икона живоносный источник кто изображен
Икона «Живоносный источник»: значение, в чем помогает образ
Слово «источник» для большинства мирян имеет прямое значение, связанное с водой. Однако в богословии оно зачастую связывается со священной персоналией Божией Матери. Богородица, словно источник, наполнена благодатью и жизнью, ибо ее непорочное чрево породило Спасителя.
Икона Богородицы «Живоносный источник» объединяет светскую и религиозную трактовку этого слова. Центральной фигурой этого образа является Богородица, но вода на нем, как правило, присутствует тоже.
История обретения иконы «Живоносный источник»
История иконы «Живоносный источник» начинается со знакового события, произошедшего на заре христианства, в V веке.
Некий легионер Лев Макелла, по прозвищу Фракиец, отдыхал в роще, произраставшей неподалеку от Константинополя. Вдруг к нему приблизился слепой путник, умолявший о глотке воды.
Лев знал, что где-то поблизости есть родник, посвященный Богородице, но как ни старался, не мог его отыскать (место было заброшенное, заросшее кустами). И тут он услышал невесть откуда доносящийся голос, указавший путь к источнику и повелевший не только дать напиться страждущему, но и положить тину из источника ему на глаза.
Лев не мог ослушаться Гласа и в точности исполнил указанное. Он еще более укрепился в вере, когда неожиданно слепец прозрел и начал восхвалять Господа и Богородицу за явленное чудо.
Это произошло 4 апреля – история сохранила точную дату явленного чуда. Однако всеобщим днем празднования иконы она, как ни странно, не является.
Не меньшее чудо произошло и с легионером: через несколько лет он взошел на трон Константинополя и остался в истории как император Лев I. Благодарный монарх не забыл о божественной помощи: он повелел расчистить ручеек и воздвигнуть возле него храм Божией Матери, впоследствии названный «Живоносный источник». В честь этого случая и стали писать иконы Богоматери с соответствующим названием.
Впоследствии на этом священном месте произошло немало чудес. Широко известен случай с императором Юстинианом. Монарха мучила водянка, от которой не было избавления. Как-то Юстиниан услышал голос, повелевавший ему отправиться к живительному источнику близ Константинополя (да-да, тому самому), где он получит исцеление.
Юстиниан сначала принял сие знамение как бред и к источнику, естественно, не пошел. Но Богородица не оставила попыток спасти императора, и явилась к нему с подобным повелением уже днем. Юстиниан отправился к чудесному ключу и исцелился от хвори.
Юстиниан был весьма благодарен Богородице за избавление от недуга. В благодарность за излечение он повелел воздвигнуть у чудотворного ключа еще один храм. Впоследствии там был выстроен и целый монастырский комплекс.
За чудотворным источником близ Константинополя числятся не только исцеления, но и воскрешения.
Один благочестивый фессалиец прослышал про священный ключ, решил своими глазами взглянуть на это чудо и вместе с другими паломниками направился к нему. В дороге он сильно заболел. Чувствуя, что умирает, паломник попросил товарищей донести его тело до чудесного источника, омыть его в священной воде и похоронить там же, в священной земле.
Собратья по вере выполнили просьбу умирающего, но похоронить его не смогли: в том не возникло нужды. Как только третий кувшин святой воды пролился на бездыханное тело, умерший паломник очнулся. Впоследствии он принял постриг и провел остаток дней в молитвах.
Храм и монастырь у святого источника простояли вплоть до XV столетия, пока Константинополь не пал под натиском турков-османов. Завоеватели разрушили чуждую их вере святыню и поставили охрану возле чудотворного источника, чтобы ни один паломник не мог подойти к нему.
Со временем бдительность завоевателей ослабла и христианам удалось построить в священном месте небольшую церквушку, простоявшую на этом месте до 1821 года. В 1835 году, в период послабления гонений на православных, здесь был выстроен новый храм с богадельней и женским монастырем.
Ныне храм 1835 года является частью крупного монастырского комплекса. Город разросся, и он уже находится в черте Стамбула (ранее – Константинополя). Здесь погребают патриархов Константинопольской епархии.
Храм Живоносного Источника в Стамбуле
Иконография
Эта икона не имеет четко обозначенного иконографического типа. Однако первообраз ее восходит к греческой Никопее Кириотиссе, написанной по подобию Оранты («Знамения»), где младенец Иисус изображен по центру фигуры матери. Однако Никопея прижимает Божественного сына к груди, в то время как руки Оранты воздеты в молитвенном жесте.
Считается, что родоначальником этого иконографического типа является евангелист Лука. Его кисть направлял сам Бог, к тому же некоторые данные указывают, что он лично был знаком с Марией.
В дальнейшем образ претерпел значительную эволюцию. Иконописцы, начиная с XIII столетия, подавали свое видение «Живоносного источника». Поначалу на Руси изображали классическую Оранту с воздетыми руками, потом ее ростовую фигуру поместили в чашу-фиалу (как на образах Ушакова).
Позднее Богоматерь с Иисусом начала все чаще обрамляться фигурами святых и ангелов, а также сюжетами чудес, появилось изображение источника (обычно в виде миниатюрного бассейна, колодца или фонтана).
Значение иконы «Живоносный источник» в православии
Вода во все времена считалась символом и источником жизни – против этого не протестуют даже приверженцы теории Дарвина (считается, что жизнь как таковая зародилась в водной стихии).
Символ воды присутствует и во многих религиозных сюжетах, причем отождествляется он с Божественной силой: это библейский Великий потоп, Христос, ступающий по воде аки посуху, Моисей, проведший свой народ сквозь расступающиеся воды и так далее. Не забываем мы и о таинстве крещения, проходящем с непременным участием воды, а также традиционном купании в проруби в праздник большого водоосвящения (на Крещение).
Икона означает, что Богородица служит источником Жизни, ибо Христос – и есть Жизнь. Помимо этого, Божья Матерь – это источник защиты, благодати и любви, открытый для каждого молящего о спасении, исцелении, наставлении.
Этот образ очень любим простым народом, потому что не нуждается в сложных богословских толкованиях. Поэтому в России, Беларуси и Украине можно увидеть множество часовенок, освященных в честь «Живоносного источника». А рядом – собственно ключи с животворной водой, где можно напиться, а иногда даже омыться.
Известные списки «Живоносного источника»
Древнейший образ Божией Матери «Живоносный источник» был обнаружен в Крыму. Изображение нанесено на глиняное блюдце. Примерная дата создания – конец XIII столетия.
Чуть более поздний образ (примерно XV век) представляет собой фреску Андроника Византийца. На ней Богородица с отпрыском изображена в чаше, причем ее обрамляет надпись, в переводе означающая «животворный источник». К сожалению, этот образ (кстати говоря, неплохо сохранившийся) недоступен большинству богомольцев, ибо находится он в монастыре, на земле Святого Афона.
Из наиболее почитаемых списков, которые имеются на Руси, стоит упомянуть образы, находящиеся в Саровской пустыни. Первый относится к XVIII столетию (его весьма почитал преподобный Серафим Саровский), второй, не менее чтимый, примерно на столетие моложе.
Храмы Живоносного Источника и одноименной иконы имеются в Москве (в Царицыно и Бибирево), Арзамасе, Харькове, Афинах, и, конечно, в Стамбуле. Спискам с образа можно помолиться в Уржуме, Липецке, Твери и других городах, а также в часовенках, разбросанных по всей России.
В чем помогает икона
Живоносная икона прославилась великими чудесами. На счету ее почитаемых списков – множество случаев божественных исцелений от тяжелых недугов, в том числе, параличей, слепоты, бесплодия и даже онкозаболеваний.
Особенно популярна эта икона среди людей, страдающих хроническими физическими и психическими заболеваниями. К ней часто приезжают верующие преклонных лет с просьбой побороть старческую немощь и зрелые дамы, желающие сохранить цветущий внешний вид.
