икона воскресения словущего фото
Значение иконы Воскресение Христово, в чем помогает Господь и молитва
Христианская иконопись призвана нести в мир изображение святых ликов, рассказывать о важнейших событиях, описанных в библейском писании, и ключевых моментах истории становления церкви. Икона с изображением воскресения Христова, отражающая главное Божественное таинство, имеет особое значение в православии. Существует несколько иконописных вариантов, каждый из которых показывает людям могущество Сына Господа и суть подвига спасения человечества.
Описание и значение классического образа
На иконах Воскресения Христова изображено событие, к которому приурочен праздник святой Пасхи, когда распятый Спаситель восстал из мертвых на третий день после жестокой казни. В главный день для верующих, день торжества жизни вечной над мирским существованием, Бог Отец воскресил Бога Сына, сошедшего в преисподнюю для спасения страждущих душ.
Передать в живописном образе таинства деяний Христа, спустившегося в ад для благой миссии, и сам процесс воскрешения, было непростой задачей для иконописцев. В основу изображенного сюжета было положено Евангелие Никодима. Писание не вошло в Библию, но повествует о событиях, скрытых от человеческих глаз.
В уникальном повествовании Никодим рассказывает о том, что происходило после погребения истерзанного тела Христа. Дьявол торжествовал и праздновал убийство Иисуса возле голгофского креста до тех пор, пока не узнал о пришествии Спасителя. Тогда наместник ада приказал помощникам запереть врата в преисподнюю, дабы Христос не смог проникнуть в страшную обитель.
Ухищрения лукавого не остановили Господа. Спаситель разрушил стены и забрал ключи от врат, за которыми томились человеческие души.
Праведные души последовали за Христом, который вывел из ада и души заблудших. Господь милостив и справедлив. На праведников снизойдет благодать Божья, а грешникам воздастся по деяниям их. Воскресший Иисус дарует праведникам вечную жизнь. Как поднялись чистые души с Господом в пасхальный день, так и воскреснут благочестивые Божии последователи в будущих веках.
Живописные иконы, посвященные восстанию Спасителя из гроба, олицетворяют могущество Бога, отсутствие чего-либо, не подвластного Его воле. Изображения напоминают верующим о великой жертве Иисуса, принесенной во имя людей.
Миссия Спасителя, спустившегося к вратам ада для спасения страждущих праведников и грешников, отражена в классическом образе, который показывает воскресение Господне в момент, получивший название «Сошествие Христа во ад». Первые православные иконы принадлежат кисти Андрея Рублева и Дионисия.
На классических иконах воскресший Христос изображен в центре полотна в сияющем одеянии. Позади Спасителя – сине-голубая сфера, как символ Божией благодати. По обе стороны от фигуры Христа изображены ангелы (херувимы, серафимы), святые угодники и цари с золотыми нимбами.
Под ногами Сына Бога изображены обломки разрушенных стен преисподней, топор, гвозди, ключи, как символ того, что для всемогущего Господа не существует преград. Снизу, по сторонам от Христа изображены первые грешники, Адам и Ева, обращающие молящие взоры к Спасителю с безмолвной просьбой о прощении. Господь отпускает им грехи и берет покаявшихся за руки.
Икона воскресения Христова показывает людям, что путь к Богу и вечной жизни свободен, а куда пойти, должен решить сам человек.
Современные варианты иконы
Помимо классического изображения, иконописцы воплощали в работах иные сюжеты, символизирующие события пасхального дня.
Существуют следующие варианты икон, посвященных воскрешению Христа:
В современной иконописи таинство Воскресения изображено в виде восставшего Христа в момент выхода из пещеры, где Он был похоронен. Иисус, озаренный ярким светом, предстает перед стражниками, которые почтительно склоняют свои головы вниз. Часто на иконах изображают преклоняющихся перед Христом ангелов. Правой рукой Спаситель благословляет склонившихся, а в левой руке несет знамя, на котором изображен крест. Знамя символизирует победу вечной жизни над смертью.
На большинстве иконописных полотен живописный сюжет преподносят на золотистом фоне, свидетельствующем о торжестве Божественной силы над злом и тьмой, о несокрушимой мощи Всевышнего.
О чем просят перед иконой
Перед иконой Воскресения Христова верующие молятся о помощи в сложных житейских ситуациях, о разрешении физических и духовных страданий. Часто к образу обращаются те, кто чувствуют истощение физической силы и душевное опустошение.
Чтение молитвы перед святыней помогает молящимся:
Перед святыней молятся родители с просьбами о том, чтобы Господь помог образумить их чад, вступивших на греховный путь, и спасти неокрепшие души.
Молиться у иконы Воскресения Господня также принято в светлый праздник святой Пасхи, вспоминая о муках, жертве Иисуса и воспевая Его за спасение и благодать.
Текст молитвы перед образом
Чтение молитвы перед святыней обладает особенной силой. Главные условия – истинная вера в Бога, чистота помыслов, благие намерения совершаемых деяний и соблюдение православных устоев. Искреннее обращение верующего человека, всецело уповающего на Господа, будет услышано на Небесах.
Верующие обращаются за небесной помощью и благодатью перед изображением таинства Воскресения Спасителя со следующими словами:
«Да воскреснет Господь, и все его враги рассеются, убегут все ненавидящие Его. Все Бесы исчезнут подобно дыму, подобно тому, как плавится воск от огня. Перед любящими Бога и экзаменующимися крестным знамением погибнут все дьявольские силы.
В радости и надежде все верующие восклицают: Радуйся, Чтимый и Животворящий Крест Господний, ты силою на тебе распятого Господа нашего любимого Иисуса Христа прогоняешь нечисть всякую. Сам Великий Господь наш Иисус Христос сошел в ад и изничтожил дьявольскую силу и даровал нам Тебя, Честный Крест, который поможет отогнать от нас всякого врага.
О, Чтимый и Животворящий Крест Господний, помоги мне верующему и молящемуся, помоги мне со Святою Богородицею и со всеми небесными святыми. Аминь».
Икона Воскресение Христово: описание, фото, как молиться
Христос совершил великую жертву, взяв на себя грехи рода людского. За это он заплатил собственной кровью. Икона «Воскресение Господне» служит напоминанием не только верующим, но и всем людям в мире, как напоминание причины нашего спасения.
Рождение Бога-Сына преобразовало реальность, изменило течение времени и событий. Однако без Воскресения Христа в этом было бы мало смысла. Пасха – великий праздник. Именно в этот день Сын Божий отправился в Ад, где забрал у Сатаны ключи от Рая. Теперь в Рай мог попасть каждый, кто своей верой и терпением прокладывал путь к Нему.
Описание святого образа
Событие считается одним из величайших в христианской истории. Каждый иконописец изображает его по-разному.
Обратимся к изображению «Воскресения Господня», хранящемуся в стенах Афонского монастыря Ставроникита. Считается, что за его авторством стоит Феофан Критский. Исполнение иконы фресочное ( XVI век).
Сюжет понятен без слов. На камне сидит архангел Гавриил, по правую сторону от него стоят женщины. Архангел показывает на гроб, который пуст. Самое примечательное, что на ней отсутствует главное лицо сюжета Иисус Христос. В православной традиции эта фреска редко копируется, в основном ей вдохновляются представители католицизма.
В мире существует небольшое количество икон, описывающих воскресение Бога-Сына. У всех есть общие черты, которые можно назвать каноничными:
В образном изображении событий кроется сообщение, где главная мысль – поверить в Спасителя и оставить земной грех ради небесной жизни.
В XVI веке изображение было дополнено новыми деталями, а в некоторых случаях и сюжетом. Например, появляются иконы, где стоит Иисус, его руки, держат Адам и Ева, а сзади стоят пророки Ветхого Завета. Этот сюжет сообщает нам о том, что праведники не могли войти в Царство Небесное до тех пор, пока Христос не спустился в Ад и не вывел их.
Иконография Пасхи
Варианты иконографии
1. Вариант 1‑й. Воскресение как выведение Адама и Евы из ада (Христос стремительно движется снизу вверх, держа их за руки). Икона XV в. из Пскова. Находится в Гос. Русском музее, С.-Петербург.
2. Вариант 2‑й. Воскресение как сошествие за людьми (Христос склоняется к Адаму и Еве, двигаясь сверху вниз). Даниил Черный и Андрей Рублев. Икона 1425–27 гг. из иконостаса Троице-Сергиевой лавры.
3. Вариант 3‑й. Воскресение как явление «сущим во аде» Христа во славе (Христос в центре, изображен фронтально между Адамом и Евой, которых Он держит за руки). Дионисий. Икона 1502 г. из иконостаса Ферапонтова монастыря. Находится в Гос. Русском музее, С.-Петербург.
Есть еще много вариантов сочетания 1, 2 и 3, но это – основные, наиболее типичные.
4. Вариант 4‑й, соединяющий варианты 2 и 3‑й (Христос в центре, между Адамом и Евой, но склоняется к Адаму). Икона 1540‑х гг. из Карельского Сельца, Новгород. Находится в Центральном музее им. Андрея Рублева, Москва.
«Сошествие Христа во ад»
Попробуем провести виртуальную экскурсию по этой замечательной иконе из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, 1540‑е гг., Карельское Сельцо, Новгород.
«Сошествием во ад» обычно называют иконы такой иконографии, потому что именно изображение сходящего во ад Христа мы на них и видим. Но ее название, написанное красной краской в верхней ее части — другое: «Воскресение Христово». Почему?
Существует широко известная западная иконография, где Христос изображается встающим из гроба. Он держит в руке светлое знамя с изображением креста — знак Его победы над смертью, а рядом с Ним в ужасе падают на землю стражники. Такое изображение кажется более понятным, более доступным для восприятия — но это иллюзия. Ведь Воскресение происходит в тайне, это отнюдь не эффектное, почти театральное событие. Икона Воскресения, как и любая другая, показывает не внешнюю сторону события, а его смысл, содержание: тайное как явное, невидимое как видимое. Поэтому на иконе Христос не встает из гроба. Он, наоборот, движется вниз, в адскую бездну (это видно по Его позе и развевающемуся плащу). Ад здесь — не сковородки, не пламя и не лед, как в «Божественной комедии» Данте, но абсолютная тьма. Само это слово (от греч. Ἅδης) буквально означает «невидимое место», или «место, где ничего не видно».
Но, тем не менее, мы видим в нижней части иконы, под ногами Христа, какие-то крестообразно наложенные друг на друга доски, гвозди, клещи, молотки, замки. Что это такое?
Это адские двери, сорванные с петель, и то, чем они были замкнуты и заколочены. Теперь все запоры сломаны входящим в ад Христом. (Отметьте для себя: письменный источник изображения — не Евангелие, где (иллюстрация) такого сюжета нет, а почитаемый в церкви более поздний текст — «Евангелие Никодима»).
Христос изображен в сиянии небесной славы. Оно столь велико, что от адской тьмы ничего не остается. Вокруг головы Христа — сияющий золотой нимб, символ святости, полноты небесного света. Золото наложено здесь на икону в виде очень тонких листочков (оно называется «сусальным»). Одежда Христа покрыта блестящими полосками — это тоже золото (только «твореное», т. е. растворенное в связующем веществе, жидкое как обычная краска).
Адская тьма побеждена этим светом. Люди, находившиеся в ней после смерти, видят Христа и устремляются к Нему. Значит, содержание образа Воскресения раскрыто не столько через описание того, как оно происходило, но больше через явление его смысла – победы Воскресшего Спасителя над смертью.
Однако здесь можно увидеть и удивительные по конкретности детали. Например, Христос берет за руку человека, стоящего справа, чтобы вывести его из ада. Этот человек — первый из сотворенных Богом людей, Адам. Взгляните: вроде бы несущественно, как именно соединяются их руки. Но это не так. Христос на иконе берет Адама не за пальцы, а за запястье — очень крепко, со властью. При этом сам Адам протягивает свою руку Христу как-то неуверенно, словно он внутренне трепещет (состояние «страха Божия»). Это не случайно: ведь именно его грехопадение привело к тому, что все люди («дети Адама и Евы») умирают и оказываются во тьме…
Здесь мы сталкиваемся с необходимостью дополнить общее представление об иконе. Известно, что икона, в отличие от картины, условна, символична, таинственна. И когда раньше исследователи находили в ней какие-то живые детали, их было принято относить к элементам реализма, которые, как думали, противостоят условности иконы, разрушают ее образный строй. Но особенность иконописи в том, что в ней условное и конкретное в нормальном случае не конфликтуют, а лишь усиливают впечатление необычности образа.
Посмотрим, как это происходит. Расположение фигур на переднем плане идеально уравновешенное, симметричное: в центре Христос, слева от Него Адам, справа — Ева. Она тоже протягивает к Христу руки в жесте смиренной просьбы, закрывая их краем своей одежды (такой прием в иконописи называется «покровенные руки», это знак благоговения). Она чем-то похожа на Богородицу, правда? Сходство не случайно. Богородица часто называется в богослужебных текстах «новой Евой».
Адам в темно-зеленой одежде, Ева — в ярко-красной. А справа от них — человек, в одежде которого сочетаются оба эти цвета: на голове у него красная шапка с зеленой оторочкой, на плечах зеленое одеяние, похожее на звериную шкуру. Кто это?
Конечно. Каменная скрижаль, т. е. плита с написанными на ней Десятью заповедями Закона. Значит, это пророк Моисей.
А старец в короне и стоящий рядом с ним юноша, тоже в короне?
— Давид и его сын Соломон.
Верно! Здесь много знаменитых святых Ветхого Завета. Но обратите внимание — все они с нимбами, хотя и находятся еще в аду, во тьме. Значит, пришествие Христа не просто возвращает их к жизни, но более того: приобщает их к божественному свету. Нимбы есть даже у Адама и Евы! Иконописец этим приемом показывает, что они, первые грешники, не просто прощены, но возведены Христом выше, чем были в райском состоянии, до грехопадения.
И поэтому вся икона написана в чрезвычайно ярких, праздничных тонах, насыщена светом.
Однако лик Христа наделяется не столько триумфальными, сколько трагическими чертами. Его взгляд полон внимания и сострадания к Адаму, за которым Он и сошел во ад. В других иконах сходной иконографии, даже с таким же расположением фигур, поза Христа может быть вертикальной, более торжественной. Или значительно более динамичной: Он стремительно спускается в ад или, наоборот, так же стремительно выводит из ада вверх находящихся в нем людей.
Слева, за фигурой Адама — человек с аскетическим строгим ликом, запавшими щеками и всклокоченными волосами. Он поднимает руку, невероятно тонкую (тоже знак аскезы, «утончения плоти»), и обращает ее к Христу. Но пальцы руки обращены на него самого: значит, он принимает от Христа благодать. Это Иоанн Креститель (по-славянски — «Предтеча», т. е. предшественник). Вы вспомнили, конечно, картину Александра Иванова «Явление Христа народу». Расположение фигур Иоанна и Христа на нашей иконе и на этой картине совпадает. Но в иконе Христос на переднем плане, Иоанн Креститель — сбоку, даже сзади. А в картине Иванова — наоборот. Причина в том, что на картине «явление» Христа только ожидается, а в иконе оно уже произошло…
Икона «Воскресение — Сошествие во ад», на которую мы смотрели все это время, дает ощущение радости, света, духовного торжества. Но нельзя не отметить, что изображенная на ней победа Христа над смертью и адом, вместе с тем, исполнена гармонии и внутренней тишины. Нельзя не обратить внимания и на удивительно кроткие, глубокие, внутренне углубленные лики святых.
Все изображенные на иконе люди — не статисты, реагирующие на явление божественного света лишь внешне. Наоборот, они погружены в него всем существом, постигают его как откровение, сами становятся его носителями и поэтому преображаются.
Икона написана в 1540‑е годы в новгородских землях. Новгород более чем за полвека до этого утратил былую силу и славу, будучи насильственно присоединен к Москве Иваном III. Однако, судя по цельности и глубине образного строя иконы, иконописные традиции обоих городов в ней органично соединились. Новгородские мастера следовали здесь московским, но не современным им, а более ранним: Андрею Рублеву и Дионисию. «Иконников», которых можно было бы сравнить с этими великими художниками, на Руси тогда уже не было. Но духовный идеал времени Рублева и Дионисия – «золотого века русской иконы», – как видим, распространился далеко за московские пределы и остался актуальным даже через много лет после их кончины.
Рекомендуемая литература:
1. Статья Н.В. Квливидзе в «Православной энциклопедии. Она о Воскресении Христовом в целом, с ней нужно познакомиться, чтобы ориентироваться в богословском понимании Воскресения. См. в ней особенно раздел «Иконография».
2. Н.В. Покровский. «Евангелие в памятниках иконографии». М., Прогресс-Традиция, 2001. Об иконографии «Сошествия во ад»: с. 482–519.
3. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб, АКСИОМА, 1995. О Воскресении – Сошествии во ад: с. 158–167.
4. Припачкин И.А. О Воскресении Христовом в православной иконографии. М., 2008. (брошюра). Концепция в ней малоинтересна: автор пытается доказать, что называть иконографию «Сошествием во ад» неправильно, нужно только «Воскресением», но это умствование на пустом месте. Зато у него много ссылок на отцов и др. литературу.
5. Каталоги (в них смотреть справки об иконографии «Воскресения – Сошествия во ад»):
1) Иконы Твери, Новгорода, Пскова: XV–XVI вв. Каталог собрания Центр. музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Выпуск I / Ред.-сост. Л.М. Евсеева, В.М. Сорокатый. М., 2000.
2) Иконы Москвы XIV–XVI вв. Каталог собрания Центр. музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Выпуск II / Ред.-сост. Л.М. Евсеева, В.М. Сорокатый. М., 2007.
3) Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV–XVI века. М., 1979 (иконопись: с. 7 – 476)
4) Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода: Середина XIII – начало XV века. М., 1976.
5) Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Вел. Новгорода: XV век. М., 1982.
Александр Копировский. Введение во храм. Очерки по церковному искусству. – М.: Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2015. С. 193–198.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Икона Воскресение Христово, значение и в чем помогает
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Икона «Воскресение Христово» — святой образ, созданный для постоянного напоминания верующим христианам о великой жертве Христа, цене пролитой Им крови и великой благодати, дарованной при этом.
Рождение сына Божого, Иисуса Христа, изменило течение жизни человечества, и открыло новый век, но, без Воскресения Спасителя это событие не имело бы такого значения. В светлый праздник Пасхи великий Господь, Бог Сын сошел в ад, забрал у сатаны ключи от рая, чтобы каждый, верующий в Спасителя, имел жизнь вечную.
Значение иконы Воскресение Христово
Для того, чтобы понять значение иконы, в которой можно увидеть великие и трудно постижимые умом события, следует обратиться к Евангелию от Никодима.
Благая весть от Никодима не вошла в каноническую Библию, но при этом она является уникальным, единственным в своем роде повествованием, рассказывающем о событиях, произошедших во время пребывания Иисуса в преисподней. Данное событие произошло в тот момент, когда Иисус Христос был погребен и воскрес.
После смерти сына Божого дьявол праздновал победу у Голгофского Креста, но, дальнейшие события заставили его забить тревогу и приказать свои помощникам запереть ворота ада, чтобы не пустить туда Спасителя.
Великий Бог Сын разрушил стены преисподней, передав в его власть связанного сатану, и забирал ключи.
После этого все праведники вышли из своих гробов и последовали за Сыном Божим, вышли все желающие, благодаря этому в нашем мире сейчас такая же возможность дана современным людям, то есть, каждый делает самостоятельно выбор как ему жить.
Пройдет некоторое время и Христос вернется за своими святыми праведниками, грешникам же будет вынесен окончательный приговор.
Смысл древних и современных икон заключается в том, чтобы отобразить и показать людям суть Воскресения Христово, интересен тот факт, что Вы нигде не найдете описание самого Воскресения, наверное, есть у Бога Таинства, к которым людям не нужно прикасаться.
Основной смысл иконы «Воскресение Христово» показать людям истину, что мертвый Иисус воскрес, и что с Ним воскресли все праведники в прошлом, и воскреснут в будущем.
Описание святого образа
Икона «Воскресение Христово», значение которой трудно переоценить, представлена несколькими различными изображениями, она находится в
Афонском монастыре Ставроникита. Написан образ Феофаном Критским в XVI столетии в виде фрески.
На святом фреске изображен архангел Гавриил, которой сидит на отваленном камне и показывает женщинам, что гроб пуст. Православные иконописцы редко пишут копии с данного произведения, а вот в католицизме данный образ обрел особое значение.
Интересная деталь этой фрески — отсутствие главного персонажа этого события — Иисуса Христа. Существуют несколько икон «Воскресенье Христово», все они написаны в византийском стиле, также их объединяет одинаковый принцип написания.
«…Фоном для центральной фигуры Иисуса служит окружность, из которой в виде лучей распространяется Божий свет — Небесная слава Христа. Сошедший в ад Спаситель и там оставался Богом Сыном.
Руки Христа поднимают Крест — орудие Его казни и символ победы христианства.
Воздушные одежды, похожие на крылья ангела, развиваются от потоков света при поднятии Спасителя из ада.
Ноги Иисуса попирают черную бездну, на некоторых изображениях едва заметно виден образ сатаны…».
На многих иконах Иисус стоит на скрещенных воротах, под его ногами лежат части цепей, петель, засовов, всего того, что удерживало и не выпускало праведников из ада.
Все иконы «Воскресение Христово» объединяет один элемент — золотистый фон — знак царского достоинства Бога Сына, именно в нем заключена вечная слава Спасителя и благодать.
На всех иконах, которые символизируют победу Бога над адом, Христос выводит из преисподней Адама и Еву, они изображены в приподнятом с колен состоянии. Их грех был прощен Богом, но без него их освобождение было бы невозможно.
Святой образ как бы сообщает грешникам, чтобы они вложили свои руки в руку Господа, оставили грех и обрели освобождение от страстей для познания красоты небесной жизни.
В XVI веке появилось новое изображение, на нем Христос в золотистых одеждах стоит на поверженных вратах, которые закрывали вход в ад.
Он окружен миндалевидным нимбом, руки его держат Адама и Еву, восставших из гроба. На заднем фоне изображены ветхозаветные праведные пророки.
На этой иконе запечатлен церковный догмат, согласно которому праведники не могли попасть в рай, пока Христос не умер на Кресте и не воскрес.
Ворота в ад сложены крестообразно, их погибелью стал Голгофский Крест, под ногами Иисуса разбросаны гвозди, которыми он был прибит к кресту.
На старинных иконах «Воскресение Христово» нет единого направления в изображении библейского события. На одних иконах можно увидеть только Христа и двух ангелов, на других Спаситель с праотцами и святыми, на третьих представлена картина ада.
На всех иконах «Воскресения Христа» прослеживается три линии:
В католиков эти линии представлены скорее как живописные картины, чем святые образа.
Написаны также варианты образов, на которых изображение воскресшего Иисуса окружено картинами двенадцати православных праздников — это своего рода Евангелие, представленное в картинках, ведь каждый праздник является одного из главных событий в жизни Христа. Изображения вокруг основного персонажа называются клеймами.
В чем и кому помогает икона Воскресение Христово
Чаще всего за помощью к святому образу обращаются те люди, которые упали духовно или физически. Помните, что Господь всегда приходит на помощь тем, кто об этом просит, ведь нет такого греха, который не простил бы Творец, если человек искренне покается и призовет имя Иисуса, то спасется.
Также у иконы часто просят помощи матери о своих непутевых чадах, молясь, они имеют великую надежду, что придет момент, и Господь выведет чадо из плена греха.
Молитвенные обращения у светлого лика помогают укрепить веру.