икона возвращение блудного сына
Возвращение блудного сына: картины и иконы
Перед Великим постом в Церкви вспоминают притчу Христа о блудном сыне.
У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: «Отец! дай мне следуемую мне часть имения». Отец исполнил его просьбу. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество.
Нажмите на изображение для просмотра галереи
Геррит ван Хонтхорст. Блудный сын. 1622
Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться.
Изгнание блудного сына. Бартоломео Мурильо. 1660
И он пошел, и пристал (т. е. присоединился) к одному из жителей той страны; а тот послал его на поля свои пасти свиней.
Блудный сын кормит свиней. Бартоломео Мурильо. 1660
С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.
Пьер Пюви де Шаванн. Блудный сын. 1872
Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: «Сколько наемников (работников) у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: «Отец! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».
Блудный сын. Сальватор Роза
Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его. Сын же начал говорить: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим»…
Возвращение блудного сына. Пальма Джоване. 1595
Возвращение блудного сына. Франческо Гверчино. 1619
Возвращение блудного сына. Рембрандт. 1642
Возвращение блудного сына. Бартоломео Мурильо 1667-1670
Возвращение блудного сына. Помпео Батони. 1773
Современный блудный сын. Возвращение. Джеймс Тиссо. 1882
Возвращение блудного сына. Ян Стен
Блудный сын. Джеймс Тиссо
Возвращение блудного сына. Габриэль Метсю
Возвращение блудного сына. Лиз Свиндл 2005
Возвращение блудного сына. Макс Слефогт
Блудный сын. Харольд Копинг.
Возвращение блудного сына. Коптская икона
Возвращение блудного сына. Японское искусство. Автор: Соичи Ватанаби
Возвращение блудного сына. Иисус Мафа
Возвращение блудного сына. Автор: He Qi
А отец сказал слугам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его; дайте ему перстень на руку и обувь на ноги; и заколите откормленного теленка; станем есть и веселиться! Потому что этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся». И начали веселиться.
Старший же сын возвращался в это время с поля. Услышав в доме пение и ликование, он призвал одного из слуг и спросил: «Что это такое?» Слуга сказал ему: «Брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что увидел его здоровым». Старший сын рассердился и не хотел войти в дом. Отец же вышел к нему и звал его.
ИКОНЫ
Возвращение блудного сына
Возвращение блудного сына
Возвращение блудного сына
Но он отвечал отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал (не нарушал) приказания твоего; но ты никогда не дал мне козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда пришел этот сын твой, беспутно расточивший имение свое, ты заколол для него откормленного теленка».
Отец же сказал ему: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое — твое. А о том надобно было и тебе радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил; пропадал и нашелся».
В притче этой под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном — кающийся грешник. На блудного сына похож всякий человек, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; своими грехами он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, силу, способности), какие получил от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары.
Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.
Текст: Протоиерей Серафим Слободской
Изображения: Открытые источники
Возвращение блудного сына: картины и иконы
Перед Великим постом в Церкви вспоминают притчу Христа о блудном сыне.
У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: “Отец! дай мне следуемую мне часть имения”. Отец исполнил его просьбу. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество.
Нажмите на изображение для просмотра галереи
Геррит ван Хонтхорст. Блудный сын. 1622
Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться.
Изгнание блудного сына. Бартоломео Мурильо. 1660
И он пошел, и пристал (т. е. присоединился) к одному из жителей той страны; а тот послал его на поля свои пасти свиней.
Блудный сын кормит свиней. Бартоломео Мурильо. 1660
С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.
Пьер Пюви де Шаванн. Блудный сын. 1872
Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: “Сколько наемников (работников) у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: “Отец! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих”.
Блудный сын. Сальватор Роза
Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его. Сын же начал говорить: “Отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим”…
Возвращение блудного сына. Пальма Джоване. 1595
Возвращение блудного сына. Франческо Гверчино. 1619
Возвращение блудного сына. Рембрандт. 1642
Возвращение блудного сына. Помпео Батони. 1773
Современный блудный сын. Возвращение. Джеймс Тиссо. 1882
Возвращение блудного сына. Ян Стен
Блудный сын. Джеймс Тиссо
Возвращение блудного сына. Габриэль Метсю
Возвращение блудного сына. Лиз Свиндл 2005
Возвращение блудного сына. Макс Слефогт
Блудный сын. Харольд Копинг.
Возвращение блудного сына. Коптская икона
Возвращение блудного сына. Японское искусство. Автор: Соичи Ватанаби
Возвращение блудного сына. Иисус Мафа
Возвращение блудного сына. Автор: He Qi
А отец сказал слугам своим: “Принесите лучшую одежду и оденьте его; дайте ему перстень на руку и обувь на ноги; и заколите откормленного теленка; станем есть и веселиться! Потому что этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся”. И начали веселиться.
Старший же сын возвращался в это время с поля. Услышав в доме пение и ликование, он призвал одного из слуг и спросил: “Что это такое?” Слуга сказал ему: “Брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что увидел его здоровым”. Старший сын рассердился и не хотел войти в дом. Отец же вышел к нему и звал его.
ИКОНЫ
Возвращение блудного сына
Возвращение блудного сына
Возвращение блудного сына
Но он отвечал отцу: “Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал (не нарушал) приказания твоего; но ты никогда не дал мне козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда пришел этот сын твой, беспутно расточивший имение свое, ты заколол для него откормленного теленка”.
Отец же сказал ему: “Сын мой! ты всегда со мною, и все мое – твое. А о том надобно было и тебе радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил; пропадал и нашелся”.
В притче этой под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном – кающийся грешник. На блудного сына похож всякий человек, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; своими грехами он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, силу, способности), какие получил от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары.
Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.
Текст: Протоиерей Серафим Слободской
Изображения: Открытые источники
Икона возвращение блудного сына
Греческая икона «Возвращение блудного сына»
Притча рассказывает о том, как жили в одной далекой стране два брата. Однажды младший брат, возжелавший свободы и самостоятельности, попросил у Отца свою часть имущества, которая ему была положена после смерти Родителя.
Отец мог ему ничего не давать, потому что еще был жив, а делить имущество еще при своей жизни означало согласиться, что Он уже мертв. Но Отец не удерживает сына, дает ему наследство и сын уходит из родительского дома.
Молодость, желание счастья, буйство крови быстро сделали свое дело – он промотал все свое наследство, оставшись в чужой стране один, без куска хлеба и крова над головой. К тому же в той далекой стороне начался голод. Чтобы как-то протянуть и не умереть с голоду, он устраивается свинопасом. Более позорного дела для иудея трудно придумать.
Наемного работника кормили плохо, и он стал от нужды питаться вместе со свиньями остававшимися после их трапезы рожками. Пожив так, натерпевшись от хозяина и жизни, он вспомнил свой дом, Отца, у которого даже наемники не жили так, как он сейчас. И решил возвратиться в свой дом.
И.Босх Внешние створки триптиха «Воз сена»
Решение о возвращении было мучительным, он ничего не хотел, только чтобы Отец помиловал, простил и принял его хотя бы в качестве простого работника. Грязного, оборванного, нищего и голодного его встречает на пороге родного дома Отец, радуясь возвращению своего блудного сына.
Отец не упрекает и даже слышать не хочет о том, чтобы сделать сына наемником. Он радуется, что после стольких лет сын, которого уже считал умершим, вернулся, оказался живым.
Лучшие одежды, лучшая обувь, лучшая трапеза из откормленного теленка и прощение! Музыка, радость, отцовская любовь, родные стены вновь окружают сына. Он прощен и принят Отцом в милости и любви.
Но все ли так обрадовались возвращению блудника? Старший сын и брат блудного сына, услышав новость о возвращении, в честь чего устроен такой пир и веселье, очень разгневался, разгневался до такой степени, что даже отказывался входить в дом.
На словах, зная «правильный» ответ в Евангелии, как в учебнике, каждый теоретически ответит, с кем он. Но вот случись на деле отнестись милостиво к грешнику и куда деваются благодушие и любовь.
Возвращение блудного сына. XIX век.
Впрочем, два года назад в церковной жизни случилось то, что разделило православных на ягнят и козлищ. Кто был на какой стороне, тот и сейчас на той же: кто с грешниками, а кто с праведниками. И та моя знакомая, воцерковленная и верная прихожанка, тоже была отнюдь не на стороне блудника.
В фарисейской логике грешник не может быть прощен, никогда в его голове не укладывается, что тот, кто все отцовское наследство, которого он не зарабатывал, а просто им воспользовался, оставил в пивных, проиграл в карты, пропил с сомнительными друзьями и прокутил с девицами легкого поведения, вдруг принимается Отцом так щедро, можно сказать по-царски.
Греческая икона «Возвращение блудного сына»
Обида, гордыня, злоба переполняют его: ведь для него Отец ни разу не устраивал пир, никогда не приглашал его друзей, никогда не заколол, не то что откормленного тельца, даже козленка! А здесь – на тебе! И пир, и лучшая одежда, и друзья, и пение, и музыка, и радость.
И в честь кого!? В честь того, кого он давно перестал считать своим братом, того, кто захотел жить своим умом, ушел из дома и все промотал?!
И чем дело кончилось? Его родная мать обратилась в суд, чтобы над Бодлером было установлено опекунство во избежание растраты наследства. Суд был на ее стороне. Бодлер всю жизнь потом нищенствовал, но мать так и не вернула ему право распоряжаться собственным наследством. Так на деле поступают «праведники» и защитники закона.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
About Тина Гай
Статьи на эту же тему
20 Responses to Возвращение. Размышления о блудном сыне и его брате
Какие у Вас интересные комментарии. Не хочется отделываться пустыми словами. Поэтому с ответами задержалась. На такие комментарии надо время и мысли собрать. Да, в храмах (и нас этому учат действительно так) постоянно об этом говорят. Но вот думаю: одно дело, когда начинаешь осуждать себя, потому что знаешь, что так тебя учили, как бы подстраиваешься под правильный ответ, но внутри все равно и злоба, и мстительность, и негатив остаются. Другое дело, когда ты понимаешь, что злоба отнимает у тебя силы, ненависть уводит в сторону, тщеславие и гордыня отвлекают от чего-то главного, забирая энергию и силы на суетное и незначимое — похвалиться перед людьми. Тогда их появление в душе начинаешь замечать и это означает, что ты делаешь шаг в правильном направлении. Уметь видеть их проявление и вовремя остановиться. Если этого нет, то получается просто подстраивание под других и это называется фарисейством. Я стала различать эти два состояния. А поскольку очень занята и времени действительно не хватает, а любой эмоциональный срыв меня надолго выводит из равновесия и я не могу потом собраться с мыслями, то тогда думаешь: «И что? Чего ты добилась? Тебе же хуже! Душу загадила, выплеснула эмоции и негатив. Легче стало?» В одном легче, в другом — хуже. Закон равновесия: в одном месте убывает, в другом прибывает. Равновесие стараюсь поддерживать работой. Она дает мне устойчивость, сокращает пространство негативных эмоций. Я против фарисейства. Это главное. Если злоба остается, а видимость — лицемерно-спокойная, то я против, лучше пусть живые эмоции, чем видимость. А если человек действительно старается сохранять душевный покой, который для него важнее мелочных выплесков негатива, отвлекающих от значимого, то это уже сознательная позиция, которую уважаю.
Я еще вот что думаю… как Вы правильно заметили, очень трудно не осуждать совсем, глядя на происходящие порой рядом события. Но сейчас пошла такая тенденция, всюду нам стараются внушить: «видишь плохое? В тебе что-то не так!», Испытываешь гнев? В тебе он сидит!» и т.д. Так недолго и комплексы серьезные в человеке развить. У нас же все так — из крайности, в крайность. Мне кажется нужно понимать различие, где есть агрессивная внутренняя злоба, мелочная мстительность или высокомерное осуждение, а где есть так называемое — праведное возмущение. Эта эмоция не несет в себе внутреннее жестокосердие, она лишь позволяет человеку защититься от зла и несправедливости. «Добро должно быть с кулаками» — это тоже имеет под собой глубокий смысл.
«Труженик» считает, что он спасется своими трудами, забывая, что спасаемся вовсе не ими, а Божьей благодатью. В католичестве и протестантизме есть целая теория предопределения, в соответствие с которой есть люди, которые от рождения предопределены к спасению и что богатство — признак этой предопределенности. «старший-труженик, проявил жестокосердие, гнев, обиду» и фактически показал, что есть его праведность. Раньше я была быстра на осуждения. Сейчас стала даже бояться осуждать и считаю, что это проявление своей «праведности». Хотя у меня есть свой взгляд на по поводу многих событий в стране, в мире и просто в среде моих знакомых. И когда начинает шевелиться червячок осуждения, я сразу понимаю, что со мной что-то не то. Но бывает, и довольно часто, что с правиться с этим не могу. Я с Вами совершенно солидарна: праведников нет, а кто себя таковым считает, путь читает эту притчу снова и снова.
Смысл притчи в том, что даже 1 раскаявшийся грешник, дороже для Бога, чем 10 праведников, например. Ведь если они просто выполняли свою работу, соблюдали заповеди, но при этом ничуть не продвинулись в своем самосовершенствовании (они же и так считали себя лучшими), то грешник осознав свои грехи и обратив лицо к Богу, пусть и на исходе своей жизни, будет радостно принят в Его объятия. Ведь согласно религии Бог любит всех без исключения, так как же не порадоваться о спасенной душе? А вот как раз, то, что старший-труженик, проявил жестокосердие, гнев, обиду — и есть как раз испытание его на истинную веру и любовь к отцу (Богу). Эти эмоции как раз вмиг могли отбросить назад все его, как оказалось, мнимые, лицемерные душевные «богатства». Не зря же сказано: Много будет позванных, но мало избранных». И время ту не при чем. Всегда ли «труженики» готовы делиться с ближними (пусть и заблудшими), если уж они считают себя верующими?
Теперь Сократ…, да он просто Христос номер — 1, за которым пришел
2-й Иисус … Конечно же он мог спастись, ему неоднократно предлагали… Это не входило в его планы…Это была одна из первых попыток ( предыдущие до нас письменно и в преданиях не дошли…) показать человечеству новые пути изменения сознания…
Мне это напоминает театр: Явление 1 — Сократ, Явление 2 — Иисус
И это только в европейской истории, сюда можно отнести и Пифагора…
(«Согласно Порфирию и сам Пифагор погиб в результате антипифагорейского мятежа в Метапонте, однако другие авторы не подтверждают этой версии, хотя охотно передают историю о том, будто бы удручённый философ уморил себя голодом в священном храме.»)
Что тут миф, а что реальность неясно…
Я не говорю уже о восточной традиции… Кабир к примеру…
Не обижайте Толстого, он был такой же бабник как и Пушкин…, и вообще мораль для меня не критерий…, нет единой морали — её выдумывают людишки, исключительно для себя…, и под себя!
Что касается меня…, на меня никто не нападает, пусть попробует только, могу при желании разделать под орех…
Теперь я — просто белый и пушистый, мягкий и очаровательный, если выбираю именно это…!
Маска. я — кот с усами…, если меня гладят — я мурлыкаю и только…, атавизм знаете ли…, из прошлой жизни…
От кого мне защищаться? Пациенты меня любят…, с друзьями весело…, сын — замечательный…, жена — понимает и великолепно готовит — умница, логические задачи — разгрызает словно орешки…
То, что я пишу…, поиск самого себя в окружающем мире, я никого не боюсь, нет надобности в театре абсурда и фальши…, конечно в процессе видоизменяюсь… живу и радуюсь, распространяя вокруг свое влияние…
Как вы думаете,Тина — не очень ли пафосно получилось.
Тина, чести и достоинства вне жизни не существует! Все прекрасные слова и поступки возможны лишь при наличии последней…
И для человека и для бога необходимо пространство и энергия, соединенная с информацией, только они позволят всему остальному существовать…
Если ваш бог — и есть это пространство и энергия, с заключенной в ней информацией, образующей разумное основание существования, тогда я с ним разумеется соглашусь…
А честь и достоинство — лишь мораль…, сегодня одна — завтра другая, загляните в книги по курторологии человечества…
Со времен Пушкина она сильно изменилась!
Я не могу судить поведение Пушкина, оно определялось моралью общества в котором он жил…
Ему бы чуть больше осознанности и…, он совершенно спокойно мог бы пренебречь…, всеми коллизиями…, вокруг него… Жена, пятеро детей…, какие — то ухаживания…, еще неизвестно доподлинно, было ли там что — то…, а сам он преспокойно мог не только флиртовать, но и просто изменял с другими…, почему — то ревнуя при этом жену?!
Конечно, все это составляло его неповторимую харизму, гениальность чувствования и возможно именно это и родило то, что и составляет теперь гордость русской поэзии!
«Тайна сия велика есть…»
p.s. возвращаясь к богу…, можно достойно жить даже не зная о его существовании. но поступая согласно закона вашего внутреннего существования ( исповедуя лишь одну человеческую заповедь, скорее всего — она также и божественная!) — «люби ближнего как самого себя…»
А болтологии о жизни в боге и с богом…, так много, и так все голословно, как будто бы этой декларации совершенно достаточно, чтобы чувствовать свою сопричастность с тайной Бытия…
По этой причине я и заменяю бога — на божественность и это не фигура речи, как выражаются
» умные » люди…
Надеюсь на терпимость и понимание…
Да, можно и вообще без Бога жить, как многие и делают, исходя из того, что «Жизнь — интереснее бога…, она шире и полнее…». Я так не считаю и в этом наша разница. Для Вас жизнь ценнее Божественного начала, для меня — наоборот. Есть вещи, которые всегда будут выше жизни, например, честь и достоинство. Что доказал тот же Пушкин.