икона в одной руке меч в другой храм

Икона в одной руке меч в другой храм

Николай Чудотворец с мечом в руке!

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

При входе в монастырь на левой стороне, на горе, стоит каменная церковь во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца.

Она устроена над святыми воротами в 1565 году преподобным Корнилием при участии Павла Петровича Заболоцкого, в иночестве Пафнутия. (Он происходит из Московских бояр и участвовал в походах Ливонской войны).

Печоры. Успенский Псково-Печерский монастырь. Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца

икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть фото икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть картинку икона в одной руке меч в другой храм. Картинка про икона в одной руке меч в другой храм. Фото икона в одной руке меч в другой храм

При Никольском храме устроена в одно время с ней каменная небольшая колокольня, бывшая звонницей; к трем каменным столбам в одну линию, уже в позднейшее время, приделаны с трех сторон тесовые стенки с одним окном.

На колокольне висит пять, различной величины, колоколов; из них два без всякой надписи. Как видно из древней монастырской летописи, они были отбиты в 1581 году монастырскими людьми от войск польского короля Стефана Батория. Колокола эти были вывезены ими из Кобылинской области, погоста Напольного, от храма Св. Николая Чудотворца.

Вид звонницы Никольской церкви.

икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть фото икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть картинку икона в одной руке меч в другой храм. Картинка про икона в одной руке меч в другой храм. Фото икона в одной руке меч в другой храм

Интерьер проходной галереи церкви Николая Чудотворца Успенского Псково-Печерского монастыря в Печорах Псковской области.

икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть фото икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть картинку икона в одной руке меч в другой храм. Картинка про икона в одной руке меч в другой храм. Фото икона в одной руке меч в другой храм

Эта церковь привлекает к себе богомольцев резным изображением Николая Чудотворца, в полном святительском облачении, с накладной митрой на главе. Он держит в правой руке меч, а в левой трехглавую церковь.

В описи 1585-1587 годов самым подробным образом перечислены храмовые иконы, их оклады, подвесные шитые пелены, утварь, светильники, книги. «образ Николы чудотворца местной, в чудесех».

Скульптурное изображение Св. Николая и рама с клеймами жития. XVI — XVII вв.

икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть фото икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть картинку икона в одной руке меч в другой храм. Картинка про икона в одной руке меч в другой храм. Фото икона в одной руке меч в другой храм

В Никольском храме совершаются богослужения по четвергам, когда Церковь вспоминает Святителя Николая.

Основателем монастыря летопись называет православного священника Ивана, бежавшего из Дерпта (он же Тарту) в 1472 году после разгрома немцами-католиками «правоверной церкви, поставленной от пскович».

Царь Иван Грозный полюбил монастырь. Печорская крепость играла немаловажную роль в Ливонской войне, защищая западные рубежи Руси. Во время Ливонской и Северной войн монастырь-крепость не раз отражал нападения врагов.

икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть фото икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть картинку икона в одной руке меч в другой храм. Картинка про икона в одной руке меч в другой храм. Фото икона в одной руке меч в другой храм

икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть фото икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть картинку икона в одной руке меч в другой храм. Картинка про икона в одной руке меч в другой храм. Фото икона в одной руке меч в другой храм

икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть фото икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть картинку икона в одной руке меч в другой храм. Картинка про икона в одной руке меч в другой храм. Фото икона в одной руке меч в другой храм

икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть фото икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть картинку икона в одной руке меч в другой храм. Картинка про икона в одной руке меч в другой храм. Фото икона в одной руке меч в другой храм

Это единственная крепость в государстве Российском, которая «построена в овраг». и только в этой крепости- такой Хранитель с мечом!

Источник

Икона в одной руке меч в другой храм

Почему святитель Николай Чудотворец изображается на иконах с церковью и мечом в руках?

икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть фото икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть картинку икона в одной руке меч в другой храм. Картинка про икона в одной руке меч в другой храм. Фото икона в одной руке меч в другой храм

Время, когда жил святитель Николай, было трудным для Церкви Православной; нашелся один священник Арий, который так возгордился, что отступил от учения Святой Церкви и стал нечестиво учить о Христе, Сыне Божием. Страшно и сказать, чему он учил народ; он говорил, будто Господь наш Иисус Христос не есть истинный Бог, но есть творение Божие. Многие православные совратились в ересь арианскую, и не только из мирян, но даже некоторые и из архиереев и священников. Вся Церковь была смущена этим лжеучением и как бы растерзана на части. Много скорбели православные и молились Богу, чтобы Он не дал погибнуть святой истине от еретиков. И не оставил милосердый Господь Своей Церкви в годину испытания, не забыл Он Своего обещания, что «врата адова не одолеют ей» (Мф. 16; 18). Он вложил в сердце тогдашнего царя, святого Константина, благое желание собрать со всего его царства всех архиереев и, с помощью благодати Святаго Духа, решить, на чьей стороне истина и на чьей ложь, — на стороне ли православных, или на стороне ариан. И вот собрались в город Никею все архиереи; пришел сюда и святитель Христов Николай. Вместе с другими великими святителями обличил и посрамил он нечестивого Ария и всех его сторонников и утвердил истинное православное учение о Сыне Божием. С этого времени и постановлено было читать в церкви Символ православной веры, в котором ясно сказано, что Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, рожден от Бога Отца «прежде всех век», а не сотворен, как нечестиво учил Арий. Когда этот еретик при всех отцах, собравшихся в Никее, начал говорить свои богохульные речи о Сыне Божием, то святитель Николай разжегся такой ревностью о славе Божией, что не стерпел этих речей, и при всех архиереях ударил Ария по лицу. Этот поступок святителя привел в смущение многих святых отцов; они знали правило Апостольское, по которому строго воспрещалось служителям алтаря Господня поднимать на кого бы то ни было руку, и потому они судили лишить святителя Николая архиерейского сана. Но сердцеведец Господь не вменил в грех этот поступок святителю Николаю. Некоторые святые отцы имели чудное видение: они увидели, что с одной стороны святителя Николая Сам Господь подавал ему Евангелие, а с другой — Сама Пречистая Дева, Матерь Божия, давала ему святительский омофор. Из этого видения святые отцы Собора поняли, что ревность святителя Николая угодна Богу, и снова возвратили ему архиерейский сан.

Святитель Николай Чудотворец так пламенно любил истину, что никак не мог стерпеть ложных и богохульных речей еретика Ария. Вот за эту его любовь к истине и ревность о славе Божией Православная Церковь и изображает его на иконах с церковью и мечом в руках. Для нас, чад Православной Церкви Христовой, очень поучительно часто взирать на это изображение великого Чудотворца. Когда мы смотрим на его священный лик, он как будто сам, живой, стоит перед нами и учит нас так же любить святую веру православную, как и он ее любил. Как же можем мы, грешные, подражать святителю Христову? Всякий, конечно, и сам поймет, что поступать с еретиками и богохульниками так, как поступил святитель Николай с Арием нам не должно: наказывать их — дело власти, а не наше, и чего Бог не поставил в грех святителю, того не простит нам, ибо нам ли, грешным, ставить себя наряду с великим Христовым угодником. Но поверьте, братие, что много, очень много найдется случаев для подражания ему. Вот, например, встречаетесь вы с человеком, который начинает при вас хулить Святую Церковь и ее учение и проповедовать свое собственное, ложное учение. Думаете ли вы, что ваше дело — слушать и молчать? Нет, сохрани вас Бог молчать, — вы должны сейчас же, без всякой боязни и без всякого ложного стыда, остановить хулителя и показать ему его заблуждение. Не бойтесь, если вас станут за это бранить или над вами смеяться; нужды нет, знайте, что Сам Господь наш Иисус Христос велел всем ученикам Своим так делать: «иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, — сказал Он, — и Сын Человеческий» (то есть Сам Он, наш Спаситель) «постыдится его», не признает Своим, откажется от него, «егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми» (Мк. 8; 38).

Но чтобы защищать учение матери нашей, Святой Церкви Православной, надобно хорошо знать это святое учение! Кто не знает хорошо своей веры святой, тот поневоле и со стыдом будет молчать, когда раскольник или еретик будет ее хулить. А многие ли из нас знают веру свою, как должно? Ах, возлюбленные, очень и очень немногие! Отчего же так? Неужели так трудно узнать, чему учит Святая Церковь? Нет, это вовсе не трудно: есть и книги, в которых это учение изложено, есть и люди, у которых можно ему научиться, это — пастыри Церкви. Беда в том, что мы часто сами не хотим узнавать, чему учит наша Православная Церковь, и чему мы должны веровать. Не хотим мы узнавать ее учение, потому что сердца у нас холодные и нам все равно, чему бы мы ни верили. Не так поступал святитель Христов Николай. Из жития его известно, что он так любил поучаться в слове Божием, что проводил и дни, и ночи за чтением Святого Евангелия и других священных книг. Вот почему он и знал хорошо, чему учит Святая Церковь, — вот почему он и мог во всякое время и перед всяким человеком исповедовать свою веру. Итак, видите ли, в чем мы можем подражать святителю Николаю? Мы должны, прежде всего, подражать его любви к чтению слова Божия и к учению святой нашей православной веры. Но этого мало: раз Господь помог нам узнать, чему учит эта вера, мы должны при всяком удобном случае открыто исповедовать святую истину и ревностно защищать ее, обличая всякое ложное учение и мудрование. Но повторяю: для этого надо, братие, с любовью читать слово Божие, читать и изучать те книги, в которых изложено учение святой веры православной. Тогда только мы можем непостыдно называться истинными православными христианами.

Учитесь же сами, учите и детей ваших, посылайте их в школы, а святитель Христов Николай благословит вас и детей ваших за святую любовь вашу к вере православной. И тогда никакой раскольник, никакой молоканин и штундист не посмеет оскорблять нашу веру святую, ибо тогда вы и дети ваши сумеете защитить ее и обличить их суемудрие. Аминь!

Из Троицких листков архиепископа Никона (Рождественского)

Источник

Святитель с мечом в руках

Размещено 14 Дек, 2015

икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть фото икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть картинку икона в одной руке меч в другой храм. Картинка про икона в одной руке меч в другой храм. Фото икона в одной руке меч в другой храм

Николай Угодник издавна считается на Руси всеобщим заступником и помощником в бедах, мудрым советчиком и врачевателем больных душ, отцом всех сирот, униженных и обиженных, поборником христианской веры и православия. Из глубины веков дошли до нас свидетельства помощи святого поборника православному воинству. Явление иконы святителя Николая Великому князю Дмитрию Донскому произошло накану­не Куликовской битвы. «И явися ему на оном месте пречуден образ Николая Чудотворца в звездном сиянии». После победы Дмитрий Донской велел воздвигнуть храм во имя Святителя Николая и монастырь, названный Николо — Угрешским, ставший одной из святынь русского народа. Тысячи храмов, часовен и монастырей было построено на Русской Земле в честь святого праведника. В одной дореволюционной Москве их насчитывалось более 125. И не было на Руси дома, будь то царские чертоги, боярские хоромы или жилище бедняка, где не стояла икона любимого святого. Однако, почти тысячу лет христиане Востока и Запада поклонялись привычному, каноническому образу святителя Николая Мирликийского с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой. Но, в небольшом Можайске образ обрел новую символику: меч и град. Этот образ именуется Никола Можайский, или Ратный.

По преданию, святитель Николай помог жителям города Можайска, осажденного в XIV веке татаро-монголами. Силы защитников города были на исходе. И в ответ на горячее молитвенное обращение святому угоднику в Никольском соборе города последовало чудесное видение: святой Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над церковью. Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можайск в знак охранения его. Меч и храм, как символы «военного одоления» и помощи в ратных делах, одновременно напоминали о горячей защите православной веры и учения Христа. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска.

Благодарные жители в воспоминание могущественного заступничества вырезали вскоре из дерева изображение чудесного образа своего святого покровителя в том виде, который увидели на небе, и разместили его в древнем Можайске на главных крепостных воротах кремля как охранителя города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоцеными камнями и крестом наверху. Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град — позлащены.

Было время, когда древний Можайск, стали называли не иначе как «Священный город русских». Исследователи отмечают, что ни один из центров Святой Руси так не называли: ни Киев, ни Новгород, ни Владимир, ни Москву… Удивительно, но в Можайск не допускали иноверцев. Причем, исключений не делали даже для вельможных особ.

Зато сюда часто наведывались на богомолье цари и патриархи. В 1547 году Иван Грозный ездил «в Можайск к Николе». Когда иностранцы спросили одного из русских, почему Можайск считается священным, тот ответил, что тут в крепостной церкви находится «деревянный образ святителя Николая, которому делают приношения не одни жители Можайска, но народ со всей страны ходит туда на богомолье…, да сам великий князь каждый год жалует туда вклад святому». В 1559 году он приезжал с царицей Анастасией молиться об её исцелении, поскольку предполагали, что она отравлена. В 1603 году на молении у Николы Можайского был Борис Годунов со всем семейством. В 1648 году царь Алексей Михайлович «праздновал Николе Чудотворцу в Можайску». В 1680 году царь Феодор Алексеевич был здесь «на праздник святого Чудотворца Николая… Божественныя литургии слушал…» О глубоком уважении Петра Великого к этому Образу и, может быть, о его личном посещении Можайска свидетельствует местное предание, что именно по его распоряжению до октябрьского переворота 1917-го выдавалось из Можайского уездного казначейства ежегодно по 6 рублей 81 копейке на свечи и просфоры в Никольский собор. Неоднократно у святителя бывали Святейшие Патриархи Филарет, Никон, Иоаким, Адриан.

И в дальнейшем святитель Николай неоднократно помогал можайцам. После чудесного видения двести лет набегов на Можайск не было.

Новое разорение постигло город в Смутное время. Перед отступлением поляки и литовцы сожгли почти весь Можайск, включая многочисленные монастыри и храмы. Большая часть монахов, священнослужителей, жителей города была перебита. Исчезли целые улицы и переулки посада. Уходя, поляки унесли с собой образ Николы Можайского. «В 1613 году святого Николу увезли в Польшу, – пишет известный современный исследователь академик Геннадий Мокеев, — и он пропал там невесть где. Но после этого произошли еще большие чудеса. Именно с момента «пленения» святыни по всей Русской земле распространился «боевой» образ Меченосца. Это не были «копии» с него, а его местные оригинальные «реплики» (здесь секрет их чрезвычайного своеобразия, уникальности каждого образца). Во многих городах и весях, по храмам и монастырям святители Николы как бы «вооружились и дружно подняли обнаженные мечи», всем своим символическим видом призывая и благословляя русский народ на очищение православной Руси от «поганой литвы и поляков», от католического нашествия…

После возвращения в 1618 году образа Николы Можайского, город, где он был явлен, снова два столетия сохранял свою независимость.

Святой Николай исстари считался защитником и покровителем москвичей. В XVI-ХVII веках он представал уже в образе Николы Можайского на Никольских воротах Московского Кремля. В середине XVII века Павел Алеппский писал: «На вторых воротах (Кремля) снаружи – образ святого Николая, который держит в правой руке обнаженный меч, а в левой – этот город…» Кстати, в честь освобождения столицы в 1612 году от поляков к 1636 году возвели Казанский собор. В нем был помещен список с резного образа Николы Можайского, что был на Никольских воротах Кремля.

икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть фото икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть картинку икона в одной руке меч в другой храм. Картинка про икона в одной руке меч в другой храм. Фото икона в одной руке меч в другой храм

Как уже было, сказано образ Николы Можайского прославился чудесами и в других городах России. Так, резная икона святителя является одной из главных святынь старинного Арзамаса. В 1588 году игуменом арзамасского Спасо-Преображенского мужского монастыря Сергием образ Николы Можайского был принесен в дар образовавшемуся в городе около 1580 года Свято-Николаевскому женскому монастырю. В начале XVII века по молитвам пред образом было явлено множество чудесных исцелений и даже сама обитель в то время стала называться монастырь Николая Чудотворца Новые Прощи — от слова прощать, прощать грехи.

«Святый Отче Николай Чудотворче, моли Бога о нас! Огради и сохрани нас своими молитвами от междоусобной брани и напрасной смерти. Спаси нас от всяких врагов, губительства, труса, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных. И во всяких бедах и скорбях наших подавай нам руку помощи. Отвори дверь милосердия Божия и укрепи сердце наше в православной вере», — говорится в акафисте святителю и чудотворцу Николаю.

К этим проникновенным словам удивительно точно подходит суровое, решительное и строгое изображение Николая Можайского — оградителя, пастыря и воина. Он и сегодня — ревностный защитник православной веры, бесстрашный воитель за Русскую Землю и мужественный, скорый помощник в самые трудные минуты жизни нашего Отечества. Держа в руках храм-ковчег и грозно сжимая свой меч, он снова встает на защиту веры, правды и добра, в который раз, оправдывая имя Николай, означающее – «Победитель»! Не случайно, Никола Ратный особо почитается военными людьми.

Николай Жидков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна

Источник

С мечом и градом: Николай Можайский

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Описание и значение деревянного образа святителя

икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть фото икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть картинку икона в одной руке меч в другой храм. Картинка про икона в одной руке меч в другой храм. Фото икона в одной руке меч в другой храм

Никола Можайский. Резной трёхмерный образ XIV в. (?), Можайск. Собр. ГТГ

Житие святителя Николая Чудотворца вы можете прочитать на нашем сайте.

Вот основные характеристики скульптуры свт. Николая Можайского:

Сейчас древний образ находится в Государственной Третьяковской галерее

Долгое время жители подмосковного Можайска считали Николу своим покровителем и заступником. В Можайск столетьям стекались паломники со всей Руси поклониться почитаемому и чудотворному образу святого. В начале XX века образ святителя располагался уже не на городской стене, а в Никольском соборе справа от Царских врат, оттуда в годы гонений на Церковь он был изъят и вывезен в Москву.

Полезные материалы

В настоящее время древний резной образ святителя Николая находится в Государственной Третьяковской галерее. А на городской площади Можайска установлена другая скульптура, изображающая Николая Чудотворца, как на оригинале, выполненная российским скульптором В. М. Клыковым. Над фигурой святителя возведена часовня-сень.

Этот у дивительный древний объемный образ Николы Можайского разошелся по всей Руси в резных копиях, а также стал основой отдельного иконного извода изображений святителя — с мечом и градом или с храмом.

История и происхождение Николы Ратного

икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть фото икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть картинку икона в одной руке меч в другой храм. Картинка про икона в одной руке меч в другой храм. Фото икона в одной руке меч в другой храм

Святитель Николай Зарайский с житием

Чудотворная святыня

икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть фото икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть картинку икона в одной руке меч в другой храм. Картинка про икона в одной руке меч в другой храм. Фото икона в одной руке меч в другой храм

Иконография: Николай Чудотворец (Можайский) Датировки: XIX в. 1810 год.Происхождение: Из церкви деревни Тихманьга. Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 102 см, ширина 87 см На иконе в полный рост представлен святитель Николай. Руки в локтях согнуты и разведены в стороны. В правой руке находится длинный меч, в левой – модель храма. Поверх зеленой одежды наброшен красный плащ и омофорная лента. В верхних углах иконы в облачном сегменте изображены полуфигуры Христа и Богоматери. Христос правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие. В руках Марии омофор. На боковых полях иконы в центре в вытянутых пятиугольниках изображены Иоанн Предтеча и мученица Ирина. Инв. № КГИАХИМ КП 2137. © Каргапольский государственный историко-архитектурный и художественный музей

Крестьяне л юбили святого попросту, особенно не разбираясь в догматах и кланяясь наравне и Христу Спасителю, и Богородице, а с Ними и святителю Николаю, который занимал в русской религиозности исключительное место. Нередко единственная икона Николая Чудотворца и составляла весь домашний иконостас:

«Нощию же явися Ермаку молящуся и 5 человеком в нощи святый Николае Можайский, повелевая в чистоте жити и прилежный пост имети, и всякие с братолюбием добродетели проходити; и прорече: будет на Красной горе дом в жилище Богу и мне впредь. Вы же, аще не послушаете мене, престану помогати вам, и скоро скончаетеся за грехи свои, не внемлюще в добродетели, в злобы впадаете. И сие видение Ермак всем возвестив».

Явление Чудотворца стало пророческим для Ермака, вскоре, попав в засаду, он утонул в Иртыше в тяжёлых боевых доспехах.

Никола Ратный особо почитается людьми военными и служивыми. Эту солдатскую веру в помощь и защиту от Николы-Угодника в бою подтверждают найденные в местах сражений образки и нагрудные медальоны с изображением святого.

Иконописный образ

икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть фото икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть картинку икона в одной руке меч в другой храм. Картинка про икона в одной руке меч в другой храм. Фото икона в одной руке меч в другой храм

Святитель Николай Можайский

По описанию святыни, сделанному дьяконом этой церкви Федором Алексеевичем Соловьевым во второй половине XIX века:

Подобного рода живописные изображения были популярны и расходились по приходам, копируемые неизвестными художниками.

Икона Никольской башни Московского Кремля

Как отмечал главный реставратор — директор МНРХУ Сергей Филатов: «

Источник

НИКОЛА МОЖАЙСКИЙ

икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть фото икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть картинку икона в одной руке меч в другой храм. Картинка про икона в одной руке меч в другой храм. Фото икона в одной руке меч в другой храм
Никола Можайский. Резной трёхмерный образ XIV в. (?), Можайск. Собр. ГТГ

Можайская икона святителя Николая Чудотворца

Описание

Двухмерная иконография Николы Можайского также представляет Господа Иисуса Христа и Богоматерь вверху по сторонам от фигуры святителя. Еще одним отличием является арка, часто килевидной формы, над фигурой святого Николая.

икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть фото икона в одной руке меч в другой храм. Смотреть картинку икона в одной руке меч в другой храм. Картинка про икона в одной руке меч в другой храм. Фото икона в одной руке меч в другой храм
Свт. Николай Можайский. Икона, дарованная прп. Сергием боярину Воейку Войтеговичу в 1384 г.

История

Предание о происхождении образа связывает его с чудесным избавлением Можайска от врагов. По распространённой версии чудо датируют XIII или XIV веком, а осаждавшее город войско считают татарским. В то время, в ответ на молитвенное к нему обращение в одной из церквей города, последовало чудесное видение: святитель Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над собором. Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можайск в знак охранения его. Устрашённые грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска, а жители в благодарное воспоминание могущественного заступничества вырезали вскоре из дерева изображение своего святого покровителя в том образе, который увидели на небе.

Редкая на Руси скульптура стала предметом особого почитания. В древнем Можайске она находилась на главных крепостных воротах кремля как охранитель города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоцеными камнями, крестом наверху. Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град были позлащены. Известный под именем «Николы Можайского» этот образ стал одним из самых распространенных и любимых на Руси. На поклонение чудотворному образу в Можайск ездили митрополиты и патриархи, великие князья и цари, тянулись богомольцы с разных концов русской земли. Чтимые списки с образа известны с XIV века; наибольшее распространение они получили в XVI-XVII веках. Многие из этих икон прославились как чудотворные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *