Видевшие большие иконы кузнецовского письма описывают свои ощущения как всеохватывающий трепетный восторг, словно смотрят они в окно, распахнутое в бесконечность.
КУЗНЕЦОВСКОЕ ПИСЬМО
. иконописный стиль, разработанный Юрием Кузнецовым и зарегистрированный Российским Авторским Обществом в 2006 году
подробнее >>
экскурс в историю
автор
НАУКА И ФИЛОСОФИЯ
Культурный феномен «кузнецовского письма» открывается нашей интуиции
как неисчерпаемо богатый источник новой и уникальной информации, выраженной. подробнее >>
семинары
статьи
интересные книги
Дарите их по праздникам и просто так! С подарками авторской работы ваши родные и друзья получат частицу радости и любви.
КНИГА «НА ПУТИ К МЕЧТЕ»
Красочное подарочное издание в твердом переплете, 112 страниц.
Стоимость книги 1250 рублей.
КНИГА «ВРЕМЯ ВЕРЫ»
В книге описаны истории жизненного пути двух великих духовных деятелей. Автор Игорь Оболенский.
Стоимость книги 1200 рублей.
Что такое икона?
Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы, иконы святых покровителей, иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.
Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.
Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.
Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.
Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона, то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.
Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.
После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.
_____________________________________________________________________ 1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М., 2008. с. 117 2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4 3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 79 4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М., 2002, с. 267 5 Флоренский П. Иконостас. М., 2009. С. 36 6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 60 7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 66-67 8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 63 9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 71 10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 60 11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 67 12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 67 13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 111 14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 111
Видевшие большие иконы кузнецовского письма описывают свои ощущения как всеохватывающий трепетный восторг, словно смотрят они в окно, распахнутое в бесконечность.
КУЗНЕЦОВСКОЕ ПИСЬМО
. иконописный стиль, разработанный Юрием Кузнецовым и зарегистрированный Российским Авторским Обществом в 2006 году
подробнее >>
экскурс в историю
автор
НАУКА И ФИЛОСОФИЯ
Культурный феномен «кузнецовского письма» открывается нашей интуиции
как неисчерпаемо богатый источник новой и уникальной информации, выраженной. подробнее >>
семинары
статьи
интересные книги
Дарите их по праздникам и просто так! С подарками авторской работы ваши родные и друзья получат частицу радости и любви.
КНИГА «НА ПУТИ К МЕЧТЕ»
Красочное подарочное издание в твердом переплете, 112 страниц.
Стоимость книги 1250 рублей.
КНИГА «ВРЕМЯ ВЕРЫ»
В книге описаны истории жизненного пути двух великих духовных деятелей. Автор Игорь Оболенский.
Стоимость книги 1200 рублей.
Что такое икона?
Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы, иконы святых покровителей, иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.
Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.
Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.
Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.
Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона, то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.
Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.
После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.
_____________________________________________________________________ 1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М., 2008. с. 117 2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4 3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 79 4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М., 2002, с. 267 5 Флоренский П. Иконостас. М., 2009. С. 36 6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 60 7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 66-67 8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 63 9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 71 10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 60 11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 67 12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 67 13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 111 14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 111
Жанна Д’Арк — национальная героиня Франции, командующая французской армией в годы Столетней войны. Причислена католической Церковью к лику Святых. История ее жизни окутана тайной и многие факты биографии разнятся у исследователей.
Родилась Жанна Д’Арк 6 января 1412 года в городе Домреми во Франции. Историки не знают достоверно, насколько состоятельной была ее семья. Ряд исследователей считает, что Жанна происходила из обедневших дворян. Существует и другое мнение. Некоторые биографы причисляют родителей Жанны к состоятельным крестьянам. Кроме Жанны в семье было еще четверо детей: три брата и сестра, умершая в юном возрасте.
Жанна Д’Арк росла очень необычным ребенком. Ее посещали видения. По ее словам в тринадцать лет она слышала голоса Архангела Михаила, Екатерины Александрийской, Маргариты Антиохийской. Себя Жанна называла «Жанной-девственницей» и была уверена в своем высоком предназначении, уготованном ей Господом.
