икона владимирской божьей матери в москве в каком храме

Рукой подать. Часть 2

Продолжаем паломничество по московским храмам, и сегодня нашей целью стали три чудотворные иконы Божией Матери: Владимирская, «Всех скорбящих Радость» и «Споручница грешных».

Владимирская икона Божией Матери
(храм святителя Николая в Толмачах)

– Ты не представляешь, – говорил знакомый батюшка и блистал глазами, – ты не представляешь! Она же, оказывается, в храме! Я и сам не знал; думал, в музее, а она – в храме! И там никого нет! Никого! Хоть целый день перед ней стой! Можно к ней прикладываться, поклоны класть, стоять, сидеть, я не знаю… Лежать! Я там помолился, даже подремал потом на лавочке. Ты понимаешь?! Та самая!

«И весь город вышел ей навстречу, все, от мала до велика, и не было человека, который не плакал бы, и отовсюду слышалось молебное пение: “Не предай же нас, Заступница наша, надежда наша, не предай нас в руки татарам. ” И вняла Матерь Божия воплям русских людей», – писал архиепископ Никон (Рождественский). Необъяснимо для атеистической истории, великий Тамерлан, напуганный видением Богородицы, отвернул от города, куда ему оставалось вот именно что только войти, и ушел терзать враждебную Москве Кипчакскую орду. А икона осталась в Москве.

И сегодня она – не копия, а «та самая», после революции взятая из Успенского собора Кремля и заключенная в музей, – с 1999-го находится в храме святителя Николы в Толмачах, возвращенном Церкви в 1993 году в статусе домового храма Третьяковской галереи.

Ясным февральским днем я направилась туда дымящимися от мороза московскими переулками.

Двери оказались закрыты, стрелочка «Вход там» указывала на, казалось бы, не соединенный с храмом (выяснилось, что соединен – подземным проходом) подъезд, тоже запертый, в котором за бликующим под зимним солнцем стеклом удалось-таки разглядеть тетеньку в погонах, в ответ на мои вопрошающие ужимки махнувшую рукой: да, дескать, правильно понимаете, через вход в галерею.

У ворот – небольшие завихрения ручейка, устремляющегося внутрь: румяные иностранцы в теплых, словно детских, шапочках колокольчиками и куцых пальтишках, румяные столичные школьники, под предводительством классной руководительницы стремящиеся к прекрасному.

Внутри – почтительный гул. Старомосковская дама в гардеробе (буду уходить – она вздохнет, словно огорченная проводами дорогого гостя: «Уже?») степенно забирает полушубок.

Оглядываюсь – указатель зовет налево: «Вход в храм-музей». Наверх по лестнице, вправо, мой внутренний указатель сбивается, но внешние не подводят. На траверсе проплывает давешняя тетенька-милиционер.

Поворот, лестница, еще гардероб, табличка на белой двери: «Братья и сестры, входить в храм в верхней одежде не благословляется» (хорошо, что разделась!), доска с объявлениями (расписание богослужений плюс домашняя просьба к кому-то вернуть книги в библиотеку, будто и не в центре Москвы в храме при Третьяковской галерее, а где-то на тихом милом провинциальном приходе). У свечного ящика (свечи зажигать не благословляется – следует просто ставить на подсвечник, зажгут за службой) минуту подумав, покупаю акафист в чуть шершавой охристой обложке и свечу. По лестнице вверх и…

В пустом храме тихо, и падает на пол охапками солнечный свет. Вправду, почти никого нет – только присматривает за порядком служительница на стуле да у Казанской (храм полон древних икон) экскурсовод нашептывает что-то двум внимательным дамам. Едва раздается некий призвук: музейное оборудование почти неслышно следит за температурным режимом.

Скольжу к царским вратам. Слева, в резном киоте – она.

Достаю из сумки акафист и встаю, чтобы никому не мешать – у правого клироса.

За окном вдруг оглушительно вскрикивают птицы. Это московские воробьи в самые лютые морозы с несомненной ясностью трезвонят о скоро грядущей весне.

Малый Толмачевский пер., 9 (вход через здание Третьяковской галереи, расположенное слева от храма);

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке

Между тем именно первообраз – прославившаяся в 1688 году икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – все 324 года, последовавшие после ее явления, находится в самом центре Москвы. Или даже чуть больше – точная дата принесения иконы в церковь на Ордынке, сегодня носящую ее имя, а тогда именуемую Преображенская, неизвестно.

Зимнее небо над Ордынкой – как где-нибудь на Синае: синее до густоты. Иногда в самые лютые морозы случаются такие атмосферные фокусы: глядишь вверх – и будто ты не в московском феврале, а совсем в иной точке времени и пространства. Снег люто хрустит под «уггами». Во дворе ослепительно желтой на фоне синего неба Скорбященской церкви никого, да и в храме безлюдно – середина дня, уборка, – только играет пламя от свечей на медной старинной табличке под иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Пачки листочков для записок на темном бюро. В старинном полу – истонченная временем медная плита. «1770 года Сентября 11 дня по полуночи в 9-ом часу преставился раб Божий Генерал-Майор и ордена св. Анны Кавалер Петр Петрович Воейков», – сообщает старинная вязь.

Выстроенную в ее нынешнем виде архитектором Баженовым, в советские времена Скорбященскую церковь закрывали, но как-то ненадолго и особым образом. Разграбленная еще в 1922-м (изъяли 4 пуда 26 фунтов 22 золотника золотых и серебряных изделий и повезли в Европы – продавать), церковь дотянула до 1933-го, когда, несмотря на безнадежно-героическое сопротивление прихода, 5 мая все-таки было вынесено заключение о ее ликвидации. Теперь здесь помещались запасники «Третьяковки», что обещало потери, но все же не столь глобальные, как если бы тут устроили овощную базу. А в 1948 году храм, который все это время, как могли, оберегали сотрудники галереи, вернули Церкви – и приделы заново освящал Святейший Патриарх Алексий (Симанский).

«Каждый воскресный вечер перед образом Божией Матери “Всех скорбящих Радость” – чтимой святыней храма – совершается молебен с чтением акафиста, – писал в 1950-м «Журнал Московской Патриархии». – По окончании молебна настоятель храма неизменно обращается к собравшимся с назидательным словом. Особенно торжественно празднуется день прославления чтимой иконы – 6 ноября н.ст.».

«По преданию, взывая к Богородице о избавлении от болезни, Евфимия однажды во время молитвы услышала голос:

– Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?

– Где же найти мне такую Целительницу? – отвечала Евфимия, изумленная голосом.

– Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый “Всех скорбящих Радость”. Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и, когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление.

Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего.

Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что, действительно, в храме Преображения на Ордынке есть икона “Всех скорбящих Радость”, попросила принести ее к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это произошло 24 октября, и с того времени, по церковному преданию, эта икона являла множество чудесных исцелений. Эта история известна из “Сказания об иконе”, написанного практически сразу после совершения чуда.

Все это я вычитала в тоненькой книжечке, купленной здесь же, – я, конечно же, забыла дома очки и, водружаясь на темную лавку у чтимого образа святого мученика сотника Лонгина (как войдешь – справа), весьма сетовала на это, пока не обнаружила, что шрифт очень удобен и отлично можно читать и так. Может быть, это из-за моего соседства? – мученику Лонгину молятся при глазных болезнях. Или освещение хорошее?

У входа вдруг обнаруживается группа людей, похожих на иностранную делегацию: девушки на каблуках и в красивых шубах и молодые люди маячат на линии свечного ящика. У некоторых – фотоаппараты.

В храме тем временем начинается движение – раскатывают ковровую дорожку. Входит немолодой живописный священник, похожий на горбоносого сотника Лонгина в древнем восточном головном уборе, и удаляется куда-то вглубь.

– Матушка! А что будет-то сейчас? – тоном заправской бабули интересуюсь на свечном.

– Венчание, – отвечает та.

Раз так, пора и честь знать.

ул. Большая Ордынка, 20;

тел/факс: 7 (495) 951-60-34.

