иконостас большого собора донского монастыря

Уникальный иконостас Большого собора Донского монастыря открыт после реставраци​и

Москва, 4 апреля 2011 г.

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

В конце марта 2011 года, в преддверие праздника Благовещения сняты леса с иконостаса Большого собора Донского монастыря, который предстал перед взорами братии, прихожан и гостей обители во всем своем великолепии.

Реставрация иконостаса стала одним из этапов комплекса реставрационных работ в Большом соборе древней московской обители, в рамках которого также проведено устройство теплых полов и восстановление западного крыльца.

Первый этап работ предусматривал первоочередные и противоаварийные работы, включающие расчистку позолоченной резьбы и укрепление шелушений. Иконы также очистили от копоти и грязи, укрепили их красочный слой. Около трех месяцев специалистами Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры Российской Федерации (руководитель С.В.Филатов) проводили реставрационные работы по иконостасу.

Напомним, что именно специалисты ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» в 2010 году раскрыли и отреставрировали надвратные иконы на Спасской и Никольской башнях Московского Кремля.

Уникальный резной семиярусный иконостас создан в XVII веке по указу и на средства русских государей. Сооружение иконостаса началось в июне 1688 года мастерами Посольского приказа и Оружейной палаты. Работами руководил Карп Иванович Золотарев – живописец, резчик и зодчий, по чертежу и при непосредственном участии которого создан весь иконостас Большого собора.

Карп Золотарев собственноручно выполнил позолоту местного и праздничного чина, а также написал все иконы праздничного чина, а также изображения преподобных Антония и Феодосия Печерских. Праздничный ряд иконостаса состоит из шести икон, на которых размещены сюжеты двунадесятых годовых праздников.

Напомним, что в прошлом году Донской монастырь и издательство «Индрик» выпустили календарь, в котором впервые были опубликованы репродукции икон праздничного чина иконостаса Большого собора.
Долгие годы иконы второго яруса иконостаса находились под поздними записями XIX века, лишь в 1991 году, к 400-летнему юбилею монастыря была проведена их реставрация, раскрывшая подлинную живопись XVII века, работу одного из самых талантливых художников своего времени– золотописца Карпа Золотарева.

Большой собор Донского монастыря является главным храмом обители. Он построен по обету сестры императора Петра I царевны Екатерины Алексеевны при участии царевны Софьи Алексеевны. Строительство храма началось в 1684 году и продолжалось с перерывами до 1698 года. 21 августа 1698 года он был освящен митрополитом Сарским и Подонским Тихоном.
Стены собора расписаны художником Антонио Клаудо в 1786 году, программа росписей была составлена архитектором В.Баженовым.

В 2010 году в интерьерах Большого собора проведены ремонтно-реставрационные работы. В процессе реставрации были сняты временные дощатые полы и подняты чугунные плиты пола, устроенного на средства купца Кузьмы Замятина в 1752 году. В храме проведено водяное отопление с автоматической системой регулирования температуры пола. Вновь уложены плиты пола и сделан заказ литейному заводу «ЛитВЕСС» на изготовление плит, чтобы восполнить утраты покрытия пола и ступеней солеи.

После завершения работ по устройству теплых полов в центральной части храма, были проведены работы по ремонту нижнего яруса стен. Одновременно с этими работами началась реставрация иконостаса.
Сложные работы по полам потребовали демонтажа пристенных иконостасов и киотов с иконами. После монтажа полов по ним также проведены работы по очистке от пыли и грязи.
В алтаре также проведены работы по напрестольной сени, которую очистили от запыления, которое произошло во время устройства полов.

Важным этапом работ в Большом соборе стало восстановление к престольному празднику – дню Донской иконы Божией Матери, западного крыльца. Специалисты-реставраторы осуществили укрепление конструкции западного крыльца, вычинку кирпичной кладки парапетов и столбов. По проекту реставрации заново выстелены площадки и выполнены новые ступени. Крыльцу были возвращены первоначальные барочные формы XVIII века, выраженные в дугообразном расположении ступеней.

В настоящее время также ведутся работы в подклете Большого собора, где находится Сретенский храм, 300-летие которого будет отмечаться в 2012 году. Храм в честь Сретения Господня, являющийся усыпальницей Имеретинского царя Арчила и его потомков, был освящен 24 сентября 1712 года. Помимо царя Арчила и членов его семьи, в храме похоронены царевичи и князья грузинские, представители других грузинских родов, грузинского и греческого духовенства.

Реставрация Большого собора – часть комплексной программы развития Донского монастыря, разработанной в 2010 году. Концепция реставрации и развития монастыря получила одобрение и благословение священноархимандрита Донского монастыря Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

При ее разработке особое внимание уделялось тому, чтобы уровень и качество проводимых работ, а также квалификация рабочих и реставраторов соответствовали требованиям современной научной реставрации. Действия реставраторов в монастыре согласовывались с Министерством культуры Российской Федерации.

Для консультативного сопровождения реставрационных работ наместником монастыря епископом Ставропольским и Невинномысским Кириллом был организован научно-методический экспертный совет по вопросам реставрации и сохранения объектов культурного наследия «Ансамбль Донского монастыря, XVI-XIX вв.», организационное заседание которого состоялось 24 декабря 2010 года в Донском монастыре. Членами Научно-методического совета стали ведущие специалисты в области охраны культурного наследия, эксперты Министерства культуры Российской Федерации. В первом квартале 2011 года Научно-методический совет монастыря собирался дважды по вопросу реставрации иконостаса и реставрации надгробия архиепископа Амвросия (Бантыш-Каменского), погребенного в Малом соборе Донского монастыря.

Источник

Архитектурный ансамбль

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Расписание богослужений

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Соборный храм в честь иконы Богородицы, именуемой Донской (Большой собор)

Главной архитектурной доминантой Донского монастыря является величественный собор в честь иконы Богородицы именуемой «Донской». Уникальной особенностью Донского монастыря стало решение об основании на его территории еще одного собора, посвященного Донскому образу Богородицы, что явилось исключением среди прочих русских монастырей. В силу этого обстоятельства новый собор стал именоваться «Большим», а старый – «Малым».