Столетняя война
В то время в стране шла Столетняя война. Народ, подвергающийся набегам и грабежам со стороны английской армии был совершенно измучен. Французская армия терпела поражения. Все ждали чуда. В преданиях о короле Артуре говорилось о предсказании мага Мерлина, связанным с Девой из Лотарингии, которая спасет Францию. Несомненно, Жанна Д’Арк была впечатлена и этим предсказанием и своими видениями, в которых Бог, по ее словам, повелевал ей отправиться в Орлеан во главе французский войск. Необходимо было снять осаду города, изгнать английских оккупантов с территории Франции, а также не допустить прихода к власти Генриха V, английского короля. Такая опасность существовала, так как в 1420 году Изабелла Баварская, супруга безумного короля Карла VI подписала об этом договор с англичанами, тем самым лишив сына Карла права на корону после смерти отца.
В январе 1429 года Жанна Д’Арк отправляется в Вокулер, где ей удалось убедить капитана города Робера де Бодрикура помочь ей встретиться с дофином Карлом. Капитан, вначале не желавший говорить с ней, был впечатлен ее сбывшимся предсказанием о победе англичан в битве при Роврэ. Переодетая в мужское платье, Жанна с группой солдат и своих братьев отправилась ко двору Карла. В то время ей было около семнадцати лет. Путь оказался нелегким, но Жанна Д’Арк, уверенная в том, что ей помогают Бог и Архангел Михаил благополучно прибыла ко двору дофина с письмом от капитана де Бодрикура.
Карл не сразу согласился на встречу с девушкой. Многие советники при дворе отговаривали дофина от этой встречи. Кроме того, духовенство считало Жанну посланницей дьявола. Встреча все же состоялась. Дофин Карл, желая проверить, действительно ли Жанна Д’Арк обладает даром прозорливости, посадил вместо себя на трон другого человека, а сам встал среди придворных. Однако девушка, едва войдя в зал, сразу же указала на дофина.
После долгого разговора наедине, Карл выглядел счастливым и просветленным. Жанна уверила его в том, что скоро он станет законным королем Франции и именно на это указывают «высшие силы». Жанне Д’Арк пришлось пройти еще и серьезную проверку со стороны духовенства. После всех допросов церковников в Пуатье девушка начала свой доблестный военный путь во главе французской армии.
Начало пути
В Блуа, начальной точке на пути в Орлеан, в часовне Сент-Катрин-де-Фьербуа хранился меч короля Карла Мартелла, с которым он одержал победу над сарацинами в 732 году. Жанна вооружилась этим мечом, который также помогал ей в сражении. Народ и армия были очень воодушевлены известием о появлении спасительницы. Каждый день к Жанне Д’Арк присоединялись добровольцы. Облаченная в сияющие доспехи, со знаменем в одной руки и с мечом Карла Мартелла в другой, Орлеанская дева вела за собой войско, доверяющее ей безраздельно.
Первоочередной задачей Жанной было снятие осады с Орлеана. Потеря этого города означало бы полный захват Франции. 28 апреля 1429 года французская армия под предводительством юной военачальницы всретилась с армией англичан. Французские командиры нарушили приказ Жанны Д’Арк подойти к главным воротам Орлеана и напасть на англичан. Вместо этого они вывели войска к левому берегу Луары, встав напротив армии противника. Так как два моста к Орлеану были заняты англичанами, положение казалось безвыходным. Переплыть реку под натиском противника было невозможно.
Отправив войска назад в Блуа, Жанна с небольшим отрядом вплавь добралась до южной стороны города и вошла в него через Бургундские ворота. Жители встретили ее восторженно. Осада с Орлеана была снята. Кажется невероятным, как неграмотной семнадцатилетней девушке удалось стать столь талантливым полководцем. Жанну Д’Арк стали называть Орлеанской девой.
После первой триумфальной победы следовало снятие осады крепостей Сен-Лу, Огустен и Турель. Во всех битвах Жанна принимала личное участие. В битве при Туреле она была ранена в плечо. 8 мая 1429 года английские войска окончательно оставили подступы к Орлеану. Во Франции царило необычайное воодушевление. Все были уверены в том, что страна спасена.
По пути в Тур, куда Жанна Д’Арк отправилась к дофину Карлу, чтобы объявить о победе, ее приветствовали толпы французов. В церквях служили благодарственные молебны. Карл оказал Жанне необыкновенные почести, даровав ей дворянский титул. Встав во главе почти двенадцатитысячного войска, Орлеанская дева направилась к городу Реймс, где всегда короновали французских монархов. Не прошло и трех недель, как город был освобожден. В соборе Реймса короновался и дофин Карл. После коронации Жанна хотела отправиться домой, сочтя свою миссию выполненной. Однако король уговорил ее остаться во главе французской армии. Правящая верхушка Франции, которой управлял Ла Тремуй, получала доходы с военных действий. Они заключили перемирие с герцогом Бургундским и уговорили Карла отложить наступление на Париж.
Жанна Д’Арк решила освободить город самостоятельно. 23 мая 1430 года она попала в плен к командующему бургундцев Жану Люксемубрскогму в Пикардии, он попросил у Карла выкуп за Орлеанскую деву, но не увидел со стороны короля никакой заинтересованности. Карл предал спасительницу Франции. Тогда бургундцы продали Жанну Д’Арк англичанам.
Казнь Жанны Д’Арк
В декабре 1430 года ее доставили в Руан, где 21 февраля 1431 года над ней состоялся суд. Перед вынесением приговора церковники обвинили ее в связи с дьяволом. Епископ Пьер Кошон был лично заинтересован в расправе над Жанной, так как в этом случае его обещали сделать Архиепископом Руана. Жанна Д’Арк не отрицала, что слышит голоса. К тому же, будучи неграмотной, подписала документ, в котором признавала себя виновной. 30 мая 1431 года Орлеанская дева была заживо сожжена на костре. Ее реабилитировали только спустя двадцать пять лет.
Во Франции глубоко чтят память Жанны Д’Арк, признавая ее огромную роль в истории Франции. В 1920 году Папа Римский причислил национальную героиню Франции к лику Святых.
Содержание четвертой лекции из курса Ольги Тогоевой «Жанна д’Арк: история мифа»
Мы не знаем ни одного настоящего портрета Жанны д’Арк. Единственное сохранившееся ее прижизненное изображение — плод фантазии автора этого изображения, секретаря парижского парламента по гражданским делам Клемана де Фокамберга. Это рисунок пером на полях его журнала, куда он записывал различные постановления парижского парламента. Но он никогда не видел Жанну д’Арк, ни разу с ней не встречался.
Таких изображений, которые их авторы брали из головы, очень много. К ним не стоит относиться исключительно критично. Наоборот, каждое из них может многое сказать о том, как этот конкретный человек, этот художник воспринимал Жанну д’Арк, кем она была для него.
Одной из таких интереснейших картин является полотно французского художника XIX века Жана Огюста Доминика Энгра «Жанна д’Арк на коронации Карла VII в Реймсском соборе». Оно написано на очень известный сюжет: 17 июля 1429 года состоялась коронация и помазание на царство Карла VII — в Реймсском соборе при немыслимом скоплении народа и в присутствии высшей знати королевства. При этом главная роль в церемонии была отведена не Карлу, а Жанне д’Арк, которой единственной было позволено стоять непосредственно у алтаря и, более того, иметь при себе личный штандарт, что не было позволено никому, кроме нее: в соборе должны были находиться только знамена короля. Именно этот момент и запечатлел Энгр на своем полотне.
