икона тучная гора значение в чем помогает
Церковь чтит икону Божией Матери «Тучная Гора»
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Икону Божией Матери «Тучная Гора» чествует во вторник 6 апреля 2021 года Православная Церковь.
Данный образ Богородицы около 250-300 лет назад находился в одном из мужских монастырей Твери. В дальнейшем он был подарен настоятелем Косме Волчанинову в благодарность за хорошо выполненную работу в монастырском храме.
В роду Волчанинова эта икона передавалась как великая святыня от одного к другому, пока один из потомков Космы не поместил ее, уже обветшавшую, на чердаке.
Невестка этого потомка терпела множество оскорблений от мужа и его родных и однажды решила покончить жизнь самоубийством в пустой бане.
Однако на пути туда ей явился некий монах, сказавший: «Куда ты, несчастная, идешь? Воротись назад; иди, помолись Божией Матери Тучной Горе – и будешь жить хорошо и покойно».
Когда женщина рассказала все своим родным, упрятанную на чердак икону Богородицы достали, отчистили и поставили в доме на почетном месте.
Вечером того же дня приходской священник совершил перед иконой Всенощное бдение, которое с тех пор совершалось в доме ежегодно в один и тот же день.
После этого образ «Тучная Гора» находился в семье Волчаниновых более 150 лет, пока одна из последних из этого рода – девушка Екатерина, выйдя замуж, не взяла к себе икону как дорогое наследие.
В 1863 году тогдашний владелец иконы Георгий Коняев передал образ кладбищенской церкви Смоленской иконы Божией Матери, попросив сделать для него особый придел. 15 июля 1866 года икона была перенесена в построенный придел.
После закрытия Смоленского храма икона исчезла. В 1993 году по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора был написан список иконы «Тучная Гора» и возобновлено ее торжественное почитание. Ныне чтимый список образа находится в Вознесенском соборе Твери.
На иконе на левой руке Богородицы изображен Богомладенец Христос с благословляющей десницей. На главе Богоматери корона, а в правой руке небольшая гора, на которой виден верх церкви с куполами и крестами.
Икона Божией Матери «Тучная Гора»
Однако не все, что завещают нам благочестивые предки, мы тщательно храним и исполняем. Уже внук Космы нарушил дедов наказ и переправил икону на чердак. Однако святыня не должна находится под спудом, а потому в семействе Волчаниновых и свершилось чудо. Мучимая самодурством и грубостью мужа, невестка внука Космы задумала по малодушию наложить на себя руки. Местом для этого безрассудного поступка она избрала баню. Дождавшись удобного момента, когда никто не обращал на нее внимание она выбралась из дома и собралась уже идти на задний двор, как скрипнула калитка и с улицы вошел неизвестный инок.
— Куда ты, несчастная, идешь? — окликнул ее инок, — Воротись назад, помолись Божией Матери «Тучной Горе» и жить тебе будет хорошо и покойно.
Испуганная и взволнованная невестка вбежала обратно в дом и все рассказала домашним. Те бросились искать инока, но его нигде не было. Была найдена икона, отслужено перед ней всенощное бдение и жизнь в семействе чудесным образом быстро наладилась.
Прошли многие годы. Последний в роду купцов Волчаниновых, Василий, известный своим участием в сооружении серебрянной раки святителю Арсению Тверскому, оставил икону дочери Екатерине, которая вышла замуж за известного купца и церковного благодетеля Егора Ивановича Коняева. Егор Коняев долго не мог решить в какой храм надлежит отдать чудотворную икону. И лишь когда началась перестройка Смоленской церкви, выбор был сделан. Дело в том, что Смоленская церковь находилась на самой высокой точке города, на «горе», на которую в дни сильных наводнений собирались в поисках спасения жители Твери. Так Родительница нашего Спасителя, оказалась хозяйкой горы укрывающей людей от беды. В сентябре 1865 года началось строительство придела в честь иконы «Тучная Гора», а 15 июля 1866 года торжественным крестным ходом икона была перенесена в Смоленскую церковь. На следующий день придел был освящен Антонием, епископом Старицким, викарием Тверской епархии.
На протяжении трех предреволюционных столетий икона Божией Матери «Тучная Гора» многократно являла многочисленные чудеса. Ее брали в дома благочестивых граждан. К ней приносили детей для исцеления, с нее делали списки, которые в свою очередь тоже оказывались благодатными. Так по воспоминанию священника из села Буйлово Иоанна Богословского, мать несколько раз приносила его, малолетнего, к чудотворной иконе. У него были сильные глазные боли и всякий раз, помазанный маслом от лампады, висевшей перед иконой он получал облегчение, после чего болезнь прошла окончательно. Благодарные богомольцы украсили икону серебряной ризой, а позже и вызолотитли эту ризу.
К сожалению, после закрытия Смоленского храма икона исчезла. Но не исчезла память об иконе «Тучная Гора». По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора в 1993 году был написан список иконы «Тучная Гора» и возобновлено торжественное почитание этой иконы. Память иконе Божией Матери «Тучная Гора» отмечается трижды: 16 июля в честь освящения престола, 24 марта в честь первого чуда от иконы и 7 ноября по древнему обычаю. Ныне чтимый список иконы находится в Вознесенском соборе г. Твери.
Молитва ко Пресвятой Богородице:
О, всемилостивая Владычице наша Пресвятая Богородице Марие! Призри на ны погибающия рабы Твоя, бехом бо мы мерзкия, бехом бо мы блудныя, бехом бо мы злоречивыя, а паче всего гордыя, ныне же видехом всю мерзость нашу пред очесами Господа и уже несмь достойны предстати пред лицем Его, и токмо Тя Владычице, яко Многомилостивую себе Заступницу призываем. О Мати Божия, во гресех сущих не остави нас. Надеждо наша несумненная, обнови нас в покаянии, возстави ко исполнению заповедей Божиих, учини нас в Церкве Святей и сотвори достойными Святаго Причастия Животворящим и Божественным и Страшным Тайнам; Ты бо присно молиши за ны Сына Своего и Бога, вемы яко много бо может моление матернее. И да испроси у Христа Бога здравия нам телесного, и яко Милостивая, облагодати души наша, посли мир и благое поспешение всем ближним нашим, призри на град наш хранимый покровом Твоим, емуже яви скорое заступление от чудотворныя и благолепныя святыя Твоея иконы, юже ныне благодарне лобызаем, и сохрани его и вся инии гради и веси и весь род православный от всяких напрасных бедствий; и отрази ересей нашествие от язык иноплеменных на нас находящия, расколы разори, распри и иныя разделения в Церкви Божией, яко елеем Твоим целебным, любовию нелицемерной умастив, надежно управи, да мирное и благочестивое житие будет в удел нам, и да сподобимся добрыя глаголы от Сына Твоего и Судии нашего слышати под Судом Его правым, Ему же слава и честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Всеблагодатным Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Икона Богородицы «Тучная Гора». Опыт созерцания
И сны бегут, и правда обнажилась.
Простая перекладина креста.
Последний знак последнего листа, —
И книга жизни в вечности закрылась.
(мать Мария (Скобцова))
Отрок-Царь в багряно-золотом гиматии, с патрицианским клавом на белом, словно снег (Мк.9:3), хитоне, восседает как Судия.
В шуйце, левой руке Отрока, свиток, с которого будут скоро сняты все печати. Отрок взирает на землю, на которой стоит Церковь Его.
«Се, вся земля населена есть и молчит» (Зах.1:11)
Свиток перевязан четырехкратно, ибо в четырех концах вселенной, земли обитаемой и населенной, проповедано было Евангелие Сына Божия.
Черты складок опоясания, прилегающие к шуйце Судии и Отрока, Сына Божия, образуют фигуру серпа. Настал День Господень, День последней жатвы… Господин жатвы (Мф. 9:38) взирает на землю.
«И обратихся и возведох очи мои и видех, и се, серп летящь». (Зах.5:1) – пишет один из последних пророков Израиля, Захария, писавший о суде Бога над Израилем и народами.
Жатва Его – конец века (Мф.13:39), конец земного и погруженного в тление мира, который тает от лица Божия, от лица Христа, ибо «светлый огнь» Его Божества, пронизывающего Плоть Его человеческую, сияет новой зарей над уставшим и дряхлым миром.
И гиматий Сына Человеческого, Сына Мариина, горит божественным золотом, через которое проступает алый цвет Его крови — светлым Божества огнем и нас озари! (Ирмос 7-ой песни воскресного канона, 3-го гласа)
Гора Божия, воплощенная в образе стройной, возвышающейся фигуры Богоматери – библейский символ Церкви Божией, которая, по слову пророка Исайи, откроет свет Эммануила всем народам земли.
“И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы” (Исаия 2:2)
Образ Исайи раскрывается в иконе дважды – и в самом образе Богоматери, держащей Сына Божия, пришедшего на Сион, Свою святую гору, и в образе храма Божия, что стоит на скале Духа.
Десница Богоматери бережно держит этот нерукосечный камень (Дан.2:44), увенчанный Крестом Сына Её – держит напротив Самого Младенца, что восседает на Ее деснице. Скала — символ Духа, действующего во Христе Воскресшем (Рим. 8:11; 1 Петр. 3:19), и живущего в Церкви Христовой.
Пророк Захария, говоривший в своей книге о многочисленных видениях, явленных ему во время строительства Второго Храма, во время возвращения ветхозаветной Церкви из Вавилонского плена, произносит и слова, повторенные Иисусом Христом во тьме Гефсиманской ночи, и слова которыми Евангелисты будут описывать Страсти Христовы:
«И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет,- не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников (Зах.11:12); «Порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых» (Зах. 13:7); «воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах.12:10); И будет в тот день: не станет света, светила удалятся (Зах.14:6).
Все эти пророчества принято было относить ко Дню Господню, Дню Суда и торжества Бога.
Ветхозаветная церковь готовилась к Дню Господню, чтобы достойно, как казалось в то время верующим, встретить его. Строгость поста, исполнение предписаний Закона…
И на этом фоне звучит обличение пророка:
«И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?… производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем (Зах.7:6;9-10).
Да, так и будет судить людей Христос –
«Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:34-36).
Митрополит Антоний Сурожский говорил в одной из своих проповедей, посвященной этим словам Христа:
«Были ли вы человечны на земле? Когда перед вами стояло горе — подумали ли вы о том, чтобы утешить? Когда был голод, и холод, и тоска, и оставленность, и заключенность в тюрьме, и плен болезни — что вы сделали: пожалели или нет?»
Он – Благой Судия, Он – Пастырь, пришедший к нищим духом, а не к «исполнившим все заповеди» праведникам:
«И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец поистине бедных» (Зах.11:7).
Они разделят с Ним Его Крест, а не попытаются купить у Него Царствие своими «праведными» делами. И они узнают Его, коснувшись ран от гвоздей на руках Его…
«И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь — Бог мой!» (Зах. 13:9)
Неслучайно скала с увенчанной крестом церковью в руке Богоматери напоминает еще и преломленный хлеб – ибо в Таинстве Евхаристии приходит к замершей в молчании земле Сын Божий.
Да молчит вся земля пред лицем Его (Авв.2:20)
В Великую Субботу гимн повторяет эти слова пророка, показывая их новую, безграничную глубину:
Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным.
(Да умолкнет всякая плоть и да стоит со страхом и трепетом, ни о чем земном не помышляя: ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит, чтобы заклаться и дать Себя в пищу верным).
Христос благословляет Церковь на скале Духа, благословляет Хлеб, который Сам приносит, как Иерей, в этой Церкви.
И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку (Зах.14:4)
Гора тучная, гора, на которую сошел дождь – яркий образ псалма 67-го (ст.16-17).
Свт. Афанасий Великий говорил об этом псалме:
«В этом псалме пророк изображает пришествие Господне, низложение мысленных врагов и окончание духовного плена; а также учит, что Господь есть изведший древле сынов израильских из Египта. Сверх сего приявшим проповедь обещает дарование Духа Святого, присовокупляет утешение и Апостолам обетованием избавления от всякой скорби, постигшей их за проповедь»
В некоторых изводах иконы в складках риз Младенца угадываются очертания чаши, из которой, от чрева Его, струями золотого гиматия текут потоки живой воды, обещанной Христом в Евангелии (Ин.7:38).
«И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима» (Зах.14:8)
Христос обновляет тех, кто ждал Его, кто рад Ему, кто сострадал Ему – обновляет возлюбленных Своих и мир Свой.
И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино. (Зах. 14:9
Отрок делает шаг – Он грядет.
«Я есмь Альфа и Омега, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8)
«Христос грядет! Маранафа!» – это возглас ранних христиан запечатлен в словах Откровения Иоанна Богослова, и полон пасхальной радости. Наш Бог идет переплавить мир – и нам уже знакома заря новой жизни, познанной нами в преломлении Его Хлеба.
И прекрасные слова пасхальной службы, взятые из 67-го псалма, где речь идет о Божией Горе – плодоносной, напоенной дождем Духа Горе Тучной, скоро будут воспеты нами, встречающими Воскресшего из гроба:
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его (67:1)
6 апреля день иконы Богородицы «Тучная гора». НЕ ПРОПУСТИТЕ и попросите ее помощи! Как это сделать?
Православной церковью в этот день чтится память святого Артемона (Артемия) Солунского (Селевкийского), отмечается Канун Благовещения и праздник иконы Божьей Матери «Тучная Гора». Эта икона необычна и считается покровительницей тех, кто находится в бедах, стесненных обстоятельствах. О чем ей можно помолиться и попросить?
История иконы
Образ хранился в его семье несколько десятилетий, но со временем оказался на чердаке. Найден он был при необычных обстоятельствах: о местонахождении его жене правнука Косьмы подсказал ангел.
Со временем икона стала однй из самых почитаемых в Твери: к ней приходили помолиться со всей округи. На протяжении трех предреволюционных столетий икона Божией Матери «Тучная Гора» многократно являла многочисленные чудеса.
О чем молятся иконе «Тучная Гора», в чем она помогает
• В первую очередь иконе молятся о детях;
• об обращении заблудших в православную веру;
• о просветлении ума;
• о восстановлении мира в семье или отношениях;
• о защите от стихийных бедствий;
• о покровительстве в трудных делах.
Молитва Пресвятой Богородице перед ее образом «Тучная Гора»
Народные приметы 6 апреля
Если до 6 апреля весь снег с земли сошел, значит, до следующей зимы его уже не будет, пришло настоящее тепло, заморозков больше не предвидится. Если в канун Благовещения кое-где залежался снег, значит, весна холодная в этом году, он еще долго будет таять.
Гроза 6 апреля – предвестник теплого лета и обильного урожая орехов.
Икона Богородицы «Тучная Гора»
Празднование
История
Около 250–300 лет тому назад эта икона находилась в одном из мужских монастырей Твери и подарена была настоятелем Косме Волчанинову в благодарность за хорошо исполненные работы в монастырском храме. Эта икона как святыня передавалась из поколения в поколение, но один неблагоговейный внук Космы вынес обветшавшую икону на чердак. Его невестка терпела много оскорблений от мужа и его родных. В отчаянии женщина решила покончить самоубийством в пустой бане. На пути ей явился какой-то монах и сказал: «Куда ты, несчастная, идешь? Воротись назад; иди, помолись Божией Матери Тучной Горе – и будешь жить хорошо и покойно». Взволнованная молодая женщина, возвратившись домой, рассказала все, не скрывая и своего преступного намерения. Стали разыскивать монаха, но не нашли его, никто кроме нее его не видел. Случилось это накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Икону немедленно отыскали на чердаке, отчистили от грязи и поставили в доме на почетном месте. Вечером был приглашен приходской священник, который совершил пред иконой всенощное бдение, которое с тех пор совершалось в доме ежегодно в этот день. Более полутораста лет икона находилась в семье Волчаниновых. Екатерина, дочь Василия, последнего из рода Волчаниновых, выйдя замуж за Георгия Ивановича Коняева, взяла к себе икону Матери Божией как самое дорогое наследие. И в доме Коняева перед этой иконой совершались молебствия и всенощные бдения 24 марта и 7 ноября (вероятно, это был день перенесения иконы из монастыря в дом Космы Волчанинова).
В 1863 году при кладбищенской церкви Смоленской иконы Божией Матери было решено устроить придел в честь святителя Тихона и преподобного Макария Калязинского. Тогдашний владелец иконы, Георгий Коняев († 1868, в возрасте 97 лет) пожелал передать цельбоносный образ Богородицы в храм. Он обратился к причту с просьбой устроить еще один придел для чудотворного образа Матери Божией «Тучная Гора». При этом он сказал: «Я считаю самым лучшим для нее храм Смоленской иконы Божией Матери, потому что место, на котором построена церковь, в старину называлось горой, как самое высокое место в городе. На эту гору в прежнее время жители во время наводнений сносили свое имущество и здесь спасались сами от погибели. Пусть же Царица Небесная – Тучная Гора – почивает своей благодатью на этой горе и покрывает всех здесь погребенных Своей милостью». 15 июля 1866 года икона была перенесена в построенный придел, который на следующий день был освящен Старицким епископом Антонием.
На иконе Пресвятая Богородица изображена стоящей на полукруглом возвышении – горе; на левой руке Ее – Богомладенец с благословляющей десницей. На главе Богоматери корона, а в руке небольшая гора, на которой виден верх церкви с куполами и крестами.
Каноны и Акафисты
Акафист Божией Матери пред иконой «Тучная Гора»
Кондак 1
Избранная от всех родов людстих, Пресвятая Богородице, сосуде чистый, Невмещаемаго вместившая, Горо, еяже пределы до Царствия Божия достигают и ко Христу возводят зовущих Ти:
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
Икос 1
Ангели со архангели дивяхуся древнему провидению Божию о Тебе, аще убо царь Давид прорече Тя псаломсте аки Гору Тучную, яко зря удел Твой земный, гору Афонскую, юже тучи покрываша во дне Твоего пришествия на ню, мы же покланяяся ныне всечестней иконе Твоей славословим Тя сице:
Радуйся, Дева Пречистая, паче всех дев архангелом обрадованная;
Pадуйся, Жено, Еяже утроба ширше облак тучных.
Радуйся, звездо, являющая Солнце;
Pадуйся, семя произрастившее Древо живота вечнаго.
Радуйся, двере непроходимая еюже пройде Создавший вся;
Pадуйся, попечение о людех неустанное.
Радуйся, Еюже рай обновляется;
Pадуйся, Еяже молитва непристанно возносится к Богу.
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
Кондак 2
Видя под покровом твоим Гору святую Афонскую, истинный раб Божий Савватие, напечатле в душе своей образ Твой святый с горою в руце, Церковью на ней и благословляющим ю Богомладенцем, Спасителем нашим, Емуже песнь воспеваем присно: Аллилуия.
Икос 2
Разумея глубину духовнаго сего образа и возвратяся в землю отчую богомудре отче наш Савватие научи иноцев Воршина монастыря како на святей иконе Твоей изобразити Тя, чудотворящую выну, всего ангельского образа Заступницу и во бдениех полнощных чистым сердцем воспевати Ти сицевая:
Радуйся, игуменов право устрояющих обители Божия присная Похвало;
Pадуйся, иноцев смиренных и пречестных Отрадо.
Радуйся, целомудрия училище благое;
Pадуйся, нестяжавых земные блага небесное дивное наследие.
Радуйся, послушание до конца исполнивших превечная Славо;
Pадуйся, незлобивых и кротких извечное обетованное Блаженство.
Радуйся, милующих Милость, сердца верных согревающая;
Pадуйся, не токмо иноцев, но и мирян Заступающая.
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
Кондак 3
Сила Вышняго осеняет всякого с верою и благоговением припадающаго к честному образу Твоему, покланяяся Первообразу и Богу Слову, яко Цвету благоуханному на усыренной почве Тучной Горы процветшему, Емуже со умилением вопием: Аллилуия.
Икос 3
Имуще благое намерение поработати во славу Господню и ради Пречистой Его Матери благочестивый тферитянин Косма потрудися паче уговора с игуменом Воршинским на устроении соборней церкви в честь Вознесения Божия. Той же игумен добрый, видя его рвение и благодаря трудника сего, рекл есть: избери себе в мзду любую икону, юже зряше во святей обители сей. Трудник же добрый избра позабытый братией на клиросе образ Богородицы и обретши его возопил с веселием к Тебе сицевая:
Радуйся, забвенных святынь обретение;
Pадуйся, благочестивым и трудящимся вспоможение.
Радуйся, с Неюже сорадуются ангели;
Pадуйся, о Нейже непрестанно трепещут демони.
Радуйся, яко в славе вечной пребываеши;
Pадуйся, яко во свете любве Отчей с Присносущим Сыном Своим сретилася еси.
Радуйся, во движениях Духа Божия благодати исполнилася еси;
Pадуйся, Троическаго благословения в Рождестве Своем сподобилася еси.
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
Кондак 4
Бурю злых прилогов потопляя в благодати сердечней любви Твоей к роду человеческому, иноцы проводиша святую икону Твою. Благочестивый же Косма, испросивше благословения Твоего в путь отыде в дом свой, радостно воспевая за сей многоценный дар Превечному Богу: Аллилуия.
Икос 4
Слышаша о великих милостях Божией Матери, но не уразумеша ничесоже и повинуяся обычаям лукавым, потомки Космы небреженни ко святей Твоей иконе быша, и предаде забвению ю в грязном чулане, мы же, видя и в себе множество небрежений, но понуждаемии Тобою исправить нрав свой к благочестию, благодарно вопием Ти сице:
Радуйся, неумолчный Источниче молитв о нас к Богу Вышнему;
Pадуйся, Радосте светлая паче всякия земныя радости.
Радуйся, ко благому нас направляющая;
Pадуйся, присное попечение и о чадех наших являющая.
Радуйся, сирых усыновление;
Pадуйся, вдовиц надежное заступление.
Радуйся, душ теплохладных по Бозе разгорячение;
Pадуйся, небреженных ко святыни нелицеприятное осуждение.
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
Кондак 5
Яко боготечней звезде покланяемся ныне пречестней иконе Твоей, зряще ю источником многих исцелений и кладезем всемощныя помощи Твоея супротив силы бесовския, возстающия на верных чад Церкви Божией, ихже восприяла еси в сыновство вкупе со святым апостолом Иоанном, егда Сын Твой Божественный, висяй на Древе Крестнем, рекл есть: «Жено, се сын Твой». Мы же благодарне за Матерь таковую рода нашего вопием Христу Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видяще муку сердечную молодой жены от мужнего злаго буйства, яко та не може претерпети боле и готова согрешити несмываемым грехом самоубиения, Приснодева посла единаго святаго от лика преподобных. Сей инок дивный предста пред отчаянной и рекл еси к ней «Куда ты грядешь, безумная?» И повеле ей обрящи на чердаке всечестный и славный образ Владычицы именуемый Тучная Горо и помолитися пред ним и буде ослаба ей и радость велия. И посем инок изчезе. Та же жена соблюла бе реченное и исполниша вся и вся бе тако. Мы же дивящеся чуду сему благодарно вопием Ти:
Радуйся, домов христианстих от бурь житейстих надежное защищение;
Pадуйся, браков православных доброе благословение.
Радуйся, родителей о малых чадех присная Радосте;
Pадуйся, чадом убедительное поучение.
Радуйся, Попечительная о мудрой и умащенной старости;
Pадуйся, радостной и целомудренной юности Наставнице.
Радуйся, жестоких и злобных мужей умиротворение;
Pадуйся, буиих жен тишайшее упокоение.
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
Кондак 6
Проповеда чудо велие от святей иконы Твоей ко всем жителям града Твери, и видя яко дивяхуся и радовася христианы благочестивыя, зряше во святей иконе Твоей готовое заступление о граде сем, и о всей земли Русской, установися праздник о чуде Богородицы и мы ликуя о сем благодарим Господа поя Ему: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия слава велия о чудесных знамениях бывших при святей иконе Твоей, и привлекла еси к ней мнозих богомольцев, чающих получити от неисчетных щедрот Твоих, и мы ныне помощи от Тебя требуя восхваляем Ти сице:
Радуйся, град Твой Тверь от всякия напраслины избавляющая;
Pадуйся, и вся иныя грады российстие охраняющая.
Радуйся, Еюже храними и веси вси;
Pадуйся, Еяже покров покрывает всяк язык православный.
Радуйся, умаляющая велиих;
Pадуйся, удобряющая малых.
Радуйся, с Неюже присно радуемся о грядущем спасении;
Pадуйся, с Неюже горце плачем о гресех и падениех наших.
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
Кондак 7
Хотящу явити любовь свою всякому человеку грядущему в мир Человеколюбец Бог даровал еси нам Пречистую Свою Матерь яко щедрую Молитвенницу о немощех наших, мы же от нея научаемся добрым навыком молитвы и пения Сыну Ея и Богу нашему: Аллилуиа.
Икос 7
Новая показася радость по Бозе, во терпении и любве, познаем ея благие плоды от молитв и бдений пред иконою Твоею проводимых. Но что праведному бремя легкое, то для грешнаго иго нестерпимое, тако и ныне не все на пир Божий званнии обретаются аки избрании, обаче Ты и по тем такожде печалуешься и молишь божественнаго своего Сына, да даст ослабу и помощь малодушным и маловерам, ихже Он со святыми своими купно искупи Кровию Своею. Мы же ведая Твое о нас многогрешных попечение молим тя выну:
Радуйся, грешных от греха воззвание;
Pадуйся, скорбных ко смирению наставление.
Радуйся, кающимся полное прощение;
Pадуйся, гордым строгое запрещение.
Радуйся, воинам Христовым твердость духа и отвагу подающая;
Pадуйся, злочестивых врагов обращающая в страх и трепет.
Радуйся, уставших от трудов ослабо;
Pадуйся, отчаянных от горя утешение.
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
Кондак 8
Странное чудо в Тебе показа Господь, яко Дева бе и по Рождестве Дева пребываеши. Не точию во успении пребыла еси и во гробе, но и от земли телесно вознесена бяше Сыном Твоим, аще и в Небесех ныне суща, херувимов честнейши и серафимов славнейши, обаче не обрете Тя отцы боговидцы тамо, понеже Ты абие снизшла еси в помощь людем, научая их пети: Аллилуиа.
Икос 8
Вся бе в вышних но и о нижних присно неотступное попечение имаши. Мы же во образе Тучней Горы видем весь сонм глаголов Божиих к человечеству: Гору Синайскую, тамо Закон Моисею дадеся; Гору Сионскую, тамо обрете народ избранный святыню себе; Гору Фаворскую, тамо открыся апостолом в Сыне Твоем малая часть Силы и Славы Его, Гору Елеонскую от нея же Вознесеся Христос, Гору Афонскую, тамо Ты присно со иноцами до скончания века, яка и с нами зде. Мы же видя в сем образе завет между нами и Тобою Владычице воспеваем Тя сице:
Радуйся, православную веру исповедывать всех научающая;
Pадуйся, злаго еретичества бежати призывающая.
Радуйся, Божиих глаголов верное толкование сообщающая;
Pадуйся, прежде проглаголанная пророки.
Радуйся, пастырям в проповедях высокое вдохновение;
Pадуйся, богословам в трудах благое вспоможение.
Радуйся, архиереом благосердечным мудрая Учительнице;
Pадуйся, иереом молитвенным высокая Вдохновительнице.
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
Кондак 9
Всякое естество недоумеваша о чудней проповеди о Тебе, егда рече древний пророк Захария «Кто ты еси Горо великая, пред лицем Зоровавеля», той же основаша вторый Храм во Иерусалиме, ты же еси основа всей Церкви Божией, питавшая млеком Питающего всех своим Телом и Кровию, ему же песнь воспеваем: Аллилуиа.
Икос 9
Ветия многовещанныя яко юроды гугнивыя жалким лепетом не возмогут прорещи речей вразумительных и о малой толике от безчисленных чудес при иконе Твоей являемых, мы же с любовью и верою припадаем и лобызаем ю и с сердечным трепетом воспеваем Ти сицевая:
Радуйся, любовию паче злата и бисера украшенная;
Pадуйся, Крине благоуханный благодати Божией.
Радуйся, Стамно исполненная чудес яко божественной манны;
Pадуйся, Кивоте в немже отобразися образ Божий.
Радуйся, слезами омывающая грехи чтущих Тя;
Pадуйся, Сосуде драгоценный в себе вселенную Сотворшаго имевшая.
Радуйся, наша Надежда несумненная;
Pадуйся, наша Броня и Покрове.
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
Кондак 10
Спасти хотяй матерей многих от греха отчаянния, от греха смертнаго, Ты явила еси от иконы Твоея именуемой Тучная Горо скорое вспоможение чадам их малым от многоразличных скорбей и болезней, радуя и отцев купно радостию велией, да воспоют со всеми чтущими икону Твою Христу Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стена крепкая была еси всем к Тебе прибегающим Владычице по прошествие времен возжелала еси Пречистая для чудотворной иконы Твоей имети свой престол в честь нея, и побудила еси древляго старца Коняева, выстроить оный в храме в честь смоленской иконы Твоей. Мы же видя нашего праотца таковое благое попечение, возглашаем Ти сице:
Радуйся, старцев благих тихая pадосте;
Pадуйся, строителем храмов Божиих неоскудеваемая помоще.
Радуйся, исполняющих Заповеди Божии небесная наградо;
Pадуйся, разве Тебе иныя по Бозе помощи таковыя не имамы.
Радуйся, преподобных благая предводительнице;
Pадуйся, мучеников венцами украсительнице.
Радуйся, святителей собор на небеси венчающая;
Pадуйся, безмездных добродеятелей Славо.
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
Кондак 11
Пение вознося Тебе внесоша святую икону Твою во храм Смоленский старец рече радостно: «Ныне отпущаеши Владыко», преосвященный же епископ Андрей приял еси икону сию чудотворную и водрузи ю в иконостас храмовый. Мы же дивяшеся о Промысле Божием иже бе храм той на высоцей горе, иде спасася народ во дни высокого излияния волжских вод, яко ныне же гора сия стала воистину горою Божией, горою Тучною. Памятуя сие воспеваем Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светоприимную свещу собою являеши даруя скорбящим очесам облегчение и полное исцеление, людие же увозя в дальние пределы тверския земли благую весть о сем чуде возвещают, яко целебный елей от иконы Твоей являет благодать всемощную. Мы же видя сие с теми воспеваем Ти сице:
Радуйся, даже слепым очи отверзающая;
Pадуйся, безстыдным их на долго закрывающая.
Радуйся, глухим доброе слышание;
Pадуйся, наушников злых глухота.
Радуйся, немым уста глаголов благих исполняющая;
Pадуйся, злословия источники во веки затворяющая.
Радуйся, хромых хождение;
Pадуйся, расслабенных возстание.
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
Кондак 12
Благодать Твоя подается всем верующим во Христа Бога, злым же и безумным безбожником не знаемо даже слово сие, а не токмо действие благодати сей в человецех. Так и егда богомерзкие и богоборные власти безумствуя люте заливаше кровию христианстей град Тверь и низверже храм святый, иже бе икона Твоя «Тучная Горо», нача убивати друг друга и не знаша ни покоя, ни радости присно, ибо не вем яко пети Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще Тя и славяще дивные Твоя о роде человеческом милости верные раби Божии хотя вновь обрести многомощную себе заступницу, добре постяся и моляся, изобрази внове образ Твой Богородице Тучная Горо и якоже древле той бе во святей соборней церкве Вознесения Воршинской обители, тако и ныне в Вознесенстем храме града Твери возобновися сего образа почитание, мы же видяще Божию милость о сих граде и храме честнем воспеваем Ти сицевая:
Радуйся, от Вознесения к Вознесению пришедшая;
Pадуйся, верных себе сынов и дщерей тамо нашедшая.
Радуйся, к Тебе приходящих Радосте;
Pадуйся, Тебе покланяющихся Отрадо.
Радуйся, добрых иконописцев благо творити управляющая;
Pадуйся, честных диаконов и иереев спасающая.
Радуйся, и певчим пети помогающая;
Pадуйся, и предстоящих, и молящихся Тебе от бед оберегающая.
Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.
Кондак 13
О всепетая Мати и Заступнице рода христианскаго. Призри на тяготы и скорби и беды нас отяготившия, ныне колена наша преклонше молим Тя во умилении сердечнем, приими сие малое моление и ниспосли и нам рабом от Тебе рождшагося Бога (имена) помощь, утверждение и вразумление, и сохрани наши семьи в мире, отжени всякую нашу болезнь и тяготу, обрати вспять всякого врага и супостата, привлецы к Себе и соедени в Бозе всех вопиющих Ему: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й
Молитва ко Пресвятей Богородице
О, всемилостивая Владычице наша Пресвятая Богородице Марие! Призри на ны погибающия рабы Твоя, бехом бо мы мерзкия, бехом бо мы блудныя, бехом бо мы злоречивыя, а паче всего гордыя, ныне же видехом всю мерзость нашу пред очесами Господа и уже несмь достойны предстати пред лицем Его, и токмо Тя Владычице, яко Многомилостивую себе Заступницу призываем. О Мати Божия, во гресех сущих не остави нас. Надеждо наша несумненная, обнови нас в покаянии, возстави ко исполнению заповедей Божиих, учини нас в Церкве Святей и сотвори достойными Святаго Причастия Животворящим и Божественным и Страшным Тайнам; Ты бо присно молиши за ны Сына Своего и Бога, вемы яко много бо может моление матернее. И да испроси у Христа Бога здравия нам телесного, и яко Милостивая, облагодати души наша, посли мир и благое поспешение всем ближним нашим, призри на град наш хранимый покровом Твоим, емуже яви скорое заступление от чудотворныя и благолепныя святыя Твоея иконы, юже ныне благодарне лобызаем, и сохрани его и вся инии гради и веси и весь род православный от всяких напрасных бедствий; и отрази ересей нашествие от язык иноплеменных на нас находящия, расколы разори, распри и иныя разделения в Церкви Божией, яко елеем Твоим целебным, любовию нелицемерной умастив, надежно управи, да мирное и благочестивое житие будет в удел нам, и да сподобимся добрыя глаголы от Сына Твоего и Судии нашего слышати под Судом Его правым, Ему же слава и честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Всеблагодатным Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.