Строительство собора было начато при наместнике монастыря архимандрите Никоне в 1683 году и продолжилось до 1698 года. Храм был возведен по обету сестер Петра I Екатерины Алексеевны и Софьи Алексеевны из «царских сокровищ». Обет был дан, очевидно, в связи с подписанием Бахчисарайского мира России с Турцией и Крымским ханством.

Великое освящение храма состоялось 21 августа 1698 года при архимандрите Антонии (Одиновиче), совершил его митрополит Сарский и Подонский Тихон (Воинов) в последствии митрополит Казанский и Свияжский.

Величественный пятиглавый собор возведенный из красного кирпича, поставлен на высоком подклете и окружен двухъярусной в настоящее время закрытой галереей. Фасады сооружения усложнены округлыми выступами, которые вместе с алтарным выступом образуют крест. Эти округлые выступы, расположенные по сторонам света, поднимаются на всю высоту храма и несут боковые главы. Весь архитектурный облик собора представляет собой достаточно редкое для того времени так называемое «лепестковое» сооружение, что придает ему уникальную неповторимость и красоту.

Интерьер собора выглядит столь же величественно, благодаря хорошей освещенности через окна и пять световых барабанов. Величавый семиярусный иконостас в стиле «московского» барокко, был выполнен под руководством мастера Оружейной палаты К. Золотарева, в 1695-1699 году. Несмотря та то, что сам иконостас и иконы неоднократно поновлялись он сохранился до наших дней в первозданной красоте.

Работы по благоукрашению храма продолжились и в начале XVIII века. В 1703 году в киотах на фасаде храма были написаны иконы, а наличники и карнизы расписаны растительным орнаментом, хорошо выделявшемся на белом фоне стен. В 1740-ых годах, по проекту зодчего В. С. Обухова, к юго-восточному углу собора было пристроено помещение ризницы с характерными тому времени раннебарочными наличниками.

В 1750 году на средства атамана войска Донского Даниила Ефремова были позолочены все главы собора. В 1752 году на средства купца Кузьмы Антоновича Замятина были устроены в храме чугунные полы, существующие в настоящее время.

В 1782 году по благословению наместника монастыря архимандрита Аввакума (Миланковича), известный архитектор В. И. Баженов разрабатывает программу росписей интерьера собора. Согласно этой программе, евангельские сюжеты трактовались как отдельные сюжетные картины, которые регистрами располагались по стенам храма. В остальном росписи за небольшими исключениями следовали устоявшейся традиции. В частности, куполе отсутствует изображение Христа Пантократора, а там изображен Святой Дух в виде голубя, при этом изображения евангелистов в парусах традиционно. Своды храма имеют характерную для эпохи классицизма роспись имитирующую лепные кессоны. На подпружных арках изображены «силы небесные», а на столбах – праотцы и святые. Алтарная часть в то время осталась не расписанной. Непосредственно живописные работы выполнял итальянский художник Антонио Клаудио, которые были окончены в 1786 году. Монументальные росписи Большого собора, выполненные в традициях эпохи классицизма достаточно органично вписались в интерьер древнего храма. Несколько позднее живописцем А. Ивановым были выполнены росписи галерей, которые переоборудуются в закрытые.

В 1812 году Большой собор, как и весь монастырь, был разорен французскими войсками. Работы по восстановлению храмов начали сразу после ухода неприятеля. Большие средства на восстановление Донского монастыря пожертвовало донское казачество. Атаман войска Донского граф Матвей Иванович Платов прислал в 1815 году на возобновление разграбленных французами храмов Донского монастыря 11 тысяч рублей и 10 пудов серебра, отбитого казаками у неприятеля. В 1816 году из этого серебра были сделаны ризы на все иконы нижнего яруса иконостаса.

В 20-е годы XIX века вновь были несколько надстроены верхние части основного объема собора, тогда же были заново перекрыты и купола. Связанно это было с устройством калориферного отопления в соборе. Центральный купол был покрыт кованным железом и позолочен, четыре боковых были покрыты «белым английским» железом и украшены золочеными звездами. В конце XIX века вновь поновляются все росписи в галереях храма. От первоначальных росписей XVIII века сохраняются только три композиции на сводах при входе в храм. Последний раз в XIX веке внутреннее убранство собора и росписи поновлялись к коронации императора Николая II в 1896 году.

В 1925 году 20 апреля в праздник Входа Господня во Иерусалим в сослужении шестидесяти архиереев в Большом соборе было совершено отпевание Патриарха Всероссийского Тихона (Белавина).

С 1926 года богослужение в храме совершается уже нерегулярно, в галереях начинает свою работу антирелигиозный музей. К концу 1920-х богослужения прекращаются. С 1935 по 1989 годы в помещениях собора находились разные экспозиции музея архитектуры, что позволило сохранить уникальный иконостас и росписи собора.

После возвращения всех зданий монастыря Московской патриархии в 1990 году были освобождены от музейных экспонатов помещения Большого собора. 18 августа 1991 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Редигер) совершил Великое освящение собора. С этого момента начинаются регулярные богослужения в Большом соборе.

В середине 1990-х годов были выполнены новые росписи в алтарной части собора.

В марте 2011 года была закончена кропотливая работа по реставрации иконостаса Большого собора. Реставрация иконостаса стала одним из этапов комплекса реставрационных работ в Большом соборе древней московской обители, в рамках которого также проведено устройство теплых полов и восстановление западного крыльца. Специалисты-реставраторы осуществили укрепление конструкции западного крыльца, вычинку кирпичной кладки парапетов и столбов. По проекту реставрации заново выстелены площадки и выполнены новые ступени. Крыльцу были возвращены первоначальные барочные формы XVIII века, выраженные в дугообразном расположении ступеней.

В 2013 году в соборе были проведены частичные реставрационно-ремонтные работы во время которых были установлены новые оконные блоки, расчищен от копоти главный барабан и своды храма. Так же в ходе работ было открыто северное крыльцо храма. В результате кропотливой научно-изыскательской работы парадное крыльцо собора было восстановлено в первоначальном виде XVIII века. Сейчас это крыльцо представляет собой широкую лестницу которая расходится двумя маршами и ведет к галерее храма. Именно это крыльцо когда то было главным входом в Большой собор.

Главной святыней собора является особо почитаемый храмовой образ Донской Богородицы находящийся в местном ряду иконостаса справа от Царских врат. Образ датируется XVII веком и был перенесен сюда из Малого собора. Известным царским изографом Симоном Ушаковым для этой иконы была написана живописная рама с сюжетом «Древо Иессеево».

Ежегодно 1 сентября в праздник Донской Богородицы в Большой собор прибывает древнейший образ Донской Богородицы из Государственной Третьяковской галереи. Перед ним, по преданию, молился царь Федор Иоаннович в 1591 году в походной церкви на месте будущего монастыря.
Другой духовной жемчужиной Донской обители являются святые мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, почивающие ныне в золоченой раке на солее Большого собора, с правой стороны от Царских врат.

Источник

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыряиконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыряиконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыряиконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыряиконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Главные новости

Назначена и.о. игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой

В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий

Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц

Архив

Уникальный иконостас Большого собора Донского монастыря открыт после реставрации

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

В конце марта 2011 года сняты леса с иконостаса Большого собора Донского ставропигиального монастыря. Реставрация иконостаса стала одним из этапов комплекса реставрационных работ в Большом соборе древней московской обители, в рамках которого также проведено устройство теплых полов и восстановление западного крыльца.

Первый этап работ предусматривал первоочередные и противоаварийные работы, включающие расчистку позолоченной резьбы и укрепление шелушений. Иконы также очистили от копоти и грязи, укрепили их красочный слой. Около трех месяцев специалистами Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ (руководитель С.В. Филатов) проводили реставрационные работы по иконостасу.

Именно специалисты ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» в 2010 году раскрыли и отреставрировали надвратные иконы на Спасской и Никольской башнях Московского Кремля.

Уникальный резной семиярусный иконостас создан в XVII веке по указу и на средства русских государей. Сооружение иконостаса началось в июне 1688 года мастерами Посольского приказа и Оружейной палаты. Работами руководил Карп Иванович Золотарев ― живописец, резчик и зодчий, по чертежу и при непосредственном участии которого создан весь иконостас Большого собора.

Карп Золотарев собственноручно выполнил позолоту местного и праздничного чина, а также написал все иконы праздничного чина, а также изображения преподобных Антония и Феодосия Печерских. Праздничный ряд иконостаса состоит из шести икон, на которых размещены сюжеты двунадесятых годовых праздников.

Долгие годы иконы второго яруса иконостаса находились под поздними записями XIX века, лишь в 1991 году, к 400-летнему юбилею монастыря была проведена их реставрация, раскрывшая подлинную живопись XVII века, работу одного из самых талантливых художников своего времени– золотописца Карпа Золотарева.

Большой собор Донского монастыря является главным храмом обители. Он построен по обету сестры императора Петра I царевны Екатерины Алексеевны при участии царевны Софьи Алексеевны. Строительство храма началось в 1684 году и продолжалось с перерывами до 1698 года. 21 августа 1698 года он был освящен митрополитом Сарским и Подонским Тихоном.

Стены собора расписаны художником Антонио Клаудо в 1786 году, программа росписей была составлена архитектором В. Баженовым.

В 2010 году в интерьерах Большого собора проведены ремонтно-реставрационные работы. В процессе реставрации были сняты временные дощатые полы и подняты чугунные плиты пола, устроенного на средства купца Кузьмы Замятина в 1752 году. В храме проведено водяное отопление с автоматической системой регулирования температуры пола. Вновь уложены плиты пола и сделан заказ литейному заводу «ЛитВЕСС» на изготовление плит, чтобы восполнить утраты покрытия пола и ступеней солеи.

После завершения работ по устройству теплых полов в центральной части храма, были проведены работы по ремонту нижнего яруса стен. Одновременно с этими работами началась реставрация иконостаса.

Сложные работы по полам потребовали демонтажа пристенных иконостасов и киотов с иконами. После монтажа полов по ним также проведены работы по очистке от пыли и грязи.

В алтаре также проведены работы по напрестольной сени, которую очистили от запыления, которое произошло во время устройства полов.

Важным этапом работ в Большом соборе стало восстановление к престольному празднику ― дню Донской иконы Божией Матери, западного крыльца. Специалисты-реставраторы осуществили укрепление конструкции западного крыльца, вычинку кирпичной кладки парапетов и столбов. По проекту реставрации заново выстелены площадки и выполнены новые ступени. Крыльцу были возвращены первоначальные барочные формы XVIII века, выраженные в дугообразном расположении ступеней.

В настоящее время также ведутся работы в подклете Большого собора, где находится Сретенский храм, 300-летие которого будет отмечаться в 2012 году. Храм в честь Сретения Господня, являющийся усыпальницей Имеретинского царя Арчила и его потомков, был освящен 24 сентября 1712 года. Помимо царя Арчила и членов его семьи, в храме похоронены царевичи и князья грузинские, представители других грузинских родов, грузинского и греческого духовенства.

Реставрация Большого собора ― часть комплексной программы развития Донского монастыря, разработанной в 2010 году. Концепция реставрации и развития монастыря получила одобрение и благословение священноархимандрита Донского монастыря Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Для консультативного сопровождения реставрационных работ наместником монастыря епископом Ставропольским и Невинномысским Кириллом был организован научно-методический экспертный совет по вопросам реставрации и сохранения объектов культурного наследия «Ансамбль Донского монастыря, XVI-XIX вв.», организационное заседание которого состоялось 24 декабря 2010 года в Донском монастыре. Членами Научно-методического совета стали ведущие специалисты в области охраны культурного наследия, эксперты Министерства культуры РФ. В первом квартале 2011 года Научно-методический совет монастыря собирался дважды по вопросу реставрации иконостаса и реставрации надгробия архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского), погребенного в Малом соборе Донского монастыря.

Пресс-служба Донского монастыря/Патриархия.ru

Источник

Иконостасы

Приглашаю вас полюбоваться на самые необычные и красивые иконостасы. Сначала немного истории. Иконостас – это перегородка, отделяющая в православном храме алтарную часть от остального помещения. В древности иконостасов не было, алтарь был открыт или же отделялся от остального пространства храма декоративными колоннами. Постепенно появилось ограждение, чтобы в переполненном храме никто посторонний не попадал в алтарь — самое святое пространство храма.

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря

Впоследствии на ограждении и на полке над ним стали размещать особо чтимые иконы. Постепенно стали увеличиваться размеры перегородки и количество икон. Особое развитие иконостасы получили на Руси, где большинство церквей было деревянными и не имело настенной росписи, поэтому особое значение приобретало увеличение количества икон. В русских православных храмах примерно с середины Средних веков алтарные перегородки становятся сплошными и полностью скрывают алтарь от взоров верующих.

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Семиярусный иконостас Большого собора Донского монастыря

Иконостас Троице-Сергиевой лавры

Считается, что один из первых высоких иконостасов был создан в самом начале XV века для Успенского собора во Владимире, он до наших дней не сохранился. Но один из первых высоких иконостасов и один из трех иконостасов XV века, дошедших до нас, мы можем увидеть в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Троицкий собор лавры — древнейшее из сохранившихся сооружений лавры, в нем хранится одна из величайших святынь русской православной церкви — мощи Преподобного Сергия Радонежского

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры

Ценность иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в том, что это единственный комплекс начала XV века, сохранившийся в храме, для которого и был предназначен.

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры

Создан этот иконостас в 1425—1427 годах.

Иконостас Рублева

Иконы и фрески Троицкого собора были выполнены мастерами под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного. Именно для этого иконостаса была написана «Троица» — великое творение Андрея Рублева и самое известное в мире произведение русской иконописи. Сейчас подлинник хранится в Третьяковской галерее, а в иконостасе представлена копия

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры

Иконостас Благовещенского собора

Также одним из очень древних является иконостас Благовещенского собора Московского кремля – самого, пожалуй, уютного храма Кремля, со сказочным полом из агатовидной яшмы янтарно-медовых оттенков

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Благовещенский собор Московского кремля

Иконостас Благовещенского собора дошел до нас не в том первоначальном виде, как он создавался. Иконы 2-го и 3-го снизу ряда написаны в конце XIV – начале XV веков (!). Ряды выше — написаны в XVI веке. В центре иконостаса – серебряные позолоченные чеканные Царские врата. Интересно, что в нижнем ряду иконостаса предусмотрено постоянное место для образа небесного покровителя царствующего государя. После смерти царя эту икону уносили «ко гробу», а для Благовещенского собора писали новый образ покровителя государя, взошедшего на престол

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Иконостас Благовещенского собора Московского кремля

Устройство иконостаса

Пожалуй, надо сказать об устройстве иконостаса. Образа на иконостасе располагаются рядами, которые называются ярусами или чинами. Каждый чин имеет своё название, при движении снизу вверх это: местный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий. Читать ярусы иконостаса надо сверху вниз, они иллюстрируют ход истории от древнейших времен до наших дней (в церковном трактовании). Традиционным в православии считается пятиярусный иконостас, но могут быть добавлены ряды с иконами Страстей Христовых, страстей апостольских, каких-то иных композиций. Вот, например, церковь Покрова в Филях, прекрасный образец нарышкинского барокко

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Церковь Покрова в Филях

В ней в нижнем храме, освященном в честь Покрова Пресвятой Богородицы, иконостас трехъярусный. Он был создан в XIX веке, поскольку убранство первого этажа было разграблено и осквернено французами в 1812 году. Верхний храм Спаса Нерукотворного практически полностью сохранил свой первоначальный облик и своё главное украшение — потрясающий восьмиярусный иконостас необычной ступенчатой формы

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Верхний храм Спаса Нерукотворного церкви Покрова в Филях

Автором этого резного чуда является один из лучших мастеров Оружейной палаты Карп Иванович Золотарёв. Пышный растительный орнамент словно бы навевает нам образы прекрасного райского сада, в котором пребывают образы святых. Посмотрите, как резной декор меняет традиционные очертания икон, придает им необычные овальные или многогранные формы, уводит от четкого деления ярусов на горизонтали

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Но все-таки основная эволюция иконостаса проходила в развитии декора. Для русских мастеров была характерна плоскостная и глухая, несквозная резьба. А приглашенные белорусские и украинские резчики работали в так называемой флемской (т.е.фламандской) манере: прорезная, объемная, практически скульптурная резьба позволяла украшать интерьеры с невиданной ранее пышностью и нарядностью

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Левая часть иконостаса храма Спаса Нерукотворного церкви Покрова в Филях

Царские врата иконостаса

В центральной части иконостаса располагаются Царские врата. Предполагается, что иконостас помогает понять содержание и смысл происходящего в храме богослужения, он призван наглядно демонстрировать, что верующие на своих путях духовной жизни не одиноки – им помогает тот, кто прошел этим путем, достиг спасения и теперь молится вместе с ними. В самом нижнем ряду располагаются Царские врата как образ дверей в рай. По бокам Царских врат помещаются иконы Спасителя и Богоматери.

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Центральная часть иконостаса с царскими вратами. Храм Спаса Нерукотворного церкви Покрова в Филях

Второй иконой справа от Царских врат иконостаса всегда располагается образ, изображающий святого (или событие), в честь которого освящен храм. То есть чтобы узнать, как называется и в честь кого освящен храм, достаточно посмотреть на вторую справа от Царских врат икону

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Правая часть иконостаса. Храм Спаса Нерукотворного церкви Покрова в Филях

Иконостасы в Москве

Столица России уместила более 1000 храмов и часовен, поэтому можно только представить какое тут таится разнообразие иконостасов! Прежде чем перейти к описанию особо выдающихся иконостасов Москвы, напомню, что краткую экскурсию по церквям Москвы вы можете провести прямо сейчас — если посетите статью Храмы и церкви Москвы.

Уникальный иконостас сохранился и в церкви Троицы Живоначальной в Останкино. Эта церковь сама по себе очень живописна и нарядна. В её пышном декоре использованы белокаменные резные детали, цветные глазурованные изразцы, широкие пояса-карнизы, кокошники разного профиля, наличники причудливых форм

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Церковь Троицы Живоначальной в Останкино

К сожалению, от первоначального иконостаса сохранилась только нижняя часть с царскими вратами, что не умаляет его уникальности. Во-первых, иконостас церкви 9-ярусный. В православном издании мне попалась информация, что в этом иконостасе 9 рядов и 10 чинов и что в России всего три таких иконостаса

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Во-вторых, в самом нижнем ряду, под иконами местного чина расположены образы «еллинских мудрецов» Орфея, Истоика, Фулидоса и Аполлона с «провозвестительными» изречениями о Христе на свитках в руках. Эти философы никогда не почитались как святые, а иконография их изображений восходит к западной традиции, согласно которой античные философы считались стихийными христианами.

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Сфотографировать этот нижний ряд иконостаса я не смогла из-за сумерек, а на фотографиях из интернета, в том числе и с сайта храма, этот ряд либо не виден из-за ажурной ограды, либо образы древних мудрецов закрыты специальными экранами. Вот на следующем фото, сделанном с церковных хоров, экраны темно-красного цвета с изображением креста как раз и скрывают лики античных философов

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Иконостас создан в конце XVII – начале XVIII (источники называют немного разные даты). Высота его составляет 13,5 м. В нем применены различные техники: и серебрение, и золочение, что встречается очень редко. Даже в одном ряду иконы имеют разную форму и отличаются по высоте и длине. Ни один из ярусов не повторяет другого. Два верхних яруса конца XVII века с 16 изображениями Страстей Христовых — самый полный из всех до сих пор известных циклов на эту тему в иконостасах. Они выполнены во многом с образцов — лицевых Библий Пискатора и Вейгеля, а также Рубенса и Тициана.

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Иконостас в церкви Троицы Живоначальной

Великолепный девятиярусный иконостас находился в церкви Троицы Живоначальной в селе Троицком-Лыкове. Церковь выстроена в 1698-1703 гг. предположительно архитектором Я.Бухвостовым. Белоснежная, трепетно-прекрасная церковь имела пышное наружное убранство, а внутри ввысь под своды, на высоту 20 метров, уходил резной золоченый иконостас, выполненной мастерами Оружейной палаты и украшенный в барочном стиле виноградными лозами и гроздьями, диковинными плодами и растениями

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Церковь Троицы Живоначальной в селе Троицком-Лыкове

Ещё в 1935 г. храм Живоначальной Троицы был объявлен памятником архитектуры мирового значения и взят на учет Лигой Наций (позднее комиссией ЮНЕСКО), но это не уберегло его от разрушения. К началу XХI века храм находился в плачевном состоянии, а иконостас был практически утрачен. Сейчас храм восстановлен полностью, но как я ни рассматривала иконостас, как ни считала, у меня получалось только 8 ярусов. Возможно, какой-то чин занимает неполный ряд и я не могу его отследить

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Но больше всего в иконостасе Троицкого храма меня смутила очень яркая позолота и очень гладкая фактура материала, из которого выполнен иконостас, словно это и не дерево, и не резьба

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Чтоб было понятно, о чем речь, вот несколько фотографий с сайта мастерской, восстанавливавшей интерьеры храма (сейчас иконостас выглядит так же).

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Деталь иконостаса Троицкой церкви в селе Троицком-Лыкове

Никакой информации о материале, из которого изготовлен восстановленный иконостас, я нигде не нашла.

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Деталь иконостаса Троицкой церкви в селе Троицком-Лыкове

Вот царские врата храма Живоначальной Троицы в Троице-Лыкове

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Иконостас Покровского собора

А вот в главном храме Марфо-Мариинской обители – Покровском соборе – иконостас очень простой. Несмотря на внешний вид древнерусского храма, собор построен архитектором А. Щусевым всего лишь сто лет назад, в 1912 году, и представляет собой великолепный образец стиля модерн в храмовом зодчестве, обыгрывая элементы новгородских и псковских церквей XII-XIV веков

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Покровский собор Марфо-Мариинской обители

Росписи храма изнутри выполнил известный живописец М.В. Нестеров. Интерьеры храма очень просты и так же лаконично оформлен иконостас

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Помимо того, что он одноярусный, тут и количество икон минимально: только два обязательных образа, Спасителя и Божией Матери

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Иконостас церкви Климента Папы Римского

Великолепным примером московского иконостаса в стиле барокко может служить иконостас церкви Климента Папы Римского, сохранившийся почти в первозданном виде. Этот православный храм освящен в честь священномученика, принадлежащего единой христианской церкви, ещё до разделения на православие и католичество. Каменные храмы на этом месте строятся с 1657 года. Дошедший до нас храм выстроен в 1769 году, архитектор его доподлинно не известен. Совсем недавно, в конце 2013 года, закончилась реставрация храма

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Церковь Климента Папы Римского

Ценность интерьера Климентовской церкви в его стилистической целостности, в продуманном композиционном и смысловом единстве иконостаса и храма в целом. Вы входите в храм через низкую трапезную и вас уже начинает сопровождать барочное убранство боковых приделов, которое достигает апогея, когда вы попадаете в центральную часть храма. Архитектура иконостаса подчеркнуто устремлена вверх и ваш взгляд поднимается к куполу и свету, где навершие иконостаса уходит в барабан основного купола так, что золотые лучи вершины оказываются вровень с окнами

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Иконостас центрального придела церкви Климента Папы Римского

Уникальность иконостаса церкви Климента Папы Римского ещё и в том, что он охватывает все пять приделов храма на двух этажах. Вот на этой фотографии с церковных хоров хорошо видны все пять приделов — Преображенский (центральный), Знаменский (левый нижний), Рождества Богородицы (левый верхний), Никольский (правый нижний), Вознесенский (правый верхний)

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Грандиозная, подобная фасаду здания, золотая стена иконостаса имеет сложную, объемную и ломаную, конфигурацию, она словно то наступает на нас, то отступает, создавая движение света и тени, пробуждая эмоции, не оставляя нас равнодушными. Особую выразительность иконостасу придают объемные фигуры ангелов, которые расположены на трех ярусах центрального иконостаса. Высота фигур более полутора метров

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Вид с хоров на центральную часть иконостаса церкви Климента Папы Римского

Живопись иконостаса относится к XIX веку и выполнена в европейской манере, в стиле итальянского искусства XVIII века: свободные позы фигур, светотеневые решения пространства, струящиеся мягкие драпировки и насыщенный колорит. Есть предположения, что некоторые иконы могли быть написаны Д.Г. Левицким. Живописные композиции заключены в разнообразные фигурные рамы: круглые, овальные, вытянутые вверх, невыразимо сложные, но всегда с изящно изогнутыми очертаниями.

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Моих теологических познаний не хватает, чтобы определить чины в этом иконостасе, поэтому буду основываться на статье в научном сборнике, где говорится, что иконостас включает в себя три яруса и семь подъярусов. Нижний ряд содержит три сюжета из Деяний святых апостолов, второй – храмовые образа и иконы святых; третий – двунадесятые праздники, евангельские сцены и притчи

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

На следующем фото иконостаса придела Рождества Богородицы хорошо видно искуснейшее исполнение царских врат, включающее в себя и виртуозную резьбу, и живопись

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Иконостас Храма Христа Спасителя

Очень оригинально решен иконостас Храма Христа Спасителя. Проектировал его, как и весь собор, архитектор Константин Тон. Иконостас Храма Христа Спасителя представляет собой восьмигранную часовню, украшенную в русском стиле колоночками, килевидными кокошниками, луковичными главками и увенчанную бронзовым позолоченным шатром. Силуэт иконостаса напоминает силуэты башень Кремля и Покровского собора, олицетворяя собой национальный русский стиль, образы Москвы и России.

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Иконостас Храма Христа Спасителя четырехъярусный. Высота его вместе с шатром составляет 26,6 метров – это выше шестиэтажного дома. Изначально иконостас был выполнен из белого, без прожилок, каррарского мрамора, с орнаментами и инкрустациями из мрамора разных цветов. Для отделки использовались также лабрадор и шокшинский кварцито-песчаник. Шатер, главки с крестами, царские врата и рамки для икон были позолочены желтоватым или зеленоватым золотом.

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

При восстановлении храма Христа Спасителя проводились обширные исследования. Например, в Музее геологии им. Вернадского были найдены подлинные фрагменты иконостаса, что позволило уточнить его конструктивные особенности и цветовую гамму. В целом иконостас храма Христа Спасителя воссоздан очень близко к первоначальному виду. Белый, даже белоснежный, полированный мрамор создает впечатление выполненного из фарфора

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Использован итальянский каррарский мрамор, отечественные камни лабрадор, красный гранит, порфир и яшма

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Иконостас церкви Пимена Великого в Новых Воротниках

В конце XIX – начале XX веков стали создаваться иконостасы из новых, ранее не используемых для этого, материалов. Вот, например, церковь Пимена Великого в Новых Воротниках. Воротники в названии слободы означают не деталь одежды, а сторожей у ворот, которые селились в этой местности и дали ей название.

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках

Сама церковь старая: в камне была выстроена в 1702 году на месте сгоревшей деревянной, потом не раз достраивалась. А в 1897 году по проекту архитектора Ф.Шехтеля были обновлены интерьеры храма и был создан иконостас, не имеющий аналогов в Москве. Он выполнен из итальянского мрамора и украшен неглубокой, но четко читаемой резьбой.

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Так как церковь имеет главный престол (в честь Святой троицы) и два боковых придела (в честь святого Пимена и Владимирской иконы Божией матери), то соответственно подобает иметь три иконостаса. Но здесь три отдельных иконостаса объединены в единую трехчастную композицию

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Посмотрите на фото 1912 года: иконостас практически не изменился и дошел до наших дней таким, как его создавал великий Ф.Шехтель. Возможно, этому способствовало и то, что храм в советское время не закрывался, правда, одно время он был оплотом обновленцев – т.е. течения, поддерживающего советскую власть и выступавшего против патриарха.

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Все три иконостаса двухъярусные. Помимо иконостаса, из мрамора выполнена решетка вокруг предъалтарного пространства. А вот отдельно стоящие киоты с иконами сделаны из дерева и только расписаны под мрамор. Интерьеры этой церкви я видела только при неярком освещении свечей и ламп, которое дает резкие тени, подчеркивающие резьбу. Но посмотрите, как роскошно смотрится резной мрамор при ярком свете

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Царские врата украшены изображениями пальмовых ветвей, а весь иконостас — виноградными лозами с гроздьями ягод

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Не могу не сказать про роспись внутренних интерьеров храма: эта стилизация под древнерусское теремное зодчество выполнена с огромным художественным вкусом и фантазией и дарит вам ощущение сказки и волшебства. Росписи были выполнены воспитанниками Строгановского училища по эскизам Шехтеля. Я нашла информацию, что орнаменты храма исполнены по образцам М.А.Врубеля, а мне растительные узоры напоминают рисунки Билибина

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Вид от входа на внутренние интерьеры церкви Пимена Великого в Новых Воротниках

Иконостас Храма Преображения Господня в Тушине

Удивительную перекличку с этим шехтелевским иконостасом являет собой заново созданный в наше время иконостас Храма Преображения Господня в Тушине. Нынешнее здание храма построено в конце XIX века по проекту архитектора В.О.Грудзина. В советское время храм был закрыт, колокольня и купол взорваны, помещения отданы под склады.

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Храм Преображения Господня в Тушине

После возвращения храм был восстановлен в совершенно новом, даже новаторском, внутреннем убранстве. По замыслу, оформление храма должно быть таким, чтобы позволить православному из любой страны мира найти здесь частицу своей культуры. В итоге первая часть храма расписана фресками, а стены и потолок центральной части украшены мозаиками из натурального камня с минимальным вкраплением золотой смальты. Неяркие, но четко читаемые фигуры панно навевают образы древних катакомбных или пещерных храмов.

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Сдержанному оформлению стен, лишенному открытого пафоса и пышного ликования, вторит одноярусный иконостас, в котором прочитываются аналогии не только с эпохой модерна, но и с древними грузинскими и греческими храмами

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

В 1994 году за мозаичное убранство храма Преображения Господня в Тушине пятеро художников были удостоены Государственной премии Российской Федерации. Впоследствии один из художников, Корноухов Александр Давыдович, был приглашен в Ватикан для создания мозаик в капелле Папского дворца к юбилею 2000 года. Эта капелла, по замыслу Папы Иоанна Павла II, должна была стать символом единения православной и католической культуры

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Фарфоровый иконостас в храме Преображения Господня

А в Подмосковье, в городе Железнодорожный вот в этом храме Преображения Господня до наших дней сохранился уникальный фарфоровый иконостас начала прошлого века. На этом месте церкви ставились с XVII века. Нынешняя выстроена в конце XIX – начале XX века по проекту архитектора А.Ветлицкого на добровольные пожертвования прихожан, а на иконостас жертвовал купец Викула Морозов, владелец местной мануфактуры

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Трехъярусный иконостас выполнен в нежных оттенках бело-розовой и лазоревой гаммы, с обильной позолотой. Не верится, что иконостасу более ста лет: краски очень чистые, сияющие, а блеск глазурованной поверхности и золота усиливает впечатление нарядности и торжественности. Мне особенно понравился белый голубь над царскими вратами, словно взмывающий из пике после крутого падения, но сфотографировать его отдельно не получилось

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

В храме помимо центрального престола освящены ещё два — во имя Преподобного Сергия Радонежского и Преподобного Серафима Саровского. В боковых приделах, посвященных им, установлены иконостасы такого же вида, но поменьше. Высота иконостасов около 6 метров, ширина центрального — 12 метров, боковых по 5 метров.

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Один из боковых приделов храма Преображения Господня в Железнодорожном

Состоит иконостас из разнообразных и сложных скульптурных и геометрических форм: колонки с канелюрами, карнизы разного профиля, барельефы с растительным узором, медальоны, объемные орнаменты. А ведь все эти элементы не просто сформованы и вылеплены, они ещё и обжигались при температурах выше тысячи градусов, что и обеспечило иконостасу такую долговечность

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Создан иконостас на Тверской фабрике товарищества М.С.Кузнецова (ныне — Конаковский фаянсовый завод) по проекту профессора архитектуры В.А.Косякова и скульптора Н.В.Анненского. Всего фабрика М.С.Кузнецова изготовила 38 подобных иконостасов, которые были установлены в разных городах России. Один иконостас, выставлявшийся на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., был приобретен для русской православной церкви в чешском городе Марианске-Лазне.

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Интересно, что к фарфору, как к материалу для создания иконостаса, вновь обратились в XXI веке. Вот, например, храм Живоначальной Троицы в честь тысячелетия Крещения Руси в Орехове-Борисове. Это целый комплекс Патриаршего подворья на Борисовских прудах, куда входят надвратная звонница, часовня, воскресная школа и дом причта

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Весь комплекс выполнен в византийском стиле. Храм Живоначальной Троицы завершен строительством в 2004 году

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Иконостас выполнен Санкт-Петербургскими мастерскими под руководством художника Ю.Волкотруба в традициях уже упоминавшихся Кузнецовских мастерских XIX века

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Сама я не смогла сделать фотографии иконостаса, поэтому покажу то, что удалось найти на просторах интернета

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

В оформлении широко использована позолота. Все иконы для иконостаса написаны вновь, современным иконописцем

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Иконостас Крестовской часовни

Но, пожалуй, самое большое впечатление из современных интерьеров на меня произвел иконостас и всё убранство в целом Крестовской часовни. Часовня расположена на территории Знаменского храма, воистину провидением Господним уцелевшего в кольце Рижской эстакады после многочисленных планов по сносу

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе

Сначала буквально два слова про иконостас самогО Знаменского храма. Он выполнен в конце XIX века именно для этой церкви, а она никогда не закрывалась. Деревянный, резной, позолоченный иконостас в центре пятиярусный, в боковых пределах двухъярусный. Иконы второго яруса размещены в круглых медальонах, украшенных пламеневидными кокошниками. Часть верхних образов увенчана трехлопастными кокошниками

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Иконостас храма иконы Божией Матери «Знамение»

Теперь о Крестовской часовне. Первоначальная часовня была разрушена в советское время, а ведь именно хранившийся в ней крест дал название всей местности — Крестовская застава, а потом и Крестовский мост, Крестовский универмаг. Это крест был сооружен в память о встрече мощей святителя Филиппа, переносимых в Успенский собор Кремля из Соловецкого монастыря. Сейчас крест установлен на престоле, уступами облицованном расписной и рельефной керамикой. Словно бы фоном кресту служит некое подобие киота, заполненной фигурной керамикой с растительным узором и позолотой

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Зеркально, у противоположной стены, расположен керамический киот, с такими же формой навершия и заполнением фигурной керамикой, как у креста. Обратите ещё внимание, какой красивый в часовне пол

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Крест и икона расположены по обе стороны от иконостаса, силуэтом напоминающего иконостас Храма Христа Спасителя

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Оформление иконостаса, киота и обрамления креста выполнены в едином стиле, с одинаковыми заполнениями плоскостей, орнаментами, медальонами и барельефами

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Очень впечатляет тщательная, просто ювелирная проработка и исполнение каждой детали

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Я так и не нашла, кто и где сотворил это чудо. Есть только информация, что часовня воссоздана на пожертвования банка «Зенит», Татнефти и семьи Соколовых.

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

В Крестовской часовне обращает на себя внимание также современная икона Николая-чудотворца, выполненная из полудрагоценных камней в стиле флорентийской мозаики

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

По площади часовня очень маленькая, но зато вверх, к небу и свету, она устремлена на всю высоту двух ярусов и купола

иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть фото иконостас большого собора донского монастыря. Смотреть картинку иконостас большого собора донского монастыря. Картинка про иконостас большого собора донского монастыря. Фото иконостас большого собора донского монастыря

Вид изнутри на купол Крестовской часовни

Как увидеть необычные иконостасы Москвы

С особой радостью отмечаю, что все, о чем здесь рассказано, доступно для посещения. В том же порядке, как описывала храмы, буду рассказывать, как до них добраться.

Троице-Сергиева Лавра – это самый удаленный из описанных объектов. Как туда добраться, лучше посмотреть на сайте Лавры — там подробно все описано: и как добираться, и где остановиться, где поесть, что посмотреть. От себя замечу, что в Троицкий собор обычно собирается большая очередь желающих приложиться к мощам Сергия Радонежского. Поэтому, если вам удалось добраться в Лавру пораньше, до основного потока паломников (часов до 11), то лучше сразу занять очередь. Если вы хотите только осмотреть интерьеры храма, то можно пройти без очереди в любое время, если храм не переполнен.

Благовещенский собор относится к Музеям Кремля, поэтому график работы и условия посещения смотрите на сайте Музеев Кремля. Это единственный из описанных объектов, куда возможен только платный доступ. Музеи Кремля имеют федеральное подчинение, поэтому тут не действует правило третьего воскресенья месяца, когда вход в городские музеи бесплатный. НО: билет на временные выставки Музеев Кремля (а как правило, это эксклюзивные и очень интересные выставки) дает вам право осмотреть храмы на Ивановской площади. Так что можно объединить два культурных мероприятия.

Храм Живоначальной Троицы в Останкине находится рядом с музеем-усадьбой Останкино, на берегу Останкинского пруда. Официальный адрес: ул. 1-я Останкинская, д.7, стр.2. Как добраться общественным транспортом, можно посмотреть на сайте храма. Напротив церкви есть большая бесплатная парковка.

Церковь Троицы Живоначальной в селе Троицком-Лыкове входит в храмовый комплекс подворья Покровского женского монастыря (сам монастырь находится на Таганской улице и больше известен как место, где почивают мощи Матроны Московской). Вся территория подворья ограждена и пройти к храму можно только войдя через основной вход у Успенской церкви, т.е. ориентироваться надо на ворота около ул.Одинцовская, д.24с8. Далее по территории подворья идти к храму. Как добираться общественным транспортом лучше посмотреть на сайте монастыря. Оформленной автопарковки нет, но можно оставить машину либо в начале Туркменского проезда, либо вдоль Одинцовской улицы.

Марфо-Мариинская обитель находится на Большой Ордынке, 34 — буквально 5 минут от метро Третьяковская. Это зона платной парковки, но около обители парковочных мест почти нет, надо искать в переулках. Искренне советую посетить обитель в период цветения или хотя бы зеленого покрова растительности – это очень красивое и ухоженное место.

Церковь Климента Папы Римского Климент расположена на ул. Пятницкая, 26, стр.1 – вообще одна минута от метро Третьяковская. С парковками тут напряженка: около храма их нет, надо искать в переулках, а это всё зона глубоко платных парковок.

Храм Христа Спасителя – метро Кропоткинская. В праздники доступ может быть замедлен из-за большого наплыва посетителей.

Церковь Пимена Великого находится в Нововоротниковском переулке, д.3, всего 2 минуты от метро Новослободская. Парковки вокруг платные, но место найти трудно и дворы закрыты шлагбаумами.

Храм Преображения Господня в Тушино расположен на Волоколамском шоссе, д.128 – это прямо перед МКАД. Совсем рядом железнодорожная платформа Трикотажная Волоколамского направления. Как доехать общественным транспортом лучше узнать на сайте храма. Около церкви есть большая бесплатная парковка.

Преображенский храм в г. Железнодорожный имеет официальный адрес Московская обл., г. Железнодорожный, м/р Саввино, пл. Преображения, стр.1, и на ограде храма табличка гласит об этом же. Но почему-то Яндекс и навигатор не воспринимают этот адрес и предлагают совсем другой микрорайон Железнодорожного. Ориентироваться надо на пересечение улиц Интернат и 1 Мая или на Саввинское кладбище. Перед храмом есть большая парковка. Как добираться общественным транспортом лучше посмотреть на сайте храма.

Храм Живоначальной Троицы в честь тысячелетия Крещения Руси в Орехове-Борисове расположен на Каширском шоссе, д.61а. Если пешком, то проще всего идти от северного выхода метро Домодедовская вдоль Каширского шоссе по направлению в центр по нечетной стороне. Идти достаточно долго, минут 25. Круглые купола храмового комплекса вы вскоре увидите и сможете на них ориентироваться. Общественным транспортом можно добираться от станций метро Домодедовская, Орехово, Шипиловская (на сайт храма вас не отсылаю – там нет пояснений по транспорту). Со стороны Каширского шоссе есть большая бесплатная парковка.

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе находится во 2-м Крестовском переулке, д.17. Это совсем рядом с метро Рижская, только придется покружить по подземным и наземным переходам. Парковки тут платные и их мало.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *