иконография иконы страшного суда

Страшный суд в картинах и иконах

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

О последнем, страшном суде Своем над всеми людьми, при втором Своем пришествии, Иисус Христос учил так:

Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он, как Царь, сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних людей от других (верных и добрых от безбожных и злых), подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец (праведников) по правую Свою сторону, а козлов (грешников) по левую.

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Страшный суд. Иероним Босх

Тогда скажет Царь стоящим по правую сторону Его: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Тогда праведники спросят Его со смирением: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице и пришли к Тебе?»

Царь же скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших (т. е. для нуждающихся людей), то сделали Мне».

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Страшный Суд. В.М.Васнецов. Западная стена Владимирского собора в Киеве. 1885-1896

Потом Царь скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его. Потому что алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».

Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»

Но Царь скажет им: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Синьорелли (Signorelli) Лука Ад. Фреска из цикла Страшный суд

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Страшный суд. Джотто. Фрагмент

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Страшный суд. Джотто. Фрагмент

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Страшный суд. Джотто. Фрагмент

И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Страшный суд. Джотто

Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и суд этот называется Страшным, так как открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим.

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Рогир ван дер Вейден (1400-1464). Страшный Суд.

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Пизано Джованни. Страшный суд. Рельеф кафедры собора в Пизе.

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Страшный суд. Стефан Лохнер

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Страшный суд. Ганс Мемлинг

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Страшный суд. Микеланджело Буанарроти

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Христос Пантократор и Страшный суд. Италия, 1300 г. Мозаика в Баптистерии Сан Джованни во Флоренции

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

ДИОНИСИЙ: СТРАШНЫЙ СУД Земля и Море отдают мертвецов.

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Страшный Суд. XI—XII вв. Синай.

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Икона»СТРАШНЫЙ СУД»XIV века. Москва, Музеи Кремля.

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Икона»СТРАШНЫЙ СУД» XVI век. Украина.

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Второе и страшное пришествие Господа нашего Иисуса Христа, судити живым и мёртвым Середина XVI века.Из церкви Покрова погоста Лядины (Каргопольский район Архангельской обл.)

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Икона»СТРАШНЫЙ СУД»Польша, конец XVI — начало XVII вв.

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Страшный суд. Середина XVI в.

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Страшный суд. 1580 г.

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Страшный суд. Середина 15 в.

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Cтрашный (Последний) суд. Польша, икона XVII в.

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Второе пришествие.Греция.Около 1700 г

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Страшный суд. 17 в. Фреска

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Страшный суд Румыния, подписана 1899 г

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Страшный Суд. Болгария. Вторая половина XIX в. Великое Тырново. Монастырь Преображения.

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Страшный суд. Украина

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Образ второго и страшного Христова пришествия. Фрагмент Северное Поонежье, XVIII век

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Страшный суд. Храм во имя святителя Николая чудотворца, с. Смышляевка

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Миниатюра Синодика XVII в.

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Души праведных в руке Божией.Сольвычегодский Благовещенский собор.

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Страшный суд. 18 век. Поволжье

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

В.М. Васнецов. Страшный суд. 1896-1904 гг.

иконография иконы страшного суда. Смотреть фото иконография иконы страшного суда. Смотреть картинку иконография иконы страшного суда. Картинка про иконография иконы страшного суда. Фото иконография иконы страшного суда

Страшный Суд (по фреске В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве)

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 25, 31-46.

Текст: протоиерей Серафим Слободской

Читайте также:

Протоиерей Николай Погребняк

В чтениях и песнопениях недели о Страшном суде присутствует некая универсальность, они адресованы каждому человеку, как апостол Павел писал: человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9:27).

Источник

Икона Страшного суда — о чём молятся перед образом

Христианство — целостное мировоззрение, включающее в себя представления не только о пожизненном существовании человека, но и о посмертном. В Священном Писании можно почитать и о том, как был сотворен мир, и о том, какими будут его последние дни. Согласно этой самой распространенной в мире религии, вскорости нас ждет Второе пришествие Христа. И когда это случится, праведники попадут в рай, а грешники будут наказаны.

В подробностях эти будущие события описаны не только в Библии. Часто посвящены им и сюжеты икон. Образа, представляющие зрителю картины Страшного суда, имеются во многих храмах России. Техника исполнения у них может быть разной. Однако композиция всех икон «Страшный суд» и их сцены обычно определяются канонами.

История сложения

Изображать сцены Страшного суда иконописцы начали уже очень давно. Первые росписи и образа такого типа появились еще в Византии. Известно, к примеру, несколько подобных икон и храмовых росписей, датируемых IV веком. В то время в Византии подобные изображения обычно описывали притчи о разделении овец и козлов, а также о десяти девах.

Канонический сюжет Страшного суда был сформирован также в Византии, примерно к XVIII веку. На Руси подобные иконы начали писать практически с самого крещения. Но самое первое такое изображение было зафиксировано историками на стенах киевского Кириллового монастыря. Несколько позднее сюжеты Страшного суда появились в Дмитровском соборе, церкви Спаса Нередицы и Георгиевском храме.

Икона Страшный Суд традиционно включает три темы:

Тема 1. Второе пришествие Иисуса Христа. Спаситель — доминанта иконы. Его часто можно увидеть в окружении Божией матери, Иоанна Предтечи, ангелов или апостолов. Иисус Христос выступает в качестве судьи, который делит людей на праведников и грешников.

Тема 2. Обновление мира. Это различные признаки перемен. Здесь ангелы сражаются с демонами и трубят, нечистые духи и грешники горят в геенне огненной, а души выстраиваются в очередь перед судилищем. Всюду воскресают мёртвые. Аллегорическая земля в виде женщины извергает покойников, то же самое делают птицы и рыбы.

Тема 3. Небесный Иерусалим. Почти всегда вверху изображается город, в котором обитают праведники. Некоторые ещё только направляются туда и изображены в полёте. Обычно это схимники. Всюду парят ангелы, а двое из них сворачивают свиток (небо) — это символ конца мира.

Что касается Руси-матушки, то тут икона Страшный суд начала появляться почти сразу после крещения. Первым монастырем, где было замечено данную икону, историки называют Свято-Кирилловский мужской монастырь. Позже было замечено, что сюжет иконы вовсе поделился на сцену суда и изображение Апокалипсиса, что стало причиной их официального разделения.

На самых ранних иконах изображался не только сам суд, но и сцены из Апокалипсиса. Позднее два этих сюжета были разделены. Изначально канонами определялось лишь то, какие именно сцены должны быть изображены на образе. Их месторасположение иконописцы выбирали сами. Полностью утверждены сюжет и композиция Церковью были только к XVI-XVII веку. К этому времени каждая сцена Страшного суда заняла на иконах свое место.

Тексты, которые повлияли на иконографию Страшного Суда

В разработанной форме иконография Страшного суда основана на текстах Евангелия, Апокалипсиса, а также святоотеческих творениях: «Слова» Ефрема Сирина, Слова Палладия Мниха, «Жития Василия Нового» и других произведений византийской и древнерусской литературы; в следующий период в иконографических деталях можно усмотреть и тексты народных духовных стихов.

Изображения Страшного суда имели важную особенность: они создавались не для того, чтобы запугать человека, а чтобы заставить задуматься его над своими грехами; «не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния».

Основные сцены иконы Страшного суда

Икона Страшный суд Божий в первую очередь отличается от остального наличия «светлых» сюжетов, которые пророчит Апокалипсис. На ней изображены и Адам с Евой – первые люди на земле, и апостолы, держащие книги в руках, и ангелы, которые стоят за их спинами. В руках неземных существ – свиток, коей знаменует завершение, финал истории на земле.

Для некоторых образов иконы требуется отдельное толкование:

Они, небесные жители, окружили Даниила, толкуя его пророчество. Кроме того, икона Судный день единственная среди всех православных икон, которая показывает Создателя с сединой, в образе старца. В сопровождении святых Петра и Павла, которые возглавляют ходу, шествуют беспорочные праведники.

Этим заканчиваются основные «светлые» сцены и после них следуют «темные». К ним относится Змей (огненная река, где горят человеческие души) – олицетворение всех земных грехов, сидящий или стоящий антихрист, держащий иногда в ладонях душу Иуды, и также четыре царства погибели, вместо которых явится Царство Небесное.

Не лишена икона Второе пришествие Христа сцен, носящих нейтральное значение, где грешники и праведные стоят перед судом. Первые убраны в этнические костюмы, как символ всех народностей мира, а святые распределены по чинам в два ряда. Рай и ад, сцены борьбы бесов и ангелов. Вокруг Земли темный круг, гробница и море – воскрешение мертвых. Добро и зло, но иногда бывает промежуточное явление, и это помогает понять заблудший человек, который не попал ни в рай, ни в ад.

Первый и второй ярус

Все сцены на образах «Страшный суд» располагаются обычно в три или четыре яруса. Разумеется, в самом центре этих икон изображается Христос с Богоматерью и Иоанном Предтечей. Адам и Ева припадают к стопам Иисуса. По обеим сторонам от Христа на этом ярусе стоят апостолы. Выше этой сцены иногда рисуется сам господь Саваоф и ангелы со свитком.

Третий и четвертый ярус

Ниже сцены с Христом и апостолами располагается престол с ризой. По обеим сторонам от него рисуются восставшие на суд.

Следующий, самый нижний, ярус занимает обычно значительную часть иконы. Центром композиции в этом месте образа является рука с весами. Под ней, согласно канонам, располагаются сцены битв бесов и ангелов. Также в этом ярусе рисуются круги с царствами, женщиной-землей, ковчегом, морем и лодкой (справа), а также с пророком Даниилом (слева).

Весь нижний ярус, а также третий, пересекает извивающееся тело змея. Слева за кругами нарисованы сцены рая. Справа внизу на иконе «Страшный суд» – изображение ада с Антихристом. Милостивый блудник стоит между этими двумя сценами — в середине. Справа от него изображена процессия покидающих ад ветхозаветных праведников.

Изображение змея

Этот иконографический мотив является уникальным и появился на образах «Страшный суд» относительно недавно. В росписях змей обычно изображается поднимающимся из ада к ногам коленопреклоненного перед Иисусом Адама.

Основой для этой сцены, являющейся одной из ключевых, стал сюжет из Библии о проклятье первого человека Творцом. На теле змея на иконах «Страшный суд» обычно изображается 20 колец. На каждом из них изображена сцена тех мытарств, через которые должна пройти человеческая душа, для того чтобы попасть в Царствие Небесное.

Иногда на иконах вместо змея изображается и огненная река. Этот сюжет известен по произведению «Хождение Богородицы по мукам». В зависимости от степени вины, люди в реке могут быть погружены в огонь по шею, по грудь или по пояс. Иногда на образах «Страшный суд» горящие грешники конкретизируются по социальным группам — знать, коронованные лица и т. д.

Какое значение имеет икона для верующих

Икона Суд Божий, исходя из общих толкований может вызывать чувство испуга, ужаса, но каждого человека, хочет он того или нет, в конце концов ожидает Страшный суд, где будут оценены все деяния.

Верховный судья там – Иисус Христос, именно ему во время Второго пришествия предначертано решить судьбу человека, отправив душу в вечный покой или мучения.

Главное, в чем заключается суть всего изображенного – не напугать, а заставить человека переосмыслить, как он живет, что делает, верит ли и искренне кается, совершив ошибку.

Поэтому церковное значение иконы Апокалипсиса – осознание грехов и покаяние.

Молитва перед иконой

Эту икону обычно не рассматривают как образ для чтения молитвы. Она несёт скорее мотивационную нагрузку. Но всё же никто не запрещает молиться и перед ней, если хочется.

Молитва иконе Страшного суда ориентирована на искупление грехов не только с помощью созерцания, но и произношением заветных слов, подтверждающих искренние намерения. Вот почему молиться перед иконой положено за невольные и вольные прегрешения, дабы получить возможность пройти в Небесное Царство, а также допускается поминание умерших грешников.

Яко на Страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй Судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля, и слово творя о содеянных мною злых: сице днесь, прежде даже не приити дневи осуждения моего, у святаго Твоего Жертвенника предстоя пред Тобою, и пред страшными и святыми Ангелы Твоими, преклонен от своея совести, приношу лукавая моя и беззаконная деяния, являяй сия и обличаяй. Виждь, Господи, смирение мое, и остави вся грехи моя, виждь яко умножишася паче влас главы моея беззакония моя. Кое убо не содеях зло? Кий грех не сотворих? Кое зло не вообразих в души моей? Всякое мое чувство и всякий уд оскверних, растлих, непотребен сотворих, делателище быв всячески диаволе. И вем, Господи, яко беззакония моя превзыдоша главу мою. Но безмерно есть множество щедрот Твоих, и милость неизреченна незлобивыя Твоея благости, и несть грех, побеждающь человеколюбие Твое. Темже, Пречудный Царю, незлобиве Господи, удиви и на мне, грешнем, милости Твоя, покажи благости Твоея силу и яви крепость благоутробнаго милосердия Твоего, и обращающася приими мя, грешнаго. Приими мя, якоже приял еси блуднаго, разбойника, блудницу.

Приими мя, пребезмерне и словом, и делом, и похотию безместною, и помышлением безсловесным согрешивша Тебе. И якоже во единонадесятый час пришедших приял еси, ничтоже достойно соделавших, тако приими и мене, грешнаго: много бо согреших, и осквернихся, и опечалих Духа Твоего Святаго, и огорчих человеколюбную утробу Твою, и делом, и словом, и помышлением, в нощи и во дни, явленне же и неявленне, волею же и неволею. И вем, яко представиши грехи моя предо мною таковы, яковы же мною содеяшася, и истяжеши слово со мною, о ихже разумом непрощенно согреших. Но, Господи, Господи, да не праведным судом Твоим, ниже яростию Твоею обличиши мя, ниже гневом Твоим накажеши мя.

Помилуй мя, Господи, яко не токмо немощен есмь, но и Твое есмь создание. Ты убо, Господи, утвердил еси на мне страх Твой, аз же лукавое пред Тобою сотворих, Тебе убо единому согреших. Но молю Тя, не вниди в суд с рабом Твоим. Аще бо беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Аз бо есмь пучина греха и несмь достоин, ниже доволен воззрети и видети на высоту небесную от множества грехов моих, ихже несть числа. Киими бо не растлихся грехи? Киими не содержахся злыми? Всяк грех содеях, всякую нечистоту вложих в душу мою: непотребен бых Тебе, Богу моему, и человеком. Кто возставит мя, в сицевая злая и толикая падшаго согрешения?

Господи Боже мой, на Тя уповах: аще есть ми спасения упование, аще побеждает человеколюбие Твое множества беззаконий моих, буди ми Спаситель, и по щедротам Твоим и милостем Твоим, ослаби, остави, прости ми вся, елика Ти согреших, яко многих зол исполнися душа моя, и несть во мне спасения надежды. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и не воздаждь ми по делом моим, и не осуди мя по деянием моим, но обрати, заступи, избави душу мою от совозрастающих ей зол и лютых восприятий. Спаси мя ради милости Твоея: да идеже умножится грех, преизобилует благодать Твоя. Даруй ми слезы сокрушения и умиления сердечнаго, возводящая падшия ко своему наследию, ими же очищуся от всякаго греха, ибо страшно и грозно место имам проити, тела разлучився: множество тогда, мрачное и безчеловечное демонов срящет мя, и никтоже в помощь спутствуяй или избавляяй, но дела моя осудят мя. Сего ради прежде конца в покаянии приими мя и никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай, не предаждь мене крамоле змиине и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть.

Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, сохрани мя Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики. Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое: ум мой светом разумения Святаго Евангелия Твоего просвети, душу любовию Креста Твоего озари, сердце чистотою словесе Твоего убели, тело мое Твоею страстию безстрастною исцели, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя к деланию заповедей Твоих, и даруй ми бодренным сердцем и трезвенной мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающему пришествия светлаго и явленнаго дне Твоего. Ты убо еси, Господи, Свет, паче всякаго света, Радость, паче всякия радости, Упование, паче всякаго упования, Жизнь истинная и Спасение, пребывающее во веки веков. Аминь!

Отче наш

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Слова святых о Страшном суде

О Страшном суде очень много сказано как в Священных писаниях, так и в высказываниях святых. Очень многие держали это изображение перед взором, чтобы видеть последствия грехов и нерадения духовного.

Св. Феофан Затворник говорил о непрестанной подготовке ко Второму пришествию Господа, не думая о том, когда это будет. Он считал, что это случится непременно, но когда — неизвестно.

Св. Иоанн также считал, что нечего гадать, когда случится последний день, однако существуют страшные предзнаменования скорого конца. Это различные напасти и разрушения, войны и голод. Сам же человек изменится, забудет законы Божьи. В это время будут множиться грехи и зло.

Итак, все святые отцы считали важным помнить про второе пришествие и Страшный суд. Икона с этим образом наглядно помогала в этом, ведь ее композиционный ряд составлен таким образом, чтобы видеть все наглядно и подробно (райское блаженство праведников и адские муки грешников).

Источник

Иконография Страшного Суда

Конечно, как и все прочие последования Постной Триоди, служба Недели о Страшном Суде имеет целью духовно пробудить христианина, оживить его молитвенное делание, привести к покаянию: «Но, едине Человеколюбие Спасе, Царю веков, прежде даже кончина не приспеет, покаянием обратив, помилуй мя» (на Господи, воззвах Слава:). Этой же цели служат и иконы Страшного Суда, получившие распространение с VIII в.; отдельные детали картины Страшного Суда были известны уже в IV-VI вв. [Покровский, Евангелие]. Иконографию Страшного Суда к XV в. можно считать полностью сложившейся. Говоря о развитии иконографии Страшного Суда, хочется привести слова Н.П.Кондакова о том, что православная иконографическая традиция усвоила издревле основные богословские темы и следует им, постоянно раскрывая в них новые стороны [Кондаков, Иконография].

Теме иконографии Страшного Суда были посвящены наши статьи в Московских епархиальных ведомостях (2002, №1-2 и 2008, №1-2). Данная заметка продолжает начатую тему; в ней говорится о некоторых редких иконах Страшного Суда, находящихся в отечественных и зарубежных музейных собраниях.

Икона Страшного Суда, написанная псковским мастером в первой половине XVI в. для Благовещенского собора города Сольвычегодск (ныне находящаяся в местном историко-художественном музее), представляет собой сложную многофигурную композицию устоявшейся иконографии.

В центре этого регистра изображен Престол Уготованный со всеми характерными особенностями; это тот престол, о котором пророчески возвещал Псалмопевец: Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный. Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки (Пс. 9:5, 6).

На иконе середины XVI в. из Каргополья, находящейся в собрании Государственного Эрмитажа, большее внимание уделено мытарствам. Как и на предыдущей иконе, здесь представлены все основные элементы традиционной иконографии Страшного Суда. К особенностям данной композиции можно отнести такие детали, как изображение «милостивого блудника», привязанного к столбу между адом и раем (по преданию, он не был допущен в рай, так как предавался блуду, но и адских мук избежал, т. к. постоянно творил милостыню). Еще одна важная деталь: сатана, сидящий на звере в адском пламени, держит в руках душу Иуды.

Сцены мучений грешников в аду представлены на десяти клеймах, которые занимают весь нижний регистр иконы.

В верхней части иконы справа изображены Бог Саваоф и Иисус Христос, сидящие на престоле. В центре иконы изображен сидящий на престоле Спаситель во славе. Правой рукой Он благословляет, а левой держит раскрытое Евангелие с текстом: Не на лица судите (Ин.7:24).

В левой части композиции изображены праведники, идущие на Суд. Они занимают три регистра, но, несмотря на большое количество, вполне узнаваемы, т. к. снабжены характерными атрибутами: у Моисея скрижали, у Псалмопевца Давида псалтирь, Ной изображен с ковчегом, а стоящий возле Авраама крошечный Исаак держит вязанку дров.

На фоне огненной реки, в самом низу ее, сидят на облачных седалищах пророки Давид и Иезекииль; они держат скрижали с текстами об адских муках и о воскресении мертвых.

Икона прекрасно написана, в ней содержится масса деталей повествовательного характера, а впечатление от нее двоякое: ее можно долго и с большим интересом рассматривать, но при этом ясного призыва к покаянию в ней не чувствуется. Хранится икона в собрании Музея греческого института византийских исследований в Венеции.

В нижней части композиции необычная деталь: подходящих к райским обителям праведников встречает у отверстых дверей рая Сам Спаситель в образе Великого Архиерея. У других врат изображена Матерь Божия.

Таким действенным призывом к покаянию Церковь считала и свои святые иконы, в том числе и иконы Страшного Суда Божия.

Протоиерей Николай Погребняк

Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 1-2, 2011 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *