икона умиление пресвятой богородицы серафимо дивеевская умиление
Суть вещей: икона Божией Матери «Умиление»
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская — образ Пресвятой Богородицы, который находился в келье преподобного Серафима Саровского.
Накануне праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста) Святейший Патриарх Кирилл объехал с иконой «Умиление» Москву. Патриарх обратился с призывом к верующим, пребывая в домах, совместно помолиться, начав чтение акафиста Пресвятой Богородице с прибавлением молитвы об избавлении от вредоносного поветрия.
Где находится:
Москва, Патриаршая резиденция в Чистом переулке, Владимирской церковь.
Фото: moseparh.ru
Умиление, или Елеуса (греч. Ελεούσα — милостивая, милующая, от έλεος — сострадание, сочувствие) — один из основных типов изображения Богородицы в русской иконописи. Также «Умиление» — название отдельных икон Богородицы. Например, Старорусская икона «Умиление» или «Умиление» Псково-Печерская.
Икона «Умиление» Серафимо-Дивеевская — нехарактерное изображение Богородицы. Обычно Дева Мария изображается с Младенцем Христом. Но сюжет этой иконы относится к моменту до рождения Христа, но уже после Благовещения, когда архангел Гавриил передал Богородице весть о скором рождении Спасителя.
История
По преданию, святой Серафим обрел икону в саровских лесах и повесил у себя в келье. Об «Умилении» появились записи в 1815 году, когда преподобный Серафим Саровский вышел из затвора и стал принимать у себя посетителей — их святой помазывал маслом от лампады, которая висела перед иконой. Святой называл ее «Всех радостей Радость». Стоя на коленях перед иконой «Умиление», святой Серафим скончался 15 января 1833 года. А в 1903 году Русская Церковь причислила Серафима Саровского к лику святых.
После смерти святого Серафима икону передали в Дивеевский женский монастырь — это была его главная святыня. В 1927 году монастырь закрыла советская власть, а икону тайно хранили у себя благочестивые люди. В 1991 году икону передали Святейшему Патриарху Алексию II. Раз в год — в Великий пост, на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы — её привозят в Богоявленский Елоховский собор на богослужение, которое возглавляет Патриарх.
СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УМИЛЕНИЕ»
Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века.
Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.
В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.
В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти Дивеевской игуменье Александре в Муром. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди.
В 1991 году чудотворный образ был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который поместил икону в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке, где она и находится в настоящее время.
В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа, которая считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей.
Празднование Серафимо-Дивеевской иконе «Умиление» совершается 28 июля/10 августа.
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах в Москве
Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская
О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Икона «Умиление» Серафимо-Дивеевская
Келейный образ Серафима Саровcкого был написан на полотне, натянутом на кипарисную доску, и представлял поясное одноличное изображение Богоматери со склоненной главой, опущенным взором и скрещенными на груди руками. В образе легко узнается его протограф-икона «Богоматери Виленской-Остробрамской». Когда и каким образом список чудотворной иконы попал к Преподобному, неизвестно. Литературные источники глухо упоминают, что отец Серафим «всегда молился перед этим образом». Представление о том, что икона сопутствовала ему на протяжении всей монашеской жизни, отражено в рисунках и литографиях со сценами жития чудотворца, на которых часто присутствует изображение иконы «Богоматери Умиление».
Житие старца сообщает, что юный Прохор Мошнин – будущий отец Серафим, приняв решение о вступлении на путь иноческой жизни, отправился из родного Курска в Киев за благословением киево-печерских старцев. Затворник Китаевой обители Досифей благословил его идти в Саровскую пустынь. Можно предположить, что холст со списком «Богоматери Виленской-Остробрамской» был принесен Прохором в Саров из Киева, так как культ этого чудотворного образа был распространен в западных областях Российской Империи, в том числе на Украине. Вступив в 1778 году в Саровскую пустынь, молодой послушник успешно занимается столярным делом, так что, возможно, будущий отец Серафим собственными руками превратил живописное полотно с изображением Богоматери в свою келейную икону, натянув холст на кипарисную доску.
