икона второе пришествие иисуса христа
Второе Пришествие: когда случится
Что такое Второе Пришествие?
Второе Пришествие Иисуса Христа — ожидаемое Церковью событие. Возвращение Спасителя с Небес на землю в Божественной славе и силе. Именно со Второго Пришествия начнется конец времен или, как принято говорить, конец света.
Несмотря на то, что звучит это угрожающе, само Пришествие не станет чем-то ужасным для праведников. Наступит конец этого света и начало нового.
Впервые Сын Божий пришел на землю, родившись в образе обычного человека от земной женщины, избранной Господом за свои благочестие и праведность. Мать Иисуса — Дева Мария, Пресвятая Богородица. Рожденный от земной женщины, Спаситель при этом был и Сыном Божьим. Богочеловеческая природа Христа, Его первое Пришествие — пока уникальное событие в нашей истории.
Народ не признал в Иисусе Мессию, обещанного Спасителя. Лишь Его ученики признавали Христа Богом. Он был распят за наши грехи, пострадав за все человечество. Иисус вознесся на Небо, что сесть одесную Бога, Отца Небесного. Одесную — значит «по правую руку». При этом в Писании человечеству было обещано и Второе Пришествие Мессии, но уже затем, чтобы наступил конец известного нам мира. Ветхозаветная эсхатология изображает «конец света» через широко распространенное библейское выражение «день Яхве», что означает появление Бога в мире. Предполагается, что Господь обрушит Свой пламенный и праведный гнев на грех и бесчестие. Для праведных и богобоязненных людей, напротив, наступят лучшие времена.
Когда случится Второе Пришествие?
Перед Вторым Пришествием мир ждут разные катаклизмы:
Все это обозначено в Библии, но христиане не знают дня и часа, когда Господь придет снова, а попытки определить это силами человеческого разума обречены на неудачу. Церковь призывает жить праведной жизнью всегда. Так, словно Второе Пришествие может случиться в любую минуту. Важная часть спасение — это трезвение, духовное бодрствование. Позволить себе расслабиться, думая, что конец времен и Второе Пришествие наступят «не завтра» — это ошибка с точки зрения верующего.
Что ждет людей после Второго Пришествия?
Страшный Суд. Роспись придела ц. Богоматери Евергетиды мон-ря Студеница, Сербия. 1568 г.
Второе Пришествие положит начало Страшному Суду и концу времен. Для христиан, праведных людей это событие станет радостным (1Пет. 5:4; 2Тим. 4:7, 8), но Господь придет судить живых и мертвых, поэтому грешников ждет гнев Господа. Мы не знаем, как и в чем будет проявляться воля Небесного Отца, но из Писания известно, что после Страшного суда наступит вечность, — блаженная в общении со Христом для одних и мучительная, без Бога — для других. Возможно, сами грехи станут наказанием для тех, кто не смог их побороть. Карикатурные представления о Страшном Суде, как о костре для грешников или «горячих сковородках» не соответствуют христианскому мировоззрению. Выбор — быть с Богом или без Бога человек делает каждый день.
Библия о Втором Пришествии
Читайте также:
Когда на самом деле будет Второе Пришествие Христа?
Приблизительное время чтения: 9 мин.
История человечества знает немало предсказателей, которые утверждали, что Второе Пришествие Христа случится в ближайшее время, а некоторые даже называли точную дату. Но Второго Пришествия так пока и не произошло. Когда же его ждать на самом деле? Ответы на этот и другие частые вопросы о Втором Пришествии — в статье «Фомы».
Чем Второе Пришествие Иисуса Христа принципиально отличается от Первого?
Второй раз Христос придет на землю, чтобы покончить со всем злом, которое сохраняется в мире и нередко берет верх над добром. Он совершит суд над всеми людьми — и над каждым по отдельности, и над целыми народами. При этом все мироздание преобразится: мертвые воскреснут, а те, кто был верен Господу, войдут в жизнь вечную и блаженную.
Почему Господь не совершил всего этого сразу же, когда приходил на землю? Зачем потребовался перерыв?
Как говорит Писание, события последних времен откладываются до тех пор, пока в Церковь не войдет полное число язычников (Рим 11:25), то есть людей, воспитанных вне христианской веры. Что такое «полное число», знает только Бог, но это все люди, которые имеют хоть малейшую возможность узнать и полюбить Его. «Апостол хочет… сказать, что языческий мир в своем целом (причем на отдельных лиц он не обращает внимания) войдет в Церковь Христову», — так объяснял это место профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин (1852–1904).
Мир стоит, пока земля продолжает приносить Богу святых из всех народов.Но когда все народы услышат Евангелие и смогут определиться по отношению ко Христу — так или иначе, тогда мирпридет к своему завершению.
Как будет выглядеть Второе Пришествие?
Когда произойдет Второе Пришествие?
Здесь ответ такой же, как и на вопрос о дне нашей физической смерти. Мы знаем только одно: что день завершения этого мира (как и нашей жизни) однажды наступит. Но не знаем когда. У нас есть лишь некоторые косвенные признаки, указывающие на его приближение. В Церковь войдут последние народы, пожелавшие креститься; апостол Павел предполагал, что в их числе могут оказаться иудеи: ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется (Рим 11:25–26). Вслед за этим во всем мире начнется охлаждение веры: Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк 18:8); и в конце концов люди растеряют последние остатки любви друг ко другу: по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф 24:12). Сохранять такой мир и дальше, очевидно, уже не будет иметь никакого смысла.
Хотя первые христиане, жившие в I–II веках, ожидали возвращения Господа на землю очень скоро, еще при их жизни, многие Его притчи, метафорически изображающие наступление Царства Небесного (о закваске, о горчичном зерне, о медленно созревающем урожае) указывают на то, что между Первым и Вторым Пришествиями пройдет значительное время. В истории Церкви неоднократно возникали —чаще всего в результате тех или иных природных или социальных бедствий —ожидания немедленного конца света, но они не оправдывались.
Господь предупредил, что Его Второе Пришествие произойдет не на пике всеобщего напряженного ожидания, а, напротив, в обстановке некоторой сонливости и духовной расслабленности: И как жених замедлил, то задремали все и уснули (Мф 25:5).
Но ведь Сам Христос сказал: не прейдет род сей, как увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою! Как понимать эти слова?
Их можно понимать по-разному. Святые отцы, чьи толкования для христиан наиболее авторитетны, считают, как правило, что под «родом сим» Господь имеет в виду не поколение живших тогда людей, а просто Своих последователей, которые никогда не переведутся полностью. «Он говорит… о верных, — объяснял святитель Иоанн Златоуст. — Род обозначается не только по времени, но и образу религии и жизни, как, например, когда говорится: сей род ищущих Господа (Пс 23:6)».
А наш близкий современник, преподобный Иустин (Попович) обращал внимание, что эти слова Господь произнес, говоря одновременно о двух событиях — разрушении Иерусалима римлянами (которое произошло в 70 году, действительно еще при жизни многих апостолов) и конце человеческой истории. Он говорил об одном и другом сразу, имея в виду, что гибель Иерусалима станет во многих отношениях образом конца света. Поэтому и слово «род» здесь используется в двух смыслах, объяснял преподобный Иустин: в узком смысле — это современники Спасителя, а в широком — преемники апостолов, «которые через Церковь пребудут до конца мира, потому что они представляют собой бессмертный христианский род».
В чем главная ошибка предсказателей, которые уже не раз «назначали» Второе Пришествие Христа на самое ближайшее время?
Они забывают о ясных словах Христа: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф 24:36). И еще: Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян 1:7). Люди, которые претендуют на то, чтобы как-то высчитать точную дату конца света, явно противоречат словам Господа.
А все-таки может случиться так, что мы застанем Пришествие Христа еще при жизни?
Не исключено, что мы его застанем. Но мы станем свидетелями этого события в любом случае — будем ли мы в этот момент живы или уже будем находиться вне тела. В день Своего Второго Пришествия Господь обещал воскресить всех умерших: Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин 5: 28–29).
Христианам следует в любой момент быть готовыми к тому, чтобы встретить Господа и дать Ему отчет. Такова Его заповедь нам: Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф 25:13).
Сознание преходящести этого мира, его принципиальной временности, незначительности всех его соблазнов и испытаний на фоне грядущей вечной жизни с Богом — важная часть христианского взгляда на жизнь.
Как будет выглядеть мир после Второго Пришествия?
Нам трудно представить себя полноту радости и блаженства жизни будущего века. Но Писание все же кое-что нам открывает. В этом мире уже не будет зла и греха, боли и горя. Как говорит святой Иоанн Богослов, отрет Бог всякую слезу с очей их [христиан, терпевших мучения в земной жизни. — Прим. ред.], и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр 21:4).
Наступит всеобщий и вечный мир, о котором возвещал еще пророк Исаия, живший за 700 лет до Христа: Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена вéдением Господа, как воды наполняют море (Ис 11:6–9).
Все ли люди попадут в этот мир будущего века?
Ясно одно: Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2:4). Однако в Царстве Божием — Царстве любви — немыслимо принуждение, и никто не может быть введен в него помимо своей воли. Только от нас самих зависит, обратиться ли к Господу нашему Иисусу Христу с покаянием и верой, присоединиться ли к Его Церкви или нет. Дверь Царства открыта для всех, но, если мы откажемся войти в нее, мы останемся за дверью. Причем — важный нюанс! — во время Второго Пришествия такое решение принимать будет уже поздно. Каждый из нас будет застигнут на том выборе, который он совершил раньше.
А какими будут люди после Второго Пришествия? Как они будут выглядеть?
Наши тела будут подобны телу воскресшего Христа, Который мог беспрепятственно проходить через запертые двери, являться в разных местах и разным людям одновременно (не как дух, а в человеческом теле!), уже не нуждался в пище как в необходимом источнике энергии (но при этом мог трапезничать вместе с апостолами), мог принимать разный вид, так что Его не сразу узнавали. Самое главное — наши тела станут «нетленными», то есть неразрушимыми, не подверженными болезням, повреждениям, смерти, и невыразимо прекрасными.
Как говорит святой апостол Павел: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе (1 Кор 15:41–43).
Может, Христос уже вернулся, а мы не заметили?
Это совершенно исключено. Второе Пришествие будет событием космических масштабов, которое невозможно будет проигнорировать — даже если бы мы этого хотели. Вспомним еще раз, что говорит об этом Сам Господь: как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой (Лк 17:24).
Все люди, когда-либо выдававшие себя за Христа, несомненно, являются обманщиками, против которых прямо предостерегает Господь в Евангелии: Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных… Итак, если скажут вам: «вот, [Он] в пустыне», — не выходите; «вот, [Он] в потаенных комнатах», — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого(Мф 24:23–27).
Возвращение Господа в славе и образе Царя мира, общее воскресение мертвых, суд над народами — все это будет явным и несомненным для всех, верующих и неверующих. Именно поэтому становиться верующими в тот момент будет уже поздно: все станет очевидным. Господь ждет от нас подвига веры, но этот подвиг может совершиться только до Его Второго Пришествия.
«И тогда придет конец» (Мф. 24: 14)
О признаках наступления конца света
Тревожные события последних месяцев вызывают у некоторых людей апокалиптические настроения. Во избежание излишней паники представляется полезным вспомнить, чему учит нас Святая Церковь о признаках, предваряющих Второе пришествие Христа и окончание мировой истории.
Усиление гонений увеличивало это ожидание. К примеру, гонение начала III века, инициированное римским императором Септимием Севером,
Подобные настроения возникали в христианском обществе каждый раз, когда мирная жизнь нарушалась политическими и религиозными волнениями, смутами и войнами.
Апокалиптические настроения возникали каждый раз, когда мирная привычная жизнь нарушалась
Апокалиптические ожидания были распространены на Руси в конце XV века. Некоторые русские люди были настолько уверены, что конец света наступит в 1492 году (7000 лет от сотворения мира), что в этот год не засеивали землю зерном.
С середины XVII века ожидание антихриста становится непрестанным фоном чаяний раскольников-старообрядцев. Особенные «надежды» возлагались ими на 1666 год от Рождества Христова. Связанный на 1000 лет по Рождестве Христовом сатана освободился и овладел Римом. Прибавленное к этой тысяче число зверя дает 1666. Царь объявляется антихристом, патриарх – ложным пророком. Впрочем, время вынуждает переносить сроки:
1666 год еще долго воспринимается в старообрядческих кругах как некий апокалиптический рубеж. В 1844 году святитель Филарет (Дроздов) в одной из раскольнических книг нашел учение о том,
Во время холеры 1830–1831 годов вокруг Москвы были расставлены карантинные посты, через которые пропуск осуществлялся по специальным справкам. Раскольники стали распространять слухи о том, что
В холеру 1830–1831 годов раскольники распространяли слухи, что «карантийные билеты – знамение антихристово»
XIX век характеризуется распространением апокалиптических настроений по всему миру. Под влиянием ожидания конца света и в результате попыток его вычисления сформировались такие известные в наше время секты, как «Адвентисты седьмого дня» и «Свидетели Иеговы». Назначенный конец света постоянно по необходимости передвигается, но, как ни странно, эти ошибки не мешают названным и подобным им сектам со временем увеличиваться.
В XX веке, особенно во второй его половине, появление апокалиптических сект превращается в массовое явление. Возникает множество тоталитарных сект, таких как «Народный храм», «Храм солнца», «Небесные врата», «Аум Синрикё» и другие, в основе верований которых лежит учение о скором конце света. Несбывшиеся ожидания во многих случаях приводят к массовым самоубийствам и убийствам. К сожалению, это нетерпеливое ожидание скорого конца света увлекает порой и православных христиан. Многие помнят, как группа из более чем 30 человек (в том числе детей) в Пензенской области «назначила» конец света на май 2008 года. Эти люди в ожидании Армагеддона прожили под землей с осени 2007 года по май 2008-го. Причем до выхода на свет Божий дожили не все.
Из предложенного выше краткого и неполного обзора можно сделать вывод, что ожидание окончания этого мира не всегда является полезным для христианина, но может быть опасным, вредным и даже губительным. Конечно, православные христиане верят, что этот мир конечен, что конец мира наступит с пришествием Господа нашего Иисуса Христа во славе. Но все же православное отношение к этой теме смягчено осознанием того, что для каждого человека достаточно заботы о подготовке к своей собственной смерти, которая может наступить в любой момент. Святитель Иоанн Златоуст так писал об этом:
Тем не менее Господь оставил нам через Евангелие признаки, предваряющие наступление конца света. Об этих признаках, чтобы избежать излишнего беспокойства, полезно знать каждому христианину. Каково же учение Церкви о Втором пришествии Христовом?
Прежде всего следует указать на неизвестность времени Второго пришествия.
Отсюда можно сделать вывод, что все попытки определить дату Второго пришествия Христова обречены на неудачу. Догадки такого рода исходят всегда из среды сектантской или увлеченной сектантским духом и являются свидетельством неверия словам Евангелия, то есть – словам Самого Христа.
Догадки о времени конца света исходят всегда из среды сектантской или увлеченной сектантским духом
Мало того, на подобного рода вычисления мы имеем прямое запрещение Господа, которое Он оставил в лице апостолов всем Христианам:
«Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1: 7).
Попытки дерзновенно приоткрыть тайну Божиего Промысла не могут принести нам пользы и не останутся безнаказанными.
Среди признаков приближающейся кончины мира есть те, которые можно найти практически в любую эпоху истории человечества. Это падение нравственности, стихийные и общественные бедствия, войны, появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений. Такого рода явления существовали всегда, и последние времена будут отличаться лишь крайней степенью их развития. Но поскольку любое понижение общественной морали и любое ухудшение природных условий существования воспринимаются старшим поколением как крайние, небывалые доселе, то признак этот носит по большей части субъективный характер и не может служить твердым ориентиром в рассматриваемом вопросе.
Из более объективных признаков, предваряющих Второе пришествие Христово, прежде других следует назвать проповедь Евангелия всему миру:
«Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24: 14).
Нужно заметить, что, согласно святоотеческим толкованиям, здесь говорится о проповеди не еретиками и раскольниками, но именно – православными. Стоит ли говорить, насколько мы далеки от этого? До сих пор еще на земле ученые-путешественники время от времени заявляют об открытии новых диких племен. Некоторые из этих племен обитают в столь густых джунглях, что никогда не видят солнца. Тем более они не могли ничего слышать о Солнце правды – Христе. Что же касается православной проповеди, то на земле существует еще множество уголков, куда не ступала нога православного миссионера.
Прежде наступления конца света, согласно апостолу Павлу и святоотеческим толкованиям, совершится также массовое обращение ко Христу израильского народа (См.: Рим. 11: 25–26).
Кроме того, Второе Христово пришествие будет предваряться всемирной проповедью двух пророков (см.: Откр. 11: 3), один из которых – пророк Илия. Об этом еще во времена Ветхого Завета говорил пророк Малахия:
«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4: 5).
Об этом предупреждал и Сам Господь:
«…правда, Илия должен придти прежде и устроить все» (Мф. 17: 11).
Под вторым пророком обычно понимают праотца Еноха или (реже) – пророка Моисея.
Ну и конечно, наиболее известным признаком, предваряющим конец мира, является пришествие антихриста. Он будет конкретной личностью: «человеком греха, сыном погибели» (2 Феc. 2: 3). Согласно книге Откровения святого апостола Иоанна Богослова, антихрист придет как мировой правитель:
«…и дана ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем» (Откр. 13: 7).
Отсюда можно сделать вывод, что прежде конца света все земные государства соединятся в одно, чего пока еще в реальности не существует.
Кроме того, этот мировой правитель будет яростным богоборцем и противником Христа:
«И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно» (Откр. 13: 5).
Он будет требовать себе от человечества божественного почитания и поклонения:
«…в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2: 4).
Это поклонение будет фиксироваться начертанием на теле поклонившегося человека, а именно – на правой руке или на лбу «начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 17).
Важно отметить, что в книге Откровения поклонение антихристу («зверю») и принятие начертания изображаются как взаимосвязанные части воздаяния божественных почестей антихристу:
«…кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией… и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14: 9–11).
То есть принятие антихристова начертания будет сознательным и добровольным, будет предваряться отречением от Бога, поклонением антихристу и признанием его Богом.
Антихрист не станет ставить начертание насильно; принятие антихристова начертания будет сознательным и добровольным
Частица «анти» переводится с греческого не только как «против», но и как «вместо». Антихрист есть не только противник Христа, но и подражатель Спасителя, пытающийся заменить Христа, быть вместо Христа. Начертание антихриста будет не чем иным, как пародией на христианское Таинство крещения. Приступающий ко крещению отрицается «сатаны и всех дел его» и сочетается Христу, и само Таинство совершается по вере крещающегося. А принимающий антихриста вместо Бога должен предварительно отречься от Христа и поклониться антихристу как своему богу и спасителю. Без этих отречения и поклонения начертание бессмысленно и недейственно.
Поэтому антихрист и не станет ставить начертание насильно. Сопротивляющихся он будет запугивать, лишать средств существования:
«И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 16–17).
Антихрист будет даже убивать тех, кто откажется поклониться ему или его образу:
«И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13: 15).
Но начертание не будет внедряться насильно или тайно. В противном случае оно возымеет не большую силу, чем государственная печать на чистом листе бумаги. Поэтому странными выглядят некоторые современные учения, проповедующие «невольное», «автоматическое» принятие антихристова начертания и, следовательно, не менее автоматическую гибель человека.
«И вот, Я с вами до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).