Помимо этого, икону просят о:
Богородица – неиссякаемый источник любви и милости, доступный каждому из нас. Каковы бы ни были наши грехи, она готова ходатайствовать за нас перед Спасителем. И это несмотря на то, что каждый наш неблаговидный поступок умножает страдания Христа, то есть, ее родного сына!
Когда празднуется день иконы
Празднование иконы «Живоносный источник» 4 апреля (в честь чуда, произошедшего с легионером Львом) совершается преимущественно в храмах, освященных в честь этого светлого образа.
Официальный день иконы является переходящим, то есть, зависящим от даты Пасхи. Празднуется он обычно в пятницу Светлой Седмицы (то есть, недели, следующей после Пасхального Воскресения).
В день празднования иконы совершается крестный ход. Обязательно проводится чин малого водоосвящения (большое водоосвящение приходится на Крещение).
Как правильно молиться перед образом
Крайне нежелательно соседство богородичной иконы с некоторыми мирскими предметами: картинами, статуэтками, светскими книгами, телевизором или музыкальным центром.
Перед молитвой желательно зажечь свечу или лампаду, вдумчиво и серьезно прочесть «Отче Наш». При молитве Богородице не стоит нагнетать драматизм и театрально рыдать и рвать на себе волосы: просто сосредоточенно читайте текст. А после канонической молитвы (при желании – и вместо нее) можно обратиться к Божией матери своими словами.
Текст молитвы
О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Ты́ еси́ Ма́ти и покрови́тельница все́х к Тебе́ прибега́ющих, при́зри с благосе́рдием на моли́твы гре́шных и смире́нных ча́д Твои́х. Ты́, имену́емая Живоно́сный Исто́чник благода́тных врачева́ний, исцели́ боле́зни стра́ждущих и умоли́ Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, да низпо́слет и все́м притека́ющим к Тебе́ здра́вие душе́вное и теле́сное и, прости́в на́м во́льная и нево́льная согреше́ния на́ша, да́рует на́м вся́ я́же к ве́чней и вре́менней жи́зни потре́бная. Ты́ еси́ все́х скорбя́щих ра́дость, услы́ши на́с, ско́рбных; Ты́ еси́ утоле́ние печа́ли, утоли́ и на́шу печа́ль; Ты́ еси́ взыска́ние поги́бших, не попусти́ и на́м поги́бнути в бе́здне грехо́в на́ших, но всегда́ избавля́й на́с от вся́ких скорбе́й и напа́стей и вся́каго зла́го обстоя́ния. Е́й, Цари́це на́ша преблага́я, наде́ждо на́ша несокруши́мая и засту́пнице необори́мая, не отврати́ лица́ Твоего́ от на́с за мно́жество прегреше́ний на́ших, но простри́ на́м ру́це Ма́терняго милосе́рдия Твоего́ и сотвори́ с на́ми зна́мение ми́лости Твоея́ во бла́го: яви́ на́м по́мощь Твою́ и благопоспеши́ во вся́ком де́ле благо́м. От вся́каго же начина́ния грехо́внаго и помышле́ния лука́ваго отврати́ на́с, да всегда́ сла́вим пречестно́е и́мя Твое́, велича́юще Бо́га Отца́ и Сы́на Единоро́днаго Го́спода Иису́са Христа́ и Животворя́щаго Свята́го Ду́ха со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Всеблагая и всемилостивая Царица Небесная услышит даже самую простую молитву, произнесенную своими словами. Однако нужно не только просить милости Божией, но и не забывать поблагодарить Богородицу за помощь. А благодарственную молитву лучше всего подкреплять благими поступками и укреплением веры.
Значение иконы Богородицы Живоносный источник и в чем помогает, молитвы
Название иконы «Живоносный источник» происходит от названия храма в Константинополе. Это одно из имен Богородицы. Дева Мария была избрана стать источником Жизни и Истины, который олицетворял Христос. Праздник иконы отмечают в пятницу на Пасхальной неделе и ежегодно 4-го апреля. Существует легенда о появлении храма, которая положена в основу сюжета списков. Современные храмы, освященные в честь образа, находятся в России и Беларуси.