В воспоминаниях современников келейная икона Серафима Саровского, которую он сам называл «Радость всех радостей», упоминается в описаниях последнего периода жизни старца, когда, выйдя в 1815 году из затвора, он стал принимать в своей келье всех искавших беседы и поучения. После совместной покаянной молитвы и благословения, отец Серафим обыкновенно крестообразно помазывал чело пришедшего елеем из лампады, горевшей перед келейной иконой. Житие старца сообщает, что «обычай его помазывать приходящих беспрепятственно оставался за ним, потому что помазанные получали врачевание». Наиболее известна история исцеления в 1815 году помещика М.В. Мантурова. Когда исцеленный бросился лобызать ноги отца Серафима, старец строго сказал: «Разве Серафимово дело мертвить и живить? Это дело единого Господа! Господу всемогущему да Пречистой Его Матери даждь благодарение». Житие Серафима Саровского содержит ряд аналогичных случаев исцелений: крестьянки из Владимирской губернии – от болезни суставов, крестьянина М.Б. из села Автодеева Ардатовского уезда – от последствий жестокого удара, будущего инока Саровской пустыни Александра – от ушной болезни.
Считал ли сам отец Серафим свою икону Богоматери чудотворной? Мы не имеем подтверждений этого, несмотря на указания о глубоком почитании образа Преподобным. Старец считал: «Худо и вредно для нас желание исследовать таинства Божии, недоступные слабому уму человеческому, например, как действует благодать Божия чрез святые иконы, как она исцеляет грешных, (…) и не только тело их, но и душу».
В начале 1833 году иеромонах Серафим был найден почившим в своей келье в коленопреклоненном предстоянии перед иконой Богоматери «Умиление». Старицы Дивеевской обители вспоминали, что незадолго до своей смерти он, указывая на келейную икону, говорил дивеевским сестрам, посещавшим его: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царице Небесной». После кончины старца игумен Саровской пустыни Нифонт призвал к себе келейника отца Серафима и приказал отдать икону Богоматери «Умиление» дивеевским сестрам: «Она туда им надлежит». Сестра О.М. Климова вспоминала, как однажды отец Серафим дал ей тысячу рублей и сказал: «Это, матушка, на устройство и обзаведение у вас большой келии для Высокой Госпожи, которая будет жить у вас! Надо все приготовить для Нее». Так был построен корпус, ставший впоследствии монастырской трапезной. Слова старца разъяснились, когда принесли в это здание икону «Богоматери Умиление».
В юбилейном «Адрес-календаре Нижегородской епархии» за 1888 год в статье, посвященной Серафимо-Дивеевскому монастырю, в числе местных достопримечательностей первой названа «св. икона Умиления Божия Матери, Чудотворная, завет монастырю от старца Серафима». Однако в разделе «Святые иконы, по преимуществу чтимые в Нижегородской Епархии» Серафимова икона не указана. По-видимому, почитание образа в это время еще не выходило за пределы монастыря. Примечательно, что какие-либо упоминания о чудесах, явленных иконой «Богоматери Умиление», не содержатся даже в «Летописи Cерафимо-Дивеевского монастыря», составленной священником Л.М. Чичаговым, который в период между 1893 и 1896 годами самым тщательным образом собирал все документальные сведения и свидетельства очевидцев, связанные с историей обители; в то же время Л.М. Чичагов приводит высказывания дивеевских монахинь, называвших икону чудотворной. Вплоть до канонизации Серафима Саровского его икона «Умиление» не упоминалась в сборниках, посвященных описанию чудотворных и местночтимых Богородичных икон Русской Православной Церкви.
В 1903 году Святейший Синод постановил признать старца Серафима в лике святых и совершить торжественное открытие его мощей. 16 июля в Сарове начались торжества по случаю прославления мощей Преподобного. Очевидец, описывая крестный ход 17 июля из Дивеева в Саров, в котором участвовали монахини Дивеевского монастыря, сообщает, что они несли чудотворную икону Божией Матери «Умиление»: «Когда крестный ход из Дивеева приблизился к часовне, два протоиерея вынули из кивота несенную в крестном ходу чудотворную икону Божией Матери «Умиление» и передали ее преосвященному Иннокентию, который осенил ею народ на четыре стороны».
Благодаря канонизации Преподобного, слава его келейной иконы вышла за границы Серафимо-Дивеевского монастыря. Уже в 1904 году Московский Духовно-Цензурный Комитет дозволил к печати литографию «Копия с чудотворной иконы Божией Матери Умиление», изданную в Серафимо-Дивеевском монастыре. С этого же времени икона начинает часто упоминаться как чудотворная в церковной литературе, хотя и не входит в «Месяцесловы», издаваемые по благословлению Святейшего Синода.
Вопрос о том, почему икона, чудеса которой неизвестны, а чудодейственность не была признана официальной Церковью, стала широко почитаться как чудотворная, может быть понят о помощью разъяснения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония, который в 1903 году доказывал справедливость канонизации Серафима Саровского сомневающимся: «У святого человека все свято и чудодейственно, даже тень, даже одежда, а не одно только тело или кости (…) Даже прах, по которому ступали ноги святого человека, приобретает целебную силу. Так и после святого старца Серафима земля с его могилы, камень, на котором он молился, вода из источника, который он вырыл, почитаются как святые и (…) чудодейственные». Эти слова вполне объясняют, почему одновременно с канонизацией Серафима Саровского произошло неофициальное, но широкое признание чудотворности его келейной иконы. Почитание святой реликвии старца совершенно естественным образом соединилось как со славой Преподобного, так и со всеобщим культом почитания чудотворных икон Богоматери на Руси.
В Серафимо-Дивеевском монастыре отмечались местные праздники в честь иконы «Богоматери Умиление»: 28 июля – на церковный праздник в честь иконы «Богоматери Устюженской-Смоленской Одигитрии», именуемой «Умиление», и 9 декабря – на день Зачатия праведной Анны. Архимандритом Серафимом Чичаговым была составлена особая служба в честь иконы «Богоматери Умиление». До наших дней дошли два акафиста Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Серафимо-Дивеевской Умиление». Авторство и время составления первого неизвестны, однако по некоторым указаниям в тексте можно определить, что он читался сестрами в Серафимо-Дивеевском монастыре. Второй Акафист написан около 1926 года в Нижнем Новгороде митрополитом Нижегородским – будущим Патриархом Сергием (Страгородским) в бытность его заместителем Патриаршего Местоблюстителя. Оба акафиста опубликованы в книге «Угодник Божий Серафим» (т. 1. М., 1993г.)
Муромский краевед А.А. Епанчин указывает, что после закрытия Серафимо-Дивеевского монастыря икона Богоматери «Умиление» находилась в Муроме у высланных монахинь, а в 1981 году была передана представителю Патриарха протоиерею Виктору Шиповальникову и в настоящее время находится в Патриаршей резиденции в домовой Владимирской церкви.
Уже в советское время в церковные месяцесловы стал включаться день празднования в честь иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской – 28 июля, правда, с ошибочным указанием года прославления – 1885. Эта дата явно позаимствована у чудотворного образа «Богоматери Серафимо-Понетаевской Знамение», которая была канонизирована в 1885 году указом Святейшего Синода по ходатайству Нижегородской духовной консистории после обстоятельного расследования случаев чудесных исцелений комиссией священников в присутствии чиновника полиции и врача, с приведением к присяге исцеленных и очевидцев. Именно в сравнении с историей официального прославления иконы «Богоматери Серафимо-Понетаевской» ярко проявляется своеобразие церковного признания образа «Богоматери Серафимо-Дивеевской Умиление», которое складывалось неразрывно с культом преподобного Серафима Саровского и, в сущности, не получило самостоятельного канонического оформления.
Пока автору не удалось выяснить, когда именно празднование в честь иконы «Богоматери Серафимо-Дивеевской Умиление» было внесено в православный месяцеслов. Предположительно, это могло произойти во время управления Русской Православной Церковью митрополитом (позднее – Патриархом) Сергием (Страгородским) (1925-1944 гг.), который отвергал всякий формализм в канонических вопросах и считал, что лучшими формами церковной жизни будут те, что создаст себе сама жизнь, а задача Высшей канонической власти только убрать заметные нам препятствия и открыть для жизни возможность свободного развития.
Представляется необходимым дать некоторые разъяснения по поводу названия, иконографии и семантики дивеевского образа «Умиление». Искусствовед И.К. Языкова высказывает следующее суждение: «Термином «Умиление» иногда называют икону, которая принадлежала преподобному Серафиму Саровскому. Однако это совсем неверно. Правильное название келейной иконы преподобного Серафима «Невеста Неневестная»». В самом деле, название «Умиление» не отражает иконографического типа иконы «Богоматери Серафимо-Дивеевской». Однако, говоря о «правильности» названия образа, необходимо учитывать, что именование конкретной иконы – это скорее вопрос традиции и истории бытовании образа, чем его четкого иконографического определения. В рассматриваемом случае название «Умиление» – не термин, а историческое имя иконы. Слово «Умиление» является не вполне точным, но образным переводом греческого «Елеуса» («Милующая», «Милостивая»). В древности имя «Елеусы» служило эпитетом Богоматери и, строго говоря, к типу не относилось. Название «Елеуса» или его русский аналог «Умиление» иногда могли быть приложимы к другим иконографическим типам Богоматери, например, «Одигитрии» или «Агиосоритиссы». В широком смысле именование Серафимовой иконы «Умиление» не грешит против традиции.
На иконе «Богоматери Серафимо-Дивеевской Умиление» были воспроизведены слова древнего акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Невесто Неневестная», являющиеся поэтической интерпретацией евангельского приветствия Архангела Гавриила Деве: «Радуйся, Благодатная» (Лк. 1, 28). Священник Павел Флоренский в книге «Столп и утверждение Истины» писал: «Икона Умиление замечательна тем, что на ней Богоматерь изображена без младенца и даже до Его зачатия – в момент «Архангельского обрадования», то есть как Пречистый Сосуд Духа Святаго. Пред нею у преподобного Серафима было возжжено семь светильников, занимавших почти вою келию, а это опять знаменует Духа Святаго в Его семи дарах – семи высших духах. Преподобный заповедал называть икону Умиление – Радостью всех радостей». Предлагаемое И. К. Языковой название иконы «Невеста Неневестная», как и именование ее преподобным Серафимом «Радость всех радостей», являются декоративными эпитетами и соответствуют более общему названию – «Благовещенская», как православная традиция именует протограф Серафимовой иконы – образ «Богоматери Виленской-Остробрамской». Очевидно, что отнюдь не случайно за келейной иконой Преподобного закрепилось название «Умиление», смысл которого – чувство смиренья, сокрушенья, душевного участия, то есть то состояние, которое выразила Мария в словах: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Не исключена связь названия «Умиление» с латинским именованием одного из типов Мадонны «dell’ Umilta» – смиренная, кроткая, покорная девушка, Дева Господня.
Образ молящейся Богоматери со скрещенными на груди руками в католическом искусстве изначально не являлся самостоятельным иконографическим типом и, благодаря универсальному выражению молитвенного состояния, использовался в целом ряде различных композиций – «Благовещение», «Коронование Марии», «Непорочное Зачатие» (реже – «Рождество», «Сошествие Святого Духа», «Страшный Суд»), а также «Распятие», наряду с широким использованием в названных сюжетах и других типов изображений Богоматери. Образы Девы Марии со скрещенными на груди руками, являющиеся усеченными вариантами этих композиций, могут быть иконографически очень близки и при этом иметь различное содержание. Их семантика может выявляться как эмоциональной трактовкой образов, так и дополнительными атрибутами, например, наличием парного изображения архангела Гавриила или изображением раскрытой книги («Vergine Annunziata» – «Богоматерь Благовещения»), изображением полумесяца (тип Богоматери «Immaculata*», являющийся усеченным вариантом композиции «Непорочное Зачатие»), наличием парного изображения страдающего Христа или изображением мечей либо орудий Страстей Господних (разновидности типа «Mater Dolorosa» или «Addolorata» – «Скорбящая Богоматерь»).
Для обозначения типа иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской и ее протографа – образа Богоматери Виленской-Остробрамской в системе поздней православной иконографии представляется возможным воспользоваться уже сложившимся названием – «Благовещенская». К типу «Богоматери Благовещенской», по нашему мнению, можно отнести и позднюю православную икону Богоматери Калужской, тоже генетически связанную с западной иконографией Благовещения. Несмотря на иконографические различия, эти образы содержательно близки, являя Богоматерь в разные моменты сцены «Благовещения».
Н. Бахарева, г. Нижний Новгород
Уваровские чтения-III. Русский православный монастырь как явление культуры: история и современность / Материалы научной конференции, посвященной 900-летию Муромского Спасо-Преображенского монастыря. 17-19 апреля 1996 года. Муром, 2001 г.
Икона Божией Матери «Умиление»
В христианстве среди православных чтятся несколько основных типов святынь, изображающие облик Пресвятой Девы и одна из таких святынь икона Божьей Матери «Умиление». Она относится к основному русскому типу иконописи, так называемому Елеуса, где Сын Божий сидит на руках у Матери и припадает к Ней щекой. Поэтому на иконе «Умиления» Богородица, как правило, представляется в данном типе, запечатленная по пояс, с Младенцем, на которого она глядит нежно, с умилением.
История иконы
Известно, что Псково-Печерская икона «Умиление» или как ее к тому же называют Владимирская (одноименное название), представлена как список знаменитой чудотворной иконы «Владимирская», что была доставлена из Киева князем Андреем Боголюбским в далекие годы XII века. В Москву, а именно в Успенский собор, святыня прибыла уже после середины 1395 года. В дальнейшем икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская чудом пережила блокаду города Пскова великим князем литовским Стефаном Баторием в 1581 году, а после и в 1812 году сыграла немалое значение в сражении с Наполеоном Бонапартом. Согласно истории, Богородица не раз спасалась от уничтожения, а люди благодаря ей излечивались от тяжелых болезней. Так был случай, когда после длительных молитв иконе «Умиление», невидящая вдова вновь увидела мир вокруг, и такие чудеса были не редкостью.
Локотская икона «Умиление» (Серафимо-Дивеевская)
В противовес Владимирской святыне, Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери обладает рядом отличительных черт, что выделяют ее среди остальных, поскольку она не принадлежит к типу «Елеуса». К числу ее отличий относится то, что на иконе «Умиление» Локотской Богоматерь изображается одна. Руки Богородицы скрещены в районе груди, а лик Святой выражает сильные и светлые чувства. На иконе «Умиления» Серафимо-Дивеевской Пресвятая Дева Мария запечатлена в период самого счастливого момента, когда архангел Гавриил повествует о предстоящем рождении Спасителя. Ее взгляд наполнен добротой, здравомыслием, спокойствием и любовью в трепетном ожидании своего чада.
Изначально икона Божией Матери «Умиление» была исполнена на холсте, прикрепленном к кипарисовой доске. Уже после Всероссийский император Николай II даровал святыне драгоценный оклад. В 1991 году образ Святой был представлен Патриарху Алексею II в московскую патриаршею церковь, откуда ее из года в год перемещают в Богоявленский собор, где проходит ее почитание. Со временем с оригинального образа начали возникать копии, однако и они славятся своими не меньшими способностями, чем подлинник.
Новгородская и Смоленская иконы
Уже около 700 лет жители городка на северо-западе России чтят икону «Умиление» Новгородскую. Святыня знаменита своей чудотворной силой, которую испытали молившиеся пред ней. Она оберегала народ от разорения, пожаров и войн, даровала нуждающимся физическое и душевное исцеление.
Икона Божией Матери «Умиление» Смоленская в свою очередь также прославилась защитой местных жителей: во время нападения польских войск на горожан в начале XVII века. Богородица на ней изображена вместе с Сыном и данный образ приобрел популярность еще с 1103 года.
Значение иконы «Умиление»
Как известно, образы Божией Матери – один из основных в христианстве, поэтому икона Пресвятой Богородицы «Умиление» имеет большое значение для православных. Лик Девы отличается проникновенностью и чувствительности в отношении тех, кто молит Ее об обереге.
Чудотворная икона Божией Матери «Умиление» поддерживает молящихся в часы тяжелых испытаний и угнетающих будней, что подавляют душевное состояние.
У святыни просят об способствовании в решении конфликтов и примирении враждующих сторон, о сбережении семьи и родины. Кроме того, женщины и девушки нередко обращаются к иконе Богородицы «Умиление» с прошением о семейном благополучии и удачном замужестве, рождении здорового ребенка.
В чем помогает икона «Умиление»
Как уже упоминалось ранее, святыня Богородицы очень важна для верующих. Так лик Девы Марии помогает при затруднительных жизненных обстоятельствах, болезнях, придавая сил молящимся. Особенно чудотворная икона «Умиления» покровительствует слабому полу, благоприятствуя сохранению чистоты и целомудренности, а также поддерживает в значимые моменты в жизни каждой представительницы женской половины: брак, семья, зачатие, рождение ребенка.
Рекомендуем прочитать:
Молитвы перед иконой «Умиление» Серафимо-Дивеевская
Если правильно молиться перед иконой «Умиление», то помощь непременно придет. В первую очередь необходимо отдавать словам силу, дабы те вернулись в двойном размере. У святыни просят об избавлении от страданий и душевных болей, об облегчении родов, о гармонии, но даже несмотря на различность этих прошений они нуждаются в одном – искренности, чистоте желаемого. Поэтому набравшись сердечности для получения поддержки Пресвятой Девы, нужно произнести следующую молитву:
Тропарь, глас 4
К Богоpо́дице с умиле́нием пpипаде́м,/ вси, гpехми́ обpемене́ннии,/ чудотво́pную Ея́ ико́ну Умиле́ния облобыза́юще/ и вопию́ще со слеза́ми:/ Влады́чице, пpиими́ моле́ние недосто́йных pаб Твои́х/ и пода́ждь нам, пpося́щим,// ве́лию Твою́ ми́лость.
Перевод: К Богородице с сердечным сокрушением обратимся все, обремененные грехами, целуя Ее чудотворную икону Умиление и взывая со слезами: «Владычица, прими молитву недостойных рабов Твоих и подай нам, просящим, великую Твою милость».
Кондак, глас 3
Ю́же подража́я непло́дную смоко́вницу,/ аз, окая́нный, умиле́ния плода́ отню́д не приношу́ и посече́ния страшу́ся,/ но, взира́я к чудотво́рней ико́не Твое́й Умиле́ния, Влады́чице,/ стеню́ от се́рдца и вопию́:/ умили́ся, Благосе́рдая,/ и мне, окамене́нному се́рдцем,// благоволи́ пода́ти душе́вное и серде́чное умиле́ние.
Перевод: Подражая неплодной смоковнице (Лк.13:6-9), я, окаянный, совсем не приношу плода смирения и боюсь усекновения, но, взирая на чудотворную икону Твою Умиление, Владычица, сердечно воздыхаю и взываю: «Помилуй, Милосердная, и меня, окаменевшего сердцем, облагодетельствуй и подай душевное и сердечное смирение».
Молитва первая
О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице, Богоро́дице Де́во! Приими́ недосто́йныя моли́твы на́ша, сохрани́ нас от наве́тов злых челове́к и от напра́сныя сме́рти, пода́ждь нам пре́жде конца́ покая́ние, на моле́ния на́ша умилосе́рдися и ра́дость в печа́ли ме́сто да́руй. И изба́ви нас, о Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, от вся́кия беды́, напа́сти, ско́рби, боле́зни и вся́каго зла, и сподо́би нас, гре́шных рабо́в Твои́х, одесну́ю ста́ти во второ́м прише́ствии Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, и насле́дники нас бы́ти сподо́би Ца́рствия Небе́снаго и жи́зни ве́чныя со все́ми святы́ми в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.
Молитва вторая
Приими́, всеблагомо́щная, Пречи́стая Госпоже́, Влады́чице Богороди́тельнице, сия́ честны́я да́ры, Тебе́ еди́ней прикла́дныя, от нас, недосто́йных рабо́в Твои́х: от всех родо́в избра́нная, всех тва́рей небе́сных и земны́х вы́сшая я́вльшаяся, поне́же бо Тебе́ ра́ди бысть Госпо́дь Сил с на́ми, и Тобо́ю Сы́на Бо́жия позна́хом и сподо́бихомся свята́го Те́ла Его́ и пречи́стыя Кро́ве Его́; те́мже блаже́нна еси́ в ро́дех родо́в, Богоблаже́нная, Херуви́мов светле́йши и Серафи́мов честне́йши су́щая. И ны́не, всепе́тая Пресвята́я Богоро́дице, не преста́й моля́щися о нас, недосто́йных рабе́х Твои́х, е́же изба́витися нам от вся́каго сове́та лука́ваго и вся́каго обстоя́ния и сохрани́тися нам неврежде́нным от вся́каго ядови́таго прило́га диа́вольскаго; но да́же до конца́ моли́твами Твои́ми неосужде́нных нас соблюди́, я́ко да Твои́м заступле́нием и по́мощию спаса́еми, сла́ву, хвалу́, благодаре́ние и поклоне́ние за вся в Тро́ице Еди́ному Бо́гу и всех Созда́телю возсыла́ем, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва третья
О, Пресвята́я Де́во Богоро́дице, Христа́ Царя́ и Бо́га на́шего Ма́ти, умиле́ния Сокро́вище и ми́лости Исто́чниче, душеспаси́тельных даро́в блага́я Пода́тельнице и скорбя́щих душ благода́тная Уте́шительнице! К Тебе́ с любо́вию припа́даем и пред свято́ю ико́ною Твое́ю смире́нно мо́лимся: умоли́, Влады́чице, возлю́бленнаго Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, поми́ловати и спасти́ нас, погиба́ющих во гресе́х; вдохни́ в ду́ши на́ша покая́ние и́скреннее и умиле́ние богоуго́дное, подаждь моли́твам на́шим сле́зы очисти́тельныя; благопотре́бная житию́ вре́менному и ве́чному спасе́нию ми́лостиво, Госпоже́, нам да́руй; мир умири́, святы́й храм сей [или́: святу́ю оби́тель сию́] до́бре сохрани́, безмяте́жие и изоби́лие плодо́в земны́х нам низпосли́, и при кончи́не живота́ на́шего не ли́ши нас Ма́терняго Твоего́ заступле́ния и по́мощи, да предста́тельством Твои́м безбе́дно пре́йдем мыта́рства возду́шная и сподо́бимся унасле́довати Ца́рствие Небе́сное. Ей, Цари́це Всеблага́я, всех ра́достей Ра́досте и всего́ ми́ра христиа́нскаго утеше́ние! Помози́ нам и ны́не, и егда́ наипа́че по́мощи Твоея́ святы́я востре́буем, и спаси́ нас Ма́терними мо́литвами Твои́ми ко Христу́ Бо́гу, Ему́же со Отце́м и Святы́м Ду́хом подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.