Икона Божией Матери «Споручница грешных»
(храм святителя Николая в Хамовниках)

Это было в самом конце 1990-х. За два года до этого Лиза крестилась, но как-то ей никто не объяснил, что нужно делать после, и хотя в доме откуда-то взялась книга «Вопросы к батюшке» (стояла на полке в кухне между «Московской сагой» и желтеньким «Сатанизмом для интеллигенции» дьякона Андрея Кураева), Лиза как-то ее не читала, ведя духовную жизнь в том смысле, что иногда подолгу беседовала по телефону с подругой о чем-нибудь «православном».

И вот наступила Страстная неделя. Лиза знала, что в Великий пост нужно идти на исповедь, и пошла. Встала в одну из длинных очередей и всю очередь думала, что ей сказать.

Так вышло, что с момента крещения очевидными смертными грехами она не грешила. Оставался невыразимый песок – и тогда она решила начать с главного – того, что, с ее точки зрения, объясняло все остальное. «Я крестилась два года назад, но с тех пор ни разу в церкви не была», – сообщила она священнику. Худенький невысокий батюшка поднял на нее усталые глаза. «Постилась?» – «Да, – радостно и энергично кивнула она, – мяса не ела! Только вот молоко немножко пила и…» «Значит, не постилась, – не дал договорить он, – ладно, а то еще два года не придешь, знаю я вас», – и накрыл ее голову епитрахилью.

Она летела домой, как птица.

И только потом, совсем через время, узнала, что это был один из опытнейших московских духовников, и что то, что он сделал, называется словом «икономия», и что та икона в храме святителя Николая в Хамовниках, что в киоте слева сразу, как войдешь, – чудотворная «Споручница грешных».

То есть ее, Лизина, Споручница. И не иначе как Она поручилась, чтобы Лизе дали вот это причастие – авансом, на грядущие девять лет кромешной, беспробудной, свинской жизни, в которую совсем скоро скатится наша Лиза, но, когда они закончатся, ей будет куда возвращаться: туда, где сиял ей из жгучей темноты немерцающий свет ее первой настоящей Пасхи.

Осталось лишь рассказать, что это за икона. Вкратце это будет так. Происхождение не совсем известно – говорят, что, возможно, вдохновением для иконописца послужили слова из акафиста Пресвятой Богородицы пред иконою «Утоли моя печали»: «Радуйся, руце Твои в поручение о нас Богу приносящая!»

Купчиха просила отслужить молебен перед иконой «Споручница грешных», что и было исполнено, после чего ребеночек ее выздоровел.

Вскоре от иконы, теперь уж внесенной в монастырь, последовали и другие знамения – и она прославилась как чудотворная. Это было в 1844-м.

А в 1847 году список иконы из Одринского монастыря прислали в Москву подполковнику Д. П. Бонческулу, получившему это благословение после того, как он приютил у себя иеромонаха, приезжавшего в столицу за ризами для чудотворной иконы. Этот подполковник вскоре стал замечать нечто необычное: его икона сияла и мироточила, а больные, пользовавшиеся этими благоуханными каплями, исцелялись.

И в мае 1848 года подполковник пожертвовал свою икону «Споручница грешных» в храм святителя Николая в Хамовниках, где необычные явления продолжились: в алтаре по ночам были замечены необычные свечения в виде появлявшихся и исчезавших звезд, и икона продолжала мироточить, прославившись в том числе и исцелением от холеры, свирепствовавшей в том году в Москве.

С тех пор икона эта и находится неотлучно в храме святителя Николая в Хамовниках, где в 2008 году торжественно отпраздновали 160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных».

Храм святителя Николая в Хамовниках:

ул. Льва Толстого, 2;

тел.: 7 (499) 246-72-08, 246-69-52.

Источник

Московская церковь Владимирской иконы Божией Матери

И в память о той легендарной, судьбоносной для Москвы встрече был основан не только московский Сретенский монастырь, но и Владимирская часовня на московском посаде, а вслед за ней – и приходская Владимирская церковь на Никольской. Ее чешуйчатая главка, «как еж, ощетинившаяся колючками», по выражению современного москвоведа, была далеко видна с окрестностей и красиво возвышалась над старинной застройкой Никольской улицы.

Владимирская икона – главная православная и историческая святыня Москвы, а с ней – и всего государства Российского. По преданию, образ написал сам Евангелист Лука на доске от стола, за которым совершилась трапеза Спасителя и Пресвятой Богородицы с праведным Иосифом Обручником. На Русь икона попала всего лишь в начале XIV века – тогда ее прислали из Константинополя князю Мстиславу, который поместил ее в Вышгороде. Сын основателя Москвы, князь Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир и установил в новопостроенном Успенском соборе. А уже в 1395 году, когда москвичи с ужасом ожидали нашествие «великого хромого», икону впервые привезли в Москву, где она милостью Божией осталась на века и еще не раз чудесами своими спасала стольный град от врагов и даровала победы. Именно ей слезно молились русские осенью 1480 года, когда пало монголо-татарское иго, 240 лет терзавшее Русь, – после великого стояния на реке Угре хан Ахмет без боя и навсегда ушел от Москвы. А в 1521 году Владимирская икона спасла Москву от нашествия крымского хана Менгли-Гирея.

И царица Наталья Кирилловна Нарышкина решила построить тут церковь, освященную во имя Владимирской иконы. Ведь к тому времени не только в Москве, но и в этом историческом месте еще не было ни одного приходского храма в честь чудотворной иконы, а только Сретенский монастырь и часовня. И праздничные крестные ходы из Кремля совершались прямо в обитель. Царица дала обет – возвести здесь церковь.

Причиной тому было не только знаменательное место – царица считала Владимирскую икону своей покровительницей, поскольку ее именины приходились на день праздника чудотворной иконы. И именно Владимирским образом родители царицы (по другим данным, ее воспитатель боярин Матвеев) благословили ее в день свадьбы с царем Алексеем Михайловичем в далеком 1671 году. Именно этот фамильный образ овдовевшая государыня и пожаловала царским подарком в новоустроенную церковь, хотя до освящения своего обетного храма ей дожить не довелось.

Интересно вот что. Из-за своего местоположения церковь была приписана к Заиконоспасскому монастырю, что на Никольской улице, и именно его духовенство служило в этом обычном московском храме. Однако у Владимирской церкви не было и не могло быть своего прихода в торговом посаде Москвы, зато, как писал один дореволюционный краевед, у этой «бесприходной» церкви приходом была вся Москва, и каждый, кто шел по Никольской улице, непременно заходил в храм помолиться Заступнице рода человеческого и Спасительнице Москвы.

Бесценные святыни Владимирской церкви соответствовали «дворцовому» статусу храма, возведенного по обету царицы. Она и стала его первой дарительницей, а вслед за Нарышкиной в эту китайгородскую церковь дарили и Елизавета Петровна, и Мария Федоровна – богатые пелены и воздухи, расшитые руками императриц. Образ Спаса Нерукотворного, в манере «фряжского письма», был, по преданию, написан самим Симоном Ушаковым. Во второй половине XVIII века архитектор Василий Баженов соорудил в храме огромный иконостас. Список Владимирской иконы в начале XIX века украсила великолепная золотая риза с драгоценными алмазами, жемчугами, изумрудами и яхонтами – это был дар знаменитого графа Н.П.Шереметева по завещанию, так как прежний оклад храмовой чудотворной иконы был «легковесен».

А напротив Владимирской церкви по левой стороне Никольской когда-то стоял двор его деда, сподвижника Петра Великого, первого русского графа Бориса Петровича Шереметева. И дочь его, Наталья Борисовна, горько оплакивала здесь усопшего императора Петра II, который сильно благоволил ее мужу, князю Долгорукому. После смерти малолетнего правителя она была выслана в Сибирь, а ее супруг казнен. Теперь же о старом бытоукладе, когда наряду с московским посадом в привилегированном Китай-городе стояли дворы богатых бояр, там напоминают лишь имена местных Черкасских переулков – двор графа Шереметева одно время принадлежал князю Черкасскому. Позже всех аристократических жильцов вытеснили торговые лавки, учебные просветительские учреждения, да деловые центры московского Китай-Города.

А в 1805 году у церкви появилась и новая часовня, в которую поместили список иконы в красивой серебряной ризе, устроенной на пожертвование богатого москвича. В том столетии уже существовал знаменитый «пролом» – новые проходные ворота китай-городской стены, проломанные ради удобства прохода на Никольскую улицу. Эти проломные ворота часто именовались «Владимирскими».

У «Пролома» был знаменитый развал московских букинистов (второй по величине после Сухаревки), где постоянно рылись «зашибленные книгой» страстные библиофилы в поисках раритетов. Одним из таких обитателей «Пролома» был историк и глава кадетов, профессор П.Н.Милюков, в бытность свою студентом Московского университета ежедневно приходивший сюда подержать старую и ценную книгу в руках – и пополнить свою домашнюю библиотеку.

Уже в советское время эта традиция счастливо продолжилась – словно в память о том развале «у Пролома» именно здесь построили популярный букинистический магазин «Книжная находка».

Источник

Владимирская икона Божьей Матери: значение образа, в чем помогает, когда празднуется

икона владимирской божьей матери в москве в каком храме. Смотреть фото икона владимирской божьей матери в москве в каком храме. Смотреть картинку икона владимирской божьей матери в москве в каком храме. Картинка про икона владимирской божьей матери в москве в каком храме. Фото икона владимирской божьей матери в москве в каком храме

Владимирская икона Божией Матери – это одна из самых значимых святынь нашего народа. Ее почитают не только глубоко верующие христиане, но и люди, не слишком склонные к религиозности. В лихую годину у Божией Матери ищут заступничества даже многие экс-агностики и атеисты.

И это закономерно: на протяжении почти тысячелетия эта икона выступала защитницей всея Руси. Недаром один из самых значимых христианских праздников, Сретение Владимирской Богоматери, обязан своим появлением именно ей.

Благо, это чудо иконописного искусства уцелело во время многочисленных войн и политических катаклизмов, и сейчас любой верующий может обратиться к ней за защитой.

История появления святыни

Для начала ознакомимся с краткой историей Владимирской иконы Божией Матери. Только известный период насчитывает почти девять веков, посему многие события преобразовались в легенды, из которых выделить зерна правды неимоверно сложно.

Точный год создания иконы неизвестен. Да что там говорить: разбежка в предполагаемых датах измеряется многими столетиями!

Согласно каноническим источником, создателем иконы является апостол Лука, один из учеников и последователей Христа. Он был не только богословом, но и целителем и художником, а на создание святыни его вдохновил сам Господь.

Считается, что икона написана на доске, взятой из трапезной Святого Семейства. Ее видела и благословила сама Богоматерь, придав ей чудотворные свойства. Согласно этой гипотезе, икона была создана в начале нашей эры, то есть ей почти две тысячи лет!

Однако другие исследователи утверждают, что икону написал неизвестный византийский живописец гораздо позднее, в X-XII веке. Дело в том, что в ее исполнении очевидны черты уже сложившейся иконописной школы, а это свидетельство того, что раньше это чудо в такой интерпретации существовать не могло.

Существует достаточно интересная версия того, что Лука действительно писал эту икону, но в присущей тому времени манере. Оригинал хранился в Иерусалиме, затем в Константинополе, но его след в истории затерялся. А в Киев был привезен куда более поздний список творения Луки, который и стал Владимирской Богоматерью.

Тем не менее, известно, что на Русь икона попала в первой половине XII столетия. Ее прислал в Киев константинопольский патриарх в подарок князю Мстиславу, сыну Владимира Мономаха. Однако позже история иконы связывается с другим отпрыском Владимира, Юрием, а также его сыном, Андреем Боголюбским.

Поначалу икона находилась в монастыре Вышгорода, неподалеку от столицы Киевской Руси. Но вскоре Андрей решил перевезти святыню в Суздаль, причем без ведома вельможного отца. И икона начала являть чудеса…

Владимирская Богоматерь упоминается во многих исторических хрониках. Более того: летопись Владимирско-Суздальских земель велась в виде перечня событий, привязанных к чудесам иконы.

Впоследствии икона стала играть видную роль в истории Российского государства. Она защищала русские земли от захватчиков, эпидемий и голода, с ней вступали на царствие монархи и избирались патриархи.

Икона несколько раз реставрировалась (один раз, вероятно, великим Андреем Рублевым) и получала новые оклады. С нее было сделано множество списков (копий), каждый из которых получил толику чудотворной силы прототипа. И сейчас эта святыня является культурным наследием и гордостью русского народа.

Чудеса, связанные с иконой

Все чудеса, связанные с этой иконой, перечислить невозможно: она по праву считается главной чудотворицей Руси. Поэтому остановимся на самых значимых из них, оказавших эпохальное влияние на историю всего государства. И началось все с вышеупомянутого Андрея Боголюбского.

икона владимирской божьей матери в москве в каком храме. Смотреть фото икона владимирской божьей матери в москве в каком храме. Смотреть картинку икона владимирской божьей матери в москве в каком храме. Картинка про икона владимирской божьей матери в москве в каком храме. Фото икона владимирской божьей матери в москве в каком храмеВладимирская икона Божией Матери

1155 год

В это время обоз с чудотворной иконой направлялся в Залесские земли, в вотчину Андрея Боголюбского. Настало время искать брод через реку, и на поиски отправили одного из верховых. На глазах всего обоза и князя посланец начал тонуть, и вельможа взмолился о его спасении. Через некоторое время слуга, целый и невредимый выехал на лошади на берег. Брод был найден!

По пути одна из лошадей понесла и чуть не затоптала жену одного из священнослужителей. Точнее, затоптала, но благодаря тому, что окружающие начали истово молиться иконе, пострадавшая осталась невредимой. Как бы абсурдно это ни звучало, но так говорят летописи!

Третье чудо произошло на подступах к Владимиру. Кони, тащившие телегу с иконой, внезапно встали. Князь подумал, что лошади утомились и приказал их сменить. Это не помогло, и обоз встал на ночевку. Всю ночь князь истово молился, а под утро во сне к нему явилась Богородица. Она-то и повелела оставить образ в этих землях.

Князь не мог ослушаться Богородицу, и на этом месте основал селение, получившее название Боголюбово. В церкви этого местечка и находилась икона, пока специально для нее не был возведен храм во Владимире. С этого времени икона и получила каноническое название.

При Андрее Боголюбском икона получила первый драгоценный оклад. На него пошло порядка 2,5 кг долота, плюс серебро и драгоценные камни. К сожалению, этот оклад не сохранился.

1237 год

В это время Русь осаждали полчища монголо-татар под предводительством хана Батыя. Перед их натиском пали многие русские города, в том числе, и Владимир.

Защитники города укрылись в храме, но монголо-татары ворвались в него, всех порубили, а святыню осквернили и сняли драгоценный оклад. Сам хан долго стоял перед образом, но не смог выдержать укоризненного взора богородицы. Он ушел из разрушенного Владимира, но икону оставил в храме.

1395 год

Миновало всего 15 лет с Куликовской битвы, Русь была сильно ослаблена сражениями и междоусобными войнами. Но перед вратами Москвы уже стоял еще один серьезный враг – жестокий Тимур Тамерлан.

Москвичи слезно упросили перенести чудотворящую икону в осажденный город. Образ Марии встречали как единственную надежду на спасение, преисполнившись благочестия и покаяния.

А в ночь прославленный завоеватель увидел сон, в котором ему явилась прекрасная дева в окружении ангелов, приказавшая отступить от Москвы. Поутру хан призвал мудрецов, которые и объяснили ему, что это знамение Царицы Небесной и заступницы земли русской. Впечатленный и напуганный Тимур приказал отступить от Москвы.

Считается, что иногда икона сама хочет покинуть «насиженное» место и отправиться туда, где больше нужна. Она дает понять это, являя очередное чудо, сходя со стены храма и воспаряя над землей.

1451 год

Монголо-татарский вельможа Мазовша в очередной раз направился в русские земли за данью. Его войско расположилось у Москвы. После отслуженного перед ликом молебна Мазовше и его войску почудился оглушительный шум. Вельможа был испуган, и убрался от Первопрестольной несолоно хлебавши.

1480 год

Русское государство решило избавиться от многовекового ига. В общем, князь Иван III отказался платить дань ордынцам, что, естественно, не могло не возыметь последствий. Хан Ахмат отправился в очередной раз «воевать Русь» и встал лагерем на берегу Угры.

А на противоположном берегу реки расположился лагерь русского монарха, куда принесли икону и отслужили молебен. После этого начали являться всевозможные чудеса, которые охладили завоевательский пыл Ахмата. Хан отступил, а Русь избавилась от многовекового ига Орды.

С тех пор чудотворный образ остался в Москве навсегда, лишь время от времени возвращаясь «на родину», во Владимирский Успенский собор. С образа был сделан искусный список и передан во Владимир взамен оригинала.

1521 год

Свято место пусто не бывает, и вслед за монголо-татарами пришли крымчаки во главе с Мехмет-Гиреем. Естественно, и они захотели дани, в подтверждение серьезности намерений разорив множество русских земель.

Князь Василий III встретил войско Гирея на Оке, и быть бы ему битым, если б не заступничество Царицы Небесной. Согласно преданию, священники хотели вынести икону из города, дабы спасти ее, но им воспрепятствовали святые Сергий и Варлаам. Словом, народ стал молиться еще усерднее, и Москва была спасена.

Где находится оригинал образа?

Самое главное чудо – это то, что икона пережила множество кровавых исторических событий, в том числе, и времена СССР, когда все религиозное подвергалось жестоким притеснениям. Храмы разрушали, их имущество разворовывали или национализировали, а иконы порой попросту сжигали.

Сегодня она отличается от прообраза: во время первых реставраций художники несколько вольничали, превнося в шедевр собственные домыслы. Тем не менее, доказано: это все та же старинная икона почти тысячи лет от роду.

Долгое время оригинал хранился в Третьяковской галерее в Москве. Сейчас он находится в храме-музее Святителя Николая при все той же Третьяковке. За микроклиматом в помещении следят специальные датчики, а покой Царицы Небесной с младенцем Христом защищает бронированное стекло. Но это не мешает ей внимать чаяниям искренне верующих и выступать защитницей всей России.

икона владимирской божьей матери в москве в каком храме. Смотреть фото икона владимирской божьей матери в москве в каком храме. Смотреть картинку икона владимирской божьей матери в москве в каком храме. Картинка про икона владимирской божьей матери в москве в каком храме. Фото икона владимирской божьей матери в москве в каком храмеИкона находится в специальном пуленепробиваеомом киоте

Сретение Владимирской иконы Божией Матери

Непонятное ныне слово «сретение» переводится с церковнославянского как «встреча». Так что все сретения, имеющиеся в церковном календаре, это встречи с кем-либо или чем-либо.

В привязке к Владимирской иконе Божьей матери сретение, как правило, обозначает встречу иконы народом в сопровождении истовых поклонений и молебнов. И, конечно, чудеса спасения!

Когда и как отмечают праздник Владимирской иконы

Праздник Владимирской иконы Божией Матери отмечается аж трижды, в честь знаковых исторических событий с ее участием.

Даты празднования выглядят таким образом (в скобках приведена дата по старому стилю):

В эти дни проводятся торжественные службы во всех церквях России, а верующие исполняются особой благодарности к небесной заступнице.

Знаменитая московская улица Сретенка (ныне бульвар) – это историческое место, где жители города встречали икону, принесенную из Владимира. Ей же обязан названием и Сретенский монастырь.

Значение образа для православных христиан

Значение Владимирской иконы Божьей Матери для православных россиян сложно переоценить. Присутствие иконы означает защиту всех жителей русских земель от всевозможных напастей как глобальных, так и локальных.

БМ (Божья матерь) выступает заступницей не только всего народа, но и каждого человека персонально. Любой из нас может попросить ее о защите и снисхождении.

Иконография

А теперь коснемся описания иконы Пресвятой Богородицы и вглядимся в светлые лики представителей Божественного семейства.

Образ Владимирской иконы отсылает к искусству иконописи XI-XII столетия. Этот тип иконы называется «Умиление». Мать нежно обнимает божественного сына, словно прося его о снисхождении для человечества. В глазах ее читается нежность, сострадание и скорбь: она предчувствует предначертанное ее дитяти. Считается, что она символизирует душу человеческую, стремящуюся к Богу.

Этот образ выглядит не похоже на другие православные иконы. Он абсолютно уникален. Обратите внимание на младенца Христа, доверчиво прильнувшего к матери. Особое умиление вызывает его миниатюрная ступня («пяточка»), повернутая к зрителю. Многие эксперты полагают, что эта деталь была добавлена позднее, во время одной из реставраций, но это не умаляет ее гениальности.

Считается, что столь живые и лирические образы мог создать лишь очень талантливый и глубоко верующий человек. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на его бессмертное творение.

В чем помогает Владимирская икона Божией Матери

Верующие просят перед иконой обо всем, в чем испытывают нужду. Если молятся иконе искренне и истово, заступница слышит обращенные к ней слова и выступает посредницей между просящими и Господом.

Обычно Царицу Небесную просят о следующем:

К Богородице обязательно обращаются во время обряда венчания. Ее образ используется для благословения молодоженов.

Молитвы к иконе

Существует масса канонических молитв с обращением к Пресвятой Богородице. Приведем некоторые из них.

Полный текст канонической молитвы

Молитва вторая О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодарим Тя о всех благодеяниих, российским людем от Тебе бывших, от древле и до днесь от чудотворныя иконы Твоея явленных. И ныне, Преблагая Владычице, призри на ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, яви нам милость Твою и моли Сына Твоего, Христа Бога нашего, о еже избавитися нам от всякаго зла и сохранитися всякаму граду и веси, и всей стране нашей от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и муждоусобныя брани. Испроси православным христианом благоденственное и мирное житие, здравие, долгоденствие, во всем благое поспешение и спасение. Сохрани и умудри пастырей Церкви, еже достойно пасти стадо Христово и право правити слово истины; укрепи христолюбивое всероссийское воинство, подаждь дух совета и разума военачальником, градоначальником и всем, иже во власти суть, ниспосли святое Твое благословение и всем православным христианом, покланяющимся Ти и молящимся пред цельбоносною Твоею иконою. Буди нам Заступница и Ходатаица пред престолом Всевышняго, идеже предстоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Владычице? Кому принесем слезы и воздыхания, аще не к Тебе, Пресвятая Богородице? Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Небесная Царице. Под Твой покров притекаем, молитвами Твоими ниспосли нам мир, здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, избави ны от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти и от всех озлоблений врагов видимых и невидимых. Вразуми и научи ны, о, Всемилостивая Заступнице, како безгрешно прейти путь земнаго сего жития; Ты веси немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру веси, и упование видиши; даруй же нам исправление греховныя жизни и умягчи злая сердца наша. Укрепи в нас правую веру, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, терпения и любве, в добрых делех преуспеяние; избави же ны от искушений, от пагубных душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя. Тебе убо просим, Пречистая Владычице, и припадающе пред святою Твоею иконою, молимся, умилосердися на ны и помилуй ны, в страшный же день суда ходатайством и заступлением Твоим сподоби ны стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва о выборе пути и помощи в трудную минуту

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, прибежище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, якоже волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитва о здравии и благополучии домочадцев

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися, и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни и всякаго зла. И сподоби ны, грешныя рабы Твоя, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в бесконечныя веки веков. Аминь.

Учить молитвы наизусть не обязательно: их можно читать и с листа. Главное, молиться искренне и с истинной верой!

икона владимирской божьей матери в москве в каком храме. Смотреть фото икона владимирской божьей матери в москве в каком храме. Смотреть картинку икона владимирской божьей матери в москве в каком храме. Картинка про икона владимирской божьей матери в москве в каком храме. Фото икона владимирской божьей матери в москве в каком храмеЗолотая подвеска «Владимирская икона Божией Матери» (перейти в каталог SUNLIGHT)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *