответственность за судьбу своих подданных перед Престолом Всевышнего. Его супруга, императрица Александра Федоровна, родилась в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории.
Годы шли. Маленький царевич в беленьком русском костюме с красивой курчавой головкой превращался в наследника престола и защитника отечества, стройного мальчика в матросской форме с надписью «Штандарт». Наследник был шефом лейб-гвардии Атаманского, лейб-гвардии Финляндского, 51 пехотного Литовского и 12 Восточно-Сибирского стрелковых полков, Ташкентского кадетского корпуса и Атаманом всех казачьих войск. С 17 февраля 1907 числился кадетом 1-го Кадетского корпуса. В октябре 1915 года по результатам пребывания в Ставке он получил Георгиевскую медаль, а в мае 1916 года был произведён в ефрейторы. В августе 1916 года Государь назначил наследника шефом 1-ог Волгского полка Терского казачьего войска.
Появление иконы в нашем храме
Иконография цесаревича разнообразна. Он был искренним, простым… Поэтому на некоторых иконах он изображается в простой белой рубахе, как древние святые.
Некоторые иконы основаны на подлинных фотографиях наследника. Например, икона с изображением цесаревича Алексея в матросской форме.
Как она появилась в нашем храме? С этим вопросом я обратилась к протоиерею Александру Глушанкову. Он рассказал, что икона цесаревича Алексея появилась в храме в июне 2017 года. Привезена она из Москвы в год 10-летия храма по инициативе подъесаула Сергея Викторовича Алтынина. Это дар казаков нашему приходу, как войсковому казачьему храму. Место этой иконе определили в правом крыле храма в ряду со всеми иконами, которые подарили казаки.
Она особо любима у подростков и вообще у прихожан. Люди часто обращаются к святому с молитвами о защите и сохранении мира в семье, об избавлении от семейных проблем с детьми и близкими. Икона участвует в крестных ходах. Сергей Викторович рассказал мне интересный факт об этой иконе. После написания оригинала иконы с ней пошли на крестный ход и хотели поставить ее на повозку с лошадью. К удивлению присутствующих, лошадь два раза упала на передние ноги перед образом, как бы поклоняясь святому.
На иконе цесаревич Алексей изображен в белом мундире, на плечах горностаевая мантия. В правом верхнем углу иконы изображение Иисуса Христа в небесном облаке, который благословляет светозарного отрока на спасительный, мученический путь. Руки цесаревича сложены как для причастия, правая рука сверху левой. В правой руке он держит крест – это символ всех мучеников. Его каштановые волосы с бронзовыми переливами коротко подстрижены, как у боевых офицеров. Военная форма одежды с погонами и аксельбантами подчеркивает, что перед нами не маленький несмышленый мальчик, а воин по духу и по поступкам. Фон иконы выполнен в изумительных жизнеутверждающих зеленых тонах. Зеленый цвет нужен как символ молодости, весны, зарождающейся жизни. Самым молодым был цесаревич, который мученически пострадал за веру, семью и отечество.
Улыбка цесаревича дарит людям надежду, что не зря пролилась кровь страстотерпцев Романовых. Эта улыбка человека, который гармоничен сам с собой, чист душой, уверен в своих силах, умеет любить и быть преданным. Цесаревич Алексей, предстоящий теперь перед престолом Божьим, молится за Россию, за отечество, за всех славян.
Цесаревич Алексей: Любимый наследник
Приблизительное время чтения: 6 мин.
За год до рождения цесаревича Алексея, во время торжеств по случаю прославления святого Серафима Саровского в Дивееве Николай и Александра особо молились о даровании им сына. И вскоре «результат долгих часов, проведенных в молитве», «символ Божьего благословения» появился на свет. Это событие многие считают «апофеозом семейного счастья» Романовых. Но ликовала не только семья императора — ликовала вся страна, ведь родился долгожданный наследник престола.
Однако радость родителей вскоре сменилась глубокой печалью: выяснилось, что Алексей унаследовал серьезное и неизлечимое заболевание — гемофилию (нарушение свертываемости крови). Оно передается по женской линии, но страдают им чаще всего мужчины. В роду Александры Федоровны гемофилией болел ее дядя принц Леопольд, от нее умер ее маленький брат, тем же недугом страдали все сыновья ее сестры, принцессы Прусской.
За свою недолгую жизнь цесаревич Алексей не раз оказывался на грани смерти. Он рос живым и подвижным ребенком, часто шалил со своей сестрой Анастасией, и ему нужен был постоянный присмотр, ведь любой ушиб оборачивался внутренним кровотечением, большими опухолями и сильными болями. Во время торжеств, посвященных 300-летию дома Романовых, наследника лишь проносили на руках по парадным залам. В свою ком нату он возвращался в состоянии полного изнеможения — даже краткие появления на церемониях серьезно вредили здоровью цесаревича. Но родители считали его присутствие на торжествах необходимым.
«Алексей Николаевич был центром этой тесно сплоченной семьи, — свидетельствовали приближенные, — на нем сосредотачивались все привязанности, все надежды. Сестры его обожали, и он был радостью своих родителей. Когда он был здоров, весь дворец казался как бы преображенным; это был луч солнца, освещавший и вещи, и окружающих».
«Когда я буду царем, не будет бедных и несчастных, я хочу, чтобы все были счастливы».
Алексей надеялся, что поправится: ведь он должен стать настоящим царем в своей любимой стране, а потому должен быть здоровым и мужественным. Часто у него, по воспоминаниям С. Офросимовой, вырывалось восклицание: «Когда я буду царем, не будет бедных и несчастных, я хочу, чтобы все были счастливы».
Цесаревич во всем старался подражать отцу. Он очень гордился тем, что его отец был верховным главнокомандующим. Император брал Алексея с собой в Ставку, чтобы показать солдатам. Престолонаследник всегда был одет в простую солдатскую форму — и это солдатам очень нравилось. Николай II подходил к ним, расспрашивал о подробностях боев, а Алексей, по протоколу обязанный держаться позади царя, ловил каждое слово этих людей, побывавших на волосок от смерти. За посещение госпиталей вблизи линии фронта Алексею Николаевичу даже присвоили звание ефрейтора и наградили Георгиевской медалью.
Глядя на комнаты цесаревича, мало кто догадался бы, что здесь живет и воспитывается будущий русский царь — настолько простой была их обстановка. А любимой едой Алексея, как он сам говорил, были «щи, каша и черный хлеб, который едят все мои солдаты». Для него было счастьем играть с сыновьями своих матросов и быть среди простых солдат.
Флигель-адъютант Николая II А. А. Мордвинов писал, что у Алексея «было то, что мы, русские, привыкли называть “золотым сердцем”. Он легко привязывался к людям, любил их, старался всеми силами помочь, в особенности тем, кто ему казался несправедливо обижен. Он, без всякого сомнения, обещал обладать в будущем твердым, независимым характером. Так же, как и его отец и сестры, он чрезвычайно любил природу своей родины и все русское. Алексей Николаевич обещал быть не только хорошим, но и выдающимся русским монархом».
Религиозную часть воспитания и обучения Алексея взяла на себя императрица. Она познакомила его с жизнью и учением Христа, она приучила Алексея молиться, и без молитвы мальчик не засыпал и не начинал нового дня. «Закон Божий должен быть в сердце ребенка», — говорила государыня. Весной 1915 года она писала мужу во время болезни Алексея, что больше всего тот беспокоится, сможет ли быть на службе в Великий Четверг.
«В душе этого ребенка не заложено ни одной порочной черты; душа его — самая добрая почва для всех добрых семян; если суметь их насадить и взрастить, то русская земля получит не только прекрасного и умного государя, но и прекрасного человека», — так говорил о сыне последнего российского императора один из самых близких к нему учителей.
Клавдия Битнер, приходившая заниматься с цесаревичем в Тобольске, вспоминала: «Это был милый, хороший мальчик. Он был умненький, наблюдательный, восприимчивый, очень ласковый, веселый и жизнерадостный, несмотря на свое часто тяжелое, болезненное состояние. Он был способным от природы, но был немножко с ленцой. Если он хотел выучить что-либо, он говорил: “Погодите, я выучу”. И если действительно выучивал, то это уже у него оставалось и сидело крепко. Он был терпелив, очень аккуратен, дисциплинирован и требователен к себе и другим. Он был добр, как и отец, в смысле присутствия у него в сердце невозможности причинить напрасно зло. Он был бережлив. Как-то однажды, когда он был болен, ему подали кушанье, общее со всей семьей, которого он не стал есть потому, что не любил этого блюда. Я возмутилась: как это не могут приготовить ребенку отдельного кушанья, когда он болен?! Я что-то такое сказала. Он мне ответил: “Ну, вот еще. Из-за меня одного не надо тратиться”.
Как-то однажды, когда он был болен,
ему подали кушанье, общее со всей семьей,
которого он не стал есть
потому, что не любил этого блюда.
Я возмутилась:
как это не могут приготовить ребенку
отдельного кушанья, когда он болен?!
Я что-то такое сказала.
Он мне ответил: «Ну вот еще.
Из-за меня одного не надо тратиться».
К. М. Битнер, учительница царских детей в Тобольске
Я не знаю, думал ли он о власти. У меня был с ним разговор об этом. Я ему сказала: “А если вы будете царствовать?”. Он мне ответил: “Нет, это кончено навсегда”. Я ему сказала: “Ну, а если опять будет, если вы будете царствовать?”. Он ответил мне: “Тогда надо устроить так, чтобы я знал больше, что делается кругом”. Я как-то его спросила, что бы тогда он сделал со мной. Он мне сказал, что он построил бы большой госпиталь, назначил бы меня заведовать им, но сам приезжал бы и “допрашивал” обо всем — все ли в порядке. Я уверена, что при нем был бы порядок».
Однажды зимой в Тобольске Николай и другие взрослые соорудили для детей снежную горку. Алеша проводил возле нее целые дни — рыл туннели, использовал горку как крепость, ежедневно сам поливал ее водой — это стало его любимым и единственным развлечением.
В своем дневнике царевич записывал, кто из солдат стоял у них в карауле. Из этих записок видно, что в феврале 1918 года большинство «хороших солдат» сменились другими, «плохими». Эти солдаты и отняли у Алеши последнюю радость: однажды ночью они разрушили снежную горку. Огорчение мальчика из-за этого бессмысленного поступка было безгранично. Для чего нужно было это делать? Отвечали, что «из соображений безопасности». Якобы Николай II «поднимается на горку, чтобы провожать уходящих охранников и смотреть им вслед».
После того как солдаты испортили горку, Алексей стал кататься по лестнице в деревянной лодке на полозьях и вскоре получил ушиб, вызвавший сильное внутреннее кровоизлияние. У мальчика отнялись обе ноги. В Тобольске не было никаких средств для лечения, и он сильно исхудал, как писал один из его учителей. Со временем его состояние несколько улучшилось, но до самой мученической кончины он так и не выздоровел.
В ночь расстрела, когда всех отвели в подвал, Николай держал сына на руках. Александра Федоровна попросила стул. Принесли два стула, на один из них посадили больного Алешу. Однако сидеть ровно он не мог, и отцу пришлось поддерживать его. Когда семье был объявлен приговор, Юровский выстрелил сначала в царя, а затем сразу — в наследника. Через месяц Алексею должно было исполниться 14 лет.
Журнал «Фома» с телеканалом «Спас» подготовили серию роликов о расстрелянных 100 лет назад в Екатеринбурге:
Многими недоброжелателями такое решение Николая II было истолковано как бегство в связи с революционными выступлениями 1905 года. Невзирая на толки и пересуды, Николай II и Александра Федоровна, и ранее жившие достаточно замкнуто и почти не участвовавшие в светской жизни столицы, стали практически затворниками, крайне ограничив свой круг общения, с невероятным самоотречением оберегая жизнь и здоровье наследника.
Еще в 1895 году Николай II решает приспособить восточный флигель Александровского дворца под личные апартаменты (помещения изначально были оборудованы для проживания свиты). Первый этаж был предназначен для Николая II и Александры Федоровны, для будущих детей и свиты были устроены комнаты на втором этаже.
В спальне Цесаревича стоял киот о шести отделениях, большинство икон было иконами святителя Алексия, митрополита Московского; было также огромное количество крестиков и образков, присланных рядовыми с фронта, здесь находилось множество и богослужебных книг, поднесенных в благословение, например, «Чин Божественныя Литургии иже во святых отца нашего Василия Великаго» с надписью: «Его императорскому высочеству наследнику Алексию Николаевичу. Святителю отче Василие, моли о нем. Господь да хранит и сохраняет его на радость державных родителей и всии земли Русской. Мысленно благословляющий Вас, грешный Архип Варнава. Января 10.1910».
Игральная цесаревича была размещена в большой комнате, около 60 кв.м. Надо сказать, что для всех комнат наследника были характерны элементы декора в неорусском стиле. Окна были декорированы трафаретным орнаментом (стилизованные под русскую старинную роспись животные и птицы), солнечно-желтые стены украшены трафаретным фризом из птиц на фоне пейзажа. В комнатах царевича было много репродукций, в том числе, с произведений известного художника В. Васнецова: так, спальню украшали репродукции его полотен «Три царевны подземного царства», «Песнь о вещем Олеге», «Гамаюн – птица вещая».
Каждую зиму Игральная комната наполнялась духом Светлого Рождества. 24 декабря 1904 года впервые на детской половине установили рождественскую елку. С тех пор до 1917 года здесь ставилась одна из елок Александровского дворца, на ней зажигались огни, и детям дарили подарки – иногда очень дорогие, иногда самодельные, а порою совсем дешевые игрушки. Царские дети были воспитаны так, что никогда не думали о том, сколько стоит их подарок, и были одинаково счастливы от любого преподношения.
В Игральной комнате было очень много игрушек, и с течением времени объем их все возрастал – игрушки дарились на дни рождения, Рождество и другие праздники, дарили все – члены семьи, воинские части, правительственные чиновники. Послы иностранных государств часто приносили подношения для детей во время официальных правительственных приемов.
30 июля (12 августа по новому стилю) 1914 года, в день рождения внука, вдовствующая императрица Мария Федоровна подарила ему ослика Ваньку, ранее выступавшего в Санкт-Петербурге в цирке Чинизелли, но «вышедшего в отставку». Упряжь для ослика была подарена итальянским королем Виктором-Эммануилом.
Множество игрушек были выполнены в традициях народных промыслов (расписной терем, ларец, витязи, бирюльки и др.).
Часть убранства Игральной комнаты состояла из подношений, сделанных ко времени торжеств, посвященных 300-летию династии Романовых. Например, во время посещения Сергиева Посада, императору была подарена модель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры под Москвой, деревянная, раскрашенная, состоящая из отдельных предметов, работы кустаря Михаила Жукова, – это был своеобразный конструктор тончайшей работы.
В комнате находились кресло и стол в новом русском стиле, поднесенные крестьянином Липатовым. Одной из самых затейливых была механическая игрушка с пейзажем, зданием, людьми и животными, с фонтаном струящейся воды и надписью на дощечке: «Неученый труд звонаря Московского монастыря Мих. Яковл. Долинского», 1912.
У цесаревича было множество обучающих игрушек: например, набор для тиснения по коже, конструктор в виде часов–ходиков, который нужно собирать по схеме, и, Наследник, действительно, сам собрал часы. Различные головоломки и настольные игры объединяли старших и младших детей, а зачастую и всю семью.
Любой мальчишка с раннего детства мечтал о военных подвигах. В Игральной находились доспехи средневекового рыцаря, военное индейское снаряжение: (уменьшенные в размере) две пироги, луки, головной убор и вигвам.
Здесь же находились два ящика с шашками казачьего образца, дар оружейной Златоустовской фабрики. В спальне наследника стояла корзина с набором походных принадлежностей: ранцы, котелки, деревянные шашки, палатка, флаги и пр. В одном из ранцев даже сохранились остатки сухарей…
Особый интерес представляет домашний кукольный театр наследника – детский театр Guignol c перчаточными куклами, «бураттини», как их называли в Италии. Театр был приобретен в знаменитом Парижском магазине игрушек «Au paradis des enfant» («Детский Рай»). Гиньоль — (Guignol) — персонаж французского (Лионского) театра кукол.
«Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям, это счастливое детство, с нежными воспоминаниями об отце и матери. Оно осветит грядущие дни, будет хранить их от искушений и поможет в суровых буднях жизни…», – из дневниковых записок Императрицы Александры Федоровны.
Сейчас в Александровском дворце, не так давно вернувшем себе статус музея, на выставке «Воспоминания в Александровском дворце» экспонируются подлинные предметы и вещи, принадлежавшие цесаревичу Алексею: театр «Гиньоль», чудом вернувшийся в родной дворец, подлинные мундиры полков, шефом которых был цесаревич Алексей, упряжь ослика, игрушки: мишка, трамвай, барабан, бирюльки.
Уникальность этих игрушек в том, что в них играл не просто Наследник Российской империи, а святой Новомученик, соискупитель Царевич Алексий.
История чудесного обретения на Алтае царской иконы, созданной по повелению святого царя-мученика Николая II
Второй иконой, связанной с Романовыми, стал образ Божией Матери «Державная», обретенный 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой. В этот же день произошло вынужденное отречение от престола последнего русского царя Николая II за себя и за сына, цесаревича Алексея, в пользу родного брата, великого князя Михаила Александровича. Поскольку отречение состоялось вопреки законам Российской империи (царь не мог отречься одновременно за себя и за сына), оно не могло считаться легитимным. Николай II понимал это, поскольку был прекрасно осведомлен обо всех тонкостях закона о престолонаследии. Великий князь Михаил Александрович в любом случае по законам Российской империи не мог быть царем, поскольку заключил за несколько месяцев до 300-летия юбилея Дома Романовых морганатический брак, что стало скандальной новостью того времени. Известие о браке князя Михаила с бывшей женой своего сослуживца император Николай II принял болезненно, поскольку считал, что чувство долга перед страной должно быть главным мотивом действий любого представителя Дома Романовых.
Офицеры и кадеты-революционеры, которые вынуждали царя отречься в пользу князя Михаила, не могли не знать, что предлагают заведомо нелегитимного правителя. Возможно, поэтому Николай II согласился с формулировкой незаконного отречения. Он ожидал реакции и поддержки русского общества. Весной 1917 года общественность с радостным воодушевлением приветствовала Февральскую революцию и осталась равнодушной к известию о том, что царский престол пуст. Обретение иконы «Державная» в день отречения царя стало восприниматься верующими людьми и теми, кто остался верен монархическим убеждениям, как знак того, что власть над Россией перешла под водительство Божией Матери и Ее Божественного Сына.
История обретения иконы сложна и напоминает необычный и запутанный сюжет трагического повествования со счастливым концом
Прошли долгие десятилетия безбожия, и на Алтае была обретена третья икона, связанная с Царским Домом Романовых. История обретения иконы сложна и напоминает необычный и запутанный сюжет трагического повествования со счастливым концом.
В 1972 году по Алтаю путешествовали местные художники Владислав Владимирович Тихонов и Михаил Прокопьевич Манеев. М.П. Манеев известен тем, что писал картины с помощью кисточки, зажатой между зубами, поскольку был лишен обеих рук. Оба художника были участниками Великой Отечественной войны, большими тружениками и энтузиастами своего дела. В алтайском селе Колывань, в красном уголке местной художественной школы, где демонстрировали советскую атрибутику, они заметили стол необычной формы. В. Тихонов, заинтересовавшись столом, заглянул под столешницу и с удивлением обнаружил там лики святых. Вероятно, в годы воинственного безбожия икону использовали для изготовления столешницы, демонстрируя свое пренебрежение святыней. Известно множество аналогичных фактов, когда иконы больших размеров использовали для изготовления дверей, настилов для скота и другим неподобающим образом. В данном случае превращение иконы в столешницу спасло ее от окончательной гибели. Художники, договорившись с руководством школы, забрали столешницу как представлявшую художественную ценность и передали ее в краеведческий музей города Рубцовска Алтайского края, который был крупнейшим центром сельскохозяйственного машиностроения СССР. В городе чудом сохранилась церковь архангела Михаила, которую построил в 1906 году основатель города, предприимчивый крестьянин-переселенец Михаил Алексеевич Рубцов.
Для того чтобы переселиться из самарских пределов на Алтай и основать там поселение, Михаилу Рубцову необходимо было получить разрешение от самого царя. Дело в том, что до революции земли Алтая принадлежали царской семье (так называемые «кабинетные земли»). Сибирь являлась личным владением царей Дома Романовых. Сибирь, а также Забайкалье, принадлежавшее царской семье, перед революцией давали от 3 000 000 до 4 000 000 руб. дохода и управлялись из Санкт-Петербурга специальным Кабинетом (министерством), который располагался близ Аничкова дворца. Все решения по этим землям, по их населению и организации хозяйства принимались с одобрения самодержца.
Тогда никто не мог понять, по какой причине именно эти избранные святые, числом двенадцать, изображены на иконе вместе
Икона, найденная художниками, два десятилетия пролежала в запасниках краеведческого музея города Рубцовска, и никто не интересовался ее историей или названием. Времена менялись, СССР перестал существовать, разочарованные в крахе коммунизма люди с надеждой обратили свои взоры к историческим и духовным истокам. В 1992 году сотрудник краеведческого музея Елена Владимировна Бычкова решила создать художественную композицию «Возвращение к истокам», посвященную 100-летию города. Центром композиции стала икона из села Колывань с изображением Богородицы и 12 святых. Икона была не отреставрирована, тем не менее благородные лики святых, изящество и простота образа, чистые цвета, ее необычайная внутренняя сила привлекали внимание. К этой иконе потянулись верующие, которые стали приходить в музей и читать перед ней акафисты. Тогда никто не мог понять, по какой причине именно эти избранные святые, числом двенадцать, изображены на иконе вместе. Несколько раз икону пытались сфотографировать, но всякий раз неудачно. Корреспондент газеты «Местное время», сфотографировав икону, был разочарован, обнаружив, что вся пленка, на которой был заснят разнообразный материал, засветилась, хотя никакой видимой причины для этого не было. В конце концов икону удалось сфотографировать, и небольшой снимок, с размытым изображением, Е.В. Бычкова всегда держала рядом с собой. Она решила узнать историю иконы и ее точное название, для чего брала с собой фотографию во все поездки, показывая ее различным специалистам, надеясь получить информацию о святом образе. С фотографией иконы она побывала во многих городах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Она обращалась за исторической справкой к сотрудникам Музея церковного искусства Троице-Сергиевой Лавры, но безрезультатно: никто не мог ей рассказать об этой иконе. Помог счастливый случай. В городе Барнауле эту фотографию увидел священник Константин Метельницкий. Он сказал, что читал об этой иконе статью в дореволюционном журнале. Отец Константин показал журнал из личного семейного архива − «Русский паломник» за 1913 год, № 27, в котором находилось подробное описание, фотография и история возникновения иконы.
Имена святых следующие: преподобный Михаил Малеин (покровитель первого царя Михаила Феодоровича Романова), преподобный Алексий, человек Божий (царя Алексея Михайловича), великомученик Феодор Стратилат (царя Феодора Алексеевича), святой Иоанн Креститель (царей Ивана IV и Ивана V), праведная Елисавета (императрицы Елизаветы Петровны), пророчица Анна (императриц Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны), великомученица Екатерина (императриц Екатерины I и Екатерины II), апостол Павел (императора Павла I), апостол Петр (императоров Петра I Великого, Петра II и Петра III), благоверный князь Александр Невский (покровитель трех русских императоров: Александра I, Александра II и Александра III), святитель Николай Чудотворец (покровитель императоров Николая I и Николая II), святитель Алексий, митрополит Московский (цесаревича Алексея Николаевича). Всего на русском престоле правили 18 правителей рода Романовых, а цесаревич Алексей не успел вступить на престол, погибнув в отроческом возрасте от рук богоборцев.
Царская династия была символом единства русской истории, русских земель и всего русского народа
Как видно из приведенного списка, некоторые святые являлись покровителями нескольких русских правителей. Так, благоверный князь Александр Невский был покровителем трех российских императоров. Сама икона «Феодоровская» принадлежала князю Александру Невскому, так что через имена трех русских выдающихся императоров, имевших одного святого покровителя, создавалась историческая преемственность с царским родом Рюриковичей. Царский род Рюриковичей пресекся на сыне Иоанна Грозного царе Феодоре Иоанновиче. Небесным покровителем последнего царя из рода Рюриковичей был великомученик Феодор Стратилат. Этого же покровителя избрали для третьего русского царя – Феодора Алексеевича Романова. Царская династия была символом единства русской истории, русских земель и всего русского народа. Избрание святого покровителя для будущего русского царя, таким образом, опиралось на традицию, чтобы соблюдалась преемственность не только земного рода, но и небесного патроната.
К 300-летию Дома Романовых традицию наречения имени в честь избранного святого решили воплотить в новый иконографический образ. Изображенные на иконе святые покровители всех русских царей выступают в роли покровителей России и русского народа. Автором проекта был художник Александр Антипов, имевший чин полковника по адмиралтейству. О том, что планируется создать и распространить по России этот образ, написали все крупные издания, газеты и журналы того времени («Петербургская газета», «Церковные ведомости», «Правительственный вестник», «Русский паломник» и др.). Все упомянутые издания, за исключением «Русского паломника», тем не менее не поместили фотографии самой иконы. Этот образ предполагали поставить не только в храмах, но и в залах правительственных и общественных заведений, на вокзалах и других общественных местах. Икона должна была служить образом, подтверждающим благочестие русских царей и преемственность их политики по преумножению благосостояния, просвещения и процветания России.
Икону предполагалось устанавливать на одну ступень выше пола, в знак принадлежности царского престола к миру не только земному, но и горнему. Именно этим образом, созданным с одобрения последнего самодержца царя-мученика Николая II, и была найденная на Алтае икона.
В настоящее время икона пребывает в Михайло-Архангельском храме, прихожане которого с благоговением чтут святой образ как чудотворный.
После того как выяснили название и историю иконы, клирики Михайло-Архангельского храма г. Рубцовска, по согласованию с руководством музея, приняли решение о перенесении иконы из музея в храм. К удивлению служащих музея, оказалось, что за все время нахождения в запасниках она не была должным образом оформлена и не фигурировала ни в каких музейных документах. Отсутствовала даже запись, фиксирующая поступление иконы в музей. Для музея это был случай уникальный, и его работники с недоумением разводили руками. Это также означало, что икону можно было передать церкви без каких бы то ни было затруднений, как объект, который никак не значится в музейных документах. В 2003 году торжественным крестным ходом состоялся перенос иконы из музея в церковь. В 2004 году было принято решение восстановить утраченный киот-сень с царскими атрибутами. В этом киоте икона пребывает в настоящее время в Михайло-Архангельском храме, прихожане которого с благоговением чтут святой образ как чудотворный. Е.В. Бычкова, бывший сотрудник Рубцовского краеведческого музея, а ныне работник Рубцовской епархии, связывает свой приход к вере именно с этим святым образом.
Сотрудники храма приложили большие усилия, чтобы выяснить, существует ли в России вторая подобная икона. В конце концов после долгих поисков они нашли второй образ в Свято-Троицком храме г. Всеволожска под Санкт-Петербургом. Вторая икона также сохранилась без киота, и сотрудники Троицкого храма не знали ее истории. Можно утверждать, что в настоящий момент в России известно о существовании только двух подобных икон. Их отличает высокое качество изображения, которое выдает столичное происхождение. Писать царские иконы поручали только мастерам известных в Санкт-Петербурге артелей. В 1913 году таких икон было изготовлено множество, но в годы революции именно их уничтожили в первую очередь. Помимо ненависти к святыне как таковой, эта икона была символом самодержавия, поэтому на нее обрушилась сугубая ярость богоборцев. В революционные годы и последующее время коммунистических свершений шансов уцелеть царской символике практически не было, кроме особых случаев, к которым относились, например, музейные экспонаты. По этой причине факт существования царской иконы не был известен до настоящего времени.
В канун 100-летия русской революции сотрудники Рубцовской епархии приняли решение распространить информацию о царской иконе и ее чудесном обретении. Выполняя просьбу верующих Алтая, автор статьи с благоговением предает огласке вышеизложенные факты.