Описание образа
Икона написана по типу греческой Божией Матери «Никопеи» и православной «Знамение». Отличительные черты:
Позже в сюжет иконы добавили источник в виде чаши, фонтана или родника. В русской иконописи символом животворящей воды стал колодец.
Как менялся облик Богородицы с 13-го по 17-й век:
На Руси появилась традиция освящать в честь иконы родники, строить рядом часовни и помещать внутри образ Богородицы «Живоносный источник». Известный иконописец 17-го века Симон Ушаков изобразил Богородицу в окружении клейм с сюжетами чудес, сотворенных у источника.
Значение в православии
Стихия воды, как знак Божественной силы, присутствует в Ветхом и Новом Завете: Великий Потоп, переход Моисея через расступившиеся воды, прогулки Христа по воде, превращение воды в вино. Книга Бытия начинается с сотворения неба и земли, но «Дух Божий носился над водою». Вода — это начало всего сущего.
Образ Богородицы на иконе «Животворящий источник» символизирует чистый сосуд, наполненный «живой водой» — Спасителем. Христос — это символ Божественности, благодати, истины и любви. Пречистую Деву также называют Водоспасительницей, ибо Она – источник благодати и спасения, из которого может испить каждый благочестивый и раскаявшийся христианин.
В день памяти и в течение года в церквях проводят чинопоследование малого освящения воды перед иконой. Также перед иконой освящают воду на Крещение. В пятницу на Светлой Седмице служат литургию с открытыми Царскими Вратами, совершают крестный ход и ослабляют пост.
История появления
Написание иконы приурочено к возведению храма Живоносный источник. Его история началась в 450-м году, в лесу рядом с Константинополем.
Чудесный родник
Будущий император Восточной Римской Империи, но пока еще простой легионер Лев, отдыхал в тени деревьев. Внезапно из кустов вышел слепой странник. Он устал и просил воды.
Лев знал, что недалеко течет родник. Он отправился на поиски, но услышал голос, повелевающий остановиться. Невидимый помощник сказал, что воин найдет воду здесь, в леске. Пусть он напоит странника, а тину со дна наложит ему на глаза. Также голос сказал, что потом Лев поймет, кто говорил с ним, и Она поможет построить на месте родника храм. Каждый, кто придет в святое место, будет исцелен.
Легионер нашел источник, напоил слепого и обмазал тиной его веки. И случилось чудо — странник прозрел. Из уст его понеслись слова восхваления. Старец славил Богоматерь.
Когда Лев I Макелла взошел на трон, он распорядился построить храм рядом с источником в леске под Константинополем. Его освятили в честь Богородицы и нарекли Живоносный источник. Встреча со старцем и явление Богородицы произошло 4-го апреля, поэтому эта дата закреплена как день почитания иконы.
Исцеления
При храме вели записи об излечении от недугов после утоления жажды в источнике. Одним из исцелившихся был император Юстиниан.
Ночью, мучимый недугом, он услышал голос Богородицы. Пречистая Дева сказала, что, только испив воды из источника, он получит облегчение. Юстиниан не понял, о каком источнике Она говорит, и остался во дворце.
Но Богородица не покинула императора, вновь явилась и направила его к источнику в роще. После исцеления Юстиниан распорядился построить рядом со старым храмом, воздвигнутым Львом, новое святилище. Позже церковь разрослась до монастыря.
У живоносного источника произошло чудо воскрешения. Один христианин родом из Греции решил совершить паломничество к святыне. Он покинул с товарищами Фессалию, но не добрался до Константинополя и заболел.
На пороге смерти путешественник попросил спутников доставить его тело к источнику, омыть в святой воде и похоронить. Его завет исполнили не до конца — после омовения грек очнулся. После воскрешения он остался жить в монастыре при храме и принял монашеский постриг.
Бессмертная святыня
Храм Живоносного источника пережил разрушение вместе с Константинополем. В 15-м веке в страну вторглись турки. Христианам закрыли доступ к источнику, но позже им удалось построить небольшой храм. Постройку разрушили в начале 19-го века мусульмане. Православные верующие вновь раскопали родник, а также нашли обрывок записей о чудесах.
Третье возрождение церкви произошло в 1835-м году. Рядом с храмом построили больничный корпус и приют.
О чем просят перед иконой
Икона «Живоносный источник» помогает в исцелении физических и душевных недугов. Образ ставят у постели больного человека. Особенно надеются на помощь при бесплодии, глазных болезнях.
У Богородицы просят помощи в следующих ситуациях:
Икона «Живоносный источник» наполняет силой тело и укрепляет дух. После молитв перед образом разрешаются насущные потребы, в том числе и материальные затруднения.
Почитаемые списки
Кроме традиционного названия, при написании копий использовали следующие:
Самые известные списки находились в обители Саровская пустынь. Первый образ появился в 18-м веке благодаря хлопотам основателя монастыря иеромонаха Иоанна. Список прославился чудотворной силой. Перед ним молился преподобный Серафим Саровский.
Второй список доставили в Саровский монастырь из Константинополя в 19-м веке. На иконе изображено Явление Богородицы на чудесном источнике из легенды.
Как молиться перед образом
Во время молитвы к Богородице Источной придерживаются обычных правил:
Впервые молитву читают без спешки, чтобы понять и прочувствовать смысл слов. Понимание текста помогает найти отклик в душе, и тогда он будет исходить искренне, из глубины сердца.
Не следует вкладывать в прочтение театральность, драматизм, напускное благоговение. Образ олицетворяет Богородицу. Но, находясь в одиночестве в комнате, принимать раболепный, скорбный или виноватый вид странно. Святые отцы называли такое прочтение бесовским искушением. Главное в молитве — искренность, уважение и смирение.
Обращаться к образу нужно регулярно: утром или вечером, каждый день или через день. Для исполнения просьбы необходима возможность и время. Еще один важный компонент молитвы — терпение.
Молитвенный труд укрепляет дух, поэтому нуждающимся в утешении, искуплении следует обратиться к чтению акафиста. Его читают стоя, обратившись лицом на восток, непрерывно в течение сорока дней. Затем чтение можно повторить или обращаться к образу с акафистом в специально выбранный день недели. В праздничные даты перед молитвой или акафистом читают тропарь и кондак.
Молитвы и акафисты не обязательно завершать просьбой. Их читают в благодарность за ранее полученный ответ или помощь. После молитвы можно попросить Богородицу защитить близких, всех христиан и даже просто пожелать мира всему миру. Господу угодна самая простая молитва, а все потребы человека Ему известны.
Как расположить икону в доме
Образ Богородицы «Живоносный источник» можно установить в иконостасе в Красном углу. Это специальное место для икон в восточной части комнаты. По старинной традиции, иконостас обустраивали в углу между двух стен с окнами так, чтобы образа были ярко освещены. Но при обустройстве его в квартире это правило можно опустить.
Правила расположения иконы дома:
Для размещения иконы подходит гостиная или спальня. Также ее можно поставить на отдельной полочке в кухне или в детской комнате.
Образ «Живоносный источник» может служить центральным образом в традиционном иконостасе. Вместе с иконой Спаса Нерукотворного они составят главную пару, которую обычно размещают выше остальных икон, за исключением образа Святой Троицы.
Тексты молитв
К иконе Богородицы «Живоносный источник» обращаются с одной из двух молитв. Первый текст восхваляет Богоматерь, как утоление печалей, взыскание погибших и скорбящих радость, а также содержит просьбу о заступничестве и избавлении от скорбей. Второй текст — молитва об общей защите страны, «града», обители, просьба о даровании мирной жизни.
Первая
О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Ты́ еси́ Ма́ти и покрови́тельница все́х к Тебе́ прибега́ющих, при́зри с благосе́рдием на моли́твы гре́шных и смире́нных ча́д Твои́х. Ты́, имену́емая Живоно́сный Исто́чник благода́тных врачева́ний, исцели́ боле́зни стра́ждущих и умоли́ Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, да низпо́слет и все́м притека́ющим к Тебе́ здра́вие душе́вное и теле́сное и, прости́в на́м во́льная и нево́льная согреше́ния на́ша, да́рует на́м вся́ я́же к ве́чней и вре́менней жи́зни потре́бная. Ты́ еси́ все́х скорбя́щих ра́дость, услы́ши на́с, ско́рбных; Ты́ еси́ утоле́ние печа́ли, утоли́ и на́шу печа́ль; Ты́ еси́ взыска́ние поги́бших, не попусти́ и на́м поги́бнути в бе́здне грехо́в на́ших, но всегда́ избавля́й на́с от вся́ких скорбе́й и напа́стей и вся́каго зла́го обстоя́ния. Е́й, Цари́це на́ша преблага́я, наде́ждо на́ша несокруши́мая и засту́пнице необори́мая, не отврати́ лица́ Твоего́ от на́с за мно́жество прегреше́ний на́ших, но простри́ на́м ру́це Ма́терняго милосе́рдия Твоего́ и сотвори́ с на́ми зна́мение ми́лости Твоея́ во бла́го: яви́ на́м по́мощь Твою́ и благопоспеши́ во вся́ком де́ле благо́м. От вся́каго же начина́ния грехо́внаго и помышле́ния лука́ваго отврати́ на́с, да всегда́ сла́вим пречестно́е и́мя Твое́, велича́юще Бо́га Отца́ и Сы́на Единоро́днаго Го́спода Иису́са Христа́ и Животворя́щаго Свята́го Ду́ха со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Вторая
О, Пресвята́я Де́во, Всеми́лостивая Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, Живоно́сный Исто́чник Твой, целе́бные да́ры на здра́вие душ и теле́с на́ших и на спасе́ние ми́ру точа́щий, подала́ еси́ нам, те́мже благода́рни су́ще усе́рдно мо́лим Тя, Цари́це Пресвята́я: моли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего да́ти нам оставле́ние прегреше́ний и вся́кой душе́ скорбя́щей и озло́бленней ми́лость и утеше́ние, и от бед, скорбе́й и боле́зней свобожде́ние. Пода́ждь, Госпоже́, (храму сему и) сим лю́дем покрове́ние (и святе́й оби́тели сей соблюде́ние), гра́ду сохране́ние, стране́ на́шей от напа́стей избавле́ние и огражде́ние, да ми́рное зде поживе́м житие́, и в бу́дущем ве́це сподо́бимся ви́дети Тебе́, Засту́пницу на́шу, во сла́ве Ца́рствия Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Ему́же сла́ва и держа́ва со Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропарь
Почерпе́м, челове́цы,/ цельбы́ душа́м и те́лом моли́твою,/ Река́ бо всем предтече́т – Пречи́стая Цари́ца Богоро́дица,/ источа́ющи нам чу́дную во́ду/ и измыва́ющи серде́ц че́рности,/ грехо́вныя стру́пы очища́ющи,/ ду́ши же освяща́ющи ве́рных// Боже́ственною благода́тию.
Кондак
От неистощи́мыя/ Ты, Исто́чниче Богоблагода́тный, подае́ши ми, точа́щи, во́ды/ Твоея́ благода́ти,/ приснотеку́щий па́че сло́ва,/ я́ко бо Сло́во ро́ждшая па́че смы́сла,/ молю́ Ти ся, ороси́ мя благода́тию, да зову́ Ти:// ра́дуйся, Водо́ спаси́тельная.
Икона Богородицы «Живоносный Источник»
Празднование
История
В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.
Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391–457).
Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457–473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.
Император Юстиниан Великий (527–565) был человеком глубоко приверженным к православной вере. Он долго мучился водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.
В XV столетии известный храм «Живоносного Источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.
Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному источнику, там возлили на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.
Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.
Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над громадной каменной чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают исцеления.
Списки с чудотворной иконы «Живоносный Источник» находятся в Саровской пустыни; Астрахани, Уржуме Вятской епархии; в часовне близ Соловецкого монастыря; Липецке Тамбовской епархии. Превосходный образ помещен в Московском Новодевичьем монастыре.