Картина была закончена в 1854 году. Естественно, в ней допущена масса неточностей, о которых мы можем судить, потому что по источникам знаем, как теоретически выглядела Жанна д’Арк: мы точно можем сказать, что она была темноволосой, а у Энгра изображена блондинкой; мы знаем, что она стриглась очень коротко, под пажа, а у Энгра у Жанны д’Арк длинные волосы, и они уложены в прическу; точно так же у него на картине она изображена в платье, а мы знаем, что она никогда не расставалась с мужским костюмом и очень часто даже не снимала доспехи на привале — так в них и спала.
Эти детали не так существенны для нас, потому что мы понимаем, что это взгляд художника и он, очевидно, мог не читать источников по истории Жанны д’Арк. Единственная деталь на его картине, которая действительно вызывает удивление, — совсем из другой области. Это нимб, который нарисован над головой Жанны д’Арк: она изображена на картине в образе святой. При этом дело происходит в 1854 году, и до официальной канонизации Жанны д’Арк остается 70 лет. Таким образом, Энгр опережает время. Почему он это делает? Чтобы разгадать эту загадку, нам нужно обратиться к истории восприятия Жанны д’Арк в XIX веке, и особенно во второй его половине.
В конце XVIII века происходит революция, и о Жанне на некоторое время совершенно забывают. Она ассоциируется исключительно с королевской властью, а короля свергли. О ней не нужно помнить, потому что она способствовала установлению короля, а вовсе не его свержению. И только в 1803 году Наполеон Бонапарт — еще не император, но первый консул республики — возрождает почитание Жанны д’Арк в Орлеане, где в ее честь еще в XV веке был учрежден специальный праздник. Революционные события отменили этот праздник, и Наполеон своим особым декретом указывает, что орлеанцы могут вновь его праздновать.
Вместе с тем опасность подстерегает католические круги и с другой стороны, там, где они и не ждали, — это профессиональные историки, которые начинают специально интересоваться эпопеей Жанны д’Арк. Появляются первые профессиональные исторические труды, написанные об этом периоде французской истории. Это прежде всего работы Жюля Мишле и Анри Мартена, главного популяризатора истории Жанны д’Арк во французском обществе, книги которого издавались каждый год — именно на них выросли французские дети и их родители.
Еще один человек, принадлежащий к либеральному кругу французских историков, — это Жюль Кишра, который в течение всего нескольких лет собирает и публикует все источники, касающиеся Жанны д’Арк: ее обвинительный процесс, реабилитационный процесс, выдержки из хроник, переписку, трактаты теологов, любые документы, которые ее хоть упоминают. Это огромное пятитомное издание, последний том которого вышел в 1849 году, до сих пор является главным источником сведений о Жанне д’Арк для любого интересующегося этим периодом человека, не говоря уже об историках.
Для либеральных историков Жанна д’Арк не имела ничего общего с королевской властью: она была плоть от плоти народа. Середина XIX века — это период рождения Жанны д’Арк именно как народной героини.
Орлеан до сих пор занимает особое место в истории Жанны д’Арк и занимал его всегда — прежде всего потому, что этот город ассоциировался с ее главной военной победой: 8 мая 1429 года она сняла с него осаду англичан. С этого же года и до сих пор 8 мая в Орлеане проходят торжества в память Жанны д’Арк. Они не прерывались никогда, за исключением нескольких революционных лет в конце XVIII века.
Именно в Орлеане был создан совершенно особый корпус исторических сочинений, посвященных Жанне д’Арк. Причем создавались они даже после того, как она была осуждена Церковью как еретичка. Орлеанцы не обратили на этот приговор никакого внимания. Для них она всегда оставалась их героиней, они не могли отказать ей в выдающихся личных качествах, и именно в орлеанских текстах, пусть слабо, впервые начинает звучать идея о святости Жанны д’Арк. В Орлеане 8 мая каждый год представители Церкви произносят панегирики в честь Жанны д’Арк. Большая часть, к сожалению, до нас не дошла, но сохранились тексты XVIII–XIX веков — и по ним очень хорошо заметно, как шло нарастание идеи о необходимости канонизации.
Наибольшей активности орлеанский епископат достигает начиная с 1849 года, когда кафедру епископа занимает монсеньор Феликс Дюпанлу, выдающийся представитель французской католической церкви, политический деятель, сенатор и человек, искренне влюбленный в Жанну д’Арк. Это была его героиня, и он всю свою жизнь положил на ее возвеличивание и на создание ее культа в Орлеане и во Франции. Дюпанлу был совершенно уверен в том, что Жанна святая, и именно он инициировал очень сложную процедуру официального признания этого факта.
Для канонизации Жанны д’Арк было необходимо обратиться в Рим, в папскую канцелярию. У монсеньора Дюпанлу были очень сложные личные отношения с папой римским, но тем не менее он добился от папского престола согласия на начало процесса канонизации.
Однако по каноническому праву, которое действовало на тот момент в Европе, для канонизации было необходимо собрать свидетельские показания. В случае Жанны д’Арк это было совершенно невозможно сделать, потому что все свидетели умерли еще в XV веке, а на дворе стоял уже конец XIX века. Дюпанлу пошел по другому пути: он использовал материалы и обвинительного, и реабилитационного процессов Жанны д’Арк. Он попросил сотрудников своей епископской канцелярии сделать большие выписки оттуда, и из них была создана своеобразная шпаргалка, в которую были выписаны все места, где хотя бы упоминались случаи из жизни Жанны д’Арк, имеющие отношение к ее возможной святости.
Шпаргалка, составленная канцелярией Дюпанлу, была предложена наиболее достойным жителям города Орлеана, которые и стали свидетелями на процессе: это были представители местной церкви, местные предприниматели и члены администрации города Орлеана. По этой шпаргалке они должны были давать свои показания.
Самым главным свидетелем стал приглашенный из Парижа католический писатель и политический деятель Анри Валлон, который был, во-первых, министром просвещения, а во-вторых, министром религиозных культов. Как и монсеньор Дюпанлу, он считал, что Жанна д’Арк заслуживает канонизации. Он не смог приехать в Орлеан для дачи показаний лично, но прислал их в письменном виде, они до сих пор хранятся в архиве Орлеана. Там Валлон в основном ссылался на собственную двухтомную историю Жанны д’Арк, в которой он доказывал ее святость.
В этом же кругу вращался тот самый Жан Огюст Доминик Энгр, с картины которого мы начали этот разговор. Он входил в окружение монсеньора Дюпанлу и разделял с ним и с господином Валлоном идею о святости Жанны д’Арк. Вот почему на картине 1854 года у Жанны уже был нимб вокруг головы: для Энгра этот вопрос был уже решенный.
Любопытно, что и в книге Анри Валлона «Иллюстрированная история Жанны д’Арк» приводилось одно изображение Жанны д’Арк с нимбом — причем оно было представлено как изображение XV века и практически живое свидетельство святости героини. На самом деле это была подделка, которую Валлон специально и совершенно осознанно использовал в своей книге.
Тем не менее эти попытки канонизировать Жанну д’Арк ни к чему не привели. Ее канонизация отложилась на добрых 50 лет: официально она была канонизирована только в 1920 году папой Бенедиктом XV, и главным обстоятельством, которое этому поспособствовало, стала Первая мировая война. В это время Жанна д’Арк получила огромную известность во всей Франции: ее образ воспроизводился на плакатах, в рекламе, в ее честь служились мессы, она присутствовала повсюду. Жанна д’Арк воспринималась французами как защитница страны от захватчиков: точно так же, как в XV веке она защищала Францию от англичан, в Первую мировую войну она защищала ее от немцев.
На волне народного почитания французское правительство пошло на уступки и поддержало идею католической церкви, надавив политически на римский престол и добившись канонизации Жанны д’Арк. С 1920 года Жанна д’Арк является покровительницей Франции и — отдельно — вооруженных сил Франции наравне с Девой Марией.